Комментарий к фз о государственной гражданской службе рф. В каком случае гражданин может быть назначен на должность государственной гражданской службы без конкурса? Заключаем трудовой договор

Согласно ст.22 ФЗ О государственной гражданской службе:

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного контракта;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ в пункт 4 части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ пункт 5 части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

1. Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

2. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

3. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

4. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей , установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Поэтому конкурс в Вашем случае не проводится.

Одним из оснований заключения трудового договора, установленных ст. 16 ТК РФ, является избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Такой конкурс проводится в отношении определенных категорий работников с целью оценки их профессионального уровня и их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности. В данной статье рассмотрим порядок проведения конкурса с государственными и муниципальными служащими и особенности заключения с ними трудовых договоров.

Категории работников, при трудоустройстве которых проводится конкурс, установлены ТК РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами или уставами (положениями) организации. Отметим, что в законодательных нормативных актах названы всего три категории таких работников: государственные гражданские служащие, муниципальные служащие и научно-педагогические работники высших учебных заведений. Что касается других учреждений, они могут предусмотреть процедуру заключения трудовых договоров на конкурсной основе локальными нормативными актами — уставами или положениями.

К сведению. Порядок проведения конкурса для педагогических работников установлен ст. 332 ТК РФ и Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 26.11.2002 N 4114.

Трудовой кодекс не содержит положений о проведении конкурса для государственных и муниципальных служащих (это регламентируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами), но при этом устанавливает обязательное требование, которое должно соблюдаться при заключении трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности: трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должен быть определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности (ст. 18 ТК РФ).

Поступление на государственную службу

Прежде, чем рассмотреть порядок проведения конкурса для государственных гражданских служащих, обратим внимание, что в ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) установлены следующие требования к поступающему на гражданскую службу:
1. Наличие гражданства РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Служащий также не может находиться на гражданской службе, то есть служебный контракт с ним прекращается, если во время ее прохождения он выходит из гражданства РФ или приобретает гражданство другого государства (ст. 16 Закона N 79-ФЗ).

Примечание. Различают высшие, главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы (ст. 9 Закона N 79-ФЗ).

2. Достижение возраста 18 лет, то есть совершеннолетия, когда гражданин приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности (ст. 21 ГК РФ). Отметим также, что предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 60 лет, который с согласия служащего может быть продлен решением представителя нанимателя до 65 лет, а служащему, замещающему должность категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица (ст. 25.1 Закона N 79-ФЗ).
3. Знание государственного языка. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). При этом в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений РФ используются государственный язык РФ, государственные языки республик и иные языки народов РФ (ст. 15 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»). Таким образом, поступающий на государственную службу в любом субъекте РФ в обязательном порядке должен владеть русским языком, но эта обязанность никоим образом не умаляет его права на пользование государственными языками своей республики, находящейся в составе РФ.
4. Соответствие квалификационным требованиям. Что же к ним относится? В силу ст. 12 Закона N 79-ФЗ это требования:
— к уровню профессионального образования. Так, для должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей и «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей обязательно наличие высшего профессионального образования. А для обеспечивающих специалистов старшей и младшей групп должностей гражданской службы необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности;
— к стажу гражданской службы. Для федеральных гражданских служащих такие требования устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ;
— к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Эти требования устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Например, квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб, находящихся в ведении Минфина, утверждены Приказом Минфина РФ от 22.12.2009 N 142н.
Отметим, что конкурс при поступлении на госслужбу проводится не всегда. Статьей 22 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что он не проводится:
— при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
— при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
— при заключении срочного служебного контракта;
— при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по медицинским показаниям и в ряде случаев при сокращении должностей, реорганизации или ликвидации государственного органа (ч. 2 ст. 28, ч. 1-3 ст. 31 Закона N 79-ФЗ);
— при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

К сведению. На основании заявлений, поступивших от гражданских служащих (граждан), формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв государственного органа субъекта РФ. Кадровый резерв формируется для замещения:
вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
— вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста служащего;
— должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой служащего осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ (ст. 64 Закона N 79-ФЗ).

Также конкурс может не проводиться:
— при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа, одним из которых является, например, Приказ Минфина РФ от 26.08.2010 N 94н;
— при назначении на должности гражданской службы, относящихся к группе младших ее должностей.

Порядок проведения конкурса

Общие положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности государственного гражданского служащего содержатся в Указе Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (далее — Указ N 112). Конкретные методики проведения конкурсов, сроки и порядок работы комиссии устанавливаются ведомственными правовыми актами. Например, методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, включающая порядок и сроки работы Конкурсной комиссии ФМС по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в ФМС, утверждена Приказом ФМС РФ от 07.04.2008 N 91. А порядок и сроки работы комиссии и методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих в Минфине утверждены его Приказом от 21.04.2011 N 49н.
Итак, в соответствии с Указом N 112 конкурс проводится в два этапа.
Первый этап начинается с того, что на официальном сайте государственного органа, который объявляет конкурс, размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:
— наименование вакантной должности государственной гражданской службы;
— требования, предъявляемые к претендентам;
— условия прохождения гражданской службы;
— место и время приема документов;
— срок, до истечения которого принимаются документы;
— предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок проведения;
— другая информация (п. 6 Указа N 112).
Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.
В течение 21 дня со дня объявления о приеме документов участники конкурса представляют в государственный орган документы, перечисленные в п. 7 Указа N 112:
а) личное заявление на имя представителя нанимателя;
б) собственноручно заполненную и подписанную анкету с приложением фотографии (форма анкеты утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р). Если гражданский служащий участвует в конкурсе в ином государственном органе, то предоставляет анкету, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы;
в) копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию, — копия трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую деятельность, копии документов о профессиональном образовании. По желанию гражданина представляются копии документов о дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени и ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, — заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ, выданное согласно Порядку прохождения диспансеризации, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н;
е) иные документы, предусмотренные Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Для ряда должностей федеральной государственной службы, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 , предусмотрено предоставление сведений о доходах и об имуществе.

Обратите внимание! Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными для поступления и прохождения государственной гражданской службы. Несвоевременное представление документов (представление их в неполном объеме или с нарушениями правил оформления) без уважительной причины является основанием для отказа в их приеме (п. 10, 11 Указа N 112).

Если гражданский служащий участвует в конкурсе на замещение вакантной должности, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы, достоверность представляемых им сведений подлежит проверке (п. 9 Указа N 112). В случае обнаружения обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на гражданскую службу, представитель нанимателя информирует его об этом в письменной форме. В свою очередь, претендент, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение.

Примечание. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса обязан направить сообщение о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.
Для проведения конкурса государственный орган издает правовой акт, согласно которому образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Допускается и образование нескольких таких комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Состав комиссии, как уже было сказано, определяется правовым актом государственного органа. Он формируется так, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на решения, принимаемые комиссией.
На втором этапе проведения конкурса комиссия оценивает кандидатов на основании представленных документов, а также с помощью конкурсных процедур, используя при этом не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая:
— индивидуальное собеседование;
— анкетирование;
— проведение групповых дискуссий;
— написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа ее членов. Результаты голосования комиссии оформляются решением. Кроме этого, по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с победителем заключается служебный контракт. В течение семи дней со дня завершения конкурса следует уведомить об этом в письменной форме кандидата, а в течение трех дней разместить информацию о результатах конкурса на официальном сайте государственного органа в Интернете. Решение комиссии кандидат может обжаловать.

Конкурс на замещение должности муниципальной службы

Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) установлены следующие требования к кандидатам, поступающим на муниципальную службу:
— наличие гражданства РФ (за исключением случая, когда претендент на муниципальную должность является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе);
— возраст не менее 18 лет;
— владение государственным языком;
— соответствие квалификационным требованиям (ст. 16).
В силу ст. 17 Закона N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к такой должности. Порядок проведения такого конкурса устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Например, Постановлением городской думы г. Нижнего Новгорода от 30.01.2008 N 13 утверждено Положение о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижнего Новгорода (далее — Положение о конкурсе).
В целом порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальных служащих мало чем отличается от порядка проведения конкурса для государственного гражданского служащего. Информация о проведении конкурса также публикуется в виде акта на официальном сайте городской думы г. Нижнего Новгорода не позднее 20 дней до дня проведения конкурса. Для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия. Лица, решившие принять участие в конкурсе, предоставляют комиссии документы согласно перечню. В частности, Положением о конкурсе допускается рассмотрение комиссией таких документов, как рекомендательные письма с места работы.
Конкурс также осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится предварительное рассмотрение поданных документов и утверждается список кандидатов. После этого секретарь комиссии не менее чем за десять дней до начала второго этапа оповещает претендентов, допущенных к участию в конкурсе. На втором этапе комиссия проводит с участниками конкурса собеседования и принимает решение по отбору кандидатов на замещение должности муниципальной службы. Решение принимается большинством голосов и оформляется протоколом. В течение трех рабочих дней сведения о кандидатах направляются представителю нанимателя и участникам конкурса. При этом согласно Положению о конкурсе комиссия может рекомендовать несколько кандидатов на должность, а представитель нанимателя выбирает одного из них и с ним заключает трудовой договор. Другие кандидаты могут быть включены в кадровый резерв.
В отличие от конкурса для государственных служащих, обязанность по размещению информации о результатах муниципального конкурса на официальном сайте Положением о конкурсе не предусмотрена. Решение конкурсной комиссии также может быть обжаловано.

Заключаем трудовой договор

С государственными гражданскими служащими заключается не трудовой договор, а служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы (ст. 23 Закона N 79-ФЗ). Как было сказано выше, служебный контракт с государственным служащим заключается на основании акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. При этом гражданину придется предоставить пакет документов, необходимых для заключения контракта, установленный ст. 26 Закона N 79-ФЗ.

Обратите внимание! Для замещения должности гражданской службы с гражданским служащим может быть заключен как служебный контракт на неопределенный срок, так и срочный служебный контракт. Основания заключения последнего перечислены в ст. 25 Закона N 79-ФЗ.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта установлена Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159 . Кроме этого, содержание и существенные условия контракта регламентирует ст. 24 Закона N 79-ФЗ.
При заключении трудового договора у муниципального служащего также запрашивается пакет документов, установленный ст. 16 Закона N 25-ФЗ. Что касается срочного трудового договора, поскольку Законом N 25-ФЗ не установлены отдельные случаи его заключения с муниципальными служащими, в данном случае следует руководствоваться ТК РФ.
К содержанию и форме трудового договора с муниципальным служащим особых требований в Законе N 25-ФЗ нет. Исключение — поступление гражданина на должность главы местной администрации: в этом случае с ним заключается контракт, типовая форма которого утверждается законом субъекта РФ (ч. 7 ст. 16 Закона N 25-ФЗ).
Особое внимание уделим испытательному сроку. Нужно ли его устанавливать государственному гражданскому или муниципальному служащему, заключившему трудовой договор (контракт) в результате избрания по конкурсу?
Согласно ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не устанавливается. В силу же ст. 27 Закона N 79-ФЗ в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.
Испытание не устанавливается:
— беременным женщинам — гражданским служащим;
— гражданам, окончившим обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающим на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
— гражданам и гражданским служащим при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;
— государственным служащим, назначенным на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;
— в иных случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
При этом гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться испытание продолжительностью от трех до шести месяцев. Поскольку ст. 11 ТК РФ гласит, что на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской и муниципальной службе, в данном вопросе следует руководствоваться Законом N 79-ФЗ и лицам, избранным по конкурсу на замещение должности государственного гражданского служащего, можно установить испытательный срок от трех месяцев до одного года.
После окончания испытания гражданскому служащему по результатам квалификационного экзамена присваивается классный чин, за что выплачивается соответствующая ежемесячная надбавка.
Что касается испытательного срока при заключении трудового договора с муниципальными служащими, в силу того, что Законом N 25-ФЗ испытательный срок не предусмотрен, и исходя из ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ, согласно которой на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным законом, ст. 11 и 70 ТК РФ, устанавливать испытательный срок при заключении трудового договора с муниципальным служащим, если этому предшествовало проведение конкурса, представитель нанимателя не вправе.

Выписка из Закона города Москвы от 26 января 2005 года N 3
«О государственной гражданской службе города Москвы»

Глава 4. Поступление на гражданскую службу

Статья 17. Право поступления на гражданскую службу

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и отвечающие квалификационным требованиям, установленным законодательством о гражданской службе.

2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им указанного возраста не допускается.

Статья 18. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс на замещение должности гражданской службы (далее также - конкурс) заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

2. Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Москвы;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении на иную должность гражданской службы гражданского служащего в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 25 и частями 1, 2 и 3 статьи 28 настоящего Закона;

5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

3. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с федеральным законодательством.

7. Для проведения конкурса актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из структурного подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) структурного подразделения и структурного подразделения, в котором проводится конкурс), представитель органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания их персональных данных. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

9. Состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на результаты принимаемых конкурсной комиссией решений.

11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с федеральным законодательством.

12. Положение о конкурсе, определяющее порядок и условия его проведения, устанавливается федеральными нормативными правовыми актами.

1. Конституционное право на равный доступ к государственной службе означает предоставление гражданам равной возможности реализовать свои способности к труду посредством профессиональной трудовой деятельности в системе государственной службы.

Регламентируя в развитие этих положений поступление на государственную гражданскую службу и ее прохождение, комментируемая статья Федерального закона устанавливает единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ порядок замещения должностей - по результатам конкурса, а также предусматривает исключения из этого общего правила.

Конкурсный порядок замещения должности, с одной стороны, позволяет расширить круг претендентов на эту должность, выбрать наиболее способных и подготовленных, а с другой - минимизирует субъективность в оценке конкретного лица, поскольку конкурсная комиссия, в состав которой помимо представителей работодателя входят представители научных и образовательных учреждений, формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, могущих повлиять на принимаемые ею решения.

Таким образом, по своей юридической природе и предназначению в правовой системе РФ институт конкурсного подбора для замещения должностей государственной службы позволяет в большей степени обеспечить реализацию принципов равенства (равенства возможностей) и справедливости в осуществлении данного права.

2. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, а также установлено, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов РФ по управлению государственной гражданской службой функции этих органов, предусмотренные названным Положением, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится конкурс.

2.1. Конкурс в государственном органе объявляется по решению его руководителя либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой может быть произведено на конкурсной основе.

Право на участие в конкурсе имеют граждане РФ, соответствующие требованиям, установленным ст. 21 комментируемого Федерального закона, - достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч. 1-3 ст. 31 комментируемого закона: перевод на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, предоставление иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо другом государственном органе при сокращении должностей гражданской службы;

6) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом президента РФ;

7) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

Решение представителя нанимателя о замещении должности гражданской службы, относящейся к группе младших должностей гражданской службы, без проведения конкурса может быть как разовым - при открытии соответствующей вакансии, так и оформленным нормативным правовым актом. Так, к примеру, Минюстом России издан Приказ от 24 ноября 2006 г. N 345 "О внеконкурсном поступлении на федеральную государственную гражданскую службу и замещении должностей федеральной государственной гражданской службы".

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

В публикуемом объявлении о приеме документов (в том числе на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования) для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещаются информационные материалы о конкурсе, включающие: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения.

1) личное заявление;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 667-р (с изменениями от 16 октября 2007 г.);

4) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

5) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

6) иные документы, предусмотренные комментируемым Федеральным, другими федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме. При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений. Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке. При этом проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством РФ о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к конкретной должности гражданской службы, обусловленные спецификой именно этой должности, должны содержаться в должностном регламенте гражданского служащего. Ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, установлены ст. 16 Закона. Так, в участии в конкурсе должно быть отказано лицам, не достигшим возраста 18 лет или достигшим возраста 65 лет, а также лицам, не владеющим государственным языком РФ, и т.п.

2.4. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе. Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством РФ.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

2.5. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной гражданской службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 70 комментируемого Федерального закона споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам или судом. В эту комиссию либо непосредственно в суд могут обращаться как гражданский служащий, так и гражданин, если посчитают свои права нарушенными.

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

3. Вместе с введением конкурсного порядка подбора кадров в качестве общего правила, предусмотрены исключения из этого общего правила, определены случаи, в которых конкурс на замещение должностей государственной службы не проводится. Установление таких изъятий, как непосредственно относящееся к регулированию конституционного права на доступ к государственной службе, осуществлено на основании ст. 71 (п. "в") Конституции РФ и гарантирует равенство, в том числе независимо от места жительства, в реализации данного конституционного права, как того требует ст. 19 (ч. 2) Конституции РФ. Такое утверждение следует из постановления Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и п. 2 и 4 ч. 2 ст. 13 Закона Псковской области "О государственной гражданской службе Псковской области" в связи с запросом Псковского областного Собрания депутатов".

Следует также иметь в виду, что на рассмотрении Государственной думы и Федерального собрания Российской Федерации находится проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 211281-5, в котором руководитель государственного органа наделяется полномочиями по определению перечня должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, конкурс при замещении которых может не проводиться. Такие перечни должны включать в себя наименования отдельных должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, как на федеральной государственной гражданской службе, так и на государственной гражданской службе субъектов РФ. Указанное изменение полностью соответствует положениям ст. 20 Закона РФ "О государственной тайне", согласно которой ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, в учреждениях и организациях возлагается на руководителей.

4. Состав конкурсной комиссии (о которой сказано выше) для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203. Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп. Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне утверждена постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050.

Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы субъекта РФ закреплен в нормативных правовых актах субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами государственных органов, в которых проводятся конкурсы. В большинстве субъектов РФ приняты только акты государственных органов, в которых проводятся конкурсы. В таких субъектах РФ конкретизация соответствующих положений федерального законодательства осуществляется государственными органами, в которых проводятся конкурсы. Это связано с тем, что комментируемый Федеральный закон и Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 устанавливают единый порядок конкурсного замещения должностей как федеральной государственной гражданской службы, так и государственной гражданской службы субъектов РФ. Там, где вопросы проведения конкурса регулируются и региональными актами, положения о порядке проведения конкурсов включены в законы субъектов РФ о государственной гражданской службе и (или) порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы субъекта РФ утвержден самостоятельным нормативным правовым актом, изданным по аналогии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Пункт 16 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации предусматривает определение государственным органом методики проведения конкурса. Разработанные в субъектах РФ методики в основном раскрывают порядок проведения конкурса и работы конкурсной комиссии. К примеру, в методике проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Саратовской области в органах исполнительной власти саратовской области, утвержденной распоряжением правительства Саратовской области от 17 июня 2005 г. N 169-Пр, определены цели конкурсных процедур, требования к данным процедурам, стадии их реализации, механизм подготовки и виды конкурсных заданий (испытаний). Также в этом документе регламентированы вопросы взаимодействия государственных органов при размещении информации о проведении конкурса.

Методикой, утвержденной распоряжением совета администрации Красноярского края от 21 апреля 2005 г. N 457-р, регулируется порядок проведения тестирования кандидатов, отдельных конкурсных заданий (подготовки экспертных заключений на проекты правовых актов, письменных работ на заданные темы), индивидуального собеседования и т.д., определены критерии оценки кандидатур конкурсной комиссией.

Методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в администрации губернатора Иркутской области, утвержденная приказом администрации губернатора Иркутской области от 29 июля 2005 г. N 375-пр, раскрывает требования, предъявляемые к анкетированию, тестированию кандидатов, написанию рефератов, индивидуальному собеседованию, проведению групповых дискуссий.

Так, в ряде субъектов РФ число кандидатур, заявленных на замещение отдельных вакантных должностей, явилось недостаточным для проведения конкурса. В итоге конкурсы признаются несостоявшимися, чем в определенной мере сдерживается формирование кадрового состава органов государственной власти субъектов РФ.

Одним из возможных путей решения данной проблемы является заблаговременная работа по формированию кадрового резерва на государственной гражданской службе субъектов РФ.

1) в период проведения конкурсов на замещение вакантных должностей отсутствует методика проведения конкурса, наличие которой предусмотрено п. 16 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. В ряде государственных органов отдельные методические положения включены в правовые акты, утверждающие порядок работы комиссий по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы. В качестве конкурсной процедуры применяется только собеседование. Методика оценки личностных качеств кандидатов на замещение вакантных должностей утверждается решением конкурсной комиссии, а не актом государственного органа;

2) распространена практика замещения должностей гражданской службы высшей группы категории "руководители", подлежащих замещению по конкурсу, без проведения конкурса с заключением срочных служебных контрактов на срок до подведения итогов конкурса, что противоречит требованиям ст. 22 и 25 Федерального закона и Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. На различные сроки заключаются служебные контракты с лицами, замещающими должности категории "руководители" высшей группы (директор департамента, заместители директора департамента), главной группы (руководители территориальных органов подведомственных государственных органов) без мотивированного правового основания. С иными категориями гражданских служащих практикуется заключение срочных служебных контрактов на срок до подведения итогов конкурса. Кроме того, с некоторыми руководителями территориальных органов федеральных государственных органов заключаются служебные контракты на неопределенный срок без проведения конкурса;

3) в ряде государственных органов при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей, конкурс не проводится, однако решение представителя нанимателя о непроведении конкурса в таких случаях в нарушение требований ч. 4 ст. 22 Федерального закона не принималось;

4) в случае отказа победителя конкурса от заключения служебного контракта комиссии предоставляется право предложить вакантную должность следующему кандидату, получившему наибольшее количество баллов. Это противоречит требованиям п. 23 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112, согласно которому по результатам конкурса на вакантную должность может назначаться только победитель конкурса, с которым и заключается служебный контракт;

6) состав конкурсных комиссий не соответствует требованиям ст. 22 Федерального закона в части количества независимых экспертов (менее 25% от общего числа членов комиссии), а также неправомерного привлечения в качестве независимых экспертов гражданских служащих. Так, в качестве независимых экспертов привлекаются гражданские служащие других государственных органов. В составы конкурсных комиссий в качестве независимых экспертов неправомерно включаются представители подведомственных государственному органу предприятий и учреждений;

7) лица, привлекаемые в качестве независимых экспертов, персонально не включаются в состав конкурсных комиссий. Такая практика не соответствует ч. 8 ст. 22 Федерального закона, предписывающей не указывать персональные данные независимых экспертов только в запросах о направлении независимых экспертов, а не в правовых актах об образовании соответствующих комиссий. Отсутствие указания персональных данных независимых экспертов в правовых актах о создании комиссий снижает их легитимность. Отсутствие фамилий, инициалов и должностей независимых экспертов в правовых актах о создании соответствующих комиссий может стать основанием для обжалования результатов решений комиссий в суде;

8) в нарушение требований п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 509 "О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами" договоры с независимыми экспертами не заключаются и, соответственно, не производится оплата их труда;

10) решения об объявлении конкурса, а также о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса не оформляются правовыми актами государственного органа. В ряде государственных органов допускаются отступления от требований Положения о конкурсе к содержанию объявлений в периодических печатных изданиях и информации о проведении предстоящих конкурсов, размещаемой на сайте. Так, в объявлениях не указываются требования, предъявляемые к претендентам, а в информации о конкурсе отсутствуют сведения о предполагаемой дате проведения конкурса, месте и порядке его проведения, не содержится сведений об условиях прохождения гражданской службы;

13) отдельные органы государственной власти субъектов РФ регулируют вопросы, не входящие в их компетенцию, в частности по установлению перечня должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым конкурс может не проводиться. Неправомерность включения таких норм в региональное законодательство подтверждается судебной практикой. В частности, решением Волгоградского областного суда от 17 августа 2007 г. признаны недействующими и не подлежащими применению как противоречащие федеральному законодательству положения областного закона о гражданской службе, предусматривавшие, что:

конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы Волгоградской области, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому постановлением главы администрации области.

Также с превышением полномочий Указом Губернатора Калининградской области от 28 июня 2007 г. N 26 определен порядок проведения открытого конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы области, поскольку порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации установлен Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. Кроме того, понятие "открытый конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы" Федеральным законом не предусмотрено. Пунктом 2 указанного порядка в качестве одной из целей проведения такого конкурса определено формирование кадрового резерва соответствующего органа государственной власти области, что не соответствует смыслу ст. 22 Федерального закона;

14) региональными законами о гражданской службе предусмотрено обязательное проведение конкурсов на замещение младших должностей гражданской службы. Тем самым ограничено установленное ч. 4 ст. 22 Федерального закона право представителя нанимателя принимать решение о непроведении конкурса при назначении на младшие должности гражданской службы;

15) представитель нанимателя не выполняет требование п. 14 Положения о конкурсе, устанавливающего обязанность не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направлять сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе, - такие уведомления министерством не направляются. При этом на практике 15-дневный срок между первым и вторым этапом конкурса не соблюдается;

17) складывается неоднозначная практика в части требований представления кандидатами сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга и несовершеннолетних детей. Подобные требования могут устанавливаться только после определения государственным органом субъекта РФ должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557).

7. Требуется совершенствование правового регулирования следующих вопросов, связанных с конкурсным порядком замещения должностей гражданской службы. В число оснований для непроведения конкурса, установленных в комментируемом законе, представляется целесообразным включить: образование нового государственного органа, его территориального органа (представительства); при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); при переводе гражданского служащего с его согласия на равную или нижестоящую должность гражданской службы.

В отношении группы младших должностей гражданской службы с учетом практики проведения конкурсов по решению представителя нанимателя в законе необходимо конкретизировать случаи, когда для участия в конкурсе на замещение вакантной должности было допущено менее двух претендентов, а также если в ходе конкурса не выявлено кандидатов, соответствующих требованиям к вакантной должности. В указанных случаях назначение на вакантную должность могло бы производиться без конкурса из числа лиц, которые соответствуют требованиям к вакантной должности.

Нуждаются в совершенствовании механизмы правового и организационного сопровождения конкурсов кадровыми службами. Так, до проведения конкурса необходимо обеспечение разработки и утверждения в установленном порядке квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В ходе реализации результатов конкурсов требует более четкой согласованности работа руководителей и кадровых служб государственных органов по подготовке документов, связанных с исполнением служебных обязанностей гражданского служащего. При этом следует признать наиболее соответствующей требованиям законодательства практику, когда издание правового акта о назначении на должность, заключение служебного контракта и ознакомление с должностным регламентом осуществляются в один день.

Кроме того, представляется целесообразным в государственных органах, в которых помимо гражданской службы предусмотрено прохождение иных видов государственной службы, в состав конкурсной комиссии включать лиц, проходящих иные виды государственной службы. Однако для этого необходимо внести соответствующее дополнение в комментируемую статью Федерального закона.

Вопрос: должность заместителя директора вакантна (для должности нужен допуск к гос.тайне) можно ли возложить исполнение обязанностей по вакантной должности на начальника отдела Иванова (который в дальнейшем планируется занять должность заместителя директора, постоянно) пока он не получит допуск? т.е его основная должность начальник отдела + возложение обязанностей заместителя директора (с доплатой), как только он получает допуск к государственной тайне его переводят на зама и освобождают от должности начальника отдела.

Ответ

Ответ на вопрос:

Да, подобное допустимо и не противоречит законодательству.

По общим правилам, если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме ( , утверждённой Правительства РФ от 06 февраля 2010 г. № 63).

Таким образом, действительно, работник может быть назначен на соответствующую должность, только после того, как получит соответствующий допуск (см. приложение к ответу ниже).

Однако, возложение дополнительной работы на сотрудника по другой должности, может быть возложено не только в объёме всего функционала, но и в части, по которой не требуется доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ). Таким образом, вполне допустимо возложить на работника дополнительную работу по должности начальника отдела, в части должностных обязанностей, которые не предусматривают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Обращаю Ваше внимание, что дополнительная работа в виде исполнения обязанностей, может быть оформлена только в отношении должности временно отсутствующего работника (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). В Вашем случае, должность вакантна, поэтому оформить исполнение обязанностей нельзя (). Целесообразно оформить процедуру совмещения должностей, которая позволяет возложить на работника дополнительную работу, наряду с работой, определенной трудовым договором, в том числе, по вакантной должности ().

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Как оформить допуск сотрудника к государственной тайне.

Порядок допуска сотрудников к сведениям, составляющим государственную тайну, регламентирован , утвержденной .

В зависимости от степени секретности сведений сотрудникам устанавливают следующие формы допуска к гостайне:

  • первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Подготовку материалов для оформления допуска граждан к гостайне осуществляет кадровое подразделение или сотрудник, ведущий кадровую работу в организации.

Сотрудники, которым оформляют допуск к гостайне, должны представить в отдел кадров:

  • собственноручно заполненную ;
  • документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении или расторжении брака, диплом об образовании и т. п.);
  • справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими гостайну. и получения справки утверждены .

Сотрудник отдела кадров должен:

  • ознакомить сотрудника, оформляемого на допуск к гостайне, с нормами об за нарушение законодательства о гостайне;
  • сверить сведения, указанные в сотрудника, со сведениями, содержащимися в представленных им ;
  • уточнить при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
  • подписать анкету сотрудника, а также заверить ее печатью организации или кадрового подразделения;
  • довести до сотрудника о нераспространении доверенных ему сведений, составляющих гостайну.

Режимно-секретное подразделение разрабатывает сотрудников, которым необходим допуск к гостайне, а руководитель организации подписывает номенклатуру.

Органы госбезопасности проводят проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к гостайне, кроме допуска по .

После согласования номенклатуры с органом безопасности руководитель организации окончательно ее утверждает.

На сотрудника, допущенного к гостайне, в организации заводят , которую хранят в режимно-секретном подразделении вместе с копией трудового договора.

Решение о допуске к гостайне оформляют записью в карточки сотрудника, которую заверяют подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица, а также печатью организации.

Обязательства по соблюдению требований законодательства о гостайне должны быть отражены в трудовом договоре. Примерный перечень таких обязательств приведен в к Инструкции, утвержденной . Если допуск оформляют уже работающему сотруднику, то обязательства по соблюдению гостайны следует указать в дополнительном соглашении к его трудовому договору.

Такие правила предусмотрены пунктами ,


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Поделиться: