Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. Критерии разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами Специальные правила подведомственности дел арбитражным судам

Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.1992 N 12/12 объединенные, несколько связанные между собой требования, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции (ст.28 Гражданского процессуального кодекса РСФСР).
Государственный природный национальный парк "Лосиный остров" обратился в Арбитражный суд Московской области с иском о признании недействительными п.п.1, 2, 3, 5 Постановления главы администрации Пушкинского района Московской области от 30.12.1994 N 2220 "О перерегистрации земельного участка и выдаче свидетельства правлению и членам садоводческого товарищества "Каховка". Решением Арбитражного суда Московской области от 23.04.1996 исковые требования были удовлетворены.
В Постановлении главы администрации Пушкинского района Московской области от 30.12.1994 N 2220 предусмотрено закрепить в собственность (бесплатно) за 508 членами садоводческого товарищества "Каховка" 21,6241 га земель, выдав свидетельства установленного образца. В настоящее время физическим лицам - членам товарищества выданы свидетельства о праве собственности на землю.
Удовлетворение судом иска о признании недействительными п.п.2, 3, 5 Постановления N 2220 существенно нарушило права граждан - физических лиц. Однако указанные лица не могли быть привлечены к разрешению дела, так как в компетенцию арбитражного суда не входит рассмотрение спора с участием физических лиц. Иск в этой части подведомствен суду общей юрисдикции. Рассмотрение спора о признании недействительным п.1 Постановления подведомствен арбитражному суду.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 08.04.1997 N 5581/96 постановил Решение Арбитражного суда Московской области от 23.04.1996 по делу N К2-797/96 отменить и производство по делу прекратить.
Подписано в печать Е.Виговский
13.09.2000 Советник налоговой службы

III ранга "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 37

ПЛАН

Теоретические вопросы

1 Подведомственность, ее виды и критерии разграничения

2 Порядок и сроки рассмотрения дела в суде надзорной инстанции

Зеленцова обратилась к мировому судье с иском к организации «Гидропроект» о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы за 2 месяца. Судья принял исковое заявление и в порядке подготовки дела к судебному разбирательству пригласил стороны для собеседования. Поскольку представитель администрации иск признал, в целях процессуальной экономии судья вынес судебный приказ и немедленно направил его на принудительное исполнение.

Проанализируйте ситуацию с точки зрения процессуального законодательства. Как следовало поступить судье?

Список использованных источников и литературы


1 Подведомственность, ее виды и критерии разграничения

Подведомственность - это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.

Термин «подведомственность» имеет исконно русское происхождение и означает «подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении .

Подведомственность в юридическом понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однако в ряде случаев они помещаются и в материальных законах. Например, в ст. 30 СК РФ определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 СК РФ установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п. 6 ст. 1055) и других кодексах.

Институт подведомственности объективно необходим в праве. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляют главным образом различные суды: суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды. В ГК РФ не названы военные суды и Конституционный Суд, однако они также участвуют в защите субъективных прав граждан и организаций.

Возможны также самозащита гражданских прав (ст. 14 ГК) и административный порядок защиты. Поскольку судам закон отводит роль контроля за решениями, принятыми в административном порядке (ст. 11 ГК), то при таком юридическом регулировании института защиты субъективных прав без подведомственности сложно обойтись.

При определении подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.

В гражданском процессе все судебные дела принято традиционно подразделять на две группы -исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые - все иные юридические вопросы самых различных правоотношений.

Основными принципами данного института необходимо признать следующие:

Судебная юрисдикция будет законна только в отношении подведомственных дел. В противном случае судебная деятельность и судебные постановления будут ничтожны в правовом отношении. Так, судья обязан отказать в принятии неподведомственного заявления (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК); если неподведомственность выявлена в ходе разбирательства по делу, то судопроизводство подлежит прекращению (ст. 220 ГПК). Вышестоящие суды обязаны в ходе пересмотра отменить решения, вынесенные по неподведомственным делам, и прекратить их производства (ст. 328, 361, п. 3 ч. 1 ст. 390 ГПК);

Стороны вправе в соответствии с диспозитивными началами изъять свой спор из гражданского процесса и передать его на разрешение третейского суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, поскольку они подлежат рассмотрению только судами обшей юрисдикции;

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК). В случае, если возможно разделение требований, судья должен вынести определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Следовательно, институт подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел.

В гражданском судопроизводстве основную массу гражданских дел, подведомственных судам обшей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.

Так, в соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений .

Подобные споры могут быть связаны как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо права - имущественные, личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спора становятся неясными содержание правоотношения, а также взаимные права и обязанности), о чем сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с исковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Судам общей юрисдикции подведомственны следующие категории гражданских дел:

1)исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилишных, земельных, экологических иных правоотношений;

2)дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела о требованиям, основанным на:

нотариально удостоверенной сделке; сделке, совершенной в простой письменной форме; совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;

3)дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК):

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда;

4)дела особого производства (ст. 262 ГПК): об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании и др.;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений .

Кроме того, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

При наличии в заявлении нескольких требований различной подведомственности судья принимает к рассмотрению требование, подведомственное суду общей юрисдикции, и отказывает в принятии требований, не подведомственных суду общей юрисдикции. Если же разделение нескольких требований различной подведомственности невозможно, судья суда общей юрисдикции принимает все требования к своему производству.

Гражданское процессуальное право подразделяет судебную подведомственность на четыре вида.

Исключительная подведомственность. К этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дееспособности, лишение родительских прав и др.). Эта категория дел самая большая.

Альтернативная подведомственность предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомерных действий должностного лица помимо суда возможно вышестоящему должностному лицу (органу).

Условная подведомственность предполагает, что перед обращением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рассмотрения (например, по трудовым спорам).

Подведомственность по связи исковых требований - когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разной подведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое - арбитражному суду.

2 Порядок и сроки рассмотрения дела в суде надзорной инстанции

При самой совершенной правовой регламентации судопроизводства полностью исключить ошибки при рассмотрении и разрешении конкретных дел судом первой инстанции практически невозможно. Кассационное производство, призванное устранить такие ошибки в судебных постановлениях, не вступивших в законную силу, до конца исключить любые нарушения закона в работе судов не в состоянии. ГПК предусмотрен короткий срок кассационного обжалования, в течение которого лица, участвующие в деле, обычно не успевают выявить ошибочность решения, составить жалобу и подать ее в установленном порядке.

Подведомственность - это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Виды подведомственности:

    Единичная (исключительная) подведомственность (ведение дела относится к какому-либо одному органу).

Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении установления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов.

    Множественная подведомственность (введение дела может может быть отнесено к различным органам).

Виды множественной подведомственности:

а). Договорная подведомственность (оп­ределяется взаимным соглашением сторон).

Например, подведомственный суду спор может быть передан на разрешение третейского суда.

б). Императивная подведомственность (дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определённой законом последовательности либо при установлении обязательного предварительного внесудебного (досудебного) порядка урегулирования спора).

Например, требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор.

в). Альтернативная подсудность (подведомственность, которую по своему выбору определяет лицо, ищущее защиты своих прав, при этом круг органов, куда это лицо может обратиться, ука­зан в законе).

Если в порядке альтернативной подведомственности гражда­нин обращается за защитой своих прав в несудебный орган, то в дальнейшем он может обратиться за разрешением этого во­проса в суд.

Критерии и правила определения подведомственности:

    характер спора (например, дела по экономическим спорам рассматривают арбитражные суды);

    субъектный состав (арбитражные суды разрешают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, и граждан – индивидуальных предпринимателей. Суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, если спор с участием данных субъектов не носит экономического характера и не отнесён к исключительной компетенции арбитражных судов));

    наличие спора (т.е. спорность либо бесспорность права) – разграничивает подведомственность дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов. Например, органами ЗАГСа, нотариусами. Так, подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского со­стояния определяется наличием или отсутствием спора между супругами.

При объединении в одном деле нескольких требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а дру­гие - арбитражному суду, дело подведомственно суду общей юрисдикции.

Подведомственность дел, возникающих:

    Из брачно-семейных отношений.

Расторжение брака производится:

    В органах записи актов гражданского состояния:

а). если есть взаимное согласие на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

б). по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг:

Признан судом безвестно отсутствующим,

Признан судом недееспособным.

Осуждён за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет.

Длительное время круг дел, относимых к судебной подведомственности, определялся статьей 25 ГПК РСФСР, Положением о третейском суде и Законом о государственном арбитраже.

Все споры, возникающие в связи с гражданскими, семейными, трудовыми, колхозными правоотношениями, если хотя бы одной из сторон в споре являлся гражданин, были подведомственны судам, кроме случаев, когда разрешение таких споров было отнесено законом к ведению административных органов.

Иные дела с участием граждан были подведомственны судам только в той мере, в какой на это прямо указывалось в ГПК РСФСР или ином законе.

Хозяйственные споры между юридическими лицами рассматривались в государственном или ведомственном арбитраже.

В 90-е годы двадцатого столетия институт судебной подведомственности претерпевает существенные изменения. Принимается ряд законодательных актов, расширяющих судебную подведомственность дел различной отраслевой принадлежности. В частности, в 1991 году принимается закон РСФСР «Об арбитражном суде», в 1992 году – АПК РФ и Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, в 1993 году - закон РФ «О международном коммерческом арбитраже».

В 1993 году принимается Конституция РФ, пункт 1 статьи 46 которой гарантирует каждому лицу судебную защиту его прав и свобод. П.2 этой же статьи устанавливает, что решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В 1995 году появляется второй по счету Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Завершающий этап развития законодательства, регламентирующего подведомственность гражданских дел, приходится на 2002г., когда были приняты ГПК РФ, АПК РФ и ФЗ «О третейских судах РФ». Данными актами были устранены многие пробелы законодательного регулирования судебной подведомственности.

Между тем, правила о подведомственности значительно усложнились.

Учитывая сложность применения норм о подведомственности, ученые предлагают ее определять, используя критерии (признаки) разграничения подведомственности дел между различными системами юрисдикционных органов.

В отношении третейских судов, ученые выделяют 2 таких критерия: характер рассматриваемого спора и соглашение сторон.

Так, в соответствии со ст.1 ФЗ «О третейских судах РФ» от 24.07.2002г., юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане могут передать на рассмотрение третейского суда любой спор, возникающий из гражданских правоотношений.

При этом третейский суд компетентен рассматривать дело только при условии того, что между сторонами было заключено соглашение о передаче спора на разрешение этого суда (третейские соглашение).


Третейскому суду подведомственны лишь те споры, которые вытекают из гражданских правоотношений. Действующее законодательство не допускает третейское разбирательство по спорам, возникающим из семейных, трудовых, административных и иных публичных правоотношений, по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение и по делам о банкротстве.

Сложнее разграничить компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

В научной литературе предложено определять подведомственность дел судам общей юрисдикции «методом исключения»: если спор не относится однозначно к ведению арбитражного суда (смотри ст.ст. 27-33 АПК РФ), то он подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

При объединении нескольких связанных между собой требований, одни из которых подведомственны общегражданскому суду, а другие – арбитражному суду, суд общей юрисдикции обязан принимать к производству требования, которые относятся к его компетенции, и отказывать в принятии тех требований, которые подлежат рассмотрению в арбитражном суде. В случае невозможности разделения данных требований, дело должно быть принято к производству суда общей юрисдикции в полном объеме.

В августе 1992 года в совместном постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 12/12 были впервые сформулированы критерии разграничения компетенции арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Разъяснения относительно применения норм о судебной подведомственности также содержатся в совместном Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ «О некоторых вопросах применения части первой ГК РФ» от 01.07.1996г.; в постановлении Пленума ВС РФ №2 от 20.01.2003г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ» и в Постановлении Пленума ВАС РФ №11 от 09.12.2002г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ», в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" и в других руководящих разъяснениях, данных высшими судебными инстанциями.

Так, если законодательные акты не позволяют четко определить подведомственность дела, то следует исходить:

Во-первых, из субъектного состав участников дела. По общему правилу, в арбитражном суде рассматриваются дела между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в судах общей юрисдикции – между гражданами либо гражданами и юридическими лицами.

Исключения из этого правила перечислены в 33 статье АПК РФ, в соответствии с которой, к исключительной компетенции арбитражного суда, независимо от того являются ли участниками спора юридические лица, индивидуальные предприниматели либо организации, не наделенные статусом юридического лица, и граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, отнесены дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ (корпоративные споры);

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги;

5) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

6) по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;

7) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

8) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Во-вторых, из характера деятельности, при осуществлении которой возник спор.

В арбитражном суде рассматриваются дела, связанные с осуществлением предпринимательской (см. ст. 2 ГК РФ) и иной экономической деятельности.

Споры, не связанные с предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции.

В-третьих, из отраслевого характера правоотношения, из которого возник спор. Арбитражные суды разрешают споры, возникающие, в первую очередь, из гражданских и административных правоотношений. Суды общей юрисдикции рассматривают также дела, вытекающие из трудовых, семейных, жилищных правоотношений.

В какой из судов Кредитору предъявить солидарный иск к своему покупателю и его Поручителю одновременно, если договором поставки товара с Покупателем - иск предъявляется в Арбитражный суд по месту нахождения Кредитора, а договором поручительства с Поручителем - в суд общей юрисдикции по месту нахождения Кредитора. И можно ли в этом случае предъявить к ним требования в одном иске? И на какой законодательный или практический материал можно при этом сослаться?(судебную практику)

Ответ

«Истец в одном исковом заявлении соединил два требования, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое - арбитражному суду. В какой суд нужно подавать такое исковое заявление

В суд общей юрисдикции.

Если исковое заявление содержит несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, а разделить такие требования невозможно, то дело должно быть рассмотрено в суде общей юрисдикции. Такие правила установлены в статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ.*

Пример из практики: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ указала, что исковое заявление, в котором были соединены требования, одно из которых неподведомственно арбитражному суду, должно быть рассмотрено в суде общей юрисдикции

Индивидуальный предприниматель Г. заключил с банком договор об открытии кредитной линии на финансирование текущей финансово-хозяйственной деятельности и инвестиционные цели. В обеспечение обязательств по этому договору банк заключил договор ипотеки с Г., а также заключил договор поручительства с Н.

Поскольку Н. не исполнил свои обязательства по договору, банк обратился в суд общей юрисдикции с иском к Г. и Н. о солидарном взыскании задолженности по кредитному договору и об обращении взыскания на заложенное имущество.

Суд первой инстанции признал заявленные исковые требования обоснованными и иск удовлетворил.

Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил, производство по делу прекратил. Суд исходил из того, что в договоре о предоставлении кредита была предусмотрена подведомственность спора арбитражному суду. Предметом кредитного договора является предоставление кредита с условием использования заемщиком (индивидуальным предпринимателем) полученных денежных средств на финансирование текущей финансово-хозяйственной деятельности и инвестиционные цели. Соответственно, в данном случае возник экономический спор, который должен быть рассмотрен в арбитражном суде.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ с этим не согласилась и указала следующее.

При обращении в суд с заявлением, которое содержит несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело должно быть рассмотрено в суде общей юрисдикции ().

Договор поручительства банк заключил с Н. как с физическим лицом. При заключении договора Н. определил в нем свой статус как гражданина, а не индивидуального предпринимателя, обозначив тем самым отсутствие связи предмета договора поручительства с предпринимательской деятельностью. Поэтому спор о взыскании долга с физического лица подведомственен суду общей юрисдикции. При этом целевое назначение расходования денежных средств не имеет значения для определения подведомственности с учетом сложившегося субъектного состава.

Поскольку в одном исковом заявлении были соединены требования, которые вытекают из договора об открытии кредитной линии, заключенного с индивидуальным предпринимателем, и договора поручительства, заключенного с физическим лицом, то исковое заявление должно быть рассмотрено в суде общей юрисдикции.

Кроме того, суд кассационной инстанции, признавая спор неподведомственным судам общей юрисдикции, не учел, что стороны могут по соглашению между собой изменить лишь территориальную подсудность для данного дела. Подведомственность гражданских дел определяется законом и не может быть изменена по соглашению сторон.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ отменила обжалованный судебный акт и направила дело на новое кассационное рассмотрение в суд кассационной инстанции ()».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Поделиться: