Особенности первобытнообщинной формации. Первобытнообщинная формация и ее значение для понимания всемирно-исторического процесса

11.2. Первобытнообщинная формация

Собственно человеческая история начинается с первобытнообщинных обществ. Первобытнообщинные общества (эпоха неолита) существовали в VII-V тыс. до н. э. Таким, например, было общество Чатал-Хююка на западе Малой Азии (примерно 6000 лет до н.э.), базировавшееся на культивировании ячменя и приручении крупного рогатого скота. В древнем Шумере и Египте возникли и развились около 6000 лет назад первые первобытные (родовые и родо-племенные) общины. Первобытнообщинная формация, присущая этим обществам, самая ранняя форма практической формации.

Первобытные общества представляли собой родовые и племенные объединения людей с родовой ментальностью, недавно обузданными инстинктами, с неразвитым сознанием и примитивной деятельностью. Главной функцией рода было воспроизводство людей (продолжение рода): рождение детей, их кормление, защита, воспитание, производство (собирательство, земледелие, скотоводство и т.п.). Среди важнейших условий продолжения рода обеспечение людей материальными благами, защита от других родов, воспитание еще не стали относительно самостоятельными функциями, т.е. не превратились в экономическую, политическую, духовную сферы обществ. Маркс не случайно не включал первобытную формацию в состав экономической.

Первобытнообщинные общества состояли из немноголюдных общин, представляющих собой совокупность домашних хозяйств, объединенных в одно село (или род) . Возникало территориальное единство большесемейных (домовых) общин, находящихся в иерархических (господство и подчинение) отношениях в зависимости от родственной близости к исторически достоверному (или вымышленному) основателю общины. Первобытные общины занимались

земледелием и скотоводством. Основные формы жизнедеятельности (собирательство, скотоводство, земледелие) определяли характер родовых общин.

Родовая община представляла собой синкретическую общественную формацию, в которой основные общественные сферы находились в неразвитом, слитом, функционально меняющемся виде. Можно сказать, что первобытное общество совпадало со своей формацией, а формация была способом первобытнообщинного производства людей. Этот способ общественного производства держался на инстинктах, совместном материальном производстве, родовой власти, первобытной мифологии.

В первобытнообщинной формации, по-видимому, невозможно выделить базисную сферу раз и навсегда: она постоянно менялась в зависимости от конкретной ситуации. Можно предположить, что базисную роль в той или иной мере играли все сферы родового общества вместе. Это показывает, в частности, функциональную незакрепленность базисной сферы за экономической (материальное производство) сферой, что не делает ее единственным фактором формационного самоопределения и интеграции первобытного общества.

Собственность на землю в родовом обществе общинная, каждый дом владеет своей долей. Во главе сельской общины стоит вождь, который вначале избирается, а затем эта должность становится наследственной. В его ведении находятся экономические, военные, политические и религиозные вопросы. В духовную сферу сельской общины входят вождь, шаман и т.п., отправляющие языческие ритуалы. Они выступают носителями религиозно-нравственных норм, культурных предпочтений, принципов социальной справедливости, норм и характера труда.

Исходная сфера первобытнообщинного общества включала в себя людей, обладающих совокупностью первичных биологических потребностей в сытости, тепле, передвижении, продолжении рода, самоутверждении и т.п. Их можно было удовлетворять в благоприятных природных условиях, адекватных им (климат, зерновые культуры, крупный рогатый скот, который можно было приручить и т.п.). Потребление носило в основном коллективный (общинный) или семейный характер, было достаточно скудным и относительно равным, при этом существовало противоречие между действительными и удовлетворяемыми потребностями людей, являвшееся побудительным мотивом жизнедеятельности. Противоречие между абсолютными и действительными потребностями людей в этом обществе еще не возникло.

Структура сельской общины включает вождя, общинную знать (богатеев), свободных общинников, рабов. Социальные роли в сельской общине жестко распределены и не меняются годами. Первобытное общество удовлетворялось двумя основными регуляторами (мотивами) жизни: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих регуляторов хватало, пока сородичи не отличались своими интересами и способностями, а также пока среди сородичей не появились посторонние (пленные, рабы).

Базисом этого общества было общественное производство, в котором демосоциальное, материальное, родовое, мифологическое производства были тесно переплетены в каждом акте, в пространстве и во времени. Не было четкого временного и пространственного разделения на разные сферы общественного производства. Поэтому базисными были кровнородственные отношения, которые определяли все остальные, - трудовые, военные, религиозные.

Естественная (натуральная) производственная деятельность представляла собой процесс первобытного производства и распределения материальных благ общиной. Она включала в себя естественные средства производства (предметы, орудия, условия) и природные способности людей (физическая сила, навыки к определенным действия, волю, элементы сознания и т.п.). Первобытнообщинный способ производства базировался, прежде всего, на "производительной силе самой природы", а не на созданной человеком.

Натуральность (природность) производства определяется как преобладанием природных факторов труда над исторически созданными, так и исключительным предназначением произведенных продуктов для индивидуального потребления. В этой формации непосредственной и исключительной целью производственного базиса является воспроизводство людей. В силу этих обстоятельств Маркс и назвал данный тип хозяйственной деятельности "натуральным".

В первобытнообщинном обществе господствовала личная собственность на средства производства, выражающаяся в умении владеть этими орудиями, но результат труда носил коллективный характер. Личная (и совместная) собственность не является экономической.

Когда предмет не создан трудом, а дан от природы, то собственность на него есть только внеэкономическое присвоение, только волевое отношение собственности .

Таким образом, первобытнообщинный способ производства состоял из естественных производительных сил (природных и человеческих) и коллективных общественных отношений, соответствующих

этим производительным силам. Базис этого общества не являлся экономическим.

Лично-коллективное владение средствами производства приводило к фиксации обычного права на зону или долю ресурсов. Эта собственность носила характер профессиональной, моральной, физической, интеллектуальной власти над средствами производства и людьми. Общественное производство носило здесь не социально-экономический, а властный характер . Субъектом власти над ресурсами являлся коллектив , а также вожди, старейшины и т.п.

Надстроечной (вспомогательной) сферой этой формации была духовная, которая обслуживала и регулировала производство, распределение, потребление материальных благ. Родовые общества были в основном земледельческо-скотоводческими. Существующие нормы и табу, которые контролировались выделившимися из рода вождями, жрецами, военачальниками и т.п., вносили в общественную жизнь порядок. Жрецы создавали и поддерживали религиозные мифы, которые освящали бытовую сферу и придавали общий смысл жизни людей. Главной потребностью этого общества было продолжение рода, поэтому ценности, знания, опыт, связанные с этой сферой (секса, рождения, смерти), занимали ведущее место.

Формационная общность первобытного общества состояла из вождей, старейшин, шаманов, взрослых членов первобытного общества рода - мужчин и женщин. Она была связана общностью мифологических ценностей (идеалов, норм, табу), привычек, традиций, ритуалов. Мотивами тяжелейшего труда - присваивающего, земледельческого, скотоводческого - были фундаментальные потребности людей в пище, одежде, жилище, жертвоприношениях и т.п.

Совершенствование общественного производства на основе совершенствования орудий, организации, общественного разделения труда является важнейшим направлением развития первобытнообщинных

обществ. Технологическую базу первобытнообщинного производства (не ниже поздненеолитической) составляло производство мотыг, копалок, примитивных сох и т.п.

Родовое (деревенское) общество является закрытым для чужих. С одной стороны, это ведет к укоренению своих традиционных (патриархальных) черт, идентификации, противопоставлению себя чужим. С другой стороны, это мешает заимствованию у более развитых родов их достижений и делает уязвимым для других, более развитых в технологическом и организационном отношении родов. Далее, патриархальная деревня является безграмотной и культивирует эту безграмотность. Отсутствие письменности приводило к необходимости заучивания преданий, норм, табу и т.п. И наконец, отсутствие грамотности приводило к самой первой форме общественной иерархии, делению на знающих предания, табу, ритуалы стариков и не знающую все это молодежь. Мудрость старших становилась основой неполитической власти стариков над остальными, консервировала традиционность деревенской жизни.

Семенов Ю.Л. Указ. соч. С. 142).

ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ

первая форма бытия человеч. общества и соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется коллективизмом в производстве и распределении и социальным равенством членов общества.

Спорен вопрос о её начале. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн. лет, был временем перехода от биологич. формы движения материи к социальной, т. е. эпохой становления человека и общества. Формирующиеся люди, к которым относятся архантропы (питекантропы, синантропы, атлантропы и др. сходные с ними формы) и палеантропы (неандертальцы) , жили в формирующемся обществе, которое принято именовать первобытным человеч. стадом или праобществом (праобщиной) . По археологич. периодизации - это ранний палеолит; примерно на грани раннего и позднего палеолита 35-40 тыс. Лет назад антропосоциологенеа завершился. На смену формирующимся людям пришли готовые люди - неоантропы, Homo sapiens, а праобщество превратилось в сформировавшееся человеч. общество. Одни учёные включают праобщество в П. ф. в качестве первого этапа её развития. Другие считают объединение праобщества и начального этапа эволюции готового общества в одну единицу историч. развития неоправданным. С их точки зрения общественно-экономической формацией можно считать лишь определённую стадию развития сформировавшегося общества. Соответственно под П. ф. они понимают общество, Каким оно было в период от завершения социогенеза до начала становления классов и государства. По археологической периодизации это - поздний палеолит, мезолит, отчасти неолит.

В развитии этого общества отчётливо выделяются две осн. стадии: стадия ранней первобытной общины, или первобытной коммуны, и стадия поздней первобытной общины. На первой стадии люди создавали орудия из камня, кости, рога, дерева, но пищу не производили. Они присваивали её при помощи орудий. Поэтому их хозяйство нередко именуют присваивающим. Осн. способами добывания средств к жизни были охота и собирательство, к которым позднее присоединилось рыболовство. Уровень развития производит. сил был настолько низок, что обществом создавалось продукта не больше, или не намного больше, чем его необходимо было для обеспечения физич. существования всех его членов, т. е. избыточный продукт был крайне мал. В этих условиях объективной необходимостью было существование безраздельной коллективной собственности на все средства производства и предметы потребления и особенно на пищу. Пища распределялась между всеми членами коллектива независимо от того, участвовали они в её добывании или не участвовали. Такое распределение обычно именуют уравнительным. Вопреки распространённому представлению, оно не означает распределения продукта между всеми поровну, хотя это и могло иметь место. Суть уравнит. распределения заключается в том, что каждый член коллектива имел право на часть созданного в нём продукта исключительно лишь в силу принадлежности к коллективу. Размер получаемой доли зависел, во-первых, от объёма произведённого продукта, вовторых, от потребностей данного индивида. Взрослые мужчины нуждались в большем количестве нищи, чем, напр. , старики и дети, и соответственно получали большие доли продукта. В общем и целом распределение осуществлялось по потребностям. Личной собственности на данном этапе не существовало. Имело место лишь личное пользование, а позднее личное распоряжение вещами, принадлежавшими коллективу. В условиях безраздельного господства коллективной собственности труд членов социального организма носил непосредственно-об-ществ. характер совершенно независимо от того, трудились ли члены коллектива совместно или в одиночку. Первобытный социальный организм на данной фазе был подлинной коммуной.

Первобытная коммуна первоначально полностью совпадала с материнским родом. В силу экзогамии род не мог существовать вне связи с др. родом. Превращение на грани раннего и позднего палеолита праобщины, в которой господствовал промискуитет, в материнско-родовую коммуну было одновременно возникновением системы, состоящей из двух связанных взаимными брачными отношениями родов - дуально-родовой организации. В дальнейшем наряду с групповым браком возник парный и вместе с ним - парная семья. С поселением супругов вместе первобытная коммуна перестала совпадать с родом. Но включая теперь в свой состав людей, принадлежавших к неск. родам, каждая община имела в своей основе один определ. род и в этом смысле оставалась родовой. Род в большинстве случаев продолжал быть материнским, но в определ. условиях наряду с материнским мог возникнуть и отцовский род (напр., у австралийцев) .

Хотя размеры коллективов на данной фазе П. ф. обычно не превышали неск. десятков человек, каждый из них представлял собой (прежде всего в экономич. отношении) самостоят. социальный организм. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не было должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значит. влиянием, но оно основывалось исключительно на их личных качествах. Единств, регулятором поведения людей была воля коллектива (первобытная мораль) , выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся в обычаях и традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Обычно неск. коллективов, живших по соседству, образовывали племя.

Развитие производит. сил и возрастание массы избыточного продукта привело в дальнейшем к тому, что уравнит. распределение стало препятствием для дальнейшего развития производства. Возникла объективная необходимость в распределении по труду. С началом перехода к нему П. ф. вступила во вторую фазу своего развития - стадию поздней первобытной общины. Становление трудового способа распределения шло медленно; в течение всей второй фазы наряду с ним продолжал сохраняться и действовать старый - уравнительный. Сфера действия трудового способа распределения первоначально охватывала лишь избыточный продукт. Возникли и получили развитие спец. системы его распределения и обмена, отличные от системы распределения жизнеобеспечивающего продукта, - т. н. престижная экономика. В дальнейшем трудовой способ распределения начал распространяться и на жизнеобеспечивающий продукт. Сокращалась доля продукта, подлежащего уравнит. распределению, происходило сужение круга лиц, внутри которого этот принцип продолжал действовать.

Становление трудового способа распределения имело своим неизбежным следствием появление индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как экономич. ячейки и возникновение известного имуществ. неравенства между индивидами и семьями. Возрастают размеры общин. В их состав теперь входят уже нередко сотни людей. Усложняется структура общин, приобретая иерархич. характер. По-видимому, на этой стадии выделяются особые должностные лица (старейшины, вожди) . Однако это имеет место не всегда и не везде.

Переход к фазе поздней первобытной общины произошёл ещё в эпоху господства присваивающего хозяйства, но прочная материально-технич. база была подведена под неё только с появлением земледелия и скотоводства. Переход к этой форме хозяйства был первым из трёх крупнейших переломов в развитии производит. сил человечества - аграрной революцией. Если человек раньше лишь присваивал при помощи созданных им орудий пищу, которую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль некоторые природные процессы, он начал её производить, что создало условия для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и скотоводства, обеспечив регулярное производство избыточного продукта, сделало возможным, а в дальнейшем и неизбежным становление классов и государства.

Фаза поздней первобытной общины была последней стадией развития П. ф. На смену ей пришла эпоха перехода от доклассового общества к классовому, эпоха предклассового общества. Становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Община постепенно трансформировалась в систему всё более обособлявшихся Друг от друга домохозяйств, т. е. превращалась из первобытной в сельскую, соседскую. Парная семья трансформировалась в моногамную. Чаще всего этот процесс был опосредован возникновением большой, патриархальной семьи. Началось выделение ремесла, что способствовало развитию товарообмена. Углублялось иму-ществ. неравенство. Началось формирование частной собственности. Появились различные формы эксплуатации: клиентелла, кабала, рабство. Свободное население всё в большей степени расслаивалось на эксплуататорское меньшинство и зависимую от него массу рядовых общинников. Зарождались и обострялись социальные антагонизмы. В значит. степени процесс становления классов и государства ускоряли войны, которые велись с целью грабежа и установления даннических отношений. Увеличивались размеры социальных объединений, которые теперь могли включать в свой состав тысячи, десятки и даже сотни тысяч людей. Общины всё в большей степени из самостоят. социальных единиц превращались в составные части формирующихся государств.

Впервые процесс становления классового общества завершился в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и егип. цивилизации возникли в 4-м тыс. до н. э. в энеолите (меднокаменном веке) . Возникновение раннеклассовых обществ в Эгеаде (включая Зап. М. Азию) , в долинах Инда и Хуанхэ относится уже к бронзовому веку, к 3-му и 2-му тыс. до н. э. Вопрос о социально-экономич. структуре первых классовых обществ относится к числу спорных. Одни сов. учёные считают их рабовладельческими, другие характеризуют их как общества с азиатским способом производства.

Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Семенов Ю. И., Как возникло человечество, М., 1966 ; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного общества, М., 1974а; Становление классов и государства. Сб. ст., М., 1976 ; БорисковскийП. И., Древнейшее прошлое человечества, Л., 19792.

  • - тип, строение чего-либо, соответствующее определенной ступени, стадии, фазе развития...

    Начала современного Естествознания

  • - в инженерной геологии - классификационное подразделение, объединяющее инженерно-геологические группы пород и геолого-генетические комплексы и характеризующее основные особенности их химико-минералогического...

    Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии

  • - англ. formation; нем. Formation. 1. Тип, строение ч.-л., соответствующее определенной ступени, стадии развития. 2. Система взглядов, внутренний склад. 3...

    Энциклопедия социологии

  • - 1. Таксономическая единица среднего ранга. 2...

    Словарь ботанических терминов

  • - 1) - , классификац. единица растит. сообщества, к-рая объединяет группы ассоциаций с общим видом - эдификатором. Напр., Ф. сосны обыкновенной объединяет все ассоциации, где господствует этот вид сосны. 2) - , естеств...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - см. Формации...

    Геологическая энциклопедия

  • - ФОРМАЦИЯ, в геологии - комплекс горных пород, совместное образование которых обусловлено литологическим составом, режимом, климатом...

    Экологический словарь

  • - в ботанике - классификационная единица растительного сообщества, которая объединяет группы ассоциаций с общим видом - эдификатором...
  • - в геологии - естественное и закономерное сочетание горных пород, связанных общностью условий образования...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ФОРМАЦИЯ, -и, ж. Шутл. Женские «формы», фигура. За такую вот формацию дам любую информацию. С вашей формацией надо в швейцарском банке прописаться, а не в Зюзине...

    Словарь русского арго

  • - Р., Д., Пр. форма/ции...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ФОРМА́ЦИЯ, -и, жен. 1. Определённая стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая данной стадии развития и определяемая способом производства. Общественно-экономические формации...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ФОРМА́ЦИЯ, формации, жен. . 1. Определенная ступень, стадия в развитии чего-нибудь; тип, структура чего-нибудь, присущие данной ступени, стадии развития...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - форма́ция I ж. 1. Тип, структура чего-либо, присущие определённой ступени, стадии развития. 2. Определённая стадия исторического развития общества...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - форм"...

    Русский орфографический словарь

"ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ" в книгах

Общественно-экономическая формация

автора

Общественно-экономическая формация Новая страница в истории решения рассматриваемой проблемы связана с теорией общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса, сумевшей выделить из всего кажущегося хаоса социальных отношений отношения материальные, а

Существует ли «чистая формация»?

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

Существует ли «чистая формация»? Разумеется, не бывает абсолютно «чистых» формаций. Не бывает потому, что единство общего понятия и конкретного явления всегда противоречиво. Так обстоит дело и в естествознании. «Разве понятия, господствующие в естествознании,

1. Общественно-экономическая формация

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

1. Общественно-экономическая формация (Категория «общественно-экономическая формация» является краеугольным камнем материалистического поднимания истории как естественноисторического процесса развития общества по объективным законам. Без уяснения глубокого Фуко Мишель

3. ФОРМАЦИЯ ОБЪЕКТОВ

Из книги Археология знания автора Фуко Мишель

3. ФОРМАЦИЯ ОБЪЕКТОВ Пришло время упорядочить открытые направления и определить, можем ли мы внести какое бы то ни было содержание в эти едва намеченные понятия, которые мы называем «правилами формации». Обратимся, в первую очередь, к «формациям объектов». Чтобы

§2. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

Из книги История античной философии в конспективном изложении. автора Лосев Алексей Федорович

§2. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ 1. Принцип. Общинно-родовая формация в связи с ее растущей мифологической абстракцией дошла до представления таких живых существ, которые уже не были просто физическими вещами и не были просто материей, но стали чем-то почти внематериальным.

§ 1. Формация или цивилизация?

Из книги автора

§ 1. Формация или цивилизация? История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский Существует ли логика развития человечества, и если существует, в чем она заключается? Существует множество моделей, описывающих процесс развития человечества.

7. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФОРМАЦИЯ

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

7. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФОРМАЦИЯ Формационный подход – оценка истории развития общества и культуры как единого процесса в рамках формации.Формации – это этапы общественного развития, которые основаны на идее о производственных отношениях (отношениях, возникающих в процессе

Ретикулярная формация Термин «ретикулярная формация» (англ. ret – сеть) был введен впервые Дейтерсом более 100 лет назад. Ретикулярная формация (РФ) располагается в центральной части мозгового ствола, заходя ростральным концом в таламус, а каудальным – в спинной мозг.

a. По длительности существования;

b. По волевому признаку;

c. По правовым последствиям.

12. Тип государства – это:

a. система сущностных признаков государства определенной общественно-экономической формации;

b. общественно-экономический строй государства;

c. совокупность экономического базиса и надстройки;

d. совокупность внутренних, устойчивых и необходимых свойств и связей государства.

14. Последовательность общественных формаций:

a. феодальная;

b. буржуазная;

c. коммунистическая;

d. рабовладельческая;

e. первобытнообщинная.

15. Дополните:
Тип общества, основанный на определенном способе производства, - общественно-экономическая формация.

16. Формационная типология государств выделяет типы государств:

a. буржуазное;

b. феодальное;

c. социалистическое;

d. рабовладельческое;

e. социальное;

f. всеобщего благоденствия;

g. светское.

17. Первобытнообщинной формации не присущи общественные институты:

a. государство;

b. аппарат насилия;

c. налоги;

d. религия;

e. принуждения;

f. брак и семья.

18.Дополните:
Рабовладельческое государство – исторически антагонистический тип государственной организации.

19. Цивилизационный подход к типологии государства разрабатывал А. Тойнби. Основное различие между формационным и цивилизационным подходами к вопросу о происхождении государства и права заключается в том, что:

a. первый основывается на развитии материальных условий жизни общества, а второй - на развитии всей цивилизации;

b. первый считает происхождение права первичным, второй считает первичным происхождение государства;

c. первый основывается на развитии всего общества, второй - на развитии семьи как собственника;



d. первый исходит из образования формы правления государства, второй – территориального устройства.

20.Основоположники марксизма-ленинизма определяют государственную власть, как:

a. власть общества над государством;

b. властвование народа;

c. консенсус между классами;

d. организованное насилие одного класса над другим.

Вариант 9

1.С точки зрения формационного подхода в типологии государств не могло быть:

a. буржуазного государства;

b. феодального государства;

c. рабовладельческого государства;

d. коммунистического государства.

2.Основным недостатком цивилизационного подхода к типологии государства является:

a. преувеличение роли формы государства в развитии государственности; принижение роли экономического фактора в развитии государства;

b. принижение роли духовного фактора в развитии государства;

c. преувеличение роли экономики в развитии государственности.

3. Совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений, с помощью которых официальная публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей, называется:

a. система законодательства;

b. правовой системой;

c. правом;

d. система права.

4. Правовая семья – это совокупность:

a. национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков;

b. взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых явлений, нормативную основу которых составляет право;

c. правовых норм, регулирующих с помощью специфического юридического режима однородные общественные отношения;

d. идей, теорий и концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.

5. В праве романо-германской правовой системы высшей юридической силой наделяется:

a. обычай;

c. конституция;

d. судебное решение.

6. Маргинальным называется:

a. социально активное правомерное поведение;

b. поведение при пассивном соблюдении правовых предписаний;

c. поведение, граничащее с правонарушением;

d. привычное правомерное поведение.

7. Социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, предусмотренное нормой права и влекущее за собой правовые последствия – это:

a. правонарушение;

b. правовое поведение;

c. правомерное поведение.

8. Англо-саксонская правовая семья по-иному еще называется системой:

a. обычного права;

b. парламентского права;

c. законодательного права;

d. общего права.

9. Романо-германская правовая семья еще называется:

a. обычной системой права;

b. общей системой права;

c. континентальной правовой системой;

d. прецедентной системой права.

a. Ж.-Ж. Руссо;

b. Т. Гоббс;

c. Г. Гегель;

d. В. Ленин.

К теориям происхождения государства не относятся

a. Нормативистская;

b. Интергративная;

c. Диффузионная;

d. общественного договора;

e. органическая.

12.Установите соответствие теорий происхождения государства и их авторов:

13. Дополните:
Основа государства в соответствии с патриархальной теорией возникновения государства есть семья.

14. В соответствии с договорной теорией возникновения государства оно есть результат заключения … договора.

a. общественного;

b. гражданско-правового;

c. федеративного;

d. оказания услуг.

16. Теория возникновения государства Виттфогеля связывает процесс образования государства с фактором:

a. необходимость орошения земель;

b. разложение родовой общины;

c. глобальное потепление;

d. развитие экономики.

17. Дополните:
Рассматривает государство как продукт непримиримости классовых противоречий марксистская теория.

18. Представители технократической теории считают, что обществом и государством должны управлять технократы, поскольку только они:

a. овладели передовой техникой;

b. подготовлены и способны изобретать машины и руководить ими;

c. способны определять пути и средства дальнейшего развития общества;

d. способны разработать любую технологию производства и претворить ее в жизнь.

19. Представители доктрины «государства всеобщего благоденствия» утверждают, что государст­во должно:

a. выражать интересы людей, занятых производством, и заботиться прежде всего о них;

b. выражать интересы экономически сильных классов;

c. выражать интересы всех слоев населения и обеспечивать их благополучие;

d. заботиться о благополучии неспособных к труду людей.

20. Укажите представителей «договорной теории» происхождения государства и права:

a. Гроций, Гоббс, Руссо, Радищев;

b. Аквинский, Маритэн;

c. Гумплович, Дюринг, Каутский.

Вариант 10

1. Аристотель, Фильмер, Михайловский являются представителями:

a. классовой теории;

b. теологической теории;

c. патриархальной теории.

2. Источником власти в правовом государстве является:

a. Президент;

c. Государство;

d. Правительство.

3. В гражданском обществе средства массовой информации осуществляют деятельность:

a. под руководством общества;

b. в интересах государства;

c. свободно;

d. под руководством государства.

4. В правовом государстве:

a. никакая идеология не может быть признана государственной;

b. основной идеологией является идеология правящей партии;

c. должна быть государственная идеология;

d. основной идеологией является идеология среднего класса.

5. Право как совокупность естественных прав человека понимали представители ________________ теории.

a. естественно-правовой;

b. исторической;

c. материалистической;

d. социологической.

6. Единство государства и права заключается в общности их:

a. происхождения, типологии;

b. первичных элементов;

c. социального назначения;

d. функций.

7. Властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса и принятии по нему решения:

a. реализация права;

b. правотворчество;

c. применение права.

8. Непосредственное участие в реализации права не принимает:

a. носители субъективных прав и обязанностей;

b. государство в лице различных органов;

c. общество в целом;

d. физические лица.

9. Субъектами применения права не могут быть...

a. должностные лица государства;

b. контрольно-надзорные органы;

c. граждане;

d. органы местного самоуправления.

10. Уяснение смысла и содержания правовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними – это _______________ способ толкования права.

a. систематический;

b. исторический;

c. грамматический;

d. телеологический

11. Выделяются следующие способы толкования:

a. аутентическое, делегированное, нормативное, казуальное;

b. языковое, систематическое, историческое;

c. обыденное, профессиональное, докториальное.

12. Логическое толкование нормы права - это выяснение:

a. места правовой нормы в отрасли права;

b. значения нормы права в данном институте права;

c. обозначаемых в норме понятий и соотношения их между собой;

d. смысла нормы права, исходя из значения слов.

13. Специально-юридический способ толкования правовых норм основывается на:

a. практике применения правовых норм органами следствия и прокурорского надзора;

b. знаниях практического применения правовых норм;

c. профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники;

d. практике судебного применения нормативных правовых актов.

14. Фактическая конструкция, выражающая главные особенности правонарушения, представляет:

a. юридический факт;

b. юридический состав правонарушения;

c. приговор суда;

d. структуру нормы права.

15. В состав правонарушения входят следующие элементы:

a. субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона;

b. гипотеза, диспозиция, санкция;

c. норма права, правоотношение, акт реализации.

16. Правонарушения подразделяются на:

a. вменяемые и невменяемые;

b. вредные и незначительно вредные;

c. преступления и проступки;

d. общественно опасные, не общественно опасные.

17. Эффективная борьба с правонарушениями и их предотвращение - это требование...

a. Криминологии;

b. Законности;

c. право порядка;

d. общественного порядка.

18. Особое правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, определяется как _______________.

a. ответственность;

b. юридическая;

c. политическая;

d. религиозная;

e. моральная.

19. Способами, приемами правового регулирования являются:

a. декларация, программа;

b. норма права, правоотношение;

c. запрет, дозволение, позитивное обязывание;

d. законность, правопорядок.


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И ПРАВА

§ Предмет и метод теории государства и права.

§ Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.

§ Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

§ Причины и формы возникновения государства.

§ Теологическая теория происхождения государства.

§ Патриархальная теория происхождения государства.

§ Договорная теория происхождения государства.

§ Теория насилия по вопросу о происхождении государства.

§ Органическая теория происхождения государства.

§ Материалистическая теория происхождения государства.

§ Психологическая теория происхождения государства.

§ Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя.

§ Особенности возникновения права.

§ Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

§ Понятие и сущность государства.

§ Типы государства: различные подходы.

§ Понятие и классификация функций Российского государства.

§ Характеристика основных внутренних функций Российского государства..

§ Характеристика основных внешних функций Российского государства.

§ Формы и методы осуществления функций государства.

§ Понятие и элементы формы государства.

§ Формы государственного правления.

§ Соотношение типа и формы государства

§ Формы национально-государственного и административно-территориального устройства.

§ Политический (государственный) режим: понятие и виды.

§ Механизм государства: понятие и структура.

§ Органы государства: понятие, признаки, виды.

§ Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

§ Политическая система общества: понятия и структура.

§ Место и роль государства в политической системе общества.

§ Понятие и сущность права.

§ Понятие права в объективном и субъективном смысле.

§ Право как государственный регулятор общественных отношений.

§ Естественно-правовая теория.

§ Историческая школа права.

§ Нормативистская теория права.

§ Марксистская теория права.

§ Психологическая теория права.

§ Социологическая теория права.

§ Соотношение экономики, политики и права.

§ Принципы права: понятие и виды.

§ Соотношение убеждения и принуждения в праве.

§ Функции права: понятие и классификация.

§ Типы права: различные подход.

§ Правовая система общества: понятие, структура, виды.

§ Романо-германская правовая семья.

§ Англо-саксонская правовая семья.

§ Семья религиозного права.

§ Семья традиционного права.

§ Правовой статус личности: понятия, структура, виды.

§ Соотношение и взаимосвязь государства и права.

§ Правовое государство: понятие и принципы.

§ Разделение властей как принцип правового государства.

§ Государство и личность: взаимная ответственность.

§ Соотношение общества и государства.

§ Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

§ Социальные и технические нормы, их особенности, взаимосвязь.

§ Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия.

§ Понятие, структура и виды правосознания.

§ Правовая культура: понятие и структура.

§ Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

§ Понятие и признаки нормы права.

§ Представительно-обязывающий характер правовых норм.

§ Структура нормы права.

§ Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

§ Классификация норм права.

§ Понятие и виды форм (источников) права.

§ Понятие и виды нормативных актов.

§ Понятие, признаки и виды законов.

§ Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

§ Правотворчество: понятие, принципы, виды.

§ Понятие и стадии законотворчества в РФ.

§ Систематизация нормативных актов: понятие и виды.

§ Юридическая техника.

§ Понятие и структурные элементы системы права.

§ Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

§ Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

§ Институт права: понятие и виды.

§ Частное и публичное право.

§ Юридический процесс: понятие и виды.

§ Соотношение системы права и системы законодательства.

§ Правовые отношения: понятие и признаки.

§ Виды правовых отношений.

§ Предпосылки возникновения правоотношений.

§ Взаимосвязь норм права и правоотношений.

§ Понятие и виды субъектов правоотношений.

§ Правоспособность и дееспособность субъектов права. Правосубъектность.

§ Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.

§ Объекты правоотношений: понятие и виды.

§ Понятие и классификация юридических фактов.

§ Реализация права: понятие и виды.

§ Стадии процесса применения норм права.

§ Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.

§ Отличие нормативных актов от актов применения права.

§ Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления.

§ Юридические коллизии и способы их разрешения.

§ Толкование норм права: понятие, и виды по субъектам.

§ Способы и объем толкования правовых норм.

§ Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

§ Юридическая практика.

§ Правомерное поведение: понятие и виды.

§ Понятие, признаки и виды правонарушений.

§ Юридический состав правонарушений.

§ Понятие, признаки и основание юридической ответственности.

§ Цель и функции юридической ответственности.

§ Принципы юридический ответственности.

§ Виды юридической ответственности.

§ Юридическая ответственность и другие виды государственного принуждения.

§ Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

§ Понятие, признаки и виды правовых средств.

§ Механизм правового регулирования: понятия и основные элементы.

§ Правовые режимы: понятие, признаки, виды.

§ Эффективность правового регулирования.

§ Правовые ограничения: понятие, признаки, виды.

§ Правовые стимулы: понятие, признаки, виды.

§ Правовые поощрения: понятие и признаки.

§ Заслуга как основание для правового поощрения.

§ Соотношение поощрений и наказаний в праве.

§ Функции правовых поощрений.

§ Виды правовых поощрений.

§ Правовые льготы: понятие, признаки, функции

§ Понятие и принципы законности.

§ Гарантии законности: понятие и виды.

§ Понятие правопорядка. Соотношение законности правопорядка и демократии.

Временные рамки формации охватывают эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. Мнения ученых о точном времени зарождения первобытнообщинной формации расходятся. Одни утверждают, что это произошло 3 млн. лет назад См., напр.: Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990. - С. 12. , другие - 2 млн. лет назад См., напр.: Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - С. 18., но верхний предел установлен более точно - 3 тыс. лет до н. э.

Одним из первых принято считать тип человека-умелого (Homo habilis), которому примерно соответствовало историческое время от начала возникновения первобытного общества, ведущего свое развитие от стада, до 40 тыс. лет до н. э. Этот период раннего палеолита именуется дошельским или ашельским. Человек - умелый был назван так за искусные руки, которыми он способен был отбивать из каменной гальки примитивные орудия труда. Отсюда термин ""галечная культура"", т.е. обработка гальки в интересах первобытного человека. Человек-умелый вел животнообразный, инстинктивный образ жизни, со своими сородичами общался звуковыми и жестомимическими коммуникативными сигналами. На уровне дошельского стада полностью отсутствуют какие-либо элементы духовной культуры. Физические характеристики Homo habilis: рост 120 см, вес 40 кг. На смену человеку-умелому пришел в рамках раннего палеолита дошельского и ашельского археологического времени человек - прямоходящий (Homo erectus) - питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек. Характеризуя человека-прямоходящего, следует помнить, что ему соответствовало уже не первобытное стадо, а праобщина, для которой были свойственны элементы совместного непроизводительного труда (собирательство, охота), умение обращаться с огнем, совершенствование примитивных орудий труда, сохранение и усложнение коммуникативных сигналов, доминирование биологических связей. Наиболее развитыми представителями Homo erectus были неандертальцы эпохи среднего палеолита археологического времени Мустье См.: Культурология / Под ред. Г.В.Драч. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 88..

В эпоху верхнего палеолита возникает новый тип человека - Homo sapiens, или человек разумный. Его стоянки были обнаружены в пещерах Франции в местечках с географическими названиями Ориньяк, Солютре, Мадлен. В историю этот период вошел как ориньяко-солютрийская культура. При изучении этого пласта первобытной культуры необходимо подчеркнуть, что человек-разумный в наибольшей степени по своим характеристикам приближается к современному человеку. Обратите внимание на то, что с возникновением разумного человека праобщина сменяется ранней родовой общиной, для которой характерна общественная форма собственности на орудия труда, совместный непроизводительный присваивающий труд - собирательство плодов, ловля рыбы, охота; умение не только пользоваться огнем, но и хранить его; производить более совершенные орудия труда. Природно-биологические связи заменяются дуальной семьей, проявляется элемент оседлости, организуются жилища. Особое внимание следует обратить на то, что наряду с элементами материальной культуры зарождаются ростки духовной: коммуникативные сигналы трансформируются в элементы членораздельной речи, появляются и осознаются первые табу, происходит становление религиозных ритуалов, формируются примитивные тотемистические культуры, возникает праискусство См.: Введение в культурологию / Под ред. В.А. Сапрыкина. - М., 1992. - С. 34-35..

Практически в лоне ранней стадии верхнего палеолита были заложены ключевые основы развития духовной культуры: язык, религия, семья, мораль, искусство, которые впоследствии получили свое развитие и в эпоху мезолита и неолита.

Неолит следует рассматривать как завершающую стадию развития каменного века. Этому времени соответствует поздняя более развитая родовая община. Здесь необходимо сконцентрировать внимание на выявлении того нового, особенного, что было свойственно этому периоду исторического развития данной формации в материальной и духовной сфере. В области материальной, производительной как главный момент следует выделить переход от присваивающего характера труда к производительному: одомашнивание скота, развитие земледелия, совершенствование ремесел, появление элементов натурального обмена. Все это чрезвычайно важно для дальнейшего развития всех форм материальной культуры. Именно в эпоху неолита были заложены основы дальнейшего развития агрокультуры, промышленного производства и торговли.

Что касается семьи, то здесь произошли существенные изменения - возник матриархат. За родом, состоящим из нескольких семей, закрепляется определенная территория, то есть происходит разделение земель между родами, и на них строятся поселения. В духовной жизни развитие членораздельной речи приводит к возникновению и развитию абстрактного мышления. В эпоху матриархата в области морали, искусства и религии особое значение, и это следует отметить, приобретает женское начало См.: Воронова И.Т. Брачные обычаи народов мира: зарождение и развитие // Наука и религия. - 2003. - №8. - С. 45. .

Завершается развитие первобытнообщинной формации и культуры возникновением соответствующей ей прасоседской или соседской общины, в которой труд становится более совершенным и производительным, на смену каменным орудиям приходят первые металлические. Матриархат заменяется духовной жизнью общества (мораль, религия, искусство), зарождаются объективные предпосылки для возникновения классовости и государства.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

  • · наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;
  • · экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода См.: Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995. - С. 67..

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

  • 1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
  • 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);
  • 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
  • 4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества Там же. - С. 70. .
Поделиться: