Как в преамбуле характеризуется народ. Структура конституции рф

Структура Конституции РФ – это особый порядок, посредством которого формируется система управления. Закон разделен на разделы.

Так называется основной документ страны, и, от того, насколько правильно жители страны научатся трактовать его, понимать статьи и следовать прописанным правилам, зависит соблюдение законности и порядка в стране.

Общая характеристика конституции РФ 1993 года

До принятия существующей Конституции в нашей стране существовало 4 закона. Они вводились автоматически, а жителям России просто приходилось с ними соглашаться. 12 декабря 1993 года состоялось голосование жителей Российской Федерации за новую конституцию. Около 54% населения одобрило ее.

На современном этапе истории действует тот закон, который приняли более 25 лет назад. С принятием Конституции Российской Федерации, страна вышла из периода советской истории и перешла на российский этап развития.

Преамбула конституции РФ

Преамбула конституции РФ – начало документа. Это вводная часть, но в ней есть важная информация для всего русского народа.

Начало Конституции указывает на многонациональность народа, говорит о том, что каждый человек имеет право на свободу и права.

Кроме того, указывается на то, что каждый житель страны имеет право на гражданский мир, согласие, демократическую свободу. Но житель государства должен любить Отечество, быть ответственным за него.

Сколько разделов и глав в конституции РФ

Основной закон страны имеет два раздела, количество глав — 9. При этом все они включены в первый раздел. Второй раздел прописывает временные нормы. Во втором разделе отсутствует постатейное деление.

Раздел I

Первый раздел является основным, и в нем прописаны все права и обязанности жителей государства. Основными задачами раздела принято считать:

  • принятие и утверждение прав человека, а также его право на свободу;
  • обязательное сохранение мира. В российской Федерации должно быть согласие;
  • несмотря на то, что в стране сравнительно новый конституционный строй, граждане не должны отказываться от государства, которое исторически сложилось на территории нашей страны;
  • суверенность страны;
  • независимо от национальности, если гражданин является жителем РФ, он должен обеспечить благополучие и процветание своей Родины.

Глава 1

Глава 1 состоит из 16 статей, в ней уделяется внимание основам конституционного строя. Дается понятие равнозначности России и Российской Федерации. В стране может быть множество идеологий, религий (при этом не одна из религий не может быть признана одной и официально существующей), наличие многопартийности.

Этот документ имеет высшую юридическую силу, никто не вправе отменить его или не следовать его положениям.

Глава 2

48 статей включено во вторую главу. Основными пунктами принято считать:

  • права и свобода человека являются неотъемлемой частью. Они гарантированы каждому с рождения;
  • никто не имеет права их нарушать;
  • равенство всех жителей перед законом и судом, независимо от национальности, расы, религии;
  • запрет на применение смертной казни;
  • невозможность применения насилия по отношению к человеческой жизни.

Это лишь малая часть перечисленных статей. С полной информацией можно ознакомиться, изучив текст Конституции РФ.

Глава 3

В главе 3 указывается на федеративное устройство. Перечисляются все субъекты, которые входят в состав страны. В последней редакции сюда была включена республика Крым.

На территории страны государственным языком является русский, но при этом каждая республики имеет право устанавливать свой язык в качестве государственного. Внутри страны не может быть установлено таможенных границ, граждане имеют право на свободное передвижение.

Глава 4

Глава включает 14 статей. В них прописаны правила становления президента на должность. Именно он является гарантом Конституции, представляет интересы народа внутри страны и на международном уровне. Срок избрания президента 6 лет. Это избирательная должность, и на нее может встать любой посредством тайного голосования.

Глава 5

Федеральное собрание – это законодательный орган, который состоит из двух палат. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона РФ. В Государственную Думу входит 450 человек, и все они избираются посредством голосования.

Глава 6

Глава 6 включает в себя 8 статей. В них прописана информация о правительстве страны, которое представляет собой исполнительную власть. Председатель Правительства назначается президентом. Правительство разрабатывает и издает законы, которые утверждаются главой государства.

Глава 7

12 статей 7 главы описывают судебную власть. Судьей может стать любой гражданин страны, достигший возраста 25 лет. Судьи имеют неприкосновенность и подчиняются Конституции и федеральному закону.

Глава 8

Местное самоуправление – избирается гражданами РФ. Именно оно отвечает за управление на местах и соблюдение законности и прав граждан республик, областей. Члены местного самоуправления обязаны заботиться о гражданах, живущих в области.

Глава 9

Регламентируют возможность пересмотра пунктов Конституции. Подобные предложения могут вносить: президент, члены правительства или представители местной власти.

Раздел II

В разделе зафиксированы основные заключительные и переходные положения. Прекращение действия предыдущей Конституции, принятой в 1978 году.

Заключение

Это лишь краткое описание основных положений, которые содержит основной документ страны. Следовать ему обязан каждый гражданин российского государства.

Депутаты Госдумы Евгений Федоров и Антон Романов (оба - «Единая Россия») подготовили проект закона о внесении изменений в ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Поправка направлена на устранение правового пробела, касательно процедуры внесения изменений в преамбулу Конституции, которая на сегодняшний день не определена. Законодатели указывают, что вводная часть нормативного акта несет в себе не только моральный смысл, но и является юридическим ориентиром, которому должны соответствовать другие правовые положения в стране.

Преамбула Конституции РФ сегодня гласит: «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию РФ».

Для возможности изменения преамбулы парламентарии предлагают внести поправки, которые распространят процедуру внесения изменений в главы 3–8 Конституции РФ на ее вступительную часть. Сегодня в соответствии со ст. 136 Конституции поправки к главам 3–8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Таким образом в последние годы были приняты правки, касающиеся присоединения Крыма и Севастополя к РФ, а также повышения сроков полномочий Государственной думы и президента России.

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с п. 1 ст. 135 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Изменение данных глав требует получения 3/5 голосов Федерального собрания, после чего должно будет созываться Конституционное собрание из преставителей трех ветвей власти как федерального, так и регионального уровня. Окончательно данная процедура предусматривает проведение референдума и принятие новой Конституции. При всех сложностях изменений 1, 2 и 9 глав Конституции самой большой проблемой остается то, что в РФ до сих пор не принят закон о Конституционном собрании.

Конституция носит для нас высший статус, а преамбула представляет собой надконституционный посыл, некую идеологему, которая стоит над Конституцией. Пусть она не носит прямого характера, но она определяет общую логику всей Конституции, всего законодательства. Поэтому корректировка преамбулы - это корректировка курса страны, - считает депутат Федоров. - Наш закон позволяет поменять эту преамбулу. Это в дальнейшем поможет поменять и курс страны, потому что на сегодняшний день это необходимо. Например, в части, которая касается взаимоотношений России с миром. У нас в преамбуле заключена уникальная формулировка, что российский народ является частью какого-то большего сообщества.

Подобного положения, как отметил депутат, нет в Конституции ни одной страны мира. Евгений Федоров ранее предлагал внести изменения в российскую Конституцию - удалить из нее положения о приоритете норм международного права над национальным законодательством, а также запрет на государственную идеологию.

Специалист в области конституционного законодательства, профессор юрфака РАНХиГС Сергей Комаров считает, что разговоры о том, что преамбула Конституции на сегодня как-то обязывает Россию при принятии решений учитывать мнение или нормы других стран, безосновательны. При этом эксперт заметил, что преамбула является конституционным положением и обладает той же юридической силой, как и остальные главы Основного закона.

Если законодатели захотят менять преамбулу, то при этом необязательно менять отдельные статьи. Должно быть внутреннее согласование соотвествующих норм. Что касается суверенности, то у нас и так много там говорится об этом. В Конституции четко сказано, что мы - многонациональный народ РФ, соединенный общей судьбой на своей земле, - сказал профессор. - На сегодняшний день в преамбуле ничего не говорится о необходимости совещаться с другими государствами по каким-то вопросам вопреки нашему суверенитету. Только о единстве в рамках нашего многонационального государства.

Заместитель завкафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Илья Шаблинский считает, что изменения в преамбуле, направленные против приоритета международного права, никак не повлияют на статьи из неприкосновенных на сегодня глав, которые отражают эту тему.

Сама по себе норма о том, что РФ в полной мере опирается на нормы международного права, если говорить о практической стороне дела, никак не влияет на внутреннюю и внешнюю политику РФ. Все государства в своей практике учитывают общепризнанные нормы международного права: например, что все договоры должны исполняться. Есть и принцип неагрессии. Это надо оговаривать. Но в любом случае изменения в преамбуле здесь ни на что не повлияют, - полагает Илья Шаблинский.

Как известно Конституция РФ была принята на всенародном референдуме в 1993 году 12 декабря. Помимо текста самой Конституции, которую, к сожалению, народ видимо не читал, присутствует преамбула, текст которой прямо открывает, в каком духе написана вся Конституция. К моему большому сожалению, наряду с красивыми словами о почитании предков, об исторически сложившимся единстве многонационального народа, в текст вставлены несколько слов, которые перечеркивают все эти красивые патриотические слова.

Привожу полностью текст преамбулы к Конституции РФ:

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества , принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Не начав читать саму Конституцию, преамбула к ней говорит, что мы, граждане России, должны сознавать себя частью мирового сообщества. А потому должны следовать принципам, порядкам этого мирового сообщества. И действительно, уже в тексте самой Конституции в статье 15 п. 4 говорится:

"Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

В статье 17 п. 1 говорится:

"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией ".

Президент РФ согласно Конституции является ее гарантом, а также прав и свобод человека и гражданина согласно статье 80 п. 2. Прошу принять во внимание, что президент является гарантом прав и свобод граждан согласно ОБЩЕПРИЗНАННЫМ принципам и нормам МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (статья 17 п. 1). Не согласно Библейским принципам, принципам морали, принципам установленных национальных традиций, а именно принципам международного права. Более того, не общепринятому международному праву, как должно быть, а общепризнанному.

Что же такое международное право? Международное право - это совокупность правоотношений с участием ИНОСТРАННЫХ элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. То есть согласно принятой гражданами РФ Конституцией, нам необходимо следовать интересам международного сообщества, так как все национальные законы, инициативы и т.д., не имеют своей юридической силы, если противоречат международному праву (статья 15 п. 4).

Каковы же главные институты международного права? Это ООН, международный трибунал в Гааге, суд по правам человека в Страсбурге, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и т.д. Все эти институты находятся за рубежом и в ведении главных игроков международного права США и Европы.

Поэтому крики в адрес президента, чиновников, что они осуществляют политику и развитие экономики против своего же народа являются безосновательны. Потому что они следуют принятой народом Конституцией РФ, которая гласит, что народ должен обслуживать интересы международного права, международного сообщества. Но не свои интересы. И президент, чиновники и весь госаппарат на этом построен.

Соответственно, противостояние нашего народа насаждению гомосексуализма, ювенальной юстиции в нашей стране, согласно Конституции РФ, является ее нарушением. Если мировое сообщество признало ювенальную юстицию, гомосексуализм, значит и мы должны это сделать.

Пока мы не поймем неизбежность внедрения "европейский ценностей" в среду нашего народа, пока мы не поймем, что мы лично виноваты в этом, пока мы не признаем, что нам необходимо на таком же референдуме принять другую Конституцию, отвечающую интересам нашего народа, ничего хорошего и лучшего для нас ждать не стоит .

«Кто любит Россию, тот должен желать для неѐ свободы; прежде всего свободы для самой России, еѐ международной независимости и самостоятельности; свободы для России – как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, – свободы для русских людей, свободы для всех нас; свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности» (И.А. Ильин).


В 2013 г. отмечен двадцатилетний юбилей со дня принятия Конституции Российской Федерации. Что такое Конституция? «Это два раздела. Девять глав. И сто тридцать семь статей, правовые предписания которых имеют высшую юридическую силу», - ответит осведомленный гражданин. Отчасти он будет прав. Но, в первую очередь, Конституция – это «каркас» правовой системы, благодаря которому можно говорить о системе российского права. Если сравнить Основной закон с ядром атома, то все остальные нормативно-правовые акты – это электроны, которые вращаются вокруг ядра и притягиваются к нему. Как ядро состоит из частиц, так и Конституция Российской Федерации имеет внутреннюю структуру: вводную часть – преамбулу13 и текст глав.

Преамбула выступает торжественным началом конституции, поэтому ее качественное оформление способно дать мощный толчок для воплощения идеалов. Положения преамбулы14 – это постулаты, служащие первоосновой правового регулирования, правоприменения и правосознания; эти положения разнообразны15, но вместе они образуют неразрывное единство.

В преамбуле Конституции Российской Федерации называются следующие основополагающие постулаты, реализация которых является главной целью государства: соединенность общей судьбой на своей земле, утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически сложившегося государственного единства, признание равноправия и самоопределения народа, память о предках, передавших на любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание частью мирового сообщества.

Реализация преамбулы Конституции Российской Федерации в современной правовой системе.

1. Соединенность общей судьбой на своей земле.

Народ России связывает общая судьба на нашей земле. Через призму понятия «общая судьба» можно проследить отношения между поколениями. Это одновременно слова памяти о прошлом, присяга нынешнего поколения и призыв к будущему поколению. Когда ценности преамбулы будут воплощены в российской правовой системе, можно сказать, что мы пришли к правовому государству.

2. Утверждение прав и свобод человека.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В России созданы разные правозащитные институты. Но особенно интенсивно развивается в последнее время институт омбудсмена. Наряду с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, учреждены институты уполномоченного по правам ребенка, по защите прав предпринимателей. Возможно, уже в ближайшем будущем появится Уполномоченный по правам инвалидов (соответствующий законопроект был внесен в Государственную Думу 3 декабря 2014 г.).

3. Утверждение гражданского мира и согласия.

10 См. о преамбуле, например: Артемьева Р.В. Преамбула Конституции Российской Федерации: нормативное содержание и проблемы реализации: автореф. … дис. канд. юрид. наук / Спец. 12.00.02. – М., 2007. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/abstract/Artemieva_RV

11 См. о концепции преамбулы в зарубежных странах, например: Мазаева Е.С. Концептуальная основа формулирования преамбул в конституциях зарубежных стран // Юридическая техника. - 2012. - № 6. - С. 300-304.

12 См. о разнообразии в праве: Сазонникова Е.В. Диатропическая познавательная модель: понятие, применение в праве и соотношение с системной познавательной моделью // Российский юридический журнал. - 2011. - № 1. - С. 47-53.


Отсутствие острых политических и социальных конфликтов, взаимопонимание общественных сил – это важные составляющие для формирования и развития гражданского общества и, следовательно, правового государства.

Для реализации этой задачи необходимо наличие гражданской инициативы, т.е. сознательной и активной деятельности граждан на благо общества. В конституционном праве гражданская инициатива рассматривается как консультативный институт непосредственной демократии. Так, чтобы публичная гражданская инициатива носила конструктивный характер, были приняты: ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (2004 г.), ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (2004 г.) и др.

1. Сохранение исторически сложившегося государственного единства.

Сохранение исторически сложившегося государственного единства связывается в данный момент, прежде всего, с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов федерации: Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

2. Признание равноправия и самоопределения народов.

Оба этих принципа закреплены в таких международных актах, как: Устав ООН (1945), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются частью российской правовой системы.

3. Память о предках, передавших на любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

В 2015 г. весь мир отмечает 70-летний юбилей со дня победы над фашистскими захватчиками. В связи с этим 23 января 2015г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О некоторых вопросах, связанных с празднованием 70-й годовщины со дня победы в великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Мы никогда не забудем подвига наших предков, будем чтить их память и донесем эти моральные ценности будущим поколениям.

4. Возрождение суверенной государственности России и утверждение незыблемости еѐ демократической основы.

«Возрождение» означает обретение суверенитета новой Россией – демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. «Если для ряда европейских стран национальная гордость – давно забытое понятие, а суверенитет – слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет – абсолютно необходимое условие еѐ существования» (Послание Президента Федеральному Собранию от 14 декабря 2014г.). Народ Российской Федерации является носителем суверенитета. Российская государственность начала свой путь в 862 г. За это период в 1153 года Россия сменила и правящие династии, и форму правления, отстояла свой суверенитет в кровопролитных войнах, отголоски которых доносятся до сих пор.

Выборы – один из важнейших демократических институтов. Государство должно гарантировать свободное волеизъявление граждан России на выборах и референдуме. В сфере избирательного права приняты ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002г.), ФЗ «О выборах президента РФ» (2002г.), ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (2005г.) и др.

5. Стремление обеспечить благополучия и процветания России.

Задача государства обеспечить не только безопасность страны от внешних угроз, но и ее благополучие и процветание. Необходимо создать для всех достаток материальных, социальных и духовно-культурных благ. Поэтому перед законодателем стоит задача качественно продумать социальное законодательство. Для решения демографической проблемы был введен с 1 января 2007 г. материнский капитал как форма государственной поддержки российских семей (см.: ФЗ от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Для привлечения молодежи к культурным ценностям в последние годы проводятся государственные программы, направленные на развитие интереса к памятникам русской и мировой культуры. Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014г. № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы» 2015 год объявлен годом литературы.

6. Ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями

Понятие «ответственность» несет в себе не только правовой, но и моральный смысл. Учитывая современную ситуацию, мы не должны допустить фальсификации истории. Наш долг не допустить распространения «исторических мифов», которые негативно повлияли бы на сознание подрастающего поколения. Поэтому еще в 1995 г. был принят ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

7. Осознание частью мирового сообщества.

Сознавая себя частью мирового сообщества, Россия соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права. Это подтверждает ч. 4 ст.15 Конституции. Заключая международные договоры, участвуя в международных организациях, в системах коллективной безопасности, мы вносим вклад в разрешение глобальных проблем. В соответствии с положениями ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Россия осуществляет международное сотрудничество.

Вывод. Все положения преамбулы Конституции Российской Федерации в той или иной мере находят своё продолжение в правовой системе России. Это свидетельствует о том, что преамбула не просто служит для красоты текста Конституции, но и является фундаментом развития Российского государства и права.

Список литературы

1. Артемьева Р.В. Преамбула Конституции Российской Федерации: нормативное содержание и проблемы реализации: автореф. … дис. канд. юрид. наук / Спец. 12.00.02. – М., 2007. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/abstract/Artemieva_RV

2. Мазаева Е.С. Концептуальная основа формулирования преамбул в конституциях зарубежных стран / Е.С. Мазаева// Юридическая техника. - 2012. - № 6. - С. 300-304.

3. Сазонникова Е.В. Диатропическая познавательная модель: понятие, применение в праве и соотношение с системной познавательной моделью / Е.В. Сазонникова // Российский юридический журнал. - 2011. - № 1. - С. 47-53.

Конституции, как правило, имею преамбулы. Преамбула -- вступительная часть, содержащая обычно краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции. Положения (формулы) преамбулы существенно важны в политическом, идеологическом и юридическом планах. Они выступают в качестве ориентиров, помогающих лучше понять институты государства, способствующих правильному толкованию и применению статей Конституции.

Преамбула Конституции Российской Федерации начинается с положения "Мы, многонациональный народ Российской Федерации".

Выражение "мы.., народ…" встречается в конституциях ряда стран. В преамбуле Конституции Российской Федерации оно указывает, прежде всего, на то, кем определены цели Российского государства и кем данная Конституция принята. Слова "многонациональный народ" означают, во-первых -- совокупность граждан России, во-вторых -- объединение всех населяющих Российскую Федерацию народов (этносов), других этнических общностей.

Слова "соединенные общей судьбой на своей земле" подчеркивают, что сплочение народов (этносов) и других этнических общностей на территории России -- результат многовекового исторического процесса и что этому сообществу предстоит существовать и в будущем.

Формула "утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие" называет главные цели, ради которых принята данная Конституция. Под правами и свободами человека подразумеваются, прежде всего, те, которые провозглашены Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.). К этим документам следует отнести также российскую Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую в 1991 году. Под гражданским миром и согласием подразумевается такое состояние общества, когда отсутствуют острые политические и социальные конфликты, существует взаимопонимание общественных сил. Обе цели -- утверждение прав и свобод человека и утверждение гражданского мира и согласия -- даны рядом, и это не случайно. Они органически связаны и взаимозависимы.

Положение "сохраняя исторически сложившееся государственное единство" отражает факт единства России как государства и стремление не допустить его ослабления. В результате длительного исторического развития различные государственно-территориальные общности интегрировались в одно политическое целое. В рамках этого целого и благодаря ему между всеми государственно-территориальными образованиями упрочились многообразные экономические, социальные, культурные и политические связи. Государственная целостность России необходима и выгодна всем. Она надежный гарант стабильности и нормальной жизнедеятельности как Российской Федерации в целом, так и всех составляющих ее частей (субъектов Федерации). Поэтому забота о государственном единстве есть долг всех институтов власти, общественных объединении и движений, всех российских граждан Положение "исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов" означает следующее.

Общепризнанными считаются принципы, разделяемые мировым сообществом и закрепленные в соответствующих международно-правовых актах. Принципы равноправия и самоопределения народов получили отражение в Уставе ООН (1945 г.), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о воспитании народов в духе мира (1978 г.) и в ряде других документов.

Многие государства объявили общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью своих правовых систем. Будучи включенными в такие системы, эти принципы и нормы нередко осуществляются при регулировании отношений внутри страны специфическим образом. Претворение в жизнь принципов равноправия и самоопределения народов имеет в России ряд особенностей, обусловленных пребыванием ее народов в составе одного федеративного государства и необходимостью учета специфики российского федерализма.

Положение "чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость" раскрывает по преимуществу гражданско-нравственную позицию россиян. В этих словах -- признание того, что многонациональный народ России помнит и ценит свое прошлое, осознает и хранит преемственную связь с ним, наследует патриотические чувства предков, их оптимизм и стремление к справедливости.

Формула "возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы" появилась в преамбуле Конституции в связи с тем, что вплоть до последних лет государственность России была лишена многих черт суверенности. Она даже в большей мере, чем другие союзные республики, страдала от чрезмерной централизации в Союзе ССР. Россия, в отличие от других республик, не имела своих органов в некоторых отраслях управления (их функции на ее территории выполняли непосредственно союзные министерства и ведомства). Основная часть промышленности находилась в прямом союзном подчинении. Не была Россия и полноправным субъектом международного права.

Термин "возрождение" нельзя, однако, толковать таким образом, будто сейчас решается задача восстановить суверенную российскую государственность в одной из тех ее конкретных политико-правовых форм, в которые она в прошлом облекалась: до февраля 1917 года, в период с марта по октябрь 1917 года либо на короткое время после октября 1917 года. Возврата к старым политико-юридическим формам быть не может. Речь идет об обретении суверенитета новой Россией -- государством, утверждающимся на незыблемой демократической основе. Начало этому процессу было положено принятием 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России.

Слова "стремясь обеспечить благополучие и процветание России" тоже исполнены большого смысла. Они означают такое будущее состояние нашей страны, при котором достигнут достаток материальных, социальных и духовно-культурных благ, налажено спокойное, без каких-либо эксцессов, течение жизни, успешно развиваются все сферы общества.

В формуле "исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним- и. Будущими поколениями" отражена воля россиян взять на себя ответственность за положение дел в стране, за судьбы Отечества. Ответственность, о которой говорится в этой части преамбулы, -- морально-политическая, а не юридическая. Пренебрегший ею обычному суду не подлежит и может быть судим лишь судом истории. Но воплощение этой ответственности в практических действиях, поступках граждан России -- серьезная гарантия того, что ее настоящее и будущее станут именно такими, какими их хочет видеть наш многонациональный народ.

Формула "сознавая себя частью мирового сообщества" означает не только оценку народом Российской Федерации своего положения в современном мире, но и понимание того, что Россия действительно является неотъемлемой частью мирового сообщества, его полноправным членом. Поэтому Российское государство соблюдает общепризнанные принципы и нормы международного права, заключает и выполняет международные договоры, участвует в международных организациях, в системах коллективной безопасности. Вместе с другими государствами оно прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить всеобщий и справедливый мир, взаимовыгодное международное сотрудничество, совместное разрешение глобальных проблем, стоящих перед человечеством.

Торжественные слова "принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" имеют непосредственное правовое значение. Мировая практика знает различные способы принятия конституции: решением парламента, решением учредительного собрания, путем референдума и т. д. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Проект этой Конституции -- результат длительной совместной работы российских депутатов, представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации. В его подготовке активно участвовали и представители ряда общественных объединений, а также предпринимательских кругов, видные юристы. Проект широко освещался в средствах массовой информации и подвергся тщательному обсуждению на Конституционном Совещании (июнь--октябрь 1993 г.), охватывавшем по своему составу все слои российского общества. Только после этой предварительной работы проект Конституции был вынесен Президентом Российской Федерации на всенародное голосование и одобрен гражданами России.

Поделиться: