С какого момента вводится процедура наблюдения. Процедура наблюдения при банкротстве и сроки ее завершения

Финансовая дисциплина — важнейший элемент политики коммерческой компании. Одним из ее существенных следствий является деловая репутация предприятия, которая формируется в том числе благодаря сложившемся в бизнес-сообществе мнению об обязательности и дисциплинированности этой компании по отношению к партнерам и клиентам. Однако такой аспект деятельности предприятия имеет еще одно немаловажное следствие. Дело в том, что действующее российское законодательство предоставляет физическим и юридическим лицам достаточно широкий спектр прав и полномочий, направленных на защиту своих законных интересов, включая интересы финансового характера.

В этой связи коммерческая компания или физическое лицо, столкнувшись с неисполнением той или иной организацией взятых на себя финансовых обязательств, имеет полное право воспользоваться статьей 3 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, указанный раздел данного нормативно-правового акта определяет, что в случае, если юридическое лицо не выполняет взятых на себя финансовых обязательств в течение 3-х месяцев с наступления того момента, когда они должны были быть исполнены, такая организация может быть признана банкротом. Это, в свою очередь, влечет за собой применение к ней специальных мер, например, введение наблюдения.

При этом процедура признания коммерческой компании несостоятельной предполагает, что заинтересованное лицо, в качестве которого и может выступить кредитор, должно подать соответствующее исковое заявление в арбитражный суд. К такому исковому заявлению необходимо приложить все документы, подтверждающие неплательщика перед кредитором и факт просрочки причитающегося последнему платежа.

Рассмотрев все документы, представленные заявителем, арбитражный суд должен будет сделать вывод о правомочности его претензий. Если они будут признаны таковыми, в отношении компании, продемонстрировавшей признаки финансовой несостоятельности, будет инициирована . В таком случае арбитражный суд также должен будет принять решение по поводу мер, которые должны быть применены по отношению к должнику.

Меры, которые могут быть применены по отношению к компании, имеющей признаки несостоятельности

Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает несколько вариантов таких мер, каждый из которых обладает специфическими особенностями, обусловливающими целесообразность их применения в конкретной ситуации. В частности, к числу таких мер относятся:

  • процедура финансового оздоровления, в ходе которой для предприятия, продемонстрировавшего признаки финансовой несостоятельности, разрабатывается график погашения имеющихся задолженностей;
  • , в рамках которой полномочия по осуществлению руководства организацией передаются компетентному специалисту — внешнему управляющему. Его функция заключается в восстановлении платежеспособности предприятия в течение временного периода, определенного арбитражным судом;
  • процедура конкурсного производства, предполагающая реализацию имущества компании-должника на торгах, чтобы при помощи вырученных средств удовлетворить финансовые претензии кредиторов;
  • , которая включает в себя с целью выработки стратегии дальнейшей деятельности предприятия и обеспечения законных прав и интересов кредиторов.

Кроме того, в случае, если между должником и кредитором или кредиторами будет достигнута договоренность о сроках и порядке удовлетворения финансовых требований, удовлетворяющая все заинтересованные стороны, они могут заключить мировое соглашение, отражающие все существенные аспекты достигнутых договоренностей.

Особенности процедуры наблюдения

Наблюдение фактически представляет собой один из самых мягких инструментов, который может быть применен арбитражным судом по отношению к предприятию, продемонстрировавшему признаки банкротства. Тем не менее решение о его введении накладывает существенный отпечаток на повседневную рабочую деятельность компании, поскольку ключевые последствия введения процедуры наблюдения в отношении нее достаточно важны.

Так, во-первых, в числе этих последствий — введение ограничений в отношении предъявления финансовых претензий к компании, имеющей признаки банкротства, со стороны кредиторов. Если до того, как судом было вынесено соответствующее решение, такие требования могли подавать в любой форме, удовлетворяющей стороны, то после его вынесения кредитор, желающий получить причитающиеся ему денежные средства, должен соблюсти специальную процедуру, прописанную в статье 71 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, подобные финансовые требования должны направляться одновременно 3-м адресатам: в арбитражный суд, самому должнику и внешнему управляющему, которому поручено ведение . Кроме того, указанные требования должны быть сопровождены полным комплектом документов, подтверждающим их обоснованность.

Как известно, в некоторых случаях действующее законодательство допускает погашение финансовых обязательств коммерческой компании посредством зачета встречных однородных требований со стороны такой компании по отношению к кредитору. Вместе с тем следует иметь в виду, что такой механизм должен быть скорректирован с учетом требований статьи 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». Погашение таких требований со стороны кредитора не допускается в случае, если в процессе их удовлетворения нарушается установленная законом , то есть нарушаются права других кредиторов.

Ограничения и изменения в ходе наблюдения, касающиеся деятельности компании

Ограничения, которые могли быть наложены на имущество компании, продемонстрировавшей признаки банкротства, до вынесения решения о введении наблюдения, подлежат существенному пересмотру. Так, если в отношении такой компании были возбуждены исполнительные производства, они должны быть приостановлены. Аресты, наложенные на имущество, должны быть сняты, а процедуры взыскания денег с компании-банкрота, подлежат временному прекращению по заявлению кредитора или кредиторов.

Одним из последствий введения процедуры наблюдения в отношении коммерческого предприятия является значительное ограничение прав его бенефициаров. Такие ограничения прямо вводятся статьей 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, учредители или участники такого предприятия не вправе в течение этого временного периода вывести свои деньги из уставного капитала компании, получить дивиденды, распределить между собой прибыль, а в некоторых случаях — даже изъять принадлежащее им имущество.

Изменение полномочий руководства компании в ходе наблюдения

При этом собственно процедура введения наблюдения в связи с наличием на коммерческом предприятии не влечет за собой отстранения его руководства от своей деятельности.

При этом с момента введения процедуры наблюдения процесс его работы должен быть несколько скорректирован. В частности, на совершение значимых сделок, например, тех, которые предполагают приобретение или передачу крупных объемов активов, получение кредитов и подобные, теперь потребуется согласие внешнего управляющего.

Кроме того, существует ряд решений, которые с момента введения процедуры наблюдения в организации, продемонстрировавшей признаки несостоятельности, более не находятся в компетенции ее руководства. К ним, например, относятся решения, связанные с изменением организационно-правовой формы компании. Так, руководители в период реализации наблюдения не вправе реорганизовывать компанию, создавать ее филиалы и представительства, заключать договоры товарищества, принимать решение об участии в каких-либо ассоциациях и принимать другие подобные решения. Кроме того, под запретом для них находятся решения, связанные с распределением прибыли, выплатой дивидендов, привлечением капитала путем эмиссии ценных бумаг и другие.

Наконец, необходимо иметь в виду, что Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» требует наличия достаточно интенсивного взаимодействия между руководством компании, имеющей признаки несостоятельности, и внешним управляющим, ответственным за реализацию процедуры наблюдения. Так, в течение временного периода, не превышающего 15 дней с момента его назначения, руководитель организации должен предоставить ему все документы, необходимые специалисту для изучения финансового и хозяйственного состояния предприятия. Кроме того, впоследствии он ежемесячно должен информировать его об изменениях, связанных с составом принадлежащего предприятию имущества.

Кроме того, руководитель предприятия должен поставить в известность о произошедших изменениях всех учредителей и участников организации. Сделать это пункт 4 статьи 64 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» рекомендует посредством предложения о проведении общего собрания. На нем руководство организации сможет сообщить всем заинтересованным лицам необходимую информацию о новом порядке функционирования предприятия в связи с введением наблюдения, а также внести предложения по улучшению финансовой хозяйственной ситуации, например, посредством введения финансового оздоровления или применения других инструментов.

Любое коммерческое предприятие может стать банкротом, но прежде чем за ним будет закреплен данный статус, нужно пройти несколько этапов, одним из которых является процедура конкурсного наблюдения при банкротстве. К этому этапу невозможно перейти сразу после невыполнения своих долговых обязательств, должно пройти минимум 3 месяца с момента предполагаемого внесения денежных средств на счет кредитора.

Кроме того, статус банкрота нельзя получить автоматически, для этого заинтересованное лицо должно обратиться со специальным заявлением и пакетом документов в суд. В качестве заявителя может выступить как кредитор, так и сам должник. В случае успешного рассмотрения арбитражным судом, начнется довольно длительная .

Главные положения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процедура наблюдения является относительно новым явлением в российском законодательстве. Она вводится сразу после принятия судом заявки по признанию должника банкротом.

Главной целью данной процедуры является предотвращение «оттока» имущества должника в чужие руки, чтобы скрыть истинные доходы. Кроме того, данная стадия проверяет, является ли банкротство истинным, нет ли признаков .

Для понимания сути процедуры можно выделить основные моменты, происходящие в ее ходе:

  • приостановление производства по делам, которые связаны с взысканием денег и иного имущества должника (по ходатайству кредиторов);
  • предъявление различных имущественных требований к должнику, произведенное не через временного управляющего (при признании судом требований кредиторов установленными) или не через суд (в случае неустановленного размера требований) становится невозможным;
  • временная приостановка исполнения все исполнительных документов о имущественных взысканиях, кроме исполняемых судебных решений по взысканию долга по , алиментов, возмещению вреда для жизни или здоровья, а также выплате вознаграждений, установленных в авторских договорах;
  • удовлетворение требований, выдвинутых участником должника – юридического лица о доле имущества должника, которую он получает в случае выхода из состава участников, становится невозможным.

После старта наблюдения должник ограничен в своих правах по распоряжению имуществом. Кроме того, извещения о начале производства направляются кредитным организациям, в которых у должника имеются банковские счета, в налоговую службу, судебному приставу, в судебный орган общей юрисдикции и другие уполномоченные органы.

Для данной стадии очень важным этапом является выбор временного управляющего. Его избирают из числа лиц, представленных кредитора в качестве исполнителя обязанностей по управлению, в случае отсутствия таковых – из арбитражных управляющих, зарегистрированных в самом суде.

Во время наблюдения руководство не отстраняется и не перестает выполнять свои обязанности, однако, для предотвращения неверных и ухудшающих положение будущего банкрота поступков, происходит ограничение их полномочий. Данный шаг позволяет сохранить оставшееся имущество должника.

Руководство лишается возможности:

  • выплачивать дивиденды;
  • создавать филиалы и представительства;
  • принимать решения о ликвидации должника или его реорганизации;
  • создавать юридическое лицо либо принимать участие в других юридических лицах;
  • выходить из состава должника – юридического лица;
  • приобретать у акционеров данного юридического лица ранее выпущенные акции;
  • размещать от лица должника облигации либо другие эмиссионные ценные бумаги.

При согласовании с временным управляющим должник может получить право участвовать в различных холдингах, объединениях, финансово-промышленных группах и т.д.

Когда процедура заканчивается, временному управляющему необходимо предоставить отчет о выполненной работе в суд. В нем указывается финансовое состояние должника, наличие или отсутствие возможности по восстановлению платежеспособности. Если это возможно, то предлагаются варианты достижения этой цели, суммы, которые кредиторы могли бы получить при благоприятном стечении, а также необходимые затраты.

Если восстановить платежеспособность должника нельзя, то кредиторы принимают решение об обращении в арбитражный суд об открытии .

В этом случае судом может быть принято одно из решений:

  • Должник признается обанкротившимся, после чего идет начало конкурсного производства. Данное решение принимается по требованию кредиторского собрания либо же по инициативе самого суда, если по истечении недели со дня первого кредиторского собрания не было принятия решения по назначению внешнего управления или о заключении мирового соглашения (если в наличии ).
  • Внедрение :
    1. Если было в наличии заявление кредиторского собрания по внедрению внешних управителей.
    2. При наличии достаточных оснований предположить, что у должника в наличии возможность восстановить свои платежные способности, а его решения по банкротству и открытию конкурсного производства идет в обход интересов основной массы кредиторов.
    3. После первого кредиторского собрания появились поводы считать, что платежеспособность восстановится.
  • Приход сторон к .

С начала конкурсного делопроизводства и закрепления за должником статуса банкрота, или мирового соглашения, либо внедрения внешнего управления наблюдательская стадия заканчивается.

До назначения конкурсного либо внешнего управляющего временному нужно продолжать выполнять свои обязанности

Особенности процедуры наблюдения при банкротстве

Подготовка дела

Рассматривает дела по банкротству только Арбитражный суд, причем обязательно по месту нахождения того, кто признается банкротом. Обычно заявления подают кредиторы, налоговые органы или другие службы, однако иногда сам должник должен подать заявление о своем банкротстве.

Это происходит в случае, если срок исполнения данных им обязательств еще не наступил, но приближение финансового провала ощущается, либо в том случае, когда, выполнив требования одного из кредиторов, должник лишается возможности удовлетворить запросы остальных.

Заявление должника должно включать размер долга по всем обязательным платежам, требования кредиторов, другие долги, обоснование для невыплат, сведения об имуществе и другие сведения при необходимости.

В случае обнаружения признаков фиктивного банкротства должнику грозят серьезные проблемы вплоть до уголовного наказания.

Временный управитель будет назначаться в зависимости от того, кто выступил инициатором банкротства. Если выступили кредиторы, то они могут предложить свои варианты, иначе выбор будет сделан исключительно судом. Закон о несостоятельности прописывает полномочия управляющего.

Кандидатура, предложенная суду в качестве временного управляющего должна иметь высшее образование, а также опыт работы на руководящих постах не менее 2 лет. Необходима успешная сдача специального экзамена и полугодичная стажировка.

Позиция суда

Арбитражный суд в любой момент имеет право на отстранение руководителя юридического лица от занимаемой должности в случае неоднократного неприменения мер, обеспечивающих сохранность имущества и ценностей должника, создания неблагоприятных обстоятельств для временного управляющего, во время выполнения его должностных обязанностей либо при других нарушениях требований, которые установлены законодательными актами РФ. При отставке руководителя его функции будет выполнять временный управляющий.

Если он не может в определенный период исполнять свои обязанности в силу различных форс-мажорных обстоятельств, суд должен назначить на это время другого управляющего.

В случае, если того потребует временный управляющий, арбитражный суд имеет все права для отстранения руководства либо запрета совершать любые сделки без согласования с временным управляющим

Права и запреты

Различия категорий

Категория Особенности
Введение под поручительство РФ внешнего управления и финансового оздоровления. Продажа имущества лишь при гарантии будущего покупателя сохранить не менее 50% рабочих мест.
Дело по банкротству начнется лишь после отзыва лицензии Центробанком РФ. Кредиторами будут являться вкладчики. Данная кредитная организация теперь не сможет выполнять свои обязательства перед иными кредиторами.
Процедуры по банкротству ведутся с учетом сезонности. Покупка имущества должника преимущественно производится другими ближайшими организациями по сельскому хозяйству.
Основанием для признания ИП банкротом послужит неспособность выполнить обязательства перед кредиторами или невозможность выплаты обязательных платежей.
К должнику применяется только конкурсное производство.

Роль временного управляющего

Участие временного управляющего очень важно. Его действия во многом определяют дальнейшую судьбу предприятия-должника. Именно поэтому в случае отсутствия у суда подходящего кандидата для роли управляющего заседание может быть отложено на 15 дней .

Самыми главными задачами для временного управляющего становятся анализ действий и поступков руководящего состава и изучение состояния финансов предприятия. Он преследует в своей деятельности лишь две цели: определение истинного положения дел относительно восстановления платежеспособности должника и сбор информации о кредиторах.

Временный управляющий после своего назначения берет на себя контроль над всеми операциями, которые относятся к получению и выдаче финансовых средств и гарантий, связаны с передачами прав требования и оформлением доверенностей на имущество предприятия или имеют отношение к распоряжению имуществом должника, если его оценочная стоимость выше 5% общей цены акций на начало процедуры.

Данный список может быть расширен по решению суда. Любая сделка не может быть совершена без одобрения временного управляющего. После его назначения все финансовые проблемы должника становятся и его проблемами также.

После назначения временного управляющего должник лишается прежней самостоятельности и уже не может как-либо реструктурировать предприятие, как-либо взаимодействовать с другими юридическими лицами, выдавать дивиденды, делить прибыть между руководством компании и возможности выйти из юридического лица.

Финал

Наблюдение заканчивается, когда цель процедуры становится достигнутой: либо должник признается банкротом, либо начинается материальное . Сколько длится срок проведения – индивидуальный вопрос. Обычно он заканчивается через 7 месяцев после направления заявления на банкротство.

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство » происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность , рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

(см. текст в предыдущей редакции)

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом ;

4. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные проценты за период проведения наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В случае предъявления кредитором требований к должнику в ходе финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства при определении в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона размера его требования размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

5. В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 настоящего Федерального закона (в том числе в результате погашения должником всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, третьим лицом в порядке, установленном статьей 113 или настоящего Федерального закона), кредитор вправе предъявить должнику требование о взыскании оставшихся процентов в размере установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения ставки рефинансирования, которые начислялись за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, по правилам настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством.

6. Если при рассмотрении дела о банкротстве суд в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, установит, что должник или кредитор, являющийся заинтересованным лицом, обращался с заявлением о признании должника банкротом и при этом указанные лица знали, что должник является платежеспособным и преследует цель необоснованного неправомерного получения выгод от введения процедур, применяемых в деле о банкротстве, суд вправе прекратить производство по делу о банкротстве при условии, что должник продолжает к этому моменту оставаться платежеспособным и это соответствует интересам кредитора.

В таком случае должник обязан уплатить проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве. Если данные обстоятельства будут установлены судом при прекращении производства по делу о банкротстве на ином основании, суд также вправе указать в определении о таком прекращении на обязанность должника уплатить за период проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, подлежащие начислению по условиям обязательства проценты.

В актуальной версии закона РФ «О неплатежеспособности (несостоятельности)» прописаны основные составляющие процедуры банкротства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В их число, наряду с конкурсным производством, внешним управлением и мировым соглашением, входит этап наблюдения. Обычно он предшествует новому для законодательства России «финансовому оздоровлению».

Что это такое

В результате проведения этой процедуры должны быть достигнуты две главные цели:

  1. Имущество находящегося на рассмотрении должника сохраняется, не допускается его дальнейший упадок.
  2. Финансовое состояние объекта наблюдения тщательно анализируется.

Процедура наблюдения является подготовительным этапом перед оздоровлением или ликвидацией. Она нужна, прежде всего, для того, чтобы изучаемое предприятие получило возможности и время на:

  • сбор необходимых документов;
  • анализ сложившейся ситуации;
  • оповещение всех заинтересованных в развитии событий сторон;
  • принятия решения на основе полученных данных.

Этот этап отличается от остальных (таких как конкурсное производство, оздоровление или внешнее управление) тем, что он является обязательным. Прочие процедуры банкротства применяются не всегда.

Введение

Решение о необходимости проведения этой процедуры может быть принято по-разному. Например, в Америке после ходатайства кредиторов или самого должника предприятие автоматически попадает под закон о ликвидации или реорганизации.

По мере течения процесса ликвидация может быть заменена реорганизацией, или наоборот. В России (как и во Франции) законом предусмотрен специальный период наблюдения.

Арбитражный суд, постанавливая необходимость введения этого этапа, должен дополнять свое решение указаниями:

  • о признании претензий заявителя обоснованными (должны быть выявлены веские причины для введения наблюдения).
  • о назначении временного управляющего;
  • о размере и источнике гонорара, положенного этому новому действующему лицу.

Как происходит

В рамках процедуры наблюдения осуществляются такие действия:

  • производится общий анализ финансовых и хозяйственных функций должника;
  • предпринимаются меры по сохранению его имущества и недопущению дальнейшего упадка;
  • осуществляются попытки возвращения дебиторских долгов;
  • организовывается встреча акционеров;
  • проводится собрание кредиторов.

В результате появляется возможность принять правильное решение о целесообразности восстановления состоятельности должника.

При включении процесса наблюдения возникают некоторые правовые последствия. Главные среди них перечислены в списке ниже:

  • кредиторы имеют право требовать от должника уплаты обязательных платежей по задолженностям (имеющимся к моменту начала процедуры) лишь в соответствии с порядком, установленным законом Российской Федерации «О неплатежеспособности»;
  • после ходатайства кредитора временно прекращаются процессы по делам, касающимся взыскания с объекта наблюдения долгов. Требования к предприятию должны предъявляться в рамках Федерального закона «О банкротстве»;
  • требования учредителей предприятия о выдачах паев (долей в имуществе рассматриваемого предприятия) в связи с выходом из числа акционеров не должны удовлетворяться. Также становится невозможным выкуп предприятием существующих активов. Запрещается производить выплаты стоимостей паев;
  • должнику не разрешается прекращать финансовые обязательства путем удовлетворения требований, если подобные действия могут быть произведены не в установленном порядке. Очередность выплаты долгов установлена в закона о банкротстве.

Также на время процесса теряют силу приказы, касающиеся взыскания имущества. Прекращается арест на собственность должника, отменяются ограничения на распоряжение имуществом, которые были установлены во время исполнительного производства.

Исключение составляют те исполнительные документы, которые были выданы на основании судебных актов, вступивших в силу до начала этапа наблюдения.

Это могут быть постановления:

  • о взыскании долгов по зарплате;
  • необходимости выдать вознаграждения авторам различной интеллектуальной собственности;
  • востребовании собственности от незаконных владельцев;
  • возмещении морального вреда или ущерба здоровью и жизни.

Постановление арбитражного суда о начале периода наблюдения является законным основанием для временной остановки исполнения всех прочих исполнительных документов.

За осуществлением процедуры должен следить арбитражный уполномоченный (временный управляющий).

На этом этапе существующее руководство не увольняется. Его члены обязаны способствовать деятельности временного руководителя.

Временный управляющий

После введения наблюдения в процедуру банкротства в руководстве предприятия появляется новое действующее лицо, обладающее исключительными полномочиями. Временного управляющего назначает арбитражный суд.

Если у суда при вынесении постановления о начале процедуры нет подходящего кандидата на роль управляющего, может быть принято постановление об отложении судебного процесса на 15 дней, но не более.

Оба определения арбитражного суда (о необходимости введения процедуры наблюдения и назначении временного руководителя) должны немедленно начать исполняться. Они могут быть обжалованы, но процесс это не остановит.

На нового руководителя возлагаются две основные функции, которые он должен выполнять в рамках процедуры наблюдения:

  • анализ действий руководства предприятия;
  • изучение состояние финансовых дел.

Целью этого контроля является:

  • определение истинного положения дел и оснований для ликвидации предприятия в связи с его банкротством, или финансового оздоровления, если в таковом есть смысл;
  • сбор сведений о кредиторах должника.

Сделки, контролируемые временным управляющим

Законом определены виды сделок, которые руководство предприятия-должника после вступления в силу процедуры наблюдения имеет право заключать только при условии письменного разрешения арбитражного уполномоченного.

Подконтрольными временному управляющему являются операции:

  • имеющие отношение к распоряжению собственностью должника, если оценочная стоимость этого имущества превышает 5% от общей стоимости акций в день начала процедуры;
  • относящиеся к выдаче и получению кредитов, гарантий, поручительств.
  • связанные с передачей прав требования, с оформлением доверенности на имущество предприятия.

Расширить этот список по своему усмотрению может арбитражный суд. Любую сделку может быть запрещено совершать без разрешения временного управляющего.

Если процедура наблюдения применяется к участнику рынка ценных бумаг, ограничения на совершения им сделок не касаются операций с активами его клиентов, если они совершаются по их поручению.

После начала процесса о банкротстве клиенты должны подтвердить, что доверили субъекту право провести данные сделки.

Решения, принятие которых является недопустимыми

Есть также и такие меры, которые во время действия процедуры не могут предприниматься даже с согласия арбитражного управляющего.

Таковыми действиями являются:

  • слияние компаний;
  • разделение компании на независимые составляющие, создание филиалов, отделов;
  • преобразование;
  • уничтожение предприятия;
  • создание юридических лиц;
  • присоединение к другим юридическим лицам;
  • выдача дивидендов;
  • раздел прибыли;
  • размещение ценных бумаг кроме акций (капитал предприятия может увеличиваться дополнительными вкладами пайщиков);
  • выходить из состава участников юридического лица;
  • участвовать в холдинговых компаниях и любых объединениях юридических лиц.

Собрание кредиторов

Временный управляющий назначает время организации первой встречи кредиторов. В соответствии с предписаниями закона о финансовой несостоятельности, он должен уведомить о его проведении:

  • всех обнаруженных конкурсных кредиторов;
  • уполномоченные инстанции;
  • представителей наемных работников предприятия;
  • прочих субъектов, имеющих право принимать участие в собрании.

Важно помнить, что первая встреча должна произойти не позже, чем за 10 дней до завершения процесса наблюдения.

На этом мероприятии выносятся на обсуждение следующие проблемы:

  1. Решение о целесообразности введения процедуры финансового оздоровления и подачи соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
  2. Решение о необходимости обращения в суд с ходатайством о начале процедуры внешнего управления.
  3. Решение о неизбежности или необязательности ходатайства о признании предприятия неплатежеспособным (с открытием конкурсного производства).
  4. Создание комитета, в состав которого должны входить кредиторы, определение его членов, их полномочий, количественного состава.
  5. Формирование новых требований к кандидатам на роль администратора, внешнего и конкурсного управляющих.
  6. Выбор кандидатуры внешнего управляющего из состава саморегулирующегося комитета, из членов которого впоследствии будет выбираться арбитражный представитель.
  7. Выбор одного из членов организации на роль реестродержателя.
  8. Рассмотрение других вопросов, не выходящих за рамки закона о банкротстве.

Срок процедуры наблюдения при банкротстве

За исключением тех случаев, когда дело возбуждается после поступления заявления самого должника, процедура наблюдения вступает в силу после анализа обоснованности претензий заявителя.

Если заявление подано самим руководством предприятия, процедура вводится с дня его поступления в арбитражный суд и принятия к производству.

Заканчивается период наблюдения в момент вынесения определенного заключения судом по поводу рассматриваемой ситуации или решения о прекращении процесса (в некоторых случаях, установленных законом).

Действия, предпринятые во время наблюдения, необходимы для того, чтобы суд мог принять правильное решение при назначении других процедур банкротства.

Завершение процедуры наблюдения

Этот этап заканчивается в день:

  • начала процесса финансового оздоровления;
  • введения внешнего управления;
  • признания судом предприятия неплатежеспособным;
  • открытия конкурсного производства;
  • введения мирового соглашения.

При этом согласно законодательству период наблюдения не может продолжаться дольше 7 месяцев. Наблюдаемое предприятие получает временное освобождение от долга.

Поделиться: