Понятие Административного права, виды, нормы и т.д. Административное право

Администрати́вное пра́во - это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Предмет административного права – общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Методы административного права:

1. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

1. Общая часть: Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс

2. Особенная часть: Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне :

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

Конституция РФ

Постановления Конституционного Суда РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ

Нормативные указы Президента РФ

Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

Нормативные постановления Правительства РФ

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)

Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

Конституции (уставы) субъектов РФ

Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Законы субъектов РФ

Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ

Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

Уставы муниципальных образований

Нормативные акты представительных органов муниципального образования

Нормативные акты главы муниципального образования

Нормативные акты местной администрации

Соотношение с другими отраслями права:

Взаимодействие с конституционным правом: конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

Является одной из основополагающих отраслей публичного права;

Представляет собой совокупность юридических норм;

Имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

Имеет свой метод правового регулирования;

Обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

Имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

2.2. Предмет административного права

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

Между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);

Между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

Между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

Между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

Между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

Между субъектами исполнительной власти и гражданами;

Между субъектами исполнительной власти и иными субъектами. По признаку государственно-территориального устройства:

Между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации;

Между органами исполнительной власти субъектов Федерации;

Между органами исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления воздействия:

Внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

Внутренние отношения, т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

Предмет административного права отличается динамичностью. Отдельные отношения, например таможенные, частично в сфере местного самоуправления, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного, муниципального права, что обусловлено формированием новых отраслей российского права. Некоторые группы отношений на данном этапе составляют предмет административного права, что явилось результатом систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

2.3. Метод административного права

Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

Характеристика административно-правового метода:

1) представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

2) наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3) чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;

4) не исключает использования диспозитивных средств;

5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание – метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

2.4. Система административного права

Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного права:

Обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

Представляет собой объективное правовое явление;

Характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

Включает определенные элементы;

Изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

Принципов государственного управления;

Административно-правового статуса граждан (физических лиц);

Административно-правового статуса органов исполнительной власти;

Государственной и муниципальной службы;

Административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

Административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

Административно-правовых режимов;

Форм государственного управления;

Методов государственного управления;

Административной ответственности;

Административного процесса;

Обеспечения законности в государственном управлении;

Административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

Административно-правовых основ управления в сфере экономики;

Административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

Административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. Виды юридических источников административного права:

Нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

Административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

Административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;

Административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

Основополагающий источник административного права – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы кромано-германской правовой системе.

Виды нормативных правовых актов – источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).

Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

2.6. Административное право в системе российского права

Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;

финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;

земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;

уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Изложенные позиции подводят к чисто юридическому анализу правового регулирования в сфере практической реализации исполнительной власти .

Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным назначением которой является регулирование общественных отношений специфического характера. Их специфика заключается в том, что они могут возникать (соответственно изменяться и прекращаться) в сфере практической реализации исполнительной власти . Регулирующее же воздействие на них возлагается на правовые нормы , в своей совокупности составляющие административное право .

Следовательно, можно утверждать, что в самом общем виде многообразные общественные отношения в названной сфере и составляют предмет данной отрасли российского права . В более конкретном варианте ответ на вопрос о предмете административного права может быть найден в его обобщающем определении.

Административное право - совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Конечно, данное определение нуждается в определенных комментариях, которые в первую очередь связаны с выяснением сущности и особенно общественных отношений, входящих в предмет административно-правового регулирования. В этом главное, ибо именно по предмету, т.е. по характеру регулируемых общественных отношений, разграничиваются правовые отрасли.

Что же свойственно общественным отношениям, регулируемым административным правом?

Прежде всего то, что они возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления . Казалось бы, все становится ясным, так как уже известно, что границы данной сферы определяются организацией и функционированием системы (механизма) исполнительной власти на всех уровнях Российской Федерации, процессом осуществления государственно-управленческой деятельности. Однако пока можно утверждать лишь одно: связь интересующих нас общественных отношений с государственно-управленческой деятельностью дает основания для того, чтобы обобщенно их можно было бы характеризовать в качестве управленческих отношений. И это действительно так. Но для полного понимания их сути этого недостаточно.

Дело в том, что, как уже на это обращалось внимание, отношения управленческого характера могут возникать за пределами государственно-управленческой деятельности. Так, несомненно управленческий характер имеют внутрипартийные или внутрипрофсоюзные отношения, имеющие своей целью организацию «собственных дел» (самоорганизация). Например, это образование соответствующих органов управления , установление внутриорганизационных правил и т.п. на основе уставных норм.

Нас же интересуют такие общественные отношения управленческого характера, в которых ввиду их прямой связи с государственно-управленческой деятельностью непосредственно выражается государственный (публичный) интерес, государственная управляющая воля. Соответственно при определении предмета административного права в центре внимания должны быть общественные отношения, прямо связанные с функционированием системы исполнительной власти. Но такое функционирование предполагает наличие специального субъекта, который имеет все необходимые возможности и полномочия по реализации исполнительной власти. Следовательно, границы сферы государственного управления определяются прежде всего наличием специальных субъектов - участников соответствующих управленческих отношений. Иное неизбежно приведет к тому, что под сферой государственного управления придется понимать любые варианты общественно значимой деятельности, т.е. даже реализацию законодательной и судебной властей . Очевидно, что подобное решение рассматриваемой проблемы неприемлемо.

В предложенном ранее определении административного права содержится упоминание о том, что регулируемые им управленческие отношения возникают «в связи» и «по поводу» реализации исполнительной власти. Иэто не случайно.

Что означает возникновение управленческих отношений, регулируемых административным правом, в связи с реализацией исполнительной власти?

То (и это весьма существенно), что имеются в виду только те отношения, в которых непременно участвует тот или иной исполнительный орган, т.е. соответствующий субъект исполнительной власти.

Без их участия общественные отношения выходят за рамки административно-правового регулирования. Это, например, отношения между гражданами , между общественными объединениями и внутри них, отношения между производственными предприятиями , коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, и т.п.

Почему? Да потому, что в названных отношениях нет участника, способного в юридической форме выражать волю и интересы государства, практически реализовать в исполнительно-распорядительном варианте государственную власть (публичный интерес). Именно его деятельность является прямым выражением системы и механизма исполнительной ветви государственной власти, что и закрепляется соответствующими нормами административного права.

Таким образом, в регулируемых административным правом общественных отношениях всегда предполагается участие субъекта, наделенного исполнительно-распорядительными полномочиями. Это органы исполнительной власти , а также действующие от их имени должностные лица.

Что означает возникновение управленческих отношений, регулируемых административным правом, по поводу реализации исполнительной власти?

Одно лишь наличие органа исполнительной власти (исполнительного органа) далеко не во всех случаях может служить достаточным основанием для того, чтобы данное общественное отношение безоговорочно отнести к управленческим, причем включать его в предмет административного права.

Дело в том, что такие органы нередко совершают действия, которые в соответствии с российским законодательством регламентируются не административным, а иными отраслями права . Например, они могут заключать имущественные сделки , регламентация которых составляет предмет гражданского права . Ряд действий, совершаемых ими в бюджетно-налоговой сфере, подпадает под регулирующее влияние норм конституционного и финансового права и т.п. Объясняется это тем, что в подобных случаях тот или иной исполнительный орган не выполняет функции исполнительно-распорядительного характера: например, при заключении сделки он реализует свои имущественные права .

Только тогда, когда данный исполнительный орган фактически реализует свою управленческую компетенцию, он реально выступает в качестве субъекта исполнительной власти. Иначе говоря, имеется в виду, что им реализуются юридически властные полномочия, которые и составляют содержание его компетенции. А таковой он наделяется именно для того, чтобы быть способным осуществлять государственно-управленческую деятельность.

Таким образом, в регулируемых административным правом общественных отношениях всегда предполагается не только участие того или иного исполнительного органа, но и прежде всего его функционирование в качестве выступающего от имени государства субъекта исполнительной ветви государственной власти.

В целом управленческие отношения в интересующем нас смысле являются «полем» осуществления исполнительно-распорядительных функций и применения соответствующих им юридически властных полномочий. Ни граждане, ни негосударственные формирования подобными полномочиями не обладают.

Изложенные положения в определенной степени помогают пониманию содержания такого понятия, как «сфера государственного управления». Тем не менее административно-правовому регулированию общественных отношений свойственны некоторые весьма специфические черты, проявляющиеся и в предмете административного права.

Фактически имеется в виду следующее. В буквальном смысле сфера государственного управления охватывает любые проявления государственно-управленческой деятельности. Это бесспорно. Однако на практике дело обстоит таким образом, что в эту сферу включаются все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни страны.

Соответственно управленческие отношения, составляющие предмет административного права, нередко обнаруживаются и там, где действуют нормы других отраслей российского права. Например, управленческими по своей сути могут быть общественные отношения, входящие в предмет трудового, финансового, экологического, предпринимательского и даже гражданского права. Это отношения, связанные с обеспечением государственной финансовой дисциплины, с оформлением прав на осуществление предпринимательской деятельности , с возникновением имущественных отношений на началах административной подчиненности и т.п. Естественно, что подобного рода отношения не могут быть исключены из предмета административного права.

Есть еще одна специфическая особенность административно-правового регулирования. Ее суть заключается в следующем: административное право имеет в своем распоряжении юридические средства, с помощью которых осуществляется защита общественных отношений, регулируемых иными отраслями права. Имеется в виду административная ответственность .

Все изложенное, отражая специфические особенности административно-правового регулирования, должно учитываться при характеристике предмета административного права. Однако есть еще ряд позиций, прямо относящихся к его определению.

Государственно-управленческая деятельность в своих основных проявлениях является организационной или организующей. При этом под организацией понимается создание условий, необходимых для нормальной работы той или иной системы (общества в целом, его отдельных элементов, коллективов и т.п.).

Из этого вытекает вывод о том, что организационные отношения могут иметь место не только в сфере государственного управления. Так, отдельные их проявления обнаруживаются в деятельности органов законодательной и судебной властей, органов прокуратуры . Они связаны, например, с функционированием аппарата Федерального Собрания Российской Федерации , аппаратов законодательных органов субъектов Федерации, с деятельностью руководителей судебных органов по руководству аппаратом и прокуроров по назначению работников нижестоящих звеньев прокурорской системы, по осуществлению контроля за их работой и т.п. По своей сути такого рода деятельность не является проявлением законодательной или судебной власти, прокурорского надзора . Она служит целям организационного обеспечения выполнения конституционных функций, возложенных на эти государственные органы . Конечно, она не является и проявлением исполнительной власти. Но, будучи внутриорганизационной, она осуществляется на основе правил, устанавливаемых нормами административного права. Однако руководители вышеуказанных органов часто используют юридически властные полномочия, характерные для исполнительных органов (например, при наложении административных взысканий). Очевидно, что в подобных случаях налицо административно-правовая регламентация такого рода их деятельности, осуществляемая КоАП.

Практика свидетельствует также и о том, что в сфере государственного управления могут возникать отношения без участия субъекта исполнительной власти. В подобной ситуации, однако, его обязательно должен заменить иной субъект, наделяемый юридически властными полномочиями, характерными для исполнительных органов государственной власти (делегированные полномочия). Тем самым этот иной субъект получает возможность выступать уже от имени государства. Наделение юридически властными полномочиями не органов исполнительной власти обозначается в качестве их делегации.

Наиболее ярким примером подобного рода может служить предусмотренная ч. 2 ст. 132 Конституции РФ возможность наделения законом органов местного самоуправления , которые, как уже подчеркивалось, не являются государственными органами, отдельными государственными полномочиями с передачей им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Вместе с тем административное право регулирует также управленческие отношения между органами местного самоуправления (администрацией районов, городов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (администрацией краев, областей), республиканскими правительствами , в состав которых они входят.

Таким образом, предмет административного права весьма многообразен.

И это полностью предопределено общественно-политической значимостью государственно-управленческой деятельности, охватывающей и в современных условиях развития рыночных отношений широчайший круг общественных связей в экономической и социальной сферах жизни. Новые явления (экономические реформы, становление институтов частной собственности , приватизация и т.п.) не проявляются сами по себе, стихийно. Они требуют не только государственной поддержки и защиты, но и регулирования. В силу этого служебная роль государства как основного субъекта социального управления сохраняется, что находит свое выражение, в частности, в известном расширении и модификации административно-правового регулирования.

Управленческие отношения

б) отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной властей , а также органов прокуратуры ;

в) отношения, возникающие с участием исполнительных органов системы местного самоуправления , если последние наделяются полномочиями государственно-властного характера;

Внешние отношения возникают в связи с непосредственным управляющим воздействием со стороны органов исполнительной власти на поведение граждан , государственных и негосударственных предприятий , учреждений и организаций.

В принципе эта группа управленческих отношений наиболее полно выражает суть как самой исполнительной власти, так и административно-правового регулирования.

В зависимости от особенностей их участников управленческие отношения, включаемые в предмет административного права, подразделяются на следующие наиболее типичные виды:

а) между соподчиненными органами исполнительной власти (например, между вышестоящими и нижестоящими органами или должностными лицами);

б) между несоподчиненными органами исполнительной власти (например, между министерством и администрацией области);

в) между органами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями и учреждениями (например, между министерством и казенными предприятиями);

г) между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (например, между антимонопольными органами и коммерческими структурами);

д) между органами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

е) между органами исполнительной власти и общественными объединениями;

ж) между органами исполнительной власти и гражданами.

Результатом административно-правового регулирования управленческих общественных отношений является преобразование их в отношения административно-правового характера.

В управленческих отношениях имеется определенный объект.

Имеется в виду то, по поводу чего они возникают. Из изложенных ранее положений вытекает следующий вывод: административно-правовые нормы предусматривают взаимные обязанности и права сторон этих общественных отношений, которые могут быть реализованы в их действиях. Эти обязанности и права теснейшим образом связаны с должным поведением сторон в сфере государственного управления , т.е. с совершением ими определенных действий. Значит, и сами управленческие отношения реализуются в этих действиях.

Соответственно объектом управленческих отношений, а следовательно, и административно-правового регулирования является поведение участников этого вида общественных отношений. И это понятно, так как в сфере государственного управления функционируют люди и их соответствующие коллективные образования (например, исполнительные органы, предприятия и учреждения, общественные объединения).

В силу этого в тех случаях, когда говорится о том, что объектом государственно-управленческой деятельности является человек , такую формулу не следует понимать буквально. Не сам человек, а его поведение, т.е. те или иные действия, подлежит регулированию.

Действия людей различны по своему назначению и конкретному содержанию. Они могут быть связаны с осуществлением повседневных задач по реализации исполнительной власти (например, издание правовых актов), с взаимоотношениями исполнительных органов и других участников регулируемых общественных отношений (например, подача и разрешение жалобы гражданина) и т.п. Во всех случаях налицо соответствующие взаимные действия сторон.

Действия людей могут быть связаны с материальными предметами (вещами). Например, в компетенцию Министерства государственного имущества Российской Федерации входит принятие односторонних властных решений о передаче имущества от одного субъекта другому; работники милиции при осуществлении своих правоохранительных обязанностей вправе использовать оружие ; люди широко используют различного рода транспортные средства и т.п. Но и в подобных случаях не сама вещь является объектом управленческого отношения, не она подлежит регулированию, а действия людей по передаче вещи, по ее эксплуатации. Соответственно административно-правовые нормы определяют обязанности и права сторон в связи с передачей или эксплуатацией (использованием) вещей.

Функции административного права

1. В полном соответствии с ролью исполнительной власти в государственно-властном механизме с достаточной степенью отчетливости проявляется правоисполнительная функция административного права. Это означает, что главное содержание административно-правового регулирования находит свое выражение в обеспечении свойственными ему средствами проведения в жизнь (исполнения) требований действующего российского законодательства.

2. Административно-правовое регулирование вместе с тем выражается и в том, что соответствующие субъекты исполнительной власти полномочны самостоятельно, но на подзаконной основе творить правовые нормы. В этом суть правотворческой или правоустановителъной функции административного права. Главное, что необходимо при этом учитывать, заключается в том, что административное нормотворчество производно от основной, т.е. правоисполнительной, функции административного права и служит ее интересам. Практически это означает, что нормы административного права, создаваемые самими органами исполнительной власти, по своей сути также являются конкретной формой правоисполнения. Так, Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти издает правовые акты, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ , федеральных законов и нормативных указов Президента РФ .

3. В процессе административно-правового регулирования реализуется также и правоохранительная функция, имеющая своим назначением обеспечение соблюдения установленного правового режима и защиту законных прав и интересов участников регулируемых общественных отношений. Следует еще раз подчеркнуть, что в порядке осуществления широкого круга контрольно-надзорных полномочий и применения мер административного принуждения исполнительные органы и их должностные лица практически обеспечивают правовую защиту многих общественных отношений, регулируемых иными отраслями действующего права.

При осуществлении административно-правового регулирования в настоящее время главное внимание уделяется реализации федеральных и региональных программ (например, жилищной, энергетической); проведению в жизнь требований, обеспечивающих организационно-правовые основы хозяйственной жизни (например, пресечение монополизма, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей); обеспечению реализации прав (включая их охрану) и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления ; координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственного и частного секторов хозяйственной и социально-культурной жизни; осуществлению государственного контроля и надзора в регулируемой сфере общественных отношений.

Административная правосубъектность

Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц , которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Административная правосубъектность слагается из двух элементов: правоспособности и дееспособности .

Административная правоспособность есть установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного управления . Она является предпосылкой для участия физического или юридического лица в регулируемых административным правом управленческих отношениях (включая и деликтоспособность).

Административная дееспособность является выражением практической способности данного субъекта реализовать свою административную правоспособность в конкретных административно-правовых отношениях (включая и деликтоспособность).

Правоспособность и дееспособность соотносятся как статический и динамический признаки административной правосубъектности. На практике эти два элемента чаще всего неразделимы. Так, для органов исполнительной власти , должностных лиц, являющихся государственными служащими , административная право и дееспособность наступают одновременно, т.е. с момента образования и закрепления компетенции органа либо назначения должностного лица.

В других случаях они не совпадают. Так, административная правоспособность граждан возникает с момента рождения, а административная дееспособность, как правило, по достижении 16-летнего возраста.

(партии, союзы, общественные движения и т.п.); исполнительные органы системы местного самоуправления ; коммерческие структуры, включая частные предприятия и учреждения.

Следует учитывать, что для органов исполнительной власти административная дееспособность является основным средством реализации их административной правоспособности. Соответственно участие в административно-правовых отношениях - их прямая юридическая обязанность .

Административное право в правовой системе

Довольно сложно провести разграничение между административным и финансовым, трудовым, экологическим, предпринимательским правом . В механизме их соотношения наблюдается следующее: значительная часть относящихся к их предмету общественных отношений фактически регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами. Показательно в этом смысле то, что защита таковых отношений осуществляется преимущественно в административно-правовом порядке.

Грань между административным и уголовным правом может быть проведена с учетом специфического характера и направленности соответствующих запретов и юридических последствий отклонения от них (

Понятие, предмет и метод административного права

Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой - они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Использует три основных метода:

1) предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение - юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Главный н.п.а. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ - основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

Понятие административно-правовой нормы и ее структура

Норма права является структурной единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах.

Административно-правовые нормы - установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность.

Иногда административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такое регулирование наблюдается в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права и пр. С помощью административных норм может осуществляться и защита норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП).

Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными.

Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:

Гипотезу - условие действия нормы.

Диспозицию - само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

Санкцию - меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

Лекция 3. Административно-правовые отношения и их особенности

Лекция 4. Субъекты административного права

Лекция 6. Государственное управление

Лекция 7. Административное принуждение

Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях - особый вид процессуальной деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях , согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела;

Разрешение его в соответствии с законом;

Обеспечение исполнения вынесенного постановления;

Выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Система принципов производства по делам об административных правонарушениях основывается на принципах - основных положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном и ином законодательстве.

Система принципов:

Принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками административных правоотношений);

Обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо, привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения обстоятельств, смягчающих ответственность);

Гласность производства по делам об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях осуществляется гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях);

Принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства и др.);

Принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения административных наказаний и др.);

Принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело (независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

Принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности);

Принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях осуществляется в интересах государства и от его имени);

Принцип состязательности (участники производства по делам об административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

Принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и пользоваться услугами переводчика).

Лекция 1. Административное право как отрасль права

Понятие административного права как отрасли права, юридической науки и учебной дисциплины. Соотношение административного права как отрасли права, науки, учебной дисциплины. Понятие и состав административного законодательства.

Термин "административное право" используется в отношении трех основных явлений: 1) отрасли права; 2) отрасли юридической науки; 3) учебной дисциплины.

Административное право - отрасль российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере деятельности государственной администрации. Отрасль административного права устанавливает порядок организации и деятельности государственной администрации, порядок осуществления ею управления как составной части государственного управления. Оно регулирует также многие виды деятельности физических и юридических лиц, организаций, отнесенные законодательством к предметам ведения, юрисдикции государственной административной власти.

Таким образом, действие административного права, всех его составляющих целесообразно рассматривать в науке как административно-правовое регулирование, а действие той же отрасли нрава, сопровождаемое деятельностью государственной администрации, - как административное (административно-правовое) управление.

В случаях наступления определенных административно-правовых юридических фактов все составляющие отрасли административного права (первичные веления, правовые институты и подотрасли) переходят к непосредственному действию всеми своими степенями свободы, имеющаяся в них регулятивная сила, энергия высвобождается и оказывает необходимое регулирующее воздействие на определенные группы, комплексы общественных отношений, поведение соответствующих субъектов. При этом сами субъекты принимают активное участие в административно-правовом регулировании. В зависимости от юридического характера административно-правовых велений они реализуют их посредством исполнения, использования либо соблюдения. Субъекты, наделенные административной властью, реализуют веления также посредством правоприменительной деятельности.

В результате деятельности государственной администрации, действий государственной административной власти, регулируемых административным правом, возникает административное управление. В процессе действия административного права, составляющих его первичных административно-правовых велений и их образований (институтов, подотраслей) возникает административно -правовое регулирование.

Соответственно, при рассмотрении действия административного права в снятом, чистом виде без участия властной деятельности государственной администрации исследователи акцентируют внимание па административно-правовом регулировании. Властная деятельность государственной администрации, хотя и сопровождается постоянно действием административного права, неизбежно приобретает для ее наблюдателей форму административного управления. В реальной действительности административно-правовое регулирование и административное управление всегда находятся в неразрывном взаимодействии, идут рука об руку. Однако исследователи административно-правовой сферы в силу своих предпочтений, целевых установок и ограниченных возможностей в определенный период времени вынуждены акцентировать внимание на анализе либо регулирования, либо управления.

Наука административного права - отраслевое подразделение юридической науки. Данная научная отрасль призвана изучать, исследовать явления административно-правового характера. Она добывает, накапливает, систематизирует, распространяет и использует научные знания об административном праве и административном законодательстве, их реализации, теории и практике административно-правового регулирования и административного управления, организации и деятельности государственной администрации, государственной административной власти, основанных на действии административного права и законодательства. Наука административного права призвана прогнозировать развитие административно-правовой сферы. Она разрабатывает предложения, проекты, программы, обеспечивающие систематизацию, повышение эффективности административного права и законодательства, административно-правового регулирования и управления.

Учебная дисциплина административного права включает систему сложившихся и устоявшихся знаний об административном праве и законодательстве как отраслях российского права и законодательства, науке административного права. Она аккумулирует в себе также знания об организации и деятельности государственной администрации, государственной административной власти, теории и практике административно-правового регулирования и административного управления в различных общественных сферах (экономической, гуманитарной, государственно-политической).

Административное законодательство - отрасль российского законодательства, в официальных письменных источниках которой закреплены и потому находят внешнее выражение основные положения административного права. Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях 45. Ст. 1.1, ч. 1].

Кодекс РФ об административных правонарушениях является кодифицированным нормативным актом не всей отрасли административного права, а лишь одной из его подотраслей - административного деликтного права. Поэтому его формула о составе законодательства об административных правонарушениях не может быть распространена на все административное законодательство. В целях поиска решения возникшего вопроса используем метод аналогии и обратимся к кодифицированным законам различных правовых отраслей. Исключительно законы включены в состав отраслевого законодательства в следующих кодексах: КВВТ РФ, Водном кодексе РФ, ГК РФ, ЗК РФ, ЛК РФ, ТК РФ .

Расширительное понимание состава законодательства установлено в Градостроительном кодексе РФ, посредством которого осуществляется также административно-правовое регулирование и административное управление в сфере градостроительной деятельности. Градостроительный кодекс РФ воспринял позицию, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Жилищный кодекс РФ пошел еще дальше в решении вопроса о составе законодательства. Он установил, что жилищное законодательство состоит из данного Кодекса, принятых в соответствии с ним федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ и НК РФ включили соответственно в состав бюджетного и налогового законодательства наряду с федеральными и региональными законами издаваемые представительными органами муниципальных образований муниципальные правовые акты о местных бюджетах и о местных налогах и сборах. Согласно НК РФ указанные в его ст. 5 законы и другие нормативные правовые акты о налогах и сборах именуются "законодательство о налогах и сборах" .

Проведенный анализ показал, что в кодифицированном российском законодательстве нет однозначного понимания состава законодательства. В одних кодексах включают в отраслевое законодательство только юридические законы, в других наряду с законами - нормативные правовые акты, издаваемые в форме указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, в третьих - также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, в четвертых - еще и муниципальные правовые акты, издаваемые представительными органами муниципальных образований. Естественно, данную позицию нельзя признать ни последовательной, ни логичной, однако закон есть закон и ему надлежит следовать. Поэтому при решении вопроса о составе отраслевого законодательства, в том числе административного, необходимо различать позицию, установленную в отраслевом юридическом законе, и авторскую позицию.

Полагаю, что со временем законодатель воспримет непротиворечивое, последовательное и этимологически выдержанное понимание состава российского законодательства, включающего нормативные правовые акты, изданные в форме законов Российской Федерации и законов субъектов РФ. А до тех пор в отраслях нрава, которые имеют общеотраслевые кодексы, следует придерживаться установленного в них состава отраслевого законодательства.

Административное право не подверглось общеотраслевой кодификации, и потому отсутствует отраслевой федеральный закон, предлагающий юридическое решение вопроса о составе административного законодательства. Следовательно, в каждом конкретном случае при рассмотрении данного вопроса придется делать соответствующие оговорки или избегать термина "административное законодательство", потенциально имеющего несколько значений. Вместо него можно использовать слова-заменители, которые не требуют дополнительных разъяснений и однозначны по своему смыслу. Таковыми являются термины "нормативный источник права", "нормативный правовой акт", "закон", "указ", "постановление", "приказ", "инструкция" и т.д.

Главное отличие между административным правом как отраслью права и административным законодательством состоит в составляющих их первичных единицах. Основными первичными единицами административного законодательства являются нормативные правовые акты, которые могут иметь в своем составе разделы, статьи, параграфы, пункты. Элементарными единицами отрасли административного права, обеспечивающими ее регулирующее действие, регулятивную силу, являются административно-правовые веления (принципы и нормы, индивидуальные установления, субъективные права и юридические обязанности).

Наука и учебный курс административного права включают систематизированные знания. Наука призвана изучать, исследовать явления административно-правового характера, прогнозировать их развитие, разрабатывать предложения по систематизации административного права и законодательства, совершенствованию и повышению эффективности административно-правового регулирования и административного управления, организации и деятельности государственной администрации, государственной административной (исполнительной) власти, всего того, что можно назвать административно-правовой действительностью. Учебный курс административного права преподается, изучается в образовательных учреждениях и тем самым через передачу и освоение учебных знаний, информации, материалов об административно-правовой действительности позволяет обучаемым и обучающимся познавать эту действительность и формировать видение, представление о ней с использованием учебных технологий.

Поделиться: