Страны входящие в таможенный союз. Таможенный союз еаэс

Таможенный союз – межгосударственное объединение между странами в рамках ЕАЭС. Основная цель создания – это упростить торговые операции между государствами, что являются участницами ассоциации. Также участники ТС приняли единые таможенные тарифы и остальные меры регулирования.

Задача создания подобного экономического объединения:

  • Формирование единой таможенной территории в пределах стран, что вошли в объединение.
  • На территории таможенного союза ЕАЭС действуют режимы тарифных и нетарифных ограничений при торговле между государствами участниками.
  • Отмена контроля на внутренних постах на границе стран, что входят в ТС.
  • Применение однотипных механизмов регулирования торговли, экономики. Для этого вводятся меры по гармонизации законодательства членов ТС.
  • Внедрение и функционирование единого органа управления.

Что касается торговых отношений со странами, которые не являются членами Таможенного Евразийского экономического союза, то с ними предполагается такое взаимодействие:

  1. Применение общего тарифа для тех или иных товаров, которые попадают на территорию ассоциации.
  2. Использование единых мер нетарифного регулирования.
  3. Проведение одинаковой таможенной политики.
  4. Использование единых тарифов.

На данный момент самым известным и давно функционирующим является Европейский таможенный экономический союз. Его формирование было начато в 1958 году.

Участники, территория и управление

На данный момент в объединении состоят такие страны:

  • Россия с июля 2010 г.
  • Казахстан с июля 2010 г.
  • Беларусь с июля 2010 г.
  • Армения с октября 2015 г.
  • Кыргызстан с мая 2015 г.

Озвучили желание вступить Сирия и Тунис, предложено стать участником Турции, но пока что решение о вступлении не принято. Явно заметно, что участие в блоке, дает странам Евразийского экономического союза укрепление экономических отношений.

Объединение границ государств, указанных выше стало основанием для образования рассматриваемого таможенного объединения. Границами ТС являются границы стран, которые являются членами союза.

Органы управления – едины, основных 2:

  1. Межгосударственный совет. Это высший орган, членами которого являются главы государств и руководители правительств стран ТС. Он является наднациональным.
  2. Комиссия ТС. Это ведомство решает все вопросы, касательно формирования таможенных правил, отвечает за регулировку торговой политики государств.

История создания

Формирования ТС стало процессом длительным и во многих аспектах сложным. Страны-участники Таможенного Союза 2019 это те государства, которые сумели пройти все этапы согласований и притирок.

Началом процесса стал январь 1997 года, когда президенты Белоруссии, Казахстана, России и Кыргызстана подписали соглашение «О мерах по реализации соглашений о Таможенном Союзе». Необходимость подобной консолидации возникала, когда стало ясно что СССР как структура отошел в небытие. Тогда страны Таможенного союза (список 2019 предложен выше) договорились сотрудничать с целью формирования и развития объединенного экономического пространства в рамках СНГ.

Интересно! Идею создания союза сформировал еще в начале 1994 года Нурсултан Назарбаев. Как основа ТС в его видении должна была стать общность интересов государств, что ранее входили в СССР.

Идея формирования союза предполагала беспрепятственное перемещение товаров и предоставление услуг всем странам участницам. При этом предполагаемый формат экономических контактов в полной мере защищал интересы стран Таможенного союза.

Как результат, создавалось единое таможенное пространство без внутренних таможенных пошлин. Границы как таковые переносились на внешние границы союза. В идеале значительно упрощалась торговля, но на самом деле все вышло не так легко. на первом этапе договоренности включали в том числе определение основных направлений деятельности каждой страны для подкрепления союза. Конкретней:

  1. Гарантирования равноправия на имущество ТС.
  2. Члены Евразийского экономического союза могли свободно распоряжаться имуществом ТС в пределах законодательства стран участниц.
  3. Создание единой нормативной базы госрегулирования экономики.

В том же 1997 году сформированы следующие управления интеграции: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет.

В 1998 году участником союза стал Таджикистан и уже между 5 странами подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». Спустя несколько месяцев члены Таможенного союза подписали следующие важные документы:

  • «О формировании ТС».
  • «О международных автомобильных сообщениях».
  • «О единых условиях транзита через территории стран участниц ТС».
  • «О взаимодействии энергетических систем».

В феврале 1999 подписано соглашение «О Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве». За счет принятия указанных актов удалось в значительной мере упросить процедуры пограничного контроля между странами участниками Евразийского экономического союза.

Следующие важные этапы:

  1. 2007 год. Между Беларусю, Россией и Казахстаном заключается договор о единой таможенной территории.
  2. 2009 год. Соглашения, что были ранее подписаны, получают «физическую форму», то есть реализуются на практике.
  3. 2010 год. Принятый ранее вступает в силу, формируется и принимается Таможенный кодекс Таможенного союза.
  4. На протяжении 2011-2013 годов происходит разработка важных документов, которые регламентируют деятельность союза. Среди важнейших появляется единый технический регламент о безопасности продукции.

2014-2015 года ознаменовались пополнением списка стран Евразийского экономического союза (для 2017 он тоже актуальный) Арменией и Кыргызстаном. В перспективе союз будет расширятся, на данный момент желание присоединиться изъявили Тунис и Сирия, но пока дальше разговоров дело не зашло и состав остается прежним.

В 2019 году вступил в силу принятый ранее Таможенный кодекс ЕАЭС.

О новом Таможенном кодексе Таможенного союза 2019 года, Вы узнаете из нашей статьи. Переходите по .

Распределение таможенных пошлин

Единый Таможенный союз естественно получает пошлины за пересечение границ объединения, ввоз/вывоз товаров. В объединении принята схема распределения этих доходов между странами участницами. Структура такая:

  • Россия получает 85,33% от общих поступлений.
  • Казахстан – 7,11%.
  • Беларусь – 4,55%.
  • Кыргызстан – 1,9%.
  • Армения – 1,11%.

Как видно налоги распределяются по старшинству, то есть чем раньше страна стала участником объединения, тем на больший размер дохода от пошлин она может рассчитывать.

На данный момент происходит период формирования ТС, так таможенный союз ЕС прошел длительный период в 30 лет до момента абсолютного становления.

Цели, направления

При создании подробного экономического пространства, основной целью был социально-экономический прогресс. В результате одними из главных перспективных целей стали увеличение товарооборота услуг стран участниц. Этот момент для начала реализовывался между участниками за счет следующих действий:

  1. Внедрение общих требований и принятие стандартов безопасности для отечественных экономик и ассоциации в общем.
  2. Упразднение процедур на внутренних таможнях стран союза. За счет этого товары стран Таможенного союза ЕвраЗЭС стали более доступными и привлекательными.
  3. Наращивание товарооборота за счет указанных выше мер.

На данный момент того самого желанного увеличения товарооборота не происходит, хотя регулярно принимаются новые соглашения. Правда, упрощение товарооборота все же произошло не так существенно, улучшены конкурентные условия.

Техническое регулирование

Техническое регулирование в Таможенном союзе направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Уменьшение давления на производителя – экономического и административного.
  • Формирование двухуровневой нормативной документации, что помогает сделать взаимоотношения на рынке более четкими и ясными.
  • Повышение уровня защиты рынков от опасной продукции.
  • Расширение возможностей компаний в выборе коммерческого решения. При этом исключается двойное сертифицирование и дублирование остальных процедур.
  • Исключение технических барьеров для участников Евразийского таможенного союза.
  • Стимулирование развития экономики разными способами.

Что касается принципов технического регулирования в таможенном объединении, то существуют такие основные принципы:

  1. Установление единого техрегламента для стран участниц, касательно продукции и товаров.
  2. Проведение политики, которая согласовывается с каждой страной касательно технического регулирования.
  3. До момента вступление ТР Евразийского Экономического союза ЕАЭС действие национального законодательства в этой сфере.

Преимущества участия в ТС

На данный момент не все страны союза ЕАЭС присоединились к ТС, причины у каждой свои. Но следует выделить основные преимущества участия в подобном объединении:

  • Существенное снижение расходов на: переработку, транспортировку товаров в пределах союза.
  • Уменьшение бюрократических процедур, а как результат и временных затрат при транспортировке товаров по территории ТС.
  • Сокращение числа , которые необходимо пройти для выезда с грузом в третьи страны.
  • Таможенный союз в 2019 году дает новые рынки сбыта.
  • Упрощение законодательства за счет его унификации.

Противоречия, проблемы или почему ТС не работает так как планировалось

Так как каждая страна стремиться сохранить и поддержать свою экономику, неудивительно, что часто возникают трения и трудности. Отдельные санкции «удобно» применять через методы нетарифного регулирования, что и происходит. Хотя страны таможенного союза с Россией в период 2018-2019 годов уже «сдружились», ранее было немало проблем.

Один из самых сложных конфликтов между РФ и Беларусю, когда в 2014 году Россия запретила практически в полном объеме экспорт мяса. На тот момент это было 400 тыс. тонн. В то же время произошло ужесточение контроля товаров, которые пересекают границу Белоруссии, хотя фактически по нормам ТК ТС усиление мер контроля невозможно.

Реакция президента страны участницы ТС не заставила себя долго ждать – Беларусь вернула пограничный контроль на границе с РФ. Конфликт стал настоящей проблемой, ведь Беларусь заявила о намерении отказаться от рубля в расчетах и вернуться к долларам. В результате идея таможенного союза сильном пошатнулась – государства члены Евразийского экономического союза почувствовали себя неуверенно в данном формате отношений.

Вывод

В перспективе экономическое объединение ТС – имеет шансы для активного развития и внедрения всех заявленных преимуществ. Пока происходит процесс становления, в общем виде самыми заинтересованными участниками являются соседи РФ, которые с вступлением получат более выгодные условия на приобретение газа и нефти. Заявленное упрощение товарооборота пока не наблюдается.

Видео: Таможенный Союз 2019

Межгосударственным соглашением в форме коллективного протекционизма разных стран, предусматривающим единую таможенную территорию, явился Таможенный союз. Это общность, где государства-участники договорились о создании общих межгосударственных органов, которые координируют и согласовывают внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания министров соответствующих ведомств, чья работа целиком и полностью опирается на постоянно функционирующий межгосударственный секретариат. Таможенный союз - это форма интеграции между странами и создание наднациональных органов. И это был очередной шаг по пути интеграции в более продвинутую форму от уже существовавшей зоны свободной торговли. В 2015 году на базе Таможенного союза начала свою работу новая организация - Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Примеры

В девятнадцатом веке был создан Германский таможенный союз, где немецкие государства согласились отменить между своими странами таможенные преграды, а пошлины шли в общую кассу, где их распределяли между странами-участницами по числу жителей. Вероятно, Германский таможенный союз - это первая генеральная репетиция создания Таможенного Европейского союза, который функционирует сейчас. Евразийский экономический союз тоже объединил усилия на проблему интеграции территорий сообщества. Это слияние межгосударственных форм торговли и экономики между Россией, Беларусью, Казахстаном. В основном именно об этом союзе будет идти речь в данной статье. Помимо перечисленных, существовали в разное время таможенные союзы Южно-африканский, Восточно-африканский (как сообщество), Меркосур, Андское сообщество и некоторые другие.

В октябре 2006 года в Душанбе (Таджикистан) был подписан договор о торговой интеграции между Казахстаном, Белоруссией и Россией и выработан технический регламент Таможенного союза. Целью такой организации явилось создание единой таможенной территории, в которой состоят несколько государств. Правила Таможенного союза отменяли пошлины на реализуемую продукцию. В то же время этот шаг позволял защитить собственные рынки от лишнего импорта, сглаживал все неровности торгово-экономической сферы. В пределах стран-участниц созданы единые требования Таможенного союза и единый для всех таможенный тариф. Тем же предписанием регулировались торговые отношения с остальными странами, не входящими в Таможенный союз. Это было необходимо.

История

Тот же договор 2007 года утвердил не только технический регламент Таможенного союза, но и Комиссию - его единый регулирующий орган. В 2012 году действие регламента было завершено, и на смену ему пришла организация ещё более властная, у которой полномочий было больше на порядок, а также значительно увеличен и её штатный состав. Это ЕЭК - Евразийская экономическая комиссия. Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация составили образование на основании Евразийского экономического сообщества. Единая структура технического регулирования была просто необходима. Именно Комиссия выработала единый реестр Таможенного союза, утвердила его правила. Она же обладает прерогативой выработки технических регламентов.

Единый реестр касается органов сертификации ТС и его испытательных лабораторий. Это перечень субъектов, выдающих сертификаты, гарантирующие безопасность данного продукта. Нигде подтверждать такой документ не нужно на территории стран ТС. Комиссия ТС - координатор всех действий и всех усилий стран-участниц по техническому урегулированию, под чьим контролем находится вся деятельность Таможенного союза. Национальные технические регламенты перестали действовать с момента создания Комиссии и выработки ею единых регламентов ТС. Участники Таможенного союза согласились, что единая таможенная территория, где таможенные пошлины не применяются и отсутствуют экономические ограничения, может иметь исключения - это специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Структура

На всей территории государств-участников применяются единые меры регулирования: таможенный тариф внутри ТС и правила торговли с иными странами. Контролируется соблюдение правил Межгосударственным советом, который есть высший орган ТС и куда входят главы правительств и главы государств всех стран ТС. На 2007 год это были президент РФ Д. Медведев и глава правительства РФ В. Путин, президент РБ А. Лукашенко и премьер-министр РБ С. Сидорский, президент Казахстана Н. Назарбаев и премьер-министр К. Масимов. С 2008 года высшим органом ТС стал Межгоссовет ЕврАзЭС (ВОТС) на уровне только глав государств стран-участниц.

Обеспечивал условия работы и развития ТС единственный регулирующий орган - Комиссия ТС, чьи решения обязательны и на национальном уровне никаких подтверждений не требуют. Государства Таможенного союза разделили влияние на решение всех поднимающихся вопросов таким образом: Россия имеет в Комиссии пятьдесят семь голосов, а Казахстан и Белоруссия - по двадцати одному голосу. Все решения принимаются, если собрано две трети голосов. В 2009 году ответственным секретарём Комиссии ТС был утверждён С. Глазьев. Если между странами-участницами возникают споры, то их разрешает специальный суд ЕврАзЭС, где можно добиться изменения действий органов ТС и государственной власти объединения.

Деятельность Таможенного союза

В 2009 году высшим органом ТС - Комиссией в совокупности с правительствами сторон был проведён комплекс мероприятий, чтобы завершить формирование договорной и правовой базы ТС. Сюда вошёл и Единый таможенный тариф, и Таможенный кодекс, и статут суда ТС. В ноябре 2009 года было принято решение относительно единого таможенного тарифа среди стран, которые включил в себя Таможенный союз. Таможенные пошлины в торговле между этими странами были отрегулированы, поскольку вступил в силу ЕТТ - Единый таможенный тариф. В 2010 году состоялся саммит, где было подписано заявление о действенности Таможенного кодекса, который начал работать с июля 2010 года. Целый ряд положений Единого таможенного кодекса не имеют правовой аналогии в законодательствах государств-участников ТС.

Например, нет понятия Единой таможенной территории, не оговорены условия относительно таможенного транзита. Также кодексом ТС отменено оформление на таможне и таможенный пограничный контроль всех товаров, которые происходят из территорий стран-участниц ТС, кроме того, это касается и товаров других стран, находящихся в свободном обращении на территории ТС. Кодекс предусматривает требования Таможенного союза - взаимность в признании мер по обеспечению оплаты платежей на всех территориях ТС. Был введён институт экономического оператора - лица, обладающего правом пользования разнообразными упрощениями, которые возможно осуществить при таможенных процедурах.

Торговля

Таможенный союз в сентябре 2010 года ввёл на своих территориях режим, который зачисляет и распределяет таможенные пошлины. Трёхсторонними договорённостями согласовано, что импортные зачисляются на определённый единый счёт, чтобы затем пропорционально распределяться между бюджетами Беларуси, Казахстана и России. Например, в российский бюджет положено поступление 87,97 % общего объёма ввозных пошлин, в белорусский - 4,7 %, а в казахстанский - 7,33 %. В 2011 году таможенными органами был прекращён контроль на всех внутренних границах ТС.

План действий ТС был утверждён тремя государствами-участницами, и соответственно плану таможенные органы России прекратили любые операции относительно транспортных средств и товаров, которые следуют на нашу территорию. Ранее контроль осуществлялся во всех пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации. А российско-белорусская граница в ППУ (пункт принятия уведомлений) прекратила все операции контроля транзита из третьих стран.

Контроль

Регламент Таможенного союза о безопасности 2010 года предусмотрел введение на границе России и Казахстана переходного периода, когда пограничные пункты ещё будут функционировать, осуществляя контроль - как пограничный, так и миграционный, а товары и транспортные средства, которые следуют на территории ТС, ещё осуществляются совместными таможенными службами стран-участниц. Специальные службы трёх стран должны обмениваться всеми сведениями относительно каждой товарной партии, которая оформляется на их территории. В 2010-м власти уже рассчитывали создание единого экономического пространства на всех территориях, поскольку это самый верный шаг на пути к созданию общего рынка.

Таможенный союз постепенно пополняется, причём все страны-участницы продолжают применять помимо единых таможенных тарифов многие другие меры, в том числе и регулирование торговли с третьими странами. Государства, вступившие в ТС: Казахстан и Россия - с 1 июля 2010 года, Республика Беларусь - через пять дней, Армения - 2 января 2015 года, Киргизия - 12 августа 2015 года. Были и кандидаты - уже вступила бы в ТС Сирия, если бы не развязавшаяся на её территории война (впрочем, возможно, одной из причин её развязывания и стало как раз это намерение), а в январе 2015 года своё намерение присоединиться к ТС объявил Тунис.

Некоторые общие сведения

Экспорт товаров сопровождался нулевой ставкой НДС или освобождением от уплаты акцизов (возмещением уже уплаченной суммы), если факт экспорта подтверждён документально. Импорт товаров в Россию из двух других стран-членов ТС сопровождалось НДС и акцизами. Если оказывались услуги или проводились работы на территории России, то налоговую базу, ставки, налоговые льготы и порядок взимания определяли соответственно законодательству РФ.

После 2015 года международные обязательства в рамках ТС и Единого экономического пространства положили следующие ввозные таможенные пошлины: бюджет Российской Федерации получает 85,33 %, бюджет Беларуси - 4,55 %, Казахстана - 7,11 %, Армении - 1,11 % и Киргизии - 1,9 %. Трудовые мигранты - граждане стран-участниц ТС - уже не должны покупать патент для устройства на работу в Российской Федерации, поскольку право на труд они имеют равное с гражданами России.

Значение

Ещё в 2011 году, будучи ответственным секретарём Комиссии ТС, Сергей Глазьев привёл неоспоримые выгоды создания Таможенного союза - и в экономическом, и в геополитическом аспектах. После деградации и распада Советского Союза, после длившегося десятилетиями обнищания экономик и всяческих невзгод, бывшие советские республики начали интегрироваться, и это геополитическое достижение огромнейшего значения, единственно способное дать конкретные выгоды экономике каждого государства.

В 2012 году было проведено интеграционное исследование Евразийским банком развития. Социологический опрос проходил в десяти странах СНГ и дополнительно - в Грузии, где до двух тысяч респондентов приняли участие в каждой из стран. Вопрос был один: отношение к созданию Таможенного союза, который освободил от пошлин торговлю внутри трёх стран (России, Беларуси и Казахстана). Казахи приветствовали Таможенный союз в 80 % случаев, таджики - 76 %, в России положительно отнеслись 72 % респондентов, в Киргизии и Узбекистане - 67 %, в Молдавии - 65 %, в Армении - 61 %, в РБ - 60 %, Азербайджане - 38 %, а в Грузии - 30 %.

Проблемы

Критика в адрес ТС существовала всегда. Чаще всего она сводилась к теме недостаточной проработки условий сертификации товаров и торговли, говорилось также и о навязывании Российской Федерацией странам-соучастницам условий ВТО, хотя они в эту организацию и не вступали. Некоторые эксперты сетовали о несправедливости распределения доходов между участниками. Однако никто из них не смог своими исследованиями доказать, что Таможенный союз - проект не слишком выгодный как для участников, так и для потенциальных его членов. Напротив, огромный ряд дотошно проведённых исследований последовательно и по всем пунктам доказывает то, что ЕАЭС выгоден однозначно всем его членам как по экономическим, так и по идеологическим причинам.

Некоторые эксперты замечают, что идеологическая составляющая перевешивает экономическую, поскольку этот союз - формирование искусственное, а потому жизнеспособным быть не может и существует пока лишь потому, что России это идеологически выгодно, и она участников спонсирует. Однако очень плохо уживаются рядом обвинения в несправедливости разделения доходов и тема спонсирования. Уж либо то, либо это. Судя по экономическим выкладкам, и Беларуси, и Казахстану, и Киргизии, и Армении членство в ЕАЭС выгодно.

Сегодня

Сегодня Евразийский экономический союз работает не менее активно, чем в любой из прошлых моментов существования ТС. Решениями Комиссии обсуждаются всё новые программы развития отношений между странами-участницами. Например, создан и работает консультативный комитет, занимающийся нефтью и газом, который формирует общий рынок газа в границах ЕАЭС. А это едва ли не важнейший приоритет интеграционного сотрудничества, включивший в себя целый комплекс различных мероприятий - технологических, организационных, правовых (всего мероприятий - более тридцати). В 2016 году главы государств России, Киргизии, Казахстана, Беларуси и Армении уже утвердили концепцию работы по формированию общего газового рынка. Остаётся проработать международный договор с едиными правилами доступа к системам газового транспорта, расположенных на территориях этих государств.

Развивается общий рынок автотранспортных услуг, повышается конкурентоспособность международных перевозок, улучшено в значительной мере таможенное регулирование и страхование. Несмотря на то что между странами-участницами внешнеэкономические связи обеспечиваются всеми существующими видами транспорта, доля автомобильного в нём - более 82 процентов от общего объёма грузоперевозок, а пассажирских - 94 процента. И эти проценты ещё растут. Формируется и общий рынок услуг на воздушном транспорте, и эту тему в конце апреля 2017 года подробно обсуждал в Минске консультативный комитет. Подготавливается проект так называемой дорожной карты, что является реализацией основных направлений транспортной политики.

Таможенный союз – это организация, призванная облегчить ведение внешнеэкономической деятельности между странами Евразии. На сегодняшний момент в список стран таможенного союза входит Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В данной статье мы подробнее остановимся на истории союза, а также на правах и обязанностях, которые есть у его членов.

Таможенный союз: этапы становления

Таможенный союз был впервые создан в 1995 году, когда шесть стран-участников подписали первый договор о начале действия данной организации. Первоначально, в список стран таможенного союза входил Узбекистан и Таджикистан, но позже они (по ряду причин) из данного союза вышли. Окончательно таможенный союз был закреплен документом от 2007 года, а в 2011 весь таможенный контроль был вынесен за пределы государств, входящих в союз. Таким образом, торговля и перевоз грузов внутри стран, входящих в состав данной организации, значительно упрощен.

В разное время к Таможенному союзу хотели присоединиться другие страны с континента. Например, в 2013 году такое намерение выразила Сирия и Таджикистан. А в 2016 году о такой возможности даже говорили в Тунисе. На особых условиях осуществляется и торговля с Сербией, которая подписала соглашения об упрощении таможенного режима со всеми странами Таможенного союза. Многие ошибочно полагают, что в список стран таможенного союза также входила и Украина. Однако на самом деле, подобное соглашение никогда не было подписано, так как это не сочеталось с намерениями Украины вступить в ЕС.

Преимущества таможенного союза

В общепринятом понимании таможенный союз - это интеграционное объединение, государства - участники которого добровольно отказываются от национального таможенного суверенитета в пользу «союзного органа», формируют единую для всех стран - участниц таможенную политику. Таможенный союз создается государствами на договорной основе путем заключения двустороннего или многостороннего международного соглашения о признании ликвидации национальных таможенных границ между странами - его участниками и образовании таким путем единой союзной таможенной территории. Согласно положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле (п. 8 ст. XXXTV), таможенный союз представляет собой территориальное образование одного общего пространства взамен «нескольких при полной отмене пошлин внутри него и сохранении единого таможенного барьера» по отношению к третьим странам.

Таким образом, государства, участвующие в таможенном союзе, полностью устраняют таможенные барьеры во внутренней торговле и осуществляют единое, согласованное на союзном уровне таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в торговле со странами - не членами таможенного союза. При этом государства, вошедшие в состав таможенного союза, в определенной мере утрачивают свою самостоятельность, в части осуществления таможенной политики. Для таможенного союза основной характеристикой является наличие общей таможенной территории, общего для всех государств - участников таможенного кодекса, принятого союзными органами, и единого союзного таможенного тарифа. В противном случае имеет место иная форма международной интеграции.

Как известно из мировой практики, в рамках таможенного союза формируется единая таможенная администрация, устанавливаются общие условия о порядке и критериях распределения полученных таможенных доходов между странами - участницами союза. Однако, государства – участники таможенного союза полностью сохраняют свой экономический суверенитет в вопросах формирования национальной хозяйственной и валютной политики. Согласно ст. XXIV ГАТТ исключается возможность установления в одностороннем порядке каких-либо торговых барьеров на таможенной территории отдельных стран - членов таможенного союза.

По оценкам экспертов и имевшей в истории практики положительным экономическим результатом действия таможенного союза являются:

а) укрупнение для стран – участниц рынков сбыта продукции;

б) снижение пограничных и таможенных издержек в процессе сокращения финансовых затрат и времени за счет отмены между странами – участницами таможенного декларирования, а также в целом упрощения процедур таможенных формальностей;

в) сокращение государственных расходов на содержание и обустройство таможенных границ;

г) отсутствие необходимости адаптации к национальным законодательным нормам стран-партнеров.

Международная форма сотрудничества в рамках таможенного союза известна достаточно давно:

В 1865 году был создан таможенный союз Франции и Княжества Монако;

В 1923 году заключено соглашении о создании таможенного союза между Швейцарией и Княжеством Лихтенштейн;

В 1948 году образован таможенный союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (так называемый Бенилюкс).

От таможенного союза следует отличать иные формы международного таможенного сотрудничества существуют в виде объединенных таможенных территорий. Например, таможенная уния - зона особого льготного экономического режима в целях развития предпринимательства. Таможенная уния создается на ограниченной части сопредельных (т.е. граничащих) с другими государствами таможенных территорий (как правило это территории пограничных городов, станций, морских и авиационных портов). В отношении ввозимых на эти территории иностранных товаров для производственной переработки или сборки с целью последующего реэкспорта не взымаются таможенные платежи.

На современном этапе развития международной интеграции появляются новые формы объединенных таможенных территорий, устраняющие межнациональные границы и различного рода барьеры между странами, в частности, в рамках Европейского сообщества. Одной из наиболее известных форм устранения таможенных границ служит общее пространство, которое образовано на части европейской территории на основе Шенгенской конвенции 1990 года (конвенция подписана Францией, Германией и странами Бенилюкса). В пределах Шенгенской зоны фактически ликвидированы таможенные границы и пограничные посты, а ее функционирование направлено на борьбу с нелегальной иммиграцией, преступностью и контрабандой, а также достижение унификации процедур таможенного контроля за перемещением международного пассажиропотока, порядка оформления и выдачи виз и т.п.

На постсоветстком пространстве на фоне «парада» независимостей и самоопределений почти сразу после распада СССР начались процессы экономической интеграции - в марте 1992 года подписано многостороннее межгосударственное Соглашения о принципах единой таможенной политики. Этим соглашением предусматривалось создание таможенного союза как самостоятельного субъекта международного права на общей таможенной территории договаривающихся стран, отменить все таможенные сборы и налоги при перемещении товаров внутри таможенного союза, а также согласовать общий таможенный тариф и политику внутреннего налогообложения товаров, ввозимых на таможенную территорию союза и вывозимых с этой территории. Соглашение подписали девять государств - бывших республик СССР (кроме Украины, Азербайджана, Грузии и прибалтийских республик), но со стороны некоторых с оговорками. Так, Беларусь и Молдова выступили против создания таможенного союза как субъекта международного права и предложили регулировать отношения внутри него двусторонними соглашениями. Фактически формирование союза ограничилось простой декларацией о намерениях.

В 1994 году был образован Совет руководителей таможенных служб СНГ. Основными задачами этого Совета стали: подготовка предложений по унификации законодательства, координация взаимодействия таможенных служб, унификация и упрощение таможенных процедур. Советом были подготовлены: Основы таможенных законодательств государств - участников СНГ, Единая методология таможенной статистики внешней торговли, Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и другие документы, имеющих принципиальное значение для процессов формирования таможенного союза стран СНГ.

В апреле 1994 года было подписано всеми странами СНГ Соглашения о создании зоны свободной торговли. Оно предусматривало отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений во взаимной торговле.

В отличие от Соглашения о принципах таможенной политики 1992 года, новое Соглашение определило, что таможенный союз может быть создан теми государствами, которые изъявят желание продолжать сотрудничество в его рамках, не определяя четко круг его участников. К 1997 году Соглашение о создании зоны свободной торговли ратифицировали только пять стран - Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова и Узбекистан.

В рамках параллельной интеграции 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза.

6 октября 2007 года в Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

В 2009 году на уровне глав государств Белоруссии, Казахстана и России и их правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза:

Об использовании единой системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

О применении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа;

О введении в действие Единого таможенного тарифа;

О применении в торговле с третьими странами запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров, входящих в Единый перечень;

О введении единого Таможенного кодекса таможенного союза и др.

28 ноября 2009 года в Минске прошла принято решение о создании на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

С 1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана, а с 6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза. Это связано с тем, что весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия и участие Белоруссии в Таможенном союзе был под вопросом.

С 1 апреля 2011 года на границе России и Беларуси отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

С 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. Образование единой союзной таможенной территории привело к переносу процедур таможенного контроля и таможенного декларирования товаров с границы Российской Федерации на внешние западные таможенные границы Беларуси и восточные таможенные границы Казахстана. На смежной таможенной границе были упразднены ранее действовавшие пункты пропуска через российско-белорусскую и российско-казахстанскую границы, а также таможенные посты и пограничные таможни. Одновременно произошла отмена взимания таможенных платежей и снятие нетарифных барьеров в отношении трехстороннего товарооборота, достигнута унификация таможенного законодательства.

В рамках Таможенного союза ЕврАзЭС сформированы свои органы управления.

Основным органом Таможенного союза ЕврАзЭС является Высший евразийский экономический совет - Межгосударственный советЕврАзЭС в составе представителей стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства. В совет входят главы государств и правительств Таможенного союза. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур Таможенного союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. ЕЭК функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 года «О Евразийской экономической комиссии» и решением Высшего совета «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Основной задачей комиссии является обеспечение условий функционирования и развития союза. Евразийская экономическая комиссия функционирует с 1 января 2012 года и унаследовала полномочия Комиссии таможенного союза в сферах таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования и технического регулирования. ЕЭК имеет два уровня управления: Совет ЕЭК и Коллегия ЕЭК. Совет Комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии. В Совет Комиссии входят по одному представителю от каждой страны, являющемуся заместителем главы правительства. Председательство осуществляется поочередно в течение одного года в порядке русского алфавита по наименованию страны. Председателем коллегии ЕЭК назначен министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко. В совет ЕЭК войдут по одному представителю от каждого государства-члена на уровне вице-премьеров. Коллегия комиссии станет постоянно действующим профессионально-исполнительным органом из девяти членов (по три от каждой страны). Совет Комиссии принимает решения консенсусом.

Формирование ЕЭК стало одним из шагов на пути трансформации Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз.

Для российской экономики таможенный союз имеет немаловажное значение в плане свободного транзита внешнеторговых грузов через территории стран-партнеров. Особенно это актуально в части поставок энергоносителей из России в западноевропейские страны через Беларусь, поскольку, как известно, два из пяти основных нефтепроводов проходят по ее территории. Кроме того, действующий таможенный союз избавил бюджет РФ от немалых затрат по обустройству своих внешних таможенных границ. Так, по данным ФТС России, обустройство только 1 км национальных границ обходится государству в 3 млрд. рублей. Общая же стоимость, только с учетом протяженности государственной границы России с Республикой Беларусь и Казахстаном, оценивается в 21 трлн. рублей.

Идет процесс присоединения к Таможенному союзу ЕврАзЭС. Так, Правительство Кыргызской Республики на заседании 11 апреля 2011 года приняло решение о начале процедуры присоединения республики к Таможенному союзу. Решением межгосударственного совета ЕврАзЭС 19 октября 2011 года была создана рабочая группа по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе. Планируется, что к 1 декабря 2013 года рабочая группа завершит анализ законодательства, внешнеторговых обязательств и состояния таможенной инфраструктуры Кыргызстана, а также оценит экономический эффект и последствия присоединения Кыргызской Республики к Таможенному союзу ЕврАзЭС. По результатам этого анализа ЕЭК направит правительству Кыргызстана «дорожную карту» с перечнем мероприятий необходимых для вступления страны в Таможенный союз.

Предыдущая

Правовые основы ЕАЭС

Основные положения. Статья 1.

  1. … Евразийский экономический союз (далее — Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
  2. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

Цели Союза. Статья 4.

Основными целями Союза являются:

  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Основополагающие принципы и нормы функционирования ЕАЭС. Статья 3.

  • уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;
  • уважение особенностей политического устройства государств-членов;
  • обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;
  • соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;
  • функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Принцип режима наибольшего благоприятствования в торговле - экономический и юридический термин, означающий установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, её физическим и юридическим лицам не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим или юридическим лицам.

Вышеуказанный принцип закреплен в положениях ст.1 Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 года – основополагающего документа Всемирной торговой организации, нормы и принципы функционирования которой принимаются во внимание при применении положений Договора о ЕАЭС (преамбула Договора о ЕАЭС).

Принцип свободного движения капитала, товаров, услуг и рабочей силы, предусматривающий возможность субъектов экономических отношений беспрепятственно осуществлять свою деятельность в пределах Единого экономического пространства, а, следовательно отсутствие ограничений на национальном уровне

История ЕАЭС

Этап «институциональной интеграции»

Приход к власти в Российской Федерации Владимира Путина и определенная стабилизация социально-экономического положения в ключевых странах Евразийского сообщества в начале 2000-х годов позволило лидерам данных стран приступить к более серьезным подходам в интеграции. В этот период были учреждены наиболее важные интеграционные структуры - ЕврАзЭС и ОДКБ, которые, однако, долгое время еще не реализовывали свой полный потенциал, отчего его можно именовать этапом «институциональной интеграции».

В 2000 году Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан в целях повышения эффективности взаимодействия, развития процессов интеграции и углубления сотрудничества в различных областях учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 2006 году к Сообществу присоединился Узбекистан. Приоритетами новой международной организации были обозначены повышение эффективности взаимодействия и развитие интеграции.

В 2003 году президенты Беларуси, Казахстана, России и Украины, исходя из концепции разноуровневой интеграции, в рамках СНГ заключили Соглашение о формировании Единого экономического пространства с целью создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств и повышения уровня жизни их населения.

В августе 2006 года на неформальном саммите глав государств – членов Евразийского экономического сообщества в г. Сочи было принято решение об активизации работы по формированию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России с дальнейшим возможным присоединением к нему Кыргызстана и Таджикистана.

На основе достигнутых на саммите договоренностей Беларусь, Казахстан и Россия в октябре 2007 года подписали Договор о создании единой таможенной территории и формирования Таможенного союза.

Этап «фактической интеграции»

Однако, лишь наступление финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 году по всему миру, простимулировало поиск новых моделей минимизации экономических рисков и устойчивого развития и окончательно обусловил активизацию региональных интеграционных процессов.

В июне 2009 года высший орган Таможенного союза определил этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза (ТС), обозначив 1 января 2010 года как начало первого этапа ее формирования.

К 1 января 2012 года была сформирована правовая база ЕЭП - рынка со 170 млн потребителей, унифицированным законодательством, свободным передвижением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В основе ЕЭП лежат согласованные действия в ключевых областях регулирования экономики: в макроэкономике, сфере конкуренции, в области промышленных и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, энергетики, тарифов естественных монополий. Для населения и бизнес-сообщества выигрыш от ЕЭП очевиден. Предприниматели имеют равный режим доступа на общий рынок трех стран, могут свободно выбирать, где им регистрировать свои фирмы и вести бизнес, без излишних ограничений продают товары в любом из государств-членов ЕЭП, имеют доступ к транспортной инфраструктуре и т. д. Создание и поэтапная отладка механизмов работы единого рынка - важная часть планов государств-членов ТС и ЕЭП по переходу от сырьевой экономики к инновационной.

2 февраля 2012 года приступила к работе Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - впервые в двадцатилетней истории евразийского интеграционного процесса был создан постоянно действующий наднациональный регулирующий орган, имеющий реальные полномочия в ряде ключевых сфер экономики. ЕЭК обеспечивает условия функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, разработку предложений по дальнейшему развитию интеграции.

2013 год стал одним из наиболее знаковых периодов в совершенствовании и развитии евразийских интеграционных процессов. В частности, продолжилась работа по обеспечению присоединения Кыргызской Республики к евразийскому интеграционному проекту, начало которой было положено решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, принятым еще в 2011 году.

В мае 2013 года подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Кыргызской Республикой. Цель заключения Меморандума - поддержание и развитие сотрудничества, основанного на принципах взаимного уважения, углубление взаимодействия Кыргызской Республики с государствами-членами ТС и ЕЭП в различных сферах экономики.

3 сентября 2013 года Президент Армении Серж Саргсян заявил о намерении своей страны вступить в ТС и ЕЭП и интегрироваться дальше, участвуя в формировании Евразийского экономического союза. На заседании Высшего Евразийского экономического совета 24 октября 2013 года в Минске Президенты стран-участников рассмотрели обращение Республики Армения и поручили ЕЭК развернуть работу по присоединению. Созданная для этого Рабочая группа ЕЭК разработала соответствующую «дорожную карту».

24 декабря 2013 года «дорожная карта» по присоединению Республики Армения к ТС и ЕЭП была утверждена на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. Главами государств «таможенной тройки» и Армении было принято Заявление «Об участии Республики Армения в евразийском интеграционном процессе», приветствовавшее намерение Республики Армения присоединиться к ТС и ЕЭП и впоследствии стать полноправным членом Евразийского экономического союза.

В 2013–2014 годах Евразийская экономическая комиссия и уполномоченные органы Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации по поручениям Президентов своих стран вели активную подготовку Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). С его принятием завершилась кодификация международных договоров, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.

В этот период состоялось 5 раундов переговоров по доработке проекта Договора, в которых приняли участие более 700 экспертов от государств-членов и ЕЭК. Итоговый документ, насчитывающий более 1000 страниц, состоит из 4 частей (включают в себя 28 разделов, 118 статей) и 33 приложений.

29 мая 2014 года в Астане в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета Президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали Договор о создании Евразийского экономического союза. Многие политики и эксперты назвали этот проект самым амбициозным и вместе с тем наиболее реалистичным, опирающимся на просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды. Широкие возможности открываются для бизнес-сообщества государств-участников: Договор дает «зеленый свет» формированию новых динамичных рынков с едиными стандартами и требованиями к товарам, услугам, капиталам, рабочей силе.

10 октября 2014 года в Минске подписан Договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС. Документ был принят на заседании Высшего Евразийского экономического совета, в котором участвовали главы входящих в него государств. В этот же день Президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин одобрили «дорожную карту» по присоединению к Единому экономическому пространству Кыргызской Республики.

23 декабря 2014 года в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического совета Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Евразийский экономический союз начал функционировать с 1 января 2015 года. Первым председателем высших органов объединения - Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, Евразийского межправительственного совета на уровне глав правительств и Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров - стала Республика Беларусь.

Одновременно с 1 января 2015 года в ряде секторов, определенных государствами ЕАЭС, начал действовать единый рынок услуг, в рамках которого поставщикам услуг предоставлен максимальный уровень свободы.

Общее количество секторов услуг в едином рынке составляет 43. В стоимостном выражении это почти 50% от общего объема предоставления услуг в государствах Союза. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что укрепит евразийский интеграционный проект.

Со 2 января 2015 года после завершения ратификационных процедур Республика Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза. В марте 2015 года на публичное обсуждение были представлены первые документы, в октябре 2015 года - последние из около сорока, которые странам ЕАЭС и Комиссии необходимо было принять до конца года для начала работы в Союзе общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

29 мая 2015 года страны ЕАЭС и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Документ, предполагающий обнуление пошлин на 90% товаров, позволит к 2020 году увеличить товарооборот союзных государств и Вьетнама более чем в два раза. Соглашение положило начало последующей более тесной интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В мае 2015 года Президенты стран Евразийского экономического союза приняли решение о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Это пока не преференциальное соглашение, но важный этап в развитии экономического сотрудничества, упорядочивающий всю структуру отношений и создающий базу для дальнейшего движения. В том числе с целью возможного выхода в перспективе на соглашение о зоне свободной торговли. Для эффективной организации этой деятельности в октябре 2015 года Президенты приняли распоряжение о координации действий стран Союза по вопросам сопряжения строительства ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Официальные стартовали в начале 2016 года.

12 августа 2015 года после реализации «дорожной карты» и завершения ратификационных процедур Кыргызская Республика стала полноправным членом Союза.

В октябре 2015 года на Высшем Евразийском экономическом совете Президенты пяти союзных стран утвердили Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года - важный документ, определяющий дальнейшую координацию национальных политик и пути повышения конкурентоспособности экономик государств Союза. Эффект от участия в ЕАЭС к 2030 году для государств-членов оценивается до 13% дополнительного прироста ВВП.

С 1 января 2016 года в Евразийском экономическом союзе начинается функционирование общих рынков лекарств и медизделий. Сформированная в ЕАЭС единая система в этой сфере позволит обеспечить их безопасность и качество, создать оптимальные условия для развития и повышения конкурентоспособности фармацевтической промышленности и медицинских изделий, производимых на территории стран Союза, вывода их на мировой рынок.

В течение последнего четырехлетнего периода, и особенно активно в 2015 году в связи с приобретением Союзом международной правосубъектности после подписания Договора о ЕАЭС, государстваучастники ЕАЭС совместно с ЕЭК укрепляли влияние Союза на внешнем контуре. Его авторитет и значение на международной арене заметно возросли. Это подтверждается не только расширением Евразийского экономического союза за счет присоединения к нему Республики Армения и Кыргызской Республики, но и ростом интереса к тесному сотрудничеству с ЕАЭС со стороны многих государств мира: Китая, Вьетнама, Израиля, Египта, Индии и других. Важным элементом стратегии экономического сотрудничества ЕАЭС должен стать и прямой диалог между Евразийской и Европейской комиссиями. Предпосылки к такому диалогу созданы.

В противовес мировым кризисным явлениям продолжается последовательная и успешная трансформация евразийского пространства на рыночных экономических принципах с сохранением политической независимости и сложившегося культурного своеобразия суверенных государств.

Институциональная структура ЕАЭС

В 2012–2015 годах была сформирована эффективная институциональная основа евразийской экономической интеграции: Евразийская экономическая комиссия со штаб-квартирой в Москве, Суд Евразийского экономического союза, располагающийся в Минске. Принято решение о создании к 2025 году финансового регулятора, который будет располагаться в Алматы.

Органами Евразийского экономического союза являются:

  • Высший Евразийский экономический совет;
  • Евразийский межправительственный совет;
  • Евразийская экономическая комиссия;
  • Суд Евразийского экономического союза.

Высший Евразийский экономический совет

Высший Евразийский экономический совет (Высший совет, ВЕЭС) является высшим органом Союза, состоящим из глав государств – членов Союза. Высший совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета принимаются консенсусом. Решения Высшего совета подлежат исполнению государствами – членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

Заседания Высшего совета проводятся не реже 1 раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности союза по инициативе любого из государств – членов или Председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Заседания Высшего совета проводятся под руководством Председателя Высшего совета. В заседаниях Высшего совета по приглашению Председателя Высшего совета могут участвовать члены Совета Комиссии, Председатель Коллегии Комиссии и иные приглашенные лица.

Евразийский межправительственный совет

Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет) является органом союза, состоящим из глав правительств государств – членов. Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о Евразийском экономическом союзе, международных договоров в рамках союза и решений Высшего совета; рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым не достигнут консенсус; дает поручения Комиссии, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках союза. Решения и распоряжения Евразийского Межправительственного совета принимаются консенсусом и подлежат исполнению государствами – членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Для решения неотложных вопросов деятельности союза по инициативе любого из государств – членов или Председателя Межправительственного совета могут созываться внеочередные заседания Межправительственного совета.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) представляет собой постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза, которая начала работать 2 февраля 2012 года на основе Приложения № 1 к Договору о ЕАЭС и Положения о Евразийской экономической комиссии. Основными задачами ЕЭК являются — обеспечение условий функционирования и развития союза, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках союза. ЕЭК осуществляет свою деятельность на основе принципов

  • обеспечение взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов государств-членов;
  • экономическая обоснованность принимаемых решений;
  • открытость, гласность, объективность.

Суд ЕАЭС

Суд Евразийского экономического союза также является постоянно действующим судебным органом Евразийского экономического союза. Он начал свою работу с 1 января 2015 года на основе Договора о Евразийском экономическом союзе и Статута Суда Евразийского экономического союза. Цель деятельности Суда - обеспечение в соответствии с положениями Статута единообразного применения государствами-членами и органами союза Договора, международных договоров в рамках союза, международных договоров союза с третьей Стороной и решений органов союза. В состав Суда входят по два судьи от каждого государства-члена, срок полномочий каждого из которых - девять лет. Председатель Суда и его заместитель избираются на должности из состава Суда судьями Суда в соответствии с Регламентом и утверждаются Высшим Евразийским экономическим советом. Председатель Суда и его заместитель не могут являться гражданами одного и того же государства-члена. Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда союза определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза согласно Приложению № 2 к Договору о ЕАЭС. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках союза и (или) решений органов союза, по заявлению государства-члена или по заявлению хозяйствующего субъекта (Приложение № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе, Статут Суда Евразийского экономического союза).

Таким образом, из вышеизложенного очевидно, что формирование ЕАЭС было крайне динамичным и проходило в короткие сроки. Также в достаточно короткий период былм сформированы основные институты блока, обеспечивающие его функционирование. Подобное развитие было обусловлено как внутренними потреностями государств-членов, так и действие внешних факторов.

Блоки и департаменты (направления работы) ЕЭК

Блоки (направления работы) ЕЭК (2016):

Председатель Коллегии Армения
Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Казахстан
Член Коллегии (Министр) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Россия
Член Коллегии (Министр) по вопросам технического регулирования Белоруссия
Член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Белоруссия
Член Коллегии (Министр) по торговле Россия
Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Казахстан
Член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации,

информационно-коммуникационным технологиям

Армения
Член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК Киргизия
Член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Киргизия

Департаменты ЕЭК (2016):

  • Департамент протокола и организационного обеспечения;
  • Департамент финансов;
  • Правовой департамент;
  • Департамент информационных технологий;
  • Департамент функционирования внутренних рынков;
  • Департамент управления делами;
  • Департамент развития интеграции;
  • Департамент макроэкономической политики;
  • Департамент статистики;
  • Департамент финансовой политики;
  • Департамент развития предпринимательской деятельности;
  • Департамент трудовой миграции;
  • Департамент промышленной политики;
  • Департамент агропромышленной политики;
  • Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
  • Департамент защиты внутреннего рынка;
  • Департамент торговой политики;
  • Департамент технического регулирования и аккредитации;
  • Департамент санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер;
  • Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики;
  • Департамент таможенной инфраструктуры;
  • Департамент транспорта и инфраструктуры;
  • Департамент энергетики;
  • Департамент антимонопольного регулирования;
  • Департамент конкурентной политики и политики в области государственных закупок.

Лидирующие позиции ЕАЭС

ЕАЭС – самое крупное межгосударственное образование в мире. Его территория занимает 20 млн. кв² или 15% мировой суши.

ЕАЭС является лидером по добыче нефти (включая газового конденсата) и естественного газа. В 2013 году его доля по в мировом производстве данных энергоносителей составлял 18,4% и 14,9% соответственно. Он занимает 3-е место по общему объему выработанной энергии (5,4%) и 4-е по совокупной добыче угля (4,8%).

Союз лидирует по совокупному производству калийных удобрений, по выплавке стали он занимает 5-е место, по чугуну – 3-е.

По производству сельскохозяйственной продукции ЕАЭС также занимает лидирующих позиций. Так, в 2013 году он занимал 1-е место по выращиванию подсолнечника (на зерно) и сахарной свекли, что представлял собой 24,2% и 17,6% общемирового уровня. По общему количеству выращиваемого картофеля он занимал 3-е место (11,3% от общемирового), по зерну – 4-е (9,7%), 5-е по зерновым и зерно-бобовым (4,3%) и мясной продукции (скот и птица на убой) – 3,2%, а по количеству собираемых овощей и бахчевых он занимает 7-е место (1,9%). По производству мо лока в начале 2015 года ЕАЭС занимал 3-е место (7% мирового производства) .

Доля населения ЕАЭС, имеющая доступ к сети интернет в начале 2015 года составила 59,4% населения, что представляет собой 4,4% мировых пользователей интернета.

Макроэкономическая политика ЕАЭС

Макроэкономическая устойчивость и конверегенция

Обеспечение макроэкономической устойчивости опирается на Основные макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития, установленные статьей 63 Договора:

  • годовой дефицит консолидированного бюджета сектора государственного управления – не превышает 3 процентов валового внутреннего продукта;
  • долг сектора государственного управления – не превышает 50 процентов валового внутреннего продукта;
  • уровень инфляции (индекс потребительских цен) в годовом выражении (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах) – не превышает более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в государстве-члене, в котором этот показатель имеет наименьшее значение.

В виду замедления темпов роста экономической активности и торговли, снижения цен на сырьевые товары в глобальном масштабе, а также санкций и контр-санкций между Российской Федерацией, США, ЕС и некоторыми другими государствами в экономике ЕАЭС в целом произошел экономический спад в 2014-2016 годах. В свою очередь, это привело к ухудшению показателей экономической устойчивости государств – членов ЕАЭС и превышению порогового значения по тому или иному показателю всеми государствами — членами в этот период. Соответственно, Комиссия с 2014 по 2016 год провела консультации со всеми государствами – членами ЕАЭС по ситуации с превышением того или иного показателя экономической устойчивости, а также разработала в 2016 году рекомендации для Кыргызской Республики (по долгу), для Республики Армения (дефицит бюджета), для Республики Казахстан и Республики Беларусь (инфляция).

Доклад: Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года

С точки зрения долгосрочного развития доклад определил три возможных сценария :

1) Инерционный (Продленный статус-кво)

2) Фрагментарный (Транзитно-сырьевой мост)

3) Максимальный (Собственный центр силы)

Потенциальные интеграционные эффекты включают:

  • Рост взаимной торговли
  • Рост ненефтегазового экспорта и сокращение доли импорта из третьих стран
  • Рост прямых иностранных инвестиций

Потенциальный эффект влияния интеграции на уровень экономического развития Союза, определяемый как разница между сценариями с текущим и максимальным уровнем интеграции («Продленный статус-кво» и «Собственный центр силы»), оценивается в пределах 210 млрд долларов США в текущих ценах, или в пределах 140 млрд долларов США по паритету покупательной способности в ценах 2012 года. Эффект от участия в Союзе к 2030 году для государств-членов оценивается до 13 процентов дополнительного прироста валового внутреннего продукта.

Наибольшим потенциалом развития в рамках Союза обладают:

  1. В сфере товаров - производство фармацевтической продукции и товаров химической промышленности.
  2. В сфере услуг - поездки (охватывают товары и услуги, приобретаемые в какой-либо стране во время ее посещения нерезидентами этой страны для собственного потребления или последующей передачи третьей стороне) и транспортные услуги.

Показатели интеграции и экономического развития ЕАЭС

Прямые инвестиции в долларах США увеличились во всех государствах – членах ЕАЭС в 2012 – 2015 гг. за исключением Республики Казахстан в 2015 году. При этом прямые инвестиции из других государств – членов увеличивались несмотря на рецессию 2015 года в ЕАЭС, а также несмотря на сокращение прямых зарубежных инвестиций в целом (за исключением Кыргызской Республики).

Несмотря на сокращение номинальных объемов в 2014-2016 гг., (которое во многом объясняется снижением глобальных цен на сырьевые товары) необходимо отметить увеличение удельного веса взаимной торговли в общем объеме внешней торговли в 2015-2016 гг. Это говорит о том, что внутренняя торговля в рамках Союза в кризисных условиях оказалась более устойчивой, чем торговля Союза с третьими странами. Свой положительный эффект внесло и вступление в ЕАЭС Армянской Республики и Кыргызской Республики.

После образования Таможенного союза в 2010 году темпы экономического роста этого союза в целом были неплохими. Они значительно превышали темп роста развитых экономик мира. В 2011-2012 гг. интеграционный эффект даже позволил Таможенному союзу незначительно обойти по темпам экономического роста среднемировой уровень. Однако, падение цен на сырьевые ресурсы, снижение темпов роста международной торговли и санкции введенные между Российской Федерацией и некоторыми западными странами привели к рецессии в ЕАЭС, который пришел на смену Таможенному союзу. Сегодня перед ЕАЭС стоит задача вернуться к положительным темпам экономического роста.

Экономическая деятельность в рамках ТС и ЕАЭС положительно сказалась на всех участниках этих экономических объединений. Валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности (в долларах США) в 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличился во всех государствах-членах от 15 до 27 процентов.

Сальдо счета текущих операций платежного баланса в процентах ВВП также улучшилось, однако это улучшение отражает уменьшение финансирования по капитальному счету и корректировку валютного курса в результате кризисных явлений и на данном этапе не может являться положительным показателем развития. С другой стороны, ослабление национальных валют ЕАЭС в 2014-2016 гг. может способствовать развитию экспорта.

Формы международного сотрудничества ЕАЭС

  1. Полноправное членство

Полноправными государствами-членами ЕАЭС являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация.

  1. Статус государства-наблюдателя

Любое государство вправе обратиться к председателю ВЕЭС с просьбой о предоставлении ему статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. И далее Высший совет с учётом интересов развития интеграции и достижения целей Договора о ЕАЭС принимает решение о предоставлении такого статуса либо об отказе в его предоставлении. Статус наблюдателя даёт возможность уполномоченным представителям государства-наблюдателя присутствовать по приглашению на заседаниях органов Союза, получать принимаемые органами Союза документы, не являющиеся документами конфиденциального характера. При этом данный статус не даёт права участвовать в принятии решений в органах Союза. Одновременно государство-наблюдатель обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам Союза и государств-членов, объекту и целям Договора о ЕАЭС.

  1. Меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании

Целью Меморандума является создание площадки для всестороннего развития торгово-экономического сотрудничества, выявление и устранение барьеров в торговле. В рамках Меморандума проводятся двусторонние консультации с привлечением экспертов, которые могут активно использовать государства-члены ЕАЭС и государства-партнеры. Первый Меморандум был подписан с Монголией в 2015 году. На данном этапе такая концепция сотрудничества реализована с Чили, Перу, Сингапуром и Камбоджей. В планах – Мексика, Куба, АТЭС, Андское сообщество наций, Африканский союз, Восточноафриканское сообщество, Бразилия, Морока, Иордания, Тайланд, Бангладеш.

  1. Торговые соглашения двух типов: зона свободной торговли (ЗСТ) и торгово-экономическое сотрудничество

Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом вступило в силу в октябре 2016 года. Лектор отметил, что на данный момент рано говорить о результатах подобного взаимодействия, но через год планируется наблюдать положительные тенденции. Совместные исследовательские группы (между ЕАЭС и соответствующей страной), изучающие целесообразность приступить к ведению переговоров о ЗСТ работают с Южной Кореей и Египтом. Переговоры о создании ЗСТ ведутся с Сингапуром, Индией и Сербией.

Другая форма торгового соглашения (торгово-экономическое сотрудничество) в виде «соглашения о не-префренциальной торговле» прорабатывается с Китаем.

Статус реализации торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами (март 2017):

Страна Создание совместной исследовательской группы Начало переговоров Соглашение о ЗСТ
Вьетнам Решение КТС 2009 г. Решение ВЕЭС от 19 декабря 2012 г. Решение ВЕЭС от 8 мая 2015 г.
Сингапур Совместное заявление от 26 октября 2016 г.
Индия Решение Совета от 28 марта 2014 г. Решение Совета ЕЭК от 30 ноября 2016 г.
Южная Корея Решение Совета от 18 октября 2015 г.
Египет Решение Совета от 15 августа 2015 г.
КНР Решение ВЕЭС о начале переговоров по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве от 8 мая 2015 г.
Сербия Решение ВЕЭС о начале переговоров от 31 мая 2016 г.

Итоги 2016 года и планы на будущее:

Дмитрий Ежов подытожил свое выступление итогами 2016 года, который был определен Президентом Казахстана Н.А, Назарбаевым как «год углубления международного сотрудничества ЕАЭС»:

  • успешно развивалось международное сотрудничество ЕАЭС в таких направлениях как Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и Африка;
  • импорт из Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) впервые превысил импорт из Европейского союза (ЕС).

Литература:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана, 29 мая 2014 г.
  2. Кофнер Ю. Евразийский экономический союз в глобальной экономике и перспективы его развития. Москва, 2016 г.
  3. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] // http://www.eurasiancommission.org/ Дата обращения: 24.04.2017.
  4. История, логика, результаты и перспективы развития ЕАЭС. Отчет лекции ЕЭК в НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] // http://сайт/archives/2273
  5. Макроэкономическая политика ЕАЭС. Отчет лекции ЕЭК в НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] // http://сайт/archives/2524
  6. Сотрудничество ЕАЭС с третьими странами и международными организациями.
Поделиться: