Правовые нормы в системе социальных норм.

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтами является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения при помощи определённых норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило». Общественные отношения регулируют социальные нормы. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления государства и появления нового вида социальных регуляторов - права.

Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организованного общества и создавая юридические прецеденты. В-третьих, государство само «творило» право путём создания нормативных актов.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

Термин «право» имеет множество определений. Самыми распространёнными являются следующие трактовки.

1) Право в общесоциальном смысле. Оно предстаёт в виде свободы и обоснованности с позиций религиозного права и нравственности. Подобное право не связано с юридической сферой и государством, вопрос о его представлении и защите решается обществом в целом, отдельной организацией, религиозной общиной, трудовым коллективом.

2) Право в юридическом смысле. Здесь право есть совокупность норм, издаваемых и охраняемых от нарушений государством. Поведение человека здесь подразделяется на законное и незаконное.

Право в сугубо юридическом смысле - это система общеобязательных юридических норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права.

Основания деления права на отрасли и институты - предмет правового регулирования и метод правового регулирования. В системе права можно выделить три уровня: первый уровень составляют нормы права, второй - правовые институты и пододрали права, а третий отрасли права.

Отраслью права совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.

В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Система права в России включает в себя следующие отрасли:

а) Административное право - отрасль публичного права, регулирующая управленческие отношения, складывающиеся: а) в сфере деятельности органов государственной власти. б) во внутриорганизационной деятельности других государственных органов. в) в процессе осуществления некоторыми общественными организациями и их органами внешних исходящих от государства, юридически властных полномочий.

б) Конституционное право - основополагающая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, систему государственных органов. Данное право регулирует порядок избрания государственных органов всех уровней, их взаимоотношения между собой. Основным источником конституционного права является - Конституция.

г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;

д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т.п.

е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;

ж) земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

З) уголовное право - отрасль права, представляющая собой систему норм, установленных высшими государственными органами власти, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания применить к лицам совершившим их.

Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.

Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

· гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;

· Уголовно-процессуальное право - это отрасль российского права, представляющая собой систему социально обусловленных правовых норм, регулирующих порядок деятельности суда, органов предварительного расследования и прокуратуры при производстве по уголовным делам, права и обязанности граждан и организаций, участвующих в уголовном деле, и возникающие при этом правоотношения.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права.

Институт права - это совокупность норм, регулирующих несколько групп однородных общественных отношений.

Подотрасль права - это совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.

Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное.

Начальный элемент всей правовой конструкции составляют нормы права. Нормы права - это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.

Как уже было сказано выше, социальными нормами называют общие правила поведения, регулирующие общественные отношения между людьми и их группами. Большинство авторов придерживается в том или ином варианте данной трактовки социальных норм, но с точки зрения плюралистического подхода можно привести еще несколько дефиниций отражающих подходы к пониманию социальной нормы.

Так, например, М. Б. Смоленский считает, что «социальные нормы - это объективно необходимые правила общежития людей и социально значимого их поведения».

С точки зрения А. Н. Соколова: «Социальные нормы - нормы, регулирующие общественные отношения, поведение людей, действия коллективов и социальных групп».

По мнению Е. А. Лукашевой: «… социальные нормы - это повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции».

Н. Н. Тарасов указывает, что «социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений».

С. Н. Кожевников отмечает, что «… социальная норма - это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регули­рующие их поведение в обществе».

В свою очередь Н. И. Матузов придерживается позиции, что «социальные нормы – это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного».

В научной и учебной литературе по теории государства и права к социальным нормам относят нормы права, морали, обычаи, религиозные, корпоративные, политические нормы .

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Нормы морали (нравственности) - это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Обычаи - это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естествен­ной жизненной потребностью людей, а в результате их многократ­ного повторения становятся привычными для них.

Религиозные нормы – это правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии.

Под корпоративными нормами , обычно, пони­маются правила поведения, создаваемые в организованных сообщест­вах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

В качестве организованных сообществ выступают различного рода государственные и негосударственные органы, упреждения, предприятия, общественные организации, хозяйственные общества и товарищества, и т.п.

Политические нормы - это нормы, регу­лирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти и др.

Право являясь одним из социальных регуляторов, имеет схожие черты с другими социальными регуляторами. Соответственно нормы права обладают рядом признаков объединяющих их иными социальными нормами. Такое единство объясняется рядом факторов.

Во-первых, все рассматриваемые нормы являются социальными, т.е. представляют правила поведения, регулирующие общественные отношения. Во-вторых, все они являются правилами общего поведения, оказывающими воздействие на множество людей в различных ситуациях и рассчитанные на неоднократное использование.

В-третьих, как правило, все они формируются с учетом понятий свободы, добра, справедливости и т.д.

В-четвертых, все они являются частью общественной культуры и обусловлены уровнем развития культуры в обществе.

В-пятых, все социальные нормы определяют границы возможного и должного поведения людей.

В-шестых, социальные нормы в своем развитии обладают преемственностью.

В-седьмых, возникновение и развитие социальных норм связано с развитием экономических отношений.

Несмотря на наличие общих свойств норм права с другими социальными нормами, нормам права отводится центральное место в системе социальных норм и ведущая роль в социальном регулировании. Это связано с отличительными особенностями права как социального регулятора, выраженными в ряде его признаков.

Формальная определенность права. Правовые нормы всегда имеют строго определенное внешнее выражение: писанный нормативный акт либо юридический прецедент. Иные социальные нормы меньше подвержены формализации внешнего выражения и могут носить устный либо конклюдентный характер (ритуалы, обряды) и содержаться в общественном сознании. Кроме того, изложение правовых норм в официальных письменных документах делает их более доступными и понятными для восприятия населением, чем другие социальные нормы (например, обычаи или религиозные нормы).

Системность права. Правовые нормы объединены в единую систему права, в которой происходит постоянное взаимодействие норм права в рамках институтов, подотраслей, отраслей права. Другие социальные нормы не составляют между собой такую единую и целостную систему. Так, нормы морали, обычаев или религиозные нормы в рамках одного государства – Российской Федерации – воспринимаются и трактуются гражданами в районах Крайнего Севера, в Сибири, на Кавказе или в Центральной части России по-разному (например, шаманизм в Сибири и на Дальнем Востоке, Крайнем Севере; ислам на Кавказе или православие на остальной части России).

Общеобязательность права. Нормы права, закрепленные в законах или иных нормативных правовых актах, являются обязательными для исполнения всеми гражданами, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями на всей территории страны. Невыполнение правовых предписаний влечет наступление для правонарушителя юридической ответственности. Другие социальные нормы общеобязательностью не обладают, невыполнение норм мусульманского права лицом, исповедующим православное христианство, или нарушение моральных норм (например, молодежь не уступает место в общественном транспорте пожилым людям, т.е. проявляет неуважение к старшим по возрасту) не влечет за собой наказания, а вызывает в лучшем случае только общественное порицание.

Гарантированность правовых норм государством . Данный признак предполагает, что нормы права устанавливаются либо санкционируются государством, которое строго следит за их соблюдением и в необходимых случаях обеспечивает реализацию правовых норм, в т.ч. силой государственного принуждения (деятельность милиции, прокуратуры, суда, тюрем и т.д.). Реализация других социальных норм связана только сознанием людей и обеспечивается в основном общественным мнением, которое не всегда является объективным и эффективным инструментом в регулировании общественных отношений.

Поэтому учитывая всеобъемлющий и всеохватывающий характер права, ему отводится центральное место в системе социальных норм и роль главного социального регулятора общественных отношений.

Однако, несмотря на приоритетное значение норм права в системе социального регулирования, право тесно взаимодействует с иными социальными нормами, защищает наиболее важные требования морали, обычаев, религии, политики, что является необходимым условием эффективного правового регулирования.

Ведя речь о взаимодействии права с другими социальными регуляторами, стоит отметить соотношения права и морали, права и обычаев, права и корпоративных норм, права и религии, т.к. они оказывают наиболее сильное влияние на развитие правовых норм. Поэтому именно о них пойдет речь ниже.

Смоленский М.Б. Теория государства и права. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. С.125.

Соколов А.Н. Теория права и государства. – Калининград: ФГУИПП «Янтар. Сказ», 2002. С.27.

Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2004. С.200.

Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. С.131

Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.282-283.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2002. С.211.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2002. С.273.

Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.286.

Абдулаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. – СПб.: Питер, 2003. С.273.

Темнов Е.И. Теория государства и права. – М.: Право и закон XXI, 2004. С.45.

Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону: Издательская группа «МарТ», 2002. С.330.

Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2001. С.285.

Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения.

Помимо права к социальным нормам относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др.

Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.

Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.

Общие признаки социальных норм:

1)Социальный (общественный) характер. Социальные нормы регулируют отношения между людьми. 2)Общий характер. Социальные нормы представляют собой не конкретные указания - когда, кому и что делать или не делать, а общие модели, образцы, стандарты человеческого поведения.

3)Объективно-субъективный характер. Социальные нормы отражают экономический, политический, социально-культурный уровень развития общества.

4)Системный характер. Чтобы выполнять функции социального регулирования все нормы должны быть согласованы между собой, взаимодействовать, дополнять друг друга, не противоречить.

5)Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.

6)Обеспеченный характер. Норма ничто без соответствующего обеспечения. Каждое правило - моральное, религиозное, корпоративное или правовое - должно иметь специфические гарантии. Нарушение нормы влечет применение к нарушителю определенных санкций. Если за нарушения права применяются государственные санкции, то иные социальные нормы обеспечиваются санкциями негосударственного, общественного характера.

Право в системе социальных норм

Социальные нормы – это правила поведения которые:

  1. обращены к индивидуально-неопределенному кругу лиц,
  2. регулируют общественные отношения (т. е. отношения между людьми и их объединениями).

Социальные нормы обусловлены уровнем развития общества. Различаются между собой способами их установления и обеспечения (охраны).

Виды социальных норм:

Нормы права

устанавливаются и охраняются государством, в том числе и путем государственного принуждения.

Нормы морали

складываются стихийно на основе господствующих в обществе религиозных и этических идеалов, представлений о добре и зле. Охраняются они моральной санкцией (напр., в виде осуждения со стороны окружающих или наложения епитимьи, отлучением от церкви и др.). Наряду со всеобщей моралью имеется профессиональная этика, например врачебная, педагогическая, судейская и т. п. Иногда ее несоблюдение влечет правовые последствия напр., судья может быть отстранен от должности. Для того чтобы аморальный поступок повлек правовые последствия, необходима правовая норма, которая отсылала бы к нормам морали.

Обычаи

складываются стихийно в результате неоднократного повторения. Выполняются добровольно, так как их соблюдение упрощает жизнь человека. Норма обычая может превратиться в правовую норму. ГК РФ предусматривает, что суд применяет обычаи делового оборота, если данное отношение не урегулировано нормативно-правовым актом или договором.

Нормы этикета

складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Обеспечиваются автоматически, человеку выгодно соблюдать эти нормы, так как несоблюдение этикета усложнит общение.

Нормы традиций

складываются стихийно и никак не охраняются (если не являются одновременно нормами морали, например, воинские традиции).

Нормы ритуалов

могут складываться стихийно, могут устанавливаться религиозными и иными организациями, они могут охраняться установившими их организациями, а могут и вовсе не охраняться.

Корпоративные нормы

устанавливаются общественными объединениями и охраняются этими объединениями.

Технические нормы не являются социальными и регулируют не общественные отношения между людьми, а поведение лица в отношении какого-либо технического устройства. Они содержатся, напр. в инструкции к любой технике. Утверждаются не государством, а изготовителем устройства. Однако несоблюдение этих норм может повлечь правовые последствия. Напр., может быть утрачено право на бесплатный ремонт техники. Иногда несоблюдение технических норм может повлечь и уголовную ответственность, если в результате наступили тяжкие последствия. Но для того чтобы наступили правовые последствия в результате несоблюдения технических норм, необходима правовая норма, устанавливающая такие последствия. В таком случае технические нормы становятсятехнико-юридическими.

показать содержание

Право и мораль.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила.

Мораль - это также обусловленная природой человека и общества система социального регулирования, основывающаяся на нравственности и регулирующая нравственные аспекты поведения человека в обществе, обеспеченная возможностью общественного одобрения или порицания.

Общие черты : 1) право и мораль представляют собой разновидности единой системы социальных норм; 2) право и мораль имеют нормативное содержание, являются регуляторами поведения людей; 3) право и мораль основываются на общности социально-экономических интересов и культуры общества.

Различия: 1) по времени возникновения. Исторически мораль возникла раньше права и в определённом смысле является его прародителем. 2) По способу образования. Мораль формируется в недрах общества, основывается на его культурном уровне. Право же помимо этих установлений привлекает ещё и данные наук (например, экономики) и формулируется государством. 3) По степени детализации. Мораль по-прежнему является конкретной, носит казуальный характер, питается из конкретных примеров. Праву же свойственна, с одной стороны, абстракция, а с другой – чёткая квалификация конкретных действий, перечисление необходимых и достаточных признаков деяний. 4) по форме выражения. Право формализовано, строго документировано, носит системный характер. Мораль не имеет чёткой формы и является частью общественного сознания, мировоззрения. 5) По способу охраны от нарушений. Право охраняется государством, которое вправе применять за нарушение соразмерную санкцию, носящую характер ограничения или лишения определённых прав и свобод, а также возмещения причинённого ущерба. Мораль же ограничивается общественным осуждением, которое, несмотря на это, может быть очень строгим, но не всегда справедливым.

Право и мораль

Мораль – это система господствующих в обществе этических представлений и чувств (т. е. идей о справедливости, добре и зле, чувство морального удовлетворения или стыда), а также основанных на них норм. Мораль – синоним нравственности. Есть и другая точка зрения (И. Кант): если мораль является объективно существующей нормативной системой, то нравственность – это субъективная способность человека априорно воспринимать добро и зло. В этом смысле нормы морали, существующие в нравственно неразвитом обществе, могут быть безнравственны.

Взаимодействие права и морали

1. Общее в праве и морали:

1. относятся к надстройке над экономическим базисом общества, они меняются в связи с изменением экономических отношений;

2. нормы права и морали являются социальными нормами, т. е. регулируют общественные отношения.

2. Различия права и морали:

1. право возникает одновременно с государством, а мораль значительно раньше (существование даже первобытной общины невозможно без морали);

2. нормы права устанавливаются государством, нормы морали возникают стихийно, а иногда в результате религиозного или иного воспитания;

3. мораль включает не только нормы, но и представления чувства;

4. нормы морали охраняются силой общественного мнения, нормы права охраняются государством;

5. право имеет дело только с поведением, выраженным вовне (т. е. с действием или бездействием), аморальными могут быть и мысли.

3. Соотношение норм права и морали по содержанию. Тут есть разные точки зрения. Р. Иеринг, например, считал право «этическим минимумом»

В советском правоведении преобладала точка зрения, что все незаконные действия аморальны уже ввиду того, что они незаконны.

Но при этом, например, организация Социалистической революции в 1917 г. не считалась аморальной. Вообще для марксизма характерен нравственный релятивизм – нравственным считается все, что выгодно рабочему классу в данный момент времени, цель оправдывает средства. Сам этот тезис представляется безнравственным.

В обществе существуют различные нормы которые называют социальными. Какое место среди них занимает право? Понятие права, одно из понятий ТГП (теории государства и права), изучают на уроках обществознания в 10 классе.

Особенности права в системе социальных норм

Право - это одна из общественных норм. Роль права очень важна в нашей жизни, при этом оно достаточно определенно отличается от других.

Среди других норм можно выделить мораль, религиозные нормы, обычаи и др.

Ближе всего право к религиозным нормам. И те, и другие в большинстве случаев отражены в каком-либо письменном документе или вероучительной книге. В некоторых исламских странах религиозные нормы являются обязательными для всех, а право лишь переводит их на юридический язык. Но в большинстве современных стран, в отличие от религиозных, нормы права обязательны для всех.

В РФ церковь отделена от государства и не оказывает влияния на право; религиозные убеждения - личное дело гражданина.

Мораль - это общепринятые в обществе понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо»: как можно поступать, а как - нет, что нравственно, а что безнравственно. Мораль нигде не прописана, она может меняться на протяжении времени. Как правило, представления эти исходят от людей, а не предлагаются им законодателями. Многие нормы права связаны с моральными. Например, воровство безнравственно и противоречит нормам права. Возможны и несоответствия. Но чаще мораль и право согласны, и мораль дополняет право.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Обычаи стоят от права еще дальше. Это неписаные нормы поведения. В некоторых случаях какой-либо обычай представляется государству полезным, тогда он может стать нормой права; напротив, какой-то обычай может быть вредным для государства, и тогда нормы права его ограничивают. Но в большинстве случаев место права не соотнесено с обычаями.

Особенности права

Сначала дадим определение. Право — это система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.

  • социально (оно действует в обществе);
  • нормативно (существует в виде норм, регламентирующих, какие действия граждан возможны, какие запрещены и какие предписаны);
  • системно (то есть представляет собой систему, элементы которой взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга; вместе с тем эта система закрыта: субъекты отношений не могут повлиять на нормы права в зависимости от своих намерений и предпочтений);
  • формально (выражено в какой-либо форме, например, в форме закона);
  • общеобязательно ;
  • обеспечено государством (государство обеспечивает выполнение норм права вплоть до принуждения);
  • носит государственно-волевой характер (государство заинтересовано в исполнении своей воли и готово требовать исполнения норм права от всех граждан, в том числе и с помощью специальных органов (полиция и т.п.)

Как право отражается на нашей жизни? Право выполняет несколько функций:

  • охраняет и регулирует наиболее важные общественные отношения;
  • воспитывает, не позволяя нарушать нормы;
  • закрепляет нормы, сформировавшиеся исторически.

Нормы: социальные и правовые

Социальная норма - это такая норма, которая регулирует жизнь общества, отношения между людьми. В системе социальных норм есть разные (моральные, религиозные и т.п.), в том числе и правовые.

Правовая норма - это малая часть права. Это именно один элемент, в то время как право в целом довольно обширно и представляет собой систему.

Правовая норма является социальной, но она имеет явные отличительные особенности, которые позволяют отмежевать ее от других норм.

Она единственная исходит не от общества, а от государства и является официальным выражением его воли, при этом существует в конкретной форме, закрепленной в каком-либо документе.

Она является выражением воли государства и охраняется его силовыми органами.

Она призвана:

  • указывать, как именно, где и при каких обстоятельствах субъект должен, или может, или не может совершать какие-либо действия;
  • закрепить права и обязанности участников каких-либо отношений, регламентируя допустимую меру свободы человека.

Фраза «Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа» сказана судьей некоему парламентарию, задевшему рукой нос соседа; в ответ на слова: «Я имею право размахивать руками!» судья и произнес эти слова.

Структура нормы права

Норма права имеет конкретную структуру, показанную в таблице:

Принципы классификации правовых норм

Правовые нормы классифицируются по многим принципам. Примеры:

  • по социальному назначению нормы делятся на учредительные (основополагающие принципы), декларативные (заявления), дефинитивные (определения чего-либо), коллизионные (рассуждающие), оперативные (инструментальные), обеспечительные (гарантирующие что-либо), регулятивные (собственно правила), охранительные;
  • по характеру норм : обязывающие, запрещающие, управомочивающие (разрешающие);
  • по сфере действия : общие (для всех), ограниченного действия (например, действующие в течение какого-либо времени, или на конкретной территории, или при конкретных обстоятельствах), локального действия (действующие в конкретном коллективе).

Есть и другие варианты классификаций.

В этой связи используется понятие нормативного, или социального регулирования. Нормативное (социальное) регулирование — это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Такое регулирование выражает объективную потребность общества в упорядочении поведения людей, в подчинении их определенным правилам.

Нормативное регулирование включает следующие моменты: 1) выработку социальных норм (образцов поведения); 2) реализацию этих норм в деятельности индивидов, организаций; 3) использование мер воздействия (убеждение, принуждение) в случае нарушения установленных правил.

В рамках общего понятия нормативного регулирования выделяются несколько подвидов. В их числе — регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали); правовое регулирование и др.

Следовательно, социальное (нормативное) регулирование предстает перед нами в многообразии форм выражения. Оно не замыкается на каком-то одном регуляторе. Напротив, социальное регулирование отражает (опосредует) всю многогранность, сложность человеческого бытия.

Необходимым элементом нормативного (социального) регулирования является социальная норма. Социальная норма — это правило общежития людей, правило социально значимого поведения. Можно сказать так: социальная норма — это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.

Социальным нормам присущи следующие общие признаки.

  1. Они отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества.
  2. В них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны, регионов.
  3. Они отличаются общим характером, абстрактностью адресата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).
  4. Социальные нормы характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.
  5. Эти правила поведения характеризуются обязательностью исполнения, возможностью реализации санкции в отношении нарушителя правила. Социальным нормам в силу их природы свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное — безнравственное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Рассмотрим их отдельные виды.

1. Обычаи — это правила поведения общего характера, сложившиеся в результате длительной общественной практики, вошедшие в привычку.

Обычаи — исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претерпевают изменения, появляются новые обычаи. По своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепления бытующие предрассудки, пережитки прошлого.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде отдельных, локальных, изолированных друг от друга правил поведения. Обычаи во многом различны, зависят от социальной сферы, в условиях которой они сложились.

Механизм действия норм-обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.

Обычаи нередко имеют формализованное содержание (организация свадьбы и др.)- По своему смыслу они близки к понятию «нравы». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризуют все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке».

В нравах находит отражение психология жителей определенной местности, социальной группы. В этой связи говорят об укладе общественной жизни (старинные, современные нравы).

На жизнь людей, социальных групп общества оказывают влияние традиции, рассматриваемые в литературе как разновидность обычаев. В Толковом словаре русского языка отмечается, что традиция — это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий)2.

Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости, опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространенному примеру. В то же время традиции по сравнению с обычаями представляют собой более широкие образования, в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции — в более короткое время. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.

2. Корпоративные нормы — правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы , политические партии , кооперативы и др.

Особенности корпоративных норм таковы: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок и формирование, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, — это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общеобязательности подобно праву, закону . Возможности поведения, основанные на корпоративных нормах, в частности, включают право избирать и быть избранным в руководящие органы организации, право руководящих органов реализовать меры воздействия, предусмотренные этой организацией, и др. Специфическая природа корпоративных норм наиболее отчетливо проявляется в том, что они распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, непременно связанные с членством в этих организациях.

По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. Вместе с тем, основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они выражают общую (коллективную) ответственность всех членов определенной организации.

3. Политические нормы — это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти и др. Природа и особенности этих норм находят выражение в следующем.

Во-первых, они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств , в программных документах политических партий, движений.

Во-вторых, такие нормы служат основой для достижения определенных целей в политике.

В-третьих, к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи.

В-четвертых, эти нормы нередко предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности , ее активности в сфере политической жизни.

В-пятых, они могут отличаться общим декларативным характером либо быть формализованными, предусматривать конкретные права и обязанности субъктов политических объединений.

В-шестых, политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).

В-седьмых, политические нормы содержат критерии, предъявляемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.).

4. Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Моральные нормы и принципы в конечном счете определяются экономическими и иными условиями жизни общества. Предмет нравственного регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю , ибо это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм нравственности входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей. Мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо — плохо, справедливо — несправедливо). Действие этих норм состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствующим мотивам и целям.

Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рамках различают общепринятые нормы и нормы морали определенных слоев и групп населения. Заметим, система нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не совпадать с общепринятыми нормами морали. В этой связи мы говорим об антисоциальной морали криминальных слоев общества.

Мораль как форма общественного сознания зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали поведение людей и в период первобытнообщинного строя. Если подвести некоторые итоги, то следует отметить, что моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей. Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж , разбой и иные преступления . Однако руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений , нравственной формулой «не укради», он воздерживается от этих видов противоправного поведения.

Отличительная особенность морали в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

К числу спорных относится следующий вопрос: «Надо ли разграничивать понятия «мораль», «нравственность»? По мнению В.С. Нерсесянца, между этими понятиями линию разграничения провести можно. В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни.

Нравственные нормы — это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Следовательно, здесь имеет место «согласованное действие обоих регуляторов — морального и нравственного».

Заметим, что в одном ряду с понятиями «мораль», «нравственность» используется слово «этика». Что оно означает? По этому поводу в Большом энциклопедическом словаре сказано следующее: «Этика — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность». Соответственно, слово «этикет» означает установленный, принятый порядок поведения, форму обхождения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, например, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.).

Итак, нормы морали предопределяются историческим развитием человечества, по своему происхождению не связаны с государственной властью, отличаются специфическим содержанием, реализуются на основе внутреннего убеждения человека.

5. Религиозные нормы — это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы.

Во-первых, такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.

Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии.

В-третьих, такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано».

В-четвертых, любая религия и, следовательно ее нормы, ссылаются на волю сверхъестественных сил. В этой связи человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, повинующийся «божественной воле и власти». Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Превращение религиозного предписания норм в ценностную ориентацию верующего побуждает его к совершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или неисповедующими религию. Субъекты религиозных отношений — это верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы.

Религиозные нормы содержатся (фиксируются) в книгах священного писания, в постановлениях соборов и других церковных органов. По характеру поведения эти нормы могут быть позитивными (обязывающими), т.е. предписывающими совершение тех или иных действий, совершение покаяния, и негативными, запрещающими определенные поступки: «не убий», «не укради» и др. Средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.

Следовательно, свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему. В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы общечеловеческого общежития содержатся в Новом Завете в Нагорной проповеди. В Моисеевых законах, например, установлена необходимость трудиться в течение шести дней и отдых на седьмой, требование детям почитать своих родителей , запрещается убийство , прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.

В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декларирует свои принципы, свою систему ценностей, а посредством разных средств, в том числе религиозных норм, утверждается в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви.

Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д. Всем социальным нормам свойственны два момента: 1) предмет регулирования здесь сугубо социальный — общественные отношения; 2) «субъектный» состав связан только с людьми (индивиды, организации).

Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах общества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе социальных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определенное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).

Соотношение права и морали

Статья 125 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии. Как видно, помощь обязаны оказывать: по закону — родители несовершеннолетним детям , в силу договора — сиделка, приглашенная для ухода за тяжело больным, и др.

Назовем в этой связи и ст. 270 УК РФ, содержащую норму о безусловной необходимости оказать помощь людям, гибнущим на море или ином водном пути. Речь идет о любом судне, капитан которого или лицо, исполняющее его обязанности, имел возможность оказать помощь гибнущим людям, но не сделал этого.

Подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям как более прогрессивным.

Соотношение права и иных социальных норм

Корпоративные нормы, со своей стороны, оказывают определенное содействие в регулировании отдельных видов общественных отношений. Так, в период выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения кандидатов в депутаты, а также назначения своих представителей в избирательные комиссии (Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г.).

Нормы уставов партий и других общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться это право, кто именно (съезд, конференция, центральный комитет) наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты, назначать членов избирательных комиссий.

Приведенный материал свидетельствует о многоаспектной связи права и корпоративных норм, позволяет глубже понять систему правовых и неправовых средств, воздействующих на поведение индивидов и организаций.

В. Право и политические нормы

Политика — это область взаимоотношений и различных видов деятельности по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, в том числе политических норм. Поскольку основным политическим институтом в обществе является государство, постольку политические и правовые нормы органически связаны, нередко решают одни задачи.

Политические нормы могут отражать различные структурные уровни. Один уровень — это нормы организации политических институтов, политических процедур, процессов и др. Такие нормы, как правило, функционируют исключительно в сфере политики. Другое дело — область государственной власти , ее формы, устройства, функционирования субъектов государства и т.д. На таком уровне политические нормы принимают правовую форму и могут рассматриваться в качестве политико-правовых. Предметное поле таких норм многообразно.

Нормы такого плана могут регламентировать деятельность государства и других политических институтов как в пределах страны, так и при осуществлении своих интересов на международной арене, во взаимоотношениях с другими суверенными государствами.

Как видно, политическая организация общества всегда опирается и на политические, и на правовые нормы, что позволяет говорить об их политико-правовой целостности, едином политико-правовом пространстве их деятельности. Проведенный анализ подтверждает, что такие нормы прежде всего содержатся в конституционном законодательстве. Это объясняется следующими факторами.

В-третьих, показателем развитости политики и права в нашем обществе можно считать осуществление прав и свобод в реальном, практическом измерении (проведения выборов федерального и иного уровней).

В-четвертых, Конституция России в главе второй «Права и свободы человека и гражданина » раскрывает основополагающие принципы гражданского, в том числе политического статуса человека. "

В-пятых, гражданский, политический и другие статусы человека и гражданина гарантируются и охраняются государством. Согласно ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В-шестых, порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти , других государственных должностных лиц регулируется политическими нормами, которые выражены в юридической форме. Нормы такого содержания в основном регулируют отношения законодательной, исполнительной и судебной власти .

В-седьмых, цолитико-правовые нормы допускают существование и деятельность политической оппозиции (парламентской и иной). Наличие оппозиции свидетельствует о том, что в обществе и государстве есть иные, не только официальные взгляды, суждения, позиции, с которыми надо считаться.

Надо видеть и то, что на основе политико-правовых норм граждане могут оказывать существенное влияние на деятельность государства и его органов, побуждать соответствующие структуры к поиску компромиссов. Это митинги, демонстрации, манифестации, пикеты, выбор представительных органов власти и др. Поскольку расширяется сектор гражданских самодеятельных организаций, постольку будет более значимо их воздействие на политико-правовую жизнь страны.

Г. Право и религиозные нормы

Право и религия — это системные регуляторы общественной жизни прошлого и настоящего периода времени. Они способны взаимодополнять друг друга; направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться. Общность и взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем. Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект — поведение людей, основанное на их сознании и воле. Во-вторых, Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции является светским государством. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством, наряду с конституционными положениями, регулируются ГК РФ и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания — нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и др. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, предпосылку правомерного поведения , отвечающего требованиям права и законности . В-четвертых, надо иметь в виду, что существует церковная и нецерковная религиозность. Церковь — особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет их иноверцам. В действительности, как подтверждает история , такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного, согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений (типа японской религиозной секты Аум Сенрикё), отрицательно влияющих на личность , разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей.

Деятельность такого рода также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Такова в целом характеристика системы нормативного регулирования современного российского общества и места права в системе этого регулирования.

Поделиться: