Управление гражданской обороной рф осуществляет. Органы управления ГО

– это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Цели и задачи и сколько их

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в .
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения . Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Непосредственное повседневное руководство гражданской обороной осуществляют органы управления:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороной (в настоящее время - МЧС России), и его территориальные органы - региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной;
  • структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде - федеральному правительству, в Норвегии и Испании - министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Структуру гражданской обороны РФ оставляет совокупность органов управления, сил и средств гражданской обороны федеральных органов управления исполнительной власти, субъектов рф, муниципальных образований и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Структура ГО соответствует принятой в РФ системе организации хозяйственного и военного управления.

Повседневное управление ГО осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление ГО, МЧС России. Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

· федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

· структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

· структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

По согласованию между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области ГО, и субъектом РФ в порядке, установленном Правительством РФ, могут создаваться органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территориях субъектов РФ, территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне,

Указанные органы комплектуются военнослужащими Войск гражданской обороны, средства, на содержание которых выделяются из федерального бюджета, и гражданским персоналом, средства, на содержание которых выделяются из бюджетов субъектов РФ.

Руководители указанных органов назначаются руководителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области ГО, из числа военнослужащих Войск гражданской обороны по согласованию с начальниками гражданской обороны субъектов Российской Федерации, территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация гражданской обороны Российской Федерации

Организация и ведение ГО базируется на ряде принципов.

Первый заключается в том, что" организация и ведение ГО является одной из важнейших функций государства". Этот принцип исходит из прав и обязанностей личности, общества и государства, изложенных в положениях Конституции РФ, Федеральных законов "О безопасности" и "Об обороне", на защиту и по защите от внутренних и внешних угроз. Так, Федеральный закон "О безопасности" рассматривает безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Государство гарантирует безопасность каждому гражданину страны, обеспечивает достижение ее проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности.



Организация и ведение ГО также осуществляется проведением единой государственной политики РФ в области ГО, при этом государство выполняет три важнейших функции: обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пораженным и пострадавшим (социальная); сохранение мобилизационных и людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная); сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время (экономическая). Выполнение вышеуказанных функций, в свою очередь, и предопределяет необходимость рассмотрения организации и ведения ГО в качестве одной из важнейших функций государства.

Второй принцип организации и ведения ГО заключается в том, что она организуется на территории РФ по территориально - производственному принцип. Этот принцип означает что планирование и проведение мероприятий ГО осуществляют как органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, так и федеральные органы исполнительной власти и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Такой подход позволяет при решении задач ГО лучше учесть и совместить как интересы территорий, так и интересы находящихся на этих территориях объектов экономики. Территориально-­производственный принцип организации ГО фактически развивает и дополняет первый принцип, т. к. именно он позволяет ГО быть по существу формой всеобщего участия всех органов власти и населения страны в выполнении социальной, оборонной и экономической функции государства.

Организация и ведение гражданской обороны (далее по тексту ГО) в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее по тексту - организации) осуществляется на основе действующих законодательных и нормативно-правовых актов в области ГО. Основными из них являются Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях". На их основе разрабатывается локальное «Положение об организации и ведении ГО в организации», утверждаемое руководителем организации, являющимся по должности начальником ГО в своей организации.

Положение должно содержать основы организации ГО, а также порядок подготовки к ведению и ведения ГО в организации и взаимодействия с вышестоящим органом управления ГО. Документ конкретизируется в зависимости от категории организации по ГО и поставленных перед ней задач в области ГО.

Положение согласовывается с вышестоящим органом управления, т.к. система ГО организации является частью территориальной и (или) ведомственной системы ГО. Распоряжения (приказы) вышестоящего органа управления ГО обязательны для исполнения в организации (на объекте ГО).

Организация в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации:

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по ГО и защите от чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС) и осуществляется на основании годового плана мероприятий по вопросам ГО и защиты от ЧС. Виды и объемы мероприятий по ГО и защиты от ЧС зависят от категории организации по ГО .

Планы основных мероприятий по ГО на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области ГО, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС.

Таким образом, подготовка к ведению ГО в организациях определяется локальным «Положением об организации и ведении ГО в организации» и заключается в планировании мероприятий по защите работников и других категорий населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Ведение ГО в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей.

Планы ГО определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

Организации в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по ГО.

По решению органов местного самоуправления и самих организаций могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

В состав спасательной службы организации входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по ГО, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в организациях, а также контроль в этой области осуществляются органами МЧС России.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО.

Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Решение о привлечении в мирное время сил и средств ГО для ликвидации последствий ЧС принимают руководители ГО органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил ГО.

Руководство ГО в организациях осуществляют их руководители, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).

Органами, осуществляющими управление ГО в организациях, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО (далее структурные подразделения (работники) по ГО). Организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по ГО, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание. Кандидатуры на должности уполномоченных по ГО согласовываются с вышестоящим органом управления в установленном порядке и утверждаются руководителем организации.

Уполномоченные ГО в организациях подчиняются непосредственно руководителю организации, который (повторим) по должности является начальником ГО в организации.

Организации в целях решения задач в области ГО планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

1. По подготовке населения в области ГО:

  • разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области ГО;
  • осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;
  • создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;
  • пропаганда знаний в области ГО.

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

  • создание и совершенствование системы оповещения работников;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;
  • установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
  • комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
  • сбор информации в области ГО и обмен ею.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

  • организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей;
  • подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
  • разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);
  • создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:

  • поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций;
  • разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;
  • строительство защитных сооружений ГО для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов ГО;
  • накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;
  • разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

5. По световой и другим видам маскировки:

  • определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;
  • разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;
  • проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО.

6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

  • создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО;
  • создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;
  • создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО;
  • создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по ГО и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.

7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

  • создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

  • организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения);
  • введение режимов радиационной защиты организаций;
  • создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, в составе сил ГО постов радиационного и химического наблюдения;
  • обеспечение сил ГО средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля;
  • создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по ГО, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).

9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

  • создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО;
  • организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;
  • заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

  • создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;
  • осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения;
  • усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

  • обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
  • создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энергои водоснабжения и канализации;
  • создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
  • создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
  • создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

12. По срочному захоронению трупов в военное время:

  • создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

  • создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;
  • разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;
  • планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;
  • заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;
  • создание страхового фонда документации;
  • повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

  • создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;
  • проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и спасательных служб, проведение учений и тренировок по ГО;
  • определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО в составе группировки сил ГО, создаваемой муниципальным образованием.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) создаются организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804. Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. Установлены следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности, первая категория и вторая категория. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) утвержден приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП.

Как вы их представляете?

В системе Гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления . В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные, и объектовые органы управления .

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

Межрегиональными органами управления являются региональные центры МЧС России по территориям федеральных округов.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России. Например, на территории нашей республики органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по территории Чувашской Республики.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления

в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной. Основной функцией органа управления гражданской обороны является предвидение опасностей, возникающих при ведении военных действий,

заблаговременная подготовка сил и средств, планирование мероприятий по защите

населения, материальных и культурных ценностей организаций (учреждений, предприятий) и своевременное их осуществление. Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки. Определенные трудности составляют для

слушателей ответ на вопрос: Какие должностных лица входят в объектовый орган управления гражданской обороны и какие функции они должны исполнять. В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);

специалиста по связи;

специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;

специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;

специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи - руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала , материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть - первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Слушатели часто задают вопрос: В каком соотношении находятся органы управления

гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности? Такой вопрос возникает тем, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

координирующий орган управления объектовым звеном - КЧС и ОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации и орган повседневного управления - дежурно - диспетчерская служба.

Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧС и ОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ФЕДЕРАЛЬ-НЫЕ

МЕЖРЕГИО-НАЛЬНЫЕ

РЕГИО-НАЛЬНЫЕ

МУНИЦИ-ПАЛЬНЫЕ

ОБЪЕКТО-

МЧС России

Региональные центры по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны

Структурные подразделения уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны в составе администраций муниципальных образований

Структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны в составе администрации объекта

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций определены Федеральным законом «О гражданской обороне» № 28-ФЗ, 1998 г. и изменениями к нему (№ 123-ФЗ, 2002 г. и № 122-ФЗ, 2004 г.).

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее - руководители гражданской обороны) несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

Они осуществляют непосредственное повседневное руководство гражданской обороной через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

в федеральных округах Российской Федерации - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (региональные центры);

в субъектах Российской Федерации - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (главные управления МЧС России);

в федеральных органах исполнительной власти и организациях для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением создаются штатные структурные подразделения (отделы, сектора, группы) или назначаются отдельные работники (в зависимости от объема работы), уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Задачи, функции и полномочия МЧС России определены указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

Региональные центры и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом. Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке МЧС России. Задачи, функции и полномочия регионального центра и главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации определены «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и «Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», утвержденными приказами МЧС России соответственно от 1 октября 2004 г. № 458 и от 6 июня 2004 г. № 372.

Вопросы создания органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях, не отнесенных к группам по гражданской обороне, регламентируются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаются по решению руководителей федеральных органов исполнительной власти за счет численности и фонда заработной платы, установленной для данного органа. Порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 1999 г. № 782.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется, исходя из следующих принципиальных положений: в организациях, отнесенных к категориям по ГО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с количеством работающих до 500 чел. - 1 освобожденный работник; с количеством работающих от 500 до 2 000 человек - 2-3 освобожденных работника; от 2 000 до 5 000 человек 3-4 освобожденных работника, свыше 5 000 человек - 5-6 освобожденных работников; в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работающих свыше 200 человек 1 освобожденный работник; в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работающих до 200 человек работа по ГО может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Полномочия органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны;

утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации; - вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит организацией и ведением гражданской обороны;

издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные регионы; определяет порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти:

принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения бюджетных организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;

осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организуют подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

Общими обязанностями руководителей федеральных органов исполнительной власти являются:

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в бюджетных организациях, находящихся в их ведении;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления, связи и оповещения гражданской обороны;

обеспечение защиты работников федеральных органов исполнительной власти от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

разработка и осуществление мероприятий по эвакуации работников федеральных органов исполнительной власти; принятие мер по заблаговременной подготовке базы для их размещения в загородной зоне;

разработка и принятие (в пределах своих полномочий) нормативных актов в области гражданской обороны и доведение их до бюджетных организаций’ находящихся в их ведении;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, а также мероприятий по снижению опасности возникновения вторичных очагов поражения, выполнение норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений;

разработка и представление в установленном порядке проектов планов мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, осуществление контроля за реализацией утвержденных планов;

методическое руководство созданием нештатных аварийно-спасательных формирований в бюджетных организациях, находящихся в их ведении;

обеспечение светомаскировки подведомственных объектов;

организация проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств;

организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ по тематике гражданской обороны.

Общими обязанностями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются:

руководство гражданской обороной и обеспечение ее постоянной готовности к выполнению возложенных задач;

организация проведения мероприятий по выполнению задач гражданской обороны на соответствующей территории;

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения;

организация управления гражданской обороной, создание, развитие (реконструкция) и поддержание в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи, а также систем разведки, наблюдения, прогнозирования, информации и контроля за радиоактивным, химическим и биологическим (бактериологическим) заражением;

организация подготовки органов управления гражданской обороны, обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация разработки и представления в установленном порядке проектов мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, контроль за реализацией утвержденных планов;

организация заблаговременного накопления и хранения в мобилизационном резерве техники и специального имущества для нужд гражданской обороны;

накопление и поддержание в готовности защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

оповещение и информирование органов управления гражданской обороны и населения об угрозе нападения противника, опасности заражения и катастрофического затопления, а также в случае возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;

организация создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

ввод в действие плана гражданской обороны и защиты населения и приведение в готовность гражданской обороны в установленном порядке;

обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

обеспечение выполнения при проектировании, строительстве и реконструкции городов и организаций норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

планирование мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

организация выполнения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников и систем водоснабжения от современных средств поражения; создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально -технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

планирование мероприятий по светомаскировке объектов и населенных пунктов с заинтересованными органами;

организация пропаганды по вопросам гражданской обороны.

Общими обязанностями руководителей органов местного самоуправления (выполняемых самостоятельно в границах муниципальных образований) являются:

руководство гражданской обороной и обеспечение ее постоянной готовности;

разработка и реализация планов гражданской обороны и защиты населения, проведение мероприятий гражданской обороны;

поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

проведение подготовки и обучения населения способам защиты от военных действий или вследствие этих действий;

организация создания и поддержания в постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты;

осуществление мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

организация создания нештатных аварийно-спасательных формирований;

проведение первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

обеспечение выполнения норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и реконструкции городов и организаций;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов продовольственных, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств;

ввод в действие планов гражданской обороны и защиты населения, приведение в готовность гражданской обороны муниципальных образований в установленном порядке;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в ходе ликвидаций последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

проведение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки населенных пунктов и организаций.

Общими обязанностями руководителей организаций являются:

планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, разработка и реализация планов гражданской обороны;

издание приказов, отдача распоряжений и указаний в пределах своей компетенции по вопросам гражданской обороны, а также привлечение в установленном порядке лиц, зачисленных в нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны для выполнения мероприятий гражданской обороны;

обеспечение защиты своих работников от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; обучение их способам защиты от данных опасностей;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальной системы оповещения;

проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально -технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности сил и средств гражданской обороны; создание, обучение и укомплектование нештатных аварийно-спасательных формирований личным составом, оснащение техникой и материально-техническими средствами; введение в действие планов гражданской обороны с последующим докладом вышестоящим органам управления гражданской обороны;

личное руководство проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте;

проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки.

Руководители организаций являются непосредственными организаторами гражданской обороны на своих объектах и несут личную ответственность за ее постоянную готовность, а также за своевременное выполнение задач гражданской обороны. Они выполняют указания и распоряжения по организации и ведению гражданской обороны вышестоящего руководителя по ведомственной принадлежности, а также руководителя органа местного самоуправления по месту дислокации организации.

Обязанности органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. На МЧС России возлагается:

разработка предложений по формированию основ единой государственной политики в области гражданской обороны и их реализация; организация разработки и внесение на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны;

разработка и внесение в Правительство Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации предложений о порядке введения в действие Плана гражданской обороны и защиты населения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

осуществление разработки и контроля за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, реализация в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны;

организация в установленном порядке подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны;

организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны;

разработка и утверждение показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в установленном порядке, в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;

разработка в установленном порядке предложений об отнесении территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также о создании убежищ и иных объектов гражданской обороны, о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

организация разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных мероприятий гражданской обороны;

руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, контроль за созданием и деятельностью этих систем;

контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;

организационное и методическое руководство накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;

обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территорий в части, касающейся гражданской обороны;

сбор и обработка информации в области гражданской обороны, информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также о прогнозе в области ГО;

осуществление государственного надзора за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне; участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов в части, касающейся соблюдения требований по гражданской обороне;

разработка и представление в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для утверждения Президентом Российской Федерации проекта Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

участие в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся мероприятий в области гражданской обороны;

осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, разработка и реализация плана гражданской обороны МЧС России, организация проведения мероприятий по гражданской обороне. включая подготовку необходимых сил и средств, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны МЧС России;

методическое руководство и контроль организации обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в разработке Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральной государственной программы оперативного оборудования территорий Российской Федерации в целях обороны, обеспечение осуществления мероприятий по оперативному оборудованию территорий в части, касающейся гражданской обороны;

организация по согласованию с Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации планирования в установленном порядке действий и применения войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, подготовка войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;

осуществление текущего и перспективного планирования мобилизационного развертывания войск гражданской обороны; определение потребности специалистов для войск гражданской обороны и подготовка их в образовательных учреждениях МЧС России и других образовательных учреждениях;

поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления, войск гражданской обороны;

координация деятельности и взаимодействие с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении задач в области гражданской обороны;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны, комплектование их личным составом, тарификация их утвержденных штатов и штатных перечней, а также организация их материального, технического, финансового и других видов обеспечения;

проведение в установленном порядке проверок готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны; - осуществление по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверок готовности указанных органов к проведению мероприятий гражданской обороны;

осуществление международного сотрудничества в области гражданской обороны.

В начале 2000 г. впервые Указом Президента Российской Федерации был утвержден План гражданской обороны Российской Федерации, разработанный с учетом требований Федерального закона «О гражданской обороне». 5 января 2004 г. Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года». Документ подобного рода в области гражданской обороны был принят в нашей стране впервые. В нем заложены концептуальные основы подготовки государства к ведению гражданской обороны в новых политических и социально-экономических условиях, определены задачи и основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, пути реализации этой политики.

Дальнейшее развитие этот документ получил в «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года», утвержденных Президентом Российской Федерации (Пр-2613) 03.09.2011г.

Это программный документ на ближайшие годы в области совершенствования и развития гражданской обороны.

Поделиться: