Древнерусский письменный исторический источник. Типы исторических источников

КУРСОВАЯ РАБОТА

По Документоведению

История развития документа и письменности


Введение

1.1 Возникновение письменности

1.2 Развитие Греческой письменности

1.3 Древние рукописные книги

Глава 2. Понятие и значение документа в управленческой деятельности

2.1 Особенности делопроизводства в России

2.2 Столбовое (приказное) делопроизводство

2.3 Коллежское делопроизводство

2.4 Исполнительное делопроизводство

2.5 Делопроизводство в России в XX в

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но читали и гадали с помощью черт и резцов. Когда же крестились, то пытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами, без порядка. Но как можно хорошо написать греческими буквами? И так было многие годы. Потом же бог человеколюбец, который правил всеми не оставляет человеческого рода без знания, но всех приводит к познанию и спасению, помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, названного Кириллом, мужа праведного и истинного. И создал для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью. С первой буквы начал, как в греческой азбуке: они ведь начинают с «альфы», а он с «аз». И так обе начинаются с «аз». И как те создали азбуку, подражая еврейским письменам, так и он греческим. У евреев же первая буква «алеф», что значит «учение». И когда приводят ребенка для обучения, говорят ему учись, а это – «алеф». Сказания Черноризца храбра «О письменах»

Управленческая деятельность любой организации базируется на информации. Информация может передаваться устно, при помощи бумажных носителей или электронных средств. Большая часть информации (до 98%), используемой в управлении, оформляется в виде документов, что необходимо для осуществления контроля исполнения, решения спорных вопросов, анализа и исследования управления с целью повышения его эффективности и т.д. Документ в управлении выступает одновременно и как предмет труда управленческого работника, и как его результат.

Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Документ – это материальный объект с закрепленной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве. Основным материальным носителем является бумага. Документ выполняет следующие функции: информационную, организационную, коммуникативную, воспитательную.

Важнейшей среди названых функций является информационная функция. В документе фиксируются факты, события, явления практической и мысленной деятельности человека.

Документ обладает организационной функцией. С помощью документа обеспечивается воздействия на группы людей для организации и координации их деятельности. Внешние связи предприятий и организаций обеспечивает коммуникативная функция документов.

Документ несет юридическую функцию, поскольку его содержание используется как доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами деловых отношений.

Наконец, документ выполняет воспитательную функцию. Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческих кадров, повышает престиж организации в глазах деловых партнеров.

В древней Греции для письма использовали стило – палочку, заостренную с одного конца. Писали на восковых дощечках. С обратной стороны к стило прикреплялась лапка, которая заглаживала, то есть стирала ошибки.

Наши далекие предки писали также свинцовой палочкой, которая оставляет бледно-серого цвета буквы. Их легко можно было стереть хлебной мякотью или пемзой. Во Франции в XV веке был изобретен «Парижский» карандаш, или «соус». «Соус» готовился так: в сажу добавлялся угольный парашек и очень слабый клей.

Гусиное перо, а иногда воронье, павлинье, лебединое применяли для письма, уже начиная с VII века.

Для письма использовались такие предметы как бамбуковые листья, папирус, глина, песок, дерево, камни и многое другое. Самым древнем же средством письма являлся пергамент.

К примеру, во времена раскопок на греческом острове Крит археологи нашли небольшой диск, покрытый крохотными изображениями людей, кустами, птицами, рыбами. Ученые определили, что диску 4000 лет. Естественно рисунки были не очень четкие, отрывистые и не ясные, но со временем они превратились в настоящее искусство. Скорее всего, благодаря древним рисункам появилась не только письменность, но также и такое искусство как живопись.

Данная курсовая работа предназначена для совершенствования знаний в области «Документационного обеспечения управления», «Документоведения», а также для более углубленного изучения истории возникновения письменности и появления документа.

Работа содержит многочисленное количество информации как по специальности «Документационное обеспечение управление», так и по истории возникновения письменности и появление документа.

Данная работа представляет собой собранный материал для более углубленного познания истории развитии документа и письменности. В работе представлены таблицы, ссылки, рисунки и многое другое.

Документ – он же «свидетельство» или «способ доказательства» является не менее важной частью курсовой работы. Документ – результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной деятельности и мысленной деятельности человека. Он создается посредствам письма, графики, рисунка, фотографий звука - и видео записи.

Благодаря письменности появился не только документ, но и способ общения между людьми, способ изложения мысли.

Выбор темы помогает узнать не только интересные факты, но также просвещает в области появления письменности, как нашей истории, так и истории других наций и сословии.

Цель данной исследовательской работы: изучить условия, принципы, факторы, особенности развития письменности.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1.Определить сущность понятий «документ» и «письменность» и рассмотреть основные профессиональные определения, постоянно встречающиеся в истории развития письменности.

2.Проанализировать исторические документы и определить особенности развития письменности на территории различных государств.

Предметом исследования являются письменные источники. Объект- исследование способа, процесса, формирования и развития письменности.

Проблема развития письменности описывается специалистами недавно. Интерес к ней сегодня увеличивается. Появилось много работ по данной проблеме. Среди них: М. И. Автократова, В.И. Буганов «Сокровищница документов прошлого» и многие другие работы актуальные в наше время.


Глава 1 Теоретический анализ возникновения письменности и появления документа


... – наука, то не возникало потребности выделять еще особую дисциплину, изучающую эту науку. Речь обычно шла о теории, истории и методике, выступающих в качестве разделов самой библиографии как науки о книге. Глава II. Теоретики библиографоведения 22 января 2008г. ушел из жизни замечательный ученый и педагог, ведущий специалист в отечественном библиографоведении, книговедении и социальной...

Разрабатываются с учетом возможности их компьютерной обработки. Они обязательны для применения во всех учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от их подчиненности и формы собственности. Глава 2. Влияние унификации документов на систему делопроизводства в различные исторические периоды 2.1 Приказное делопроизводство (XVI-XVII вв.) Об организации делопроизводства на ранних...

Ступенью для создания настоящей письменности, которая передает лингвистические единицы регулярными письмеными знаками.Иньское письмо Первым источником сведений о древнейшем периоде развития китайской письменности являются надписи на гадательных костях, обнаруженных в большом количестве при раскопках последней столицы династии Шан, которая находилась на месте современной деревни Сяотунь уезда...

Деятельности РФ” (29 декабря 1993 г.)); · Четвертый этап (Принятие федерального Закона “Об аудиторской деятельности” 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями 2002 г.). Четвертый этап в истории развития аудита в России ознаменован вступлением в силу ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 07.08.2001 №119-ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"(принят ГД ФС РФ 13.07.2001). К сегодняшнему дню его последняя...

КУРСОВАЯ РАБОТА

По Документоведению

Тема:

История развития документа и письменности

Введение

Глава 1 Теоретический анализ возникновения письменности и появления документа

1.1 Возникновение письменности

1.2 Развитие Греческой письменности

1.3 Древние рукописные книги

Глава 2. Понятие и значение документа в управленческой деятельности

2.1 Особенности делопроизводства в России

2.2 Столбовое (приказное) делопроизводство

2.3 Коллежское делопроизводство

2.4 Исполнительное делопроизводство

2.5 Делопроизводство в России в XX в

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Ведь прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но читали и гадали с помощью черт и резцов. Когда же крестились, то пытались записывать славянскую речь римскими и греческими письменами, без порядка. Но как можно хорошо написать греческими буквами? И так было многие годы. Потом же бог человеколюбец, который правил всеми не оставляет человеческого рода без знания, но всех приводит к познанию и спасению, помиловал род славянский и послал им святого Константина Философа, названного Кириллом, мужа праведного и истинного. И создал для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью. С первой буквы начал, как в греческой азбуке: они ведь начинают с «альфы», а он с «аз». И так обе начинаются с «аз». И как те создали азбуку, подражая еврейским письменам, так и он греческим. У евреев же первая буква «алеф», что значит «учение». И когда приводят ребенка для обучения, говорят ему учись, а это – «алеф». Сказания Черноризца храбра «О письменах»

Управленческая деятельность любой организации базируется на информации. Информация может передаваться устно, при помощи бумажных носителей или электронных средств. Большая часть информации (до 98%), используемой в управлении, оформляется в виде документов, что необходимо для осуществления контроля исполнения, решения спорных вопросов, анализа и исследования управления с целью повышения его эффективности и т.д. Документ в управлении выступает одновременно и как предмет труда управленческого работника, и как его результат.

Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Документ – это материальный объект с закрепленной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве. Основным материальным носителем является бумага. Документ выполняет следующие функции: информационную, организационную, коммуникативную, воспитательную.

Важнейшей среди названых функций является информационная функция. В документе фиксируются факты, события, явления практической и мысленной деятельности человека.

Документ обладает организационной функцией. С помощью документа обеспечивается воздействия на группы людей для организации и координации их деятельности. Внешние связи предприятий и организаций обеспечивает коммуникативная функция документов.

Документ несет юридическую функцию, поскольку его содержание используется как доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами деловых отношений.

Наконец, документ выполняет воспитательную функцию. Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческих кадров, повышает престиж организации в глазах деловых партнеров.

В древней Греции для письма использовали стило – палочку, заостренную с одного конца. Писали на восковых дощечках. С обратной стороны к стило прикреплялась лапка, которая заглаживала, то есть стирала ошибки.

Наши далекие предки писали также свинцовой палочкой, которая оставляет бледно-серого цвета буквы. Их легко можно было стереть хлебной мякотью или пемзой. Во Франции в XV веке был изобретен «Парижский» карандаш, или «соус». «Соус» готовился так: в сажу добавлялся угольный парашек и очень слабый клей.

Гусиное перо, а иногда воронье, павлинье, лебединое применяли для письма, уже начиная с VII века.

Для письма использовались такие предметы как бамбуковые листья, папирус, глина, песок, дерево, камни и многое другое. Самым древнем же средством письма являлся пергамент.

К примеру, во времена раскопок на греческом острове Крит археологи нашли небольшой диск, покрытый крохотными изображениями людей, кустами, птицами, рыбами. Ученые определили, что диску 4000 лет. Естественно рисунки были не очень четкие, отрывистые и не ясные, но со временем они превратились в настоящее искусство. Скорее всего, благодаря древним рисункам появилась не только письменность, но также и такое искусство как живопись.

Данная курсовая работа предназначена для совершенствования знаний в области «Документационного обеспечения управления», «Документоведения», а также для более углубленного изучения истории возникновения письменности и появления документа.

Работа содержит многочисленное количество информации как по специальности «Документационное обеспечение управление», так и по истории возникновения письменности и появление документа.

Данная работа представляет собой собранный материал для более углубленного познания истории развитии документа и письменности. В работе представлены таблицы, ссылки, рисунки и многое другое.

Документ – он же «свидетельство» или «способ доказательства» является не менее важной частью курсовой работы. Документ – результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной деятельности и мысленной деятельности человека. Он создается посредствам письма, графики, рисунка, фотографий звука - и видео записи.

Благодаря письменности появился не только документ, но и способ общения между людьми, способ изложения мысли.

Выбор темы помогает узнать не только интересные факты, но также просвещает в области появления письменности, как нашей истории, так и истории других наций и сословии.

Цель данной исследовательской работы: изучить условия, принципы, факторы, особенности развития письменности.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1.Определить сущность понятий «документ» и «письменность» и рассмотреть основные профессиональные определения, постоянно встречающиеся в истории развития письменности.

2.Проанализировать исторические документы и определить особенности развития письменности на территории различных государств.

Предметом исследования являются письменные источники. Объект- исследование способа, процесса, формирования и развития письменности.

Проблема развития письменности описывается специалистами недавно. Интерес к ней сегодня увеличивается. Появилось много работ по данной проблеме. Среди них: М. И. Автократова, В.И. Буганов «Сокровищница документов прошлого» и многие другие работы актуальные в наше время.

Глава 1 Теоретический анализ возникновения письменности и появления документа

1.1 Возникновение письменности

Наиболее древнейшие египетские тексты, дошедшие до нас, - это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятки художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н. э. Вероятно, существовали и более древние тексты, но они не сохранились.

Возникновение египетской письменности относятся к XXX в. до н. э. Особенности государственного устройства требовали введения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрицы, писцы и вельможи – о распространение грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек. Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатываются скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н. э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо – демотическое (народное).

В целом раннюю культуру Двуречья исследователи обозначают как Шумеро – Аккадскую . Двойное название связанно с тем, что Шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.

Аккадский язык ученые относят к семитской ветви афразийских языков. Аккадская письменность представлена словесно – слоговой клинописью. Древнейшие памятники аккадской письменности, выполненные на глиняных табличках, относятся к XXV в. до н. э.

Шумерская письменность намного старше. Она очень декоративная и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, шумерские придания говорят о том, и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мысли – завязывание узелков на веревке и зарубки на деревьях. Со временем рисуночное письмо видоизменилось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к их неполному, схематическому или символическому изображению. Это шаг в перед, однако, возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. Так, для многих сложных понятий вообще не существовало своих знаков и даже для того, чтобы обозначить такое привычное и понятное всем явление, как дождь, писцу приходилось соединять символ неба – звезду и символ воды – рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным. Записи делались на глиняных плитках или табличках: на мягкую глину нажимали углом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. В целом вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек и поэтому клинообразную письменность принято называть клинописью. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс. н. э. Это древнейшие в мире письменные памятники.

Покойников нередко хоронили вместе с их вещами. Такие предметы, как оружие, орудия труда, различные сосуды, архитектурные остатки, фрагменты материи, могут многое сказать нам о том, как жили эти люди. В гробницах и раскопанных остатках зданий часто можно найти статуи, настенные живописные росписи и мозаики с изображением сцен из повседневной жизни. Виды древнего письма были обнаружены на глиняных черепках, стенах зданий и свитках папируса (разновидность бумаги). Эти письмена рассказывают нам о древних правителях, законах и религиозных верованиях.

Изучение устных традиций

Как гибнут памятники старины

Издавна люди тщательно сохраняли сведения о про-шлом: передавали из поколения в поколение сказания о своих героях, записывали сведения о войнах и стихий-ных бедствиях, устанавливали памятники на местах сражений, снимали на киноплёнку важнейшие события. Материал с сайта

В любой семье хранят свою историю: старые пись-ма и документы, фотографии или кино- и видеозапи-си. Неслучайно говорят, что история — это прошлое, сохранившееся в памяти человечества. Но сохранить всё невозможно. Природные стихии могут мгновенно уничтожить остатки того, что веками создавалось людьми. Однако нельзя винить во всём только приро-ду. Человек своими непродуманными действиями то-же наносит непоправимый вред. Например: во время строительства новых жилых районов снесли церковь, построенную 200 лет назад; дети, занимаясь уборкой комнаты, выбросили старые бумаги, среди которых были дневники их бабушки.

Сил, которые способны уничтожить про-шлое, очень много. Но под слоем песка остатки селения могут сохраняться тысячи лет. После нашествия враже-ского войска город был уничтожен, но под землёй оста-лись фундаменты строений, множество предметов, при-надлежавших людям. В древнем монастыре сохрани-лась написанная несколько веков назад рукопись. На чердаке бабушкиного дома под грудой ненужных ве-щей оказалась старинная ручная мельница. Остатки прошлого можно найти повсюду.

Картинки (фото, рисунки)

  • Эти вещи сопровождали человека в разные времена
  • Письменные источники: 1 - страница рукописной книги; 2 - письмена на глине; 3 - страница печатной книги; 4 - письмо на бересте; 5 - свиток из папируса; 6 - надпись на резной кости
  • Вещественные источники: старинные народные женские и мужские костюмы
  • Предметы домашнего обихода, утварь, украшения, орудия труда - разнообразные вещественные источники
  • Великие памятники древности: 1 - Парфенон, Древняя Греция, V в. до н. э.; 2 - Большой Сфинкс, Древний Египет, 3-е тысячелетие до н. э.; 3 - мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Жемчужина мусульманского искусства в Индии. Построен в XVII в.; 4 - буддистский храм Хорюдзи, Япония. Самая древняя деревянная постройка в мире. В переводе на русский язык слово «хорюдзи» означает «храм процветания закона». Построен в VII в.

  • Почтовая станция XIX в. Россия, г. Екатеринбург. Почтовая станция в Екатеринбурге была построена в XIX в. Подобные станции в XVII-XIX вв. служи­ли средством сообщения между российскими городами. Здесь путешествующие могли поменять лошадей и отдох­нуть. Сейчас это здание - памятник архитектуры, музей, рассказывающий об истории почты в России.
  • Ветряная мельница. Голландия, недалеко от г. Роттердама. Ветряной мельнице, которая находится в Голландии, бо­лее 200 лет. Со временем она стала памятником истории развития техники.
  • Воротник кельтской мужской рубашки

Документ сопровождает человека от рождения до смерти и в нем фиксируются важнейшие события всей его жизни: рождение, окончание школы, получение специального среднего и высшего образования, вступление в брак и т.д. В далеком прошлом документ появляется прежде всего для того, чтобы закрепить, подтвердить право отдельного лица, семьи, рода на землю, какое-то имущество, право на власть и т.д.

Документ стал нужен для учета скота, денег, других ценностей, для передачи распоряжений правителя. Наличие или отсутствие какого-либо документа может изменить всю жизнь человека. Еще большую роль документ играет в жизни общества, закрепляя и отражая в законах порядок организации и управления государством, правила поведения людей, порядок их взаимоотношений, принятую мораль и т.д. Таким образом, документ может выполнять много функций, иметь различные назначения

Функция документа - это его общественная роль, социальное назначение, цель, задача.

Одной из важнейших функций любого документа, безусловно, является функция закрепления, запечатления информации. Именно она в решающей степени предопределяет создание документа. Человек таким образом пытается «остановить мгновение». В процессе реализации этой функции происходит как бы материализация информации, создающая необходимые предпосылки для выполнения документом ряда других функций.

Информационная функция - это способность документа удовлетворять потребности общества в информации, т.е. служить источником информации, знаний.

Способность документа служить «внешней памятью» человека и общества в целом, сохранять информацию и передавать ее от одного поколения к другому свойственна документам-памятникам (артефактам), обладающим особой социально-культурной и исторической ценностью (рукописная книга, редкие, особенно ценные и уникальные по содержанию, форме или условиям бытования во внешней среде документы)

Гедоническая функция - способность документа служить средством отдыха, развлечения, рационального использования свободного времени (произведения художественной литературы, издания по искусству, кинофильмы, компакт-диски, магнитные фонограммы и т.п.).

Зарождение, становление и развитие социальной системы возможно только с помощью информационных связей, которые зачастую находят материальное воплощение в документированной информации. Документы содержат самую разнообразную информацию о протекающих в обществе процессах, поэтому социальная информация изначально определяет социальную природу, сущность любого документа. Вместе с тем документ, будучи продуктом общественного развития, одновременно и сам оказывает определённое влияние на формирование и характер общественных отношений, тормозит или, наоборот, стимулирует их развитие. Поэтому изучение любого документа невозможно вне той социальной среды, в которой этот документ появился и где он функционирует.

Коммуникативная функция - это способность документа быть информативным средством передачи, обмена, коммуникации, общения, преемственности.

Коммуникативная функция предназначена не только для решения задачи трансляции информации в социальном пространстве, но также и для организации, упорядочения и поддержания информационных связей в обществе. Иначе говоря, она играет и передающую, и социально цементирующую роль.

Хранение информации не является самоцелью. Дело в том, что необходимым условием существования человеческого общества является знание своего прошлого, накопление информации о жизни предшествующих поколений с последующей её передачей во времени. Сохранённая документированная информация, оказавшись в ретроспективной среде, в дальнейшем активизируется главным образом усилиями исторической науки, занимающейся моделированием прошлого человеческого общества. В результате происходит реализация функции исторического источника, которая является разновидностью функции хранения информации и которой документы потенциально обладают с момента своего появления. Эта функция связана исключительно с ретроспективной средой бытования документов, поэтому относится к числу функций вторичного порядка.

Следует заметить, что исторический источник является сложной информационной структурой. Он содержит, наряду с открытыми, также и скрытые слои информации. Со временем, в связи с постоянно изменяющимися условиями жизни общества, возрастающими потребностями людей, скрытая информация может актуализироваться и всё более проявляться. К тому же постоянно совершенствуются и методы извлечения ретроспективной информации. Таким образом, функция документа как исторического источника практически не может быть исчерпана.

Правовая функция документа заключается в закреплении правовых норм и правоотношений в обществе. Этой функцией обладают прежде всего документы, которые устанавливают, закрепляют либо изменяют правовые нормы и правоотношения или прекращают их действие, а также иные документы, которые могут повлечь за собой определённые юридические последствия. Сюда относятся правовые акты органов государственной власти; судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты; акты управления, влекущие за собой определённые юридические последствия; документы, фиксирующие договорные отношения, а также удостоверительные документы (паспорта, дипломы об образовании, командировочные удостоверения и т.п.). Кроме того, правовую функцию на время могут приобрести и другие документы, например, для использования в качестве судебного доказательства.

Исторически одной из первых была востребована функция учёта, поскольку усложнение социальных связей, развитие экономических отношений вызвало к жизни уже на стадии аграрного общества потребность в документировании информации, т.е. регистрации, учёте населения, земли, урожая, скота, долгов и т.п. Выполняющие функцию учёта документы необходимы не только для решения многообразных хозяйственно-экономических задач, но также и для управления в целом социально-политическими, демографическими и другими процессами в обществе. Эта функция находит отражение прежде всего в бухгалтерской, статистической, плановой, отчётной документации.

Значительная часть документов выполняет познавательную функцию, которая отражает связь документированной информации с социальным познанием. Эта функция присуща прежде всего научной документации, поскольку целью научного познания является получение новой информации. При этом фиксация знаний на материальном носителе производится не ради самого знания, а прежде всего в практических целях, в частности, для понимания и успешного решения многообразных проблем развития общества.

Ряд документов обладает политической функцией, которая тесно связана с функцией управления, поскольку к сфере политики относится в первую очередь деятельность органов государственной власти и государственного управления. Политическая функция находит своё выражение прежде всего в документах, предназначенных для информационного обеспечения внутренней и внешней политики государства. Кроме того, политическую функцию выполняют документы политических партий, различных общественно-политических структур, партийно-политических объединений, блоков, политических деятелей и т.д. (разного рода программные материалы, манифесты, политические заявления, обращения и т.п.).

К политической примыкает идеологическая функция документа. Уже в древности у человека возникла потребность в фиксации на материальных носителях религиозных, нравственных, эстетических, философских и иных идей, взглядов, в которых проявлялось его отношение к окружающей действительности, находили отражение интересы различных социальных слоёв и групп населения. Благодаря этому, до наших дней дошли многие замечательные памятники человеческой мысли, духовных исканий наших далёких предков.

Вместе с тем хорошо известно, что документы, выполняющие идеологическую функцию, могут оказывать весьма существенное влияние на умонастроения и на социальное поведение значительных масс людей. Достаточно вспомнить о роли документов религиозного содержания в период Реформации в Западной и Центральной Европе или во время раскола Русской православной церкви в России. Порой документы выполняли роль своеобразного идеологического оружия, в частности, в период так называемой «холодной войны» двух мировых систем во второй половине XX века.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогического образования и сервисных технологий
Кафедра русского языка и литературы и методик их преподавания

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Документоведение»

Возникновение письменности, появление документа

Руководитель работы
канд.филол.наук, доц.Андреева С.А.
«___»______________2010 г.
Исполнитель
студентка 3 курса
Егорова Е.А.
«___»______________2010 г.

Магнитогорск 2010

Введение 3
5
1. История возникновения и развития письменности 5
1.1 Пиктография 9
1.2. Идеография 11
1.3. Слоговое письмо 16
1.4. Буквенно-звуковое письмо 19
1.5. Письменность на Руси IX-X вв. 20

Глава II Появление документа 27
2. Общая характеристика 27
2.1. Документы древнего Египта 28
2.2. Делопроизводство в Киевской Руси 30

Заключение 33
Список использованной литературы 34
Приложение 35

Введение

В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации. Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия.
Письмо – важнейшее средство передачи информации, речи, состоящее из знаков, изображений, слов, звуков. Благодаря письму люди могут использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством, развивать дальше наследие прошлого и сохранять опыт многих поколений для бедующего.
Главная цель работы – рассмотреть историю возникновения и развития письменности, разновидности письма, и появление первых документов.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- рассмотреть этапы возникновения письменности;
- рассмотреть историю русской письменности;
- рассмотреть первые документы, дошедшие до нашего времени.
Данная тема очень актуальна в наше время и будет всегда актуальна, так как в современном мире без документа не возможен практически ни один вид деятельности. А без письменности не было бы и документа.
Современные дети, выводящие свои первые буквы, не думают в это время о своих далеких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать. И все же судьба одного человека, не знай он письменности, изменилась бы не столь разительно, как судьба всего человечества.
Человек оказался включен в поток истории, благодаря средствам массовой информации он теперь знает о событиях, которых не когда не видел, при помощи иных средств, развившихся на основе письменности, он может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не переговорит. То, что делает человек сегодня, будут помнить не только его современники, но и далекие потомки.
Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работу предшественников.
Поэтому очень важно знать историю письменности, она дает нам возможность окунутся в прошлое и узнать как развивались наши далекие предки и что они донесли до нас с помощью письма.

Глава I Возникновение письменности

1. История возникновения и развития письменности

Воздавая должное святым Кириллу и Мефодию, мы порой забываем, что история нашей письменности началась за тысячелетия до рождения «солунских братьев». Рассматривая причудливую арабскую вязь или ажурное плетение индийского письма, мало кто из нас задумывается о том, что перед нами по сути те же знакомые нам буквы, только написанные несколько иначе. Поражаясь многообразию алфавитов мира, мы удивляемся, когда нам говорят, что практически все используемые в мире письменные системы восходят к египетским иероглифам. Кроме тех, что восходят к иероглифам китайским.
Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Почти во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько.
Надписи находят на стенах гробниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки. При раскопках Ниневии обнаружили 25000 клинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты.
Родиной письменности по праву является Древний Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Различные народы Древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность, создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.
Существует 2 гипотезы о зарождении письменности:
- моногенеза
- полигенеза
Письменность представлена в 3-ёх первичных очагах, связь которых не доказана:

    Месопотамский (шумеры)
    Египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
    Письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер)
Как уже было сказано, письменность всюду развивалась однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращалась в графическую систему. Рисуночное письмо превращалось в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке написан текст. Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Письмо начертательное началось с рисунков. В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок – пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы – лодку, дом и другое.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма. Изображение теряет связь с предметом. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
Китайские иероглифы возникли из рисунков. До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка. Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, так как ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками – иероглифами.
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей - и письменность появилась.
Далее, в своей работе я попытаюсь более подробно рассмотреть этапы зарождения письменности.
Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма 1:
- пиктографическое письмо;
- идеографическое письмо;
- слоговое письмо;
- буквенно-звуковое письмо.

1.1.Пиктография

Древнейший, самый первоначальный тип письма – это пиктографическое письмо (от лат. pictus «картинный, нарисованный» и греч. grapho «пишу»). Основными средствами этого письма были более или менее сложные рисунки сюжетного, повествовательного характера или же серии рисунков. Оно представляет собой преднамеренное изображение на камне, дереве, глине предметов, действий, событий и т.п. с целью общения. При помощи таких рисунков передавались на расстояние различные сообщения (например, военные, охотничьи) или же закреплялись во времени какие-либо памятные события, например, условие торгового обмена или сообщения о военных походах (на надгробных памятниках вождей).
Пиктографическое письмо посредством рисунка, которое называется пиктограммой, передает высказывание в целом, не расчленяя его на отдельные слова графическими элементами пиктограммы. В соответствии с этим отдельные элементы пиктограммы выступают как части единого целого и могут быть правильно поняты только в связи друг с другом. Иногда в этом письме использовались и простейшие условные знаки, например черточки, указывавшие на количество предметов, о которых шла речь, условные знаки племенной собственности, календарные обозначения месяцев и т.п.
Пиктограмма представляла собой схематический рисунок, художественное достоинство которого не имело существенного значения. Здесь важно было только, чтобы рисунок что-то сообщал, а нарисованное правильно опознавалось теми, кому оно адресовалось.
Пиктография передавала только содержание высказывания, не отражая языковых особенностей передаваемого сообщения (звучания слов, их грамматических форм, последовательности слов и т.д.).
Когда же и из каких источников возникло первоначальное пиктографическое письмо? Важнейшим источником его формирования послужила первобытная живопись (первые следы первобытного искусства относятся к эпохе верхнего (позднего) палеолита (40-25 тысяч лет до н.э.) 2 . До нас дошло много рисунков, но не все они являются письмом. Многие из них служили для выражения и удовлетворения только эстетических потребностей первобытных людей или использовались в магически-культовых целях.
Появление пиктографического письма связывается с периодом, когда первобытные рисунки начинают применяться не только для эстетических и религиозно-культовых потребностей, но и как средство коммуникации, т.е. как средство передачи сообщений в дополнение к устному рассказу и закрепления сообщений в памяти рассказчика или слушателя. Как полагают, это относится к эпохе неолита, который начался для большинства народов с 8-6 тысячелетия до н.э.
Судя по тем сведениям, которые дошли до нас из отдаленных эпох, а, также учитывая данные этнографии большинства народов, можно заключить, что пиктографическое письмо выполняло самые разнообразные функции.
Известны следующие разновидности пиктограмм:

    различные записи условий обмена предметов охоты, рыбной ловли и т.д.;
    сообщения о боевых походах, стычках, охоте;
    разные письма, в том числе и любовные;
    племенные летописи-хроники;
    надгробные мемориальные надписи;
    записи магических и заклинательных формул, легенд, обычаев, заповедей.
Первый этап в истории пиктографии представлен простейшими рисунками, изображающими события, вещи, явления.
Это первоначальное, зачаточное письмо обычно появлялось в период развития племенного строя. Формирование его было обусловлено превращением небольших и разрозненных родовых групп в более крупные племенные общины, а также развитием между ними постоянных торгово-обменных или иных связей. Пиктографическое письмо широко применялось еще в сравнительно недавнем прошлом племенами американских индейцев, многими народами Крайнего Севера и некоторыми африканскими племенами.
То, что пиктография обычно обладала наглядностью и была доступна для всех, являлось положительным фактором. Однако пиктографическому письму были свойственны и существенные недостатки. Будучи несовершенным и неупорядоченным письмом, пиктография допускала разные толкование сообщений и не давала возможность передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография была не приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению, является абстрактным (бодрость, храбрость, зоркость и т.д.). По этой причине пиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого общества перестало удовлетворять потребности письменного общения. И тогда на его почве возникает другой тип письма, более совершенный, - письмо идеографическое.

1.2. Идеография

Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью. Это так называемая «внутренняя» эволюция письма, заключавшаяся, прежде всего в формировании знаков для «непредметных слов» - глаголов, прилагательных и абстрактных существительных или путем использования изобразительных знаков в «переносных» значениях, или путем образования новых знаков.
Идеография - это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят. Поэтому, например, в китайской иероглифической письменности омонимы передаются разными иероглифами, а звучат они и морфологически построены одинаково.
Идеография применяется в качестве дорожных знаков (зигзаг как знак поворота дороги, восклицательный знак как знак «осторожно» и т.д.). К идеографии относятся разнообразные условные знаки в картографии и топографии (знаки полезных ископаемых, кружки и точки для обозначения населенных пунктов и т.д.), знак черепа и костей на электросети высокого напряжения, эмблема медицины (змея и чаша с ядом)
К иероглифике относятся цифры, выражающие понятие числа, или специальные символы наук: математические, химические, шахматные и т.п. Потребность науки в идеографии объясняется тем, что науке необходимо выразить понятие во-первых, точно; во-вторых, кратко; в-третьих, сделать понятие международным, так как в качестве иероглифа оно не связано с языком.
Конечно, идеографическое письмо – это письмо для «посвященных» – надо знать знаки, соответствующие данной области знания.
Основным видом современного письма служит фонематическая фонография, хотя наряду с этим используются и другие ее приемы. Так, в русском письме наряду с нормальным употреблением букв как графических знаков для фонем языка встречается слоговое использование графических знаков (Я-[йа]; ею [йэйу]).
В связи с тем, что идеограммы непосредственно связаны не со звучанием, как это наблюдается в звуковом письме, а со значением слова, они могут быть использованы в международном масштабе, т. е. в письменных системах различных языков для обозначения одних и тех же по значению, но разных по звучанию слов. Именно благодаря этой особенности идеографии многие идеографические знаки сохранились и получили широкое распространение в современных буквенно-звуковых системах письма. К числу таких знаков относятся цифры, алгебраические, химические, астрономические, картографические и топографические условные обозначения, знаки различия воинских званий, родов войск, а также условные обозначения в системе дорожных знаков и т. д.
Однако наряду с достоинствами идеографическая письменность обладает и рядом существенных недостатков по сравнению со слоговым и звуковым письмом. Важнейшими из них являются следующие:
Во-первых, громоздкий характер идеографических систем, порождающий сложность усвоения их. Пишущий ведь не изобретает идеограмм, как это наблюдалось в пиктографии, а берет их готовыми из существующего подбора, т. е. иероглифического алфавита, выучивая изапоминая не только графический облик идеограммы (иероглифа), но и значение и звучание обозначаемого ею слова. А это осуществить не так легко, если учитывать, что количество идеограмм (иероглифов) может исчисляться тысячами.
Во-вторых, трудность передачи при помощи идеограмм, обозначающих слова, грамматических форм слов. В связи с этим грамматические значения приходится передавать специальными значками, которые также надо запоминать. Это ещеболее усложняет идеографическое письмо.
Присущие идеографическим системам письма недостатки все более давали о себе знать по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, увеличения числа людей, пользующихся письмом в практических целях. Они-то и послужили основной причиной перехода идеографических систем к слоговым и звуковым.
Кроме того, в историческом развитии идеограмм прослеживается движение от изобразительных знаков к знакам условным, но еще сохраняющим наглядную мотивировку, а затем уже к чисто условным знакам, утратившим всякий след наглядной изобразительности.
В любом виде идеографического письма имеются, конечно, и элементы звуковых знаков; поэтому для дешифровки письменности древних эпох возникает новая трудность: когда данный знак является идеограммой и когда тот же знак служит обозначением фонетического явления (слога, звука).
Новый этап развития письма возник в странах Ближнего Востока в связи с целым рядом исторических событий.
На данном этапе развития письменности главное было в том, что надо было письмо сделать более доступным для пользующихся им, а количество таких людей все возрастало в связи с развитием торговли, передвижений и, наконец, с установлением государственности.
В связи с этим были разные попытки упростить способ письма. Исходя из связи языка и письма, эти попытки могли быть разными.
Во-первых, в отношении к лексике. Таким путем пошла китайская письменность. Так, для обозначения понятия «слеза» нужно было сочетать два знака: «глаза» и «воды»; для того чтобы выразить понятие «лаять», надо было соединить знаки «собаки» и «рта». Иногда логика этих сочетаний делается малопонятной, например в китайском письме иероглиф «корабля» в сочетании со знаком «пламени» надо понимать «пожар», а в сочетании со знаком «рта» - «болтливость»
Этот путь сокращения идеографического алфавита был малопродуктивным.
Другой путь сокращения и упрощения идеографического письма связан с грамматикой. Так, можно корням оставить их иероглифы, а в производных формах от этих корней употреблять дополнительные иероглифы со значением аффиксов; но этот путь доступен только для тех языков, где есть членимость слова на корень и аффиксы. Однако такой метод очень в малой степени может обеспечить сокращение алфавита, так как количество корней почти безгранично, а для каждого корня нужен свой иероглиф.
Самый продуктивный способ оказался в фонографии, когда письмо стало передавать язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличий.
Еще египтяне и ассиро-вавилоняне делали попытки передачи в письме фонетической стороны языка. Ассиро-вавилоняне свои сложные слова стали разлагать на «кусочки», созвучные с короткими словами шумерского языка (откуда ассиро-вавилоняне получили свою письменность), т. е. в конце концов - на слоги. Тогда иероглиф стал обозначать слог.
Для пояснения такого разложения слова можно привести следующий пример: если бы мы русское имя Шура разложили на шу и ра и передали эти куски в соответствии с их французским значением шу (chou) - «капуста» и pa (rat) - «крыса», то мы изобразили бы иероглифами «капусты» и «крысы» это имя. Именно таким образом возник первый этап развития фонографии -силлабической, или слоговой.
Идеограммами мы называем письменные знаки, передающие значащие единицы языка непосредственно (не через передачу звучания этих единиц). Типичными примерами идеограмм являются цифры, знаки «+» или «=». Когда мы пишем цифру «5», мы передаем некоторую идею, не обращаясь к звучанию и к фонемному составу слова «пять», независимо от того, какой это язык: русский, английский, французский и т.п. Поэтому русский, англичанин или француз, читая цифру «5», произнесут ее по-разному, но поймут одинаково. В отличие от фонограмм идеограммы, как правило, не предполагают точного соответствия определенным формам языка. Так, знак «=» может быть прочитан и как «равно», и как «равняется», и в соответствующем контексте как форма того или иного косвенного падежа.
Идеограммы, соотносимые с целыми словами называют логограммами. Они являются важнейшим типом идеограмм. Встречаются также морфемограммы, служащие обозначением морфем: так, в немецком письме точка после цифры соответствует суффиксу порядкового числительного. Особое место занимают идеограммы-разделители (пробел между словами, знаки препинания) и идеограммы-классификаторы, выделяющие какой-либо класс значащих единиц, например прописная буква, когда она указывает, что перед нами имя собственное (город «Орел» в отличие от птицы «орел») или в немецком письме указывает, что перед нами имя существительное («Kraft” – “сила” в отличие от «kraft» - «в силу»). Наконец, есть знаки, соответствующие целым сообщениям, их можно назвать фразограммами: стрелки – указатели направления, знаки запрета. Но фразограммы, строго говоря, стоят уже вне собственно письма, всегда предполагающего так или иначе расчлененную передачу звукового сообщения.
Идеограммы можно разделить на разновидности и по иному принципу. Некоторые из них содержат элементы наглядной изобразительности, то есть своим начертанием как-то напоминают предмет, обозначаемый данным словом или словосочетанием (например, предметные вывески: изображение очков как знак магазина оптики), другие обозначают арифметические действия и т.д.
Зарождение государства, развитие общественного производства и торговли послужили стимулом для дальнейшего развития идеографического письма. Появилась потребность писать быстрее, передавать более сложные и длинные тексты. Это привело к большей схематизации рисунков, к превращению их в еще более условные знаки – иероглифы. Так на основе идеографии возникло иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии.
и т.д.................

Поделиться: