Закона от 21 11. Законодательство о здравоохранении и медицине


Отношения, связанные со здравоохранением и медициной регулируются многими нормативными правовыми актами. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» (с посл., изм.) выделен специальный раздел, посвященный здравоохранению, -140.010.000.

Это дает основания говорить о наличии самостоятельной отрасли законодательства - законодательства о здравоохранении. В качестве составных частей отрасли законодательства о здравоохранении выделяются нормативные акты по таким направлениям, как:

  • управление в сфере здравоохранения;
  • медицинское страхование;
  • медицинские учреждения;
  • медицинская экспертиза и др.

До недавнего времени структура базового юридического образования предусматривала изложение вопросов нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности для будущих юристов в рамках государственного, гражданского, уголовного права. Будущие же врачи знакомились с проблемами медицинского права на кафедрах судебной медицины, социальной гигиены и организации здравоохранения, истории медицины, общественных наук 1 Пищита А.Н. Проблемы правового регулирования здравоохранения // Российская юстиция. 2005. № 9. .

Характерной чертой современного этапа становления российской правовой системы является увеличение (расширение) законодательства о здравоохранении и медицине. В то же время законодательство об охране здоровья граждан имеет выраженный комплексный характер, который опосредуется проявлением регулятивных норм различных отраслей права при регламентации сложных правоотношений в сфере здравоохранения. В силу особого отношения государства к охране здоровья населения, возведения отношений по охране здоровья в конституционный ранг (ст. 41 Конституции Российской Федерации), в данных отношениях наблюдается ярко выраженная публичность регулирующего эти отношения законодательства с преобладанием административно-регулятивной функции, несмотря на общий комплексный характер законодательства о здравоохранении.

Структура законодательства о здравоохранении как комплексное образование включает в себя Конституцию Российской Федерации и целый ряд нормативных правовых актов, конкретизирующих ее положения.

В ст. 2, 7, 20,41 Конституции Российской Федерации одной из основных задач Российского государства определена задача охраны здоровья людей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закреплены права граждан России на жизнь и здоровье.

Конкретизирована данная обязанность государства по охране здоровья населения в целом комплексе федеральных законов, среди которых особо (по своей значимости) следует выделить следующие:

  • Федеральный закон (далее ФЗ) от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
  • ФЗ от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ (с посл, изм, и доп.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • ФЗ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • ФЗ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об обращении лекарственных средств»;
  • ФЗ от 08.01.1998 г. № З-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • ФЗ от 09.01.1996 г. № З-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О радиационной безопасности населения»;
  • ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
  • ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • Закон Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 (с посл. изм. и доп.) «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • Закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 (с посл. изм и доп.) «О ветеринарии»;
  • Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180-1 (с посл. изм. и доп.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • Закон Российской Федерации от 02.07 1992 г. № 3185-1 (с посл. изм. и доп.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 20.05.2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека»;
  • ФЗ от 10.01.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

В соответствии с положениями ст. 72 Конституции Российской Федерации (п. «ж»), координация вопросов о здравоохранении отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому к законодательству о здравоохранении относятся также законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы регулирования отношений в рассматриваемой сфере.

Анализ приведенного выше перечня основных законов, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения, показывает, насколько разнятся эти законы по характеру регулируемых отношений. Законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об обращении лекарственных средств» по степени широты охватываемых ими отношений несоизмеримы по сравнению, например, с Законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» или даже с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», несмотря на всю его значимость с точки зрения защиты прав человека. Очевидно, что установившаяся структура законодательства о здравоохранении в настоящее время чрезвычайно неоднородна по своему составу, это обусловлено, в первую очередь, спецификой регулируемых этим законодательством общественных отношений, во-вторых, уровнем законодательной разработанности этой области.

Тем не менее, имея свои цели и задачи указанные нормативные документы, взятые в отдельности, выполняют очень значимую роль в достижении общей социальной задачи - обеспечение правовой базой деятельность по охране здоровья граждан.

Необходимость объединения названных нормативных актов в области охраны здоровья граждан в единый законодательный комплекс вытекает из того, что любой из этих нормативных актов не может надлежащим образом выполнить свою социальную задачу изолированно от других.

Раскрывая механизм правового регулирования отношений в области здравоохранения в России следует отметить Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», сыгравший значительную роль в становлении и развитии нынешней системы законодательства о здравоохранении и медицине. Данный закон был принят 22.07.1993 г. и вступили в силу 18.08.1993 г.

Государство в Основах объявляло, что обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национального языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Основы декларировали также, что государство гарантирует защиту от дискриминации, связанной с наличием у гражданина заболевания. В действительности граждане в Российской Федерации не могли добиться равенства со здоровыми в праве на труд, если в связи с заболеванием или травмой они имеют дефект функции или только внешний дефект.

Впервые в Основах была определена компетенция субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают на своих территориях выполнение федерального законодательства и обладают законодательной инициативой в области охраны здоровья граждан, а также осуществляют контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи. В ст. 3 Основ оговаривались полномочия высших органов государственной власти и управления в области охраны здоровья граждан. Президент Российской Федерации помимо издания соответствующих указов не реже одного раза в год должен выступать в законодательном органе власти с докладом о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состояния здоровья населения.

В настоящее время данный закон утратил свою силу, поскольку принят и вступил в действие новый Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

Новый Федеральный закон более полно, четко и комплексно регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. В нем законодательно определены, в частности, понятия: «здоровье», «охрана здоровья», «медицинская помощь», «профилактика», «лечение», «пациент», «медицинский работник», «фармацевтический работник», «лечащий врач», «заболевание», «качество медицинской помощи», «медицинский осмотр», «диспансеризация» и др.

Федеральным законом установлены:

  • основные принципы охраны здоровья, к которым в том числе отнесены соблюдение прав граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи;
  • права отдельных категорий граждан на охрану здоровья (работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, военнослужащие);
  • права семьи в сфере охраны здоровья, права беременных женщин и матерей, несовершеннолетних;
  • особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям больных, в том числе страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями.

В названном Федеральном законе определено, как обеспечивается право граждан на охрану здоровья, как реализуется право на медицинскую помощь, установлены порядок предоставления медицинской помощи в гарантированном объеме без взимания платы и порядок получения платных услуг, перечислены права пациента, раскрыто понятие и описана процедура дачи информированного согласия пациента на медицинское вмешательство (отказа от него), установлены порядок получения пациентом информации о состоянии его здоровья и о факторах, влияющих на здоровье, а также порядок выбора гражданином врача и медицинской организации.

Новым Федеральным законом установлена государственная система здравоохранения, а также муниципальная и частная системы здравоохранения, определен порядок их функционирования. Определены источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья, перечень видов медицинской помощи и перечень медицинских услуг, не подлежащих оплате за счет личных средств граждан, состав программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок ее утверждения, а также состав территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинский помощи порядок их утверждения. Разграничены полномочия в сфере охраны здоровья между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В указанном Федеральном законе определены виды медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, в том числе высокотехнологичная, скорая, паллиативная), ее формы (экстренная, неотложная, плановая) и условия ее оказания (вне медицинской организации, амбулаторно, в стационаре), установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и на основе стандартов медицинской помощи.

В законе урегулированы также вопросы, связанные с рождением ребенка, применением вспомогательных репродуктивных технологий, донорством органов и тканей человека и их трансплантацией (пересадкой).

Принятый закон гарантирует право всем жителям России на бесплатную медицинскую помощь, в том числе паллиативную, вводит единые стандарты для ее оказания, уточняет порядок оказания платных медицинских услуг. Закон также закрепляет право профессиональных медицинских сообществ участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Кроме того, впервые на законодательном уровне описывает правовые основы трансплантологии и лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями. В нем предусматривается запрет на клонирование человека и эвтаназию.

В Федеральном законе определены:

  • цели проведения и процедуры проведения медицинских экспертиз (экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы, экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией, экспертиза качества медицинской помощи), а также медицинского освидетельствования;
  • намечены медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека, процедура проведения патологоанатомических вскрытий и порядок использования тела, органов и тканей умершего человека.

Федеральным законом урегулированы отношения, связанные с осуществлением медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе:

  • определены права и обязанности медицинских организаций;
  • определены права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, установлены ограничения, налагаемые на этих работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • прописаны особенности функционирования профессиональных организаций, создаваемых медицинскими и фармацевтическими работниками на основе принадлежности к указанным категориям работников, либо принадлежности к профессии (врачи, медицинские сестры, фельдшеры, провизоры, фармацевты), либо принадлежности к одной врачебной специальности.

В законе урегулированы вопросы, связанные с осуществлением контроля качества и безопасности медицинской деятельности, определены формы и способы его осуществления, а также порядок осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий. Установлена ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи.

Некоторые важные отношения в системе здравоохранения регламентируются подзаконными нормативными актами. В частности, Указами Президента РФ регулируются отдельные вопросы охраны здоровья. Например, есть Указ Президента России от 17.02.1995 г. №161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы». Одним из важных юридических документов последнего времени является Указ Президента России от 7.12.2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий разрабатывает и принимает важные правовые акты по вопросам здравоохранения и оказания медицинской помощи, в частности, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения, координирует деятельность органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области охраны здоровья граждан. Так, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», Постановление Правительства Российской Федерации № 350 от 25.03.1996 г. «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» и др.

Еще одной особенностью регулирования медицинской деятельности в России является огромное количество административных актов, т.е. приказов Министерства здравоохранения (и социального развития) РФ. Назовем для примера Приказ Министерства Минздрава России от 26.11.2012 г. «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра». Такого рода правовых документов еще в 1988 г. насчитывалось до 5 тысяч 2 Анисимов В., Гладун О., Шиленко Ю. Здравоохранение в новых условиях хозяйствования // Российская юстиция. 1991. № 8. С. 23. . Безусловно, такие акты принимаются с целью всестороннего и детального правового регулирования рассматриваемых отношений. Необходимо, однако, разумно расставлять акценты в таком регулировании. Так, если речь идет о регулировании чисто «технологических» лечебных вопросов (порядке осуществления той или иной терапевтической процедуры, метода лечения, профилактики), то применение административных актов вполне оправданно. Однако в случае, если профессиональная деятельность работника здравоохранения затрагивает права граждан, то соответствующие отношения должны регулироваться исключительно законом. К сожалению, большинство ведомственных нормативных актов в области здравоохранения не публиковалось в открытой печати и поэтому основная часть граждан не могла ознакомиться с ними, и, следовательно, сами пациенты лишены понимания процесса оказания им медицинских услуг, а медицинские работники в своей деятельности только и прислушиваются к ведомственным актам, напрочь забывая о законах, имеющих, как известно, высшую юридическую силу.

Вместе с тем, в области здравоохранения выявился ряд проблем, порожденных практикой правотворчества и отрицательно сказывающихся на качестве законодательных актов.

Например, работа над проектами Основ законодательства об охране здоровья граждан и Закона о психиатрической помощи велась в Верховном Совете Российской Федерации одновременно. При этом законодательный акт более общего действия (Основы) должен был предшествовать специальному (медико-отраслевому). Однако реальный законотворческий процесс сложился иначе. Проект специального психиатрического закона оказался готовым значительно раньше. В результате, он был принят в июле 1992 г. и вступил в действие с 01.01.1993 г., тогда как Основы удалось принять лишь в июле 1993 г. Они вступили в действие 18.08.1993 г. Таким образом, логическая последовательность законотворчества, когда нормы специального закона должны опираться на положения более общего и уже существующего, была нарушена, что отрицательно сказалось на содержании обоих законодательных документов. В них имеются повторы, противоречия, некоторые иные технико-юридические погрешности.

В 1995 г. был подготовлен проект федерального закона, посвященный правам пациентов, - «О правах и безопасности пациентов в сфере здравоохранения». В концептуальном плане законопроект сосредоточен на решении следующих задач:

  • установить взаимосвязь между политическими, экономическими, гражданскими, социальными и культурными правами человека и правами пациентов, составляющими особую категорию этих прав;
  • определить сферу ограничения прав пациентов в случаях, когда их осуществление может угрожать общественному здоровью;
  • установить механизмы защиты прав пациентов и контроля за их соблюдением, в том числе через создание комитетов по правам пациентов, действующих на уровне Российской Федерации, субъектов Федерации.

Введение законопроекта в силу могло способствовать обеспечению безопасности в сфере здравоохранения, росту правовой культуры и правосознания народа, укреплению правопорядка в стране. Однако проект данного закона 3 Денисенко Б.А. О правах пациента: (о проекте ФЗ «О правах пациента») // Гудок. 1995 г. 31 августа. Стр. 6. , к сожалению, так и остался проектом, не воплотившись в действующий законодательный акт.

Детальный анализ законодательства о здравоохранении показывает, что перечисленные выше законы имеют множество недостатков содержательного и технико-юридического характера. Практически все они были приняты до вступления в силу нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Связи между разными «медицинскими» законами порой схематичны, а в некоторых случаях вообще прослеживаются слабо. Кроме того, законы, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, практически не ссылаются и не опираются друг на друга. Например, Закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» никакие связан с Законом «О лекарственных средствах», несмотря на то, что для профилактики и ранней диагностики этого заболевания используются именно лекарственные средства.

В то же время наблюдается дублирование предписаний законодательства, устанавливаемых этими законами, Так, Закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» дополнительно требует обеспечение государственного контроля над производством, хранением и транспортировкой противотуберкулезных вакцин и иммунобиологических лекарственных средств для ранней диагностики туберкулеза, их качеством, эффективностью и безопасностью, полностью игнорируя то обстоятельство» что абсолютно идентичные требования установлены Законом «О лекарственных средствах» в отношении всех без исключения лекарственных средств, в том числе и лекарств для предупреждения и лечения туберкулеза.

В целом, многие законы, принятые в начале и середине 90-х гг. XX века, давно нуждаются в соответствующих изменениях и дополнениях с учетом современных реалий.

Таким образом, на сегодняшний день всю совокупность актов законодательства о здравоохранении с некоторой натяжкой можно отнести все же к комплексной отрасли законодательства, нежели к нормативному массиву (комплексу), находящемуся в стадии активного превращения и формирования в комплексную отрасль российского законодательства 4 Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. 2005. №3 .

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 89-ФЗ,

от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013N 167-ФЗ,

от 23.07.2013 N 205-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3) медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

5) медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;

6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

8) лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

9) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

11) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

12) фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;

13) медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;

14) фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;

15) лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения;

16) заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

18) основное заболевание - заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

19) сопутствующее заболевание - заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

20) тяжесть заболевания или состояния - критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

21) качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья

1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на КонституцииРоссийской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

В обязанности государственной власти входит охрана здоровья населения. Существует "Об охране здоровья граждан", в котором закреплены все основные положения, касающиеся проведения политики по поддержке оптимального уровня здоровья среди населения.

О чем закон?

323-ФЗ призван регламентировать отношения, которые возникают в области охраны здоровья каждого гражданина страны. В частности, закон определяет следующие явления:

  • экономические, организационные и правовые основы в представленной сфере;
  • права и обязанности федеральных и региональных органов власти в области охраны здоровья;
  • ответственность инстанций, в обязанности которых входит поддержание оптимального уровня здоровья среди населения;
  • функции и полномочия представителей фармацевтики и медицины и т. д.

А что, согласно 323-ФЗ, именуется здоровьем? Это психическое, физическое или социальное состояние человека, при котором отсутствуют какие-либо заболевания или отрицательные биологические процессы. Под охраной здоровья 323-ФЗ понимает ряд экономических, политических и правовых мероприятий, направленных на профилактику, укрепление и сохранение здорового состояния человека.

Принципы охраны здоровья

В главе 2 323-ФЗ устанавливаются основные идеи, принципы и положения, на которых должна базироваться вся представленная система. Вот что здесь стоит выделить:

  • строгое соблюдение тайны врача;
  • приоритет интересов пациента, охраны здоровья детей, профилактики здоровья и др.
  • ответственность государственных органов и местных самоуправленческих инстанций за организацию защиты здоровья граждан;
  • доступность и высокое качество врачебной помощи;
  • социальная защищенность граждан и т. д.

Естественно, это далеко не все принципы, на которых выстраивается и функционирует система охраны здоровья. Существует также множество негласных положений, не закрепленных методологически.

О полномочиях государства

В статье 14 323-ФЗ чуть более подробно раскрывается один из принципов, там говорится об активной роли государства в представленной сфере. Вот какими полномочиями обладают федеральные и региональные органы власти:

  • формирование, введение и реализация единой государственной политики по охране здоровья;
  • организация системы санитарной охраны в России;
  • введение информационных систем федерального уровня;
  • лицензирование некоторых видов деятельности в представленной области;
  • организация оказания российским гражданам качественной медицинской и фармацевтической помощи;
  • формирование законного порядка осуществления врачебной деятельности в стране;
  • организация и контроль над достоверностью статистических данных;
  • обеспечение разработки и введения разного рода научных программ в сфере медицины;
  • иные полномочия, соответствующие федеральному закону.

Стоит отметить, что в главе 3 рассматриваемого нормативного акта полномочия государственных органов раскрываются и характеризуются довольно подробно. Более того, все обязанности строго распределены по соответствующим классификациям.

О правах и обязанностях граждан

Не только государство играет важную роль в сфере охраны здоровья населения, задействованы здесь и сами граждане. Но какую роль они играют? Ответ на этот вопрос предоставлен в статье 27 рассматриваемого закона.

Население России должно заботиться о своем здоровье и о здоровье своих близких. Граждане обязаны своевременно проходить медицинские осмотры. Особенно это касается лиц с заразными заболеваниями, представляющими опасность для общества. Согласно закону, лица, находящиеся на лечении, должны соблюдать соответствующий режим и подчиняться законным требованиям врачей.

В статьях 18 и 19 речь идет о правах граждан. В них говорится о праве на помощь в области охраны здоровья. Специалисты в области медицины должны выполнить ряд профессиональных функций для качественного обеспечения профилактики или лечения гражданина.

Об организации охраны здоровья

В статье 29 323-ФЗ "Об охране граждан и их здоровья" говорится о том, как именно должна формироваться и функционировать система здравоохранения. Вот что здесь нужно выделить:

  • обеспечение санитарных и эпидемиологических условий для благополучия граждан;
  • организация качественного оказания первой врачебной помощи;
  • разработка и реализация отдельных мероприятий по профилактике и лечению заболеваний;
  • управление деятельностью медицинских учреждений в области здравоохранения.

На федеральном уровне рассматриваемую область составляют следующие органы:

Региональную систему составляют инстанции местного самоуправления и подведомственные им органы.

О проведении врачебной экспертизы

В статье 58 323-ФЗ "Об охране здоровья граждан" речь идет о довольно важной в области здравоохранения процедуре, которая именуется экспертизой. Согласно закону, это целостное исследование, которое направлено на определение состояние здоровья гражданина. Проводится оно в целях установления способности человека реализовывать тот или иной вид трудовой деятельности. На данный момент на территории Российской Федерации существует несколько основных видов экспертиз. Здесь стоит назвать:

  • военную;
  • медико-социальную;
  • судебно-медицинскую и криминалистическую;
  • психиатрическую и некоторые виды экспертных заключений.

В законе также повествуется об установлении с помощью экспертизы временной нетрудоспособности граждан, профессиональной подготовки и пригодности, а также особых заболеваний и состояний организма.

Существует также понятие медицинского освидетельствования, речь о котором идет в статье 65. Это совокупность методов врачебного исследования и осмотра, направленных на подтверждение какого-либо состояния человека. По итогу освидетельствования могут наступать определенные юридически значимые последствия. Стоит отметить следующие виды экспертиз:

Проводится освидетельствование в медицинских организациях.

О государственном контроле

В статье 85 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" приведены нормы, в соответствии с которыми государство должно реализовывать ряд контрольно-надзорных функций. Здесь стоит обратить внимание:

  • на контроль безопасности и качества врачебной и фармацевтической деятельности;
  • на государственный контроль над обращением изделий медицинского типа;
  • на федеральный санитарно-эпидемиологический контроль.

Реализовывать свои функции надзорного характера государство должно через специальные инстанции и органы.

Закон «Об охране здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ является основополагающим документом в сфере регулирования отношений, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи.

С 7 мая 2016 года вступил ряд поправок в этот закон, которые предложено рассмотреть в данной статье.

Основополагающие положения ФЗ 323 рассмотрены развернуто.

Из статьи Вы узнаете:

323 ФЗ с изменениями

Дополнена ст. 14 , которая определяет полномочия государственных органов и должностных лиц в сфере здравоохранения.

Одним из важных полномочий, появившихся в новой редакции, является лекарственное обеспечение пациентов, которые страдают от редких заболеваний (орфанных заболеваний).

Законодатель считает такими болезнями случаи заболевания гемофилией, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, гипофизарным нанизмом, а также другие крайне редко встречающиеся отклонения и болезни.

Также теперь государственные органы обязаны обеспечивать медикаментами и лиц, которым была проведена трансплантация органов.

Из ч. 15 ФЗ 323 исключены положения, которые предусматривали передачу полномочий региональным органам по организации лекарственного обеспечения (ранее п. 2 ч. 2).

Это значит, что согласно новым правилам, федеральные органы не могут передать свои полномочия по лекарственному обеспечению органам региональным.

Также в закон введен ряд положений, которые касаются предоставления лицам, страдающим редкими заболеваниями, медицинской помощи:

  • расширен перечень орфанных заболеваний;
  • все, что касается оказания таким гражданам медпомощи включено в одну статью (ст. 44 ФЗ 323);
  • установлено, что осуществляется ведение федерального регистра больных граждан, за который несет ответственность федеральный орган государственной власти;
  • установлены сведения, подлежащие внесению в регистр;
  • право на включение дополнительных заболеваний в федеральный регистр предоставлено Правительству РФ.

Завершается блок, посвященный редким (орфанным) заболеваниям финансовому обеспечению медпомощи, которая оказывается больным гражданам.

В частности, ст. 83 323 ФЗ дополнена пунктом 9.2., который предусматривает федеральное финансирование лекарственного обеспечения лиц, страдающих редкими болезнями.

Информированное добровольное согласие 323 фз ст 20

С целью предоставления больному возможности выразить свое волеизъявление на оказание ему медицинской помощи. Добровольность в данном случае означает то, что больной имеет право отказаться от медицинских вмешательств.

Согласие от пациента получается только на выполнение медицинских вмешательств, то есть когда по отношению к нему выполняются действия, затрагивающие его психическое или физическое состояние и имеющие лечебно-диагностическую или профилактическую направленность. Сюда включены все виды медицинских манипуляций, обследований, а также искусственное прерывание беременности.

Закон установил ряд условий, при соблюдении которых согласие пациента может быть признано надлежащим:

  • если оно получено от больного предварительно, до начала оказания медпомощи;
  • если оно имеет добровольный характер, когда на пациента не оказывается давление, и с пониманием возможности отказа от медицинской помощи;
  • если согласие является информированным.

Предлагаем более подробно проанализировать понятие «информированность».

Информированность нужна для того, чтобы больной при принятии решения о медицинском вмешательстве, мог сделать выбор осознанный и обладал полным объемом знаний по данному вопросу.

323 ФЗ ст. 20 предполагает, что врач предоставляет больному полные сведения о том, какими методами и с какой целью оказывается медпомощь, доводит до него все риски и последствия такого вмешательства, а также планируемые результаты его проведения.

Информированное добровольное согласие (323 ФЗ ст. 20 ч. 2) должно быть получено и от лиц, которые действуют в интересах другого лица, которые не могут дать его самостоятельно в силу определенных причин.

Такими лицами являются недееспособные граждане и дети.

В отношении детей законными представителями являются по общему правилу их родители и усыновители. В зависимости от возраста несовершеннолетнего, это может быть попечитель или опекун.

Для того, чтобы совершить медицинское вмешательство ребенку, достаточно получить информированное согласие от одного из родителей. В связи с этим, спорным является вопрос о том, будет ли правомерным оказание медпомощи в том случае, если один из родителей возражает против этого, а другое - дал свое согласие. В соответствии со смыслом рассматриваемой нормы, врачу будет достаточно согласия только одного родителя.

Рассмотрим особенности дачи согласия на медицинское вмешательство в отношении третьего лица в зависимости от вида медицинского вмешательства:

Лицо, в интересах которого родитель или законный представитель действует

Вид медицинской помощи

Ребенок до 15 лет

Все виды медицинской помощи

Несовершеннолетний до 16 лет, страдающий от наркотической зависимости

Все виды медицинской помощи

Оказание наркологической помощи

Лицо, не достигшее полной дееспособности (до 18 лет)

Согласие на медицинское освидетельствование для определения состояния опьянения (наркотического, алкогольного, токсического)

Право на отказ от медицинского вмешательства

В ч. 3 ст. 20 рассмотрены правила отказа от медицинского вмешательства.

Так, дать такой отказ вправе не только сам больной, но и лица, которые правомочны на дачу такого согласия в отношении недееспособных граждан (в том числе и несовершеннолетних).

По своей сути право на отказ является положением, которое реализует конституционное право гражданина на свою свободу и неприкосновенность, кроме того гарантирует государственную защиту достоинства личности.

Важно понимать, что если больной изначально дал согласие на оказание медпомощи, это не лишает его права в дальнейшем от нее отказаться. В этом случае отказ выступает как официальный отзыв данного ранее согласия.

При этом, общим правилом является отсутствие правовых последствий отказа от медицинского вмешательства. Но закон предусмотрен и некоторые исключение:

  • в ч. 9 ст. 20 323 ФЗ приведены случаи, когда вмешательство может быть проведено принудительно;
  • отказ нежелателен, когда медицинское обследование пациента является главным условием допуска к определенной деятельности. В таком случае отказ влечет определенное последствие - недопущение к деятельности.

В каком случае отказ будет признан надлежащим?

Прежде всего, в том случае, если медицинский работник полностью разъяснил своему пациенту все последствий от отказа в проведении медицинского вмешательства: юридические и медицинские.

Так, медицинскими последствиями являются: ухудшение здоровья пациента, приобретение хронической формы заболевания, летальный исход.

Медработник эту информацию должен объяснить доступным и понятным языком без применения непонятных пациенту терминов.

Иные правила установлены для отказа в отношении третьих лиц. Это связано с тем, что в таком случае представители несовершеннолетнего или недееспособного лица фактически распоряжаются его жизнью и здоровьем.

В исключительных случаях, когда отказ от оказания медпомощи может вызвать риски для жизни и здоровья пациента, медучреждение имеет право обратиться в интересах такого лица в суд.

Оформление согласия пациента на медицинское вмешательство

Законодатель разработал определенные требования к тому, как необходимо оформить волеизъявление больного. Эти требования в соответствии с 323 ФЗ следующие:

  • нарушением является несоблюдение письменной формы данного пациентом согласия;
  • в согласии должны быть проставлены две подписи - медработника и самого пациента;
  • при наличии только устного согласия и фактического осуществления конклюдентных действий, которые свидетельствуют о согласии пациента, медработник все равно не имеет право осуществлять медицинские манипуляции;
  • согласие или отказ пациента должен храниться в медицинской документации пациента, то есть в его медицинской карте (амбулаторной или стационарной).

К сведению : Нередко к лицам, которые уполномочены отказаться от медицинского вмешательства за пациента, ошибочно относят родственников дееспособных пациентов, родителей несовершеннолетних, которые вправе самостоятельно принимать решения о получении медицинской помощи. Несовершеннолетние, которые вступили в брак, либо работают и объявлены с согласия родителей полностью дееспособными, законных представителей не имеют. Признать совершеннолетнего человека недееспособным или ограниченно дееспособным может только суд. Поэтому, даже если есть признаки тяжелого психического расстройства, без судебного решения гражданина недееспособным считать нельзя.

Полномочия государственных органов

Уполномоченный орган:

  • определяет порядок дачи пациентом информированного добровольного согласия или дачи отказа, в том числе и на разные виды медпомощи;
  • утверждает форму документа, подтверждающего согласие больного на медицинское вмешательство;
  • утверждает форму документа, подтверждающего отказ больного от медицинского вмешательства.

В настоящее время эти полномочия в полной мере возложены на Минздрав РФ. В приказе № 1177-н от 20.12.2012 года ведомство утвердило порядок дачи согласия и отказа от медицинского вмешательства, а также формы такого волеизъявления.

Документ является действующим.

В каких случаях не требует подтверждение согласия пациента

Такие случаи регламентированы и определены действующим ФЗ 323 другими отраслевыми актами, поскольку в этом случае речь идет об ограничении конституционных прав гражданина.

Эти случаи определены в ч. 9 ст. 20, всего их 5, и лишь один случай можно назвать объективным, когда пациент не может выразить самостоятельно свою волю.

В таком случае медицинское вмешательство возможно по экстренным показаниям, при обострении хронических заболеваний и острых состояниях, когда существует угроза жизни пациента.

Остальные случаи из ч. 9 ст. 20 ФЗ 323 возможны не в связи с необходимостью оказания помощи самому больному, а в связи с защитой прав неопределённого круга лиц в сфере охраны здоровья и безопасности.

Рассмотрим подробнее эти случаи.

1. Допустимо медицинское вмешательство лицам, которые страдают заболеваниями, опасными для окружающих. Речь идет об инфекционных заболеваниях, которых протекают тяжело и стремительно и характеризуются высоким уровнем инвалидности и летальности, эпидемическим распространением среди населения.

Правительство РФ определило перечень таких болезней в постановлении № 715 от 01.12.2004 года.

На сегодняшний день подробный правовой механизм принудительной госпитализации больных граждан предусмотрен только ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ». Закон предусматривает и другую принудительную форму медицинской помощи больным туберкулезом - диспансерное наблюдение.

Отметим, что нельзя говорить о возможности принудительного лечения, исходя только из факта наличия заболевания. Так, если сравнить больных ВИЧ, малярией и туберкулёзом, то станет очевидно, что эти болезни обладают разной степенью опасности для окружающих.

Поэтому следует оценивать опасность конкретного пациента для общества.

2. ФЗ « О психиатрической помощи» в ст. 29 предусматривает, что может быть госпитализировано в медучреждение лицо, страдающее психиатрическим расстройством без согласия этого лица или его законных представителей.

При этом важно, чтобы его расстройство или заболевание было тяжелым и было обусловлено:

  • непосредственной опасностью больного для окружающих его лиц;
  • собственной беспомощностью больного, когда он не может самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности;
  • лицо сможет нанести своему здоровью существенный вред, если оно будет оставлено в дальнейшем без медицинской помощи.

3. Не требуется согласие на проведение медицинских вмешательств в отношении лиц, которые совершили противоправные действия, то есть преступления.

Это положение не говорит о том, что таким лицам может быть оказана любая медпомощь без их согласия. Чтобы определить круг случаев, когда согласие не потребуется, обратимся к положениям УК РФ относительно принудительных медицинских мер, изложенных в ст. 97:

  • если преступление гражданин совершил в состоянии невменяемости;
  • если после совершения общественно опасного деяния у гражданина диагностировано психическое расстройство, которое делает невозможным исполнение наказания;
  • если преступление совершил человек, который страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемость;
  • если совершеннолетний гражданин совершил преступление, которое посягнуло против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего лица и у него диагностировано психическое расстройство - педофилия, которая, в свою очередь, не исключает вменяемости.

Назначаются таким лицам принудительные медицинские вмешательства в порядке, определенном уголовно-исполнительным законодательством.

4. Иногда правоохранительным органам необходимо провести определенные действия, связанные с медицинским вмешательством. В связи с этим, в отношении лица без его согласия может быть проведена судебная психиатрическая или медицинская экспертиза. Это положение имеет важное значение, т.к. часто лица, желающие скрыться от законной ответственности, уклоняются от производства судебных экспертиз.

Принятие решения о медицинском вмешательстве без согласия гражданина по 323 ФЗ

Процедура принятия такого решения будет разной в зависимости от основания такого вмешательства и от возможности организовать консилиум врачей.

Так, отсутствие согласия гражданина или его законных представителей будет способствовать принятию решения в случае:

  • если вмешательство необходимо по экстренным показаниям, когда человеческой жизни непосредственно угрожает опасность, но согласие отсутствует, а также в отношении лиц, которые страдают опасными заболеваниями - решение принимает врачебный консилиум или в исключительных случаях лечащий врач пациента, а также суд;
  • если вмешательство необходимо без согласия лиц, которые страдают сильными психическими расстройствами, а также лиц, которые совершили преступления - решение принимается судебным органом в законодательно определенном порядке.

В отношении лиц, к которым могут быть применены принудительные медицинские меры, действует постановление Пленума ВС РФ № 6 от 07.04.2011 года.

Кроме того, порядок применения таких мер регулируется ст. 51 УПК РФ.

Таким образом, ФЗ 323 в ст. 20 предусмотрен подробный порядок получения информированного согласия, отказа от медицинского вмешательства, а также случаи, в которых согласие пациента на проведение процедуры не требуется.

Скачайте нужный документ:

Как известно, конституционные нормы гарантируют каждому человеку неприкосновенность его частной жизни, семейной тайны и его доброго имени.

Также, в соответствии со ст. 24 Конституции, запрещено распространять, хранить и использовать личную информацию о гражданине без его согласия.

В свою очередь одной из главных традиций медицинской профессии является дача будущими медиками клятвы Гиппократа, которая провозглашает важный запрет на сообщение третьим лицам сведений, которые стали медработнику известны при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Составляют профессиональную медицинскую тайну сведения о самом обращении гражданина в медучреждение, о его диагнозе и состоянии здоровья, а также другие данные, которые получены при лечении и медицинских обследованиях. При этом не имеет значения то, как сам больной относится к такой информации и имеет ли для его этический смысл распространение таких данных. В этом плане сохранение врачебной тайны является безусловным требованием законодателя.

Особенности разглашения врачебной тайны в отдельных случаях

Необходимо сохранять врачебную тайну даже после смерти гражданина. Причем такая обязанность есть не только у врачей, но и у иного медицинского персонала и лиц, которые в силу своих профессиональных, служебных и иных обязанностей узнали о таких сведениях.

Сотрудник не обязательно должен иметь умысел на распространение, об информации, составляющей врачебную тайну, третьи лица могут узнать и в случае небрежного осуществления своих обязанностей. Например, когда медработник небрежно храни истории болезни, вследствие чего пришедший к нему на работу родственник смог их прочитать.

Отметим, что требование о сохранении врачебной тайны устанавливается не только в ФЗ 323, но и в других нормативных актах.

Так, в с. 9 ФЗ «О психиатрической помощи» сказано о том, что вся информация об обращении гражданина за психиатрической помощью, о его диагнозе и о наличии психического расстройства составляет врачебную тайну, которая законом охраняется.

Также в нормах семейного законодательства, в частности, в п. 2 ст. 15 СК РФ упоминается о том, что врачебной тайной являются данные обследования гражданина, который желает вступить в брак, и они могут быть сообщены будущему супругу этого лица только с его согласия.

Положения о врачебной тайне содержатся и в ст. 12 ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ». Так, все пациенты, которые находятся на диспансерном наблюдении по поводу туберкулеза, имеют право на сохранение врачебной тайны. Исключением являются данные, которые прямо связаны с проведением противоэпидемических мероприятий и оказание медпомощи туберкулезному больному.

Не могут разглашать сведения о доноре-реципиенте медработники в соответствии с ФЗ «О трансплантации».

Медработники, которым стали известны результаты исследований на выявление ВИЧ-инфекции, обязаны хранить их в соответствии с Правилами проведения обязательных медицинских освидетельствований на выявление вируса ВИЧ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1017 от 13.10.1995 года.

В связи со столь обширным нормативным регулированием и многообразием случаев, когда медработники обязаны хранить врачебную тайну, ФФОМС разработал методические рекомендации об обеспечении прав пациентов на конфиденциальность сведений о факте обращения за медпомощью, которые утверждены ведомством в 1999 году. Данный документ допустимо применять, но только в той части, в которой он не противоречит ФЗ 323.

Сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть разглашены для проведения научных исследований, в целях обследования и лечения больных, но только при наличии письменного согласия больного.

Перечень случаев, когда разглашение тайны допустимо

В ч. 4 ч. 13 323 ФЗ перечислены особые случаи, в которых разглашение врачебной тайны будет признано допустимым.

  • Информация подлежит разглашению, когда необходимо провести обследование или лечение гражданина, который самостоятельно выразить свою волю не может, но его жизни и здоровью что-то угрожает.
  • Сведения необходимо распространить, когда существует угроза возникновения эпидемий из-за массовых отравлений, инфекций или поражений.
  • Врачебная тайна раскрывается по запросу правоохранительных или судебных органов, когда они осуществляют расследование или прокурорский надзор, также исполняют уголовное наказание и т.д.
  • В том случае, когда государственные органы исполняют свою обязанность по надзору за лицами, на которых судом возложена обязанность по прохождению лечения от наркомании.
  • Раскрывается врачебная тайна родителям и опекунам несовершеннолетних и недееспособных граждан, если медпомощь оказывается таким лицам, а также лицам, нуждающимся в оказании наркологической помощи.
  • Информация о состоянии здоровья лица предоставляется правоохранительным органам, когда пациент поступил медучреждение и в отношении него есть предположения о причинении вреда здоровью.
  • Сведения могут быть предоставлены военным, военном-врачебным комиссиям и кадровым службам федеральных органов исполнительной власти, в которых действует военная служба.
  • При расследовании несчастного случая на производстве и установлении профессионального заболевания.
  • Сведения могут быть разглашены при обмене информации между медучреждениями с целью оказания гражданину медпомощи.
  • Информация распространяется для контроля и учета в системе ОМС

Как это отражается в Согласие на предоставление сведений:

Согласие на предоставление сведений составляющих врачебную тайну

Я, нижеподписавшийся(аяся), ___________________________

(фамилия, имя, отчество пациента или его законного представителя)
настоящим подтверждаю, что согласно статье 13 «Соблюдение врачебной тайны» Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и соответствии с моей волей (добровольно) ________________________________________________________
(собственноручно написать одно из двух: даю свое согласие или отказываюсь)
на предоставление (раскрытие) информации о себе другим лицам справочными службами медицинской организации «_______»
В перечень информации, предоставляемыми справочными службами больницы третьим лицам входят:
1. Тяжесть состояния;
2. Температура;
3. Наименование отделения, в котором находится пациент;
4. Диагноз.
Я ознакомлен, что в соответствии со статьей 13 «Соблюдение врачебной тайны» Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

  1. в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 Федерального закона;
  2. при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  3. по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
  4. по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
  5. в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
  6. в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
  7. в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  8. при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
  9. в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
  10. в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Я удостоверяю, что текст моего информированного добровольного согласия мною прочитан, мне понятно назначение данного документа, полученные разъяснения понятны и меня удовлетворяют.
Я ознакомлен, что для прекращения предоставления (раскрытия) информации о себе другим лицам справочной лечебного учреждения, мне необходимо известить о данном факте старшую медицинскую сестру отделения, в котором я нахожусь на лечении, в ее рабочее время и подписать новое информированное добровольное согласие.

«___» ____________ 20__ г. __________________________ /________________________________________/
Подпись пациента Расшифровка подписи

Если пациент, по каким-либо причинам, не может собственноручно подписать данный документ, но может в устной форме подтвердить положения, изложенные выше, настоящий документ заверяется двумя подписями работников медицинской организации «_______»


Подпись Расшифровка подписи

«___» ____________ 20__ г. ______________________ /____________________________________________/
Подпись Расшифровка подписи

Выбор врача и медицинской организации в рамках 323 ФЗ

В данной статье ФЗ 323 изложено одно из важных прав граждан в сфере здравоохранения, а именно право на выбор медучреждения и врача.

Законом определен порядок выбора врача и медучреждения в рамках программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи. Он утвержден приказом Минздравсоцразвития № 406-н от 26.04.2012 года.

Граждане могут реализовать свое право на выбор, а также замену медучреждения с 18 лет. Кроме того, лица, приобретшие полную дееспособность до достижения данного возраста, также могут воспользоваться данным правом в полном объеме.

Для того, чтобы выбрать медучреждение, в котором в дальнейшем гражданин будет получать медпомощь, пациент должен лично или с помощью представителя обратиться в это учреждение с письменным заявлением.

В заявлении следует отразить следующую информацию:

  • полное наименование и адрес медучреждения;
  • фамилию, имя, отчество руководителя этого медучреждения;
  • сведения о заявителе (ФИО, пол, дата и место рождения, данные паспорта, адрес, иные контактные данные);
  • если в медучреждение обращается представитель гражданина - данные этого представителя и его контактная информация;
  • номер медицинского страхового полиса;
  • название страховой медицинской компании, которую выбрал заявитель;
  • сведения о медучреждении, которое обслуживает гражданина на момент подачи заявления.

В случаях, установленных законом, для отдельных групп граждан может устанавливаться расширенный пакет документов.

В течение 2 рабочих дней с момента получения такого заявления, медучреждение, в которое оно подано, направляет письмо в медучреждение, обслуживающее гражданина, для подтверждения этой информации. Медучреждение, которое получило такое письмо, также в течение 2 рабочих дней должно направить ответную информацию в первое медучреждение.

После получения подтверждения информации, которая указана в заявлении, руководитель медучреждения, в которое поступило заявление гражданина, уведомляет его о принятии на медицинское обслуживание. Уведомление может быть направлено посредством почтовой, телефонной, электронной или иной связи.

После этого гражданин снимается с учета в предыдущем медучреждении, копии его документов направляются в новое медучреждение.

Территориально-участковый принцип обслуживания

Для того, чтобы получить первичную медико-санитарную помощь, пациент может сам выбрать медучреждение, в том числе и по территориально-участковому принципу.

Такой выбор можно делать не чаще, чем один раз в год, кроме случая, когда происходит смена жительства пациента.

В выбранном медучреждении гражданин также может выбрать один раз в год врача, который будет ему оказывать медпомощь (участковый терапевт, педиатр, врач общей практики и т.д.). Для того, чтобы сделать свой выбор, пациент подается сам или через представителя заявление о выборе врача на имя главного врача медучреждения.

Первичная врачебная и доврачебная медико-санитарная помощь организуется по территориально-участковому принципу.

Это значит, что медучреждением формируются определенные группы обслуживаемых граждан по разным критериям, например, по их месту жительства, по признаку работы или обучения в определенной организации.

Распределяют граждан по группам главные врачи медучреждений в зависимости от определенных условий оказания медпомощи населения для того, чтобы обеспечить ее доступность для населения.

Однако, для того, чтобы обеспечить права пациентов на выбор врача, в медучреждении возможно прикрепление граждан, проживающих вне зоны обслуживания медучреждения, к участковым и семейным врачам для лечения и медицинского наблюдения. При этом учитывается рекомендуемая численность прикрепленных граждан, которая содержится в положении, утвержденном приказом Минздравсоцразвития № 543-н от 15.05.2012 года.

Первичная специализированная медпомощь

Согласно общим правилам ФЗ 323, оказание специализированной первичной медпомощи осуществляется:

  • по направлению семейных врачей, участковых педиатров и терапевтов, врачей- специалистов, а также фельдшеров;
  • в случае, если пациент самостоятельной обратился в медучреждение, которое его обслуживаем с учетом порядков оказания медпомощи.

В случае, если специализированная медпомощь оказывается гражданину в плановом порядке, то она оказывается ему в обслуживающем медучреждении по направлению лечащего врача.

Но, если в оказании медпомощи по реализации программы госгарантий принимает участие несколько медучреждений, врач должен сообщить гражданину о том, что он имеет право выбирать организацию по своему усмотрению.

Кроме того, гражданин имеет право выбрать медучреждение за пределами территории региона, в котором он на данный момент проживает. Порядок выбора медучреждения в этом случае определяется приказом Минздрава РФ № 1342-н от 21.12.2012 года.

Ограничения, налагаемые на медицинских работников

323 ФЗ ст. 74 предусмотрел определенные ограничения, которые налагаются на медработников в связи с осуществлением ими медицинской деятельности.

В основном эти ограничения связаны с контактами медработников с компаниями, которые производят и продают медицинские изделия и лекарственные средства.

Рассмотрим конкретный перечень данных ограничений по 323 ФЗ

1. Медработники не имеют права принимать от организаций, которые занимаются производством, созданием, продажей лекарств, медизделий, оборудованием, а также от разработчиков лекарственных средств и их представителей денежные средства и подарки.

Исключением является получение вознаграждений по результатам проведенных клинических испытаний тех или иных изделий и препаратов медицинского назначения. Медработник не может получить от этих организаций и их представителей средства на оплату отдыха, развлечений, на проезд к месту отдых а и иные цели.

2. Медработник не справе заключать с организациями и их представителями договор или соглашение, условием которого является рекомендация больным определенных изделий и лекарств медицинского назначения.

Исключение - проведение клинических испытаний и исследований.

3. Медработникам нельзя получать от фармацевтических компаний и их представителей образцы продукции для дальнейшего вручения пациентам.

4. Медработник не имеет права при назначении пациенту лечения сообщать ему неполную или недостоверную информацию о лекарственных средствах и медицинских изделия. Нарушением будет считаться и сокрытие лекарств-аналогов и медизделий.

5. Медработники не могут осуществлять прием представителей таких организаций.

Исключением является проведение клинических испытаний и исследований, а также организация собраний медработников, целью которых является повышение профессионального уровня медработников или предоставление сведений о безопасности медицинских изделий и препаратов.

6. Медработник не вправе назначать и выписывать пациентам лекарства и изделий на бланках, в которых, помимо прочего, отражена рекламная информацию о том или ином конкретном лекарственном препарате или изделии.

Такие же правила действуют и в отношении фармацевтических работников. Кроме того, фармацевтические работники не имеют права скрывать от населения наличие в продаже более дешевых лекарств-аналогов.

Указанные запреты на законодательном уровне помимо ФЗ 323, закреплены в ведомственных нормативных актах.Например, в информационном письме Российской академии медицинских наук № 408/05-05 от 29.02.2012 года.Об ответственности медработников за нарушение этих запретов сказано в ст. 98 ФЗ 323.

Получение информации о состоянии здоровья

Каждый пациент имеет право получать сведения о реальном состоянии своего здоровья от медицинского учреждения, в котором он проходит лечение и диагностику.

К этим сведениям относятся:

  • наличие определенного заболевания;
  • результаты обследований;
  • установленный пациенту диагноз;
  • применяемые методы и технологии оказания медпомощи;
  • предполагаемый прогноз заболевания;
  • возможные риски от медицинского вмешательства, его последствия;
  • результаты оказания медпомощи.

Предоставить эту информацию пациенту должен лечащий врач или другой медработник, который принимал личное участие в лечебно-диагностических мероприятиях.

Информация о состоянии здоровья несовершеннолетних граждан, больных наркоманией, а также недееспособных граждан, должна быть предоставлена их законным представителям.

Пациент вправе лично изучать медицинскую документацию, которая отражает состояние его здоровья, а также получать консультации на основании этих документов у других специалистов.

В данном случае под медицинской документацией подразумевается медкарта амбулаторного или стационарного больного, его история болезни, результаты диагностических исследований, анализов, а также иные документальные источники.

Пациент может подать заявление на имя руководителя медучреждения для того, чтобы получить на руки оригинал или копию медицинского документа, а также выписку или справку на его основании.

Если в реализации данного законом права пациенту отказано, он может обратиться в суд, чтобы обжаловать незаконное решение.

Предоставление информации вопреки воле пациента

В некоторых случаях сам пациент может выразить врачу желание о том, что он не хочет обсуждать методы лечения и свой диагноз. В таком случае врач не должен настаивать и идти вопреки воле пациента.

В остальных случаях медработник обязан предоставить требуемую информацию в полном объеме.

Реализация данного права ФЗ 323 очень важна, поскольку, когда пациент имеет всю необходимую информацию о лечении, он может сам отслеживать его процесс и контролировать имеющиеся у него в распоряжении сроки.

Если же больной не владеет в полной мере информации и своем диагнозе и иных деталях, то он не может обратиться за помощью к другим врачам, т.к. просто не осознает такой необходимости.

Право на осуществление медицинской деятельности

Одна их самых важных статей ФЗ 323 - это статья 69, в которой подробно рассказано о порядке допуска медицинских работников к медицинской деятельности, а также об условиях и порядках ее осуществления.

В соответствии со ст. 2 323 ФЗ под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медпомощи, проведению медосмотров, освидетельствований и экспертиз, а также профилактических мероприятий и деятельность по трансплантации органов, тканей и донорской крови.

Отметим, что при реализации на практике норм, предусмотренных ст. 69 ФЗ 323 необходимо учитывать новые положения ст. 100 закона, в которой сказано о новой форме допуска к деятельности - аккредитации медицинских специалистов, которые действуют уже с 2016 года.

В ч. 1 ст. 69 сказано о том, что имеют право на осуществление профессиональной медицинской деятельности специалисты, которые в соответствии с федеральными образовательными программами получили высшее или среднее медицинское образование, а также свидетельство об аккредитации в качестве медицинского специалиста.

Кроме того, отдельные правила предусмотрены в ч. 2.1. ст. 69 323 ФЗ, которая рассказывает о других специалистах, которые имеют право на осуществление медицинской деятельности.

К ним относятся:

  • педагогические сотрудники, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации или сертификат специалиста и осуществляют практическое обучение специалистов в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • работники научных учреждений, которые имеют свидетельство о государственной аккредитации или сертификат специалиста и проводят научные исследования в сфере здравоохранения.

В таком случае на научных и педагогических работников при осуществлении деятельности медицинской в полном объеме распространяются положения закона, регламентирующие обязанность, права и ответственность медработников.

Напомним, что порядок получения медработниками аккредитации определен в новом приказе Минздрава РФ № 334-н от 02.06.2016 года.

Исключения из правил о допуске специалистов к медицинской деятельности

ФЗ 323 предусматривает и ряд исключений, которыми в ч. 4-6 ст. 69 допускается осуществление медицинской деятельности гражданами, которые не имеют высшего образования или необходимо стажа работы по профессии.

Специальные правила предусмотрены и для специалистов, которые обучались профессии за пределами РФ.

Специалисты, которые имеют медицинское образование, но не работали по своей специальности 5 лет и более, имеют право на получение допуска к деятельности, но только после прохождения дополнительных профессиональных программ - по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Кроме того, специалисты, у которых есть перерыв в работе 5 лет и более должны будут получить свидетельство об аккредитации в соответствии с новыми правилами.

Студенты, которые имеют неоконченное высшее образование, могут быть допущены к медицинской деятельности на должностях среднего медперсонала в порядке, предусмотренном Минздравом РФ.

Получение образования в иностранном государстве: порядок допуска специалистов

Для специалистов, получивших медицинское образование за пределами РФ, т.е. в иностранных государствах, могут также получить допуск к медицинской деятельности, но при определенных условиях:

  • после прохождения процедуры признания образования и квалификации, которое получено за пределами РФ;
  • после получения сертификата об аккредитации.

Порядок признания иностранного образования в РФ определяется действующими международными договорами РФ, а также законодательством об образовании РФ.

Так, действующая редакция ФЗ «Об образовании» в ст. 107 под признанием иностранного образования понимает процесс официального подтверждения уровня образования, полученного за пределами РФ, с целью обеспечения доступа обладателя этого образования к профессиональной деятельности в РФ. По результатам признания его обладателю предоставляются профессиональные и академические права, предусмотренные законодательством РФ об образовании.

В нашей стране может быть признано иностранное образование, которое попадает под действие международных договоров.

Кроме того, Правительство РФ устанавливает перечни образовательных иностранных организаций, в которых гражданином получено образование и может быть признано на территории РФ.

Такой перечень на данный момент содержится в распоряжении Правительства РФ № 2777-р от 30.12.2015 года. Порядки включения иностранных образовательных учреждений в перечень содержатся в отдельных нормативных актах (например, постановление Правительства РФ № 660 от 05.08.2013 года)

Если полученное гражданином в иностранном государстве образование по каким-то критериям не соответствует перечисленным в нормативных документах условиям, признание образования осуществляется Рособрнадзором. Для этого проводится экспертиза, в ходе которой специалисты определяют равноценность уровня образования, квалификации, профессиональных и академических прав, предоставляемых обладателю этого образования в иностранном государстве и прав, квалификации и уровня образования, предоставляемых таким специалистам в РФ.

Подробно эта процедура рассмотрена в административном регламенте, утверждённом Министерством образования и науки РФ в приказе № 1391 от 24.12.2013 года.

После того, как образование гражданина, полученное в иностранном государстве, будет в установленном порядке признано, обладатель этого образования должен легализовать все свои документы об образовании и квалификации.

Регламент оказания государственной услуги по легализации документов, в том числе и документов об образовании, утвержден приказом МИД РФ № 9470 от 18.06.2012 года.

Следует отметить, что в соответствии с ФЗ 323 нарушением является допуск к медицинской деятельности лиц при несоблюдении указанных в законе требований к образованию и опыту медицинских специалистов.

За незаконное занятие медицинской деятельности предусмотрено привлечение к уголовной ответственности виновных лиц по ст. 235 УК РФ.

Охрана здоровья граждан — определение способов повышения качества жизни, которые формируются в следующих областях:

  • Правовая;
  • Политическая;
  • Медицинская;
  • Экономическая;
  • Научная;
  • Санитарно-гигиеническая.

Они созданы для сохранения, восстановления и повышения (психологического и физического) уровня здоровья каждого гражданина. Создаются способы для поддержания активности и приемлемого уровня здоровья человека. При необходимости, предоставляется оперативная медицинская помощь.

Настоящий Федеральный закон определяет отношения, которые возникают в области защиты уровня жизни жителей Российской Федерации.

Он регулирует :

  • Основы организационного, экономического и правового характера относительно охраны здоровья жителей;
  • Права и обязанности каждого человека, гражданина, отдельных слоев населения в области охраны здоровья, а также для предоставления гарантий подобных прав;
  • Ответственность и полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья;
  • Обязанности и права медицинских и других организаций, индивидуальных предпринимателей и тому подобное;
  • Обязанности и права фармацевтических и медицинских работников в соответствии с Федеральным законом.

Когда был принят?

Федеральный закон был принят Государственной думой 1 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 8 дней.

Действующее законодательство было создано на основании положений Конституции Российской Федерации. Оно состоит из настоящего Федерального закона в соответствии с другими нормативно правовыми актами.

Следует отметить, что согласованные нормы об охране здоровья не должны противоречить нормам действующего Федерального закона.

Подобное исследование назначается в случае :

  • Тяжелого заболевания;
  • Отравления, по причине которого была потеряна трудоспособность;
  • Долечивания в санаторно-курортных организациях;
  • Ухода за больным членом семьи;
  • Карантина и т.д.

Статья 61 Федерального закона

В ч 3 ст 61 ФЗ-323 были добавлены слова «и федеральными органами государственной власти».

Статья 78 Федерального закона

В п 3 — 3.1. ФЗ -323 были внесены изменения. Из пункта 3 были исключены слова «и листки нетрудоспособности».

Пункт 3.1 Федерального закона был дополнен. В нем говорится о том, что листки нетрудоспособности выдаются только в том порядке, который определен в соответствии с законодательством РФ и социальным страхованием в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности.

Скачать ФЗ-323

В 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» определены главные принципы, перечисленные ниже:

  • Все права граждан и государственные гарантии должны быть соблюдены;
  • Пациент имеет приоритет при оказании медицинских услуг;
  • Приоритет детей, если было обнаружено серьезное заболевание;
  • Защищенность граждан с социальной стороны;
  • Ответственность органов местного самоуправления и государственной власти;
  • Доступность и хороший уровень качества медицинской помощи;
  • Приоритет профилактики в области охраны здоровья;
  • Сохранение врачебной тайны.

Последнюю редакцию закона (ФЗ -323) с изменениями, поправками и дополнениями можете скачать по следующей .

Поделиться: