Что такое подданство. Гражданство (подданство)

Работаю преподавателем истории и обществознания в одном из российских техникумов. И вот что удивляет и настораживает меня как преподавателя – нынешние выпускники в большинстве своем очень путаются в понятиях. Такое впечатление, что в школе их практически не обучали. Они даже основ не знаю, что уж тут говорить о более углубленных знаниях.

Особенно удручает, что они путаются в таких понятиях как подданство, гражданство и т.д. Вот об этом и хочу сегодня поговорить.

Согласно теории права – связь страны и индивида на юридической основе. Она подразумевает правовые обязательства на взаимной основе и ответственность по отношению друг другу.

Согласно историческим данным впервые понятие появилось в странах с монархическим правлением. В них подданство однобокая связь лица не со страной, а конкретно с правителем.

Согласно лингвистическим понятиям только в русскоязычных странах между двумя такими понятиями как «подданство» и «гражданство» ставится знак различия. В англоязычных же эти два понятия обозначены, одним словом. При необходимости различаются эти два понятия, в каком контексте они употребляются на данный момент.

При этом также в англоязычных странах имеются и специфические слова, которые обозначают термин подданства в более узком и более широком диапазоне.

Основания принятия подданства

Давайте разберем это на примере российской империи. Вот что для этого требовалось:

  • Право рождения. То есть если оба родителя были российскими подданными, то их ребенок также автоматом становился поданным России. Также эта процедура носит еще другое название «принцип крови». И толковалось оно так – подданным России являлся и ребенок, рожденный от российских поданных за границей, включая и судно иностранного государства. Единственным требованием при этом было зарегистрировать ребенка в зарубежном представительстве России;
  • При вступлении в брачные узы. В те времена это касалось только женщин. Например, иностранка выходила замуж за поданного российской империи и автоматически получала статус русскоподданой, при этом не нужно было приносить обязательную присягу. При разводе данный статус сохранялся, если только она от него не отказывалась добровольно. Если поданная России выходила замуж за иностранца, статус она теряла, но их дети при желании могли получить российское подданство в упрощенном порядке. При усыновлении подданство не менялось в автоматическом режиме. Для этого нужно было проходить специальную процедуру через принятии присяги;
  • Натурализация или укоренении. Например, до 1864 года любой иностранец мог принять гражданство России. Для этого ему достаточно было прийти в губернскую канцелярию и принести присягу. С 10 февраля 1864 правило несколько изменилось – от иностранца требовалось прожить на российской земле не менее пяти лет на постоянной основе. К тому же в данном случае прошение писалось на имя министра МВД.

Выйти из подданства можно было только по повелению самого императора. Добровольный выход приравнивался к государственной измене. Даже если русскоподданый находился за рубежом, то по первому требованию властей он обязан был вернуться назад.

Если подданный российской империи пять и более лет находился за границей самовластно, то есть без соответствующего разрешения, а на требования властей вернуться отказывался.

Но по прошествии указанного срока он признавался безвестно отсутствующим, а на его имения назначались внешнее управление.

Подданство и гражданство: различие понятий

У многих понятие подданство ассоциируется с гражданством. Оба понятия связаны с государством, но имеют ряд существенных отличий. Если рассмотреть оба термина через призму их появления в официальных документах, то подданство, во-первых, появилось намного раньше, а во-вторых, под ним понимается связь лица с конкретным правителем.

Многие исследователи утверждают, что появился термин в средневековье и связан с определением вассальной принадлежности мелкого дворянства и обнищавших рыцарей конкретному сеньору, господину, князю или королю.

Гражданство в современном его понимании, появилось много позднее, хотя и этот момент является спорным. Так, термин «граждане» использовался еще в период античности в Римской империи.

Последний применялся к категории свободных людей. По сути, в Римской империи гражданами именовали всех свободных людей, что позволяло отличать их от рабов. Позднее, понятие трансформировалось и стало обозначать взаимную связь государство и его жителей.

Сегодня подтверждением гражданства является паспорт – удостоверение личности, определяющее легитимность проживания человека в конкретной стране. Так, гражданином государства можно стать по рождению или приобрести по закону этой страны.

Применение терминов «гражданство» и «подданство» в России

В отечественном праве понятие подданство в смысле гражданство сформировалось в период Империи. В окончательной форме, момент, регулирующий и определяющий гражданство в России, появился лишь после 1917 года. До 18 столетия конкретных норм, определяющих статус подданного страны, вообще не существовало.

Первичные нормы, которыми начали определять подданных, появились в период правления Петра и определялись Указом от 1721 года. Связаны они были с моментами приобретения поместий и земельных наделов в стране иностранными гражданами на условиях принесения присяги Российскому царю.

В последующем подданство принималось при заключении смешанных браков, когда союз заключался с иностранцем и также предусматривал одним из ключевых условий принесение присяги. В дальнейшем условие принятия российского подданства распространялось для иностранцев, поступающих на гражданскую службу.

В начале ХХ столетия в нашей стране формируется институт гражданских прав, постепенно заменяющих собой сословные права и привилегии. Революция 1917 года завершила этот процесс, что и положило начало формированию института гражданства и соответствующих правовых норм.

Под гражданством (подданством) понимают правовую принадлежность лица к данному государству. При этом существует определенная разница между гражданством и подданством.

Если подданство и гражданство равнозначны в том, что из принадлежности данного лица к кон-кретному государству следует распространение на него суверенитета этого государства, в силу чего упомянутое лицо пользуется со стороны государства защитой прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами, то эти понятия различаются с точки зрения признания за лицом свойств субъекта политической деятельности. Итак, по словам Аристотеля (из трактата "Политика"), "гражданином по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью граждан-ских прав". Понятие подданства утверждается в древних и средневековых монархиях и означает личную верность монарху. В русском языке термин "подданство" является однокоренным со сло-вом дань, т.е. подданный – буквально платящий дань определенному монарху. Этот термин отра-жает существовавшее в эпоху средневековья представление о монархе как о единственном лице, воплощавшем и сосредоточивавшем в себе государственный суверенитет. Считалось, что все

остальное население монархии к суверенитету имеет пассивное отношение, другими словами, не может выступать как носитель суверенитета, хотя и обладает большим или меньшим объемом прав и свобод (в зависимости от сословной принадлежности) и может в известных пределах, уста-новленных монаршей волей, оказывать воздействие (в отдельных случаях на практике довольно сильное) на осуществление государственной власти.

Понятие гражданства предполагает, что пассивной лояльности для того, чтобы некое лицо считалось гражданином, недостаточно. Гражданин – это лицо, обладающее правом и обязанно-стью активно участвовать в реализации государственной власти, это – субъект политической дея-тельности, это – хозяин своей судьбы и судьбы своей страны. Не случайно во многих евро-пейских языках слово "гражданин" имеет общий корень со словом "город". В средние века (хотя понятие гражданства появляется раньше) именно в рамках многих городов развивалось само-управление, что давало их жителям право в установленных пределах самим управлять городом, в котором они живут, совместно решать многие общие проблемы. При этом данное право сопряжено с ответственностью за судьбу города, а значит, на граждан возлагаются и связанные с этим обязанности. Подданство, как правило, характерно для монархий, хотя в определенных парламентарных

(например Испании, Бельгии, Нидерландах) монархиях в настоящее время принят термин "граж-данство". Гражданство, прежде всего, характерно для республик (с указанными выше оговорка-ми). Следует отметить, что, при провозглашенном наделении практически всего населения стра-ны статусом граждан, в буржуазных государствах вплоть до XX в. далеко не все граждане могли в полной мере пользоваться всеми политическими правами, поскольку, к примеру, для участия в выборах на различные государственные должности устанавливался имущественный ценз (он

отменялся в те времена под давлением снизу лишь на короткий срок, да и не во всех странах),

который фактически лишал определенную часть населения (часто большинство) возможности участвовать в управлении государством, что как раз и предполагает статус гражданина.

Следует отметить, что наполнение понятия гражданства конкретным содержанием зависит от политического режима. В республиках с тоталитарным режимом, например, статус гражданина означает лишь государственную принадлежность (что, по сути, тождественно понятию под-данства в абсолютной монархии), а реальная возможность гражданина воздействовать на управление государством гораздо меньше, чем у подданного, в частности, парламентарной монархии с демократическим политическим режимом. Другими словами, при тоталитарном режиме, даже если жители данной страны официально именуются гражданами, это понятие не имеет того содержания, о

котором речь шла выше. В условиях тоталитарного режима, когда отсутствует гражданское обще-ство, человек не может быть гражданином в полном смысле этого слова.

В Законе Российской Федерации 1991 г. "О гражданстве..." (ст. 8) имелся институт почетного гражданства России, который предоставлялся какому-либо лицу, не состоящему в российском гражданстве, с его согласия за выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. Правда, статус почетного гражданина в Законе не был определен, а положение о почетном граж-данстве не был разработан. Следует отметить, что институт почетного гражданства государства зарубежным странам практически неизвестен – можно назвать единичные примеры, где он суще-ствует. Одним из государств, в котором имеется институт почетного гражданства кантона и общины (но не федерации), является Швейцария. Но такое почетное гражданство, предоставляемое за особые заслуги иностранцам кантонами или общинами с разрешения федерального ведомства, не влечет за собой прав, приобретаемых вступлением в действительное гражданство. В некоторых странах за особые заслуги могут предоставить гражданство государства, но обычное, а не почетное. Отечественной, как и зарубежной практике известно почетное гражданство города. Почетный гражданин города может иметь в соответствующем городе льготы (например бесплатный проезд в общественном транспорте в пределах данного города и т.п.), но это не изменяет и не порождает (если почетный гражданин города иностранец) никаких правоотношений, связанных с гражданством как государственной принадлежностью лица. Например, в ст. 4 Закона г. Москвы 1995 г.

почетном гражданине города Москвы" говорится: "Лица, удостоенные звания Почетный граж-данин, имеют право публичного пользования этим званием в связи со своим именем. Это звание не влечет за собой каких-либо дополнительных прав и обязанностей"

В законодательстве некоторых стран подчеркивается значение понятия "гражданина" как субъекта политической деятельности, активно воздействующего на процесс властвования. Напри-мер, Конституция Мексики 1917 г. различает понятия "мексиканская национальность"

(по-испански "nacionalidad", но точнее было бы перевести "государственная принадлежность") и "мексиканское гражданство" (по-испански "ciudadania"). Согласно ст. 34 Конституции, граждана-ми Республики являются лица мексиканской национальности, достигшие восемнадцатилетнего возраста и ведущие достойный образ жизни. Именно за гражданами закрепляются привилегии

(ст. 35 Конституции) избирать и быть избранными, служить в армии и национальной гвардии,

собираться для обсуждения политических дел страны, подавать петиции. Предусмотрены для граждан и некоторые дополнительные обязанности (ст. 36 Конституции): регистрироваться в списках муниципалитета, голосовать на выборах и т.д. В целом же права, свободы, привилегии и обязанности принадлежат лицам мексиканской национальности вообще, а не только гражданам.

Наряду с общесоюзным гражданством в федерациях, как правило, существует гражданство субъекта федерации (штата, земли, кантона). Это один из традиционных, исторически сложив-шихся принципов федеративного устройства этих стран, закрепленный конституциями (поправка XIV к Конституции США, ст. 6 Конституции Австрии, ст. 43 Конституции Швейцарии и др.).

В некоторых странах существует лишь единое федеральное гражданство (в индии, Малайзии и пр.). При этом в федерациях, где признается и федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации, можно говорить о существовании многоуровневого, но не двойного гражданства. Статус гражданина федерации и статус гражданина субъекта той же федерации взаимодополняют друг друга и находятся (по крайней мере должны находиться) в гармоническом единстве, по-скольку субъект федерации является составной частью единого федеративного государства. А двойное (множественное) гражданство означает одновременную государственную принадлеж-ность одного и того же лица двум (или более, чем двум) совершенно различным странам. Права и обязанности, принадлежащие лицу, в соответствии со статусом гражданина одного государства могут вступить в противоречие с правами и обязанностями того же лица как гражданина другого государства.

Маастрихтский Договор о Европейском союзе, подписанный в 1992 г. и вступивший в силу в 1993 г., содержит положение в ст. 8(1), согласно которому "каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином союза". О желательности введения единого "европей-ского гражданства" политики активно начали говорить с середины 70-х гг. XX века.

Лица, проживающие на территории членов федерации (штатов, земель и т.п.), могут обладать специфическими правами. Например, правом участвовать в выборах в органы власти данной

федеративной единицы или правом занимать в ней определенные государственные должности.

Конституции подавляющего большинства федеративных государств среди основных прав граждан предусматривают право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Расширение прав и возможностей граждан по смене места жительства порождает потреб-ность в ведении мер, препятствующих в определенных случаях злоупотреблением такими пра-вами.

Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства). Во-первых, граж-данство (подданство) приобретается по рождению (филиация). Гражданство (подданство) по рож-дению может определяться согласно праву (принципу) крови (когда гражданство ребенка устанавливается в соответствии с гражданством родителей) или праву (принципу) почвы (когда гражданство ребенка зависит от места рождения). Исторически право крови было присуще странам Старого Света, а право почвы утвердилось в странах Нового Света, где население формировалось в

основном за счет иммиграции. Применение права почвы позволило потомкам иммигрантов уже в первом поколении стать полноправными гражданами стран Нового Света без особых формально-стей. В настоящее время практически нигде в чистом виде не используется ни один, ни другой принцип, но их сочетание.

Например, в России ребенок, оба родителя которого являются российскими гражданами,

автоматически становится российским гражданином независимо от места рождения (право кро-ви). Если один из родителей является российским гражданином, а другой – иностранцем, то ре-бенок автоматически становится российским гражданином только в случае рождения на территории России при отсутствии письменного соглашения между родителями (право крови с учетом права почвы), но в случае наличия письменного соглашения между родителями гражданство ребенка определяется по этому соглашению. Если же на территории России рождается ребенок у лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих в России, то он автоматически становится российским гражданином (право почвы).

Вплоть до настоящего времени существуют страны, в которых гражданами становятся лишь по рождению (но это редкое исключение). Так, в Андорре гражданином человек становится лишь вследствие рождения, когда оба родителя являются гражданами этого небольшого государства в Пиренеях (право крови). Иностранцы, поселившиеся на постоянное жительство в Андорре, могут рассчитывать, что их внуки станут гражданами, если, соответственно, дети и внуки родятся и

будут постоянно жить в этом государстве (право почвы). Правда, в конце 70-х гг. нашего столетия законодательство о приобретении гражданства в Андорре было несколько либе-рализовано, и при

определенных обстоятельствах человек, родившийся в Андорре от родителей-иностранцев, посто-янно проживающих в Андорре, и сам проживший в Андорре до 28 лет, может рассчитывать на приобретение гражданства. Если один из родителей иностранец (иностранка), а другой – гражда-нин (гражданка) Андорры, то ребенок, родившийся в Андорре (если родители постоянно прожи-вают там), может стать гражданином. Ситуация не изменилась кардинально и в настоящее время.

Приобретение гражданства в силу факта рождения не связано с волеизъявлением приобрета-ющего его лица, оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. Другие же способы приобретения гражданства требуют от лица, его приобретающего, совер-шения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного

государства.

Во-вторых, гражданство (подданство) приобретается путем натурализации (укоренения), что связано с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства. Окончательное решение выносится соответствующим органом. Следует отметить, что в законодательстве отдельных стран, например России, термин "натурали-зация" отсутствует, но сам способ предоставления гражданства определенному лицу на основании его заявления в соответствующих актах закрепляется и достаточно подробно рег-ламентируется.

В большинстве стран для натурализации необходимо, чтобы данное лицо постоянно проживало на территории государства, гражданином которого оно желает стать. Может устанавливаться также минимально необходимый промежуток времени, в течение которого данное лицо должно проживать на территории этого государства. В России и Болгарии, например, такой минимально необходимый промежуток составляет пять лет, либо в России – три года непрерывного проживания в стране непосредственно перед подачей заявления о предоставлении гражданства. Требуемый срок может быть сокращен только в специально оговоренных случаях. Например, по российскому законодательству указанные сроки сокращаются вдвое для лиц, официально признанных

беженцами.

В России различаются приобретение гражданства в порядке регистрации и приобретение гражданства в результате приема в гражданство. Но по сути обе эти разновидности относятся к

одному и тому же способу приобретения гражданства – натурализации, поскольку в обоих слу-чаях гражданство приобретается на основе индивидуального волеизъявления и в результате дей-ствий компетентных государственных органов. Разница состоит в том, что приобретение граж-данства в порядке регистрации осуществляется по упрощенной процедуре по сравнению с приемом в гражданство, что связано с кругом лиц, которые вправе приобретать гражданство в порядке регистрации.

В-третьих, гражданство может приобретаться путем оптации, т.е. выбора гражданства одного из двух государств при территориальных изменениях. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Например, в 1946 г. между Чехословакией и СССР было

заключено межправительственное Соглашение об оптации и переселении. На основе этого Соглашения был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, регламентировавший порядок приобретения советского гражданства в данном случае. Лица, оставшиеся на территории, отошедшей к СССР и имевшие ранее чехословацкое гражданство, автоматически приобретали советское гражданство. Лица, желавшие сохранить чехословацкое гражданство, получали возможность переселиться в Чехословакию. Наоборот, лица русской, украинской или белорусской национальностей и члены их семей, переселяющихся из Чехословакии в СССР, приобретали советское гражданство с момента их прибытия на территорию СССР. Таким образом, в случае оптации, согласно указанному Договору, волеизъявление лиц выражалось в том, что они переезжали или оставались на

определенной территории. Однако не всегда требовалось, чтобы лица, выбравшие гражданство иного государства, нежели то, которому принадлежит данная территория, в обязательном порядке покидали указанную территорию. Так, в 1921 г. были заключены три международных договора, в которых решались территориальные вопросы, а также вопросы оптации, т.е. выбора гражданства: советско-турецкий, советско-польский и советско-эстонский. По советско-турецкому договору лица, избравшие то или иное гражданство имели право свободного выезда в страну своего граж-данства, по советско-польскому договору – каждое из правительств договаривающихся сторон

было вправе потребовать обязательного выезда лиц в государство соответствующего гражданст-ва, по советско-эстонскому договору лица обязаны были выехать в страну выбранного ими гражданства.

Следует отметить, что приобретение гражданства путем оптации – явление не столь частое, как приобретение гражданства по другим основаниям. И все же в российском Законе "О граждан-стве..." оптации посвящена специальная статья (21), закрепляющая общее положение, согласно

которому при изменении российской границы лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, опреде-ляемые международным договором России.

В-четвертых, гражданство приобретается в результате репатриации, т.е. восстановления

ранее утраченного гражданства. Обычно порядок восстановления гражданства (подданства) сов-падает с порядком принятия в гражданство (подданство). Однако последствия могут быть различ-ны. Если лицо до утраты гражданства было гражданином по рождению, то и после репатриации оно вновь, как правило, обретает статус гражданина по рождению, в то время как в случае приня-тия в гражданство лицо приобретает статус гражданина в результате натурализации. Но в ряде стран статус гражданина по рождению несколько отличается от статуса гражданина, полученного в результате натурализации.

Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Так, гражданство несовер-шеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меня-ется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например в бывшем СССР, России и Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства родите-лей влечет за собой изменение гражданства несовершеннолетних детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усы-новленный приобретает гражданство усыновителей. По французскому законодательству, напри-мер, гражданство жены соответствует гражданству мужа, т.е. жена автоматически приобретает

такое же гражданство, как и у мужа. Российское законодательство, наоборот, указывает, что вступление в брак не меняет автоматически гражданство ни одного из супругов.

По Закону российскими гражданами признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Кроме того, признается, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве России по рождению, если родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Однако такое признание вряд ли можно рассматривать как особый способ приобретения гражданства. Гражданство или подданство является некоторым качеством, содержание которого и определяется соответствующими правовыми актами. Приобретение гражданства (подданства) как некоего правового

качества возможно лишь после определения его содержания в законе и волевого акта лица перей-ти в это качество, т.е. изменить свой статус. Признание же качества граждан (подданных) за жителями той или иной страны означает констатацию факта, что определенный круг лиц обладает указанным качеством без приобретения. Ведь приобретение гражданства связывается в законе с

каким-либо юридическим фактом (регистрацией рождения, актом приема в гражданство и т.п.) помимо вступления нормативного акта в силу. Признание статуса граждан или подданных за

определенным кругом лиц не требует ничего, кроме введения в действие соответствующего зако-нодательного акта, в котором не только зафиксирована содержательная сторона гражданства (под-данства), но и указаны группы лиц, коим соответствующее качество присуще. Такое признание гражданства (подданства) содержится, как правило, в нормативных актах всех стран, где такие

акты одобрены.

Гражданство может быть прекращено, во-первых, в результате выхода из гражданства на

основе добровольного волеизъявления. Для осуществления выхода из гражданства заинтересован-ное лицо подает в компетентные органы соответствующее заявление. Вместе с тем свобода выхо-да из гражданства, как правило, законодательно ограничена. В выходе из российского гражданства может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе из гражданства, имеет неисполненные обязанности перед государством или имущественные обязательства в отношении физических или юридических лиц. Кроме того, выход из гражданства России не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания. Выход из российского гражданства также не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено в качестве обвиняемого, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу приговор суда, подлежащий исполнению. Аналогичные основания для ограничения свободы выхода из гражданства содержатся в законодательстве большинства других государств.

Во-вторых, гражданство может быть прекращено в результате его лишения. Лишение граж-данства представляет собой санкцию за нарушение законодательства. Количество лиц, чье граж-данство прекращено в результате лишения, во всех странах намного меньше добровольно вышед-ших из гражданства. Согласно, например, законодательству СССР, советского гражданства могли быть лишены и граждане по рождению, и лица, принятые в гражданство. В некоторых других странах граждане по рождению не могут быть лишены гражданства (например в Бразилии).

Существуют различные основания для лишения гражданства. Так, в США закон Уолтера–Маккарена предусматривает лишение гражданства всякого, кто, давая при приеме в гражданство клятву верности, "мысленно допустит для себя возможность не следовать этой клятве" или скроет, что в прошлом разделял убеждения, противоречащие официальному американскому миро-воззрению.

В-третьих, законодательство может предусмотреть случаи утраты гражданства, т.е. такое пре-кращение гражданства, когда лицо, не заявляя прямо о желании выйти из гражданства, осуществ-ляет какие-либо действия, которые не пристало совершать гражданину, либо бездействует в слу-чаях, когда гражданину предписано предпринять определенные шаги.

Под двойным гражданством понимается правовая принадлежность одного и того же лица одновременно двум (или более) различным государствам. Обычно государства стремятся избежать двойного гражданства, поскольку это порождает массу разнообразных и, зачастую, трудно разрешимых проблем. При этом просто ссылка на то, что конкретное лицо, имеющее двойное гражданство, все же является гражданином данного государства и потому другое государство не должно вмешиваться в отношения этого гражданина с данным государством, непоследовательна и, значит, несостоятельна. Ведь это государство признает наличие устойчивой правовой связи своего гражданина с иностранным государством, а, следовательно, покровительство со стороны другого государства по отношению к своему гражданину. Положение может усугубиться, если другое государство не признает двойного гражданства, но считает этого человека своим гражданином, поскольку тогда оно по логике вещей тем более должно будет вмешаться. Так, если обязанности, вытекающие из статуса гражданина, перед различными государствами у одного и того же лица вступают между собой в конфликт, то неясно, обязанностям перед каким государством следует отдать приоритет. А это вполне вероятная ситуация в случае, например, войны между двумя государствами, гражданином которых является данное лицо. При аресте лица в одном из государств, гражданином которого он (она) является, может ли это лицо требовать к себе особого отношения как к гражданину иностранного государства и требовать, в частности, вызова консула. Примеры противоречий, связанных с двойным гражданством, можно продолжить.

В силу указанных причин государства идут на взаимное признание двойного гражданства

довольно редко в условиях достаточно глубокой и всесторонней интеграции, причем заключается соответствующий международный договор, в котором регулируются и разрешаются упомянутые сложные вопросы и противоречия.

В России допускается двойное гражданство при наличии соответствующего договора с дру-гим государством. Однако другие республики, входившие ранее в состав СССР, не последовали данному примеру России.

Как уже отмечалось, следует отличать двойное гражданство от многоуровневого гражданства в федеративных государствах. В федерациях союзное гражданство не может вступить в противо-речие с гражданством субъектов федерации, поскольку в рамках последнего могут предоставлять-ся лишь дополнительные гарантии единых для граждан всего союза прав и устанавливаться неко-торые дополнительные права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но кото-рые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом гражданина.

Миграция является закономерным и естественным процессом, который известен, практиче-ски, на протяжении всей истории человечества. Даже когда в отдельные периоды некоторые госу-дарства объявляли себя закрытыми для иностранцев, они все равно вынуждены были впускать иностранных послов и иностранных торговцев, хотя и с существенными ограничениями в пере-движении по стране и по времени нахождения. Сегодня для подавляющего большинства госу-дарств очевидно, что изоляция ничего хорошего в себе не несет, а международный обмен не толь-ко объективен в своем существовании, но и в громадном большинстве случаев полезен.

По общему правилу в современных условиях правовое положение иностранцев в данной стране основывается на тех же принципах, что и правовое положение граждан (подданных). Такой в принципе равный подход к статусам граждан (подданных) и иностранцев отнюдь не сразу утвердился в практике государств и общественном сознании. В течение длительного времени в различных регионах мира к иностранцам относились как к лицам, не имеющим прав или имеющим весьма ограниченные права, но довольно обширные обязанности.

В конце концов, общепризнанным стал принципиально равный подход к статусу иностранцев и статусу граждан (подданных), однако конкретный объем прав и обязанностей какого-либо иностранца закон обычно ставит в зависимость от цели и времени его нахождения на территории

соответствующего государства. Исходя из этих критериев можно выделить несколько групп ино-странцев. Фактически именно в связи с этим, например, в Законе Бразилии "Об иностранцах" 1980 г. (ст. 4) осуществлена классификация виз выдаваемых иностранцам для въезда на территорию этой страны. Бразильские уполномоченные на то государственные органы могут выдать транзитную, туристическую, временную, постоянную, официальную, дипломатическую визы или визу вежливости. Виза, как правило, является основным документом, удостоверяющим право иностранца въехать и находиться на территории выдавшего визу государства. Как пример этого общего правила можно привести формулировку ст. 10 Закона КНР "О порядке въезда в страну и выезда из страны иностранных граждан" 1986 г.: «На основании обращения иностранца с просьбой о въезде в страну компетентные органы правительства Китая выдают ему соответствующую визу». Надо отметить, что законодательство практически всех стран содержит сходные (если не идентичные) формулировки. В частности, ст. 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" 1996 г. гласит: "Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской

Федерации".

На основах взаимности государства могут освобождать граждан других стран от обязанности получить въездную визу для пересечения границы. С этой целью заключаются специальные меж-дународные договоры. В отдельных случаях государство в одностороннем порядке может устано-вить правило безвизового въезда для граждан какой-либо зарубежной страны, если оно желает подчеркнуть свое стремление к сотрудничеству с данной страной, стимулировать приток ино-странных туристов и т.п. Но такие односторонние шаги сравнительно редки.

Вместе с тем, очевидно, что существенно различается положение иностранцев, приехавших в туристическую поездку или командировку, и иностранцев, имеющих в данной стране место

жительства и постоянно фактически там проживающих, занимающихся какой-либо деятельно-стью, приносящей им доход, и т.д. Постоянно проживающие иностранцы обладают, как правило, всеми правами граждан, за исключением всех или большей части политических прав (участвовать в выборах, занимать определенные должности и т.д.). Чаще всего в мировой практике такими должностями являются должность судьи, капитана корабля, командира воздушного судна, поли-цейского и т.п. Но в отдельных странах перечень может быть и шире.

Временно пребывающие на территории другого государства иностранцы в значительно боль-шей степени ограничены в правах по сравнению с гражданами и постоянно проживающими ино-странцами (в плане трудовой деятельности, социального обеспечения, получения образования и т.д.). В частности, для занятия трудовой деятельностью или для учебы временно пребывающим на территории данного государства иностранцам требуются специальные разрешения, причем полу-чить такое разрешение полагается, как правило, до въезда на территорию зарубежного государст-ва.

Однако необходимо помнить, что, по справедливому замечанию С.В. Черниченко, "отнесение лица к той или иной категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от степени устойчивости правовой связи иностранца с Российским государством, цели и характера нахождения его на территории страны". Действительно, иностранец, прибывший на постоянное жительство, может уехать из страны, спустя короткое время, а иностранец, приехавший в командировку, может прожить довольно долго, но, тем не менее, у первого будет статус постоянно проживающего, а у второго – временно пребывающего на территории данной страны иностранца.

Правовой статус иностранцев характеризуется не только ограниченным (по сравнению с пра-вами граждан данного государства) объемом прав, но и уменьшенным объемом обязанностей.

Например, иностранцы освобождены, как правило, от несения военной службы за рубежом неза-висимо от того, является ли в данном государстве военная служба обязательной для граждан или нет, хотя в ряде стран иностранцы и допускаются к военной службе на добровольных началах. При определенных условиях иностранцы освобождаются от уплаты налогов. В ряде стран (Кана-де, Франции, Бельгии, Финляндии и др.) временно пребывающим в данной стране иностранцам может быть возвращен даже такой косвенный налог, как налог на добавленную стоимость (правда, обычно не со всех товаров и, кроме того, при соблюдении определенных требований).

В отдельных случаях государства на взаимной основе заключают договоры, предусматрива-ющие дополнительные гарантии или расширяющие права (по сравнению с обычным правовым режимом, предоставленным иностранцам) их граждан на территории другой стороны такого

договора.

В Европейском экономическом сообществе еще до создания Европейского союза и провоз-глашения единого гражданства граждане государств-членов ЕЭС, находящиеся на территории других государств-членов ЕЭС, обладали более широкими правами, чем иностранцы, прибывшие из-за пределов ЕЭС, причем эти права на протяжении истории ЕЭС постоянно расширялись. Дру-гими словами, как отмечает видный французский политолог К. Эн, имел место разрыв между

качеством гражданина государства – члена ЕЭС и географическими пределами прав, которые свя-заны с этим гражданством.

Особое место среди иностранцев занимают дипломатические и консульские представители. Их правовое положение урегулировано такими международно-правовыми актами, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве госу-дарств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

К действующим многосторонним конвенциям относятся также Каракасская Конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Гаванская Конвенция о консульских агентах 1928 г. Существует также практика заключения двусторонних консульских конвенций. На базе этих международно-правовых документов государства принимают внутренние правовые акты, регламентирующие статус дипломатических и консульских работников.

Дипломаты, приравненные к ним служащие международных организаций, консульские пред-ставители освобождены из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции госу-дарства пребывания (иммунитеты), кроме некоторых случаев гражданской ответственности при условии ненарушения неприкосновенности его личности или его резиденции. Дипломаты пользуются также налоговыми и таможенными льготами. Ряд дипломатических иммунитетов распространяется также на административный и технический персонал дипломатических представительств с исключениями в отношении гражданской и административной юрисдикции, а также

некоторых таможенных льгот.

В то же время дипломатам запрещается заниматься в стране пребывания предприниматель-ством или выполнять какую-либо оплачиваемую работу, не связанную с их служебными обязан-ностями.

Следует отметить, что защита иностранными государствами прав и законных интересов своих граждан за границей может производиться только в соответствии с законами государства пребывания и не должна служить основанием для какого бы то ни было вмешательства в его внутренние дела.

Вместе с тем существуют категории иностранцев, которые вообще не могут, а бывает, и не заинтересованы в том, чтобы прибегать к помощи государства, гражданами которого они являют-ся. Известна категория иностранцев, получивших в данном государстве убежище. Институт права убежища не входит в сферу отношений государства со своими гражданами и касается только пра-вового положения иностранцев. Под правом убежища понимается предоставление данным госу-дарством возможности въезда и безопасного проживания на его территории какому-либо ино-странцу, преследуемому у себя на родине, либо в какой-то другой стране. В настоящее время пра-во убежища закреплено почти во всех конституциях. Это соответствует положениям таких международных актов, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о территориальном убежище 1967 г. В частности, во Всеобщей декларации прав человека (ст. 14) говорится:

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользо-ваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности осно-ванного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».

Действует также целый ряд региональных многосторонних договоров о предоставлении права убежища.

Право политического убежища закреплено в конституциях большинства стран мира (напри-мер ст. 21 Конституции Португалии, ст. 10 Конституции Италии, ст. 17 Конституции Туниса,

ст. 13 Конституции Сирии, ст. 16 Основного закона ФРГ и т.д.). Надо отметить, что международ-ные и внутригосударственные акты, говоря о праве убежища, налагают на получивших убежище определенные обязанности. Так ст. 2 Конвенции ООН 1954 г. (она была открыта для подписания в 1951 г., а вступила в силу в 1954 г.) "О статусе беженцев" предусматривает, что "у каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в

частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка".

Право на получение статуса беженца на основании преследований на родине по политиче-ским, национальным, религиозным и прочим мотивам закреплено Конвенцией "О статусе бежен-цев" 1954 г., Протоколом к нему 1967 г., Уставом Управления верховного комиссара ООН по

делам беженцев 1950 г. Россия является участником этих многосторонних международных дого-воров. На базе этих документов во многих странах приняты законы о беженцах (например в Рос-сии и в Азербайджане – в 1991 г., в Украине – в 1991 г., в Таджикистане – в 1991 г., в Беларуси – в 1991 г. и т.д.).

Необходимо, однако, иметь в виду, что, провозглашая право убежища, различные страны

по-разному трактуют сходные формулировки о преследовании за демократические взгляды и убеждения, борьбу за демократию и прогресс. Поэтому иногда складывается такая ситуация, когда два государства принимают у себя, предоставляя убежище, граждан друг друга. Вместе с тем

известный специалист по гуманитарному международному праву Г.С. Гудвин-Гилл пришел к

выводу, что "у человека все еще нет права на получение убежища. Предоставлять его – право

государств, а другие государства если и обязаны что-то делать, так это уважать право предостав-ления убежища, как и любое другое проявление юрисдикции. Само это право оставлено на усмот-рение государства: только оно может решать, пользоваться ли этим правом, в чьих интересах,

каковы будут его форма и содержание. (...) Аналогичным образом оно может свободно определять условия пользования убежищем".

К особой группе можно отнести иностранцев, нелегально находящихся на территории какого-либо государства. Речь в данном случае идет не об иностранных разведчиках или диверсантах, а об иностранцах, нелегально въехавших в страну в поисках заработка или с иной целью, не имеющей в виду нанесения ущерба безопасности или обороноспособности страны пребывания. Например, в США много нелегально приехавших туда граждан из различных латиноамериканских государств. Они нарушают законодательство и страны пребывания, и страны, гражданами которой они являются, поэтому не имеют никакой правовой защиты ни со стороны одного, ни со стороны другого государства. Более того, обычно им грозит наказание в случае разоблачения и в стране пребывания, и на родине. Этим пользуются работодатели, нещадно их эксплуатируя. Но страшная нищета на родине толкает их на такой путь поисков заработков, и даже в условиях жестокой эксплуатации и сильного самоограничения им удается кое-какие сбережения привезти домой. Однако не все из них находят работу на чужбине, а многие гибнут по дороге или в чужой стране. После Второй мировой войны наблюдается устойчивая миграция (в том числе и нелегальная) из экономически неблагополучных стран Азии и Африки в поисках заработка в развитые страны.

Ввиду того, что довольно распространенной практикой попыток нелегальных иммигрантов по экономическим причинам легализовать свое нахождение в стране пребывания стало стремление добиться признания их беженцами, многие страны в 70–90-е годы XX в. ужесточили законодательные критерии определения реальности заявлений о преследованиях на родине заявителей с целью выяснения истинных мотивов иммиграции. В частности, как уже отмечалось, для занятия трудовой деятельностью или для учебы временно пребывающим на территории данного государства иностранцам требуются специальные разрешения, причем получить такие разрешения полагается, как правило, до въезда на территорию зарубежного государства, а требования к лицам, желающим их получить, постоянно усложняются.

Правовое положение лиц без гражданства (апатридов), как правило, во всех государствах приравнивается к правовому положению иностранцев и таким же образом различается у постоян-но проживающих в данной стране апатридов и временно пребывающих на ее территории лиц без гражданства. В принципе государства не заинтересованы в проживании на их территории большого числа лиц без гражданства, поэтому они создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территории апатридов.

1

В статье исследуется использование в нормативно-правовых актах терминов «гражданин» и «подданный», «гражданство» и «подданство». В действующих нормативно-правовых актах не удалось обнаружить какого-либо единства по поводу использования анализируемых терминов. Политические деятели, отказавшись от использования термина «подданный» как символа политического бесправия, официально вводили термин «гражданин», с которым связывали представление о юридически свободной личности, обладающей правом на участие в политической жизни. Думается, на основании изложенного и, учитывая содержание прав жителей демократических государств, более правильно говорить не о «подданных», а о «гражданах». Выразим поддержку тезису, что «в тех конституционных монархиях, законодательство которых по-прежнему придерживается архаичной терминологии, термин «подданство» вполне может быть заменён термином «гражданство». Таким образом, в демократических государствах, независимо от формы правления нужно исключить из оборота термин «подданный» и употреблять термин «гражданин». Исследование выполнено в рамках проведения поисковой научно-исследовательской работы по реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы, государственный контракт от 09.06.2010 № П1291.

подданство

гражданство

подданный

гражданин

1. Боков Ю. А. Формирование избирательных прав германских граждан (1815–1918 гг.): Дисс. … канд. юрид. наук. – Волгоград: ВолГУ, 2003. – 219 с.

2. Боков Ю. А. Analize of development of the german suffrage (1815–1918) // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований», 2010. Т. 14. Юридические и политические науки. – Одесса: Черноморье, 2010. – С. 3–6.

3. Новейший большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт; М.: Рипол классик, 2008. – 1534, с.

4. Гессен В. М. Подданство, его установление и прекращение / Гессен В. М. – СПб.: Тип. «Правда», 1909. – Т. 1. – 448 с.

5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: «Русский язык», 1978. – Т. 1. – 546 с.

6. Действующее международное право. – М.: Московский независимый институт международного права, 1996. – Т. 1. – 754 с.

7. История в Энциклопедии Дидро и д"Аламбера / Пер. и примеч. Н. В. Ревуненковой; под общ. ред. А. Д. Люблинской. – Л.: Наука, 1978. – 498 с.

8. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / Под. ред. С. А. Чибиряева. – М., 2002. – 530 с.

9. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 ч. / Под общ. ред. проф. Н. А. Крашенинниковой и проф. О. А. Жидкова. – M., 2004. – Ч. 2. – 487 с.

10. Куприц Н. Я. Из истории науки советского государственного права. – М., 1971. – 320 с..

11. Кустова М. В., Ногина О. А., Шевелева Н. А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н. А. Шевелева. – М., 2001. – 240 с.

12. Маркс К. Маркс и прусское гражданство // Neue Rheinische Zeitung. № 94. 5 сентября I848. – С. 3.

13. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1989. – 490 с.

14. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учебник: В 2 т. – М., 1999. – Т. 2. – 510 с.

15. Российское гражданство: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. Я. Кикотя. – М., 2003. – 240 с.

16. Сафронов В. М. Конституция СССР и советское гражданство. – М., 1984. – 170 с.

17. Словарь ассоциаций «Рерайт»// http://www.reright.ru/analysis/?word=1418852. (Дата обращения 18.02.2012.)

18. Смирнов Д. А. Правовая природа обязанности по уплате налога // Налоги (газета). – 2008. – № 30. – С. 12–15.

19. Советское государственное право / Под ред. И. Е. Фарбера. – Саратов, 1979. – 321 с.

20. Федеральный список экстремистских материалов// http://www.minjust.ru/nko/fedspisok. (Дата обращения 24.02.2012.)

21. СССР. ЦИК 2-го созыва. 2-я сессия. Заседание ЦИК Союза ССР. 24 октября 1924 г. Бюллетень № 13. – С. 12–13.

22. Энгельс Ф. Согласительные дебаты в Берлине // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 5. – С. 43–46.

23. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. Я. Сухарев; редкол.: М. М. Богуславский и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 514 с.

Проанализировав значительное количество источников, автор обнаружил, что в России и других странах (например, в Англии и Германии) отсутствует единый подход по поводу того, как использовать термины «гражданин» и «подданный», «гражданство» и «подданство» . Например, английское слово «citizenship» может быть переведено как гражданство, так и подданство, в зависимости от контекста. Кроме того, в англо-американской теории наряду с термином "citizen" («гражданин») употребляется термин "subject", "native" («подданный»), широко также распространен термин "national", который буквально может быть переведен как лицо, обладающее определенной национальной принадлежностью. В практике колониальных государств термин гражданство изначально применялся лишь в отношении лиц, обладающих политическими и гражданскими правами в полном объеме. Коренное население колоний относили к лицам, обладающим юридической принадлежностью к данному государству (nationals, ressortissants и т. д.). Крах колониализма привел к изменению первоначального смысла упомянутых терминов, к множественности их употребления. В нормативных актах монархических германских государств (XIX-XX вв.), как и в действующих нормативных актах Федеративной Республики Германия, при характеристике лиц, обладающих гражданством, используются понятия "Bürger" или "Staatsbürger", которые переводятся как «гражданин», а не "Untertan" - «подданный» .

Для того, чтобы разобраться с указанной терминологией, полагаем, сначала необходимо обратиться к этимологическому значению этих слов.

В словаре В. Даля указано: «Гражданин - городской житель, горожанин, посадский. Член общины или народа, состоящего под одним общим управлением» . «Гражданство - состояние гражданина; звание¸ права и обязанности его» . «Подданный, подданство, поддать и пр. Подданный - подчинённый, подвластный, подведомый правительству, государю. Подданство, - подданничество - состояние подданного» . В другом известном словаре указано: «Подданный - лицо, состоящее в подданстве какого-либо государства. Подданство - принадлежность человека к какому-нибудь государству» . «Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенноё совокупностью политических и иных прав и обязанностей» . В словаре ассоциаций «Рерайт» к слову «подданный» названы следующие синонимы - подведомственный, подневольный, подсудный, подчиненный, зависимый .

Д. Дидро указывал: «Гоббс не делает никакой разницы между подданным и гражданином; это верно, если понимать слово «подданный» в его точном смысле, а слово «гражданин» - в его самом широком значении, и если учитывать, что подданный поставлен к государю в такое же отношение, как гражданин к одним лишь законам. Оба равно управляемы, но один - физическим лицом, а другой - моральной сущностью. Название «гражданин» не подходит к живущим в подчинении или в разобщенности; отсюда вытекает, что живущие в совершенно природном состоянии как суверены и совершенно лишенные этого состояния как рабы, совсем не могут рассматриваться в качестве граждан, если считать, что возможно разумное общество, которое обладает неизменной моральной сущностью, стоящей выше физической личности государя» .

Из указанных характеристик следует первое отличие - объём прав подданных и граждан различен.

В Большом толковом словаре русского языка говорится: «Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами и обязанностями, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности; подданный какого-либо государства. Гражданство - политическая и правовая принадлежность к числу граждан государства, обуславливающая совокупность прав и обязанностей и защиту со стороны государства» . «Подданство - принадлежность лица к населению какого-либо государства с монархической формой правления» . В юридическом энциклопедическом словаре записано: «В монархических государствах, как правило, гражданству терминологически соответствует подданство» .

«В государствах монархических, - писал В. М. Гессен, - отношение подданства мыслится как отношение индивида к монарху; и такое отношение называется подданством. Наоборот, в республиканских государствах отношение подданства как отношение индивида к государству, а не к органу власти в государстве, называется гражданством. Индивид является подданным в монархиях и гражданином в республиках .

Из данных описаний вытекает второе отличие - подданство существует только в государствах с монархической формой правления.

На заседании 2 июня 1848 года Франкфуртского национального собрания прозвучала следующая речь: «"Собственные подданные"... в Германии не существует больше «подданных», с тех пор как народ отважился завоевать себе свободу на баррикадах. «Собственные подданные»! И это мы, выбирающие собрания, предписывающие королям и императорам суверенные законы, мы - «подданные» его величества прусского короля?» .

4 сентября 1848 года К. Маркс отправил министру внутренних дел Пруссии письмо, в котором указывал: «Я считаю совершенно недопустимым, что здешнее королевское окружное управление... употребляет в присланном мне извещении слово «подданный», в то время как предшествующее и нынешнее министерство изгнали это определение из всех официальных документов, заменив его повсюду названием «граждане государства» .

В 1869 г. лишь из-за употребление понятия «Untertan» прусским ландтагом был отвергнут законопроект «О приобретении и утрате звания прусского подданного (Untertan)». Согласительная комиссия, в которую этот проект поступил из палаты на доработку, заменила повсюду - и в заглавии, и в тексте - термин «подданный» выражением «пруссак». Палата депутатов поддержала поправку. Правительство на требуемые палатой изменения законопроекта не согласилось .

Г. В. Чичерин в докладе о союзном гражданстве на сессии ЦИК СССР подчёркивал: «Декларация прав человека и гражданина в 1789 году заменила понятие подданного, т.е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, т.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемого в виде государственной власти» .

Политические деятели, отказавшись от использования термина «подданный» как символа политического бесправия, официально вводили термин «гражданин», с которым связывали представление о юридически свободной личности, обладающей правом на участие в политической жизни.

Многие учёные применительно к монархическим германским государствам также говорят не о подданных, а о гражданах, например, Н. А. Крашенниникова , Е. В. Сафронова , С. А. Чибиряев , О. А. Омельченко .

Большинство германских государств являлись по форме правления монархическими, но официально употребляли термин «гражданин», а не «подданный». Указанное позволяет сделать вывод, что действительно описываемые понятия отличаются друг от друга объёмом прав, который зависит от формы политического режима.

Понятие «немецкое гражданство» тесно связано с историческим прошлым Германской Империи и с обстоятельствами её создания. До 1934 года единого немецкого гражданства не существовало. Было прусское, баварское, тюрингское и т.д. Подданными Германской империи считались лица, находившиеся в подданстве одного из государств, входивших в ее состав. Только жители имперских земель (Эльзаса, Лотарингии и др.) состояли в непосредственном подданстве империи.

Даже во времена Веймарской республики гражданин отдельной земли автоматически считался гражданином империи, но федеральное имперское правительство не имело права вмешиваться в процедуру присвоения земельного гражданства. Статья 16 Веймарской конституции гласит: «Чиновники, на которых возлагается непосредственное имперское управление в землях, должны быть, по общему правилу, гражданами данной земли». А. Гитлер в дальнейшем реализовал свои идеи, изложенные в экстремисткой автобиографической книге «Майн Кампф» (решением Кировского районного суда г. Уфы от 24.03.2010 включена в федеральный список экстремистских материалов) относительно того, что будущее народническое государство ведет подразделение жителей страны на три класса: граждане, подданные и иностранцы. 15 сентября 1935 г. Германский рейхстаг утвердил «Закон о гражданстве Рейха», который разделил население Германии на три категории: «принадлежащие к немецкой или родственной крови» граждане, «принадлежащие к расово чуждым племенам» подданные и иностранцы.

В Российской империи употреблялся термин «подданный», а термин «гражданин», появился после революционных преобразований 1917 года. 7 ноября 1917 года было обнародовано обращение Военно-революционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов «К гражданам России». Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» гласил: «Всякие звания... и наименования гражданских чинов... уничтожаются и устанавливается одно общее наименование для всего населения России - гражданин Российской Республики».

В действующих нормативно-правовых актах не удалось обнаружить какого-либо единства по поводу использования анализируемых терминов.

Термин «подданный» не употребляется ни в одном законе Российской Федерации. Однако в некоторых подзаконных нормативно-правовых актах термины «гражданство» и «подданство» указываются как слова-синонимы - «гражданство» («подданство»). Например, Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. « 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей»; Приказ ФСБ РФ от 19 ноября 2008 г. № 572 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по выдаче пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, разрешений на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне, промысловую, исследовательскую, изыскательскую и иную деятельность в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим»; Приказ Федеральной миграционной службы от 6 июня 2008 г. № 142 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства" и др. Иногда указанные термины чётко разграничиваются - «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Таиланд об условиях отказа от визовых формальностей при взаимных поездках граждан Российской Федерации и подданных Королевства Таиланд» (заключено в г. Куала-Лумпуре 13.12.2005).

Заметим, что нормативные акты многих монархических государств используют вместо понятия «подданный» - понятие «гражданин» (Бельгия, Испания, Нидерланды, Дания) . В ст. VIII «Лишение подданства» Конституции Японии говорится о том, что «гражданин Японии лишается японского подданства с момента добровольного принятия им гражданства иностранного государства». Аналогичная позиция прослеживается и в большинстве международных документов. Например, статья 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года закрепляет, что «каждый человек имеет право на гражданство». Преимущественно используется термин «гражданин» в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года; Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющимися гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 года; Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 года; Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 года; Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года; Договор о Шпицбергене от 09 февраля 1920 года.

Лишь в некоторых международных нормативных актах мы встретили употребление термина «подданный»: ст. 45 Гаагской конвенции о мирном разрешении международных столкновений» заключена в г. Гааге 18.10.1907 (СССР признал Конвенцию, имеющей силу для СССР (Нота МИД СССР от 07.03.1955)); ч. 3 ст. 509 Конвенции международного Союза электросвязи; п. 1 Протокола Берлинской конференции трёх великих держав (СССР, Англии, США) от 01 августа 1945 года указывает, что бремя репараций и «военных трофеев» не должно падать на подданных союзников. Таким образом, применительно к гражданам СССР и США, которые не являлись по форме правления монархическими, использовался термин «подданный».

Встречаются также случаи, когда в одном международном правовом акте одновременно используются как различные термины «гражданин» и «подданный». Так, п. B раздела 9 статей соглашения Международного Банка реконструкции и развития 1945 года закрепляет, что оклады и жалования, выплачиваемые Банком исполнительным директорам, их заместителям, должностным лицам и служащим Банка, не являющимся местными гражданами, местными подданными или иными местными жителями, никакими налогами не облагаются.

Мы придерживаемся также точки зрения, что «политико-правовая идея гражданства исторически тесно переплетена с идеями равенства и народного суверенитета, поскольку с гражданством связывалось уничтожение феодальных сословий и привилегий, право на участие в осуществлении государственной власти. С этого момента гражданин перестаёт быть исключительно объектом властвования, становится субъектом власти» .

Кроме того, «феодализм не знал гражданства, он обходился институтом подданства, что означало бесправие личности перед всесильным государством» . Также заметим, что Декларация прав человека и гражданина 1789 года во Франции с конституционной монархией закрепила именно понятие «гражданин», а не «подданный».

Думается, на основании изложенного и, учитывая содержание прав жителей демократических государств, более правильно говорить не о «подданных», а о «гражданах». Выразим поддержку тезису, что «в тех конституционных монархиях, законодательство которых по-прежнему придерживается архаичной терминологии, термин «подданство» вполне может быть заменён термином «гражданство» . Таким образом, в демократических государствах, независимо от формы правления нужно исключить из оборота термин «подданный» и употреблять термин «гражданин».

Исследование выполнено в рамках проведения поисковой научно-исследовательской работы по реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, государственный контракт от 09.06.2010 № П1291.

Рецензенты:

Давыдова Марина Леонидовна, доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.

Епифанов Александр Егорович, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.

Библиографическая ссылка

Боков Ю.А. К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОНЯТИЙ «ГРАЖДАНИН» И «ПОДДАННЫЙ» В ПРАВОВЫХ И НАУЧНЫХ ИСТОЧНИКАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7280 (дата обращения: 24.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В интернет-публицистике часто встречается детская, казалось бы, ошибка. Несмотря на ряд очевидных отличий, многие отождествляют понятия «подданство» и «гражданство». И ошибочно, ведь каждое из них имеет не только свой юридический смысл, но и отличную друг от друга правовую природу возникновения. Безусловно, нельзя отрицать и некоторые сходства, но существующая между ними разница уж точно не позволяет их отождествлять и подменять друг другом. Разберем, в чем отличие гражданства и подданства и какое к этому отношение имеет Петр I.

Гражданство: что это

Достаточно хотя бы того, что гражданство, в отличие от подданства, имеет законодательное определение: согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» , это политико-правовая взаимосвязь гражданина страны и России как государственного образования, выраженная в возложенных на них по законодательству правах и обязательствах.

Суть такой взаимосвязи в том, что государство стоит на защите прав и свобод человека, предоставляет ему свое покровительство, когда тот находится за пределами страны, в обмен на что гражданин обязуется соблюдать Конституцию, законы и прочие предписания.

Совокупно все это составляет правовой статус гражданина, о котором мы расскажем немного позже.

Закон предусматривает несколько путей того, как можно стать гражданином России, среди них самые распространенные:

  • рождение от россиян или на территории России от иностранцев, если страны гражданской принадлежности родителей не предоставляют ребенку индигенат по праву крови;
  • натурализация – то есть прием в гражданство иностранцев и апатридов.

Хотя, возможны и другие варианты, например, крымская оптация – выбор гражданства в силу изменения территории страны.

Подданство: что это

В отличие от гражданства, нынешнее российское законодательство такого понятия, как «подданство», не предусматривает. Обычно под термином «подданство» понимается тоже политико-правовая связь физического лица – подданного непосредственно с монархом, как главой государства, а не как с территориальным образованием. При этом такая связь является односторонней: у монарха не возникает обязательств по отношению к подданным. Подданство теоретически возможно лишь в государствах с монархической системой правления, что и имело место в большинстве стран средневековой Западной Европы.

В своей истории институт подданства тесно связывают с феодализмом – когда землевладелец обладал властью над теми, кто находился на его земле. Оно, к слову, далеко не всегда находило какое-либо нормативное закрепление. Например, русское право до XVIII века вообще не определяло, что значит российское подданство, и не содержало конкретных отличий российских подданных от иностранцев. Только с 1700 года появилась возможность «натурализоваться», однако сделать это можно было лишь путем принятия православной веры. Факт рождения от иностранцев, пусть и на территории тогдашней России, ни о чем не говорил и подданным не делал.

Первую возможность «натурализоваться», то есть вступить в подданство, ввел Петр I.

С 1721 года он ввел такое определение, как «присяга на подданство». Ее мог принести всякий иностранец, желающий приобрести землю или усадьбу в России. Принятие присяги предполагало добровольное вступление на службу государю. Такой смысл присяги – как инструмента натурализации – сохранялся вплоть до начала XIX века.

Законодательство Российской империи XIX века уже различало русских подданных и иностранцев: последние имели значительные ограничения, в частности, в экономических правах из-за наличия иностранного подданства. Однако даже принятие присяги на верность российскому государю для них не означало того, что такое подданство иностранного государства трансформируется в подданство России. Даже после принятия присяги и натурализации они все равно не считались «полноценными» подданными, такими, как русские в результате рождения. Хотя и имели ряд привилегий в результате. Стоит отметить, что в те времена существовало несколько категорий подданных, среди которых были как природные, то есть по рождению, уроженцы Финляндии, инородцы и ряд других категорий.

Полноценное же уравнивание подданных в правах произошло лишь в середине 60-х годов XIX века. Подданство в дореволюционной России начинало приобретать уже некоторые характеристики гражданства. Так, несмотря на декларируемую верность государю как единому источнику власти, нравственный долг каждого русского человека заключался в пособничестве благосостоянию в первую очередь государства. После же падения монархического строя в России появился институт гражданства, хоть по своей сути он существенно отличался от современного понимания.

Сложно полноценно ответить, в каких странах подданство смогло сохраниться в том понимании, в котором оно зародилось. Дело в том, что многие монархические страны до сих пор употребляют его по отношению к своим гражданам, однако закладывают в него смысл гражданства, то есть связи с государством, а не с главой государства, что юридически неверно.

В чем сходство и в чем отличие понятий «гражданство» и «подданство»

Все вышесказанное позволяет нам конкретно сформулировать, чем гражданство отличается от подданства и чем эти понятия схожи. Сходство их, безусловно, в том, что оба они являют собой политико-правовую связь физического лица с субъектом верховной власти, определяющим правовое положение этого физического лица в рамках отношений с этим субъектом власти, другими физическими лицами и так далее. Нужно отметить, что в данном контексте многие языки мира обозначают и гражданство, и подданство одним словом, различая их лишь по контексту.

Тем не менее правовая природа и соотношение понятий гражданства и подданства позволяет нам выделить три главных различия:

  • во-первых, это субъект, в отношениях с которым определена связь. В случае с подданством речь идет исключительно о правителе, который является единоличным воплощением власти, самодержавия. Гражданство же предусматривает связь с государством, причем в более широком смысле, так как гражданство является в первую очередь инструментом не власти, а гарантии прав;
  • во-вторых, это характер связи – дело в том, что отношения подданства – это односторонняя связь, выраженная в верности правителю, преданность своим подданным со стороны монарха, в принципе, не предусматривалась. Граждане же могут рассчитывать на двустороннюю взаимосвязь с государством, в рамках которой на гражданина, ровно как и на государство возлагаются определенные права и обязательства;
  • в-третьих, это, конечно же, режим правления – подданство возможно исключительно в странах с монархической формой правления, где источником власти является правитель, король или иной монарх.

Разница между гражданством в том, что последнее является характеристикой демократической страны, хотя возможно его использование и для тоталитарных режимов, и даже для той же монархии, что имеет место сегодня, например, в Саудовской Аравии или Великобритании. В последней, к слову, есть как граждане, так и подданные, которые воспринимаются в более широком смысле далеко за пределами самой страны.

Права и свободы граждан и подданных

Наиболее ярко институты гражданства и подданства отличают права, которые возникают в результате у граждан и подданных соответственно. Так, гражданство как институт демократии является инструментом приобретения широкого спектра равных прав для всех граждан независимо от их социального статуса, материального положения, вероисповедания, национальности или цвета кожи.

Граждане всегда обладают наиболее полным спектром прав, чем кто-либо, ведь государство воспринимает их в качестве наиболее близких к себе субъектов. При этом все права, которые предоставляются гражданам, гарантируются им на территории такого государства.

Что же касается подданства, то в классическом понимании связи с монархом оно вообще каких-либо прав не предусматривало, а заключалось лишь во взятой подданным обязанности оставаться верным государю. Однако по мере развития общества и деления его на классы (что было и в Российской империи) одним из главных критериев такой дифференциации стал комплекс прав: то есть менее привилегированные подданные имели меньше прав, чем более привилегированные. В современном же понимании страны, до сих пор называющие своих граждан «подданными», каких-либо ущемлений по отношению к ним не предусматривают.

Правовой статус личности в России

Нужно понимать, что правовой статус личности в России – куда более широкое понятие, чем статус гражданина. Если под последним понимается лишь связь определенных индивидов, то под правовым статусом личности – совокупность прав и обязанностей во взаимоотношениях с государством для любого лица. Закон различает такие понятия, как «личность» и «гражданин», воспринимая последнее в куда более узком смысле. Так, личностью может быть не только гражданин, но и иностранец или апатрид. Для этих категорий государство может предусматривать как общие метрики, так и частные особенности статуса.

Большинство гарантированных всем физическим лицам личных прав и свобод закреплены Конституцией. Среди них фигурирует право на жизнь, свободу, здоровье, защиту частной собственности и так далее. Вместе с такими гарантиями на каждую личность возлагаются определенные обязанности: соблюдать Конституцию и законы, права третьих лиц, платить налоги и так далее. Все это составляет основу правового статуса личности в России.

Как вступить в российское гражданство

Как мы уже сказали, единственный очевидный вариант получения гражданства для иностранцев – это натурализация (прохождение процедуры приема).

В общих случаях, когда иностранец не претендует на какие-либо льготы, согласно статье 13 Закона о гражданстве РФ, от него потребуется:

  • прожить на основании вида на жительство в России на протяжении 5-летнего срока (прожив до этого еще 1 год на основании РВП);
  • соблюдать Конституцию и законы РФ;
  • иметь законный источник получения доходов;
  • отказаться от своего прошлого гражданства или инициировать процедуру отказа;
  • подтвердить знание русского языка на должном уровне.

При соответствии указанным критериям, иностранец или апатрид вправе ходатайствовать о предоставлении ему статуса «гражданин России». Его заявление будет рассматриваться в течение года и при отсутствии оснований для отказа кандидат получит положительный ответ.

Но если иностранец или апатрид относится к одной из льготных категорий, оговоренных в статье 14 Закона о гражданстве РФ, срок ожидания, как и количество критериев (в том числе и о пятилетнем сроке проживания по ВНЖ), можно сократить.

Упрощенным порядком приема в российское гражданство могут воспользоваться:

  • носители русского языка;
  • апатриды, имевшие гражданство СССР;
  • супруги граждан РФ;
  • дети граждан РФ, проживающих в Федерации (хотя бы один родитель);
  • нетрудоспособные родители дееспособных граждан РФ от 18 лет и старше;
  • родители-одиночки детей – граждан РФ, в том числе если дети являются недееспособными;
  • высоквалифицированные специалисты, индивидуальные предприниматели, инвесторы (при определенных сроках трудовой деятельности в РФ, размерах уплаченных налогов/сборов, уставного капитала);
  • те, кто получил профессиональное образование в РФ после 1 июля 2002 года и имеет трудовой стаж работы на ее территории не менее 3 лет.

Заключение

Подытоживая все вышесказанное, можем выделить несколько очевидных отличий граждан от подданных. Во-первых, граждане верны государству, а подданные – монарху. Во-вторых, государство взаимно хранит верность своим гражданам, всячески покровительствуя им, чего нельзя сказать о традиционных отношениях между монархом и их подданным. В-третьих, подданство банально уже изжило себя, так как любое демократическое государство признает в качестве единственного источника власти своих граждан, а не правителя.

Чем отличается гражданство от подданства: Видео

Дополнительные статусы Беженец
Трудящийся-мигрант
Сопутствующие понятия Натурализация
Визовый режим

По́дданство - политико-правовая односторонняя связь физического лица и монарха .

Для науки российского права характерно разделение (сложившееся в результате особенностей языка) понятий «гражданство » и «подданство». Подданство ранее было характерно для большинства государств с монархической формой правления. В настоящее время в подавляющем большинстве монархий в результате проведённой политики ограничения монархии и демократизации общества институт гражданства целиком заменил собой институт подданства. Если, как отмечалось, под подданством понимается связь физического лица с монархом (и, соответственно институтами короны), то под гражданством понимается более широкая связь непосредственно с государством, а не его главой.

В прочих языках указанные термины могут обозначаться одним словом. Так, под английским «citizenship» в зависимости от контекста может пониматься как гражданство, так и подданство. Вместе с тем иностранные языки могут обладать специфическим разделением видов гражданства, отсутствующим в русском языке: например, английское «citizenship» (в большинстве случаев более узкое понятие) и «nationality» (как правило, более широкое понятие). При этом разделение понятий на широкое и узкое не универсально и может объясняться историко-политическими особенностями развития той или иной страны (например, гражданин Великобритании (то есть непосредственно Соединённного Королевства, коронных владений и заморских территорий) - «British citizen», под категорию «British nationals» попадают лица, входящие в категорию «British citizen», граждане государств Содружества и британские подданные; в то же время для широкого термина «гражданство Европейского союза» применяется термин «citizenship»).

Британские подданные

Британскими подданными (British subjects) в соответствии с Актом о гражданстве 1981 года признаются определённые категории лиц, не являющихся ни гражданами Великобритании , ни гражданами Содружества .

В англоязычных странах принято разделять понятия «citizenship» и «nationality», то есть просто гражданство и гражданство в более широком смысле. Исторически понятие «citizenship» означало связь с определённой местностью, а «nationality» в целом с государством. В настоящее время для нужд британского права британскими гражданами в узком смысле (British citizens) признаются физические лица, имеющие связь непосредственно с Великобританией, то есть лица, населяющие Великобританию, Норманские острова и остров Мэн, а также британские заморские территории (до 2002 года их население было гражданами Британских заморских территорий, после указанной даты большинство приобрело статус британских граждан, хотя в ряде случаев статус граждан британских заморских территорий сохранился, к примеру, у граждан британской заморской территории Военная база Акротири и Декелия на Кипре). Указанные категории лиц вне зависимости от того проживают ли они на территории Евросоюза (непосредственно Великобритания, а также заморская территория Гибралтар) либо вне его пределов (Нормандские острова, остров Мэн, британские заморские территории, кроме Гибралтара) являются гражданами Евросоюза. Что касается британских граждан в широком смысле (British nationals), то ими признаются как указанные категории лиц (британские граждане в узком смысле), так и граждане британских заморских территорий, а также граждане государств-членов Содружества, граждане Ирландии, находящиеся на службе в государственных органах, учреждениях, организациях Великобритании.

Подданство Российской империи

Российское право до XVIII века не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является российским подданным и кто - иностранцем.

В представлении русских людей быть подданным значило быть православным , а стать подданным означало креститься в православную веру.

Этим же указом были впервые признаны допустимыми смешанные браки также при условии вступления иностранца в вечное подданство России. Это условие было подтверждено указом от 26 августа 1833 г.

Истории русского права известен только один акт, признающий за рождением на русской территории определённое влияние на подданство. Так, согласно ст. 61 главы I Регламента об управлении Адмиралтейства и Верфи от 5 апреля 1722 г. «кто из иностранцев и их детей пожелают учиться в Адмиралтействе какого мастерства, те должны прежде присягу учинить в вечное фазальство, а без того их не принимать. Иноземцы считаются те, которые приехали из иных государств и вступили в службу. А которые породились в России и приняли службу, те, яко россияне, почтены имеют быть». Этот текст полностью воспроизводит и Регламент об управлении Адмиралтейств и Флотов от 24 августа 1765 г. Текст этих документов свидетельствует о том, что не само по себе рождение в России, а поступление иностранца на государственную службу влекло за собой приобретение российского подданства.

Как способ натурализации, значение присяги на подданство в XIX в. изменилось. "С прекращением колонизаторской деятельности русского правительства, - указывал В. М. Гессен, - разрывается та связь, какая в предшествующую эпоху существует между присягой на подданство и водворением. С этого времени присяга на подданство становится для иностранцев средством освобождения от тех правоограничений, которые устанавливаются для них в интересах коренного населения. В частности, со времени издания Манифеста 1 января 1807 г., воспрещающего иностранцам, не присягнувшим на вечное подданство, вступление в гильдии , - натурализация, то есть присяга на подданство, становится для иностранцев единственным средством приобретения в России торговых прав, присвоенных гильдейскому купечеству. Само правительство на вступление в подданство смотрит как на особую форму вступления в гильдии; в официальных законодательных актах «вечно подданные иностранцы» так и называются «иностранцами, присягнувшими вступать в гильдии».

Закон 27 мая 1807 г. устанавливал довольно сложный порядок принесения присяги. Согласно этому закону иностранцы, желавшие вступить в гильдии, если они находились в столице, должны были явиться в Министерство коммерции и подать объявление о желании вступить в вечное подданство. Министерство после изучения сведений о поведении и занятиях иностранцев представляло Сенату заключение о допущении их к присяге, которая приносилась в Губернском правлении. В других местностях упомянутые обязанности Министерства возлагались на губернаторов, которые были обязаны представить свои заключения Сенату. Таким образом, принятие в подданство законом 1807 г. ставилось под контроль Правительствующего Сената.

Законом от 6 февраля 1826 г. этот порядок был существенно упрощен. Отныне приведение к присяге всех иностранцев, желающих вступить в гильдии, мещанство или в цех, осуществлялось распоряжением Губернских правлений после получения у них необходимых сведений об их поведении. Причём привидение к присяге должно было осуществляться в присутствии представителя Губернских правлений. Впоследствии губернатору было предоставлено право разрешать иностранцам принятие присяги в полиции, в городской думе или ином ближайшем присутственном месте.

Предоставление права принятия в подданство иностранцев Губернским правлениям означало, что государство не считало необходимым осуществление централизованного руководства и надзора делом натурализации иностранцев. Практически каждый «неопороченный по суду» иностранец имел право на вступление в русское подданство.

Это объяснялось отчасти тем, что, рассматривая натурализацию как способ приобретения определённых, преимущественно служебных и торговых прав, законодательство вплоть до 1864 г. не считало натурализованного иностранца действительным подданным, таким же подданным, как подданный по рождению. В результате между подданством, приобретаемым натурализацией, и прирождённым подданством существовало коренное и принципиальное различие: натурализованный иностранец оставался иностранцем, хотя и привилегированным. Как таковой, он обладал правами, которых был лишён прирождённый подданный, и был лишён тех прав, которыми обладал подданный прирождённый.

Действительное уравнение натурализованных иностранцев в правах с прирождёнными подданными было осуществлено законом от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства».

Российское законодательство различало несколько разрядов подданных, пользующихся различными правами: природные подданные, инородцы и финляндские уроженцы. В свою очередь, природные подданные и финляндские уроженцы подразделялись на сословные группы .

См. также

Литература

  • О. Е. Кутафин Российское гражданство. - Юрист, 2004.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Подданство" в других словарях:

    ПОДДАНСТВО, подданства, мн. нет, ср. (юр.). Гражданство, принадлежность к гражданам определенного государства. Принять подданство. Переменить подданство. Состоять в английском подданстве. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Гражданство Словарь русских синонимов. подданство гражданство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Поделиться: