Как готовиться к закупкам с применением национального режима? Когда устанавливать запрет на допуск иностранного программного обеспечения Стенты для коронарных артерий, катетеры.

Правительством РФ принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на использование государственными и муниципальными заказчиками в рамках закупок по товаров иностранного происхождения определенных секторов производства. Рассмотрим подробнее этот вопрос и определим последовательность действий заказчика при закупке таких товаров.

Сферы действия запретов

Нормативный акт ПП РФ № 1236 от 16.11.2015.
Когда применять

В любых конкурентных процедурах, а также в закупках у единственного поставщика.

Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.

Как применять Запрещено приобретать иностранную продукцию.

Подтверждается происхождения ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.

Продукция оборонного значения в табу

Сейчас введены запреты на госзакупки иностранных товаров, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление Правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит:

  • запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
  • автомобили, автотранспортные средства;
  • строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
  • пластмассовые изделия;
  • текстильные изделия;
  • прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.

Перечень состоит из наименования товара и кода согласно ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, Постановление Правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).

Нормативный акт ПП РФ № 9 от 14.01.2017.
Когда применять

В любых конкурентных процедурах и закупках у единственного поставщика в целях выполнения:

  • госпрограмм;
  • долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны и безопасности;
  • госпрограмм вооружения;
  • других мероприятий в рамках ГОЗ;
  • закупки ТРУ для заказчиков, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

Исключения из ПП № 9 перечислены в пункте 4. Например, правила не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые использует заказчик, закупки запчастей и т. д.

Как применять

Запрещено приобретать любую иностранную продукцию. Исключение: на территории ЕАЭС такие ТРУ не производятся.

До 16.01.2019 действует запрет на допуск иностранных товаров (включая ЕАЭС), если они указаны в приложении к ПП № 9. В перечне станки, инструменты, продукция легкой промышленности, стройматериалы, автотранспорт, спецтехника, электрооборудование.

Что нужно приложить к заявке на участие

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции в России. Оно выдается Минпромторгом по правилам ПП № 719 от 17.07.2015.

Если продукция не включена в приложение к ПП № 719 от 17.07.2015, то ПП № 9 не устанавливает требований, каким конкретно документом подтверждать страну происхождения.

Учтите п. 6 обзора судебной практики Верховного суда от 28.06.2017. Суд решил, что если установлен запрет по ПП № 9, то участник аукциона должен предоставить документ, подтверждающий страну происхождения товара. Таким документом может быть сертификат СТ-1.

Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА Нельзя.

Иностранную мебель запрещено закупать

ПП № 1072 от 05.09.2017 запрещает приобретать иностранного производства, причем не важно, из чего она сделана: дерево, пластмасса или металл. Сюда же попала и мягкая мебель, включая матрасы, кушетки, софы с деревянным каркасом. Запрет действует до 01.12.2019.

Установлены исключения для мебели, которая:

  • произведена в государствах — членах ЕАЭС;
  • закупается по специальному ;
  • не имеет аналогов в ЕАЭС и соответствует критериям ПП № 719 от 17.07.2015.

Также установлено — деревянные плиты, из которых собирается мебель, также должны быть произведены из материалов и полуфабрикатов из ЕАЭС.

Все правила для товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности собраны в таблице.

Нормативный акт ПП РФ № 1072 от 05.09.2017.
Когда применять

Применяется с 01.12.2017 по 01.12.2019.

Запрещено закупать иностранные товары по перечню при проведении любых конкурентных процедур, а также закупок у единственного поставщика.

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

Как применять

Запрещено приобретать иностранную продукцию (кроме ЕАЭС).

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) из пунктов 1 и 2 перечня при производстве товаров из пунктов 4-6 и 12-28 перечня.

Что нужно приложить к заявке на участие

Любой из документов из пунктов 2-4 критериев подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ (утверждены ПП № 550 от 10.05.2017):

  1. Копия СПИК и заключение Мипромторга о выполнении обязательств.
  2. Акт экспертизы (выдает ТПП по Приказу от 30.05.2018 № 52).
  3. Сертификат СТ-1 (выдает ТПП по Приказу 02.04.2018 № 29).
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров.

Закупки у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу Постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил данные специальные экономические меры Указом от 31.05.2017 № 244.

Продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2015 № 1296, запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.

При осуществлении закупок к иностранным товарам, работам и услугам применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения только в случаях, когда заключены соответствующие международные договоры РФ (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Правительство РФ и федеральные органы имеют право устанавливать ограничения и даже полный запрет на допуск иностранной продукции (работ, услуг). Делается это в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Последние изменения в национальном режиме по 44-ФЗ комментирует Роман Чибисов, ведущий вебинара «Национальный режим в закупках. Запреты, ограничения, преференции в контрактной системе »

Преференции отечественным производителям в рамках национального режима

Перечень отечественной продукции, при закупке которой следует применять преференции, очень широк. Они включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств». Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его товар дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферии, литейных машин и прессов, труб, ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ № 155.

В случае, когда в закупке принимают участие как поставщики российских товаров (либо из стран ЕАЭС), так и поставщики, у которых товары иностранного производства, действуют следующие преференции:

  1. Конкурс запрос предложений или запрос котировок. При рассмотрении и оценке заявок по критерию «цена контракта» на поставку товаров, указанных в Приказе № 155, произведенных на территории ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент равный 15%. Т.е. при оценке заявок цена будет уменьшена на 15%, но, в случае победы, контракт всё равно будет заключен по цене контракта, указанной в заявке на участие.
  2. Аукцион. В случае если победителем аукциона представлена заявка на участие, которая содержит предложение о поставке иностранных товаров, указанных в Приказе № 155, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником, сниженной на 15%.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции.

Иностранные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги только в случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации, они намного выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.

Запреты на закупки иностранных товаров

В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.
  • Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в РФ;
  • Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
  • Указывать в документации, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.

Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств

В случае закупки медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, установлен запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции. Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является РФ или вышеуказанные республики;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Аналогичные правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 для закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Запрет на закупки товаров легкой промышленности

На закупки товаров лёгкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС, Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 установлен полный запрет. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

  • Ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные
  • Ковры и ковровые изделия
  • Канаты, веревки, шпагат и сети
  • Кожа и изделия из неё, меха
  • Любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары
  • Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные
  • Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь
  • Обувь
  • Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины
  • Изделия пластмассовые прочие
  • Услуги по прокату бытовых бельевых изделий
  • Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви

Данный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

Запрет на закупки товаров машиностроения

Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, вагонов, грузовиков, экскаваторов, тракторов снегоочистителей и других машин, включенных в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 . Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства

Исключение из этого запрета предусмотрено в следующих случаях:

  • в реестре российского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;
  • ПО, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО.

Запрет на участие турецких организаций в закупках на оказание услуг

В текущий период времени применяется национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Реализована необходимость поддержать интересы страны, укрепить и мотивировать внутренний рынок, обозначить преимущественное положение российского производителя.

Часто в связи с этим используется равнозначный термин: импортозамещение. Суть данного метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов.

Поэтому национальный режим в госзакупках — это широкий комплекс мер, которые устанавливает правительство во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти в данной сфере (сейчас Минфин, ранее — Минэкономразвития, МЭР) на основании полномочий в чч. 3, 4 № 44-ФЗ. Разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и с указанием условий ее использования. Предусмотрены обстоятельства, при обосновании которых допускаются исключения из существующих правил.

Как действовать заказчику

Заказчику необходимо предусматривать и отражать ограничения при поставках в закупочной документации. С этой целью проводить мониторинг изменений и дополнений действующих НПА на предмет наличия в них интересующей его продукции. В ситуации невозможности провести закупку из-за отсутствия необходимого товара на территории РФ достоверность факта заказчику нужно подтвердить с обоснованием в Единой информационной системе.

Определение страны происхождения продукции для любой закупки производится в соответствии с законодательством.

Заказчику необходимо учитывать, что запреты, ограничения и условия допуска установлены как в отношении товаров, так и для работ и услуг. Установленный национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обуславливает случаи, когда заказчик при исполнении контракта не может допускать замену товара или страны происхождения (в соответствии с ч. 7 ст. 95 № 44-ФЗ).

Запреты

Общее правило: закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.

Постановлениями Правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг.

Легкая промышленность

В закупке необходимо условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров, дополнительно рассмотрены случаи закупки у единственного поставщика.

Учитывать: правила выдачи заключения об отсутствии на территории РФ (приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776).

Машиностроение

Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат о происхождении ЕАЭС.

Учитывать: соглашение о правилах определения страны происхождения в СНГ от 20.11.2009.

Программное обеспечение

Исключения — на закупки по гостайне и в виде деятельности на территории иностранного государства.

Учитывать:

  1. Реестр программ РФ и ЕАЭС и правила формирования и ведения.
  2. Дополнительные требования (ПП № 325 от 23.03.2017).
  3. Порядок обоснования при нарушении запрета.

Продукция для нужд обороны и безопасности

  1. Запрет на поставку для нужд обороны и безопасности установлен до 16.01.2019.
  2. В п. 4 предусмотрены случаи исключения запретов (например, при несовместимости).

Подтверждением отсутствия производства в РФ является заключение Минпромторга.

Учитывать: порядок выдачи заключения (ПП № 719 от 17.07.2015).

Мебель

Применение национального режима при осуществлении закупки установлено до 01.12.2019. Особые условия приравнивания продукции к российской и ЕАЭС. Дополнительное требование при производстве материалов или полуфабрикатов. Соответствие закупке подтверждаются одним из документов:

  • инвестиционный контракт и заключение Минпромторга;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат СТ-1.

Учитывать: критерии подтверждения (ПП № 550 от 10.05.2017).

Ограничения

Общее правило действует в отношении товаров иностранного производства, но заявки с такими предложениями рассматривать допускается.

Заказчик отклоняет заявку с предложением иностранного товара в случае, если также подано не менее 2 отвечающих требованиям извещения предложений:

  • из перечня стран РФ или ЕАЭС;
  • различных производителей.

Постановлениями Правительства установлены ограничения на допуск в отношении некоторых товаров (работ, услуг).

Медицинские изделия, в т. ч. одноразового применения (пластик)

Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Подтверждение сертификатом ЕАЭС.

Учесть: правила отбора организаций (ПП № 967 от 14.08.2017), правила определения страны происхождения.

Лекарственные препараты

Подтверждение сертификатом ЕАЭС.

Учесть: перечень ЖНВЛП (РП № 2885-р от 28.12.2016), правила определения страны происхождения.

Пищевые продукты

Учесть: наименование страны происхождения указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

Радиоэлектроника

Предметом одного контракта не могут быть изделия, которые одновременно входят и отсутствуют в Перечне отдельных видов. Перечень недавно дополнен новыми наименованиями. Правила в отношении закупок имеют различия в срок до 01.09.2018 и после это даты. Разница в том, что сейчас продукция стран ЕАЭС приравнена к иностранной. Отдельно вынесены условия приравнивания продукции к российской.

Учесть: требования к промышленной продукции (ПП № 719 от 17.07.2015), соглашение об определении страны. Действующий национальный режим 44-ФЗ предусматривает подтверждение российского происхождения в виде одного из документов:

  • инвестиционный контракт;
  • подтверждение Минпромторгом производства товаров в заявке на территории РФ (Приказ МПТ № 3568 от 12.11.2015);
  • уведомление МПТ о статусе телекоммуникационного оборудования (Приказ МПТ и МЭР № 1032/397 от 17.08.2011);
  • сертификат СТ-1.

Стенты для коронарных артерий, катетеры

Правила установлены в срок до 01.07.2018. Дополнительные условия при проведении закупок закрытым способом и при осуществлении деятельности на зарубежной территории. Страна происхождения подтверждается:

  • сертификатом ЕАЭС;
  • подтверждением о производстве МПТ (ПП № 719 от 17.07.2015);
  • заключением о производстве МПТ (ПП № 550 от 10.05.2017).

Условия допуска

Иными словами, предоставление преференций в отношении российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.

Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.

При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 (с последующими изменениями от 15.10.2014 № 655, 16.04.2015 № 228 и 13.11.2015 № 847). Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который имеет право на преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, будет заключен при возможности снижения цены на 15 % от заявленной.

Если же победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК.

Запрет на допуск иностранных товаров, работ и услуг в закупки для обороны и безопасности страны установили в новом документе. В чем его отличия от утратившего силу постановления Правительства № 1224 – читайте в обзоре.

С 3 января 2017 года постановление Правительства РФ от 31.12.2016 № 1576 признало недействующим запрет постановления от 24.12.2013 № 1224 и документы, которые вносили в него поправки. Но уже 16 января 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 .

Новый запретный перечень расширили до 132 позиций товаров, среди которых:

Отличие нового документа от предыдущего в том, что запрет не работает для определенных позиций, если:

  • есть несовместимость одних товаров с другими и заказчик вынужден использовать взаимодействующие;
  • закупают запчасти к машинам и оборудованию, которые требует техническая документация;
  • стоимость единицы закупаемого товара не выше 50 тыс. руб. или совокупная стоимость закупки не выше 1 млн руб. (для ряда позиций из перечня верхний порог закупки единицы товара ограничили 5 тыс. руб.);
  • закупки проводятся силовыми структурами (ФСБ, ФСО, СВР, МВД России, Росгвардии), Управделами Президента России;
  • закупают станки, которые произведены на территории ЕАЭС и соответствуют требованиям постановления № 719.

5 запретов на закупку импорта, которые нужно соблюдать

С 1 декабря действует еще один список иностранных товаров, которые нельзя закупать. Заказчикам запретили закупать импортную мебель и товары деревообрабатывающей промышленности.
Разъясним, для чего запрет действует, какие есть исключения и как их подтвердить. Напомним обо всех запретах в рамках нацрежима, сопроводим их судебными делами и решениями ФАС.

Как подтверждать, что аналогичных иностранным товаров нет в РФ

Если производство товаров из перечня на территории стран ЕАЭС отсутствует - это исключение из правил постановления от 14.01.2017 № 9. Подтверждать такое отсутствие необходимо будет заключением Минпромторга России. Выдавать его ведомство будет в соответствии с порядком, проект которого пока находится на общественном обсуждении (ID проекта на regulation.gov.ru - 01/02/01-17/00061145 ).

Согласно проекту, заключение будет выдаваться заказчику в течение 30 дней с момента подачи заявления, действовать оно будет 1 год .

Производством на территории РФ будут считать производство в странах-членах ЕАЭС в соответствии с требованиями к промышленной продукции по приложению к постановлению Правительства от 17.07.2015 № 719. До конца первого полугодия 2017 года Минпромторг должен провести консультации с коллегами из ЕАЭС, чтобы определить аналогичный механизм отнесения продукции к той, производство которой отсутствует на территории ЕАЭС.

Под закупками, которые регулирует теперь постановление № 9 от 14.01.2017, следует понимать закупки в рамках госпрограмм, соответствующих федеральных целевых программ, мероприятий по гособоронзаказу и заказу для обороны и безопасности страны.

Все запреты и ограничения для иностранных товаров, работ и услуг

Таким образом, национальный режим в госзакупках по-прежнему поддерживается 9 подзаконными актами. В отношении иностранных товаров, работ и услуг сейчас действует запрет на допуск:

  • товаров для обороны и безопасности страны (постановление от 14.01.2017 № 9)
  • товаров машиностроения (постановление от 14.07.2014 № 656);
  • товаров легкой промышленности, услуг по прокату таких товаров (постановление от 11.08.2014 № 791);
  • программного обеспечения (постановление от 16.11.2015 № 1236);
  • Опубликовано в Авторские статьи
  • Прочитано 57392 раз

Вопрос удовлетворения государственных нужд имеет одни и те же истоки, что и сам институт государства. Удовлетворение государственных нужд, выражающих общественные потребности, является одним из наиболее важных вопросов жизни общества.


Государственный заказ на отечественные товары способствует развитию экономики страны, позволяет задать вектор развития промышленного производства, строительства и сферы услуг. Законодательство о государственных закупках оказывает поддержку и субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческим организациям. Этим во время сложной экономической ситуации государство дает возможность развиться и закрепиться на рынке вновь созданным мобильным и социально значимым организациям.

Государственный заказ является действенным инструментом экономического регулирования и воздействия, причем не только на национальном уровне, но и в макроэкономическом секторе. Изменение экономико-политической обстановки нашло свое отражение в нормативно-правовых документах, вводящих запреты и ограничения на проведение государственных и муниципальных закупок определенных иностранных товаров и поставщиков/исполнителей некоторых государств.

Национальный режим при осуществлении государственных и муниципальных закупок

Правовой основой применения запретов и ограничений при осуществлении государственных и муниципальных закупок является положения контрактной системы о национальном режиме.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупок товаров иностранного происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами и услугами, выполняемыми и оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.

На федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ возложена обязанность размещения перечня иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством РФ установлены:
- запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами;
- ограничения допуска указанных товаров для целей осуществления государственных и муниципальных закупок.

Вопрос отнесения товаров к стране происхождения решается в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Страна происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена Таможенного союза, определяется согласно законодательству такого государства - члена Таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.

В развитие данных положений и с целью устранения технических неточностей Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ, внесены изменения, в части понятий «информация о стране происхождения товара» и «наименование страны происхождения». Начиная с 01.01.2015 заявки на участие в открытом конкурсе и электронном аукционе должны содержать информацию о наименовании страны происхождения товара.

Кроме того, Федеральным законом № 498-ФЗ с 15.09.2015 расширен перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок, приведенный в ч. 3 ст. 73 Федерального закона № 44-ФЗ. С указанной даты в данный перечень входят и документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товаров условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов.

Министерством экономического развития РФ в разъяснение положений о национальном режиме подготовлен ряд писем. Согласно «О мерах поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены меры, направленные на защиту интересов отечественных производителей. В «О применении ОКПД и ОКПД2 при формировании плана-графика на 2016 г. и размещении извещения о закупках для целей соблюдения запрета, условий и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами» разъяснено, что при размещении извещения на официальном сайте в 2016 году соответствующие коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), содержащиеся в нормативных правовых актах, устанавливающих в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, регулирующих выбор способа осуществления закупки, установление преимуществ и ограничений, а также дополнительных требований при проведении закупки, следует указывать как дополнительную информацию

Кроме того, Минэкономразвития России в «О распространении действия ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на случаи защиты национальных интересов РФ путем введения запрета либо ограничений на ввоз отдельных видов продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» разъяснило, что положения о запретах и ограничениях, установленных ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ не распространяется на закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

1. Запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами

Запрет товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства

(ред. от 29.12.2015) «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1224) установлен запрет на допуск товаров (за исключением товаров указанных в приложении к Постановлению), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

Кроме этого установлено, что запрет на допуск указанных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.

Подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, в случае отсутствия продукции, производимой на территории Российской Федерации и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с соответствующими товарами, позволяющей ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой.

В отношении запрета на товары, происходящие из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлено «Об осуществлении для нужд обороны страны и безопасности государства закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе входящих в Перечень товаров, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102» согласно которому к закупкам для обеспечения обороны страны и безопасности государства относятся закупки, осуществляемые в рамках государственного оборонного заказа.

В развитие данного запрета Минэкономразвития разъяснило, что согласно пункта 2 Постановления Ф № 1224 подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров по перечню согласно приложению является включение товаров в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость», или соответствующее заключение по результатам экспертизы, проводимой Минпромторгом России в установленном порядке. Данная позиция была отражена в

Запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров

«Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 791) установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (кроме государств – членов ЕАЭС), и услуг по прокату таких товаров. Необходимо отметить, что данный запрет не применяется в сфере государственного оборонного заказа. Указанное постановление утверждает два списка товаров. Первый список устанавливает запрет на закупку товаров при осуществлении закупок для федеральных нужд, а второй - при проведении закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Запрет не распространяется на поставку (прокат) товаров, если их производство на территории государств - членов ЕАЭС не осуществляется. Отсутствие производства участник должен подтвердить заключением, выданным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

К участникам закупки товаров и услуг, поименованных в указанных перечнях, устанавливается дополнительное требование в соответствии с п. 1 Постановления № 791.

В случаях, когда товары (услуги) закупаются у единственного поставщика, при их описании в извещении об осуществлении закупки необходимо учитывать положения п. 2 Постановления № 791.

Запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения

(ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 656) запрещен допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.

Перечень таких товаров содержится в приложении к названному Постановлению. Например, в Перечень включены автобусы, автомобили пожарные, автомобили скорой медицинской помощи (п. п. 18, 31, 33 Перечня).

В разъяснение указанных положений Министерством экономического развития подготовлены «О документальном подтверждении страны происхождения товара при закупке отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств» и «О документах, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемого им товара (работы, услуги) условиям допуска, запретам и ограничениям, установленным законодательством РФ в сфере закупок», согласно которым разъясняется, что для подтверждения соответствия товара, предлагаемого участником конкурса или аукциона, запретам, установленным заказчиком в соответствии с постановлением № 656, заявка участника должна содержать сертификат происхождения товара.

По данному вопросу так же имеются «О документах, представляемых в составе заявки на участие в электронном аукционе на закупку товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств», согласно которому при проведении электронного аукциона на закупку отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, заявки участников аукциона, которые не содержат во второй части указанного сертификата о происхождении товара, отклоняются в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ

Вопрос возможности распространения запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках осуществления закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ разъяснен в письмах Минэкономразвития и . Согласно смысла указанных писем Постановление № 656 распространяется исключительно на заказчиков, указанных в статье 3 Закона № 44-ФЗ, и не распространяет свое действие на Закон № 223-ФЗ.

Поделиться: