Обжалование действий судебного пристава. Жалоба на бездействие судебных приставов — образец

Жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя - это шаблон документа для обращения в уполномоченные органы о защите нарушенных прав и интересов в результате бездействия судебного исполнителя. Каждый гражданин имеет возможность составить подобную жалобу, которая поможет не только восстановить его права, но и привлечь внимание к неудовлетворительной работе такого субъекта.

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок подачи жалобы

Основополагающий законодательный акт, регулирующий правоотношения по поводу подачи жалобы на бездействие судебного исполнителя - Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2.10. 2007 г. № 229-ФЗ, а именно 18 глава.

В случае подачи жалобы в суд физические лица руководствуются статьей 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, а юридические лица и индивидуальные предприниматели - главой 24 Арбитражного процессуального кодекса от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя: причины подачи

На практике деятельность некоторых судебных исполнителей осуществляется вопреки отечественному законодательству, носит аморальный характер и существенно нарушает интересы граждан. Самая действенная форма оспаривания таких действий - это правильно составленная жалоба. Однако для того чтобы уполномоченное лицо (орган) принял жалобу во внимание, нужно четко аргументировать причины ее представления. К ним можно отнести:

  • Неаргументированный отказ судебного пристава в заявлении о просмотре материалов исполнительного производства.
  • Открытие исполнительного производства, срок выполнения которого уже истек.
  • Неоправданно медленное выполнение судебным исполнителем своих полномочий.
  • Исполнительное производство выполняется способом, нарушающим права граждан.
  • Невыполнение исполнительного производства.
  • Осуществление принудительного исполнительного производства без предварительного предоставления возможности осуществления этого в добровольном порядке и др.

Способы подачи жалобы на бездействие судебного исполнителя

Гражданин, который оспаривает действия судебного исполнителя, может по своему усмотрению выбрать следующие официальные структуры для подачи жалобы:

  1. Судебный орган. Физические лица должны обращаться в суд общей юрисдикции, а юридические лица - в арбитражный суд. При подаче жалобы в суд общей юрисдикции граждане освобождаются от уплаты налоговых взысканий.
  2. Орган прокуратуры (обращаться нужно по месту жительства жалобщика).
  3. Вышестоящий судебный исполнитель (в порядке подчиненности).

Юристы рекомендуют сначала обращаться в вышестоящий орган. Данный метод имеет ряд преимуществ: минимальная затрата времени, упрощенность процедуры (по сравнению с судебным разбирательством), получение отчета о принятых мерах.

Жалобу можно подать лично в канцелярию уполномоченного органа, электронным сообщением или почтовым письмом.

Форма и содержание жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя

Жалоба на бездействие судебного исполнителя должна иметь письменную форму с подписью заявителя. Неподписанные заявления не рассматриваются. Срок подачи жалобы на неправомерные действия судебного исполнителя составляет 10 дней с момента таких нарушений. В жалобе необходимо указать следующую информацию:

  1. Должность, ФИО соответствующего судебного исполнителя.
  2. Обоснованные доказательства нарушения судебным исполнителем действующего законодательства.
  3. ФИО, место жительства, контактные данные (телефонный номер, электронная почта) заявителя.
  4. Требования заявителя (прекратить нарушение, возобновление законных интересов).

С образцом жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя можно ознакомиться на нашем сайте.

Срок рассмотрения жалобы

Согласно Закону «Об исполнительном производстве» срок рассмотрения жалобы вышестоящим судебным исполнителем не может превышать 3 дней. После этого срока он должен направить заявителю результаты рассмотрения жалобы. Вышестоящий судебный исполнитель после рассмотрения жалобы может прийти к следующим выводам:

  1. Жалоба является обоснованной и неправомерные действия судебного пристава должны быть прекращены. Такой субъект также может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
  2. Жалоба является необоснованной, поскольку предоставленные доказательства являются недостаточными или ошибочными.
  1. Собрать достаточное количество доказательств неправомерности действий судебного исполнителя. Также нужно убедиться в том, что полученная информация соответствует действительности и подлежит обжалованию.
  2. Правильно составить жалобу, в которой будут указаны все необходимые реквизиты.

Специалисты также отмечают, что подавать жалобу можно через представителя, полномочия которого удостоверены доверенностью, учредительными документами и др.

Жалоба должна быть написана в официально-деловом стиле, однако не требуется применения специальной юридической терминологии. Данный документ не должен содержать лишних эмоциональных выражений и слов, личных оскорблений и агрессивности. Текст должен быть написан в сжатой, четкой, лаконичной форме. Успешный результат могут гарантировать коллективные жалобы, поскольку они отражают не субъективное мнение одного человека, а недовольство целой группы. Это повышает их правдивость и объективность.

Жалоба - это демократический способ урегулирования конфликтной ситуации. Если судебный исполнитель выполняет свои служебные обязанности ненадлежащим образом, граждане должны реагировать на такие случаи путем обращения в соответствующие органы с претензиями и жалобами. Это помогает повысить эффективность осуществления исполнительными органами своих обязанностей, создает порядок и дисциплину в сфере исполнительного производства.

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Обжалование в судебном порядке. Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204) .

С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК*(205) .

Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

Судебный пристав-исполнитель - государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Законом предусмотрена альтернатива при обжаловании. Так жалоба на действия судебного пристава -исполнителя (далее по тексту СПИ, госслужащий) может быть подана как в порядке подчиненности (вышестоящему руководству, начальнику отдела – старшему судебному приставу), так и в районный суд общей юрисдикции, либо в арбитражный суд субъекта РФ. Такой подход, следует отметить, более эффективен, поскольку позволяет получить более независимую оценку действиям госслужащего.

Если при подаче заявления в порядке подчиненности, либо арбитражный суд вопросов с подсудностью не возникает, то вот при направлении заявления в районный суд общей юрисдикции необходимо определиться с административным районом, на который распространяются полномочия государственного служащего. (Например: если Вы обжалуете действия СПИ Засвияжского района, то и жалобу необходимо подавать в Засвияжский районный суд г. Ульяновска) В соответствии с действующим законодательством, заявление рассматривается судом в десятидневный срок (Глава 25 ГПК РФ).

Также необходимо обратить внимание на срок обжалования. Любые действия (бездействие), необходимо оспаривать в 10-дневный срок со дня совершения СПИ действия, либо со дня, когда это об этом стало, либо могло стать известно, если лицо не было извещено надлежащим образом.

  • обязательно укажите фамилию, инициалы СПИ, наименование Отдела;
  • Ваши требования о признании действий (бездействия) незаконным;
  • Какие меры вы требуете принять для устранения этих нарушений. (Например: отмена постановления полностью, либо в части; принятие мер по принудительному исполнению требований исполнительного документа; снятие ареста с имущества; направление копии исполнительного документа для удержания из доходов должника; розыск имущества).

Образец заявления (жалобы) для подачи в порядке подчиненности

В ___________________________

(наименование отдела, если жалоба направляется в порядке подчиненности)

от ___________________________

(ФИО заявителя, адрес)

Заинтересованное лицо: ___________

(наименование, адрес

судебного пристава-исполнителя)

Должник (взыскатель): ____________

(ФИО второй стороны, адрес)

ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя

«_»______ ___г. постановлением судебного пристава-исполнителя было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа (судебного приказа) о взыскании с _____ (ФИО должника) в пользу _____ (ФИО взыскателя) денежной суммы ____ рублей.

В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были совершены следующие действия ____ (указать действия (бездействия), которые обжалуются заявителем).

С указанными действиями я не согласен, поскольку они нарушают мои права ____ (указать, в чем нарушение прав заявителя).

В соответствии со статьей 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» , постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в порядке подчиненности либо в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 121, 123, 124, 127, 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя _____ (перечислить незаконные действия (бездействия), указать реквизиты обжалуемого постановления). Обязать _____ (ФИО судебного пристава-исполнителя) устранить в полном объеме допущенное нарушение моих прав.

Приложение:

  1. Копия заявления
  2. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства
  3. Обжалуемое постановление (письменный ответ)
  4. Имеющиеся документы, подтверждающие доводы, изложенные в заявлении

Подпись, дата.

Образец административного искового заявления (для подачи жалобы в суд)

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), при этом подраздел 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ – производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил силу.

На основании изложенного, при подаче заявлений об оспаривании действий судебных приставов, Вам необходимо обратить внимание на введенные КАС РФ особенности и требования, предъявляемые к форме и содержанию заявлений, подаваемых в суд.

Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что КАС РФ введены новые требования к оформлению полномочий представителя заявителя. Кроме того, согласно ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование .

При этом при подаче административного искового заявления в суд наряду с документами, удостоверяющими статус и полномочия представителя, представители должны представить документы о своем образовании .

В Засвияжский районный суд г. Ульяновска

432028, г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, д. 23Б

Административный истец:

Указываются данные заявителя, ФИО, адрес регистрации

Конт. телефон: ___________________

Административный ответчик:

Указывается Отдел судебных приставов и данные лица, чьи действия (бездействие) оспариваются

Административный ответчик:

Можно также в качестве соответчика указать Управление ФССП

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Наименование оспариваемого решения (действия (бездействия), орган (должностное лицо), принявший это решение (совершивший это действие (бездействие), номер, дата принятия решения (дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия).

При оспаривании бездействия указываются сведения о том, в чем оно заключается (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган (лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями).

Иные данные в отношении оспариваемых решений, действий (бездействия).

Сведения о правах, свободах законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием).

Нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым следует проверить оспариваемые решения, действия (бездействия).

Сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.

Сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов, указанных в ч.1 ст. 126 КАС РФ, а именно:

  • уведомлений о вручении или иных документов, подтверждающих вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
  • документов, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;
  • доверенности или иных документов, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документов, подтверждающих наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
  • документов, содержащих сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.

Требование о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа (должностного лица).

Приложение:

  1. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).
  2. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).
  3. Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
  4. Документы, содержащие сведения о жалобе по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, а также копия ответа при условии, что она была рассмотрена.

Жалоба на бездействие судебных приставов: образец. Жалоба на судебного пристава позволяет человеку, пострадавшему от действий исполнителя, восстановить права. Документ можно направить сразу в несколько государственных органов. Представленный образец позволит не ошибиться в написании жалобы.

Служба судебных приставов создана для того, чтобы осуществлять контроль за исполнением принятых судебных решений. Работники организации обладают обширными полномочиями, позволяющими помочь пострадавшей стороне добиться справедливости. Но иногда исполнители халатно относятся к своей работе. В этой ситуации человек должен четко понимать, куда жаловаться на судебных приставов. Документ можно направить сразу в несколько государственных органов. Своевременное обращение в соответствующие структуры позволит человеку добиться соблюдения своих прав.

(кликните, чтобы открыть)

В каких случаях возможно обжалование действий судебного пристава исполнителя

Куда жаловаться на судебных приставов

Чтобы разобраться, куда писать жалобу на судебных приставов, нужно ознакомиться с положениями ФЗ №229 (ред. от 26.07.2017). Нормативно-правовой акт закрепляет перечень лиц, которые способы помочь в решении проблемы. Жалоба на бездействие судебного пристава может быть написана должностному лицу, отвечающему за действия исполнителя.

Существуют и другие государственные органы, способные предотвратить бездействие судебных приставов и оказать благотворное влияние на исполнение судебного решения. Если человек столкнулся с фактом ненадлежащей работы со стороны госслужащего, он может обратиться в:

  • Управление РФ;
  • суд, находящийся по месту осуществления деятельности исполнителя,
  • в администрацию Президента РФ,
  • в прокуратуру.

Эксперты советуют начинать разбирательство с обращения к старшему должностному лицу. Если оно не поспособствует благотворным изменениям, можно отравляться в другие инстанции.

Процедура написания жалобы

Способы подачи заявления

Жалоба на бездействие судебного пристава исполнителя может быть передана в соответствующий орган несколькими способами:

  • лично,
  • через интернет,
  • по почте,
  • через представителя.

Если человек принял решение самостоятельно передать жалобу, ему потребуется составить ее в письменной форме.

Важно

Документ должен быть составлен в 2 экземплярах. 1 вариант остается в государственном органе, а другой возвращается заявителю. Человек должен добиться, чтобы на его экземпляр поставили штамп с отметкой о принятии.

Если человек направляет бумагу по почте, ее нужно в обязательном порядке передавать заказным письмом. Когда заявление будет получено, заявителю придет уведомление об этом. Если с жалобой направляются дополнительные документы, нужно выполнить опись-вложение. Узнать все нюансы процедуры можно, обратившись на почту.

Факт

Если на действия судебного пристава исполнителя направляется через интернет, нужно использовать стандартный образец. Удаленное обращение позволит сэкономить время. Однако гарантия получения ответа на жалобу в этой ситуации ниже. По этой причине эксперты советуют выбрать для передачи заявления другие способы.

Обжалование действий судебного пристава исполнителя можно осуществить и через представителя. Манипуляция осуществляется по нотариальной доверенности. Ее потребуется приложить к общему пакету документации.

Сроки подачи и рассмотрения

Жалобу на пристава необходимо направлять в соответствующий государственный орган в 10-дневный срок. Началом периода считается момент получения информации о нарушении прав. После завершения срока, жалоба принята не будет. Однако предоставляемый период может быть увеличен, если человек не смог своевременно передать заявление по уважительной причине. К подобным основаниям относятся:

  • нахождение в командировке,
  • заболевание,
  • несвоевременное получение письма, если пристав дал ответ в письменном виде.

Юридическая неграмотность в перечень уважительных причин не входит.

Период рассмотрения жалобы на судебного пристава не может превышать 3 дня. После завершения срока, государственный орган обязан представить принятое решение в письменном виде. Должностное лицо, получившее жалобу на судебного пристава, может посчитать, что она обоснована, и прекратить неправомерные действия исполнителя, или отказаться от выполнения требований заявителя.

Порядок действий судебного пристава исполнителя может меняться в зависимости от того, в какой государственный орган человек направил заявление.

В судебном порядке

Восстановить нарушенные права способен помочь суд. Если человек задумался, как обжаловать постановление судебного пристава исполнителя, он может использовать готовый образец документа для составления иска.

Важно

Формы заявления не установлено. Составлять документ нужно, руководствуясь вышеуказанными советами.

Получив жалобу, суд назначает заседание. Во время него стороны высказывают свое мнение. На основании полученных данных государственный орган принимает решение.

Органами ССП

Если человек уверен, что исполнитель решения суда нарушил его права, начинать восстановление справедливости нужно с обращения к вышестоящему руководству. Для этого потребуется посетить отделение СПП. Там же можно получить образец жалобы на бездействие судебного пристава исполнителя.

Если составляется жалоба в прокуратуру на судебных приставов, образец можно получить, посетив отделение государственного органа. Процедура изучения обстоятельств произошедшего длится 30 дней. За это время внимательно изучает все нюансы дела. Государственный орган может:

  • объявить предостережение,
  • внести в разбирательство свои требования,
  • отменить принятое исполнителем решение.

Если должностное лицо выяснит, что заявление в прокуратуру на судебных приставов, образец которого можно скачать в интернете, было составлено обосновано, будет принято решение о восстановлении прав пострадавшего. Все последствия недобросовестных действий судебного исполнителя будут устранены в течение 30 дней.

Подпишитесь на свежие новости

Служба взыскания в РФ имеет очень широкий перечень полномочий, что нередко приводит к возникновению спорных, а порой и конфликтных ситуаций. Если нарушение законодательных положений имеет место, то пострадавшему лицу необходимо инициировать такую процедуру, как обжалование действий судебного пристава-исполнителя в заявительном порядке.

Данное мероприятие имеет свои особенности и нюансы, на которые обязательно стоит обратить внимание. Наша статья будет посвящена тому, какие действия потребуется выполнить гражданину и какого порядка обжалования действий должностного лица стоит придерживаться.

Жалоба на действие пристава подается в рамках Административного кодекса РФ и закона о действия приставов (ФЗ № 118). Именно эти законодательные акты регулирует правоотношения между населением и службой взыскания, а также гарантируют гражданам соблюдение их законных прав и интересов. Обжаловать можно следующие действия пристава:

  • решения, которые нарушают интересы и свободы граждан, а именно препятствуют реализации законных прав;
  • действия, повлекшие за собой возложение определенных обязанностей и привлечение гражданина к ответственности без законных оснований.

Обжалование может происходить в двух инстанциях: у вышестоящего должностного лица и в судебной инстанции. Для получения защиты и привлечения пристава к ответу необходимо, чтобы пострадавший гражданин подал в один из перечисленных органов официальное заявление. Важно отметить, что такое обращение должен подавать гражданин лично, поскольку право на оспаривание действий исполнительный органов законодательно закреплено лишь за лицом, чьи интересы были нарушены.

Каковы сроки обжалования?

Важным моментом процедуры является строгое соблюдение установленных сроков. По закону, пострадавшему гражданину дается не больше 10 суток с момента нарушения для подачи жалобы. Следует знать, с какого момента необходимо отсчитывать указанное количество дней.

Речь идет о таких ситуациях:

  • с дня, когда приставом были совершены неправомерные действия;
  • после вынесения незаконного постановления;
  • в результате установления факта бездействия приставами;
  • после вынесения отказа в отводе.

По истечении десятидневного срока обжаловать действия будет намного сложнее, только восстановив сроки. Но в этом случае потребуется подтвердить обоснованность такого обращения официально.

Как и где найти заявление – содержание документа

Для составления официального обращения стоит воспользоваться специальным образцом жалобы. Скачать такой документ можно на любом правовом сайте или на официальном ресурсе службы ФССП.

Заявление составляется исключительно в письменной форме и должно содержать следующие пункты:

  • название органа, куда направляется документ;
  • информация о заявителе, включая личные данные и адрес проживания;
  • должность и полная информация о приставе, нарушившем закон;
  • реквизиты постановления, об обжаловании которого идет речь;
  • список оснований, которые делают обращение гражданина законным;
  • требование заявителя;
  • список документов, прилагаемых к жалобе, в том числе доказательства, подтверждающие обоснованность обращения пострадавшего лица;
  • дата составления бумаги и личная подпись обращающегося гражданина (либо его законного представителя, имеющего доверенность).

Если все перечисленные пункты имеются в документе, то у получателя жалобы будут отсутствовать основания для непринятия бумаги к рассмотрению.

Каков порядок рассмотрения жалобы?

Существует два варианта рассмотрения поданного обращения, с учетом того, в какую инстанцию обращается заявитель. Юристы считают, что наиболее оптимальным вариантом является подача жалобы главному приставу в ФССП. Для рассмотрения поступившего обращения должностному лицу отводится порядка 10 суток, после чего выносится определение.

По поступившему заявлению может быть принято положительное решение или вынесен отказ, если жалоба посчитается безосновательной или поданной с нарушением действующих стандартов и законодательных норм. В случае положительного ответа вынесенное решение должно быть исполнено в течение десяти суток. Заявление передается по адресу заявителя не позднее трех суток с момента принятия решения.

При рассмотрении жалобы в суде все необходимые действия осуществляются аналогичным образом, но при условии, что вынесенное решение передается в ФССП для исполнения. В отдельных случаях подобные жалобы рассматривает прокуратура. Для этого ей предоставляется не больше 30 дней с момента регистрации заявления.

Заключение

Если гражданин не согласен с работой пристава и считает, что тот нарушает его права, он может обратиться в один из уполномоченных органов с жалобой. В результате рассмотрения такого обращения выносится решение об удовлетворении требований заявителя по жалобе или об отклонении поданного документа в связи с его необоснованность. Важно отметить, что заявление на неправомочные действия сотрудника службы взыскания должно быть составлено по всем правилами и с учетом положений действующего законодательства.

Поделиться: