Страна происхождения товара 44 фз изменения. Отклонение заявки на основании отсутствие информации о стране происхождения товара

  • Опубликовано в Закупки в СМИ
  • Прочитано 17343 раз

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также – «Закон № 44») заявки участников открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме (далее по тексту также – «участники») должны содержать указание на наименование страны происхождения товара, предлагаемого участниками для поставки в процессе исполнения контракта.

Выполняя указанное требование действующего законодательства о контрактной системе, участники нередко прибегают к использованию аббревиатур (например, «РФ», «КНР», «США» и т.п.), указывают отдельные населенные пункты без указания на принадлежность такого населенного пункта какой-то определенной стране (например, «Владимирская область, г. Александров», «г. Москва», «г. Санкт-Петербург» и т.п.), а также используют иные варианты, которые, по мнению таких участников, позволяют комиссии определить наименование страны происхождения товара (например, «товар российского производства», «страна производителя – Россия», «место происхождения товара – Россия» и т.п.).

Вместе с тем, зачастую комиссия в перечисленных выше случаях приходит к выводу, что участником не предоставлены сведения, указывающие на наименование страны происхождения товара, что в свою очередь влечет вынесение решения о несоответствие заявки требованиям документации об аукционе или конкурсе.

Принимая указанное решение, члены комиссии руководствуются Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14.02.2001 № 529-ст (далее по тексту также – ОКСМ), который гармонизирован с Международным стандартом ИСО 3166-97 «Коды для представления наименований стран», разработанным Международной организацией по стандартизации (ИСО), и Межгосударственным классификатором стран мира МК (ИСО 3166) 004-97 и предназначен для идентификации стран мира. Так, например, в соответствии с ОКСМ наименование «Российская Федерация» идентично наименованию «Россия» (аналогичные сведения указаны и в статье 1 действующей редакции Конституции Российской Федерации), однако такого наименования как «РФ» классификатор не содержит. Известное мне действующее законодательство России не содержит определения понятия «РФ». Более того, некоторые нормативные правовые акты прямо запрещают использовать аббревиатуру «РФ» в качестве сокращенного указания наименования «Российская Федерация». Так, п. 2.6.4. Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 8 октября 2007 г. N 325, предусматривает следующее: «Сокращение названия Российская Федерация – РФ в официальных документах не допускается».

Добавим также, что ОКСМ не предусматривает таких распространенных в русскоязычной среде наименований как «США» (по ОКСМ верным указанием являются наименования «Соединенные Штаты», «Соединенные Штаты Америки»), «КНР» (по ОКСМ верным указанием являются наименования «Китай», «Китайская Народная Республика»), Великобритания (по ОКСМ верным указанием являются наименования «Соединенное Королевство», «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии»), «Республика Белоруссия» (по ОКСМ верным указанием является наименование «Республика Беларусь») и т.д.

О недопустимости употребления аббревиатуры «РФ» в качестве сокращения наименования «Российская Федерация» указывается и в юридической литературе (см., например: Винокуров В.А. Наименование государства, его руководителей и проблема правовой грамотности населения // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 2. С. 18 – 19).

Вместе с тем, имеется и противоположная точка зрения, которая заключается в следующем.

Общероссийский классификатор стран мира, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 14.02.2001 № 529-ст предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.. В соответствии с частью 3 статью 15 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информациинормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 установлено, что федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации надлежит обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением Положением.

В соответствии с пунктом 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 , применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

При этом Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) включен в приложение «Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» к Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что применение ОКСМ является обязательным в случаях, указанных в пункте 6 Положения, при этом Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, в том числе частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, не установлено, что ОКСМ должен применяться при указании страны происхождения товара в заявках участников закупок.

Кроме того, Правительство России (например, по тексту Постановления от 05.02.2015 №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд») использует наименование «Республика Белоруссия», а не наименование «Республика Беларусь». Некоторые сторонники данной точки зрения считают также, что для указания наименования страны происхождения товара достаточно и наименования отдельного населенного пункта (административно-территориальной единицы) без указания на принадлежность такого населенного пункта какой-то определенной стране на основании того, что согласно ч.1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны.

В пользу второй точки зрения говорит и некоторая правоприменительная практика, в частности решение Санкт-Петербургского УФАС по делу № 44-202/15 от 24.01.2014 г., которым установлено, что «заявка содержит страну происхождения товаров – «РФ»», в связи с чем жалоба на отказ в допуске к аукциону признана обоснованной.

Отметим также Постановление ФАС МО от 24 ноября 2011 г. по делу № А40-152366/10-51-1282, в котором суд посчитал (не сославшись на какой-либо нормативный правовой акт), что обозначение «РФ» является сокращенным наименованием «Российской Федерации».

К сожалению, правоприменительная практика на данный момент не дает однозначного ответа по вопросу допустимости употребления наименований стран, отсутствующих в ОКСМ. Наглядным примером противоречивости практики могут послужить решение Омского УФАС России Решение № 03-10.1/58-2015 от 17 марта 2015 года и Решение Омского УФАС России № 03-10.1/114-2015 от 15 апреля 2015 года. Так, в решении от 17 марта комиссия, ссылаясь на недопустимость применения сокращения «РФ» в качестве указания на страну происхождения товара, признала жалобу на отказ в допуске к электронному аукциону необоснованной (вместе с тем, текст решения содержит наименование «Минюст РФ»). Вместе с тем, в решении от 15 апреля комиссия Омского УФАС сочла необходимым отметить в своем решении о допустимости использования наименований «США» и «Великобритания» в качестве обозначения стран «Соединенные Штаты Америки» и «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии» соответственно.

Более того, в решении Омского УФАС № 03-10.1/105-2015 от 14 апреля 2015 года указывается следующее: «По мнению Комиссии, формальный подход к выполнению требований Федерального закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе о необходимости указания страны происхождения товаров позволял единой комиссии уполномоченного органа принять решение об отказе в допуске к участию в аукционе, однако исходя из принципа обеспечения конкуренции (статьи 6 и 8 Федерального закона о контрактной системе), Комиссия считает, что указание Обществом в первой части заявки на место нахождения производителя (Пров. Чжэцзян, г. Вэнлин, городок Жохэн, ул. Дунфанцзэ), а так же указание общеупотребительного сокращения – КНР, позволяло аукционной комиссии уполномоченного органа в полной мере сделать вывод о том, что страной происхождения товара является именно Китай или Китайская Народная Республика, в связи с чем, Комиссия признала жалобу обоснованной».

Думается, что обозначенная в настоящей статье проблема может быть решена путем опубликования Минэкономразвития России, ФАС России соответствующих разъяснений, либо путем внесения изменений в действующее законодательство о контрактной системе.

Кроме того, настоятельно рекомендуем участникам в качестве наименований мест происхождения товара не использовать отсутствующие в ОКСМ наименования, в том числе избегать указания аббревиатуры «РФ» в качестве сокращения наименования «Российская Федерация».

Требует указывать в первой части заявки место, где произвели ту или иную продукцию. Наименование страны происхождения товара по 44 ФЗ — это одно или несколько государств, на территории которых его произвели. Требование указывать такую информацию нужно в обязательном порядке включить в или .

Рассматриваемое понятие не стоит путать со следующими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, может отличаться от места изготовления продукции. Так, например, продукция может быть сделана в Китае, а торговая марка при этом зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Необходимо отметить, что ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требование к документации. Так не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Как правильно указать происхождение

Также классификатор указывает цифровой код страны происхождения товара, который помогает определить, где он изготовлен.

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств).

Как подтвердить страну-производителя

При оформлении на участие в конкурсе или необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование). В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта.

Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза). Проводит ее Торгово-промышленная палата.

Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1. Такой документ оформляется на продукцию, которая вывозится за пределы РФ в государства — участники СНГ. Срок действия такого сертификата составляет один год.

Особенности предоставления информации о стране происхождения товара по 44-ФЗ

Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально.

⁠ Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.

Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара

⁠ Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Данное обязательство предусмотрено статьей 51 и статьей 66 Закона о контрактной системе.

⁠ Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, в случае если закупка осуществляется в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

⁠ Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара.

Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара?

⁠ Этим вопросом нередко задаются участники закупок.

⁠ При проведении конкурсов и электронных аукционов Закон № 44-ФЗ обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

⁠ Несоответствие может (и вероятнее всего будет, поскольку заказчик обязан это сделать) служить поводом для отказа в приемке товара, расторжения контракта в одностороннем порядке и включения участника в РНП.

⁠ С заявками на котировки дело обстоит иначе: в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 73, участник обязан предоставить документы, подтверждающие соответствие товара условиям допуска и запретам, если таковые определены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ.

Указание нескольких стран для одного товара

⁠ Время от времени при рассмотрении заявок заказчики сталкиваются с ситуацией, когда участник в качестве страны происхождения для одного товара указывает несколько разных стран. Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:

  • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
  • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
  • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

⁠ ....При этом суды исходили из совокупного анализа указанных положений законодательства, свидетельствующих об императивности требований в части необходимости указания в заявке только одной страны происхождения товара, а также наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, для отказа обществу в допуске к участию в аукционе в связи с указанием в первой части заявки наименований нескольких стран происхождения товара.

⁠ Судами правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.»

⁠ Однако в соответствии с частью 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно.

⁠ … в случае указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе одновременно нескольких стран происхождения предлагаемого к закупке товара согласно декларации о соответствии на данный товар заказчик не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе»

⁠ .....положения Закона о контрактной системе и Таможенного кодекса позволяют сделать вывод о том, что участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара, и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе.

⁠ Вместе с тем, указание нескольких стран в составе первой части заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и не влечет негативных последствий, как для заказчика, так и для участников аукциона, и соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе»

⁠ Тем не менее, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов. При этом рекомендуется прикладывать их копии в составе заявки даже в тех случаях, когда такое требование отсутствует. Этим участник сможет подстраховать себя от возможных недоразумений при рассмотрении его заявки.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара нескольких стран происхождения товара с учетом Определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2017 N 306-КГ17-552 по делу N А49-307/2016 (далее - Определение ВС РФ), сообщает следующее


В соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2012 N 24894), министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации. Кроме того, в министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать в том числе информацию о наименовании страны происхождения товара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Следует отметить, что Закон N 44-ФЗ не содержит специального запрета указания нескольких стран происхождения товара, групп стран, таможенных союзов стран. При этом, по мнению Департамента, необходимо учитывать нижеследующее.

Позиция по одному из вопросов, возникающих при указании нескольких стран происхождения в заявке на участие в электронном аукционе, нашла свое отражение в Определении ВС РФ.

Так, в Определении ВС РФ указано, что приведенные в данном определении положения Закона N 44-ФЗ, Таможенного кодекса Таможенного союза позволяют сделать вывод о том, что участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе. Вместе с тем указание нескольких стран в составе первой части заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и не влечет негативных последствий как для заказчика, так и для участников аукциона, соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ наряду с непредоставлением информации также устанавливает иные основания для отказа участнику электронного аукциона в допуске к участию в электронном аукционе, признания заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в том числе в случае несоответствия предоставленной в заявке информации требованиям документации об аукционе, предоставления недостоверной информации, которые не рассматривались в Определении ВС РФ.

Так, в Определении ВС РФ указано, что апелляционная инстанция указала на то, что фактически общество не было допущено к участию в аукционе по причине непредоставления информации о стране происхождения требуемого товара, а не ввиду ее недостоверности; комиссия заказчика не проверяла предоставленную информацию на предмет ее достоверности, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания решения антимонопольного органа недействительным по иным основаниям.

В обращении Заявителем представлены доводы, согласно которым большинство поставляемых товаров приобретается у иностранных производителей, которые имеют производство в нескольких различных странах, в связи с чем на момент подачи заявки участник не имеет возможности точно знать, из какой именно страны производитель пришлет товар.

Департамент считает необходимым сообщить, что, по мнению Департамента, довод заявителя не в полной мере соотносится с выводами, отраженными в Определении ВС РФ, которые касаются ситуации, при которой само по себе указание нескольких стран происхождения товара в первой части заявки не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе по причине непредоставления соответствующей информации.

Департамент не считает возможным поддержать довод Заявителя о возможности указания в заявке нескольких стран происхождения товара по причине того, что участнику закупки неизвестно, из какой именно страны производитель пришлет товар, поскольку
1) по общему правилу в первой части заявки предполагается предоставление участником закупки информации о конкретном предлагаемом заказчику товаре (в том числе установлено требование об указании конкретных показателей такого товара), в отношении которого при исполнении контракта будет осуществляться приемка, поскольку контракт, в силу положений части 1 статьи 34, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, подлежит заключению и, соответственно, исполнению в том числе на условиях заявки
2) неизвестность участнику электронного аукциона определенных признаков, характеристик предлагаемого к поставке товара, в том числе страны его происхождения, обусловленная действиями производителя, может аналогичным образом привести к указанию, например, множества размерных рядов, множества иных функциональных характеристик, что не будет соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ о предоставлении конкретных показателей, характеристик товара, а также смыслу Закона N 44-ФЗ о предоставлении информации о конкретном товаре, предлагаемом к поставке
3) в отношении товаров, происходящих из различных стран, Законом N 44-ФЗ может быть установлен различный режим допуска к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд, в том числе при реализации требований частей 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем указание в заявке различных предполагаемых стран происхождения товара может привести к негативным последствиям для участника закупки при рассмотрении поданной заявки на предмет соответствия требованиям, установленным в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ
4) вторая часть заявки в случаях, установленных частью 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, содержит информацию, предусмотренную пунктами 3, 7 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, которая, в свою очередь, может содержать информацию о конкретной стране происхождения товара либо нескольких странах, но иных, чем указанные в первой части заявки, что также может привести к негативным последствиям для участника закупки при рассмотрении поданной заявки ввиду признаков несоответствия и (или) недостоверности предоставленной информации.

На основании изложенного во избежание возникновения спорных ситуаций в правоприменении при рассмотрении заявок, впоследствии при осуществлении приемки, Департамент считает возможным рекомендовать заявителю указывать в первой части наименование конкретной страны происхождения (в том числе с учетом пункта 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза - наименование конкретной группы стран, либо таможенного союза стран, либо региона или части страны) конкретного товара, предлагаемого к поставке при проведении электронного аукциона, который в случае заключения контракта с данным участником аукциона будет поставлен для его приемки заказчиком.

При этом, по мнению Департамента, в силу отраслевых особенностей государственного регулирования производства и (или) обращения отдельных видов товаров допустимым может являться указание информации о нескольких странах происхождения товара в первой части заявки при подтверждении такой информации во второй части заявки в соответствии с пунктами 3, 7 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Вторник, 07 Ноябрь 2017
  • Номер документа: 24-06-01/73251
  • Название документа: Об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе нескольких стран происхождения товара

Заявки участников открытого конкурса и открытого аукциона в электронной форме должны содержать название страны происхождения товара (СПТ), которые предлагается для поставки в процессе исполнения контракта. Определение такого понятия дается в Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС). Из него следует, что таковым считается государство, в котором продукт был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством.

Как проверить указанную информацию

Бюджетной организации важно убедиться, что заявка содержит корректную информацию. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (СНГ) утверждены правила определения страны происхождения товаров, происходящих из участниц СНГ и находящихся в торговом обороте между этими государствами.

Основным условием достаточной обработки или переработки является изменение классификационного кода товара (товарной позиции) по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. В этом случае меняется и код страны происхождения товара в ГДТ (буквенный или цифровой код страны происхождения товара). Для целей необходимо определить и указать именно наименование.

Обратите внимание, что местом, где произведен продукт, не являются:

  • место, откуда продукция (например, тульские пряники могут производить не только в России);
  • местонахождение производителя (его юридический адрес, он может быть в другом государстве);
  • места, откуда торговый знак (самый очевидный пример — iPhone производится в Китае, а товарный знак зарегистрирован в США).

Подтверждающие документы, которые предоставляют участники

Участники закупки подтверждают сведения о СПТ предоставлением определенных документов в составе заявки:

  1. Декларация о происхождении представляет собой заявление изготовителя, продавца или отправителя, сделанное в свободной форме.
  2. Сертификат о происхождении — это документ, однозначно свидетельствующий о СПТ и выданный уполномоченными органами или организациями этого государства или из которого вывезен продукт.
  3. Акт экспертизы — документ, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП РФ) в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
  4. Сертификат формы СТ-1, предусмотренный национальной системой преференций и национальным законодательством, который разработан ТПП РФ в соответствии с правилами определения места производства продукции, происходящих из СНГ. такой сертификат оформляется на основании акта первичной экспертизы, которую выполняют эксперты уполномоченной ТПП РФ. Годовые акты экспертизы для оформления сертификатов формы СТ-1 составляются сроком на один год на постоянную номенклатуру.

Почему важно знать, где произведен продукт

В заявке наименование страны происхождения товара по 44-ФЗ должно быть указано для каждого продукта, предлагаемого к поставке.

Официальный классификатор страны происхождения товара не утвержден. В качестве ориентира можно воспользоваться наименованиями, приведенными в Общероссийском классификаторе стран мира (ОКСМ). Однако Законом о контрактной системе обязательное применение ОКСМ при указании СПТ в заявках участников закупок не установлено.

Если в заявке указано, что продукт произведен в России или другой государстве ЕАЭС, это является условием к поставляемой продукции в случае, если документация о закупке содержит указание на применение национального режима.

Поделиться: