Субъекты и объекты права хозяйственного ведения. Правовое положение субъектов хозяйственного (предпринимательского) права Хозяйствующие субъекты не наделенные правом собственности

Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию.

Субъекты хозяйственного (предпринимательского) права - это лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы власти и местного самоуправления, регулирующие и контролирующие эту деятельность.

Исходя из приведенного определения, субъектами предпринимательского права являются:

1) индивидуальные предприниматели (физические лица) - граждане и не граждане РФ;

2) юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), в том числе, иностранные;

3) Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

В отдельную категорию выделяются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отвечают определенным критериям и могут получать поддержку в различных формах от государственных органов и органов местного самоуправления.

Наиболее распространенными субъектами хозяйствования являются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Они играют важную роль в объединении и использовании материальных ресурсов, удовлетворении потребностей общества в товарах, работах и услугах, создании рабочих мест. Они в соответствии с законом подлежат государственной регистрации, обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Индивидуальные предприниматели . Конституция России гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34).

Согласно п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) . Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом от 8.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - «Закон о регистрации»). Индивидуальное предпринимательство в сельском хозяйстве осуществляется в форме крестьянского (фермерского) хозяйства. Фермерское хозяйство не является юридическим лицом.

Предпринимателем считается глава крестьянского хозяйства, которое может состоять из одного или нескольких лиц. Правовые особенности для данного вида индивидуального предпринимательства установлены Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».


Свободно заниматься предпринимательской деятельностью вправе граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), достигшие возраста 18 лет, а так же несовершеннолетние, вступившие в брак до достижения указанного возраста, либо эмансипированные, т.е. объявленные полностью дееспособными по решению органов опеки или попечительства или по решению суда (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетние могут зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с письменного согласия одного из родителей, опекунов и попечителей (ст. 22.1 «Закона о регистрации») с 16 летнего возраста (частичная правотрудоспособность)

Для отдельных категорий граждан федеральными законами установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности (для государственных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др.). Это ограничение вызвано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

  • не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
  • не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Существуют некоторые особенности деятельности и правового положения индивидуальных предпринимателей:

  • для государственной регистрации в качестве ИП не требуется «стартовый» (уставный, складочный, долевой) капитал, необходимо лишь оплатить госпошлину в размере 400 руб.;
  • при государственной регистрации оформляется меньшее количество документов (отсутствуют протоколы общих собраний, учредительные документы и др.);
  • ИП не обязан вести бухгалтерский учет. Он ведет только налоговый учет, отражая хозяйственные операции в «Книге учета доходов и расходов», которая регистрируется в налоговом органе;
  • ИП несет более легкое налоговое бремя, т.к. по основному виду деятельности он уплачивает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) , ставка которого существенно ниже, чем ставка налога на прибыль организаций;
  • в отношении ИП применяется только судебный порядок взыскания налогов, а с юридических лиц налоги могут быть взысканы во внесудебном порядке;
  • для ИП существует более легкий (по сравнению с юридическими лицами) переход на упрощенную систему налогообложения;
  • на ИП не распространяются установленные Центральным банком РФ ограничения в расчетах наличными деньгами;
  • ИП вправе, но не обязан, иметь личную печать и расчетный счет в банке;
  • ИП вправе использовать труд наемных работников;
  • по своим обязательствам ИП отвечает всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (перечень установлен ст. 446 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что государственная регистрация в качестве ИП утрачивает свою силу со смертью физического лица, право на предпринимательскую деятельность по наследству не передается, наследуется только имущество предпринимателя.

Юридические лица . Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридические лица традиционно разделяются на коммерческие и некоммерческие организации (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1 Основные виды и организационно-правовые формы юридических лиц

Цель изучения темы: освоить правовой статус субъектов хозяйственного права

Задачи изучения темы:

Уяснить понятие и классификацию субъектов хозяйственного права;

Изучить правовой статус граждан как субъектов хозяйственного права;

Освоить организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий как субъектов хозяйственного права;

Изучить порядок организации, реорганизации и ликвидации юридических лиц

Субъектами регулируемых нормами права хозяйственных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Классификацию субъектов хозяйственного права можно проводить по ряду признаков.

  • 1. В зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ст.23 ГК РФ) и на организации (ст.50 ГК РФ). Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими субъектами. Предпринимателем признается также глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Ст.25 ГК РФ определяет очередность удовлетворения требований кредиторов:
    • а) предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
    • б) производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по выплате вознаграждений по авторским договорам;
    • в) удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;
    • г) погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
    • д) производятся расчеты с другими кредиторами.
  • 2. В зависимости от цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество, товарищество на вере, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие (потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения юридических лиц в виде союзов или ассоциаций, благотворительные и иные фонды).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Согласно ст.48 ГК РФ выделяют следующие признаки юридического лица:

  • а) организационное единство, т.е. юридическим лицом может быть признана только организация, структурированный коллектив людей;
  • б) имущественная обособленность - каждое юридическое лицо обладает имуществом, которое учитывается на балансе юридического лица и не является имуществом его учредителей;
  • в) самостоятельная имущественная ответственность - если при ответственности имущества не хватило на погашение долгов, то долги считаются погашенными, но, как исключение, - субсидиарная ответственность;
  • г) способность юридического лица выступать в гражданском обороте от своего имени.

Целями создания юридического лица являются:

  • - оформление коллективных интересов;
  • - объединение капиталов;
  • - ограничение предпринимательского риска;
  • - управление капиталом.

Учредительными документами юридического лица являются его устав, учредительный договор или устав и учредительный договор. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций - фирменное наименование, включаются в единый Государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственный реестр содержит в себе сведения о всех созданных, реорганизованных и ликвидированных предприятиях независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности.

Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами юридического лица.

Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником юридического лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Юридическое лицо может быть реорганизовано и ликвидировано. При реорганизации все права и обязанности или их часть реорганизуемого юридического лица переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, выделения, или преобразования. Ликвидация - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

  • 3. По признаку происхождения собственности субъекты делятся на публичные, т.е. учрежденные государством или субъектами федерации, и частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами.
  • 4. По признаку происхождения капитала субъекты делятся на национальные, совместные и предприятия полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
  • 5. По экономическим показателям субъекты делятся на малые, средние и крупные предприятия.
  • 6. По признаку основной деятельности различают субъекты, действующие в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и т.д.

Хозяйственным законодательством предусматриваются отдельные виды субъектов хозяйственного права: казенные предприятия, финансово-промышленные группы, кредитные организации и др.

Основы правового положения казенных предприятий установлены нормами ГК РФ, Закона об унитарных предприятиях.

Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным законом, унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зависимости от собственника казенное предприятие может быть федеральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.

Законодательство РФ помимо создания казенных предприятий, разрешает создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное предприятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. Эти вопросы казенное предприятие обязано согласовывать с органом власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Решение об участии в коммерческой или некоммерческой организации принимается с согласия собственника.

Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по обязательствам. Вместе с тем, существенной особенностью их правового положения является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий данного вида:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;

при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав федерального казенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 Закона об унитарных предприятиях. В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом его имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве оперативного управления. Важно также отметить, что Закон об унитарных предприятиях предусматривает особый порядок распределения доходов предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Собственнику имущества казенного предприятия законодательство предоставляет широкие полномочия, перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем некоторые из них:

принятие решения о создании предприятия, реорганизации и ликвидации, утверждение устава;

определение целей, предмета, видов деятельности предприятия, дача согласия на его участие в составе иных юридических лиц, в объединениях коммерческих организаций;

определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

назначение на должность руководителя предприятия, заключение с ним трудового договора;

согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение с ним трудового договора;

дача согласия на распоряжение имуществом, на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, на совершение крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества;

утверждение показателей экономической эффективности деятельности предприятия, контроль их выполнения;

утверждение бухгалтерской и иной отчетности, принятие решения о проведении аудиторских проверок, определение размера оплаты услуг аудитора;

изъятие у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого и используемого не по назначению имущества;

доведение до казенного предприятия обязательных для исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждение сметы доходов и расходов.

Правовое положение данных субъектов определяется Законом о ФПГ. Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо Полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.

Целью создания ФПГ является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие Договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово - промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово-промышленной группы обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Если в составе ФПГ есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории этих государств или осуществляющие на их территории капитальные вложения, такая ФПГ регистрируется как транснациональная. Если ФПГ создается на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной).

Правовые основы создания и деятельности кредитных организаций в РФ установлены Законом о банках. Кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять предусмотренные Законом о банках банковские операции. Кредитные организации могут образовываться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Законом предусмотрено создание двух видов кредитных организаций: банков и небанковских кредитных организаций. Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В отличие от банка, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организаций, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, клиринговые учреждения.

Кредитные организации являются одним из элементов банковской системы РФ, в которую входят также действующий на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ РФ) Банк России, филиалы и представительства иностранных банков.

Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации определен ст..5 Закона о банках. Для кредитных организаций предусмотрена исключительная хозяйственная правоспособность. Государственная регистрация кредитной организации и выдача ей лицензии производятся в порядке определенном Законом о регистрации, Законом о банках, Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций

В Банк России учредители кредитной организации представляют документы, перечень которых приведен в ст. 14 Закона о банка. На основании этих документов Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лице лицензии или об отказе в этом. Законом установлен срок для принятия решения - не более шести месяцев с даты представления необходим документов.

Особое место среди субъектов хозяйственного права занимает государство - Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (ст.124-126 ГК РФ). Российская Федерация, субъекты федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Принципы хозяйственного права

Принципы права – это основополагающее начало руководящее идеей права, определяющее его сущность.

Принципами хозяйственного права являются исходящие положения, на основе которых строится вся регулирующая система отношений в хозяйственной сфере.

Принципы хозяйственного права:

Принцип законности;

Принцип справедливости;

Принцип неприкосновенности собственности;

Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

Свобода предпринимательской деятельности;

Свобода заключения хозяйственного договора;

Принцип защиты нарушенных прав и интересов хозяйствующих субъектов;

Принцип юридического равенства различных форм собственности;

Принцип свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

Принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности;

Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Субъекты хозяйственного права – это носители предпринимательских прав и обязанностей. Данные права и обязанности относятся к сфере, как непосредственного осуществления хозяйственной деятельности, так и сфере регулирования и организации этой деятельности.

Хозяйственное право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию.

Субъекты хозяйственного права – это лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также органы власти и местного самоуправления, регулирующие и контролирующие эту деятельность.

Исходя из этого, субъектами хозяйственного права являются:

1. Физические лица, зарегистрированные в качестве ИП

2. Юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные организации

3. РФ, ее субъекты и муниципальные образования

В отдельную категорию выделяются субъекты малого и среднего предпринимательства, которые в соответствии с законом «о развитии малого предпринимательства в РФ» отвечают определенным критериям и могут получать поддержку в различных формах от государственных органов и органов местного самоуправления.

Наиболее распространенным субъектов хозяйственного права является ИП и юридические лица.

В соответствии с законом, они подлежат государственной регистрации; обладают гражданской правосубъектностью и самостоятельностью, выступая в экономическом обороте от своего имени.

Выделяют следующие признаки субъектов права:

1. Субъекты хозяйственного права обладают правами и обязанностями, относящимися к этой области права. Совокупность прав и обязанностей, принадлежащих субъекту хозяйственного права, в условиях плановой экономики, характеризировалось обычно как хозяйственная компетенция.



Хозяйственная правоспособность не одинаково определяется применительно к различным видам субъектам предпринимательской деятельности, так, коллективно хозяйствующие субъекты – это предприятия, обладающие общей правоспособностью, а государственные и муниципальные предприятия имеют лишь специальную правоспособность, позволяющие им вести не всякую деятельность, только одну, которая соответствует предмету деятельности данного субъекта.

2. Наличие у субъекта хозяйственного имущества, составляющего экономическую базу его деятельности. Это имущество может принадлежать субъекту на различных юридических основаниях, среди которых наиболее важное место занимает право собственности, в то же время, предпринимательская деятельность может осуществляться на основе государственной и муниципальной собственности. При этом собственником имущества в государственных и муниципальных предприятиях остается государство или муниципальное образование, а создаваемые ими унитарные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения им оперативного управления.

3. Ответственность за нарушения субъектом своих обязанностей. Предпринимательская ответственность носит имущественный характер и состоит в возмещении убытков или в уплате штрафов и неустоек за нарушение хозяйственных обязательств. Важную роль в применении ответственного решения играет Арбитражный суд.

4. Государственная регистрация субъектов государственной деятельности, т.к. статус субъекта хозяйственного права возникает лишь после государственной регистрации. По общему правилу только зарегистрированный субъект предпринимательской деятельности может участвовать в хозяйственных правоотношениях. Государственная регистрация обязательна только для субъектов предпринимательской деятельности. Что касается субъектов хозяйственного права, осуществляющих регулирование хозяйственной деятельности, то их регистрация проводится иными способами, например, утверждением положения о таком субъекте.

Гражданин, осуществляющий ПД, без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключения сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Незарегистрированная организация, также не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность; все доходы от такой деятельности подлежат взысканию в бюджет.

Для участия в ПД гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это способность лица иметь права и нести обязанности, которая признается в равной степени за всеми гражданами вне зависимости от пола, национальности, возраста.

Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается в связи со смертью.

Гражданин приобретает права и осуществляет обязательства от собственного имени. Право на имя - неотъемлемое право любого лица. Закон не допускает осуществление прав и обязанностей под именем другого лица (кроме закона об авторском праве – о вымышленном имени). Лицо может изменить свое имя. Регистрации подлежит присвоение и перемена имени.

Совокупность гражданских прав и обязанностей - это содержание гражданской правоспособности :

· право избирать место жительства (то место, где лицо постоянно или преимущественно проживает);

· право иметь имущество в собственности, наследовать и завещать его;

· право заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;

· право создавать юридические лица;

· право иметь иные имущественные и личные неимущественные права;

Не допускается злоупотребление своими правами в ущерб другим участникам имущественного оборота (например, нельзя осуществлять действия, направленные ограничение конкуренции). Граждане должны осуществлять свои права разумно и добросовестно. Гражданская правоспособность является неотчуждаемой, даже в добровольном порядке. Свои права можно не реализовывать, но нельзя от них отказаться. Никто не может быть ограничен в своей правоспособности, иначе как в случаях, предусмотренных законодательством.

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также исполнять гражданские обязанности. Она предполагает самостоятельные действия. Включает в себя деликтоспособность - способность нести гражданскую ответственность.

Зависит от 2-х факторов:

· возраст лица

· вменяемость

Полная дееспособность:

· с 18 лет;

· при вступлении в брак;

· эмансипация - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Условия: достижение 16 лет, согласие родителей или законных представителей, несовершеннолетний должен либо работать по трудовому договору, либо заниматься предпринимательской деятельностью. При отсутствии согласия родителей вопрос может быть решен судом. Если несовершеннолетний признается эмансипированным, то он несет самостоятельную имущественную ответственность и получает право заключать любые сделки.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с мо­мента государственной регистрации в качестве индивиду­ального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель (ИП) - дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивиду­ального предпринимателя, самостоятельно, на свой риск и под свою имущественную ответственность осуще­ствляющий деятельность, направленную на получение прибыли.

Таким образом, можно выделить условия, позволя­ющие гражданину заниматься предпринимательской деятельностью: его дееспособность и государственная регистрация в качестве индивидуального предприни­мателя.

Правовой статус индивидуального предпринимате­ля согласно действующему законодательству таков, что предприниматель наряду с коммерческими организация­ми является полноправным участником хозяйственного оборота. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности коммерческих организаций.

ИП вправезаключать любые предпринима­тельские договоры, не противоречащие действующему законодательству. Лица, занимающиеся индивидуаль­ным предпринимательством, могут быть участниками полных товариществ, а также заключать договоры о сов­местной деятельности (простого товарищества).

К этой деятельности применяются правила, регулиру­ющие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или су­щества правоотношения.

ИП имеет право:самостоятельно форми­ровать производственную программу, выбирать постав­щиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами, оспаривать в суде в установленном за­коном порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

ИП обязан:осуществлять свою деятель­ность в соответствии с действующим законодательством, исполнять обязательства надлежащим образом; своевре­менно предоставлять декларацию о доходах и уплачивать законно установленные налоги.

ИП несет ответственность: за ненадле­жащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окру­жающей среды, нарушение антимонопольного законода­тельства, реализацию потребителям продукции, причи­няющей вред здоровью.

ИП отвечает по своим обязательствам всем при­надлежащим ему имуществом, за исключением имуще­ства, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание; деятельность ИП, нарушающего правила предпринимательской деятельно­сти, в результате которой причинен вред охраняемым за­коном правам и интересам граждан и государства либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, до устранения допущенных нарушений.

За ненадлежащее осуществление своих прав и испол­нение обязанностей ИП может быть привлечен к гражданско-правовой, административной, уго­ловной ответственности.

Понятие, признаки, классификация юридических лиц

Юридическое лицо (ЮЛ) - это организация, имеющая следующие признаки: наличие обособленного имущества на праве собственности либо хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления; ответ­ственность имуществом по своим обязательствам; само­стоятельное выступление в гражданском обороте (приоб­ретение и осуществление имущественных и личных не­имущественных прав и обязанностей от своего имени); способность быть истцом и ответчиком в суде. ЮЛ должно иметь самостоятельный баланс и (или) смету и быть зареги­стрировано в качестве ЮЛ.

ЮЛ обладает правоспособностью и дееспособностью, которые у него возникают одновременно и прекращаются в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра ЮЛ.Правоспособность может быть общей (у коммерческих организаций, за исключени­ем унитарных предприятий) и специальной (у некоммер­ческих и унитарных организаций). Общая правоспособ­ность означает способность ЮЛ заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законом. Специальная пра­воспособность - это ограничение видов деятельности (возможные виды деятельности перечисляются в учреди­тельных документах ЮЛ), для этого ЮЛ должно иметь лицензию.

ЮЛ может иметь обособленные подразделения, распо­ложенные вне места нахождения: филиалы (осуществляют все функции ЮЛ либо часть их) и представительства (пред­ставляют интересы ЮЛ и осуществляют его защиту).

Правоспособность ЮЛ осуществляется с помощью его органов: единоличных (директор, управляющий, предсе­датель, президент) и коллегиальных (директорат, коллегия руководителей, общее собрание трудового коллектива).

Индивидуализация ЮЛ осуществляется с помощью наименования предприятия, а также с помощью товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, которые являются интеллекту­альной собственностью ЮЛ. Место нахождения ЮЛ оп­ределяется местом его государственной регистрации, если в учредительных документах не установлено иное. Ком­мерческое ЮЛ должно иметь фирменное наименование. ЮЛ может обладать коммерческой либо служебной тайной. ЮЛ обладает деловой репутацией.

Классификация ЮЛ:

По степени участия труда и капитала они делятся на объединение лиц (хозяйственные товарищества) и объединение капиталов (хозяйственные общества);

По порядку создания имущественной базы они делят­ся на корпорации (добровольные объединения) и учр­еждения (дочерние предприятия);

По форме собственности на свое имущество они де­лятся на государственные, муниципальные и частные;

В зависимости от соотношения в правах учредителей и самого ЮЛ на имущество последнего ЮЛ делятся на тех, в отношении которых учредители имеют обяза­тельственные права, на тех, учредители которых име­ют право собственности или вещные права на имуще­ство ЮЛ, и на тех, в отношении которых их учредите­ли не имеют имущественных прав;

В зависимости от организационно-правовой формы ЮЛ делятся на хозяйственные товарищества и обще­ства, кооперативы, унитарные предприятия (государ­ственные и муниципальные), учреждения, финанси­руемые собственником, некоммерческие организа­ции;

В зависимости от цели деятельности ЮЛ делятся на коммерческие (основная цель их создания - получе­ние прибыли) и некоммерческие (основная цель их со­здания - выполнение определенных общественно полезных функций, не связанных с получением при­были).

Понятие субъекта хозяйственного права обосновано теорией хозяйственного права, которая исходит из того, что субъектами хозяйственного права есть участники хозяйственных отношений, т.е. организации и их структурные подразделы. Отдельные граждане, если они осуществляют предпринимательство без создания предприятия, также должны признаваться субъектами хозяйственного права, а не субъектами гражданского права, как считалось раньше, хотя их правовой статус нуждается в детальном исследовании.

Среди организаций - субъектов хозяйственного права можно выделить: а) организации, которые в виде профессионального промысла вырабатывают и реализуют для общественных (не собственных) потребностей продукцию, выполняют работы, предоставляют услуги; б) организации - потребители результатов хозяйственной деятельности; в) организации, которые осуществляют профессиональную управленческую деятельность в экономике.

Субъекты хозяйственного права действуют или как владельцы основных средств производства (например, кооперативы, хозяйственные общества), или как хозяйствующие субъекты, основанные собственниками (например, государственное предприятие, частное предприятие, предприятие, основанное кооперативом). Управленческие организации - министерства, ведомства - определенные законом как уполномоченные владельцем (владельцами) органы (ст. 33 Закона Украины "О собственности", ст. 5 Закона Украины "О предприятиях в Украине").

Субъекты хозяйственного права имеют ряд признаков правосубъектности, закрепленных хозяйственным законодательством.

Во-первых, эти субъекты имеют определенную организационно-правовую форму, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность.

Организационно-правовую форму можно определить как предусмотренную или санкционированную правом организационную структуру, в которой действует субъект хозяйственного права. Это или одна из форм предприятия, или учреждение (например, министерство), или организация (например, объединение граждан, которое является участником хозяйственных отношений).

По общему правилу, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных организационных форм субъектов хозяйственного права определяется законодательством Украины (предприятия, объединение предприятий, министерства и т.п.). Кроме того, предприниматель имеет право выбора организационно-правовой формы своего предприятия. Это может быть одна из предусмотренных законом форм или даже и не предусмотренная (например, заимствованная из-за границы). В этом случае предприниматель руководствуется Законом Украины "О предпринимательстве" и своим уставом.

Вторым признаком субъекта хозяйственного права есть то, что он имеет юридически отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. Т.е. в имущественном отношении субъект хозяйственного права есть самостоятельным и не зависит в своих решениях от основателей и участников. Имущество субъекта хозяйственного права отделяется и закрепляется за ним в правовой форме, элементами которой хозяйственное право определило учредительные документы (учредительный договор, устав, акт о создании, положении) субъекта, самостоятельный или сведенный (для хозяйственных объединений) баланс, который отображает стоимость имущества субъекта в целом, текущий и другие счета в банках.

Правом собственности и хозяйственным законодательством относительно управления имуществом определяется правовой титул, за которым имущество принадлежит субъекту. Это может быть право собственности, право полного хозяйственного ведения (в частности, относительно государственных предприятий), право оперативного управления (относительно министерств, других государственных учреждений и организаций, которые находятся на государственном бюджете, относительно казенных предприятий), право аренды (арендные и другие предприятия, образованные на базе арендованного имущества).

Третьим, сугубо юридическим признаком субъекта хозяйственного права есть его хозяйственная правосубъектность. Субъект хозяйственного права имеет основанную на законе возможность приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, вступать у обязательство, выступать в судебных органах. Правосубъектность субъекта хозяйственного права доктринально определяется как хозяйственная компетенция, т.е. совокупность установленных законодательством и приобретенных в хозяйственном правоотношении прав и обязанностей. Субъекты хозяйственного права (кроме подразделов организаций и граждан-предпринимателей) являются юридическими лицами.

Итак, субъекты хозяйственного права - это организации, которые на основе юридическое отделенного имущества в пределах своей хозяйственной компетенции непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность и использование ее результатов или управленческую деятельность в экономике.

Понятие субъекта хозяйственного права важно обосновать не только для теоретического понимания самостоятельности области хозяйственного права, но и для практического восприятия предмета ГК Украины.

На сегодняшний день наблюдается острый кризис концепции разделения субъектов имущественных отношений на юридические и физические лица. Многие участники хозяйственных отношений, несомненно, выходят за рамки указанных понятий: промышленно-финансовые группы, обособленные подразделения предприятий, инвестиционные фонды и др. Кроме того, хозяйственная практика знает не только филиалы и представительства (как это предусмотрено в ГК), но, например, отделение, цеха, отделы и т.п. Данные субъекты де факто участвуют в экономических отношениях. Зажима здесь экономического разнообразия в жесткие рамки традиционных цивилистических конструкций (юридическое или физическое лицо, филиал или представительство) означало бы регресс и препятствия в развитии бизнеса.

Вот почему ГК Украины сохранил достигнутую в начале 2003 года разнообразие организационно-правовых форм субъектов хозяйствования. В том числе ХК не ограничил организационные формы юридических лиц рамками обществ и учреждений, как это предлагалось сделать в первоначальном проекте ГК Украины 1996 года. Под давлением хозяйственно-правовой необходимости в процессе доработки проекта ГК Украины в ч.1 ст.83 (сначала - ст.65) было внесено дополнение о том, что юридические лица могут создаваться "в других формах, установленных законом".

Законодательство Украины, в том числе Конституция Украины (например, в, 13) используют несколько понятий, которые могут относиться к категории субъекта хозяйственного права: "субъект хозяйствования", "субъект хозяйственной деятельности", "участник хозяйственных отношений". Очевидно, что первые два понятия - синонимы. А вот соотношение понятий "субъект хозяйствования" и "участник хозяйственных отношений" следует различать.

В соответствии со ст.2 ГК Украины участниками отношений в сфере хозяйствования признаются не только субъекты хозяйствования, но и потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют по ним организационно хозяйственные полномочия на основе отношений собственности. На основании указанной нормы, исходя из специфики участия в хозяйственной деятельности и хозяйственной компетенции стоит выделить 4 группы участников хозяйственных отношений.

Первую группу составляют субъекты хозяйствования, понятие которых раскрыто в ч.1 ст.55 ГК Украины.

Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Пример соотношения понятие "участник хозяйственных отношений" и "субъект хозяйствования" можно увидеть в смысле ч.2 ст.23 ГК: отношения органов местного самоуправления с субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах. В этом случае органы местного самоуправления, вступая в договорные отношения с субъектами хозяйствования, например, при передаче коммунального имущества в аренду, становятся участниками хозяйственных отношений.

В ч.2 ст.55 ХК Украины субъектами хозяйствования признаются:

  • · хозяйственные организации - юридические лица, созданные отвечает видно ГК, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с ГК, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке;
  • · граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с законом как предприниматели.

Вторую группу участников отношений в сфере хозяйствования составляют потребители (ст. 20, ст.39 ГК).

В ст.1 Закона Украины "О защите прав потребителей" в редакции от 01.12.2005 г. Приводится понятие потребителя - физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Как будет показано ниже, участие граждан-потребителей в хозяйственных отношениях ограничивается их попыткой на соблюдение субъектами хозяйствования правил осуществления хозяйственной деятельности.

В третью группу участников хозяйственных отношений включаются органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией. Названные органы не являются субъектами хозяйствования по ГК Украины, однако от этого их роль в сфере хозяйствования не уменьшается. Конституция и законы Украины относят к органам государственной власти Кабинет Министров Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, органы власти Автономной Республики Крым, другие государственные органы, местные органы власти. Но не всякий орган и не в полном объеме полномочий реализует хозяйственную компетенцию.

субъект хозяйственное право предприниматель

В общем виде компетенция - это положен законно на уполномоченный орган управления объем публичных дел.

В хозяйственном праве компетенция охватывает права и обязанности органов по управлению и осуществления хозяйственной деятельности, то есть все их права и обязанности, принадлежащие к области хозяйственного права.

Следует учитывать, что компетенция органа управления определяется путем указания на его управленческие функции. В частности, к участникам хозяйственных отношений можно отнести только те органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые осуществляют следующие функции:

  • а) вступают в производственно-торговые и другие имущественные отношения с субъектами хозяйствования в порядке ст. ст.8, 13, 23 ГК Украины и ст 167-176 ГК Украины, Закона Украины "О государственном заказе для удовлетворения приоритетных государственных нужд" от 22.12.95 г. И т. Не случайно, в соответствии со ст.1 Закона "О защите экономической конкуренции" от 11.01.2001р. органы государственной власти и органы местного самоуправления в части их деятельности по производству, реализации, приобретения товаров или другой хозяйственной деятельности приравниваются по статусу к субъектам хозяйствования;
  • б) осуществляют контроль и надзор за хозяйственной деятельностью (ст. 19 ГК Украины), в том числе при защите экономической конкуренции (ст.18 ГК Украины);
  • в) осуществляют управление объектами государственной и коммунальной собственности, общественными предприятиями, учреждениями и организациями (ст 22, 24 ГК Украины);
  • г) легализуют хозяйственную деятельность (ст. ст.58,59 ГК Украины);
  • д) осуществляют государственную поддержку субъектов хозяйствования (ст 47, 48 ГК Украины);
  • е) пользуются другими, предусмотренными в законе, правами и обязанностями в сфере хозяйствования.

При определении состава хозяйственной компетенции государственных органов и органов местного самоуправления важно учитывать, что полномочия таких органов ограничены принципом "разрешено только то, что определено законом". Данный вывод следует из содержания ч. З ст.8 ГК Украины: "Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться только на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины".

К четвертой группе относятся граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Полномочия таких участников отношений в сфере хозяйствования основаны на общих положениях права собственности, закрепленных в ст. ст.319-320 ГК Украины, согласно которым собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он (владелец) может использовать имущество для осуществления предпринимательской и иной деятельности, кроме случаев, установленных законом.

Данные положения для сферы хозяйствования уточняются в ст.135 ГК Украины, согласно которой владелец имущества имеет право единолично или совместно с другими собственниками на основе принадлежащего ему (им) имущества учреждать хозяйственные организации или осуществлять хозяйственную деятельность в других организационно-правовых формах хозяйствования, не запрещенных законом, по своему усмотрению определяя цель и предмет хозяйственной деятельности, структуру образованного им предприятия, состав и компетенцию его органов управления, порядок использования имущества, другие вопросы управления деятельностью субъекта хозяйствования, а также принимать решение о прекращении хозяйственной деятельности основанных им субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством.

Владелец имеет право осуществлять организационно-учредительные полномочия также на основе принадлежащих ему корпоративных прав (прав учредителя / участника хозяйственного общества).

Таким образом, права собственника в отношении создания (учреждения) субъекта хозяйствования - юридического лица находятся в тесной взаимосвязи с правами по управлению таким предприятием, составляя основу организационно-хозяйственных отношений. При этом собственник (учредитель) может осуществлять свои управленческие функции непосредственно, например, в частном, дочернему или государственном предприятии, в фермерском хозяйстве, или опосредованно - через органы управления хозяйственных обществ и других корпоративных (коллективных) субъектов хозяйствования.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что регулируемые хозяйственным правом отношения существуют не только между субъектами хозяйствования, но и с участием других лиц. При этом хозяйственное право активно влияет на поведение последних с целью обеспечения единого хозяйственного порядка, а не просто пассивно вспоминает о них. В частности, в ст.75 ГК Украины приводится перечень соглашений государственного коммерческого предприятия, на осуществление которых необходимо согласие органа, наделенного хозяйственной компетенцией. В ст.20 ГК приводятся способы защиты прав и законных интересов потребителей в сфере хозяйствования. В ст.69 ГК Украины предложено, что владелец (которым может быть и гражданин) обязан обеспечить для всех работников предприятия надлежащие и безопасные условия труда и т.д.

Возникающие таким образом в рамках хозяйственно-правового регулирования прав и обязанности лиц, не являющихся субъектами хозяйствования, делает их субъектами права.

Кроме того, следует учитывать существование вышеуказанных "нетипичных" субъектов хозяйствования. В буквальном смысле слова их нельзя отнести ни к субъектам хозяйствования, ни к участникам хозяйственных отношений, так как закон каждый раз отождествляет участников хозяйственных отношений с физическим или юридическим лицом. Но такие субъекты, как промышленно-финансовые группы, обособленные подразделения предприятий, простое товарищество, инвестиционные фонды, фонды финансирования строительства и фонды операций с недвижимостью, - не имеют статуса юридического лица. Данные субъекты могут иметь собственный баланс, банковские счета (обособленные подразделения - даже идентификационные коды и печати), самостоятельную налоговую отчетность, но и их статус подлежит специальному нормативно-правовому регулированию.

Как подтверждение таких выводов можно привести положения ст. С Закона "О внешнеэкономической деятельности", которые относят к субъектам внешнеэкономической деятельности:

  • 1. представительства и филиалы иностранных юридических лиц, осу ют на территории Украины хозяйственную деятельность;
  • 2. объединение граждан и / или юридических лиц, которые не являются юридическими лицами по закону Украины, но имеющих постоянное местонахождение на территории Украины и которым законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность.

Таким образом, будучи поименованными в законе и наделенными определенными правами и обязанностями, идентификационными данными, заняв место в системе особых форм налогообложения и учета - данные субъекты определенным образом субъективируются, становясь Не столько законодательной, сколько правовой фигурой - суб " объектами хозяйственного права.

На основании изложенного можно сделать вывод, что субъектами хозяйственного права являются предприятия, учреждения, организации, их объединения, органы, граждане (участники хозяйственных отношений), а также другие организационно-правовые формы хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность, потребляют ии результаты или реализуют управленческую компетенцию или организационно-учредительные полномочия, наделенные правами и обязанностями в сфере хозяйствования.

Юридическим признаком субъекта хозяйственного права является его хозяйственная правосубъектность, то есть совокупность общих юридических возможностей с непосредственной или косвенного участия в хозяйственной деятельности путем приобретения соответствующих прав и обязанностей.

Полнота правосубъектности в различных субъектов хозяйственного права не однородна. Для субъектов хозяйствования, например, она реализуется в большинстве институтов хозяйственного права. Однако уже у органов государственной власти и местного самоуправления она ограничена направлениям ведения публичных дел в сфере хозяйствования.

Не случайно в хозяйственно-правовой литературе отмечается, что для осуществления различных хозяйственных функций и видов деятельности субъектам хозяйственного права нужен неодинаков объем правомочий - разная совокупность юридических прав и обязанностей 1.

В хозяйственно-правовой литературе среди субъектов хозяйственного права традиционно не называются потребители и граждане - учредители. Здесь проявляется своего рода "слабое звено" хозяйственно-правовой теории: если гражданин, не являющийся предпринимателем, признать субъектом хозяйственного права, то, на первый взгляд, теряется своеобразие субъектного состава хозяйственных правоотношений по сравнению с другими отраслевыми правоотношениями, в т. ч. гражданскими. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что подобные сомнения безосновательны. Сфера хозяйствования лишена твердых границ, она существует во взаимодействии с другими общественными отношениями. Поэтому хозяйственное право, с целью построить целостную хозяйственную систему страны, а не только урегулировать поведение субъектов хозяйствования, вынуждено влиять на поведение лиц, чьи интересы так или иначе пересекаются со сферой хозяйствования. Вот почему органы управления в сфере реализации хозяйственной компетенции рассматриваются субъектами хозяйственного права, хотя традиционно такие органы являются субъектами административного права. То же самое можно сказать о потребителях, граждан-основателей и других нехозяйствующих субъектов. В тех случаях, когда они наделяются хозяйственными правами или обязанностями, они становятся субъектами права.

Но не все такие субъекты имеют полную хозяйственную правосубъектность. В рамках хозяйственного права граждане-потребители, например, наделяются только правами по защите от неправомерного поведения субъектов хозяйствования (ст.20 ГК Украины). Такая защита должна общехозяйственный характер, основывается на праве потребителей требовать от субъектов хозяйствования соблюдения правил осуществления хозяйственной деятельности (соблюдение правил бытового обслуживания населения, правил оформления расчетных операций, правил рекламы и т.п.). А вот непосредственные имущественные (в т. ч. договорные) обязательства между субъектами хозяйствования и гражданами-потребителями не является хозяйственными согласно ч. З ст.175 ГК Украины. Поэтому в таких отношениях потребители являются субъекты не хозяйственного, а, прежде всего, гражданского права.

Нетипичными коллективными субъектами хозяйствования могут быть названы обособленные подразделения (структурные единицы) хозяйственных организаций, действующих на территории Украины, в частности филиалы и представительства, особенно иностранных юридических лиц. Юридическая форма закрепления их статуса находит проявление в том, что структурные подразделения субъектов хозяйствования включаются в государственный реестр предприятий и организаций Украины с самостоятельным кодом, действуют они на основании положений, утвержденных хозяйственной организацией, а их руководители - на основании доверенности хозяйственной организации. Такие подразделения могут иметь самостоятельные банковские счета, печать, собственный баланс, самостоятельную налоговую отчетность, хозяйственные споры по искам таких структурных подразделений рассматриваются по месту их нахождения.

Общие положения по филиалов и представительств приводятся в ст.95 ГК Украины. Филиал - обособленное подразделение хозяйственной организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций. Представительство - это также обособленное подразделение хозяйственной организации, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица. В отличие от филиалов, представительства не выполняют фактических действий, а их компетенция ограничена выполнением юридических действий от имени юридического лица. Таким образом, филиалы отличаются от представительств функциями, которые возлагают на них юридическим лицом.

Классификация субъектов хозяйствования может быть проведена по нескольким критериям.

На основании глав 4 "Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство)" и 5 "Некоммерческая хозяйственная деятельность" (в том числе положения статей 42 и 52) ГК Украины, можно сделать вывод, что по критерию наличия цели получения прибыли можно субъектов хозяйствования разделить на два вида: коммерческий субъект хозяйствования (предприниматель) и некоммерческий субъект хозяйствования.

Субъекты хозяйствования делятся также на коллективные и индивидуальные. Коллективные образования - это организации и их структурные подразделения, а индивидуальные это граждане - предприниматели (или, как их часто называют, частные предприниматели).

Следует отметить, что ГК Украины применяет понятие гражданина, а не физического лица, в отличие от ГК Украины. Данное обстоятельство некоторыми авторами отмечается как преимущество ГК Украины, так как указывает на связь лица с государством и не уравнивает права граждан Украины с правами иностранцев и лиц без гражданства даже там, где они разные (например, в отношении прав на землепользование, на налогообложение, на свободное местонахождение и т.п.) по законодательству Украины. Позиция ГК в этом вопросе соответствует традициям отечественного и зарубежного права. В частности, правило ст.129 ГК Украины говорит, что иностранцы и лица без гражданства при осуществлении хозяйственной деятельности в Украине пользуются такими же правами и имеют такие же обязанности, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено законом". Это соответствует терминологии Конституции Украины (ст.26) и вполне может быть рассмотрено как достаточное, чтобы не заменять в хозяйственном законодательстве понятие "гражданин" на понятие "физическое лицо". В то же время, существует и противоположная точка зрения, исходящая из того, что в праве на занятие предпринимательством реторсии отношении иностранцев, лиц без гражданства и беженцев, которые легально находятся на территории Украины, в ст.42 Конституции Украины, не предусмотрено. Поэтому нет оснований сужать понятие физического лица к понятию гражданина. Несмотря на теоретическую дискуссионность данному вопросу, нельзя не заметить практическую удобство применения понятия "гражданин - предприниматель" вместо понятия "физическое лицо - предприниматель", использованные в этом курсе.

Поделиться: