Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций. Виды чрезвычайных ситуаций, характеристика и классификация Источником чрезвычайной ситуации могут быть

1. Все Потенциально Опасные Промышленные Объекты

2. Транспорт

3. ТЭС

4. Инфекционные заболевания

5. пожары и взрывы

6. Природные катаклизмы

Причины ЧС:

1. устаревшие здания, оборудование, вооружение

2. недостаток средств (на предотвращение и защиту)

3. уменьшение ответственности руководителей всех уровней

4. слабая подготовка и знания населения.

5. слабая законодательная база, безнаказанность исполнительной власти.

6. недостаточная организованность населения (энертность)

7. глубинные социальные преобразования

Пути предупреждения:

1. Выявление и учет всех потенциально опасных источников и объектов

2. прогнозирование возможных ЧС

3. образование и всестороннее развитие населения.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь (или влекут) человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Авария - происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, влечет разрушение сооружений, а в результате и нарушение нормальной деятельности.

Катастрофа - крупная авария или стихийное бедствие, повлекшее человеческие жертвы.

_______________________________________________________________________________________________________________

Тема 2. Единая Государственная (Российская) система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Вопросы:

1. Государственная политика в области защиты населения от ЧС

2. Назначение и задачи РСЧС

3. Состав и структура РСЧС

4. Режимы функционирования РСЧС

Основная Литература:

1. Федеральный закон о защите населения и территории от ЧС №68-ФЗ от 21 декабря 1994 (полномочия и ответственность руководителей всех уровней, обязанности граждан)

2. Постановление Правительства РФ №1113 от 5 ноября 1995 (понятия и требования в законе, утверждение ПОЛОЖЕНИЯ О РСЧС, со всей структурой)

3. Постановление Правительства РФ №794 от 30 декабря 2003 (уточнение ПОЛОЖЕНИЯ РСЧС (об объединении гражданской обороны и противопожарной защиты))

ЗАДАНИЕ: ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ - заучить.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 1. Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. 2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Основная обязанность государства - гарантии безопасности человека и населения.



Этой проблемой занимались усиленно с начала применения Химического Оружия в Первую мировую войну.

Этапы становления Государственной политики:

I этап: Советское время. (Угроза новой войны)

1931 год - 1961 год - Местная Противовоздушная Оборона (МПВО) - первая гражданская структура, функционирующая и в военное и мирное время.

II этап: После второй мировой войны. (Новые виды оружия, начало работы Атомные ЭС (гражданские - уже не способны обеспечить безопасность ->))

1961 год - 1991 год - Гражданская оборона - военная организация (в условиях ракето-ядерной войны и мирное время (химия))

1972 год - Международная Организация Гражданской Обороны

III этап:

1991 год - н.в. - Министерство Чрезвычайных Ситуаций (по делам Гражданской Обороны, Чрезвычайным ситуациям и противопожарной защите)

Огромное число чрезвычайных ситуаций - одно министерство не способно справиться => РСЧС

Любая система (в т.ч. РСЧС) представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем и элементов на различных иерархических уровнях (от федеративных до локальных), предназначенных для решения определенных задач.

Основные задачи РСЧС:

1. Разработка и реализация Правовых и Экономических норм, связанных с обеспечением безопасности. (Защитить участников ликвидации и наказать тех, кто приводит к неоправд. потерям)

2. Разработка и реализация Целевых и Научнотехнических программ, направленных на предупреждение ЧС. (на 130 месте по обеспечению безопасности, страна - развивающаяся (как третьего мира), низкий уровень образования)

3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств действием ЧС. (Кадры, техника..)

4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации о ЧС. (Увеличение эффективности мер, сохранение секретности информации особой важности)

5. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.

6. Подготовка населения к действиям в ЧС.

7. Создание необходимых материальных и финансовых резервов. (По устранению последствий)

8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля за действиями всех органов управления по обеспечению безопасности.

9. Ликвидация ЧС.

10. Осуществление мер социальной защиты пострадавших (В правовом и материальном смысле)

11. Международное сотрудничество в области ЧС и защиты населения. (Обучение и обмен опытом, международные научные центры по изучению воздействия ЧС на среду...)

Состав и структура РСЧС:

Иерархические уровни Органы управления Силы и средства · Силы и средства быстрого реагирования · СИС Постоянной готовности: А) СИС Наблюдения и контроля (Все органы надзора на всех уровнях) Службы контроля учреждений и ведомств Наблюдения и лабораторного контроля Продовольствия Гидрометио Служба Служба Сейсмического наблюдения Ветеринарная служба Б) СИС Ликвидации ЧС (Постоянной готовности) Военизированные и нет подразделения противопожарной защиты Аварийноспасательные отряды Восстановительные бригады Медицинские формирования экстренной помощи Формирования ветеринарной экстренной помощи Специальные подразделения Министерства Обороны и МВД Специальные ведомственные и объектовые отряды Военизированные Горноспасатели · Внештатные формирования Связи, оповещения и обмена информации Резервы
Координирующие (Необходимо быстро действовать. Работают временно, на время ликвидации ЧС) Глава: первые лица Постоянного (Как любые бюджетные организации, время работы.. Но если ЧС, то дольше) Повседневного (Круглосуточно)
Федеральный Правительственные Комиссии по ЧС (КЧС) Глава: Премьер-Министр (или один из заместителей) МЧС (ГО, ЧС, ППЗ) Центральная Информационно-управляющая система при МЧС Федеральный резерв
Межрегиональный Межведомственные КЧС Глава: Руководитель региона источника ЧС (Губернатор, Министр). С других регионов – специалисты. Межрегиональные центры (ГО, ЧС, ППЗ) Центральный пункт управления при МЧС и дежурно диспетчерская служба ЦИУС РЦ Межрегиональный резерв
Региональный (территориальный) КЧС Субъектов (республика, область, край) Российской Федерации. МЧС или (Главные) управления по ЧС, Го, ППЗ Пункты управления и ДДС ИУС МЧС ТУ У Резерв субъектов федерации
Муниципальный (местный) КЧС Органов Местного Самоуправления Комитеты или отделы, Центры. ДДС или Дежурная служба Абонентские пункты Резерв органов местного самоуправления
Объектовый Объектовые КЧС Глава: руководитель (директор) Отделы, сектора, отдельные специалисты (по важности и опасности объекта) ЦПУ, или Дежурная служба Телефонная связь, телефон прямой связи Объектовый резерв
А В МГУ! (Местный уровень) КЧС Университета Центр по делам ГО, ЧС, ППЗ Дежурная служба (ГС, Хим, Физ, Военное) Телефонные, звуковые, посыльные, пп сигнализаторы Резерв факультета
Факультет (Объектовый) КЧС Факультета Глава: Декан

Направления развития РСЧС:

· Формирование унифицированного методического и программного обеспечения

· Автоматизация систем управления (Меньше времени на обработку и оповещение)

· Разделение сфер ответственности между центром, субъектами и местными органами (от перегрузок МЧС)

· Создание Национального Центра Управления в кризисных ситуациях

· Создание специальных гражданских формирований МЧС с разной специализацией

· Создание глобальной международной системы прогнозирования и борьбы со стихийными бедствиями.

Режимы функционирования РСЧС:

· В мирное время

Режим повседневной деятельности (подготовка специалистов, техники)

Режим повышенной готовности (обстановка ухудшается, создание КСЧ)

Чрезвычайный режим (работа на месте ЧС)

· При переходе на военное положение

-Режим единоначалия (Все действия – под командиром)

-Привлечение военных специалистов

-Создание запасных пунктов управления на всех уровнях

-Увеличение резервов, создание мобилизационных резервов

Режим повседневной готовности (все службы – наличие необходимых сил и средств)

Первоочередные мероприятия первой группы (ожидание команды к действию)

Второй группы – (полная готовность)

Общая готовность (выполнение)

ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРИТОРИИ

Катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики. Крупнейшие аварии, катастрофы и стихийные бедствия, имевшие место в последние десятилетия в России и за рубежом, унесли сотни тысяч человеческих жизней, причинили большой и часто невосполнимый ущерб окружающей среде. Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков и сотен миллиардов долларов.

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” под чрезвычайной ситуацией и характера понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Наносимый чрезвычайными ситуациями вред выражается через последствия природного и техногенного бедствия, являющегося источником чрезвычайной ситуации.

Источник чрезвычайной ситуации — опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Потери и ущерб

Главными составными частями, учитывающими тяжесть последствий, являются потери и ущерб. Потери — это выход из строя людей ввиду гибели, ранений, травм, болезней. Ежегодно в России в различного рода авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.

Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки , упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий. Ежегодный прямой экономический ущерб оценивается в России в 4-5% от и может достигать 10%. Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, который уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития. В связи с этим в стране деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и является одной из сфер национальной безопасности страны. Необходимость противодействовать чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера обусловлена наличием соответствующих опасностей.

Опасностью в чрезвычайной ситуации называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т. е. на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, тех или иных поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации — составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающие воздействия, оказываемые при чрезвычайных ситуациях, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический.

Механическое воздействие

При механическом воздействии в результате действия кинетической энергии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов. Это наиболее распространенный вид воздействия при природных и техногенных бедствиях. Примерами поражающих факторов механического характера могут быть воздушная и гидродинамическая ударная волна и потоки, сейсмические толчки, воздействие масс породы и снега, падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.

Тепловое воздействие

При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания. Основные поражающие факторы при этом — пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.

Радиационное воздействие

Следствиями радиационного воздействия являются ионизация клеточных структур организмов, лучевая болезнь, другие, в том числе генетические изменения в тканях, радиоактивное загрязнение различных объектов и природной среды. Основной поражающий фактор при радиационном воздействии — ионизирующее излучение.

Химическое воздействие

Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в том числе, продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и фуража, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов. Основным поражающим фактором при этом является отравляющее действие аварийно химически опасных веществ.

Классификация чрезвычайных ситуаций

По источникам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на , и биолого-социальные . В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и т. д.

На основе приведенных классификаций ведется статистика чрезвычайных ситуаций, которая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных и техногенным угрозам, а также выявляются тенденции ее возможного развития.

По данным МЧС, в нашей стране ежегодно происходит 300- 350 стихийных бедствий и свыше 600 техногенных аварий. В последние годы количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.

Классификация ЧС по масштабам

Класс (уровень) ЧС

Пострадало, чел.

Нарушены условия жизни, чел.

Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.

Граница действия поражающих факторов в пределах

Объективные (локальные)

1 объекта

Района, города, населенного пункта

Территориальные

Субъекта РФ

Региональные

Двух субъектов РФ

Федеральные

Более 5 000

Более двух субъектов РФ

Трансграничные

За пределами РФ

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

ЧС муниципального характера — те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

К ЧС межмуниципального характера относятся ЧС, в результате ко торых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рулей.

ЧС регионального характера — те ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

К ЧС федерального характера относятся ЧС, в результате которых количес тво пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной срсды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС — события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.

Антропогенные ЧС - следствия ошибочных действий людей.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе относятся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Большинство ЧС носят случайный характер. Однако это не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.

Для ЧС военного времени в нормативной и методической литературе используется выражение «ЧС от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий».

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.).

Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

Основные причины возникновения ЧС:

  • внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, просктно-коисгрукторскис недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
  • внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.

Характер развития ЧС. Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В соответствии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. Поэтому принимается такая безопасность, которую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает на их общую черту — стадийность. В интересах профилактики целесообразно выделить пять стадий развития аварий и чрезвычайных ситуаций:

  • накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
  • период развития катастрофы;
  • экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
  • период затухания;
  • период ликвидации последствий.

В целом па развитие государства ЧС оказывают тормозящее действие: происходит потеря ресурсов, используемых на социальное и экономическое развитие; в зависимости от масштабов текущие программы развития могут быть прерваны с целью перевода ресурсов из долгосрочных программ па программы по ликвидации последствий ЧС и осуществление программ реконструкции; ухудшаегся инвестиционная картина, возможен рост безработицы и спад рыночного спроса в регионе ЧС, что ведет к стагнации экономики; оказывает негативное влияние на частный сектор экономики, который несет при этом как прямые, так и косвенные убытки.

Чрезвычайно высокие потоки негативных воздействий создают чрезвычайные ситуации (ЧС), которые изменяют комфортное или допустимое состояние среды обитания и переводят жизнедеятельность в состояние взаимодействия человека со средой обитания в условиях высокой травмоопасности или гибели . Переход в ЧС принципиально меняет приоритеты задач обеспечения жизнедеятельности: вместо задач, обеспечивающих непревышение допустимых уровней негативного воздействия, и задач снижения риска воздействия опасностей на первое место выходят задачи защиты от чрезвычайно высоких уровней негативного воздействия, ликвидации последствий ЧС, реабилитации пострадавших в ЧС и восстановления жизнедеятельности.

Согласно Федеральному закону «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1996 г.) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, причинили ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождались значительными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности людей.

В основе возникновения чрезвычайных ситуаций лежат внешние и внутренние причины. Внешними причинами ЧС являются, например, стихийные бедствия, внезапное прекращение подачи энергоносителей, терроризм, войны и др. Внутренние - это недостаточная квалификация персонала, ошибки в проектах, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина работников, неоправданная экономия средств на профилактических мероприятиях. Внутренним причинам, согласно статистике и мнению специалистов, принадлежит главная роль в возникновении техногенных катастроф. По оценке экспертов человеческие ошибки обусловливают 45 % экстремальных ситуаций на АЭС, 60 % авиакатастроф и 80 % катастроф на море.

Чрезвычайные ситуации классифицируют:

по природе возникновения - природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;

по масштабам распространения последствий - локальные, или объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные (национальные), трансграничные, глобальные;

по причине возникновения - преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);

по скорости развития - взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;

по возможности предотвращения ЧС - неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные, антропогенные).

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами: пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах и системах жизнеобеспечения населения, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий и т.п.

К экологическим ЧС относятся: аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя Земли, опустынивание земель, кислотные дожди и др.

К биологическим ЧС относятся: эпидемия (массовое распространение инфекционного заболевания среди людей), эпизоотия (массовое распространение инфекционного заболевания среди животных) и эпифитотия (массовое распространение заболевания среди растений).

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, войны и др.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей, например диспетчеров поездов, самолетов и т.п.

К комбинированным можно отнести те ЧС, которые стали следствием, например, схода снежной лавины, в результате неосторожного взрыва боеприпаса.

Для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон чс и адекватного реагирования на них чс классифицируют на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Локальная - это такая ЧС, при возникновении которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на день возникновения ЧС и зона ее распространения не выходит за пределы территории объекта. К местной относится ЧС, в результате которой пострадало от 10 до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 человек, либо материальный ущерб составляет от 1 до 5 тыс. МРОТ и ее зона не выходит за пределы населенного пункта, города, района. К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составляет от 5 до 500 тыс. МРОТ и зона ее не выходит за пределы субъекта РФ. К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн МРОТ и зона ее охватывает территорию двух субъектов РФ. К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн МРОТ и зона ее выходит за пределы двух субъектов РФ. К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС произошла за рубежом и затрагивает территорию России.

Локальная ЧС при известных условиях вполне может перерасти в региональную, федеральную или трансграничную.

Важная характеристика ЧС - темпы их формирования (развития). По продолжительности (от непосредственной причины возникновения ЧС до ее кульминационной точки) все чС можно разделить на «взрывные» и «плавные». Продолжительность развития ЧС первого типа составляет от нескольких секунд до нескольких часов. Примером таких экстремальных ситуаций могут служить стихийные бедствия и некоторые виды техногенных катастроф (аварии на крупных АЭС, ТЭС, газо- и нефтепроводах, а также на химических предприятиях. Продолжительность развития чрезвычайных ситуаций второго типа может исчисляться несколькими десятилетиями.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельностилюдей.

Чрезвычайная ситуация для здравоохранения - обстановка, сложившаяся на объекте, в зоне (районе) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, военных действий, характеризующаяся наличием или возможностью появления значительного числа пораженных (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и требующая привлечения для медико-санитарного обеспечения сил и средств здравоохранения, находящихся за пределами объекта (зоны, района) ЧС, а также особой организации работы медицинских учреждений и формирований, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и нарушению производственного или транспортного процесса, а также наносящее ущерб здоровью людей и (или) окружающей среде.

Катастрофа - внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также нанесшее серьезный ущерб окружающей среде.

Стихийные бедствия - опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, который вызывает катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением или гибелью людей.

Стихийные бедствия могут служить причиной различных аварий и катастроф.

Природная катастрофа – стихийное бедствие особо крупных масштабов и с более тяжёлыми последствиями, сопровождающиеся необратимыми изменениями ландшафта и других компонентов окружающей природной среды.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде, материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, Снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС - это территория, на которой сложилась чрезвычайная обстановка.

Согласно "Инструкции о порядке обмена информацией о чрезвычайных ситуациях", утверждённой государственной комиссией по ЧС от 23.03.1992 г.,критерием чрезвычайной ситуации является: число пострадавших - от 5 человек и более; число погибших - 2 - 4 человека и более. ЧС объявляются при выявлении групповых инфекционных заболеваний установленной этиологии у 50 человек, не выявленной этиологии - у 20 человек, лихорадочных заболеваний не установленного характера - у 15 человек, а также если смертность или заболеваемость превышает среднестатистические показатели в три раза и более.

По виду (характеру) источника ЧС подразделяют на:

техногенные (производственные): радиационные, химические, биологические аварии; взрывы на объектах; обрушение сооружений; аварии энергосистем, и на очистных сооружениях; гидродинамические, аварии транспортных средств и др.;

природные ( стихийные бедствия): землетрясения, наводнения, ураганы, цунами, пожары, морозы, засухи, извержения вулканов, оползни, селевые потоки, пищевые отравления населения);

экологические (в атмосфере, биосфере, гидросфере и литосфере): резкое изменение климата, интенсивная деградация почв, разрушение озонового слоя атмосферы, резкая нехватка питьевой воды и пр.;

социальные , которые, в свою очередь, подразделяются на:

- общественные (войны, массовые драки, столкновения, погромы;

- личностные (вредные и опасные привычки, алкоголизм, наркомания, азартные игры);

- криминальные (преступность, мошенничество, терроризм, похищение людей);

- инфекционные заболевания населения (туберкулёз, СПИД).

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества пострадавших при этом людей (погибших или получивших ущерб здоровью), от нанесенного материального ущерба и с учетом зон распространения ЧС.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (согласно постановлению Правительства Российской Федерации

Масштаб ЧС Кол-во пострадавших), чел. Зона распространения ЧС Материальный ущерб (руб.)
Локальная До 10 В пределах территории объекта до 100 тыс.
Муниципальная До 50 В пределах территории одного поселения, или внутригородской территории города федерального значения До 5 млн.
Межмуниципальная До 50 Затрагивает территорию двух и более поселений или межселенную территорию, внутригородских территорий города федерального значения До 5млн.
Региональная 50-500 В пределах территории одного субъекта РФ 5-500 млн.
Межрегиональная 50-500 Затрагивает территорию двух и более субъектов РФ 5-500 млн.
Федеральная Более 500 В пределах территории РФ Свыше 500 млн.

Источник чрезвычайной ситуации – опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространённая инфекционная заболеваемость населения, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.

Динамика чрезвычайных ситуаций может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения чрезвычайной ситуации образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного бедствия или техногенной катастрофы, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходят инициирование природного или техногенного бедствия и последующее его развитие, во время которого оказывается поражающее воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду.

На второй стадии осуществляется локализация источников чрезвычайной ситуации и ликвидация последствий разрушающего воздействия поражающих факторов. Этот период в некоторых случаях может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершённой по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

На третьей стадии проводится ликвидация долговременных последствий природного или техногенного бедствия. Она имеет место только тогда, когда эти последствия требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации – составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником ЧС и характеризуемая Физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций оказывают неблагоприятное воздействие на людей, животных и окружающую среду, вызывая поражения и гибель людей, ущерб окружающей среде, ухудшение санитарно-гигиенической и санитарно-эпидемиологической обстановки. Неблагоприятное влияние поражающих факторов чрезвычайных ситуаций на человека и окружающую среду зависит не только от интенсивности, но и от продолжительности воздействия.

Поражающие факторы могут быть первичными, т.е. прямого действия, и вторичными – побочного действия. При этом вероятны сочетанные, множественные и комбинированные поражения. Поражения различных анатомических областей (например, груди и живота), вызванные одним и тем же травмирующим агентом (пуля, осколки и др.), называютсочетанными, а поражения одной анатомической области в нескольких местах (например, переломы бедренной кости в двух местах) -множественными, поражения двумя и более травмирующими агентами (например, механическая сила и ионизирующее излучение) относятк комбинированным.

Среди многочисленных поражающих факторов выделяют следующие:

Динамические (механические) факторы в результате непосредственного действия избыточного давления во фронте ударной волны, отбрасывания человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторичных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.

Термические факторы - в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма; при низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения.

Радиационные факторы - при авариях на радиационно-опасных объектах и применении ядерного оружия. В результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов.

Химические факторы - АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях, применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.

Биологические (бактериологические) факторы - токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.

Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными расстройствами.

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации - это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения и включающая в себя:

Величину и характер возникших санитарных потерь;

Нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи;

Условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;

Санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС;

Выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом;

Нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах.

Под медицинскими последствиями понимается обстановка при которой в результате ЧС происходит:

1) массовое количество пораженных;

2) резкое несоответствие между острой потребностью в оказании экстренной медицинской помощи массовому количеству пострадавших и возможностями имеющихся сил и средств местных органов здравоохранения;

3) дезорганизация системы управления;

4) появление большого количества пораженных с нарушениями психики;

5) необходимость в привлечении дополнительных сил и средств ВСМК для ликвидации медицинских последствий катастроф;

6) санитарно-гигиенические условия и эпидемическая обстановка в очаге катастрофы обычно резко нарушены, что создает условия для возникновения массовых инфекционных заболеваний (эпидемий).

В процессе ликвидации медико-санитарных последствий катастроф выделяются несколько фаз:

фаза изоляции , длящаяся с момента возникновения катастрофы до начала организованного проведения аварийно-спасательных работ;

фаза спасения , продолжающаяся от начала аварийно-спасательных работ до завершения эвакуации пораженных (больных) за пределы очага поражения. Этот период может продолжаться от нескольких часов до 5-6 суток.

По прибытию спасательных бригад производится разведка и определяются основные направления сосредоточения усилий по организации первой, доврачебной, первой врачебной помощи, а при необходимости и квалифицированной медицинской помощи в очаге ЧС.

фаза восстановительного лечения (лечения и реабилитации). Этот период включает в себя осуществление квалифицированной и специализированной медицинской помощи в профильных и многопрофильных лечебных учреждениях до окончательного исхода (выздоровления).

Пораженный в чрезвычайной ситуации (при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавшие») - это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются набезвозвратные и санитарные потери. Безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуациимедицинское учреждение) и пропавшие без вести.Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (больных) по степени тяжести поражений (заболеваний) - крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

Величина и структура потерь в ЧС колеблются в широком диапазоне и зависят от многочисленных факторов, и, прежде всего, от характера, масштаба и интенсивности ЧС, численности населения, оказавшегося в зоне ЧС, плотности и характера его размещения, своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты, готовности населения к действиям при угрозе ЧС, уровня подготовки к ликвидации последствий ЧС и др.

Величина потерь населения в ЧС часто значительно увеличивается в результате неправильного поведения людей (паника, неумение укрыться, падение с высоты и др.). Так, при землетрясении до 55% поражений возникает от неправильных действий людей и паники. При смерче в Ивановской области (1984) 48% травм было получено от летящих и падающих предметов.

Особенностью большинства ЧС с массовым поражением людей, о чем необходимо помнить, является появление большого числа пораженных с психоневрологическим стрессом, шоком, оглушённостью и т.д.

Последствия ЧС мирного времени приобретают трагический характер в связи с выходом из строя лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) стационарного и амбулаторно-поликлинического типа, что значительно осложняет условия оказания медицинской помощи и лечение пораженных. Так, в результате землетрясения в Армении (1988 г.) лечебно-профилактические учреждения в зоне ЧС были практически полностью уничтожены. В г. Спитак погибли 60% медиков, в г. Ленинакан – 70%.

В зонах (районах) ЧС обычно значительно ухудшается санитарно-эпидемическое состояние, возникает реальная угроза возникновения и роста инфекционной патологии.

С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу организации и действия сил и средств ликвидации ЧС, обоснования и принятие мер защиты, осуществляется выявление и оценка обстановки , складывающейся при ЧС.

Под выявлением медицинской обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту района или план действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.

Под оценкой медицинской обстановки понимается решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу организаций, жизнедеятельность населения и действия сил при ликвидации ЧС.

Оценка обстановки включает:

Решение основных задач по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

Организацию и порядок использования сил и средств для ликвидации ЧС;

Максимальное обеспечение мер по уменьшению людских и материальных потерь.

Оценка медико-тактической обстановки в очаге АОХВ – это учет тех факторов, которые влияют на организацию медицинского обеспечения населения.

К таким факторам относятся:

1) класс токсичности АОХВ;

2) группа, к которой относится химическое соединение по клиническим проявлениям;

3) тип очага;

4) характер формирования санитарных потерь;

5) мероприятия по профилактике поражений и организации медицинской помощи пораженным лицам в ЧС.

Оценка медико-тактической обстановки при авариях на АЭС обусловлена:

1) масштабом аварии;

2) характером радиационного воздействия;

3) фазой аварии;

4) зоной радиационного загрязнения;

5) ожидаемыми биологическими эффектами радиационного воздействия;

6) необходимыми мерами по профилактике радиационных поражений;

7) организацией медицинской помощи пораженным лицам.

Таким образом, для принятия решений в случае чрезвычайных ситуаций будущему врачу необходимо знать сущность чрезвычайных ситуаций, их классификацию. Вместе с тем, необходимо знать медицинские и медико-санитарные последствия ЧС, фазы развития и поражающие факторы, методы прогнозирования и оценку медицинской обстановки, складывающейся в результате ЧС.

Реальная оценка чрезвычайной ситуации поможет правильно сориентироваться в данной ситуации и применить действия, наиболее эффективные для спасения пострадавших.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях. (4ч.)

11.1 Виды и источники возникновения чрезвычайных ситуаций.

11.2 Чрезвычайные ситуации природного характера.

11.3 Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

11.4 Спасательные и другие неотложные работы.

11.5 Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

В соответствии с ГОСТ Р.22.0.02-94 чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника чрез­вычайной ситуации на объекте, определенной территории или аквато­рии нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное при­родное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, ши­роко распространенную инфекционную болезнь людей, сельско­хозяйственных животных и растений, а также применение современ­ных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные по масштабам последствий.

К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвы­чайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ или выходит за их пределы.


К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

По природе (сфере) возникновения все ЧС условно можно разделить на следующие большие группы:

техногенные ЧС , связанные по происхождению с техни­ческими объектами или технологическими процессами (выбросы радиоактивных веществ, аварии на химически опас­ных объектах, пожары и взрывы, разрушение строительных конструкций, транспортные катастрофы и т.д.), в том числе:

- антропогенные ЧС , вызванные негативным влиянием самого человека на техносферу;

природные ЧС , связанные с воздействиями стихийных явлений физической природы (наводнений, землетрясений, ураганов, цунами, селей, оползней и т.д.) на человека и его среду обитания, а также:

- экологические ЧС , вызванные негативным влиянием самого человека на окружающую природную среду (проливы нефти, засорение и поджоги лесных массивов, загрязнение атмосферы и водного пространства, разрушение озонового слоя, замусоривание околоземного космического простран­ства и т.д.);

социальные ЧС , связанные с масштабными событиями в обществе и государстве (войны, вооруженные конфлик­ты, столкновения на межнациональной и межрелигиозной основе, террористические акты, захваты заложников, погромы и т.д.);

комбинированные ЧС , имеющие сочетанный, инициированный характер различных видов вышеназванных групп ЧС.

Поделиться: