Чем отличаются международные водительские права от обычных. Отличия между национальным водительским удостоверением и международными правами

Собираясь в автомобильное путешествие за пределы России, любой здравомыслящий водитель задумается о наличии водительских прав, действительных в других странах. Таким документом является международное водительское удостоверение (МВУ), выдаваемое водителям на основании национального. Но далеко не всегда наличие МВУ является обязательным, а отсутствие – наказуемым. А могут ли такие права заменить обычные? Полезно знать, чем отличаются международные водительские права от обычных и как их нужно применять на практике.

Законодательная база

Национальным водительским удостоверением считаются документы, дающие возможность управлять транспортным средством, выданные государством гражданской принадлежности их получателя и действительные на его территории.

Общих унифицированных правил выдачи прав, позволяющих управлять автомобилем в пределах страны проживания, международными нормами не предусмотрено. Данный вопрос решается на уровне национального законодательства в каждой стране отдельно.

В России, например, порядок и формат получения водительского удостоверения установлен Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.199, нормами постановления Правительства РФ № 1097 от 24.10.2014, а также приказом МВД № 365 от 13.05.2009.

Однако, несмотря на отсутствие единых международных правил выдачи прав, международными договорами, участниками которых является и Россия, установлены единые стандарты их оформления. В частности, приложением 6 к Венской конвенции о дорожном движении от 08.11.1968, установлен внешний вид и содержание национальных прав стран-участниц соглашения. Более того, положениями конвенции также определены главные условия оформления документов интернационального образца, а приложением 7 определен их внешний вид.

Обратим внимание, что помимо Венской существует также Женевская конвенция о дорожном движении от 19.09.1949. Страны-подписанты данного документа вводят некоторые отличия в части использования водителями международных прав; речь об этом пойдет позже.

Особенности и различия документов

Права как национального, так и международного образца, выполняют единую функцию – подтверждают наличие у их владельца права на управление автомобилем, сдачу им необходимых экзаменов и выполнение других установленных законом требований. Выдачей и тех и других удостоверений занимаются территориальные подразделения ГИБДД. Но МВУ и национальные права имеют множество отличий, касающихся формы и содержания, правил выдачи, условий применения и иных значимых аспектов.

Первое отличие водительского удостоверения от международного водительского документа касается внешнего вида и содержания. Права отличаются по материалу, из которого они изготовлены, составу обязательных реквизитов, входящей в них информации, размерам. Для наглядности предлагаем рассмотреть отличия в виде таблицы.

Национальное Международное
Материал изготовления пластик (приложение № 1 к приказу МВД № 365 от 13.05.2009) бумага (приложение № 7 к Венской конвенции о дорожном движении)
Размеры 85,6 х 54 мм, с закругленными краями 148 х 105 мм (книжка формата А6)
Заполнение Исключительно печатное Как печатное, так и от руки
Язык заполнения Русский с латинским дублированием Русский, английский, испанский, французский и иные
Указание стран, в которых действительно - Допустимо, но не обязательно
Указание на другие водительские удостоверения - Дата и номер национальных прав
Ограничения в вождении конкретными транспортными средствами - +
Ограничения в вождении на территории конкретных стран - +
Иные условия, ограничивающие использование - +
Использование знаков, считываемых электронными средствами + -
Единая международная форма - +
Наличие печатей - +

Процедурные особенности

К слову, отличаются водительские права международного образца от национальных не только внешними аспектами, но и тем, как выдаются, сроками действия, условиями применения за пределами России.

Процедурные вопросы и особенности использования водительских удостоверений в 2019 году предлагаем рассмотреть в виде таблицы.

Национальное Международное
Необходимость прохождения обучения в автошколе + -
Сдача теоретических и практических экзаменов + -
Медицинские заключения + -
Документы для получения ● заявление,
● паспорт,
● медицинская справка,
● документ об обучении в автошколе,
● заявление,
● паспорт,
● национальные права,
● фотография 35 х 45мм,
● квитанция об уплате госпошлины.
Госпошлина 2000 рублей 1600 рублей (1120 рублей при оплате через сайт Госуслуги)
Возможность использования в России + -
Возможность использования за рубежом Частично +
Возможность получения Для некоторых категорий – с 16 лет Только с 18 лет

Таким образом, можем сделать промежуточный вывод: гораздо более простая, чем процедура оформления национальных прав. В отличие от последних, МВУ оформляется в течение нескольких часов лишь при предъявлении национального водительского документа и иных имеющихся на руках бумаг – право на их получение дает обычное удостоверение. Интересно, что за изготовление МВУ взимается и меньшая госпошлина: даже обычная замена национальных прав обходится дороже.

Обратим внимание и на другие отличия.

Срок действия

Срок действия международного и национального удостоверений – одно из главных отличий. Так, согласно ч. 6 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения», российские национальные права выдаются водителям на срок 10 лет. В случае их порчи, утери или истечения срока действия гражданин нуждается в замене водительских прав.

Согласно ч. 8 ст. 25 указанного закона, водительские документы международного образца на управление транспортным средством действуют на протяжении 3 лет с момента их выдачи, но не дольше, чем действительно национальное удостоверение.

Использование за пределами России

Правила использования международных водительских прав регламентированы положениями Женевской и Венской конвенции о дорожном движении. По сути, все страны-подписанты Венской конвенции, в число которых входит Россия, признают водительские удостоверения, выданные другими странами-подписантами. Среди них Германия, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Украина, Финляндия и множество других.

Таким образом, для пользования автомобилем на их территории владельцу российского удостоверения достаточно иметь обычные национальные права – получать документ международного образца не обязательно. Обратим внимание, что международные права также действуют в странах-подписантах Венской конвенции, поэтому выбирать, какое удостоверение использовать – международное или национальное – должен сам водитель.

Важно: МВУ действительно только при предъявлении с ним национальных прав.

На территории действуют только международные права, поэтому для их посещения на автомобиле они обязательны. В число таких стран входят Турция, Нидерланды, Мальта, Исландия, Австрия и другие.

Заменяют ли удостоверения друг друга

Вопреки сложившемуся стереотипу, международные и национальные удостоверения – не взаимозаменяемые документы. Первые, например, согласно п. 8 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» вообще не могут использоваться в России и признаются недействительными для вождения транспортных средств. По сути, такие удостоверения используются лишь в качестве дополнения к правам государственного образца и недействительны без них. Поэтому, отправляясь в путешествие за границу, не стоит оставлять национальное удостоверение дома.

Украинские водительские права в Польше

У каждого человека может возникнуть вопрос, чем отличаются международные водительские права от обычных. Как известно, для того, чтобы управлять автомобилем, необходимо специальное удостоверение. Получить его можно только после сдачи экзамена по вождению. То есть человек без определённых знаний и умений не может управлять машиной. Однако национальные права не действуют за границей. Поэтому приходится оформлять удостоверение международного типа, чтобы водить за рубежом. И у него есть свои отличия, в которых и разберёмся.

О внешнем виде

Удостоверения различаются не только по функциональности, но и по внешнему виду. Во-первых, национальные права бывают разных категорий. И в зависимости от типа человек может водить определённое транспортное средство. Например, категория А позволяет управлять мотоциклом. Тип B разрешает водить машину, которая по весу до 3,5 тонн, при этом перевозить можно не больше 8 человек.

Делают обычное удостоверение на пластике, размер 54 на 66 мм. Оно имеет розовый оттенок, а по содержанию указываются данные водителя, номер прав, название и печать уполномоченных органов, подпись владельца. Также обязательно присутствует категория. Вся информация заполняется на латинице и дублируется на русский язык. Присутствует штрих-код, необходимый для того, чтобы инспекторы считывали информацию при необходимости.

Международное удостоверение выглядит иначе. Оно представляет собой книжку формата A6. Информация может быть заполнена как от руки, так и на компьютере. Указывается она на латинице, допускаются арабские буквы. На лицевой стороне есть дата выдачи, срок действия, место выдачи, номер и серия национальных прав, печать сотрудника ГИБДД. На второй странице пишут ограничения по поводу управления определёнными транспортными средствами. Третья страница служит для указания сведений о водителе.

О получении

Отличается и получение удостоверений. Национальный документ можно оформить, пройдя обучение, сдав экзамены, а также имея медицинскую справку. Можно стать обладателем данного вида с 16 лет, если речь идёт о мотоцикле. В остальных случаях придётся ждать до 18 лет. Международные выдаются только совершеннолетним. Срок действия обычных прав – ровно 10 лет. Зарубежные будут выданы на 1, на 3 года или на 5 лет.

Важно! Международное удостоверение не может действовать дольше национального. Также надо учесть, что при аннулировании обычного типа, зарубежный тоже станет недействительным.

Помимо различий, есть и сходства. В особенности они касаются причин, из-за которых придётся менять документ.

Читайте также Допустимое зрение для получения водительских прав: ограничения, противопоказания

Поводы для аннулирования:

  • Закончилось время действие.
  • Права износились, были случайно или намеренно испорчены.
  • Произошли изменения в паспортных данных.
  • Выяснилось, что человек обманным путём получил удостоверение.
  • Появились медицинские противопоказания к вождению машины.

Что касается стоимости оформления, то международный образец обойдётся в 1 600 рублей. Указывается цена на момент 2019 года. Обычный документ потребует более серьёзных денежных затрат. Госпошлина составляет 2 000 рублей, практика обойдётся в 1 500 рублей, экзамен в 3 500 рублей.

Другие моменты

На этом отличия не заканчиваются. Есть и другие важные моменты, о которых следует помнить. Например, национальное удостоверение может действовать самостоятельно. А вот международный вариант не выдаётся без обычного и будет аннулирован, если со стандартным что-либо произойдёт.

Для получения зарубежного образца не нужно сдавать экзамен. А вот национальные права не оформят, если человек не подтвердит свои теоретические и практические знания.

Международный формат можно использовать в других странах. Более того, его необходимо будет иметь при себе при поездке за границу, иначе за руль нельзя будет сесть. Обычное удостоверение действует только на территории родной страны. Отдельно проясним один важный момент. В своём государстве нет смысла пользоваться иностранными правами. Инспектор будет требовать стандартный документ.

Немного различается список официальных бумаг, которые требуются для оформления удостоверений. Например, для зарубежного образца нужен загранпаспорт, а также образец подписи. Подобное не нужно для получения стандартных прав.

Подводя итоги, можно отметить, что отличий достаточно много. Но главное, что нужно запомнить, это области применения документов. Ещё раз отметим, что для вождения в другой стране нужно обязательно сделать международное удостоверение.

Многие слышали о международных водительских правах, которые требуются для вождения автомобиля за рубежом. Правда, обычные водительские удостоверения, выдаваемые ГИБДД, тоже действительны за границей. Тем не менее это два разных документа, различающихся внешним видом и сферой применения. Привычные для большинства водителей права обычно называют национальными, международные же права получают отдельно, если в них есть необходимость. Разберемся, чем отличаются международные водительские права от обычных прав.

Конвенции о дорожном движении

Отличия в правах, которые иностранный водитель должен предъявить при управлении автомобилем в разных странах, определяется соответствующими международными договорами, действующими в данных государствах.

Все государства мира в этом отношении можно разделить 3 группы:

  • те, которые подписали и ратифицировали Венскую конвенцию;
  • участники Женевской конвенции;
  • не участвующие ни в каких подобных договорах.

Страны последней группы не признают никаких документов, выданных за своими пределами, поэтому для управления автомобилем на их территории необходимо сдать местный экзамен и получить соответствующие бумаги. Подробнее об этих странах говорить не будем, а перейдем к государствам, в той или иной мере признающим документы водителя, выданные за границей.

Само отличие национального водительского удостоверения от международного (МВУ) определяется различиями в концепциях, на которых основаны действующие конвенции о дорожном движении. Общей целью обеих договоренностей было достижение возможности пользоваться свидетельствами одной страны в другой. Однако пути, по которым пошли создатели конвенций, не совпали.

Первая конвенция была заключена в 1949 году в Женеве. Именно она и создала водительский документ, который в наше время называется международным. Женевская договоренность пошла по пути перевода национальных прав на основные языки, используемые на планете.

Де-факто соответствующее ей МВУ является переводом национальных документов на восемь языков: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский, немецкий и японский. Подробно на подборе языков останавливаться не будем, отметим только, что португальский язык в списке отсутствует, а ведь на нем, кроме маленькой Португалии, разговаривает огромная Бразилия.

Важно то, что международные водительские права сами по себе не дают разрешение на управление транспортом. Они являются своеобразным приложением к национальному удостоверению и без него недействительны.

Управлять машиной только на основании этого документа запрещено даже в стране его выдачи.

Создатели Венской конвенции 1968 года пошли по иному пути. Они поставили задачу сделать понятным для всего мира именно национальные права водителя, то есть привести соответствующие бумаги всех государств к единому виду.

Страны СНГ – участницы обеих конвенций, и в этом плане национальное удостоверение водителя тоже является межгосударственным, хотя и не имеет такого названия.

Собираясь за рубеж, обязательно нужно выяснить, придерживается ли страна, где предстоит управлять машиной, норм одной из конвенций, а если да, то какой именно. От этого зависит набор необходимых свидетельств. Но прежде нужно разобраться во всех нюансах того, чем отличается национальное водительское удостоверение от МВУ.

Особенности каждого типа документа

После принятия конвенций в них неоднократно вносились дополнения, а, значит, изменялся и внешний вид удостоверения водителя. Но следует отметить, что ранее выданный документ, отличающийся от современных прав, признается в государствах, подписавших конвенцию в Вене, до истечения его срока действия.

Как выглядят ВУ в странах СНГ

Современные права водителя РФ и других стран СНГ соответствуют последним требованиям Венской конвенции и представляют собой пластиковую карточку с фотографией, личными данными и всеми разрешенными категориями на лицевой стороне.

На задней части перечислены все возможные категории и сделаны отметки в тех, которые разрешены. Кроме того, там указаны примечания и ограничения. Оригинальный текст дублируется только на английский язык.

Для того чтобы граждане других государств не путались, параграфы пронумерованы. Интересная особенность – всего параграфов четырнадцать, но тринадцатый отсутствует. Теперь рассмотрим, чем отличается международное водительское удостоверение от обычного документа по внешнему виду.

Международное удостоверение

В отличие от национальных прав международные представляют собой бумажную книжку формата А6. Обложка серого цвета, листы белые. Они соединены между собой – прошиты нитью по всей высоте бумаги.

Отличается и размер необходимых фотографий: на документах, соответствующих Женевской конвенции, – 3,5х4,5 см, в то время как на привычных правах – 3х4 см.

Другие отличия

Естественно, удостоверения отличаются не только по внешнему виду. Существенно разнятся и другие важные параметры, такие, как срок действия, порядок получения, а также особенности применения. Рассмотрим, чем отличаются водительские права международного образца от национальных удостоверений по этим критериям.

Сколько действуют

Национальное удостоверение выдается на 10 лет и действует по дату окончания его срока включительно. МВУ, соответствующие Женевской договоренности, выдаются на максимальный срок в 3 года, но этот срок не может превышать срока действия национальных прав.

Порядок получения

Привычные водительские документы при первоначальном получении выдают после обучения и сдачи установленных экзаменов. Вопросы замены документов с истекающим сроком действия и восстановления утерянных либо иным способом утраченных удостоверений решаются в порядке, установленном законодательством России и других стран СНГ.

Международные права выдаются только на основании имеющихся и действующих национальных водительских прав. Сдачи экзаменов их получение не требует.

Большинство автомобилистов, испытывающих необходимость в переоформлении удостоверения, предпочитают заказывать в органах ГИБДД права водительские нового образца . Документ, изготовленный из пластика и снабженный мощными защитными технологиями, имеет ряд важных преимуществ по сравнению со старыми правами, производимыми из бумаги.

1.
2.
2.1
3.
4.
4.1 Г
5.

Как выглядят права водительские нового образца

Приказ МВД РФ от 09.01.2014 № 6 внес ряд изменений в акты Министерства внутренних дел. Поправки, вступившие в силу в апреле 2014 года, коснулись и ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ. Эти документы некоторым образом изменили облик российского водительского удостоверения.

Пластиковые права имеют неяркий сине-розовый цвет. На лицевой части карточки слева располагается фотография водителя, который является владельцем документа. На лицевой части карточки, в ее правой части находится перечень основной информации о водителе и обстоятельствах получения документа.

Содержание водительского удостоверения

Среди основных данных, которые в обязательном порядке фиксируются в российском водительском удостоверении нового образца, следует назвать:

  1. ФИО владельца прав на русском и английском языках.
  2. Место и дата рождения водителя.
  3. Дата выдачи документа.
  4. Дата истечения срока действия удостоверения.
  5. Наименование органа, выдавшего права автомобилисту.
  6. Перечень категорий и подкатегорий транспортных средств, которыми имеет право управлять владелец удостоверения .
  7. 6-значный номер и четырехзначная серия удостоверения.
  8. Дополнительная информация о водителе, к примеру, его стаж, группа крови, ограничения и медицинские показания для вождения.

Сетка с категориями автотранспортных средств

Изменения касаются добавления в удостоверения дополнительной таблички с наглядной расшифровкой категорий и подкатегорий автомобилей, которыми может управлять водитель. Каждый подкаст транспортных средств в этой табличке имеет графическое изображение, буквенно-цифровое обозначение и конкретное наименование.

Сетка расположена на обратной стороне пластиковой карточки. Слева от таблички находится ряд штрих-кодов автоматизированного учета. Сетка состоит из 4 столбцов и 17 строк.

В столбцах таблички можно фиксировать данные о дате, когда водитель получил права на вождение транспорта определенной категории. Также там есть отделы для обозначения времени окончания действия прав для конкретной категории автомобилей и ограничений по управлению машинами какой-либо категории. В строках сетки зафиксирован перечень категорий и подкатегорий автомобилей и их графическое обозначение.

Среди подкатегорий, зафиксированных в документе, появилось несколько новых обозначений. Так, в карточке водителя могут быть отмечены данные о том, что он имеет право на управление не только мотоциклами, легковыми автомобилями, грузовиками, но и троллейбусами, трамваями, машинами с прицепом, легкими мотоциклами, квадрициклами и трициклами.

Также на оборотной стороне РВУ фиксируется отметка «АТ», которая обозначает, что водитель может осуществлять езду на машинах, оснащенных автоматом или ручным управлением. Такие обозначения часто используются в случае, если права выдаются водителям-инвалидам.

Защитные технологии

Документ располагает многоуровневой защитной системой, усложняющей процесс его подделки. Так, главными охранными средствами являются:

  • Штрих-коды, расположенные слева, на оборотной стороне прав. Они содержат закодированные данные о владельце документа. Считывать данные, зафиксированные на карте, может уполномоченный дорожный инспектор, который имеет портативный сканер. С помощью этого устройства государственный служащий сможет определить, является ли карта поддельной. Также сотрудник ГИБДД узнает информацию, касающуюся неоплаченных штрафов задержанного водителя.
  • Контурный микротекст с наименованием государственного органа, уполномоченного на оформление и выдачу документа, разрешающего езду на автомобиле.
  • Директный микротекст, содержащий название документа.
  • Гильоширная нераппортная сетка.
  • Орловский эффект, позволяющий наблюдать цветовые переходы на изображениях без каких-либо разрывов графики, а также смещений или наложений линий друг на друга.
  • Цветопеременный элемент, который меняет окраску в зависимости от угла обозрения. Его можно наблюдать над фотографией автомобилиста, распложенной на лицевой стороне карточки.
  • Обозначение номера и серии документа осуществлено при помощи люминесцентной краски, которая приобретает оранжевый цвет при взаимодействии с ультрафиолетовым излучением. Нумерацию можно найти на оборотной стороне прав, в нижней части документа.

Как оформить новые права в ГИБДД?

Если водитель пользуется правами старого образца, то он не обязан ходатайствовать о получении нового удостоверения до тех пор, пока его права действительны. В том случае, если старые права были похищены, утрачены или срок их законного действия истек, водитель имеет право на получение удостоверения нового образца.

Новый документ, подтверждающий право на управление транспортом, выдается гражданам в общем порядке. Для того чтобы инициировать процедуру изготовления РВУ, автомобилисту необходимо явиться в отдел ГИБДД с необходимыми документами и заполнить стандартное заявление.

Государственная пошлина за получение пластиковых прав

В соответствии со ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ граждане, получающие российские права нового образца должны уплатить государственную пошлину в сумме 800 рублей .

Квитанция, подтверждающая оплату обязательного государственного сбора, является частью документации, необходимой для оформления удостоверения в органах дорожной инспекции.

При этом уполномоченные органы ГИБДД принимают от водителей только те квитанции, которые содержат полную информацию о произведенном платеже.

Отличия новых прав от водительского удостоверения старого образца

Среди основных изменений, которым подверглось российское водительское удостоверение, можно отметить следующее:

1. Российское водительское удостоверение нового образца создается из сине-розового пластика. Старые российские права были изготовлены из желтой бумаги, которую можно заламинировать.

3. В права нового образца внесли отметку «АТ», которая фиксирует необходимость управления автотранспортными средствами, оборудованными автоматической трансмиссией.

4. Государственная пошлина за получение новых российских водительских прав достигает 800 рублей.

5. Усиленная система защиты документа от подделки.

6. Наличие штрих-кодов, которые содержат персональные данные о водителе и могут быть считаны электронными устройствами.

Из всего вышесказанного следует, что рост популярности пластиковых прав вполне очевиден и обоснован, поскольку они во много раз надежнее и практичнее старой версии водительского удостоверения. В связи с многочисленными изменениями в законодательство, документ в значительной степени изменил свой внешний вид, карточка имеет новые отметки, наименования категорий и подкатегорий автотранспортных средств и защитные знаки.

Поделиться: