Предпосылки правомерного поведения план. Предпосылки правомерного поведения

Цель урока: раскрыть сущность правовой культуры личности, признаки правомерного поведения, способствовать воспитанию осознанного отношения к праву.

ХОД УРОКА

Вводная часть.

Ответы на вопросы:

В чем причины отклоняющегося поведения?

В чем особенности правонарушения?

В чем различие между проступком и правонарушением?

В чем социальная опасность преступности?

Вывод: правовые нормы сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не будут осознаны каждым.

План изучения нового материала.

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Во все времена члены общества старались создать модель поведения человека, которое бы не противоречила основным нормам права.

Предпосылки правомерного поведения

Однако такие идеи не всегда воплощались в реальности, так как воспитать в человеке образцы правомерного поведения было весьма сложным. Правомерное поведение индивида и общества в целом может быть достигнуто благодаря двум составляющим элементам – правовой культуре и правовому сознанию.

Правовосознание

Правосознание представляет собой отношение человеку к праву, к юридической практике, а также к действующему законодательству. Правосознание предполагает, что каждый человек обязан знать суть действующего права, понимать необходимость принятия и выполнения законов.

Также высокий уровень правового сознания предусматривает возможную критику проектов нормативно - правовых актов, неодобрение принятых законов.

Правосознание включает в себя такие структурные элементы: правовую идеологию, знание права, правовую психологию, а также анализ поведенческих установок.

Знание права представляет собой необходимость человека знать основные положения Конституции, конституционных законов и отраслевых кодексов. Правосознание человека может быть ограничено его житейскими представлениями либо личным жизненным опытом.

Правовая культура

Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры. В современном обществознании различают два вида правовой культуры: правовая культура личности и общества.

Правовая культура личности – это уровень знания правовой системы определенным индивидом, а также его уважительное отношение к институту права. Правовая культура личности очень тесно связана с понятием правосознания.

Это понятие включает в себя не только систему правовых знаний, но и личные предпочтения и убеждения индивида, которые позволяют сделать правильный вывод о том, какое поведение является допустимым, а какое недопустимым.

В основе понятия «правовая культура» лежит три обязательства человека: знание юридических норм, соблюдение свобод и прав других людей, выполнение обязательств, предусмотренных нормами права.

Правовая культура общества – это реально достигнутый уровень правосознания общественности, а также ее правовая активность.

Правовая культура общества проявляется в деятельности судебных и правоохранительных органов, а также должностных лиц. Именно по уровню эффективности их работы можно судить о том, настолько в обществе развита правовая культура.

.

Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?

Какие правовые знания нам нужны?

Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях.

Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Кого можно назвать правокультурным человеком?

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Вопросы и задания к документу

1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?

Главным образом в тексте отмечаются такие черты правосознания, как ответственность за свои поступки, готовность соблюдать даже те законы, назначение которых человеку не слишком ясно.

2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.

Человек соблюдает законы, оставаясь свободным в их рамках, возможно, сам их совершенствует.

3. Какой новый по сравнению с текстом учебника аспект раскрыл автор в характеристике правосознания? В чём вы видите особую ценность этого аспекта?

Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности.

Вопросы

1. Что такое правосознание?

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.

Правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом.

3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?

Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

4. Каковы основные функции правовой культуры?

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определённые поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

5. Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?

В юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

- правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нём реализуются нормы права;

- правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение;

- правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых;

- правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает различного отношения людей к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?

Социально активное поведение - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности.

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием.

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определённые потребности. Например, именно для этих целей заключаются договоры и совершаются сделки.

7. Каковы предпосылки правомерного поведения?

Прежде всего речь идёт о юридических предпосылках: должны существовать определённые правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы, прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить своё поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность.

8. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания общества и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Задания

1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованы, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?

- «Депутаты Государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований». – профессиональное правосознание.

- «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь». – обыденное правосознание.

- «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свободы». – научное правосознание.

Вопрос: Вспомните, что такое самосознание?

(Определение себя как личности, быть готовым нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые поступки)

1. Разбор задания №1 с. 327 в учебнике.

2. Учитель:

Давайте на одном примере посмотрим, что правосознание не только знание права, но и одобрение или неодобрение вновь принятых законов.

(учитель сообщает о Федеральном законе « О ветеранах» - из учебника)

3. Работа в тетрадях.

Дается задание выписать элементы правосознания.

Вывод: Уровень правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой.

Вывод: Не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком: знание юридических норм обязательно должно сочетаться с их соблюдением. (слайд 9)

5. Учитель:

Переходим к рассмотрению третьего пункта плана.

Вопросы:

Какое поведение называют правомерным?

(это поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их)

Итог урока.

Д.З. пар. 21, задание № 2

Правовая культура

Правовая культура - это часть общей культуры. Различают правовую культуру личности и правовую культуру общества. Правовая культура личности - это прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, соблюдение прав других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характеризуется определённым уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с нормативным правовым актом (законом, указом, уставом и т. п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должностных лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознаёт свои права и свободы, пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлечение широких слоёв населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Какие же функции выполняет правовая культура в современном обществе?

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определённые поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можно отметить следующие черты современной правовой культуры:

    Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина в правовой организации общества;
    - утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
    - правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
    - активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего). Для него характерны недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение. Это приводит к умышленному нарушению законов, несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые традиции.

В российском обществе всегда были сильны настроения правового нигилизма. В настоящее время этому способствуют некоторые негативные условия нашей современной жизни: недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершённость правовой реформы, неэффективная работа органов государственной власти, массовое и повсеместное нарушение законодательства, коррупция, проблемы в борьбе с преступностью.

Гражданское общество заинтересовано в изживании подобных явлений, повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима достаточно продуманная система правового воспитания . В её основу должны быть положены идеи и ценности современной правовой культуры.

Правовое обучение и воспитание являются элементами образования в целом и могут осуществляться как правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); правовое просвещение (распространение правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»); юридическая практика (передача юридической информации, знаний посредством участия граждан в правоприменительной деятельности и т. п.); самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Правомерное поведение

В юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

    Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нём реализуются нормы права;
    - правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее социально допустимые явления, как неучастие граждан в голосовании или расторжение брака;
    - правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
    - правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает различного отношения людей к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от главного мотива.

Социально активное поведение - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознаёт, насколько необходимы, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет своё поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с недостаточно развитой правовой культурой и правосознанием, например для несовершеннолетних. (Подумайте, в чём заключаются возможные негативные проявления такого поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием. (Вспомните, кого называют маргиналами. В чём может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие примеры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определённые потребности. Например, именно для этих целей заключаются договоры и совершаются сделки.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде всего речь идёт о юридических предпосылках: должны существовать определённые правовые отношения (правовые связи и зависимости ). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы, нормы, прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить своё поведение.

Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

Подведём итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и сознанием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие самого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания общества и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Правомерное поведение - поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного пове­дения:

Правомерное поведение ограничено установленными пра­вовыми нормами, т.е. совпадает с нормами права, не противоре­чит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами.

Правомерное поведение полезно для общества, не противо­речит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необхо­димое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение (к нежелательным, но тем не менее социально допус­тимым явлениям можно отнести неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы);

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании (закон исключает из числа лиц, способ­ных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых). Дееспособностъ (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность);

Правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения пра­вовых норм) общество перестало бы нормально функциониро­вать (что обычно имеет место в периоды революций, граждан­ских войн или других социальных катаклизмов).

В зависимости от главного мотива выделяют следующие виды правомерного поведения.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и пра­вовой культуры, ответственности и добровольности.

Оно характеризуется осознанной и целенаправленной дея­тельностью личности ради достижения какого-либо социально полезного результата (так, например, в трудовой деятельности поведение работника будет определяться как социально актив­ное, если он соблюдает правила внутреннего трудового распо­рядка, техники безопасности, вносит рационализаторские пред­ложения, активно отстаивает свои социально-трудовые права и права других работников).

Конформистское поведение - поведение, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всесто­роннего осознания, без высокой правовой активности (человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все, такое поведение типично для социальных групп с недоста­точно развитыми правовой культурой и правосознанием, напри­мер, для несовершеннолетних).

Конформистское поведение определяется и как пассивное поведение личности. Пассивное поведение остается в рамках права, но оно не соответствует его целям. Там, где должны быть получены позитивные результаты, личность не стремится их достичь. Например, не предпринимает попыток реализовать свое право на труд, приобрести профессию или специальность, уклоняется от вступления в брак, не участвует в выборах в Го­сударственную думу, органы местного самоуправления.


Маргинальное (пограничное) правомерное поведение - пове­дение, соответствующее правовым предписаниям, но находя­щееся под воздействием государственного принуждения, про­диктованное страхом перед наказанием.

Маргинальное (пограничное) правомерное поведение людей соответствует действующим нормам права, но их правовое соз­нание находится в противоречии с этими нормами. В рамках за­конности людей удерживает боязнь быть привлеченными к юридической ответственности, строгости наказания, обществен­ного осуждения.

Маргинальный тип поведения характерен для лиц с низким уровнем доходов, репатриантов.

Предпосылки формирования правомерного поведения:

1) должны существовать определенные правовые отношения {правовые связи и зависимости) - юридические предпосылки;

2) психологические предпосылки - человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение;

3) социальные предпосылки - люди всегда действуют в оп­ределенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние (социальные связи в определенной мере влияют на поведение человека).

Существование права нераздельно связано с волей и созна­нием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и созна­ние человека, им следующего. В то же время и воздействие са­мого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего об­щества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

В начале урока проводится беседа, в ходе которой выясняется, что такое правонарушение и вчем отличие проступка от преступления. Проводится работа с учебником. Учащиеся находят элементы правосознания. Затем проводится работа в тетрадях. Далее учащиеся работают с заданиями по учебнику. Приводятся примеры из жизни и кинофильмов. После рассмотрения каждого пункта плана делается вывод, который записывается в тетрадь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Квашенковская СОШ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

10 класс

ТЕМА:

« ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Учитель: Куцеволова Ольга Борисовна

2015 – 2016 учебный год.

Цель урока: раскрыть сущность правовой культуры личности, признаки правомерного поведения, способствовать воспитанию осознанного отношения к праву.

ХОД УРОКА

Вводная часть. (слайд 2)

Ответы на вопросы:

В чем причины отклоняющегося поведения?

В чем особенности правонарушения?

В чем различие между проступком и правонарушением?

В чем социальная опасность преступности?

Вывод: правовые нормы сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не будут осознаны каждым.

План изучения нового материала. (слайд 3)

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Вопрос: Вспомните, что такое самосознание?

(Определение себя как личности, быть готовым нести ответственность за принимаемые решения и совершаемые поступки)

1. Разбор задания №1 с. 327 в учебнике.

2. Учитель:

Давайте на одном примере посмотрим, что правосознание не только знание права, но и одобрение или неодобрение вновь принятых законов.

(учитель сообщает о Федеральном законе « О ветеранах» - из учебника)

3. Работа в тетрадях. (слайд 4)

Дается задание выписать элементы правосознания.

Вывод: Уровень правосознания общества определяется знанием права и его положительной оценкой. (слайд 5)

4. Учитель:

Переходим к рассмотрению второго пункта нашего плана.

Предлагаются 2 ситуации (мет. с.. 224 и вывод на с. 225)

Учитель сообщает о причинах правового нигилизма у молодежи. –

с. 225(мет). (слайды 6,7,8)

Вывод: Не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком: знание юридических норм обязательно должно сочетаться с их соблюдением. (слайд 9)

5. Учитель:

Переходим к рассмотрению третьего пункта плана.

Вопросы:

Какое поведение называют правомерным?

(это поведение соответствующее правовым нормам, не нарушающее их)

(слайд 10)

Учитель рассказывает о Деточкине из фильма « Берегись автомобиля»

Вывод: Он борется с нарушителями, сам совершая неправомерное поведение. Но он вроде бы и прав. Но даже ради высокой цели законы нарушать нельзя. (слайд 11)

Итог урока.

Д.З. пар. 29, задание № 2, с. 327

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предпосылки правомерного поведения

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые бы не противоречили нормам права и общественной пользе, как воплотить эти образцы в повседневную жизнь. Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы наше поведение стало правомерным.

Основные вопросы для изучения 1.Правосознание 2.Правовая культура 3.Правомерное поведение

Уровни правосознания научное профессиональное обыденное

Определите, к какому уровню правосознания можно отнести каждое из высказываний? «Депутаты ГД используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований» Чтобы навести порядок в стране, надо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь» «Основной ценностью правового государства признаются права человека и его свободы»

Правовая культура и её функции Правовая культура личности- часть общей культуры, уровень знания права и уважительное отношение к нему. Правовая культура общества- уровень развития правосознания и правовой активности

Черты современной Правовой культуры Определяющее значение прав и свобод в правовом обществе Утверждение в сознании чувства уважения к закону и правопорядку Правовая активность граждан Правозащитная и правоприменительная деятельность государства

Правовой нигилизм Правовой нигилизм (от лат. Nihil - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Пути преодоления правового нигилизма: повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов;

Правомерное поведение- это поведение, соответствующее правовым нормам. Работа с текстом на стр.323. Выпишите основные признаки правомерного поведения.

Предпосылки формирования правомерного поведения Психологические: осознание необходимости правомерного поведения Социальные: влияние определённой социальной среды Личностные: правовое воспитание

Домашнее задание Пар. 29, с. 326. Документ и задания к нему.


Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальную жизнь, сделать их нормой для данного общества? Выясним, что необходимо для того, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.

Правосознание

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться. С другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т.п. Так, законодательство о ветеранах вызывает положительное отношение тех, у кого за плечами большой и трудный жизненный путь. Установленные в законе льготы и гарантии воспринимаются как забота о тех, кто так много сделал для Отечества, но уже не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно.

Итак, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. Объём этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное .

Правовые знания на уровне обыденного правосознания ограничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный, часто поверхностный характер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в умении грамотно применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научного правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, неюридического вуза?)

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности : жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера : демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.

В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает ценности, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы. Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом. Правовая установка - это психологическая готовность личности к соблюдению нормы права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

Правосознание может выступать в виде правосознания индивидуального (личное отношение человека к праву), группового (отношение к праву различных социальных групп: государственных служащих, должностных лиц, молодёжи, крестьян и т. п.), общественного (правосознание всего общества).

Давайте разберёмся, как взаимодействуют право и правосознание.

Во-первых, правосознание оказывает влияние на право- творчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания. Так, например, согласно закону, судья решает дело, руководствуясь конкретной статьёй закона и собственным правосознанием.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

Поделиться: