Нормативно правовые акты издаются. Нормативно-правовые акты в российской федерации

Правовая система большинства современных государств функционирует на основе нормативных актов. Подобного типа источники права в российской юридической системе представлены в самом широком спектре разновидностей. Какие органы власти отвечают за принятие нормативных актов в РФ? Какова специфика субординации соответствующих источников права в аспекте сопоставления юридической силы?

Нормативные акты в системе источников права

Нормативные акты - это один из наиболее распространенных в современных государствах видов источников права. В зависимости от конкретной страны, они будут являться ведущими или же сочетаться с иными категориями, такими как, например, правовой обычай или судебные прецеденты. Основной признак, который характеризует нормативные акты - издаются они при непосредственном участии политических институтов (законодательных, исполнительных органов). Это значит, что во всех случаях они будут иметь официальный, общеобязательный характер. Рассмотрим прочие признаки, характеризующие нормативные акты.

Признаки нормативных актов

Прежде всего отметим, что источники права, о которых идет речь, носят правотворческий характер. Нормы посредством них устанавливаются, корректируются или отменяются. Другой важнейший признак нормативных актов - они издаются в пределах компетенции конкретного органа власти (например, парламента). Соответствующие источники права имеют письменную форму, а также обладают различными реквизитами (если говорить о российской юридической традиции, то в числе таковых - вид, принявший орган, дата и место утверждения акта, его номер).

Нормативные акты не должны противоречить тем источникам права, у которых юридическая сила выше. Также они должны быть публичными. Нормативные акты - это источники права, направленные, главным образом, на регулирование отношений в социуме в целом или в рамках некоторой социальной группы. Если тот или иной акт не будет этому критерию соответствовать, то нормативным его считать не корректно.

Соотношение законов и нормативных актов

Закон и нормативный акт - это одно и то же? Все зависит от интерпретации данных терминов, вариантов которой может быть много. Закон в общеправовом смысле - это любой источник права, в том числе и тот, что основан, например, на правовых обычаях. В этом смысле рассматриваемые термины могут выступать синонимами, так как любой нормативный акт так или иначе будет законом. Однако возможны и иные трактовки исследуемых понятий.

Закон в узком смысле - это правовой акт, принимаемый представительным органом власти - Парламентом. При этом в юридической системе государства могут существовать те или иные виды нормативных актов, в разработке и утверждении которых Парламент участия не принимает. Если говорить о российской модели, это могут быть Указы Президента РФ или же Постановления Правительства.

Указ главы государства - это нормативный акт, но не «закон» в узком смысле этого слова. И потому отождествлять в данном контексте рассматриваемые термины некорректно. В свою очередь, Госдума и Совет Федерации разрабатывают и утверждают правовые акты, классифицируемые как «законы», но в более узком значении. Поскольку они считаются нормативными актами, то в этом контексте отождествлять изучаемые нами термины можно.

Критерии юридической силы нормативного акта

В чем выражается юридическая сила источников права, о которых идет речь? Если говорить о юридической модели, сформировавшейся в РФ, можно отметить, что нормативные акты Российской Федерации в любом случае соответствуют принципам, определенным на уровне Конституции страны, а также той классификации, что излагается в основном законе государства. Соблюдается принцип соподчиненности источников права.

Классификация актов: Конституция

Рассмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой модели. Ключевой закон России - это Конституция. Особенность данного нормативного акта - в том, что он призван обеспечивать баланс интересов различных групп социума, а также формулировать базовые положения, отражающие принципы общественного контракта между гражданами и государством.

Российская Конституция - это нормативный акт, характеризующийся высшей юридической силой. Он учреждает ключевые принципы управления государством, которые должны быть раскрыты в нормативных актах с более низкой юридической силой. Специфика Конституции РФ в том, что она утверждается в ходе прямого голосования гражданами РФ. Остальные органы государственного управления формируются в соответствии с конституционными нормами.

Классификация актов: законы

Ступенью ниже относительно юридической силы Конституции в правовой системе РФ располагаются законы. Они представляют собой государственные нормативные акты, принятые законодательным органом власти. В российском варианте он может быть федеральным или региональным. Законы характеризуются рядом особых признаков. Рассмотрим их.

Во-первых, предполагается, что в законах отражена воля граждан страны, которая делегирована посредством представительных органов власти. Во-вторых, законы характеризуются наибольшей длительностью действия в сравнении с иными нормативными актами с меньшей юридической силой. В-третьих, данного типа нормативные акты РФ принимаются в особом процессуальном порядке.

Законы в РФ представлены на двух уровнях - федеральном и региональном. Какие относятся к первым? На верхней ступени - Федеральные конституционные законы. Далее равную юридическую силу имеют два типа актов. Во-первых, это Федеральные законы - источники права, принятые по факту утверждения Конституции РФ в 1993 году. Во-вторых, это законы (называемые иногда «обычными») - источники права, принятые до того, как был утвержден основной закон страны. Кодексы - Гражданский, Семейный, Налоговый и другие относятся к ФЗ.

Можно отметить, что Закон РФ о поправках к Конституции играет особую роль в правовой системе РФ. Данный акт характеризуется существенными ограничениями в аспекте круга лиц, которые имеют право вносить его на обсуждение в Парламент. Также одобрять его должны субъекты РФ.

Рассмотрим подробнее специфику различных видов российских Законов, а также иных источников права, которые могут иметь признаки правовых норм. Начнем с Федеральных конституционных законов - вторых по юридической силе актов после Конституции России.

Федеральные конституционные законы

Данные нормативные акты - это инструмент регулирования государством ключевых общественных отношений, о которых идет речь в Конституции России. Значительная часть ФКЗ направлена на юридическое оформление статуса ключевых политических институтов. В частности, к таковым актам можно отнести ФКЗ о Правительстве РФ или, например, о Конституционном Суде России. Иные ФКЗ регулируют различные правовые состояния. К таковым можно отнести закон, определяющий условия и порядок введения в государстве чрезвычайных положений. Федеральные конституционные законы - главный источник права в рамках прецедентов, отражающих изменения в территориальном составе РФ - например, при принятии в Россию новых субъектов. Для того чтобы ФКЗ был принят, за него должны проголосовать не менее чем две трети депутатов Госдумы, а также три четверти сенаторов Совета Федерации.

Федеральные законы

Данные федеральные нормативные акты - в числе самых многочисленных. При этом ФЗ на практике могут быть представлены в достаточно широком спектре разновидностей. Так, например, разновидностью ФЗ являются различные Кодексы, которые представляют собой систематизированные источники, призванные регулировать ту или иную сферу общественных коммуникаций.

Многие Кодексы считаются основополагающими актами в тех или иных сферах социального взаимодействия. Например, ГК РФ - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой в среде гражданско-правовых актов. Схожую роль играют Бюджетный, Семейный, Налоговый Кодексы.

Законы о ратификации

Можно отметить, что в российской правовой системе есть особый вид нормативных актов - федеральные законы, ратифицирующие (или, наоборот, денонсирующие) различные международные соглашения России. Работают данные источники права в соответствии с положениями 15-й, а также 106-й статей Конституции России.

Главная особенность данных нормативных актов - они имеют юридическую силу выше, чем законы, принимаемые внутри государства.

Подзаконные нормативные акты федерального уровня

Есть в российской системе также подзаконные нормативные акты. Это могут быть указы главы государства, постановления Правительства и иные источники права, призванные дополнять федеральные и иные законы. Их юридическая сила ниже, чем у ФЗ и ФКЗ, но и процедура их принятия гораздо проще: Президенту РФ, например, не требуется согласовывать свои действия с Парламентом. Однако издать прямо противоречащий положению ФЗ и ФКЗ Указ глава российского государства не может.

Указы Президента

Основная роль Указов - придание статуса нормативных актов компетенциям Президента РФ, которые зафиксированы в 4-й главе Конституции России. Указы главы государства обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они, как мы уже отметили выше, не должны противоречить ФЗ, ФКЗ, а также, разумеется, Конституции. Можно отметить, что некоторые Указы Президента относятся к категории ненормативных. В самом начале статьи мы определили один из критериев отнесения того или иного источника права к нормативным актам - публичность. Соответственно, те Указы главы государства, положения в которых не предполагают этого критерия (то есть направленные на узкий круг лиц), относятся к ненормативным. Подобные акты могут быть связаны, например, с отставками или назначениями в Администрации Президента и иных органах власти.

Постановления Правительства

Постановление Правительства РФ - это также нормативный юридический акт, относящийся к категории подзаконных. Издаются они на основе положений конституции РФ, различных ФЗ или же Указов главы государства. Они также обязательны для соблюдения во всех регионах страны. При этом Президент РФ вправе отменять Постановления высшего исполнительного органа власти, если они противоречат основному закону страны (Конституции), ФЗ или же Указам главы государства. Исполняются Постановления в пределах предметов ведения, которые могут относиться к РФ или же в совместном порядке к РФ и субъектам. Таким образом, исполнительные органы на федеральном и региональном уровне функционируют в рамках единой системы.

В структуре Правительства РФ работают различные министерства и ведомства. Они также могут издавать нормативные акты. Это могут быть инструкции, письма, приказы, положения и т. д. Их юридической силы достаточно с точки зрения обязательности исполнения гражданами и организациями, участвующим в сфере правоотношений, которая регулируется соответствующим актом. Источники права, которые издают федеральные органы, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции России, а также впоследствии опубликованы.

Региональные законы

Россия - федеративное государство. Данная модель политического устройства предполагает достаточно выраженную автономию административно-территориальных субъектов - республик, краев, областей. В каждом из регионов РФ действует собственная система нормативных актов.

Субъекты РФ в статусе краев и областей имеют Уставы, те, что являются республиками, - Конституции. Их роль, в целом, схожа с той, что выполняет основной закон России. То есть, данные правовые акты фиксируют формирование политических институтов, регламентируют ключевые общественные отношения. Конституциям и Уставам должны соответствовать все правовые акты, утверждаемые на территории субъекта. В свою очередь, ни один из актов, принимаемых в регионе, не должен противоречить какому-либо федеральному закону или Конституции государства.

Региональные законы утверждаются представительными органами власти, в формировании которых участвуют граждане, проживающие в субъекте федерации. В ряде случаев данные правовые акты могут разрабатываться, исходя из критериев совместного ведения. Например, если на федеральном уровне выработан тот или иной закон, то его специфика может предполагать издание актов, обеспечивающих его реализацию, парламентами регионов. По аналогии с Указами Президента и Постановлениями Правительства, собственные нормативные акты могут издавать главы регионов, а также исполнительные органы в субъектах.

Муниципальные законы

В Конституции РФ определено, что система местного самоуправления в России должна быть отделена от государственного. Муниципалитеты могут создавать в пределах своей компетенции собственные нормативные акты. Это могут быть различные решения, приказы или, например, распоряжения. Наибольшая юридическая сила характерна для Уставов муниципалитетов. Те акты, которые издаются органами местного самоуправления, обязательны к исполнению для жителей муниципалитетов.

Корпоративная специфика

Термин «нормативный акт» может применяться не только в аспекте деятельности государства, но также и в сфере гражданских правоотношений. Так, например, существуют нормативные акты организации, предприятия - коммерческого или же не имеющего отношения к бизнесу. Однако предмет их ведения предельно локализован. Более того, издавать собственные источники права предприятие может, основываясь на положениях ограниченной группы государственных нормативных актов.

Так, например, 8-я статья ТК РФ дает организациям подобное право - издавать свои источники права локально. Нормативные акты организаций могут быть направлены на реализацию тех или иных норм трудового права в структуре отдельной компании. Например, они могут устанавливать те или иные правила внутреннего распорядка в организации, предопределять технологические аспекты взаимодействия сотрудников. Во многих случаях их принятие требует согласования с профсоюзом. Разумеется, принятые локально нормативные акты не должны противоречить иным источникам права, действующим в стране.

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются , либо изменяются , либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций , т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

2. Нормативные акты должны иметь структуру , а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).

Виды нормативных актов

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: и . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов - кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Понятие нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).

Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт , общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

Это — акт правотворчества , устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.

Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур , призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определенного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

Виды нормативно-правовых актов

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов :

  • указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
  • постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

  • государственных органов;
  • иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
  • совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • локальные.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

Введение………………………………………………………………….3

1 нормативно-правовой акт в системе правовых актов ……………………4

1.1 нормативно-правовой акт. Понятие……………………………………...4

1.2 нормативно-правовой акт. Признаки…………………………………….6

1.3 виды нормативно-правовых актов……………………………………….12

2 закон – основной вид нормативно-правовых актов………………………19

2.1 понятие закона и его признаков…………………………………………19

2.2 виды законов………………………………………………………………22

2.3 структура закона…………………………………………………………..26

3 действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………………………….29

3.1 действие нормативно-правового акта во времени………………………29

3.2 действие нормативно-правового акта в пространстве…………………..31

3.3 действие нормативно-правового акта по кругу лиц…………………….35

Заключение…………………………………………………………………….38

Список использованных источников и литературы………………………...39

введение

Для каждого гражданина, где бы он ни работал и какой бы деятельностью ни занимался, право всегда воспринимается как те или иные акты. Правовые акты – наглядное структурное выражение права. И их нужно хорошо знать, умело готовить и правильно применять.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нём выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные, с точки зрения личности, её интересов и потребностей, общественные отношения. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. Нормативно-правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Именно поэтому, считаю выбранную тему работы своевременной и актуальной.

В работе были рассмотрены труды многих ученых, таких как: Бабаев В.К, Кудрявцев В.Н, Лазарев В.В и другие.

Целью данной курсовой работы, является изучение нормативно-правовых актов в системе правовых актов.

Задачи работы:

1. Рассмотреть нормативно-правовой акт в системе правовых актов: понятие, признаки, виды.

2. Проанализировать закон как основной вид нормативно-правовых актов.

3. Изучить действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Методы: анализ, синтез.

    нормативно-правовой акт в системе правовых актов

      нормативно-правовой акт. Понятие

Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах. Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это - акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.).

К нормативно-правовым актам относятся кон­ституции, другие законы, нормативные решения органов исполнитель­ной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Дру­гие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулирова­нии общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координи­руют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический пе­риод.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юри­дических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуис­тический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения опреде­ленного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенно­го выражения.

С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом обще­ственного прогресса.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осу­ществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование рас­пространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непо­средственно касались интересов государственной власти. Частные иму­щественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нор­мативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобла­дающей формой правового регулирование общественных отношений.

Таким образом, нормативно - правовой акт - это акт правотворчества, в ко­тором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством.

      нормативно-правовой акт. Признаки

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространённым источником права.

В отличие от других источников права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

    Нормативно - правовой акт несет волевое содержание.

Относительно того, чью волю призван воплощать и реально воплощает данный акт, постоянно ведутся споры. Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли. По мнению С.С.Алексеева, независимо от органа или организации, принявших акт, «во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность, авторитарность». В столь же четком позитивистском ключе выступает и Н.М.Марченко, по мнению которого через нормативные акты «преломляется государственная воля». Позитивистские традиции имеют давние корни, были отражены еще в работах Г.Ф. Шершеневича. Он отмечал, что «норма права исходит непосредственно от государственной власти, составляет прямое выражение воли органов власти». Именно этот признак представляется исследователю принципиальным для выделения нормативных правовых актов из числа иных форм права. Г.Ф. Шершеневич допускает возникновение определенных форм вне государства (обычного права, канонов). Различие в том, что нормативные акты государство создает, а иные формы оно санкционирует.

Российской юридической науке свойственны не только позитивистские взгляды. Социологический подход, без которого демократическое правотворчество не представляется возможным, имел величайших сторонников на рубеже ХIХ-ХХ веков. Одним из них был Л. Кассо. Ученый достаточно негативно относится к такой форме права как законодательство. Источники его несовершенства он видел в различных плоскостях: 1) отсутствие связи между законодательной деятельностью и научной разработкой права; 2) посредственная рецепция отрывочного характера как следствие 1-го; 3) заимствование из иностранных источников даже в виде интерпретации.

Обобщая сказанное, можно констатировать наличие противоречащих тенденций в трактовке волевого содержания нормативного правового акта. Одно направление идет в сторону сужения круга лиц, чьи интересы он выражает. Второе направление – в сторону увеличения до отражения всеобщего интереса.

2) Официальный характер также выступает немаловажным признаком нормативно - правового акта. Издаваемый органами государственной власти или иными уполномоченными органами, акт несет на себе отпечаток силы, его породившей. Официальный характер нормативные правовые акты получают в ввиду его связи с государством.

Тот факт, что нормативно - правовой акт предназначен для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе «государство – общество». Эту роль выполняет опубликование нормативных правовых актов для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. Именно в связи с официальным характером нормативных правовых актов устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведения других лиц. Способы осуществления этой деятельности за прошедшие столетия развивались и совершенствовались.

Требование о безусловной необходимости официального опубликования нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, впервые было установлено 29 ноября 1990 года Заключением Комитета Конституционного надзора СССР № 12 (2-12) «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан». В соответствии с Заключением официальное опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, т.е. доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов.

3) Правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак представляется важнейшим, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Н.М.Марченко полагает, что «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности». По мнению С.С.Алексева, «собственная структура законодательства проявляется в вертикальной плоскости. Она выражается в иерархическом построении нормативных юридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень в иерархической структуре». Не случайно именно вопросам иерархичности современных актов посвящаются монографические исследования. Благодаря иерархичности может проводится идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать.

Необходимая иерархичность имеет место в случае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актах по основаниям, включая юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. А компетентные органы государственной власти должны осуществлять законные действия по защите этой системы от нарушений.

4) Всеобщий характер также выступает важным признаком нормативно - правового акта. Он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение. По мнению А.Ф. Шебанова, нормативно - правовые акты содержат «правовые нормы, т.е… правила поведения общего характера, направленные на регулирование общественных отношений того или иного определенного вида».

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, т.к. именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства. Нормативный характер акта, по мнению Верховного Суда РФ, выражается в том, что он касается неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.

Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

Таким образом, типичность отношений сообщает акту нормативный характер. Он одинаково предназначен для всех субъектов, не адресован никому персонально. Благодаря этому признаку право может выступать мерой, равным масштабом поведения для других лиц.

5) Для характеристики нормативно - правового акта исключительно большое значение имеет его документарная природа. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник права, и как форма права, и как акт-документ. Еще в 1973 году С.С. Алексеев подчеркивал значение юридической техники, под которой он понимает «средства и приемы документарного выражения нормативного акта,… средства и приемы специально-юридического изложения их содержания».

Вопросы формы, структуры и текста не достаточно освещены в законах. Этот пробел восполняется в подзаконных актах. Они же регулируют вопросы юридической техники применительно к законам.

Таким образом, нормативный правовой акт – это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

6) Для проникновения в сущность нормативно - правового акта важны процедурные вопросы. Так, например, Г.Ф. Шершеневич указал, что «признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке». Этот признак представлялся ему столь значительным, что он предлагает в зависимости от его реализации определять политический режим государства: «Если в конституционных государствах, - пишет ученый, - граждане стремятся оградить себя твердым законодательным порядком от произвола исполнительных органов, то при абсолютном режиме монарх заинтересован в том, чтобы подданные знали и выполняли его волю, а для этого он должен установить форму, которая служила бы для подданных ручательством, что дошедшее до них повеление выражает действительную волю монарха».

Российское государство создало достаточно развитый механизм регулирования правотворчества. Основные идеи, принципы, конструкция законодательного процесса получили закрепление в Конституции РФ. Конституционный Суд РФ установил, что «из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задачи обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать установленную Конституцией Российской Федерации процедуру законотворчества». К сожалению, в законах эти основополагающие тезисы дальнейшего развития пока не получили. Попытки принятия процедурного документа в виде закона «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов» не дали результата. Цель данного законопроекта в установлении процессуальных правил, тогда как закон «О нормативных правовых актах в РФ» выполнял бы роль материального акта. Эта идея пока не получила своего завершения, в силу чего сохранился порядок регламентного регулирования внутренними актами палат Федерального Собрания.

7) Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания. Например, Президент РФ создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответствующих юридических нормах. Например, в общих чертах она закреплена в статьях 71 и 72 Конституции РФ. В данном признаке фактически объединены два, однако разъединение их затруднительно. С одной стороны, орган должен соблюдать требования к форме (указ, приказ и др.), с другой – к содержанию. Второе требование означает, что каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пределы представляет собой нарушение компетенции.

Компетенция правотворческих органов может носить всеобщее значение, а может относиться к отдельным стадиям принятия нормативного правового акта. Так, Верховный Суд РФ разъяснил, что «исходя из общего принципа правотворчества, дозволяющего на стадии принятия акта действия лишь строго в пределах специальной компетенции участников процесса, предоставление (делегирование) права подписания нормативных актов этими участниками другим лицам недопустимо, если иное прямо не предусмотрено юридическим актом не ниже уровня, на котором определена специальная компетенция».

8) Нормативно - правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, т. к. их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между людьми (как индивидами, так и их коллективами). Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

С учетом сказанного можно выделить следующие признаки нормативно - правового акта: 1) волевое содержание; 2) официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) нормативность; 5) принимается в специальной процедуре; 6) издается компетентными органами и лицами; 7) регулирует общественные отношения; 8) издается управомоченными органами и лицами; 9) гарантируется принудительной силой государства; 10) имеет форму и структуру, установленные законом.

      виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 1 Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов - кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нём выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные, с точки зрения личности, её интересов и потребностей, общественные отношения. К нормативно-правовым актам относятся кон­ституции, другие законы, нормативные решения органов исполнитель­ной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

В юридической системе России многообразие источников права очень велико. Но в основе ее лежит и такое понятие, как нормативно-правовой акт. Какова специфика их издания и какие есть разновидности данных источников права? Можно ли интерпретировать термин НПА разными способами? Какими именно?

Традиционное видение природы НПА

Некоторые юристы считают типичным следующее определение термина «нормативно-правовой акт». Это документ в письменном виде, который принят субъектом права (госорганом, структурой местного самоуправления или учреждением прямой демократии) с целью выражения велений власти и регулирования отношений в обществе.

Главное свойство нормативно-правовых актов (или сокращенно НПА) - это нормативность. Также такие источники наделены свойством не подлежащей оспариванию легитимности.

Научное видение природы НПА

В среде ученых-юристов есть мнение, что НПА - это письменный документ, который выражает официальное волеизъявление органа государственной власти, касающееся установления, корректировки либо отмены тех или иных норм права (правил общеобязательного характера, которые подлежат многократному применению).

Официальное видение природы НПА

В среде государственных органов власти используются образцы иных определений того, что такое нормативно-правовой акт. По одному из них, НПА - это акт, содержащий правовые нормы и установления, которые рассчитаны на длительное (как правило) использование и распространяемые на неопределенный (или очень широкий) круг лиц.

Верховный Суд РФ на одном из пленумов также дал определение НПА. По мнению судей, акты уполномоченных органов власти или должностных лиц, которые устанавливают правовые нормы или правила поведения, направленные в адрес неопределенного круга лиц и подлежащие многократному применению вне зависимости от наличия или отсутствия правоотношений, регулируемых актом, признаются нормативно-правовыми.

Классификация НПА

Есть разные виды НПА. Оснований для их классификаций несколько. Одно из них зависит от того, каким правовым положением обладает субъект, издающий законы (занимающийся правотворчеством). Система нормативных актов, принятая в России, подразумевает следующую классификацию источников права по критерию, о котором идет речь:

  • Это акты государственных органов (от лица Правительства России, региональной или муниципальной структуры исполнительной власти).
  • Это своды норм, издаваемые (а также корпорациями).
  • Это совместные нормативные акты (которые госорганы издают, объединив усилия, к примеру, с корпорациями).
  • Это источники права, принятые на референдумах путем прямого волеизъявления народа.

Виды НПА могут различаться по географии применения. Есть федеральные нормативные правовые акты, источники права субъектов, а также законы, издаваемые муниципалитетами, и (корпоративные, на уровне учреждений). Еще одно основание для классификации НПА - срок действия. Есть документы, срок действия которых не определен, а есть временные источники норм.

НПА и акты применения права

Некоторые юристы разграничивают понятие НПА и такое явление, как акт применения права. Различия этих двух документов могут быть в следующих нюансах.

  • Во-первых, нормативно-правовые акты рассчитаны на управление типичными, относительно часто встречающимися общественными отношениями. управляют частными ситуациями, создают прецеденты. Пример - ГК РФ - это НПА, а решение мэрии касательно назначения ответственных по вопросу озеленения города - акт применения права.
  • Во-вторых, имеет значение то, на кого направлено действие источника права.

Нормативно-правовые акты, как правило, не персонифицированы. Они адресованы неопределенному количеству людей. Акты применения права имеют индивидуальную направленность. НПА может устанавливать, корректировать или отменять какие-либо не обладает подобными свойствами. Он может быть частью правоприменительного процесса, относящегося к предписаниям нормативно-правовых актов.

НПА и ненормативные правовые акты

Ряд экспертов считает необходимым разграничивать понятия НПА и «ненормативные правовые акты». Критерии таковы. Нормативный акт - это результат законотворческой работы органов власти и должностных лиц. В них есть правила и нормы общеобязательного характера, не персонифицированные, рассчитанные на применение в течение долгого срока. Ненормативные акты не содержат ни одного из перечисленных признаков. Одно из возможных их определений - «предписания, ограниченные во времени и адресованные конкретным субъектам».

В то же время есть мнение, что ненормативные акты более строги и задают однозначные предписания с указанием юридических последствий для конкретного лица или группы. ГПК РФ содержит нормы, по которым человек, посчитавший, что ненормативный правовой акт, изданный в его адрес, нарушает и свобод, может оспорить свои обязательства, наступившие согласно содержанию акта.

Сфера регулирования федеральных законов

Один из ключевых типов федеральных НПА в России - законы. К их сфере регулирования, как считают некоторые юристы, относятся следующие ключевые вопросы:

  • реализация прав, свобод, обязанностей граждан, их охрана;
  • установление норм юридической ответственности граждан за те или иные действия.

К сфере регулирования ФЗ относятся вопросы федеративных отношений. Это управление демократическими процессами (выборами разных уровней, референдумами).

Правовые акты РФ федерального уровня отвечают за ратификацию или денонсацию соглашений, подписанных Россией с другими государствами. Федеральные законы регулируют бюджетную политику, сбор налогов, пошлин. ФЗ - источники норм, касающихся национальной безопасности, военной политики. На федеральном уровне решаются ключевые вопросы в отношении системы правосудия, решения гражданских споров, работы арбитражей, адвокатов и юристов. Федеральные законы призваны регулировать самые разные сферы общественной жизни и государственного строительства. Есть ФЗ «Об акционерных обществах», есть похожий акт, регулирующий деятельность ООО. Некоторые юристы допускают классификацию ФЗ на два вида - текущие акты и кодифицированные.

Конституция - акт с высшей юридической силой

Самый главный российский НПА - это Конституция. Он обладает высшей юридической силой. Этот источник права наделен учредительным характером: предписания и нормы, содержащиеся в Конституции, являются основой для абсолютно всех остальных правовых актов, издаваемых в России. Издает этот источник права не кто иной, как российский народ. Конституция - не только юридически значимый документ. Это основа хода ключевых социальных и политических процессов. Она выражает общественное согласие людей, каждый из которых может обладать совершенно уникальным политическим интересом. В Конституции РФ закреплены ключевые характеристики государственного устройства, структуры органов власти, отношений между населением страны и общественно-политическими институтами.

Специфика федеральных конституционных законов

Подвид ФЗ - конституционные законы. Они обладают некоторой спецификой. Эти законы принимаются с целью регулирования процессов, о которых прямо говорится в Конституции страны. Среди таковых, например, статус ключевых государственных институтов. Их деятельность регулируют конституционные законы - «О Правительстве», «О Конституционном Суде» и им подобные. Есть акты, регулирующие введение или отмену статусов, влияющих на степень суверенности государства. В числе таковых закон о введении военного положения. Федеральные конституционные законы России вводят правила и нормы, касающиеся административно-политического устройства страны, определяют правила, по которым в состав федерации могут приниматься новые субъекты. Юридическая сила конституционных законов выше, чем у обычных федеральных (согласно Статье 76-й Конституции). Эти акты принимаются в более строгом порядке. Например, чтобы утвердить или скорректировать конституционный закон, проголосовать «за» должны не менее 60% членов Совета Федерации и, как минимум, две трети депутатов Госдумы.

Законы субъектов Федерации

Каждый из субъектов РФ - будь то автономный округ, край, область или республика - имеют право издавать собственные законы. Подобные нормативные правовые акты принимаются законодательным или субъекта (чаще всего, это государственный совет). Акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации, призваны регулировать вопросы, касающиеся ключевых направлений социального политического и экономического развития региона.

Главный критерий - соответствие принимаемого закона Конституции РФ и иным, обладающим более высокой юридической силой НПА. Пример: есть ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Нормы, прописанные в нем, должны быть учтены при формировании законодательной базы, касающейся работы муниципалитетов субъектов Федерации. Если, скажем, государственный совет Республики Татарстан примет свой закон о местном самоуправлении, то содержащиеся в нем нормы не должны противоречить ФЗ, который указан выше. Некоторые юристы считают, что действие НПА, принимаемых госорганами субъектов Федерации, не может распространяться на гражданские правоотношения, так как они вне предметов ведения региональных структур.

Особенности муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты отличаются от НПА федерального и регионального уровня тем, что действуют только на определенной территории - города, округа, района. Систему правовых актов муниципального уровня составляют следующие источники:

  • устав территориальной единицы;
  • источники права, изданные локальным органом представительной власти;
  • акты, принятые мэром, администрацией и иными должностными лицами (в соответствии с уставом).

Муниципальные могут быть приняты населением на локальном референдуме или сходе. Примечателен факт, что эти НПА имеют одинаковую юридическую силу с уставом. Более того, несколько лет назад Минюст России издал приказ, регулирующий соотношение муниципального устава на этапе его государственной регистрации и источников права, утвержденных на народном сходе. Если в утверждаемом уставе есть нормы, противоречащие тем, что содержатся в НПА, принятых на референдуме, то он признается не соответствующим Конституции России и не может быть зарегистрирован.

Международные законы РФ

Есть особый тип нормативно-правовых актов - ФЗ о ратификации или денонсации международных соглашений России. Они принимаются на основе положений Статьи 106-й Конституции. Данные законы имеют специфическую процедуру принятия, но являются полноценной частью национальной правовой системы. Опубликование нормативно-правовых актов этого типа идет через Бюллетень международных соглашений. Статья 15-я Конституции гласит, что договоры, подписанные РФ с другими странами, более приоритетны перед национальным законодательством. И потому некоторые юристы называют такие НПА высшими в иерархии федеральных законов.

Правительственные НПА

Нормативные акты Правительства РФ издаются в соответствии со статьей 115-й Конституции, а также согласно нормам конституционного закона «О правительстве». Какова правовая природа правительственных НПА? С целью исполнения предписаний Конституции, ФЗ, указов главы государства Правительство России издает особые формы документов - постановления, распоряжения, а также следит за их исполнением. Акты, издаваемые Правительством, тем самым подзаконны. Они должны полностью соответствовать Конституции и другим источникам права федерального уровня. Постановления, по мнению некоторых юристов, - наиболее значимый вид правительственных НПА. Эти источники регулируют ключевые вопросы, находящиеся в компетенции исполнительной власти России. Распоряжения - это нормативно-правовые акты, регулирующие текущие вопросы. Оба вида правительственных источников права принимаются, как правило, Президиумом, но в некоторых случаях издавать их может сам Премьер-министр России.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Основные черты нормативно-правового акта:

– устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

– содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

– адресован неопределенному кругу лиц.

Виды нормативных правовых актов:

1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу.

2. Решения референдумов –направленны на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

3. Программные законы –принимаются в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.

4. Кодексы (нормативные правовые акты) –объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.

5. Законы – нормативные правовые акты, регулирующие важные общественные отношения.

6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией.

7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента.

9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.

10. Регламенты – нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления (совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений).

11. Инструкции – подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.

12. Правила – формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

13. Уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации).

14. Приказы – издаются руководителями Республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.


15. Решения органов местного управления и самоуправления –принимаются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования.

Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь - вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

Нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

– истечения срока действия акта;

– признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

– признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

– отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

11.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу.

Утрата юридической силы :

а) истечения срока;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом.

Закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

В пространстве :

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Государственная тер-ия: часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет распростра­няется на тер-ию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц : распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.

Ис­ключения :

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Поделиться: