Подача жалобы в фас. Административная и судебная практика по закупкам Какие документы нужны в фас

(ФАС) - это орган исполнительной власти, в функции которого входят контроль и надзор за следованием закону о конкуренции на рынках разного уровня, в том числе и финансового. Далее будут рассматриваться функционал, правила и требования обращения в ФАС, механизм действия.

До Федеральной антимонопольной службы был Государственный комитет РСФСР, который занимался антимонопольной политикой и поддерживал создание новых экономических структур. Число сотрудников тогда достигало 150 человек. 22 сентября 1998 года был сформирован новый комитет, который действует по сей день. Численность аппарата составляет 1189 человек, а в региональных штабах - до 2315 человек.

Что же входит в основные функции службы?

1. Ведение контроля над соблюдением также включающее в себя рынок электроэнергии, контроль за использованием земли и всех видов природных ресурсов.

2. Ведение надзора и контроля над следованием законодательству по естественным монополиям.

3. Ведение надзора и контроля над правильным исполнением закона о рекламе.

4. Ведение надзора и контроля за сферой закупок товаров, работ и различных услуг, обеспечивающих государственные и муниципальные нужды.

5. Осуществление надзора по соблюдению законодательства при государственных оборонных заказах.

6. Надзор над правильным исполнением и соблюдением норм законодательства при поступлении иностранного инвестиционного капитала в хозяйственные общества, которые являются стратегически важными и обеспечивают оборону страны, в том числе безопасность государства.

Основные причины подачи жалоб

Чаще всего недовольство, которое привело к необходимости жаловаться, спровоцировано:

  1. Определенными неправомерными действиями конкурентов, ограничивающими права.
  2. Неправомерными действиями заказчика, не соответствующими законодательству в государственном и коммерческом заказе (отклонили заявку на тендер, уклонились от подписания контракта, аукционная документация не соответствует требованиям закона).
  3. Неправомерными действиями госорганов и центра сертификации и экспертизы.
  4. Иными нарушениями, не имеющими отношения к проведению тендера.

Способ подачи жалоб

Федеральная налоговая служба России, а также ее региональные органы могут возбудить дело о противозаконных действиях по заявлению физического или юридического лица, по данным правоохранительных органов, по материалам СМИ или же по собственной инициативе при обнаружении нарушений после проведения служебной проверки.

Жалоба в ФАС, подготовка, сроки подачи и рассмотрения и другие важные аспекты регулируются законодательно.

Жалобу подают на русском языке, при этом она должна подкрепляться доказательной базой о правонарушениях с приложением всех необходимых документов и содержащейся в ней соответствующей информации для возбуждения дела. Обычно жалоба подается в письменном виде, также есть возможность подачи в электронном формате при условии наличия у уполномоченного лица электронной подписи (ЭЦП), с помощью которой он может подписать такое заявление. Далее речь пойдет о самой жалобе в ФАС, сроках подачи и рассмотрения.

Правила подачи жалобы в ФАС

Они следующие:

    Необходимо указать наименование, адрес почтовый, номер телефона лица или органа, на который подается жалоба.

    Нужно указать Ф.И.О., а также информацию о месте проживания для физического лица или наименование организации, а также место и дату регистрации юридического лица, которое готовится подать жалобу. Следует также указать данные о почтовом и электронном адресе, номер контактного телефона и при наличии - факса.

    Заказ, который был размещен. Исключением в данной ситуации является обжалование действий или бездействий оператора электронной площадки.

    Указать все доводы, обосновать подаваемую жалобу.

    Приложить весь перечень необходимых документов.

    Всю информацию о том, как подать жалобу в ФАС, включают в госреест ЕИС (единая информационная система), к которой имеют доступ все участники процесса.

    Возможные сроки подачи жалобы

    Существуют строгие сроки рассмотрения жалобы в ФАС. Даже при наличии полной доказательной базы всех необходимых документов в рассмотрении жалобы могут отказать, если заявление отправлено несвоевременно.

    Жалоба в ФАС подается не позднее 10 (десяти) дней, которые отсчитываются с момента размещения на главном сайте протокола рассмотрения заявки либо оценки при сопоставлении заявок для участия в конкурсе, при условии, что это конкурс. Также это может быть протокол аукциона, при условии, что это открытый аукцион, или, когда конкурс либо аукцион признаются несостоявшимися, соответствующий протокол.

    Отдельные случаи

    Если это закрытый конкурс или аукцион, срок рассмотрения жалобы в ФАС - не позднее 7 (семи) дней, которые отсчитываются с момента размещения протокола аукциона или конкурса на официальном сайте.

    Когда жалобу подают в связи с действием или бездействием оператора торговой площадки, который связан с аккредитацией участника в размещенном заказе на данной площадке, тогда она подается в течение 30 (тридцати) дней со дня совершения действия или бездействия

    Когда обжалуют действия, случившиеся после вскрытия конверта (как пример - при запросе котировок), отправителем жалобы может выступать только участник, подавший заявку.

    Сроки рассмотрения

    Со дня подачи срок рассмотрения жалобы в ФАС - в течение двух рабочих дней. Контрольным органом принимается решение о возврате заявления или о принятии его к рассмотрению. Итогом результата решения по заявке может быть следующее решение: необоснованная претензия, частично обоснованная или обоснованная. В случае положительного решения о принятии жалобы к дальнейшему расследованию отправляют сообщение заявителю и заказчику, в котором указывается место и время проведения. Отводится пятидневный срок рассмотрения жалоб в ФАС со дня их поступления.

    Комиссия рассматривает дело в сроки, не превышающие три месяца, с момента принятия положительного решения о дальнейшем расследовании. В отдельных случаях Комиссия продлевает срок, но не более шести месяцев. Как правило, это происходит, когда антимонопольной службе требуется дополнительная информация. О том, что антимонопольная служба продлевает срок проведения проверки, заранее уведомляют лиц, участвующих в деле, путем отправки копии решения в течение трех рабочих дней. А также, при необходимости, уведомляют об этом лиц, которые привлекаются дополнительно, в качестве экспертов, переводчиков и людей, располагающих дополнительными сведениями о рассматриваемом деле.

    Порядок рассмотрения

    Для обеспечения условий полного и всестороннего процесса рассмотрения жалоб ФАС подключает руководителя комиссии, который и возглавляет заседание. Дело на заседании рассматривают с основными участниками процесса, а также других лиц, которых привлекли дополнительно к рассмотрению и изучению этого материала путем уведомления их о месте и времени проведения данного заседания. Такого рода уведомления антимонопольная служба может направлять и в письменном виде.

    В процессе рассмотрения дела ведут протокол, и после окончания заседания его подписывает председатель комиссии. Все дела, которые ведет Федеральная Антимонопольная Служба, записываются либо стенографической записью, либо аудиозаписью, - решение остается за комиссией. Главная задача - сделать отметку в протоколе, что использовались те или иные технические средства записи во время заседания.

    Вариативность решений ФАС

    После рассмотрения и детального изучения, а также по истечении сроков рассмотрения жалобы в ФАС, выносится решение, в котором содержится:

    Основание или отсутствие основания для прекращения дальнейшего рассмотрения дела;

    Итоговое заключение о наличии или отсутствии нарушений антимонопольного законодательства в действии (бездействиях) ответчика;

    Вынесение решения выдавать или не выдавать предписание с приложенным перечнем необходимых действий, которые подлежат к выполнению;

    Вывод о степени необходимости принятия других мер, а именно, передавать ли дело в суд и правоохранительные органы;

    Общие выводы о нарушениях антимонопольного законодательства, сделанные на основе проведенного процесса.

    По итогу проведения всех мероприятий, заседаний, соблюдения сроков рассмотрения жалобы в ФАСе и вынесенных решений рассматриваемая организация выдает распоряжение ответчику по делу, куда включены следующие пункты: описываются действия, которые ответчик должен осуществить, а также сроки выполнения такого предписания.

    В заключение

    Основная задача ФАС России - обеспечить свободную конкуренцию, ограничить монополистическую деятельность на всей территории государства. Деятельность Антимонопольной службы направлена на улучшение товарных и финансовых рынков путем пресечения поведения, противоречащего здоровой конкуренции, доминирующего положения одних над другими, «картельных сговоров». Также предпринимать действия, направленные на предотвращение антиконкурентного вмешательства в процесс функционирования рынков органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, работа службы направлена на улучшение, укрепление и здоровое развитие рыночной системы и экономики государства в целом.

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки « » для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Порядок судебного обжалования решений, предписаний, действий (бездействия) антимонопольных органов ФАС России, их должностных лиц

Согласно статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия. При этом решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела.

Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле.

Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) антимонопольного органа, а также должностных лиц ФАС России

Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции

Заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа, их должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностных лиц.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается.

Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

В случае, если в жалобе не указаны имя и фамилия гражданина, направившего жалобу, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

Жалоба, в которой обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается заявителю, направившему жалобу, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Антимонопольный орган при получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в письменной жалобе заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель (заместитель руководителя) антимонопольного органа вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.

Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в антимонопольный орган.

Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Основания для начала процедуры досудебного
(внесудебного) обжалования

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является обращение (жалоба), направленная в антимонопольный орган.

Заявители имеют право направить жалобу в письменной форме или в форме электронного документа. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе портала государственных и муниципальных услуг (функций), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Заявитель в письменной жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование антимонопольного органа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) (в случае подачи жалобы от имени физического лица), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на жалобу, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, ставит подпись и дату. В подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.

В жалобе, поступившей в антимонопольный орган в форме электронного документа, заявитель в обязательном порядке указывает наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения, контактный телефон, либо свои фамилию, имя, отчество (в случае подачи жалобы от имени физического лица), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такой жалобе необходимые документы и материалы в электронной форме.

При рассмотрении жалобы руководитель антимонопольного органа рассматривает:
- документы, представленные заявителем;
- материалы объяснения, представленные должностным лицом;
- результаты исследований, проверок.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

Граждане имеют право получать информацию по следующим вопросам:

О входящем номере, под которым зарегистрирована в системе делопроизводства жалоба;

О нормативных правовых актах, на основании которых ФАС России исполняет государственную
функцию;

О требованиях к заверению документов и сведений;

О месте размещения на официальном сайте ФАС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" справочных материалов по вопросам исполнения государственной функции.

Граждане имеют право отозвать жалобу до момента вынесения решения по данной жалобе.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке

На нарушения антимонопольным органом, должностными лицами ФАС России может быть подана жалоба в ФАС России.

На нарушения настоящего Регламента должностными лицами территориального органа ФАС России может быть подана жалоба в соответствующий территориальный орган.

Жалоба, с подтверждающими документами направляется получившим ее антимонопольным органом в течение десяти рабочих дней со дня ее регистрации в соответствующий антимонопольный орган с уведомлением заявителя о переадресации жалобы.

Срок рассмотрения жалобы

Поступившая жалоба рассматривается антимонопольным органом в течение тридцати дней со дня регистрации.

Срок рассмотрения жалобы может быть продлен в случае принятия руководителем антимонопольного органа решения о необходимости проведения проверки по жалобе, запроса дополнительной информации, но не более чем на тридцать дней.

Решение о продлении срока рассмотрения жалобы сообщается заявителю в письменном виде с указанием причин продления.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования

Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) должностного лица территориального органа ФАС России принимает руководитель соответствующего территориального органа. Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) территориального органа ФАС России, должностного лица ФАС России принимает руководитель ФАС России.

По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица руководитель антимонопольного органа принимает одно из следующих решений:
- признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица
соответствующими настоящему Регламенту и отказать в удовлетворении жалобы;
- признать действия (бездействие) антимонопольного органа, его должностного лица не
соответствующими настоящему Регламенту полностью или в части и удовлетворить жалобу полностью
или в части. В этом случае ответственным исполнителем по жалобе в целях установления факта
нарушения законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской
Федерации и применения дисциплинарного взыскания, либо принятия решения о других видах
ответственности, представляется руководителю антимонопольного органа служебная записка с
изложением сути нарушения и указанием должностных лиц, его допустивших, для принятия решения о
проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

Решение руководителя антимонопольного органа оформляется в письменной форме.

Копия решения направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты изготовления в полном объеме.

Служебная записка с резолюцией руководителя ФАС России направляется в Управление государственной службы ФАС России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме. Служебная записка с резолюцией руководителя территориального органа ФАС России направляется должностному лицу, ответственному за работу по противодействию коррупции, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления решения в полном объеме.

Действия по исполнению решения руководителя антимонопольного органа должны быть совершены в течение десяти дней со дня принятия решения по жалобе, если в решении не установлен иной срок для их совершения.

Обжалование решений территориальных управлений по статье 18.1 Закона о защите конкуренции

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 27 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 275-ФЗ) (далее - Закон о защите конкуренции) заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа при превышении установленных пороговых значений. Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Таким образом, требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа не распространяются на соглашения о совместной деятельности на территории Российской Федерации, заключенные до вступления в силу Закона № 275-ФЗ (до 5 января 2016). При этом, по мнению ФАС России, внесение изменений в такие соглашения потребует предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии со статьей 27 Закона о защите конкуренции в случае превышения указанных в пункте 8 части 1 данной статьи пороговых значений.

Контакты для досудебного обжалования в ФАС России

Контакты для досудебного обжалования в территориальные органы можете найти

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) единый вне зависимости от места подачи жалобы.

При проведении государственных закупок иногда требуется подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ. Подробно о том, как происходит подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ, как подготовить такую жалобу и куда ее необходимо подавать, мы рассказали в нашей статье . В настоящем материале мы расскажем о том, как происходит рассмотрение жалобы по закупкам в ФАС.

В своей работе контрольный орган должен руководствоваться регламентом ФАС по рассмотрению жалоб по 44-ФЗ. Данный документ утвержден Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14. Регламент носит название – «Об обжаловании действий заказчиков и иных участников контрактной системы». Согласно указанному документу при поступлении жалобы контрольный орган должен совершить следующие действия.

  1. Размещение в ЕИС информации о поступлении жалобы и о ее содержании (исключение – выбор поставщика, подрядчика через закрытые способы, например, закрытый аукцион, закрытый конкурс – в этом случае информация по жалобе в ЕИС не размещается). Уведомление о жалобе направляется следующим лицам: лицу, которое подало жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, уполномоченному органу или комиссии, на действиях которых подается жалоба. В данном уведомлении указываются данные о ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения. Такие действия ФАС должен совершить в течение 2 рабочих дней с момента получения жалобы.
  2. Возражение на жалобу. Если права и интересы каких-либо лиц затронуты жалобой, то они имеют право – направить возражение на жалобу, а также присутствовать при ее рассмотрении. Возражение должно быть направлено в ФАС не позднее 2 рабочих дней до даты рассмотрения жалобы. В возражении должны быть отражены следующие данные:
  • название, фирменное наименование (если есть), адрес место нахождения, почтовый адрес, номер телефона — для компаний; ФИО, место жительства, почтовый адрес, номер телефона – для граждан. Эта данные указываются в отношении лица, которое подало жалобу;
  • название, фирменное наименование, адрес место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона и факса – для компаний; ФИО, место жительства, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона и факса – для граждан. Указанные данные отражаются в отношении подателя возражений;
  • сведения по закупке, которая проводилась с нарушением и которую предстоит обжаловать. Про закупку ничего указывать не нужно, если жалоба была подана на действия/бездействия оператора электронной площадки, и жалоба связана с аккредитацией участника на этой площадке;
  • информация о тех действиях, которые обжалуются и возражения на доводы, приведенные в жалобе.
  1. Запрос необходимых документов и информации. В компетенции ФАС при рассмотрении жалоб находится направление запросов о предоставлении информации и документов – заказчику, уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок, контрактному управляющему и т.д. В обязанности заказчика и других лиц, чьи действия или бездействие обжалуются, входит предоставление в контрольный орган следующих документов:
  • документация о закупке;
  • заявки на участие в государственной закупке;
  • протоколы;
  • аудио- и видеозаписи;
  • другие документы и информация, которые были составлены в ходе определения поставщика, подрядчика или аккредитации желающих стать участниками закупок на электронной площадке.

У самого подателя жалобы контрольный орган не может запрашивать те документы, которые имеются в распоряжении государственных органов или муниципальных властей.

  1. Приостановление определение поставщика, подрядчика. ФАС может приостановить выбор поставщика, подрядчика в части подписания контракта. Данный вопрос приостанавливается до того, как жалоба будет рассмотрена по существу. В этом случае контрольный орган в сфере закупок должен направить требование о приостановлении выбора стороны контракта – заказчику, уполномоченному органу или другим лицам, проводящим закупку. Когда такое требование будет получено, контракт не может быть заключен, пока жалоба не будет рассмотрена.
  2. Рассмотрение жалобы и возражений по существу. 5 рабочих дней с момента поступления жалобы – столько времени у контрольного органа в сфере закупок есть, чтобы рассмотреть жалобу и возражения, а также направить уведомление о результатах рассмотрения жалобы – лицу, которое направило ее и лицам, которые предоставили возражения. При рассмотрении жалобы по существу вы можете не только лично присутствовать, но и направить своего представителя. Юрист по 44-ФЗ сможет оказать грамотную помощь в отстаивании ваших интересов.

Как податель жалобы может подтвердить свои полномочия для присутствия на заседании? Если вы подаете жалобу как гражданин или индивидуальный предприниматель, вам достаточно будет предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Руководителям компании необходимо будет предоставить – решение об избрании на должность, которая позволяет выступать от имени компании без доверенности. Для представителя необходимо наличие доверенности или другого документа, который подтверждает полномочия.

Поделиться: