Алгоритм юридических действий наложения административного взыскания. Общие правила наложения административного взыскания

Административное взыскание - это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

  • воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
  • предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
  • предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

  • унижение человеческого достоинства физического лица;
  • причинение ему физических страданий;
  • нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем - материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
  • конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
  • дисквалификация;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления.

Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф - это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой - воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц - до 50 МРОТ, а на юридических лиц - 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Дисквалификация - это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

  • самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;
  • принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Характер совершенного правонарушения,

Личность правонарушителя,

Степень вины правонарушителя,

Имущественное положение правонарушителя,

Обстоятельства, смягчающие ответственность.

Обстоятельства, отягчающие ответственность.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение:

Чистосердечное раскаяние виновного;

предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

Добровольное возмещение виновным ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение правонарушения несовершеннолетним;

Совершение правонарушения беременной женщиной;

совершения правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 1 года.

Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Помимо этого орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и те обстоятельства, которые не указаны в законодательстве, то есть законодательный перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим.

Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;

Совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим).

В отличие от перечня обстоятельств, смягчающих ответственность, перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим, то есть орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, не может выйти за пределы этого перечня.

Как видно из предыдущего текста, факт повторного совершения административного правонарушения является отягчающим обстоятельством лишь при одновременном выполнении всех следующих условий:

Вновь совершенное административное правонарушение однородно составу (квалификации) с предыдущим административным правонарушением;

Новое административное правонарушение совершено до истечения года с момента совершения предыдущего;

За предыдущее административное правонарушение лицо было подвергнуто административному взысканию.

Если хотя бы одно из этих обстоятельств отсутствует, то факт повторности административного правонарушения не является отягчающим обстоятельством при оценке вновь совершенного административного правонарушения. В частности, если составы предыдущего и нового административных правонарушений предусмотрены разными правовыми нормами (разными, имеющими самостоятельные санкции статьями КоАП РСФСР или другого нормативного правового акта, предусматривающего административную ответственность, повторности административного правонарушения не будет являться отягчающим обстоятельством. Не будет являться таким обстоятельством и повторение административного правонарушения (такого же, как и ранее совершенное), если за предыдущее на правонарушителя не было своевременно наложено административное взыскание.

  • Административное право как отрасль права
  • Государственное управление и административное право
    • О понятии государственного управления
    • Исполнительная власть и государственное управление
    • Механизм государственного управления
  • Предмет и метод административного права
    • Общественные отношения, регулируемые административным правом
    • Метод административно-правового регулирования
    • Основные функции административного права
    • Принципы административного права
    • Административное право в системе российского права
  • Административно-правовые нормы
    • Понятие и особенности административно-правовых норм
    • Структура административно-правовых норм
    • Виды административно-правовых норм
    • Источники административного права
  • Административные правоотношения
    • Понятие и основные признаки административных правоотношении
    • Предпосылки возникновения административных правоотношений
    • Виды административных правоотношений
  • Субъекты административного права. Общие положения
  • Понятие и виды субъектов административного права
  • Физические лица
    • Понятие и основы административно-правового положения граждан РФ
    • Виды и структура административно-правового положения гражданина РФ
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
    • Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий
    • Основные гарантии прав граждан
    • Обращения граждан РФ
    • Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Органы исполнительной власти
    • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    • Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
    • Виды органов исполнительной власти
    • Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
    • Правительство РФ
    • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
    • Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
  • Органы местного самоуправления
  • Государственные служащие
    • Понятие государственной службы
    • Должности государственной службы
    • Система государственной службы
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
    • Правовые основы государственной службы
    • Понятие и виды государственных служащих
    • Основы административно-правового статуса государственных служащих
    • Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
    • Стимулы деятельности государственных служащих
    • О муниципальной службе и ее служащих
  • Основы государственной гражданской службы
    • Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
    • Должности гражданской службы
    • Понятие и виды гражданских служащих
    • Основы административно-правового статуса гражданских служащих
    • Поступление на государственную гражданскую службу
    • Прохождение гражданской службы
    • Стимулы гражданской службы
    • Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
  • Основы правоохранительной службы
    • О правовых основах правоохранительной службы
    • Понятие и принципы правоохранительной службы
    • Должности правоохранительной службы
    • Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
      • Ограничения и запреты на правоохранительной службе
    • Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
      • Прохождение правоохранительной службы
    • Прекращение службы в правоохранительных органах
    • Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
  • Основы военной службы
    • Понятие военной службы и ее принципы
    • Воинские должности: понятие и виды
    • Основы правового положения и виды военнослужащих
    • Прохождение военной службы
    • Увольнение с военной службы
    • Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
  • Предприятия, учреждения и организации
    • Понятие и виды предприятий, учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права
    • Особенности административно-правового статуса негосударственных корпоративных предприятий
    • Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
    • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
    • Фонды
  • Общественные и религиозные объединения
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Законодательные основы правового положения религиозных объединений
  • Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
  • Формы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
    • Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
    • Классификация правовых актов органов управления
    • Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
    • Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
    • Действие правового акта управления
    • Утрата силы правовыми актами управления
    • Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
    • Административный договор
  • Методы деятельности органов исполнительной власти
    • Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
    • Административное принуждение: понятие и виды
  • Ответственность по административному праву
  • Административная ответственность
    • Понятие и основные черты административной ответственности
    • Законодательные основы административной ответственности
    • Административное правонарушение
    • Освобождение от административной ответственности
    • Ограничение административной ответственности
    • Понятие и виды административных наказаний
    • Наложение административного наказания
    • Административная ответственность юридического лица
  • Дисциплинарная ответственность
  • Материальная ответственность
  • Вопросы административно-процессуальной деятельности
  • Административный процесс: понятие, структура
  • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Основы административного производства
    • Участники административного производства
    • Доказательства в производстве по делу об административном правонарушении
    • Меры обеспечения административного производства
    • Возбуждение административного дела
    • Рассмотрение административного дела
    • Пересмотр постановлений и решений
    • Исполнение административных постановлений
  • Дисциплинарное производство
  • О производстве по жалобам граждан в органах исполнительной власти
  • Административное право и законность в управлении
  • Законность в сфере управления
    • Законность, дисциплина, целесообразность
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
  • Способы обеспечения законности дисциплины в управлении
    • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
    • Контроль органов законодательной (представительной) власти
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Административный надзор
    • Органы судебной власти и законность в управлении
    • Общий надзор органов прокуратуры

Наложение административного наказания

Этому вопросу посвящена отдельная глава 4 КоАП РФ. Здесь определены важнейшие требования, подлежащие соблюдению при назначении административных наказаний, не касаясь, однако, производства по делам об административных правонарушениях.

Прежде всего сформулированы общие правила наложения наказаний за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться судьи, органы, должностные лица при назначении наказаний за любое административное правонарушение. Общие правила призваны обеспечить законность и индивидуализацию назначения наказаний. Наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Наказание может быть назначено лишь лицу, подлежащему административной ответственности и совершившему административное правонарушение. Ему возможно назначение наказания в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается назначение наказания ниже низшего предела.

Наказания физическому лицу за административные правонарушения должны назначаться с учетом характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенности данного вида правонарушений и состояния борьбы с ним; личности виновного (его предшествующее поведение на работе и в быту, умышленное или неосторожное нарушение и т.д.); имущественного положения с тем, чтобы при применении наказаний, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штраф, лишение специальных прав), не были ущемлены интересы малообеспеченной семьи и самого нарушителя.

При выявлении и фиксировании административного правонарушения в области дорожного движения с помощью технических средств административное наказание назначается в виде административного штрафа в размере, наименьшем в пределах санкции применяемой статьи КоАП РФ.

При назначении административного наказания юридическому лицу должны учитываться характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение.

При назначении административного наказания подлежат учету обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.

В КоАП РФ даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 4.2, 4.3).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение им последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения: а) под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; б) несовершеннолетним; в) беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение правонарушения: а) группой лиц; б) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; в) в состоянии опьянения. Судья, орган, должностное лицо, назначающее наказание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым в том смысле, что орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является исчерпывающим . Орган (должностное лицо), решающий дело, не может выйти за его пределы. Ему лишь предоставлено право не признать состояние опьянения обстоятельством, отягчающим ответственность. При этом учитывается характер совершенного правонарушения.

Однако данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за его совершение.

Непременным условием законности привлечения к административной ответственности является строгое соблюдение правила, согласно которому за одно и то же административное правонарушение к лицу, совершившему его, может быть назначено одно основное либо основное и дополнительное наказания,

предусмотренные за данное правонарушение. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это правило не препятствует сочетанию мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными правовыми актами.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено, за исключением дисквалификации.

Порядок назначения административных наказаний различается также в зависимости от того, совершено ли лицом а) несколько административных правонарушений либо б) одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей). В первом случае административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение; во втором, при условии подведомственности рассматриваемого дела одному и тому же судье, органу, должностному лицу, наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. Лишь в этом случае административное наказание назначается: а) в пределах санкции, не предусматривающей назначение наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; б) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа. При этом могут быть назначены дополнительные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

В целях повышения эффективности административных наказаний законом установлены сравнительно небольшие сроки для их назначения.

Давность привлечения к административной ответственности определяется периодами времени, по истечении которых не может быть вынесено постановление по делу об административных правонарушениях. Их продолжительность установлена в зависимости от особенностей, характера административных правонарушений, наказаний за их совершение, способов определения начала течения сроков. Под этим углом зрения можно выделить общий и специальные сроки давности привлечения к административной ответственности. Общий срок установлен в два месяца. Он исчисляется со дня совершения административного правонарушения. По истечении этого срока постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено.

Специальные сроки более длительны по сравнению с общим и установлены прежде всего применительно к административным правонарушениям, имеющим особый характер, нередко сложный фактический состав, установление которого требует в том числе и значительного времени. Давность в один год установлена для привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном мореконтинентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе.

При длящемся административном правонарушении вышеуказанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения данные сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.

Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

КоАП РФ предусмотрел возможность приостановления срока давности привлечения к административной ответственности в случае удовлетворения ходатайства привлекаемого к ответственности о рассмотрении дела по его месту жительства. Срок приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство но делу.

Вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судьей одновременно с назначением административного наказания (при отсутствии спора), а в остальных случаях - в порядке гражданского судопроизводства. Следовательно, возмещение имущественного ущерба в административном порядке не допускается.

Споры о возмещении моральною вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданскою судопроизводства.

Правила наложения административных взысканий закреплены главой 7 КоАП. Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное правонарушение в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, Кодексом и другими актами об административных правонарушениях.

Законодатель к общим правилам наложения взыскания относит следующие положения:

1) административное взыскание (наказание) налагается в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП;

2) административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя;

3) при наложении административного взыскания на физическое лицо учитывается характер совершенного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

4) при наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается характер административного правонарушения, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

5) наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения ущерба;

6) за одно правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное (дополнительные) административные взыскания.

Административное взыскание может быть наложено:

Соответствующими органами или должностными лицами в пределах их компетенции;

Если в действиях виновного содержится состав административного проступка (т. е. налицо совокупность признаков, при наличии которых деяние считается административным правонарушением);

Если данный состав закреплен соответствующей нормой КоАП или иным нормативным актом, регулирующим административные правоотношения;

Если санкция данной статьи предусматривает ответственность за совершенное правонарушение (проступок);

С учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

В соответствии со статьей 61 КоАП обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

Чистосердечное раскаяние виновного;

Предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных и семейных обстоятельств;

Совершение правонарушения несовершеннолетним;

Совершение правонарушения беременной женщиной или имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Орган (должностное лицо), решающий дело, может признать смягчающими иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье КоАП.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, содержится в статье 62 КоАП и является исчерпывающим. Этими обстоятельствами признаются:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

Вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

Совершение правонарушения группой лиц;

Совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

По правилам статьи 580 КоАП истечение срока давности исключает возможность привлечения к административной ответственности.

На основании статьи 65 КоАП административное взыскание исчисляется годами, месяцами или календарными днями.

Лицо не подлежит привлечению к ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды - шести месяцев, а в области налогообложения - по истечении трех лет.

К - конечный момент срока;

И - имеющиеся изъятия из срока.

Статья 638 КоАП определяет сроки составления протокола об административном правонарушении:

1) протокол составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения;

2) протокол составляется в ходе налоговой проверки либо по ее окончании;

3) протокол составляется в течение трех суток, когда требуется выяснить обстоятельства правонарушения (сведения о личности правонарушителя, юридическом лице и др.).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются:

1) в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;

2) в случае поступления ходатайств от участников производства либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок может быть продлен по правилам ч. 2 статьи 647 КоАП, но не более чем на один месяц;

3) в случаях, когда правонарушение влечет административный арест - в день получения протокола об административном правонарушении, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее сорока восьми часов с момента его задержания.

Уполномоченный орган (должностное лицо), принимая во внимание задачи производства по делам об административных правонарушениях, выполняя требования порядка производства по делам об административных правонарушениях, соблюдая принципы ад-министративно-юрисдикционного процесса, рассмотрев дело об административном правонарушении, выносит постановление, которое содержит: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный правовой акт, устанавливающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение; порядок и сроки обжалования постановления.

Законодатель определяет следующие виды постановлений, которые могут быть приняты по делу:

1) о наложении административного взыскания;

2) о прекращении производства по делу;

3) о передаче дела на рассмотрение судье, органу, правомочному налагать за данное правонарушение взыскание иного вида или размера;

4) о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа.

Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, то в данном постановлении по делу указывается размер ущерба, а также срок и порядок его возмещения, постановление объявляется по окончании рассмотрения дела, а копия его в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях содержится требование о доведении постановления до сведения руководителей (т.е. по месту работы, учебы или жительства), а также о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших административным правонарушениям.

Правом обжалования постановления по делу об административном правонарушении обладает лицо, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевший. Постановление уполномоченного органа (должностного лица) обжалуется либо в вышестоящий орган, либо в суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в течение десяти дней со дня вынесения постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.

Подача в указанный срок жалобы и принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.

Срок рассмотрения жалобы или протеста - десять дней.

Орган, рассматривающий жалобу или протест, правомочен после проверки законности и обоснованности вынесенного постановления принять одно из следующих решений (ст. 664 КоАП): 1) постановление остается без изменения, а жалоба, протест - без удовлетворения; 2) об изменении постановления; 3) об отмене постановления и прекращении дела при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 68, 580, 581 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и вынесении нового постановления по делу; 5) об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы, протеста установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, органом (должностным лицом).

Необходимо знать, что законом предусмотрены основания к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении (см. ст. 665 КоАП).

Государственный орган (должностное лицо), рассмотревший жалобу или протест на постановление по делу об административном правонарушении и вынесении одного из ранее установленных решений (ст. 288 КоАП), направляет копии решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе, а также органу (должностному лицу), вынесшему постановление по делу.

Прокурору сообщаются результаты рассмотрения протеста.

Особое внимание следует обратить на то, что отмена постановления о прекращении дела об административном правонарушении влечет за собой юридические последствия:

Возврат взысканных денежных сумм;

Возврат изъятых и конфискованных предметов;

Отмену ограничений, связанных с ранее принятым постановлением.

В случаях, когда невозможно вернуть предмет, возвращается его стоимость.

Законодатель также устанавливает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию - в

течение года со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Но срок давности по отношению к несовершеннолетнему иной -шесть месяцев со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания.

КоАП предусматривает ответственность за совершение нескольких административных правонарушений (проступков), т. е. если одним и тем же лицом (гражданином) будет совершено два и более административных правонарушения, то к нему соответствующими органами или должностными лицами на основании закона может быть применено административное взыскание за каждое правонарушение в отдельности.

Каковы же критерии определения множественности административных проступков?

1. Прежде всего, множественность - наличие нескольких самостоятельных составов административных правонарушений (проступков).

Таким образом, если деяния образуют единый состав, предусмотренный диспозицией правовой нормы, то говорить о множественности административных проступков нельзя, так как значение имеет количество составов административных правонарушений. Следует иметь в виду, что среди правонарушений, образующих множественность, могут быть как составы уголовно наказуемых преступлений, так и административных проступков, а также те и другие одновременно.

2. Наличие нескольких самостоятельных составов образует множественность лишь при совершении их одним субъектом, т. е. субъект указанных правонарушений (преступлений) - одно и то же лицо.

3. При наложении взысканий за множественность административных проступков не должны присутствовать обстоятельства, препятствующие привлечению виновного к ответственности за совершенное правонарушение сразу либо за рецидив (например, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности).

Под рецидивом в административном праве понимается проступок, совершенный гражданином в течение установленного законом срока давности после применения к нему мер воздействия за предыдущие правонарушения.

4. Для определения множественности имеет значение также характер поведения субъекта.

Выполнение субъектом одного действия (действий), образующего одновременно несколько составов административных право-

нарушений, - это идеальная совокупность, а совершение субъектом разных действий, представляющих систему составов, и в разное время - реальная совокупность.

При наложении взысканий за множественность административных проступков следует иметь в виду, что взыскания в данном случае налагаются за каждое правонарушение в отдельности.

Если же разбирательство осуществляется одним судьей, органом (должностным лицом), то окончательное взыскание налагается в пределах правил, которые предусмотрены ст. 63 КоАП.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же судьей, органом, то в случае наложения на это лицо взысканий одного и того же вида окончательный размер взысканий не должен превышать трехкратного максимального предела, установленного КоАП для данного вида взыскания.

При рассмотрении административного правонарушения могут быть рассмотрены вопросы возмещения имущественного ущерба (ст. 64 КоАП).

Обобщая изложенное, можно подчеркнуть некоторые тенденции в развитии административного законодательства:

а) наметилась конкуренция отдельных норм и институтов различных отраслей законодательства (например, природа наложения взысканий имеет общие типологические признаки, поскольку выражает волю, интересы государства посредством принятия юридических решений, которые могут быть обеспечены в принудительном порядке - взыскание штрафа, конфискация, обращение взыскания (подобные процедуры обеспечиваются специальными лицами, работающими в системе исполнительных органов);

б) стремление сохранить отраслевую «чистоту» норм подводит законодателей к выводам об исключении из мер административных взысканий отдельных их видов. Например, порядок отмены нормативных актов, если он оспаривается физическими лицами, разрешается в соответствии с требованиями ГПК РК. Хотя данный порядок может иметь и административный характер, так как отменить акт может и вышестоящий уполномоченный орган (должностное лицо);

в) анализ решения вопросов во многом определяется методами регулирования, тем более, что очень часто возникает проблема обеспечения единства положений (порядка деятельности, принятия актов, избирательного процесса и т. д.). Именно метод группирует нормы в институты, отрасли. Так, главы 25-29 ГПК имеют явную административно-правовую природу и их место в КоАП. Следует различать содержания производства по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов и возникающие правовые последствия. Опыт различных государств убеждает в том, что оспаривание законности нормативных правовых актов осуществляется в конституционном, административном судопроизводства, а вопросы возмещения вреда от соответствующих нормативных правовых актов - в гражданском, арбитражном судопроизводстве;

г) пора определиться не только в «природе» принуждения, но и соответствующих мерах, которые могут быть применены к конкретному лицу. Законодатель не очень разборчив в подобных понятиях, что может создать различное толкование подобных действий. Учитывая, что эти меры применяются и судьями, отметим, что статья 118 ГПК РК противопоставляет меры принуждения и ответственности, в то время как глава 9 ГПК (см. ст. 118-122) именуется «Меры принуждения», а ст. 118 не различает основания для принуждения и ответственности (за вмешательство в разрешение судебных дел, угрозу по отношению к судье, оскорбление судьи, неисполнение судебных постановлений, проявление неуважения к суду, нарушение порядка в судебном заседании, за непринятие мер по частному определению судьи и другие противоправные действия). Принимая во внимание, что такими мерами могут быть: удаление из зала суда, административный штраф, предупреждение, можно заметить, что меры ответственности применяются за нарушение норм права, по отношению к виновному лицу, в установленном процессуальном порядке. Можно констатировать, что мы можем иметь дело с фактами, когда не различаются меры пресечения и меры взыскания. В то время как для привлечения к ответственности нужны не только основания, но и процессуальное оформление правонарушения лица, привлекаемого к административной ответственности со всеми вытекающими процессуальными последствиями; 1

д) представляется перспективным налагать меры взыскания на юридических лиц, не исключая при этом возможность привлечения к ответственности и виновного физического лица. Но содержание и процедура наложения взыскания не должны преследовать унижение человеческого достоинства, причинение ему страданий и нанесение вреда его репутации.

Поделиться: