Ведомственные нормативно правовые акты об инклюзивном образовании. Нормативно-правовая база инклюзивного образования

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» 2012 г.

Жаворонков Р. Н.

Россия, г. Москва, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Во многом это связано с беспрецедентным участием широких кругов профессионального сообщества и общественности в разработке данного закона.

Разработка проекта закона была начата Минобрнауки РФ в 2009 г. Первоначальный текст проекта в 2010 г. в течение полугода обсуждался на сайте Минобрнауки РФ, в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной Думе, Союзе ректоров России. Переработанный в итоге текст законопроекта был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru для широкого общественного обсуждения. За 15 месяцев - с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. - на сайт поступило почти 11 000 замечаний и предложений. По результатам их рассмотрения, Президенту РФ был представлен доклад с рекомендациями по доработке законопроекта. Текст новой версии закона был рассмотрен в 2011 г. на традиционных августовских педагогических совещаниях работников образования.

После того как законопроект был внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, общественная дискуссия продолжилась, но если раньше обсуждались концепция и структура нового закона, то теперь предложения касались в основном внесения поправок в существующий текст. 17 октября 2012 г. проект федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении. После этого в рамках работы ответственного комитета Государственной Думы были сформированы три рабочие группы по его доработке. Количество рассмотренных группами замечаний и предложений исчислялось тысячами. Были проведены парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона.

В течение декабря 2012 г. проект закона был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ.

Участие профессионального сообщества, представителей инвалидов и родителей детей с ОВЗ в разработке закона об образовании обеспечило его соответствие требованиям международных актов. Закон впервые закладывает полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Исходя из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования*.

Основываясь на указанных положениях, в пп. 1 п. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования.

В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно п. 3 той же статьи под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Также согласно п. 11 ст. 79 при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации, содержащийся в ст. 67.

Согласно данной статье правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано в следующих случаях:

По причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;

При организации индивидуального отбора в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации;

При организации конкурса или индивидуального отбора для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

При поступлении в загранучреждения МИД РФ для получения общего образования.

Таким образом, установленный порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования.

Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Этому праву корреспондируется обязанность педагогических работников (пп. 6 п. 1 ст. 48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Закон устанавливает, что включает в себя психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. Указанная помощь оказывается детям по заявлению или с письменного согласия их родителей.

Согласно п. 8 ст. 79 Закона об образовании профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В соответствии с п. 10 той же статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для развития инклюзивности профессионального образования и повышения его доступности важное значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и спецалитета.

По общим правилам согласно ст. 70 прием на обучение по этим программам проводится на основании результатов единого государственного экзамена. При этом вуз устанавливает минимальное количество баллов, необходимое для приема.

В соответствии со ст. 55 прием в вуз на обучение за государственный счет осуществляется на конкурсной основе. Следовательно, принимаются те, кто предъявил наивысшие результаты ЕГЭ.

Согласно ст. 71 для приема детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, вуз устанавливает квоту. Эта квота не может быть менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за государственный счет. Указанные категории лиц принимаются при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Также дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды войны имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет федерального бюджета. Они также имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Законом предусмотрены меры социальной поддержки студентов-инвалидов. В соответствии ст. 36 студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, а также инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, устанавливается государственная социальная стипендия. Согласно ст. 39 тем же категориям студентов жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.

Можно с уверенностью констатировать, что закон регулирует все ключевые, базовые вопросы организации инклюзивного образования. В настоящее время главной задачей является адекватное развитие положений закона в подзаконных актах с целью создания правовой базы для реализации отечественных научных разработок, касающихся инклюзивного образования граждан с ОВЗ.

* Здесь и далее автор ссылается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

Кайгородова Елена Геннадьена,

учитель истории и обществознания

МАОУ-СОШ № 168 г. Екатеринбурга

Особенности правового регулирования инклюзивного образования в современной России

«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Соответственно, процесс развития общего образования в России должен включать в себя и развитие инклюзивного образования.

Что касается нормативно - правовой основы инклюзивного образования, то она включает в себя следующие международные и внутригосударственные документы:

Международные, являющиеся правовой основой:

    Декларация прав ребенка(ООН, 1959);

    Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989);

    Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994);

    Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)

Российское законодательство:

    Конституция Российской Федерации;

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В данных документах закреплено право каждого человека на образование без дискриминации его по каким- либо признакам (особенности половой, расовой, религиозной, культурно-этнической или языковой принадлежности, особенности состояния здоровья, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного

переселенца и т.п.).

Согласно Саламанкской декларации «каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний» .

Российское законодательство определяет в качестве основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» .

Следует отметить, что особое значение при организации инклюзивного образования отводится

ценностным гуманистическим установкам. Безусловно, в процессе реализации инклюзивное образование прежде всего должно опираться на следующие приоритеты:

    приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;

    индивидуализация и дифференциация, природосообразность образовательных (в широком смысле) задач и методов как возможностей ребенка, так и общей логики развития;

    профилактика и преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка.

Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения ко всем участникам образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Не вызывает сомнения тот факт, что вышеописанные процессы обеспечивают гуманизацию образования и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Обращаясь к терминологии Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» невозможно не отметить появление нового понятия - «адаптированная образовательная программа», данная программа разработана для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и способствует обеспечению коррекции нарушений развития и социальной адаптации указанных лиц .

Кроме того, в законе об образовании выделены особенности реализации адаптированных образовательных программ. Так, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В данных организациях создаются специальные условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями.

Исходя из логики ч. 1 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ, адаптированные основные общеобразовательные прораммы являются предметом государственной аккредитации, также особенности организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья установлены разделом 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.

Следует обратить внимание на усиление неоднородности состава обучающихся по уровню развития в целом, что непременно связано с необходимостью общеобразовательной школы одновременно осуществлять реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В 2015-2015 учебном году новые стандарты будут введены в 5х классах общеобразовательной школы.

Данное обстоятельство в комплексе с отсутствием утвержденных специальных федеральных государственных образовательных стандартов в настоящее время существенно затрудняют адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с особыми образовательными потребностями, вследствие чего

наблюдается возникновение дополнительных, зачастую непреодолимых трудностей в реализации индивидуального подхода педагогов к обучающимся в процессе их обучения, воспитания, развития, что не позволяет в достаточной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому обучающемуся .

Для преодоления данных трудностей необходимо решение приоритетных задач.

Логически вытекает, что первоочередной задачей является необходимость обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, в том числе путем принятия специального федерального государственного образовательного стандарта разных уровней общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Безусловно, следует обратить внимание на то, что в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит раздел «Программа коррекционной работы» , в котором имеется идея о создании системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования .

Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, которое включает в себя удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Очевидным является то, что дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в более индивидуализированном обучении, нежели дети со стандартными образовательными потребностями.

Необходимостью является также создание единой образовательной и аксиологической среды лицам с особыми образовательными потребностями в процессе получения образования в рамках общеобразовательной школы.

Не является секретом и необходимость учащихся с ограниченными возможностями здоровья в сопровождении специалистов различного профиля.

В настоящее время самыми распространенными являются следующие формы организованного взаимодействия специалистов:

    психолого-педагогические консилиумы;

    службы психолого - педагогического сопровождения образовательного учреждения.

Применительно к инклюзивному образованию, именно службы психолого-педагогического сопровождения обеспечивают индивидуальный подход и интеграцию детей в отношения с классным коллективом, что способствует их полноценному участию последних в жизни класса (группы).

Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Следует отметить необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход, в частности наличие команды специалистов сопровождения: координатор (заместитель директора) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и другое.

Кроме того, важна роль руководства образовательной организации, вступающей на путь инклюзии, поскольку именно его обязанностью является обеспечение адаптации всех участников образовательного процесса к новым социальным условиям. В связи с этим в штате образовательных учреждений должны появиться новые специалисты - координаторы по инклюзии и тьюторы.

Важна роль эффективного межведомственного взаимодействия и социального партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, максимально раздвинув образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Следующей задачей, требующей экстренного решения, является обеспечение организации взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение - это не только поддержка семьи, но и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного класса (группы).

Думается, необходимо предположить основные принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:

    комплексный подход сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов;

    приоритет интересов сопровождаемого;

    непрерывность сопровождения.

Приоритетной является разработка и адаптация научно-программно-методического обеспечения инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости – специальные учебники и рабочие тетради, учебные контенты, учебные пособия для самого ученика), а также контрольно-измерительных материалов на этапах текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение хотелось бы отметить, что для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решение материально-технических и организационно-методические вопросов, но и вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей с разными возможностями, но одинаковыми правами.

Современным педагогам необходимо четкое осознание того, что какими бы разными мы ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, мы все должны иметь равные возможности для развития и жизни.

Кроме того, важно качественное управление со стороны администрации образовательной организации процессом развития инклюзивного образования.

Специализированое психолого-педагогическое сопровождение также является залогом удачного включения лиц с особыми образовательными потребностями в образовательную среду.

Список литературы:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. - Режим доступа: URL: [дата обращения: 17.02.2015].

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]; сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2014. – 204 с.

4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994) (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html [дата обращения: 25.01.2015].

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html [дата обращения: 18.02.2015].

6. Что такое инклюзивное (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» (Save the children ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-83914.html?page=2 [дата обращения: 05.03.2015].

7. Шипицина, Л.М. Многоликая интеграция [Текст] / Л.М. Шипицина // Дефектология. – 2012. – № 4. - С. 19.

8. Гудкова, Т.В. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем [Текст] / Т.В. Гудкова, Е.И. Николаева// Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. - Т. 1. - № 3-4.-С. 37-48.

ДОКУМЕНТАЦИЯ

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Коллегиальное заключение ПМПК (его необходимо изучить)

Индивидуальная программа реабилитациии абилитации ребенка-инвалида (выдаетсяМСЭ, для ребенка с инвалидностью).

Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обучения детей с ОВЗ http://krcppms.ru/biblioteka/spetsialistam/ Документация ФГОС ОВЗ и Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 19-20.08.2015г. Материалы к республиканскому семинару

Социальный паспорт ребенка-инвалида (для ребенка с инвалидностью).

Локальные акты:

«Об открытии класса/группы с инклюзивным обучением» (или о продолжении функционирования класса/группы с инклюзивным обучением);

«О создании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в образовательном учреждении»;

«О распределении функциональных обязанностей членов консилиума (ПМПк) в образовательном учреждении».

«О распределении рабочего времени тьютора» (определено время сопровождения обучающихся с ОВЗ, проведения индивидуальных занятий, оформления документации, проведения индивидуальные консультации)

ДОГОВОРЫ:

с родителями (законными представителями) на предоставление образовательных услуг;

согласие родителей на проведение диагностических, коррекционных, реабилитационных и развивающих услуг;

с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), с ГБУ ОО КРЦ ППМСС.

ПОЛОЖЕНИЯ:

о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

(в котором прописывается основные задачи и направления деятельности, состав и организация работы, обязанности членов ПМПк, ответственность членов ПМПк, направлениявзаимодействия с ТМПМк);

об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях (в котором прописывается организация инклюзивного образования, организация образовательного процесса, кадровое обеспечение и организация работы команды специалистов; создание специальных условий, необходимых для организации УВП);

об адаптированных рабочих программах учебных предметов (общие положения (основные понятия), структура адаптированной рабочей программы, основные требования, контроль уровня обученности, требования к уровню обученности);

об оценивании обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе.

ПРОТОКОЛЫ:

заседания ПМПк, в том числе по организации инклюзивного обучения (не реже чем 3 раза за учебный год; сентябрь, декабрь, май. В случаях необходимости заседания можно осуществлять чаще). Отчет о перспективе развития (отчет о перспективе развития (копию) на бумажном и электронном носителе предоставляете в ТПМПК специалисту, курирующему инклюзивное образование).

Дневник наблюдений (первые полгода ведется обязательно, дальше по следующим параметрам (достижения ребенка с ОВЗ и возникающие проблемы).

Индивидуальный учебный план по необходимости.

Общее расписание уроков (в классе и индивидуально), специальных и дополнительных услуг для ребенка с ОВЗ.

(далее - ИМЛ) (социальные данные о ребенке, описание имеющихся условий: кадровых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение)(в соответствии с рекомендациями ПМПК). Индивидуальный маршрутный лист подписывают заведующий ИРЦ ГБУ ОО КРЦ ППМСС ипедагог-психологИРЦ ГБУ ОО КРЦ ППМСС (по адресу г. Симферополь, ул. Александра Невского, 15), копию на бумажном и электронном носителе необходимо предоставить в ИРЦГБУ ОО КРЦ ППМСС, по адресу: [email protected] . С ИМЛ в обязательном порядке должны быть ознакомлены родители (законные представители).

Заполненный последний лист ИМЛ «Результаты и эффективность проделанной работы» отправляется в ИРЦ в мае ежегодно .

Бланк ИМЛ: http://krcppms.ru/biblioteka/spetsialistam/ Индивидуальный маршрутный лист

Индивидуальная программа развития (составляется по желанию ПМПк ОО)

Развернутая психолого-педагогическая характеристика составляетсяпосле комплексного сбора данных (от 2-х недель до 1 месяца), а такжетаблица сильных и слабых сторон развития ребенка с особыми потребностями, и таблицас указанием приоритетных сфер, целей и ответственными специалистами).

Адаптированная образовательная программа по предметам (рабочие программы по предметам с календарно-тематическим планированием)

Коррекционно-развивающие программы (составляются с учетом рекомендаций специалистов ПМПК, согласно кадровому обеспечению специалистами (социальным педагогом, педагогом - психологом, логопедом, дефектологом) Коррекционно- развивающие программы могут быть составлены самостоятельно или адаптированы несколькими авторскими программами (для педагогов - психологов могут использоваться программы получившие гриф Федерации психологов образования России «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях») Все коррекционно-развивающие программы согласовываются с методистами «Информационно-методического Центра».

План развития инклюзивного образования в образовательном учреждении.

Портфолио ребенка.

Отчеты о проделанной работе предоставляются два раза в год (декабрь, май) в ИРЦ (включает развернутую характеристику ребенка, таблицу с сильными и слабыми сторонами развития по сферам, таблицу с приоритетными сферами, целями и ответственными специалистами, отчет каждого специалиста о проделанной работе, в котором должна быть видна динамика и прогресс в развитии ребенка за отчетный период, если прогресса нет, то указаны причины и пути решения)

При оформлении отчета обязательно указывать:

ФИО ребенка, образовательную организацию, класс/группу,ФИО специалистов, составлявших характеристику, программы и отчеты, документы должны быть подписаны у руководителя ОО.

Примерный

перечень локальных актов образовательной организации

по ФГОС НОО ОВЗ И ФГОС О УО:

О создании в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО и утверждении положения о рабочей группе);

Внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых) рассматривались вопросы внесения изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, приказ о внесении изменений в положение, положение с указанием изменений и дополнений);

Приказы по общеобразовательному учреждению :

О разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

О разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);

Об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

Об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);

Об утверждении программы внеурочной деятельности;

Об утверждении программы ОО по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;

Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;

О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО;

О внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;

Об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО);

Об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО;

о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем).

Внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава, основного нормативного локального акта ОО.

В Уставе образовательной организации должна содержаться, наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 14), следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, в том числе и адаптированные основные общеобразовательные программы;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В Уставе образовательной организации указываются:

порядок принятия решений органами управления и выступления от имени образовательной организации,

порядок утверждения положения о структурных подразделениях,

порядок участия в управлении образовательной организацией обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,

права, обязанности и ответственность иных работников образовательной организации и иные положения.

Корректировку других локальных актов образовательного учреждения, необходимо проводить в точном соответствии с изменениями, внесенными в Устав. Перечень локальных актов, в которые необходимо внести изменения, связанные с введением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО, определяется тем перечнем локальных актов, которые отражены в Уставе образовательной организации.

Образовательная организация вправе создавать новые локальные акты, отражающие специфику реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в конкретном образовательном учреждении :

Положение об информационном сопровождении внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

Положение о взаимодействии с родительской общественностью ОО в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов, коррекционных курсах, программах внеурочной деятельности в ОО в связи внедрением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО и качество образовательных услуг, оказываемых обучающимся с ОВЗ.

Положение о создании ресурсного центра по методическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ из иных образовательных организаций, в том числе и оказании платных дополнительных образовательных услуг.

Информацию предоставила Е. И. Енина,

методист МКОУДО «ИМЦ»

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ».

Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Кроме того, закон призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями. Однако они смогут получить образование и в специализированных учреждениях.

Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

Но внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

Тем не менее, Валентина Матвиенко, председатель Совета Федераций, об инклюзивном образовании говорит следующее: «Ведь инклюзивное образование - это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, - с другой. Совместное обучение здесь не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье».

Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Федеральная:

  1. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
  3. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
  4. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
  5. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535
  6. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
  7. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)
  8. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
  9. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

10. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03

11. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666

12. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» - Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6

13. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6

14. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95

15. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6

16. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

17. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.

18. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1

19. «Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» - Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6

20. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281

21. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

22. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271

23. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Опубликовано 5 мая 2012 г.

24. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599

25. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

26. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597

27. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

28. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» . Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.

29. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва

1

В статье проанализирована эволюция институтов инклюзивного образования и их роль в общей системе организации обучения. Рассмотрены этапы становления инклюзивного образования их эволюция от моделей специального обучения до совместного, «включенного» обучения детей с различными образовательными потребностями. Проведен анализ нормативных актов, заложивших правовые основы организации инклюзивного образования на международном уровне и в Российской Федерации, дана оценка действующей системы нормативного обеспечения права равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в российской Федерации». Раскрыты региональные аспекты организации системы инклюзивного образования.

интегрированное образование

включенное образование

специальное образование

особые образоательные потребности

инклюзивное образования

инклюзия

1 Всемирный доклад об инвалидности. 9 июня 2011 г. Всемирная организация здравоохранения, 2011 URL: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report /ru/index.html.

2 Всемирный форум по образованию Дакар, Сенегал 26-28 апреля 2000 г. Дакарские рамки действий Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г. Официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.org/new /en/education/worldwide/

3 Конвенция о правах ребенка. Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 7 ноября 1990 г. N 45. Ст. 955.

4 Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т.Г. Туркиной. М., 2013. URL: old.perspektiva-inva.ru

5 Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 № 1180 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие образования"».

6 Постановление Госдумы ФС РФ от 20.05.99 № 3993-II ГД «О мерах по обеспечению государственной поддержки детей – инвалидов»

7 Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 01.03.2012 № 910 «Об утверждении плана развития инклюзивного образования в Краснодарском крае на 2012 год»

8 Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 11 ноября 2009 года № 3551 «Об организации инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае»

9 Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 29 сентября 2009 года «О развитии безбарьерной среды в образовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году в муниципальных образованиях Краснодарского края»

10 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

11 Решение Коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 28 октября 2009 года № 6/3 «Об организации в общеобразовательных учреждениях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации национального проекта «Наша новая школа»

12 Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж, 2009.

13 Стенограмма доклада на конференции работников вспомогательных школ 23 мая 1931 года. Работа впервые опубликована в 1983 году (см.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. – С. 115–136)

14 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2012; Собрание законодательства РФ", 04.06.2012, № 23, ст. 2994

15 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.07.2013

16 ЮНЕСКО, 1994 г. Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. Париж, ЮНЕСКО/Министерство образования, Испания. 1994.

17 Allen Adler: Inclusion and exclusion in the secondary school physical education class. University of Wisconsin, Madison 1972

18 Edward Forman: The Inclusion of Visually Limited and Blind Children in a Sighted Physical Education Program. In: Educ Visually Handicapped. 1 (1969) 4, S. 113-115

19 Kultusministerium des Landes Nordrhein-Westfalen: Gemeinsamer Unterricht für behinderte und nichtbehinderte Kinder in der Grundschule: Abschlussbericht zu den Schulversuchen. Aus: gemeinsam-leben-und-lernen-mg.de

20 Rudolf Schindele (Hrsg.): Schulische und soziale Integration Behinderter. Unterricht und Erziehung Behinderter in Regelschulen, S. 89. Rheinstetten, 1977

В современном мире, приобретающем все более глобализированный характер, растет осознание необходимости преодоления социального отчуждения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Одним из наиболее эффективных путей ее решения является развитие систем инклюзивного образования.

Сегодня инклюзивным образованием принято называть такую организацию процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в общеобразовательных школах общего типа, где учитываются их особые образовательные потребности и, где им оказывается необходимая специальная поддержка .

Еще в 30-е гг. ХХ в. Л.С. Выготский предложил создать педагогическую систему, органично соединяющую специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических дефектов развития («социальных вывихов») и социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта . В послевоенной Германии практика совместного обучения детей носила вынужденный характер, но достигнутые при этом позитивные результаты способствовали развитию новых форм образования. В 70-90-е гг. эксперименты по организации совместного обучения здоровых детей и детей с различными группами инвалидности проводятся уже по рекомендации Немецкого совета по образованию .

Подобные системы обучения получали различные названия: совместное, интегрированное, интеграционное и др. Как отмечает М.Ю. Перфильева с соавторами, все вышеупомянутые подходы имеют длительную историю, но в большинстве случаев их суть заключалась в перенесении элементов специального образования в систему общего образования. В результате только незначительная группа детей с инвалидностью полностью включалась в среду общего образования. Основным барьером в широкой реализации политики и практики включения детей с инвалидностью в общеобразовательную среду становились организационные барьеры. Именно переосмысление этого процесса привело к изменению концепции «особых образовательных потребностей» и появлению нового термина - «инклюзия» .

Понятие инклюзия, происходящее от лат. includo «включаю», применительно к образовательному процессу стало использоваться во второй половине ХХ в. Одним из первых его применил Ж. Пиаже, анализируя возможности обучения чтению детей с выраженными психологическими различиями. В 60-70-е гг. ХХ в. концепция инклюзивного образования начала активно разрабатываться в педагогике и психологии , в мире постепенно накапливался опыт «включенного» обучения детей с различными образовательными потребностями. Мощным стимулом развития идей инклюзивного образования и внедрения его в практику образовательного процесса стало принятие ряда международных правовых актов, важнейшие из которых: Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948 г.); Декларация прав ребёнка (ООН, 1959 г.); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960 г.); Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969 г.); Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971 г.); Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975 г.); Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982 г.); Конвенция о правах ребёнка (ООН, 1989 г.); Всемирная декларация об образовании для всех - удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, г. Джомтьен, 1990 г.); Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов (1993 г.); Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. (г. Саламанка 1994 г.); Дакарские Рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, г. Дакар 2000 г.); Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006 г.).

Эти правовые акты заложили общие основы признания права всех граждан на получение образования «без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья или каких-либо иных обстоятельств» .

Одним из первых документов, системно изложивших общее видение инклюзивности применительно к образовательному процессу стала Всемирная декларация по образованию для всех, принятая в 1990 г. (Джомтьен, Таиланд):

    Обеспечение всеобщего доступа к образованию для всех детей, молодежи и взрослых, а также содействие равенству в этой области;

    Осуществление упредительных действий по выявлению барьеров и препятствий, с которыми многие люди сталкиваются в получении доступа к образовательным возможностям;

    Определение ресурсов, необходимых для преодоления таких препятствий .

Новый импульс развитию инклюзивного образования был придан Всемирной конференцией по образованию детей с особыми потребностями, которая состоялась в Саламанке (Испания) в июне 1994 г. Более 300 участников, представляющих 92 правительства и 25 международных организаций, рассмотрели важнейшие изменения в политике, необходимые для содействия реализации концепции инклюзивного образования и создания, таким образом, условий для того, чтобы школы служили интересам всех детей, в том числе тех, у которых имеются особые образовательные потребности. Итоговая декларация конференции содержит следующие положения:

  • каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
  • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
  • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
  • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей;
  • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования .

Следует отметить, что в соответствии с документами ООН «включенность» в образовательный процесс предусматривает учет потребностей самых широких слоев населения: «бедных и уязвимых слоев, включая работающих детей, жителей отдаленных сельских районов и кочевников, этнические и лингвистические меньшинства, детей, молодых людей и взрослых, оказавшихся затронутыми конфликтами, ВИЧ и СПИДом, жертвами голода или имеющих плохое состояние здоровья, а также инвалидов или лиц с особыми образовательными потребностями» . В тоже время, в каждом из регионов планеты организация инклюзивного образования имеет особую специфику. Так, для развитых стран, в том числе и для России наиболее актуальными являются, прежде всего, вопросы включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инвалидность - одна из насущных проблем современного общества. По оценкам ВОЗ в 2011 г. к различным категориям инвалидности можно было отнести около 15% населения . В Российской Федерации по данным официальной статистики в 2012 г. проживало около 10 млн. инвалидов . Еще драматичней выглядит статистика детской инвалидности. По данным Федеральной службы государственной статистики, если в 2005 г. число детей до 18 лет, впервые признанных инвалидами составляло 51985 чел., то в 2011 г. уже 71237 чел. (рис. 1).

Классическая система образования, сложившаяся в подавляющем большинстве развитых стран предполагала полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей. Отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, подтверждаемый появлением терминов «лица с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями» свидетельствует о смещении акцента с отклонений от нормы в физическом или психическом развитии на фиксацию потребностей детей в особых условиях образования и ответственность общества за реализацию этих потребностей.

Признание права лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование подтверждено в Конвенции о защите прав инвалидов (2006). Так, в соответствии со ст. 24 Конвенции все государства-участники признают право инвалидов на образование и в целях его реализации без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях. В этом контексте инклюзию можно рассматривать как процесс развития предельно доступного образования для каждого ребенка в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились на рубеже 1980 - 1990 гг., но до сих пор их доля крайне мала. Например, в Москве из более чем полутора тысяч общеобразовательных школ, по программе инклюзивного образования работают лишь 47. Одним из факторов, сдерживающих развитие инклюзивного образования, является недостаточно развитая нормативно-правовая база.

Вопрос о создании интегрированного (инклюзивного) образования неоднократно поднимался в официальных документах, в частности в Постановлении Госдумы ФС РФ от 20.05.99 № 3993-II ГД, распоряжении Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и ряде других, но кардинально изменить ситуацию, по крайней мере до настоящего времени так и не удалось.

Определенные позитивные сдвиги в этой сфере наметились с принятием нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», во-первых, введшем понятие инклюзивное образование (ст. 2), во-вторых, подтвердив гарантии права на его получение (ст. 5). В соответствии со ст. 2 закона инклюзивное образование представляет собой обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Рисунок 1 - Число детей в возрасте до 18 лет, впервые признанных инвалидами (по данным ФСГС РФ)

Ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» предусматривает обязанность федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Некоторые правовые механизмы реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование), такие как возможность получения инклюзивного образования по месту жительства, гарантии его качества закреплены и Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» .

На региональном уровне также ведется работа по внедрению программ инклюзивного образования. Различные проекты по инклюзивному образованию реализуются в Москве, Томске, Самаре, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Ухте (Республика Коми) и многих других регионах страны. Все активнее включается в эту работу и Краснодарский край. Нормативно-правовой базой этой работы выступают решение Коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 28 октября 2009 года № 6/3 «Об организации в общеобразовательных учреждениях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации национального проекта «Наша новая школа», приказы департамента образования и науки Краснодарского края от 29 сентября 2009 года «О развитии безбарьерной среды в образовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году в муниципальных образованиях Краснодарского края», от 11 ноября 2009 года № 3551 «Об организации инклюзивного образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Краснодарском крае», от 01.03.2012 № 910 «Об утверждении плана развития инклюзивного образования в Краснодарском крае на 2012 год» и др. Еще одним шагом в этом направлении стало принятие Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 № 1180 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие образования"».

По данным на 2013 г. в крае насчитывается 50 специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, при этом количество организаций, обеспечивающих условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах инклюзивного образования и психолого-медико-социального сопровождения по прежнему недостаточно. Несмотря на то, что около 25% образовательных учреждений края готовы принимать на обучение детей с серьезными заболеваниями, в крае разработано и принято Примерное положение по организации инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края, предусматривающее развитие таких моделей, как полная инклюзия, частичная инклюзия, предполагающая совмещение индивидуального обучения на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучение по индивидуальным учебным планам; внеурочная инклюзия, следует признать, что предстоит еще достаточно большая работа по внедрению программ инклюзивного образования в деятельность кубанских образовательных учреждений.

Рецензенты:

Сажина Н.М., д.п.н., профессор, зав.кафедрой технологии и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;

Микерова Г.Г., д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.

Отметим, что официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, подпадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус.

Библиографическая ссылка

Гребенникова В.М. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15926 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Поделиться: