Штраф за нарушение пожарной безопасности. Самые распространенные нарушения пожарной безопасности на предприятии

Правила пожарной безопасности (ППБ) – это свод требований и комплекс мероприятий для предотвращения возгораний и пожаров или для минимизации их последствий. Итогом пожара является имущественный ущерб различной степени и урон, причиненный физическому состоянию или жизни человека. Именно поэтому пренебрежение правилами пожаробезопасности влечет за собой наступление административной или уголовной ответственности. Рассмотрим, какие меры уголовной или административной ответственности предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности.

Виды нарушений ППБ

Законодательством установлено, что нарушение ППБ – это действия или бездействие лица или группы лиц, ненамеренно повлекшие возникновение пожара или ставшие препятствием для его ликвидации.

Классификация нарушений

Лица, несущие ответственность

Правила пожарной безопасности обязательны для исполнения всеми гражданами без исключения. Тем не менее, ответственность за их соблюдение возлагается только на граждан от 16 лет, круг которых определен на законодательном уровне:

  • руководители федеральных исполнительных органов;
  • руководители органов самоуправления;
  • руководитель организации, предприятия, иной структуры, имеющей на своем балансе какое-либо имущество;
  • лица, официально назначенные ответственными за соблюдение ППБ;
  • собственники недвижимости.

Меры наказания

Степень наказания за несоблюдение ППБ напрямую зависит от тяжести последствий, наступивших вследствие пожара. Если налицо только факт несоблюдения мер безопасности, то это наказуемо в рамках административного производства. Если же между фактом нарушения ППБ и пожаром обнаруживается причинно-следственная связь, то такие нарушения уже находятся под юрисдикцией Уголовного Кодекса (УК) РФ.

Административные

Ответственность за правонарушения, касающиеся несоблюдения ППБ, прописаны в ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, а за игнорирование указаний органов пожарного надзора – в ст. 19.5.

Уголовные

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности зафиксирована в ст. 219 УК РФ и дифференцируется в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Статья УК Суть правонарушения Меры ответственности
219, ч. 1 несоблюдение ППБ, в результате которого был нанесен тяжкий ущерб физическому состоянию гражданина
  1. штраф до 80 тыс. рублей или заработок виновного за полгода;
  2. ограничение свободы до 3 лет;
  3. принудительные работы или лишение свободы до 3 лет с возможным запретом заниматься определенной деятельностью до 3 лет
219, ч. 2 несоблюдение ППБ, итогом которого стала смерть человека принудит. работы или лишение свободы до 5 лет с возможным запретом на занятия определ. деятельностью до 3 лет
219, ч. 3 нарушение ППБ, повлекшее смерть 2 и более человек
  1. принудит. работы до 5 лет с возможным запретом заниматься определ. деятельностью до 3 лет;
  2. лишение свободы до 7 лет с возможным запретом на занятия определ. видом деятельности до 3 лет

Примеры из судебной практики

Тяжелые последствия после пожаров, возникших в результате пренебрежения правилами пожарной безопасности – очень распространенное явление. Приведем два примера.

Знаете ли Вы

По официальной статистике, только за период январь-июнь 2017 года, в России прошло более 64 тысяч пожаров. Среди главных причин — неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов.

Пример первый

Гр. Петрова использовала неисправный бытовой электрический удлинитель. Подключив к нему электрообогреватель, она вышла из дома в магазин. Вернувшись, обнаружила в квартире возгорание и сильный едкий запах горящего пластика. Пожар только начинался, электрические пробки выбило, поэтому ей удалось самостоятельно потушить возгорание до приезда пожарных. Дым через вентиляционные отверстия проник в квартиру, расположенную выше. Результатом стало отравление угарным газом гр. Сидоровой, проживающей в ней. Урон состоянию здоровья был признан судебной экспертизой средней степени тяжести. К гр. Петровой, в соответствии со ст. 20.4 КоАП РФ, было применено наказание в форме штрафа на сумму 5000 рублей.

Пример второй

ИП Иванов, проводя ремонтные работы в купленной для обустройства магазина квартире, находящейся на нижнем этаже жилого дома, пренебрег ПББ. Он проводил сварочные работы вблизи лакокрасочных средств, приобретенных для продажи. Результатом стало возгорание, стремительно переросшее в сильный пожар. Вследствие данного пожара был причинен тяжкий вред жильцу квартиры, расположенной над магазином. Суд присудил гр. Иванову наказание по ст. 219, ч. 1 УК в виде лишения свободы на 2 года.

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Ст. 38 Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасност и в соответствии с действующим законодательством несут:

В организациях и на предприятиях персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (предприятия). Ответственность за обеспечение пожарной безопасности также возлагается на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, а также должностных лиц в пределах их компетенции и граждан. За нарушение правил пожарной безопасности должностные лица и граждане подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

К дисциплинарной ответственности работодателем могут быть привлечены работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных трудовых обязанностей в сфере пожарной безопасности. Дисциплинарная (материальная ответственность) предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации (статьями 1, 3, 6, 22, 37, 66, 81, 90, 192, 193-195, 220, 236-250, 277, 346, 357, 406, 409, 414, 419).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности . Основной статьёй, устанавливающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушители могут быть привлечены к ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере:

  • для граждан — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • для должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим . На период действия этого режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности , в том числе предусматривающие:

  • привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов;
  • запрет на посещение гражданами лесов;
  • принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Нарушение требований особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, частями 3–8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрены иные составы административных правонарушений в сфере пожарной безопасности :

  • нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;
  • нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека;
  • неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно;
  • нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

Кроме административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие более тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность — ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, за которым закреплена обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека предусмотрен:

  • штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период до шести месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности, или запрета на выполнение определенной деятельности на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека .

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц , виновное лицо наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В связи с изложенным, всем лицам следует помнить о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, так как их нарушение может повлечь не только причинение крупного материального ущерба и смерть людей, но и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Документы, проверяемые государственным инспектором РОНД МЧС:

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

2. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе

3. Учетная карточка юридического лица (банковские реквизиты, юридический и фактический адреса, телефон, факс, и.т.п.).

4. Устав юридического лица.

5. Документ, удостоверяющий личность законного представителя юридического лица.

6. Документы подтверждающие полномочия (протокол собрания учредителей, решение и т.п.), удостоверяющие служебное положение.

8.Техническая документация, проекты по системам водоснабжения, противопожарной защиты, копии договоров и лицензий на право оказания услуг и проведение работ по вопросам пожарной безопасности:

  • монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарной автоматики зданий;
  • работы по очистке систем вентиляции;
  • работы по огнезащитной пропитке конструкций здания;
  • монтаж и обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты здания.

9. Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами, иными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

10. Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры с арендаторами (если таковые имеются) или свидетельство о собственности. План земельного участка (землеотвод).

11. Журнал учета проверки оборудования ВПВ – с отметками о проведенных включениях пожарных насосов 1р/мес. и задвижек с электроприводом установленных на магистрали ХВ вокруг водомерного узла – 1р/6 мес (при наличии).

12. Заключение по расчету результатов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте – в здании, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией (при наличии).

13. Документы и удостоверения, подтверждающие прохождение обучения руководителей и специалистов по программе пожарно-технического минимума.

14. Сертификаты соответствия на установленные противопожарные двери, облицовочный материал, огнезащитную пропитку (ОЗП) конструкций здания.

15. Планировку и экспликацию помещений здания, заверенную в БТИ.

16. Копии последних, действующих приказов и распоряжений о:

  • назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности в организации.
  • противопожарном режиме в организации.
  • создании Пожарно-технической комиссии.
  • создании добровольной пожарной дружины (ДПД).

17. Копии актов (1р/мес) проверок противопожарного состояния здания ППК.

18. План мероприятий по устранению нарушений мер пожарной безопасности, выявленных при проверке здания силами ППК.

19. Инструкции по пожарной безопасности.

20. Акты испытания с фактическим пуском воды из пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода (ПК ВПВ) 2 раза/год (весна, осень) и наличие схемы обвязки насосов в насосной станции (при наличии).

21. Акты перемотки пожарных рукавов в ПК (не реже чем 1 раз в год) (при наличии).

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке Государственный пожарный надзор обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третьей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа Государственного пожарного надзора также является обязательным условием для проверки.

Часто встречающиеся нарушения правил пожарной безопасности.

Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;

Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;

Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;

Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;

Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;

Заужение ширины эвакуационных коридоров; проходов;

Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;

Заужение ширины лестничных маршей и площадок;

Отсутствие второго эвакуационного выхода;

Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;

Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;

Эвакуационные выходы не рассредоточены;

Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;

Отделка путей эвакуации горючими материалами;

Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах; в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте.

В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке; установленном законодательством; как в отношении юридического; так и физического лица; допустившего нарушения.

Таблица штрафов за нарушение пожарной безопасности.

Статья Физические лица Должностные лица ИП Юридические лица
ч.1 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи. Предупр., штраф: 1000 - 1500 руб. Предупр., штраф: 6000 - 15000 руб. Предупр., штраф: 150000 - 200000 руб.
ч.2 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Те же действия (см. ч.1 ст.20.4) в условиях противопожарного режима. штраф: 2000 - 4000 руб. штраф: 15000 - 30000 руб. штраф: 15000 - 30000 руб. штраф: 400000 - 500000 руб.
ч.3 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. штраф: 2000 - 3000 руб. штраф: 6000-15000 руб. штраф: 20000 - 30000 руб. штраф: 150000 - 200000 руб.
ч.4 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. штраф: 3000 - 4000 руб. штраф: 15000-20000 руб. штраф: 30000 - 40000 руб. штраф: 150000 - 200000 руб.
ч.5 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи. штраф: 4000 - 5000 руб. штраф: 20000 - 30000 руб. штраф: 40000 - 50000 руб., приостановка до 90 суток штраф: 200000 - 400000 руб., приостановка до 90 суток
ч.6 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. штраф: 4000 - 5000 руб. штраф: 40000 - 50000 руб. штраф: 40000 - 50000 руб. штраф: 350000 - 400000 руб.
ч.7 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно. - штраф: 15000 - 20000 руб. штраф: 15000 - 20000 руб. штраф: 90000 - 100000 руб.
ч.8 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. штраф: 1500 - 2000 руб. штраф: 7000 - 10000 руб. штраф: 7000 - 10000 руб. штраф: 120000 - 150000 руб.
ч.12 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. штраф: 1500 - 2000 руб. штраф: 3000 - 4000 руб. штраф: 3000 - 4000 руб. штраф: 70000 - 80000 руб.
ч.13 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. штраф: 2000 -3000 руб. штраф: 5000 - 6000 руб., дисквалификация до 3-х лет штраф: 5000-6000 руб. штраф: 90000 - 100000 руб.
ч.14 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП. штраф: 4000 - 5000 руб. штраф: 15000 - 20000 руб., дисквалификация до 3-х лет штраф: 15000 - 20000 руб. штраф: 150000 - 200000 руб.
Ст.19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. - штраф: 4000 - 5000 руб штраф: 4000 - 5000 руб. -

В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:

Согласно ч.6 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека): для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц - от 350 000 руб. до 400 000 руб.

Согласно ч.6.1 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека): для юридических лиц - от 600 000 руб. до 1000 000 руб.

«Огонь, вода, медные трубы…» - в сказке пройти через эти испытания должен каждый. Но что стоит человеку встретиться с этими стихиями в обычной жизни? Например, безудержный огонь нередко наводит страх на жителей той местности, в которой происходят подобные возгорания и влечет за собой материальный ущерб и телесные повреждения. Безответственное, порой и наплевательское отношение к пожарной безопасности может неминуемо привести к очень печальным последствиям, унести сотни жизней неповинных людей. Один из страшных случаев довелось пережить совсем недавно - когда пламенем была охвачена довольно крупная площадь ТЦ в Кемеровской области. Какие же требования предъявляет закон в этой сфере, и какова ответственность за нарушение правил пожарной безопасности? Об этом расскажем далее.

Пожар и безопасность

Эти понятия противоречивы, поскольку пожар, т.е. массовое неконтролируемое распространение пламени, всегда представляет угрозу для человека. Вместе с тем данные термины образуют собой устойчивое словосочетание - «пожарная безопасность», под которой в законе понимается ситуация защищенности лиц, вещей, всего населения и государства от огненного нашествия.

Нормативными документами предусмотрены специальные социальные или технические условия, предъявляемые к определенным объектам. Их необходимо соблюдать в целях вышеуказанной безопасности.

Для предупреждения бесконтрольного распространения огня должны проводиться специальные меры защиты, т.е. действия по выполнению законных требований в данной области. Неисполнение или некачественное соблюдение указанных правил в ФЗ № 69 именуется как нарушение требований пожарной безопасности.

По закону

Правоотношения в рассматриваемой сфере регулируются следующими нормативными актами:

  1. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  2. ФЗ № 69 1994 года «О пожарной безопасности».
  3. ФЗ 123 о пожарной безопасности 2008 года (технический регламент).
  4. УК РФ.
  5. Иные подзаконные нормативные акты.

Положения вышеуказанных документов в интересующей сфере подробнее будут рассматриваться далее.

Технический регламент

Сейчас же стоит отметить такой не очень известный документ, который был принят в 2008 году, - ФЗ 123 о пожарной безопасности.

Положения данного технического регламента нужно обязательно соблюдать в следующих ситуациях:

1. На стадии проектирования, капитального ремонта, реконструкции, строительства, технического перевооружения и обслуживания, изменения функционального назначения, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

2. При оформлении, принятии, применении и исполнении техрегламентов, которые содержат в себе правила об «огненной» безопасности, а также иных актов в данной сфере.

3. В условиях разработки техдокументации на объекты защиты.

Субъекты

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в силу положений закона несут:

  • хозяева имущества;
  • главы федеральных органов ИВ, МСУ;
  • лица, которые обладают, эксплуатируют и распоряжаются имуществом, в т.ч. начальники предприятий;
  • граждане, назначенные ответственными;
  • должностные лица в рамках соответствующего круга полномочий.

Формы вины

Основными из них в сфере пожарной безопасности являются умысел и неосторожность.

Такие административные правонарушения практически все совершаются с косвенным злоумышлением или из-за халатного отношения к обязанностям.

Например, ответственное за безопасность лицо осознает общественную угрозу своих бездействий касательно подготовки эвакуационных выходов, предвидит вероятность наступления негативных последствий, (при этом не желает возможного возгорания), но относится к ним безразлично. Такой подход является косвенным умыслом. Или же человек видит возможность наступления опасных последствий этих бездействий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

В сфере уголовной ответственности наряду с неосторожностью распространена и такая форма вины как прямой умысел. К примеру, обычный поджог, который может привести к уничтожению всего имущества или даже смерти людей.

Ответственность: виды

В настоящее время выделяют следующие виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности:

  • дисциплинарная,
  • административная,
  • уголовная.

Может быть и иной вид ответственности, если он предусмотрен соответствующим нормативным документом.

Какой из этих пунктов будет назначен виновнику, зависит от конкретной ситуации и определенных последствий, которые уже выявились или могли бы быть. Разберем отдельно каждый из обозначенных типов.

Административная

Это наиболее распространенный вид ответственности в данной сфере.

Основания для ее наступления можно представить двумя группами:

  1. Возникающие из-за нарушений требований правил безопасности.
  2. По причине неисполнения предписаний органов Государственного пожнадзора.

Первая группа подробно регламентируется ст. 20 4 КоАП РФ. Субъектами являются физические, юридические, должностные лица, ИП. Данная статья предусматривает санкции за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения, административного штрафа, приостановления деятельности, дисквалификации.

Размеры санкций (в руб.) и иные виды наказаний по данной статье приведены в таблице ниже.

Особый режим

Как видно из таблицы, более суровое наказание предусмотрено в условиях специального антипожарного режима, который устанавливается по решению госорганов или органов МСУ в случаях повышения огненной опасности.

На время введения данного законодательства выдвигаются дополнительные правила безопасности:

  • сплочение граждан для локализации воспламенений за границами населенных пунктов;
  • ограничение на походы в лес;
  • установление иных мер, которые способствуют нераспространению пожаров на города, поселки, деревни и пр.

Отдельные нюансы

Повышенный размер штрафов за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен при выявлении более серьезных последствий: наличие возгорания и его результата - вреда имуществу, здоровью человека. Для юридических лиц при причинении вреда здоровью гражданина в тяжкой степени возможен такой вид наказания, как приостановление деятельности на максимальный срок - до 90 суток. Избрать такую меру вправе суд.

Статьей также привлекается ответственность производителей товаров, поставщиков за невыполнение обязательного требования по прописыванию в техдокументации веществ, изделий, предметов, сведений об их пожарной опасности или, наоборот, информации о мерах по предотвращении возможного возгорания. Карается данное нарушение штрафом: ДЛ - 15- 20 тыс. руб., ЮЛ - 90-100 тыс. руб. Например, вы купили баллон с лаком для волос, а там нет инструкции насчет долгого его нахождения под прямыми солнечными лучами, возле огня и пр. Значит, производитель или поставщик автоматически становится нарушителем, а вы - возможным пострадавшим.

Отдельно кодекс прописывает ответственность за нарушение норм пожарной безопасности на морских, водных, железнодорожных или воздушных транспортных средствах (ст. 11.16), в лесах (ст. 8.32). Если, к примеру, ваши действия привели к возникновению лесного пожара, то готовьтесь выложить до 5 тысяч рублей, для юрлиц - до 1 миллиона.

Обязательные указания органов ГПН

К следующей группе нарушений требований пожарной безопасности КоАП РФ относит неисполнение предписания ГПН (ст. 19.5).

Ответственность наступает при соблюдении условий:

  • предписания органа основаны на законе;
  • сотрудник ГПН имеет соответствующие полномочия;
  • есть соответствующие нарушения;
  • пропущен установленный срок для исполнения.

Субъектами выступают те же лица, которые перечислены в ст. 20.4 КоАП РФ. Санкцией статьи предусмотрены виды наказаний:

  • штраф,
  • дисквалификация,
  • адм. приостановление деятельности.

Более подробно раскроем их в следующей таблице. В ней приведена градация наказаний по ч. 12, 13, 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Дисквалификация - это лишение лица правомочия замещать должности в органе управления юрлица, в т.ч. исключение права на медицинскую или фармацевтическую деятельности.

Как мера наказания применима не только к руководящему составу, но и к тем, кто исполняет распорядительные, организационные, административные и хозяйственные функции.

Уголовная

Помимо административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности законодатель предусмотрел и более суровый вид - уголовное наказание. Основной чертой преступлений в отличие от правонарушений является их общественная вероятность ущерба. Вид наказания зависит от формы вины и тяжести наступивших последствий.

Противоречащие закону действия прописаны в ст. 167, 168, 219 УК РФ. В последней рассматриваются преступления, где объектом выступает жизнь и здоровье человека, а форма вины - неосторожность. Субъект в этом случае должен обладать следующим - на нем лежит бремя соблюдения правил безопасности, т.е. он наделен такими обязанностями, которые соответствуют за пожарную безопасность.

Санкции статьи 219 УК РФ приведены в таблице ниже.

Санкции ст. 167, 168 УК РФ

В поименованных статьях приводятся иные категории преступлений, основным объектом посягательства выступает имущество, но может быть в силу масштабности и здоровье человека (ч. 2 ст. 167). Форма вины - умысел, неосторожность.

Виды уголовных санкций ст. 167, 168 УК РФ приведены в таблице.

Вид наказания

Умышленное уничтожение порча чужого имущества со значительным ущербом*

То же самое по причине хулиганства общеопасным способом (поджог) повлекли по неосторожности смерть или др. тяжкие последствия

Уничтожение/порча постороннего имущества в крупном размере** по неосторожности (с источниками повышенной опасности)

до 40 000 з/п или доход за период до 3 мес.

До 120 000 з/п или доход за период до 1 г.

Принудительные работы (ПР)

Обязательные работы

Работы исправительные

Лишение свободы (ЛС)

Ограничение свободы

* значительный ущерб законом определяется исходя из имущественного положения потерпевшего, но не менее 5 тысяч руб.

** 250 тысяч рублей и больше.

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в отдельных случаях выглядит весьма устрашающе, ведь на кону зачастую стоят жизнь и здоровье. В статьях прописаны меры наказаний по максимуму, в реальности только суд вправе назначить конкретное наказание, исходя из конкретных данных дела, личности подсудимого, наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств и пр.

Дисциплинарная

Наиболее мягкий вид ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, применяется в сфере деловых и производственных правоотношений. Поэтому он регулируется нормами трудового законодательства.

Обычно к данному виду требований привлекают лиц, которые замещают соответствующие должности и ознакомлены с приказом о назначении ответственным за пожарную безопасность.

Среди документов, нормы которых нарушаются, могут быть:

  • приказы;
  • регламенты;
  • инструкции;
  • правила;
  • распоряжения и др.

Поскольку конкретных санкций за нарушения в данной сфере ТК РФ не содержит, то меры взыскания напрямую зависят от работодателя, а также от тяжести наступивших последствий, если таковые уже возникли.

Можно выделить следующие разновидности:

Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание, что огонь - это природная стихия, которая при попустительском, легкомысленном отношении может нанести непоправимый ущерб, унести жизни неповинных людей. Ведь даже самое строгое наказание не сможет вернуть все на круги своя. Именно поэтому таким мерам предосторожности нужно уделять особое внимание, тщательно выявляя возможные отхождения от постановлений, а также путем контроля назначенных лиц. Для этого законом и предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Если же вам все же пришлось ощутить на себе ее бремя, не ленитесь обращаться к специалистам.

  • загромождение проходов ,
  • загруженность торговых и складских помещений.

Загромождение проходов

Нельзя загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки, переходы в смежные секции, выходы на лестницы, лестничные площадки, марши лестниц, коридоры, лифтовые холлы. Выходы и пути эвакуации должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам, количеству.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запрещено устанавливать глухие решетки на окнах, остеклять балконы, лоджии и галереи, которые ведут к лестничным клеткам, устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Отрывок из интервью с начальником Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС по г. Москве Олегом Найденковым (январь 2010):

- Какие нарушения послужили в основном причиной закрытия?

В числе основных нарушений, обнаруженных при проверках:

  • несоответствие путей эвакуации требованиям противопожарных норм,
  • отсутствие систем оповещения и пожарной автоматики,
  • а также нарушения правил эксплуатации электросетей и электрооборудования.

К примеру, в проверенных клубах были закрыты окна, завалены эвакуационные выходы.

Чаще всего заведения не отвечали элементарным правилам безопасности для эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации . Например, по требованиям пожарной безопасности (не только в заведениях с массовым скоплением людей) категорически запрещено применение некоторых отделочных материалов на путях эвакуации, в частности отделка деревом.

Нельзя также отделывать эвакуационные пути (коридоры) материалами, на которые отсутствует сертификат пожарной безопасности. Потому что есть материалы, типа пластиковых панелей, по внешнему виду которых нельзя сразу определить, горючие они или негорючие, выделяют токсичные вещества или нет и т.д. И поэтому инспектор, приходя на проверку, должен посмотреть сертификат на эти отделочные материалы. Если же он отсутствует - это тоже нарушение.

Ведь коридоры допускается отделывать только определенными по типу горючести, дымообразования и токсичности материалами. Вполне может быть, что отделка вашего коридора соответствует всем этим требованиям, но если сертификата нет - ее как минимум потребуют убрать.

Еще одно довольно распространенное нарушение, особенно опасное в местах массового скопления людей, - зауженные дверные проемы, например, вместо положенных по правилам 1,20 м их делают 90 см. А значит, при возникновении чрезвычайной ситуации, когда толпа хлынет к выходу, может возникнуть «пробка», давка и т.д.

Или же проход в заведения осуществляется по узкой винтовой лестнице, на которой и двоим-то тесно. Еще одно характерное нарушение - наличие решеток на окнах, несоответствие количества эвакуационных выходов. К примеру, в клубе, рассчитанном на 500 человек, всего два выхода, а по расчетам должно быть три и они должны быть рассредоточены по разным сторонам во избежание столпотворения в одном месте. Расстояние до эвакуационных путей тоже не всегда соблюдено: по нормам оно не должно превышать 25 м, а там, как правило, больше.

Далее. В очень немногих клубах пути эвакуации были оборудованы аварийным освещением и знаками аварийного выхода (указателями). А ведь при пожаре часто основное электроснабжение выключается, и в этом случае должно загораться аварийное освещение и освещаться эвакуационный выход, чтобы дать людям возможность сориентироваться в темноте, в незнакомом месте.

К примеру, в одном из закрытых клубов на севере столицы автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии , нет системы оповещения людей о пожаре и плана эвакуации, дверь на путях эвакуации открывается не по направлению выхода из помещения, стены тамбура входа отделаны легковоспламеняющимся материалом, расстояние от прожекторов и светильников на сцене до отделки менее 0,5 метра и т.д.

Не менее серьезное нарушение, которое, кстати, встречается во многих помещениях, принадлежащих субъектам малого предпринимательства, - отсутствие систем дымо-удаления . Представьте: при замкнутом объеме, где нет возможности удаления дыма и растет концентрация отравляющих веществ, человек теряет ориентацию и может задохнуться продуктами горения.

В клубе или заведении, где пребывает масса людей, должна быть автоматическая система оповещения о пожаре. Их сейчас много - от самых простых, типа громкоговорителя, до продвинутых, работающих в автоматическом режиме. Особенно это касается учреждений, работающих с детьми, - это, если мы говорим о малом бизнесе, частные школы, детские сады и т.д.

На многих предприятиях не установлены системы автоматической пожарной защиты или они не соответствуют нормам.

К примеру, клуб «Зона» в ЦАО по правилам должен быть оборудован автоматической системой тушения пожаров, так как это пятиэтажное здание и пожар там должен начать тушиться сразу же, до приезда пожарных!

Ну, и два самых распространенных нарушения правил пожарной безопасности, которые повсеместно встречаются на всех предприятиях малого предпринимательства и являются, кстати, по статистике, самыми распространенными причинами пожаров: курение в неустановленных местах (то есть в рабочих кабинетах) и нарушение требований к эксплуатации электропроводки.

Последнее нарушение служит причиной 25% возгораний. Как правило, это связано со сверхнагрузкой на электросети (применение электронагревательных приборов и проч.), плохой заизолированности проводов и др.

- Не последуют ли за волной внеплановых проверок в заведениях с массовым пребыванием людей и подобных предприятиях внеочередные повальные проверки всех других заведений - офисов, магазинов и т.д.?

Нет. Проверки всех остальных предприятий будут идти по годовому плану, опубликованному на сайте МЧС, в соответствии с 294-ФЗ.

Однако не могу сказать, что у остального малого бизнеса все в порядке и внеплановых проверок там не требуется. Более того, сейчас существуют определенные трудности проведения проверок малого бизнеса, а именно: руководитель такого предприятия может легко уйти от проверки, перерегистрировавшись после трех лет работы, и мы снова не сможем к нему попасть в течение трех лет.

Есть и еще трудности: когда из-за нарушений пожарной безопасности суд принимает решение о приостановке деятельности заведения на определенный срок (не более 90 дней), то по его истечении этот объект снова открывается, и не факт, что нарушения там устранены.

Например, сейчас около 30 ночных клубов, деятельность которых была приостановлена решением суда, уже снова работают, при этом все в них осталось по-прежнему!

И неважно, устранили нарушения или нет, - заведения все равно открылись.

- Но разве суд не обязывает устранить недостатки?

Обязывает. Но они этого не делают, потому что зачастую некоторые переделки сопряжены с трудностями, к примеру, перестроение, перепланировка и т.д. Поэтому проще переждать время закрытия и снова начать деятельность. До следующей внеплановой проверки, которая будет нескоро.

Поэтому мы вышли с предложением в МЧС, чтобы суд принимал решения не на какой-то определенный срок, а до устранения нарушений. То есть решение об открытии будем принимать мы.

Кроме того, планируется увеличить штрафы за невыполнение предписаний Госпожнадзора . Так как, мало того что в соответствии с законом можно «уйти» от проверки, так еще и, получив предписание, руководителю выгодно не принимать никаких мер - проще заплатить штраф, который сейчас довольно мал. К примеру, юрлицо могут оштрафовать максимум на 20 000 руб., должностное - на 2000 руб.

Мы же хотим, чтобы штрафы были соразмерны затратам на выполнение предписаний. И потому выступаем с инициативой повысить штрафы до максимального уровня 300 000 руб.

То есть пришла проверка, выявили недостатки, дали срок на их исправление - делай. И если ко второй внеплановой проверке недостатки остались, инспектор пересылает материалы мировому судье, который вправе будет налагать штраф. То есть не хочешь платить за свое помещение - заплати государству.

Насколько мне известно, наше министерство уже согласовало этот вопрос, поправки уже направлены в Думу. То есть велика вероятность, что в 2010 году эти поправки будут приняты.

Еще одна трудность, которая в последнее время вызывает большое количество нареканий наших инспекторов. С введением нового пожарного регламента началась путаница с тем, кто должен нести ответственность за пожарную безопасность арендуемых помещений.

По идее, конечно, это должен быть собственник, но он стремится договором переложить все заботы о пожбезопасности на арендатора. В помещениях с массой арендаторов возникают сложности по контролю, а если еще и субаренда?

Для того чтобы разобраться в этих хитросплетениях, инспектору нужно потратить массу времени. Случаются и парадоксы: к примеру, на арендатора возложена ответственность за обеспечение пожбезопасности помещения, а как он может отвечать за инженерные системы, которые проложены в здании? Это только право собственника.

Поэтому мы выступили с инициативой осуществлять мероприятия по надзору в отношении конкретного объекта - если это здание, то проверяем здание целиком, а значит, отвечать будет собственник.

- Нередко наши читатели сталкиваются с тем, что, получив помещение, даже выиграв его по городскому конкурсу, они оказываются перед лицом трудностей: к примеру, в подвальном помещении заделан второй выход или оно поделено между двумя арендаторами и второго выхода из него нет и т.д. Что делать, если изменения производил не вновь вселившийся предприниматель, который получил это помещение уже таким? Ведь когда придет с проверкой пожарный инспектор, он оштрафует их...

Безусловно, таких ситуаций достаточно, но в соответствии с законом о пожаробезопасности ответственность за обеспечение пожаробезопасности несет руководитель, он же отвечает и за соблюдение этих требований на своем объекте.

А значит, выбирая помещение, руководитель должен знать санитарные и противопожарные требования и еще на стадии осмотра оценить помещение.

К примеру, заранее известно, что размещать в подвальных помещениях сауны запрещено, есть там аварийный выход или нет - все равно. Этот тип помещений не предназначен для размещения саун. Но посмотрите, сколько в Москве саун в подвалах! И что, руководитель не знал, что этого делать нельзя?

Конечно, в голове держать все нормы и правила невозможно, а потому мой совет - перед покупкой или арендой помещения проконсультироваться с пожарным инспектором в своем округе. Часы приема можно узнать в своем Центре поддержки предпринимательства или на сайте МЧС.

Кроме того, мы несколько раз в год проводим бесплатные консультации руководителей субъектов малого предпринимательства, встречи и круглые столы с представителями малого бизнеса и т.д. Так что приходите, задавайте вопросы. Информация о таких мероприятиях опять же вывешена на сайте МЧС или ее можно получить в ваших ТАРПах .

- Есть ли сейчас какие-нибудь новые тренды, сверхновое оборудование для обеспечения пожарной безопасности, совершившее прорыв в своей области? Как, например, пресловутая автоматизированная система диагностики и пожаротушения «Игла» в метрополитене?

В метрополитене действительно внедрение этой системы было определенным прорывом, так как «Игла» позволяет решить одну из важнейших и старейших железнодорожных технических проблем - осуществление контроля за нагревом букс в режиме реального времени. Теперь такие системы имеются в каждом подвижном составе. А в перспективе мы хотим оборудовать салоны вагонов в метро установками, которые тушат огонь тонкораспыленной водой, практически паром, но, в отличие от пара, температура этой мелкодисперсной среды будет невысокой. Более всего это будет похоже на холодный туман. Похожие устройства сейчас используются в животноводстве для дезинфекции помещений.

Что касается пожарных сигнализаций, то сейчас самыми надежными и продвинутыми можно считать адресно-аналоговые системы, которые позволяют узнать, во-первых, от какого именно датчика пришел сигнал, а во-вторых, уровень этого сигнала. То есть, например, датчик дыма не просто дает сигнал, что дым есть, а еще и позволяет определить уровень задымленности помещения. А управляющая панель сигнализации, в свою очередь, «знает», какой именно датчик сработал. Отдельная тема - интеграция систем пожарной сигнализации с системами видеонаблюдения, контроля доступа и охранной сигнализации при помощи универсальных программных платформ. Подобные системы дают очень широкие возможности контроля, однако их применение оправданно для средних и крупных объектов.

Но опять же выбор типа сигнализации необходимо делать из расчета типа помещения, количества сотрудников, назначения помещения и множества других факторов. К примеру, если это сауна, то необходимо поставить тепловые датчики и систему автоматического пожаротушения в парильном отделении, если обычный офис - дымовые извещатели и т.д. Нюансов множество, и по ним опять же можно проконсультироваться с пожарным инспектором.

Самое главное при приобретении сигнализации и другого оборудования для обеспечения пожарной безопасности - чтобы оно имело сертификат соответствия этих изделий правилам и нормам пожарной безопасности.

А установкой и монтажом системы пока должны заниматься организации, имеющие лицензию от МЧС и Госпожнадзора . В ближайшем будущем планируется систему лицензирования отменить, и такие организации будут вступать в СРО, по примеру строительных. И тогда спрашивать лицензию не понадобится.

Другие материалы

Поделиться: