54 особенности административной ответственности юридических лиц.

Закрепление в качестве субъекта административного правонарушения юридического лица является новеллой Кодекса об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ). Законодатель в Особенной части КоАП РФ выделяет около 200 таких составов.

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ закреплено важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Административная ответственность юридических лиц - это применение к организациям, обладающим административной право-субъектностью, административных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью восстановления социальной справедливости, государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей и предупреждения правонарушений.
После вступления в силу с 1 июля 2002 года нового Кодекса об административных правонарушениях, в результате проверок соблюдения его положений, участились случаи, когда по факту одного выявленного административного правонарушения контролирующими органами составляются протоколы в отношении всех, указанных в статье КоАП РФ, субъектов административного права - юридического, должностного и физического лица (работника). По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении указанные субъекты одновременно привлекаются к административной ответственности в рамках санкций, предусмотренных в КоАП.

Только при наличии определенных фактов и доказательств, такие действия контролирующих органов являются законными и обоснованными.

2. Юридическое лицо является специальным субъектом административного права Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Не вызывает сомнений, что юридическое лицо является специальным субъектом административного права, и поэтому законодатель предусмотрел особенности для его привлечения к административной ответственности. В п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрен особый порядок установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Вина юридического лица считается установленной, если доказано, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Только установив и доказав, что юридическое лицо приняло не все необходимые меры, можно установить вину юридического лица и привлечь его к административной ответственности. Понятие вины юридического лица значительно отличается от понятия вины физического лица, в том числе должностного лица. Характерно, что вина юридического лица определяется по формальному признаку нарушения административного запрета. По букве закона юридическое лицо не освобождается от административной ответственности даже в том случае, если в конкретной ситуации исключалась возможность наступления вредных последствий от нарушения административного запрета. Единственная возможность отвратить наказание – это ссылаться на малозначительность правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). Однако такой выход представляется проблематичным, поскольку административная практика отличается формальным подходом к оценке деяний и принимает во внимание в основном сам факт нарушения административного запрета.

По той же самой причине сложно представить, каким образом будет реализована презумпция невиновности юридического лица. Ведь если юридическое лицо не обязано доказывать, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, то тем самым обязанность по доказыванию этих обстоятельств полностью перекладывается на сторону обвинения. Однако сторона обвинения как таковая отсутствует в производстве по делам об административных правонарушениях и обвинительные функции автоматически возлагаются на орган административной юрисдикции. В то же время орган административной юрисдикции не является субъектом доказывания, а только оценивает доказательства.

Протокол об административном правонарушении бессилен разрешить вопрос, имелась ли в нарушении административных норм вина юридического лица. Должностное лицо правоохранительных и контролирующих органов при составлении протокола фиксирует только факт нарушения административного запрета и не обязано выяснять и заносить в протокол, имелась ли у юридического лица возможность соблюсти административное правило (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), а законные представители юридического лица не обязаны давать объяснения и замечания при составлении протокола (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

ст. 2.10 КоАП РФ, которая определяет правила привлечения к административной ответственности реорганизованных юридических лиц. Согласно ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ, в случаях реорганизации юридического лица административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Это положение представляется разумным в случае реорганизации путем преобразования, когда юридическое лицо остается самим собой и лишь меняет организационно-правовую форму. Однако с учетом указанных выше принципов административной ответственности трудно объяснимо, почему за совершение административного правонарушения до реорганизации сливающимся, присоединяющимся, разделяющимся или выделяющим юридическим лицом административную ответственность несет объединенное, присоединившее, вновь возникшее или выделившееся юридическое лицо после реорганизации. Реорганизация юридического лица подобна наследованию физического лица, которое не несет ответственности за личные обязательства наследодателя. А административная ответственность – это сугубо личная обязанность, которая не может быть отчуждена.

Юридическое лицо может подлежать административной отственности только за деяния, исходящие от его органа и выразившиеся в непринятии всех мер, необходимых для соблюдения норм административного законодательства его должностными лицами и работниками. Оно, как и любой субъект, не может быть привлечено к ответственности и подвергнуто наказанию за чье-либо правонарушение. Если работник юридического лица совершает административное правонарушение, то административной ответственности и наказанию подлежит только он. Ответственность имеет индивидуально-определенный характер и не может переходить от одного субъекта к другому.

Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции, действуют пока лишь отдельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных законах. Данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и вступивший с 2002 года в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который основывается на Конституции Российской Федерации, и где значительное место отведено правовым основам применения административных взысканий к юридическим лицам (предприятиям, организациям).
Необходимо также на законодательном уровне унифицировать подходы к вине юридического лица, взяв за основу объективный подход, поскольку природа административной ответственности едина независимо от сфер, в которых она применяется..

Вопрос об уголовной и административной ответственности юридических лиц остается сегодня дискуссионным. По мнению ряда исследователей, институт применения наказания к юрлицам разрушает целостность предмета законодательного регулирования. Рассмотрим далее подробно особенности административной ответственности юридических лиц.

Актуальность проблемы

Дискуссионность вопроса обуславливается также и сущностью юридического лица как правовой фикции. У него отсутствует рассудок и психическое отношение к совершаемым действиям. Соответственно, административная ответственность физических и юридических лиц предполагает различное понимание института вины.

Согласно действующему законодательству, юрлица выступают в качестве субъектов ответственности наравне с гражданами. Следует сказать, что на практике вопрос о привлечении к административной ответственности юридических лиц был решен намного раньше, чем в теории.

Специфика института

Если юридическое лицо привлечено к административной ответственности, на него распространяются все положения, закрепленные в КоАП, равно как и на граждан. К примеру, оно не может быть наказано дважды за одно и то же правонарушение. Вменение той или иной санкции или применение мер обеспечения в отношении юрлица допускается только на основаниях и по правилам, закрепленным законодательством.

К каждому конкретному случаю применяются нормы, действовавшие в месте и во время совершения правонарушения. Исключением являются случаи, когда нормы действуют только в отношении физлиц. В частности речь идет о положениях о невменяемости, совершении правонарушений группой лиц и пр.

Административная ответственность юридических лиц: определение

Ключевым нормативным актом, устанавливающим порядок вменения санкций юрлицам, является КоАП. Общие правила применения наказаний закреплены в ст. 2.10 Кодекса. Согласно п. 1 этой статьи, административная ответственность юридических лиц наступает в случаях, предусмотренных нормами разд. II КоАП или региональными законами.

В настоящее время предусмотрено более 200 составов правонарушений. Так, административно-правовая ответственность юридических лиц установлена за посягательства на:

  • Права, санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье граждан.
  • Общественный порядок, нравственность, частную собственность.
  • Экологическую безопасность.
  • Отношения в сфере финансов, налогообложения, сельского хозяйства, таможенного дела.
  • Порядок реализации институтами власти их функций.
  • Госграницу.
  • Безопасность на дорогах.

Региональные нормы

Как установлено в КоАП РФ, административная ответственность юридических лиц за нарушения законодательства субъектов наступает, если соответствующее правонарушение предусмотрено в нем. Региональные власти, руководствуясь Конституцией (ст. 72, ч. 1), вправе закреплять санкции исключительно в законах. При этом нормативные акты не могут противоречить положениям КоАП.

Административная ответственность к юридическому лицу применяется по определенным правилам. Так, нормы, устанавливающие либо отягчающие наказание за правонарушение либо другим образом ухудшающие положение субъекта, не имеют обратной силы.

Законы, отменяющие или смягчающие административную ответственность юридических лиц и граждан либо другим способом улучшающие их положение, имеют обратную силу. Иначе говоря, такие нормы распространяются на субъектов, совершивших правонарушение до вступления правовых положений в действие, если постановление о вменении им санкции не было исполнено.

Условия применения ответственности

В Постановлении КС № 7-П от 27.04.2008 г. указывается, что административная ответственность юридических лиц в РФ наступает только за те действия, которые законодательством, действующим на день их совершения, признаны правонарушениями. Из этого следует, что для вменения субъекту санкции необходимо выявить состав противоправного деяния.

Признаки правонарушений в публично-правовой сфере, содержание конкретного состава определяются исходя из конституционных принципов демократического государства, основываются на требовании справедливости и законности.

Элементы нарушения

Юридические лица подлежат административной ответственности при наличии состава противоправного деяния. Обязательными элементами правонарушения признаются:

  1. Субъект. В качестве него выступает, собственно, юрлицо.
  2. Объект правонарушения. Ими являются те отношения, на которые посягает субъект.
  3. Объективная сторона - содержание правонарушения.
  4. Субъективная сторона - отношение субъекта к своим действиям.

Отсутствие любого из указанных элементов исключает наличие состава правонарушения в целом. Соответственно, недопустима и административная ответственность юридического лица.

Объект посягательства

Им признаются общественные отношения, регулируемые и охраняемые административно-правовыми нормами. В соответствии со ст. 1.2 КоАП, объектами правонарушений считается охрана:

Все эти объекты считаются родовыми и признаются неотъемлемой и самостоятельной частью общего объекта. В качестве него выступают отношения, связанные с предупреждением правонарушений.

Кроме этого, различают также и видовой объект - специфическую группу общественных отношений. Речь, в частности, о сфере транспорта, финансах, дорожном движении, рынках ценных бумаг, налогах и сборах, таможенном деле и пр.

Объективный аспект

Он формируется действием/бездействием юридического лица. Административная ответственность возникает в случае, когда причинен вред общественным правоотношениям. Ущерб - один из ключевых признаков объективной стороны. Кроме этого, ее характеризует способ, место, время совершения правонарушения. Дополнительными признаками объективной стороны деяния могут выступать злостность, систематичность, повторность.

Характеристика субъекта

При описании этого элемента состава правонарушения используются признаки, закрепленные гражданским законодательством. Согласно 48 статье ГК, в качестве юрлица выступает коммерческая или некоммерческая организация, созданная в форме, предусмотренной нормами права, и имеющая соответствующий статус.

В 3 части ст. 2.1 КоАП установлено, что в качестве субъекта административного правонарушения может выступать и юридическое, и При этом необходимо обратить внимание на важный нюанс. Вменение административной санкции юрлицу не и должностное лицо.

Юридические лица имеют определенную структуру. В каждой организации есть исполнительный орган. Он может быть коллегиальным (совет директоров, к примеру) или единоличным (гендиректор). В составе исполнительного органа находятся физические (должностные) лица. По закону, административную ответственность несет юридическое лицо в целом и конкретный гражданин, допустивший правонарушение. Соответственно, органу, рассматривающему дело, необходимо доказать вину и должностного, и юрлица.

Субъективный аспект

Он выражается в психическом отношении лица к своему действию/бездействию. Можно ли считать вину неотъемлемым элементом состава правонарушения? Чтобы на этот вопрос получить ответ, необходимо обратиться к положениям законодательства. Понятие вины раскрывается в разных нормах. В классическом понимании она предполагает психическое отношение лица к противоправному деянию и последствиям, которые наступают в связи с его совершением. В этом смысле вина соотносится с осознанием действий граждан (в том числе должностных лиц), совершаемых от имени юридического лица. Следовательно, здесь можно говорить о "коллективной вине", определяемой по "доминирующей воле". Аналогичное определение присутствует и в 106 статье НК.

Между тем в научных изданиях нередко отмечается, что вина юрлица не может определяться произвольно при установлении вины конкретного физлица. Соответственно, для наступления административной ответственности юридического лица необходимо доказать вину всех сотрудников, действующих от его имени.

В теории закреплен и другой подход к определению виновности. Она определяется как совокупность негативных компонентов, связанных с дезорганизацией деятельности юрлица, непринятием им надлежащих мер по исполнению обязанностей, возложенных на него обязанностей, а также по предупреждению правонарушений и устранению причин их допущения.

Виновность юрлица по КоАП

Необходимо сказать, что до принятия действующего сегодня Кодекса, доказывание непричастности к правонарушению возлагалось непосредственно на юридическое лицо - имела место так называемая презумпция виновности. Поддерживали такой подход и некоторые исследователи. Так, Л. Иванов указывает на то, что при любом виде административной ответственности юридического лица не будет действовать презумпция невиновности в той форме, в какой она сложилась в уголовном праве. Более того, в Конституции этот принцип применим только к лицам, совершившим преступления, т. е. к гражданам.

Согласно положениям статей 26.1-26.2 КоАП, в рамках производства по административному делу, в том числе совершенному юрлицом, факт виновности должен быть установлен и доказан вместе с прочими обстоятельствами. В ст. 2.1 Кодекса при этом закреплено, что юридическое лицо будет признано виновным в правонарушении, если будет выявлено, что он имел возможность соблюсти нормы и правила, однако не предприняло надлежащих мер для этого.

Понятие вины в НК

Определение раскрывается в 110 статье Кодекса. В п. 4 нормы установлено, что вина юрлица в налоговом правонарушении определяется в зависимости от виновности его представителей либо должностных лиц, бездействия/действия которых привели к нарушению законодательства.

В НК различают формы умысла - косвенный и прямой. Кроме того, в Кодексе присутствует указание на неосторожность. Однако она упоминается только в форме небрежности. Другими словами, субъект, совершивший правонарушение, не осознавал негативного характера последствий своих действий/бездействий, хотя должен был и мог осознавать его.

Сложности в судебной практике

До недавнего времени возникали трудности при применении форм вины к правонарушениям, совершенным юрлицами. Между тем судебная практика (Конституционного суда, в частности) различает неосторожность и умысел в составах противоправных деяний, предусмотренных нормами НК.

К примеру, в п. 4 определения КС № 257-О от 2001 г. по жалобе обособленного подразделения одного коммерческого банка Суд обращает внимание на некорректность формулировки положений 135 статьи НК. В этой норме установлена ответственность банковских структур за неправомерное невыполнение решения контрольного органа о взыскании недоимки или пени. Такая формулировка позволяла привлекать к административной ответственности кредитные организации одновременно и по ч. 1, и по ч. 2 указанной статьи за одно и то же действие. КС в своем определении пояснил, что первая часть нормы может применяться и при умысле, и в случае неосторожности. Ч. 2, в свою очередь, распространяется на правонарушения, совершенные с прямым умыслом.

Одновременное применение и первой, и второй частей 135 статьи признано КС противоречащим основополагающим принципам наступления административной ответственности, так как нельзя одно деяние квалифицировать как неосторожность и умысел одновременно.

Особые случаи

Необходимо сказать, что в законодательстве предусмотрено несколько ситуаций, когда административная ответственность юридического лица может наступить и без его вины. В первую очередь, речь о правонарушениях, совершенных реорганизуемым лицом при слиянии, разделении, присоединении, преобразовании. В указанных случаях виновное лицо прекращает свое существование. Однако у него появляются преемники (один или несколько). По закону, они не будут нести административную ответственность за допущенные реорганизуемым лицом нарушения, а отвечают лишь за собственные действия/бездействия.

Понятие "преемство" является гражданско-правовой категорией. Этот институт не предусмотрен в административном праве. Следует отметить, что в нормах КоАП отсутствуют оговорки о применении гражданско-правовых терминов в правоприменительной деятельности по делам об административных нарушениях. По мнению многих экспертов, такие оговорки необходимы. Дело в том, что во 2 статье ГК (в п. 3) указано, что имущественным правоотношениям, основывающимся на административном либо другом властном подчинении одного субъекта другому, в т. ч. к налоговым и прочим финансовым отношениям, нормы гражданского законодательства не применяются, если другое не установлено в ФЗ.

В 11 статье НК присутствует следующая оговорка: "Понятия, термины, институты семейного, гражданского и иного законодательства используются в том значении, в котором они применяются в соответствующей отрасли права, если иное не закреплено в НК".

Классификация правонарушений

Как показывает практика, большая часть нарушений связана с предпринимательской и другой организационно-хозяйственной деятельностью юрлиц. Как правило, противоправные действия допускаются в следующих сферах:

  • Охраны собственности.
  • Защиты природы, природопользования.
  • Строительства, энергетики, промышленности.
  • Мелиорации, сельского хозяйства, ветеринарии.
  • Информации и связи.
  • Предпринимательства.
  • Налогов, сборов, финансов, рынка бумаг.
  • Таможенного дела.

Основанием для классификации правонарушений по видам выступает содержание обязанностей юрлица в той или иной области госрегулирования, за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых предусматривается наказание. Выделяют посягательства на:

  1. Правопорядок.
  2. Порядок управления.
  3. Отношения в отдельных сферах госуправления.

Первые два вида правонарушений обладают универсальным характером, поскольку могут быть допущены в любой сфере госрегулирования.

Виды наказаний

Законодательство предусматривает следующие виды санкций для юридических лиц:


Особенности денежного взыскания

Административный штраф может назначаться в виде твердой суммы или быть кратным:

  1. Стоимости предмета правонарушения в момент завершения или пресечения противоправных действий/бездействия. В этом случае величина штрафа не может превышать цену соответствующего предмета или сумму, эквивалентную ей, более чем в три раза.
  2. Выручке, полученной от реализации продукции, работы, услуги за календарный год, если субъект правонарушения осуществлял продажу товара, предоставлял услугу или выполнял работу в предыдущем расчетном периоде. Величина взыскания при этом не может быть выше 1/25 совокупной выручки.
  3. Сумме неотчисленных и подлежащих выплате на момент завершения или пресечения правонарушения сборов, налогов, таможенных пошлин, незаконных валютных операций и пр.
  4. Выручке от продажи продукции (предоставления услуги, выполнения работы), полученной вследствие противоправного завышения цены, регулируемой государством, за все время, на протяжении которого совершалось нарушение, но не больше 1 года. Штраф при этом не должен быть выше двукратного размера излишне полученной прибыли за весь срок регулирования.

Правонарушения в сфере предпринимательства

Они считаются самыми распространенными противоправными действиями юридических лиц. Как показывает статистика, основными правонарушениями в сфере предпринимательства являются:

  1. Ведение деятельности без специального разрешения или без госрегистрации.
  2. Незаконная реализация товара (иных ценностей), запрещенного или ограниченного в обороте.
  3. Нарушение законодательных норм в сфере рекламы.
  4. Реализация продукции, предоставление услуг, производство работ ненадлежащего качества либо с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, без предоставления необходимой информации потребителю либо при отсутствии ККМ.
  5. Нарушение правил ценообразования.
  6. Противоправное использование товарных знаков.
  7. Обман потребителей или другие нарушения прав покупателей.
  8. Противоправное получение кредитных средств.
  9. Преднамеренное (фиктивное) банкротство, незаконные действия в ходе процедуры признания несостоятельности юрлица.
  10. Нарушение порядка реализации товаров отдельных видов.
  11. Неисполнение требований законодательства об экспортном контроле.
  12. Нарушение положений о биржевой торговле.
  13. Неисполнение законодательных предписаний о лотереях.
  14. Нарушение порядка обращения с ломом, отходами металлов (цветных, черных) и правил их продажи.

Ущерб, возникающий при совершении указанных правонарушений, несет реальную угрозу для экономической безопасности государства.

Вопрос о возможности привлечения юридических лиц (государственных и негосударственных организаций) к административной ответственности регулируется законами, принятыми после введения в действие КоАП (т. е. после 1 января 1985 г.) и не включенными в него.

1. Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды»* установлено, что предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений (загрязнение окружающей среды, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и др.), подвергаются штрафу с учетом размера причиненного экологии ущерба.

* Ведомости РФ. 1992. № 10. Ст. 457.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»* установлена административная ответственность не только граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, но и юридических лиц в виде штрафа в размере до 400 минимальных размеров оплаты труда за различные правонарушения в этой области, в частности за нарушение требований, предъявляемых к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок.

* СЗ РФ. 1999. №14. Ст. 1650.

2. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»* (с последующими изменениями и дополнениями) налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет административную ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же, а в определенных случаях и большей суммы;

б) штрафа за отсутствие или нарушение порядка учета объектов налогообложения - в размере 10% причитающихся к уплате сумм налога.

* Ведомости РФ. 1992. №11. Ст. 527.

3. Закон РФ от 17 декабря 1992 г. «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства»* предусматривает наложение штрафов за нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, влекущих снижение параметров прочности, устойчивости, надежности зданий, строений и другие нарушения в области строительства.

* Ведомости РФ. 1993. №2. Ст. 58.

4. Согласно Таможенному кодексу, к юридическим лицам за нарушение таможенных правил могут применяться такие виды административных взысканий, как: предупреждение; штраф в сумме до 500-кратного минимального размера месячной оплаты труда; конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары; взыскание стоимости незаконно перемещаемых товаров через таможенную границу; отзыв лицензии или квалификационного аттестата.

5. Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»* установлена административная ответственность предприятий за различные нарушения требований пожарной безопасности. Они уплачивают штраф в размере до двух процентов соответствующих фондов оплаты труда, а иные субъекты предпринимательской деятельности - в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

* СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.

6. Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 25 мая 1995 г. и 6 мая 1998 г)* предусмотрено, что коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность за неисполнение законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа) в виде штрафа в размере до 8 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

* Ведомости РФ. 1991. № 16. Ст.

499; 1992. № 32. Ст. 1882; № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; 1998. № 19. Ст. 2066; 1999. № 26. Ст. 3174; 2000. № 2. Ст. 124.

Согласно Федеральному закону от 18 июля 1995 г. «О рекламе»*, на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за нарушение законодательства о рекламе может быть наложен штраф в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

* СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864.

7. На субъектов естественных монополий, согласно Федеральному закону о них от 17 августа 1995 г.*, может быть наложен штраф в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда за непредставление в срок требуемых документов или иной информации, необходимой для регулирования деятельности естественных монополий.

* СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

8. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»* предусматривает административную ответственность за осуществление без лицензии банковской деятельности. Такое нарушение влечет за собой взыскание всей суммы, полученной в результате осуществления банковских операций без лицензии, а также штрафа в двукратном размере этой суммы.

9. 8 июля 1999 г. принят Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта (курсив мой. -Д.О.), алкогольной и спиртосодержащей продукции»*. Деятельность юридического лица в этой области без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа в размере до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда с конфискацией продукции, оборудования и сырья.

* СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3476.

10. Федеральным законом от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле»* установлена административная ответственность организаций за нарушение законодательства РФ в области экспортного контроля. Например, за осуществление внешнеэкономических операций с товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности без лицензий или разрешений предусмотрено наложение штрафа в размере стократного минимального размера оплаты труда, а в случае правонарушения, повлекшего за собой причинение существенного ущерба интересам государства, организация может быть лишена права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет.

* СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

11. 6 декабря 1999 г. принят Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»*. В случае нарушения избирательным блоком или политическим общественным объединением законодательства о выборах и референдумах на них может быть наложен штраф в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

* СЗ РФ. 1999. № 49. Ст. 5906

Таким образом, в перечисленных и аналогичных случаях основанием привлечения юридических лиц к административной ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение ими определенных правил, норм, стандартов и иные нарушения законности и государственной дисциплины. К юридическим лицам применяются не только меры взыскания, указанные в ст. 24 КоАП (предупреждение, конфискация), но и иные меры: штраф в особо крупных размерах; отзыв лицензии; лишение права заниматься отдельными видами деятельности на определенный срок и др.

Хотя субъектом административной ответственности официально обозначается юридическое лицо, но разумеется, что фактически виновны в совершении административного правонарушения должностные лица либо представители организации. Поэтому наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от ответственности виновных должностных лиц либо представителей организации.

Еще по теме § 2. Особенности административной ответственности юридических лиц:

  1. Вопрос 53. Административная ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности
  2. § 1. Административная ответственность как особый вид юридической ответственности
  3. § 1» Особенности административного принуждения и административной ответственности в таможенной сфере
  4. А. Процессуальный статус лиц, привлекаемых к административной ответственности
  5. § 5, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА ВРЕД," ПРИЧИНЕННЫЙ ПО ВИНЕ ЕЕ РАБОТНИКОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ДЕЙСТВИЯМИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ, СЛЕДСТВИЯ, ПРОКУРАТУРЫ И СУДА
  6. Особенности административно-правового статуса должностных лиц
  7. Б. Содержание и классификация показаний лиц, привлекаемых к административной ответственности
  8. Глава VI ПОКАЗАНИЯ ЛИЦ ПРИВЛЕКАЕМЫХ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  9. § 3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  10. § 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  11. § 5. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  12. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право России - Криминалистика - Криминалистическая методика -

Административная ответственность юридических лиц – это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.

Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, указанных в статьях разд. II (Особенной части) этого Кодекса или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Законами субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ также установлено значительное число административных правонарушений юридических лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ст. 2.10 КоАП РФ определены основные положения, связанные с привлечением юридических лиц к административной ответственности. В частности, установлено, что, если в статьях разд. 1, III, IV и V КоАП РФ не указано, что закрепленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Согласно ст. 2.10 КоАП РФ при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического липа одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.



В рассмотренных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами:

Нарушения земельного законодательства;

Экологические правонарушения;

Нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов;

Нарушения таможенных правил;

Нарушения налогового законодательства;

Незаконное осуществление банковской деятельности;

Нарушения антимонопольного законодательства;

Нарушения пожарной безопасности;

Нарушения санитарных и природоохранных правил;

Нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (ККМ);

Валютные правонарушения.

31.Административное наказание является ус­тановленной государством мерой ответствен­ности за совершение административного право­нарушения и применяется в целях предупрежде­ния совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь сво­ей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физи­ческих страданий, а также нанесение вреда дело­вой репутации юридического лица.

Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень ви­дов административных наказаний, установленных этим Кодексом, не может быть расширен закона ми субъектов РФ.

32Административный штраф - денежное взыс­кание, налагаемое на лицо, совершившее админи­стративное правонарушение. Размер администра­тивного штрафа выражается не в определенной сумме, а в величине, кратной:1)либо минимальному размеру оплаты труда;2)либо стоимости предмета административно­го правонарушения;3)либо сумме неуплаченных налогов, сборов,подлежащих уплате, либо сумме незаконной ва­лютной операции.Для разных правонарушений используется та или иная система определения размера штрафа. При этом вне зависимости от того, как исчисля­ется размер административного Штрафа, он не мо­жет быть менее одной десятой минимального раз­мера оплаты труда.Законодательство определяет и максимальные размеры административного штрафа. Так, размер административного штрафа, налагаемого на граж­дан и исчисляемого исходя из минимального раз­мера оплаты труда, не может превышать 25 ми­нимальных размеров оплаты труда, на должност­ных лиц - 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одной тысячи ми­нимальных размеров оплаты труда. Однако в ряде исключительных случаев, предусмотренных КоАП РФ, административный штраф, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением этих размеров: для должностных лиц - до 200 минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - до пяти тысяч минимальных размеров оплаты тру­да. Размер административного штрафа, исчисляе­мого исходя из стоимости предмета администра­тивного правонарушения, а также исходя из сум­мы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратного размера стоимости соот­ветствующего предмета, суммы неуплаченных на­логов, сборов.Говоря о величине административного штра­фа, кратной минимальному размеру оплаты тру­да, следует обратить внимание на то обстоятель­ство, что в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» мини­мальный размер оплаты труда, из которого рас­считывается величина административного штра­фа, в настоящее время принимается за 100 руб.Предупреждение - административное наказа­ние, выраженное в официальном порицании фи­зического или юридического лица. Предупрежде­ние выносится только в письменной форме.Лишение специального права, предоставленно­го физическому лицу, - наказание, устанавлива­емое за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение спе­циального права назначается судьей. Срок лише­ния специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Наказание в виде лишения специального права в настоящее время предусмотрено КоАП РФ в отношении трех видов таких прав: права управления транспортным сред­ством, права охоты и права на эксплуатацию ра­диоэлектронных средств или высокочастотных ус­тройств.Лишение специального права в виде права уп­равления транспортным средством не может при­меняться к лицу, которое пользуется транспорт­ным средством в связи с инвалидностью (за ис­ключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицин­ского освидетельствования на состояние опьяне­ния, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которое го оно являлось). Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

33Административный арест - содержание нару­шителя в условиях изоляции от общества. Адми­нистративный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрез­вычайного положения или режима в зоне прове­дения контртеррористической операций - до 30 суток. Административный арест назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонаруше­ний и не может применяться к беременным жен­щинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, ин­валидам I и II групп. Административное выдворение за пределы Рос­сийской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - это принудительное и контролируемое перемещение такого лица через Государственную границу РФ за пределы Россий­ской Федерации. В, отдельных случаях, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации, административное выдворение состоит в контролируемом самостоятельном выезде иност­ранных граждан и лиц без гражданства из Россий­ской Федерации. Эта мера наказания назначается судьей, а в случае совершения иностранным граж­данином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - должностными лицами органов, и войск пограничной службы Дисквалификация - это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдатель­ный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации. Администра­тивное наказание в виде дисквалификации назна­чается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

34. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принуди­тельное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ этих вещей. Конфискация назначается только су­дьей. Как и возмездное изъятие, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других, дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство - основной законный источник средств к существованию.

То обстоятельство, что и возмездное изъятие орудия совершения или предмету административ­ного правонарушения, и их конфискация могут назначаться только судьей, обусловлено, положени­ем ч. 3 ст. 35 Конституции РФ: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии;заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);совершения административного правонарушения в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности;совершения административного правонару.

часто отождествляется с ответственностью лиц должностных, однако это не одно и то же. Об особенностях , формах, в которых она может проявляться, основаниях для ее применения и иных нюансах, с ней связанных, пойдет речь в нашей статье.

При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц?

К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица — в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.

Получается, что для наступления необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ. При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.

Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности. Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры. При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица :

  1. При слиянии 2 и более юр. лиц с целью образования нового административная ответственностьнаступает для вновь созданного (образованного в процессе слияния) предприятия.
  2. При разделении виновной организации на 2 или более новых будет распределяться не равными частями или частями пропорционально полученным долям в имуществе (именно так считают многие), а с учетом данных, отраженных в разделительном балансе. То есть отвечать в административном порядке придется тому из новообразованных юр. лиц, к которому в соответствии с этим балансом перешло имущество или права (в частности, по договорам), связанные с допущенным правонарушением.
  3. В случае же присоединения все довольно просто: даже если присоединяемое юр. лицо совершило правонарушение до момента осуществления процедуры присоединения, отвечать за его поступки придется «старшему брату», т. е. тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось.
  4. Если же вести речь о преобразовании юр. лица в какую-либо иную форму, то административная ответственность юридического лица при этом не исчезает. Это означает, что вновь созданная компания, независимо от ее организационно-правовой формы, все равно обязана ответить по всем обязательствам преобразуемого юридического лица, в том числе и относительно административной ответственности.

Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.

Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц .

Какие правонарушения административного плана наказуемы?

Административная ответственность юридического лица , как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ. Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.

Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют?

Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.

Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлеченииадминистративной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.

Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.

Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.

Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц

Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, — это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо. Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.

Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.

К должностным лицам применяют штрафы (штраф — это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность. При этом штрафы — это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже. Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.

Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.

Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц , перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями. Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр. лицам избежать крупных штрафов.

Поделиться: