Как грамотно осуществить расторжение договора в одностороннем порядке? Публикации Одностороннее расторжение договора по 44 фз.

Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз. Скачать Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Скачать Одностороннее расторжение по инициативе поставщика Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше. Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика.

Одностороннее расторжение контракта по 44-фз

ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа. В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация. Односторонний отказ по инициативе заказчика Шаг 1.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-фз и гк рф

Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее - ЕИС) (ч. 12 ст. 95). Скачать Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения.

Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС. Скачать Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п.

26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44 фз

В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения. Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.


Односторонний отказ - относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба.


Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Внимание

К ним относят:

  1. Отказ заказчика от приема товара или выполнения работ, который никак не мотивирован. Факт отказа должен быть официально зафиксирован не менее двух раз.
  2. Нарушение заказчиком установленных договором сроков оплаты за поставленный товар или произведенные работы. Факт просрочки должен фиксироваться не менее двух раз.
  3. Создание заказчиком условий, при которых исполнение поставщиком обязательств становится невозможным.

Фиксирование этого факта должно проводиться независимыми экспертами.
  • Если по независящим от поставщика причинам произошло существенное удорожание товаров, поставляемых в рамках договора, или материалов, используемых для выполнения работ, то поставщик вправе требовать пересмотра установленной цены. В случае отказа заказчика, поставщик получает возможность расторгнуть договор.
  • Инфо

    Заказчик принял решение о расторжении контракта в связи с тем, что поставленное шасси оказалось бывшим в употреблении, что противоречит условиям контракта. В ходе судебных разбирательств было рассмотрено заключение экспертного учреждения, согласно которому шасси было признано не соответствующим требованиям контракта. Суд принял решение о признании действий заказчика правомерными.


    Контракт был расторгнут. Одностороннее расторжение контракта со стороны заказчика может иметь серьезные последствия для поставщика. Если его данные занесены в РНП, он утратит возможность в ближайшее время принимать участие в государственных закупках. Поэтому лучшим вариантом станет исполнение взятых на себя обязательств, а в случае возникновения спорных ситуаций стоит поискать компромисс.

    Форум института госзакупок (москва)

    Эта норма распространяется лишь на длительные (от 3 лет) и дорогостоящие (от 500 млн.) проекты для обеспечения государственных нуждЗаказчик обладает правом прекратить договорные обязательства в следующих ситуациях:

    1. Поставщик поставил товары или оказал услуги, не соответствующие характеристикам, оговоренным в контракте. Это обстоятельство должно быть подтверждено независимыми экспертами.
    2. Поставщик не выполняет обязательств или существенно отклоняется от установленного графика.
    3. Поставщик отказывается устранять недостатки, выявленные по мере исполнения договорных обязательств.
    4. Заказчик выяснил, что поставщик не отвечает требованиям, определенным 44-ФЗ.

    Иногда предусматриваются штрафные санкции в случае отказа от договорных обязательств. Штрафы могут быть наложены на обе стороны.
    Это информация публикуется помимо сведений в Реестр контрактов и отчетов.В указанной статье речь идет о изменении и расторжении (то есть как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон).Функционалом ООС предусмотрен раздел «Дополнительная информация о закупках и контрактах». В этом разделе есть лишь три варианта информации:Решение об одностороннем отказеИнформация о непредоставлении сведений о выгодоприобретателяхИнформация о непредоставлении сведений о субподрядчиках, соисполнителях.Куда публиковать информацию о изменении контракта и расторжении по соглашению сторон??? в ЕИС, которого не существует.на самом деле мнения разделились — кто-то в реестр контрактов все это пихает в течение 1 дня (хотя по 103 статье можно в течение трех)кто то сразу пихает в реестр контрактов в течение трех дней и игнорирует требования одного дня.

    Форум о госзакупках и тендерах good-tender ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

    • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
    • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
    • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

    Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация. Односторонний отказ по инициативе заказчика Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях.

    Поставщик, который не справился с возложенными на него обязательствами, попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Для него это автоматически означает дальнейшее отстранение от участия в государственных закупках. Порядок действий заказчика Если при определенных обстоятельствах заказчик решает отказаться от исполнения договора, то он обязан выдержать следующую процедуру:

    1. После принятия решения о прекращении договорных обязательств заказчик должен при необходимости получить экспертное заключение. Если в ходе экспертизы выяснится, что условия договора не были нарушены, то расторгнуть контракт будет невозможно.
    2. Заказчик оформляет решение в письменном виде и публикует его в ЕИС. Это необходимо сделать в трехдневный срок с момента принятия решения.
    3. Заказчик направляет в адрес второй стороны уведомление о вынесенном решении.

    Согласно части 22 статьи 96 44-ФЗ поставщик может отказаться от своего решения расторгнуть контракт. Если контракт расторгается по инициативе поставщика (в следствии нарушений заказчиком условий договора), то сведения о нем не передаются в РНП. Случаи из практики Одностороннее расторжение контракта редко проходит без конфликта. Чаще всего противная сторона не согласна с тем, что нарушения условий договора стали существенными. В такой ситуации единственным выходом станет обращение в суд. В судебной практике много примеров, когда жалобы поставщиков на неправомерное решение заказчика оказываются необоснованными.
    Например, в Арбитражном суде Тульской области рассматривалось дело по заявлению поставщика, который произвел поставку автокрана на шасси КамАЗ.

    Порядок проведения госзакупок в РФ регламентируется 44-ФЗ. Ст. 95 этого нормативного акта определяет основания и правила изменения и расторжения контракта, заключенного по результатам торгов. Рассмотрим далее некоторые положения статьи.

    Общие сведения

    На основании решения суда, по соглашению участников сделки, а также при одностороннем отказе одного из субъектов от его исполнения. При этом стороны должны руководствоваться нормами ГК.

    Одностороннее расторжение контракта

    Как устанавливает 95 статья заказчик может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по основаниям, предусмотренным в ГК, если соответствующая возможность закреплена в самом контракте. Для принятия соответствующего решения он вправе привлечь специалистов для проведения экспертизы выполненных работ, поставленных изделий или предоставленной услуги.

    Расторжение контракта допускается, если по результатам исследований будет подтверждено нарушение условий сделки исполнителем, ставшее основанием для отказа.

    Уведомление исполнителя

    Согласно ч. 12 ст. 95 44-ФЗ , при отказе заказчика от исполнения контракта, он обязан известить вторую сторону об этом в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решения. Кроме этого, он обязан разместить данную информацию в ЕИС (единой информсистеме).

    Заказчик направляет свое решение исполнителю (поставщику, подрядчику) заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении) на адрес, указанный в контракте, по факсу, телеграммой на электронный адрес или иным способом, обеспечивающим фиксацию отправки и подтверждение получения извещения.

    Расторжение контракта допускается только при соблюдении указанных требований. В качестве даты надлежащего уведомления признается день получения заказчиком подтверждения о вручении извещения поставщику (исполнителю, подрядчику).

    Между тем получить такое подтверждение не всегда возможно. В этих случаях в качестве даты надлежащего уведомления будет признан день по истечение 30 дней с момента размещения сведений в ЕИС.

    Вступление решения в силу

    Односторонний отказ приобретает юридическую силу и влечет соответствующие последствия по истечении 10 дней с момента надлежащего извещения исполнителя. Соответственно, контракт будет признан расторгнутым.

    Заказчик должен отменить свое решение, если в десятидневный срок исполнитель (подрядчик, поставщик) устранит нарушения, являвшиеся основанием для отказа от исполнения. При этом вторая сторона должна компенсировать его затраты на проведение экспертизы.

    Требование об отмене решения не распространяется на случаи повторного нарушения исполнителем (подрядчиком, поставщиком) условий сделки, являющегося, согласно ГК, основанием для одностороннего отказа.

    Обязанность расторжения

    Заказчик должен отказаться от исполнения контракта, если:

    • В процессе реализации условий сделки будет установлено, что продукция, работа, услуги или исполнитель (подрядчик, поставщик) не соответствуют требованиям, установленным в извещении или документации о закупке, победитель торгов предоставил недостоверные сведения о себе или товаре, что позволило ему выиграть.
    • В ходе исполнения контракта, оформленного согласно положениям 47 пункта 1 части 93 статьи ФЗ № 44 на поставку изделий, производство которых модернизировано/создано/освоено на территории РФ на основании специального инвестиционного соглашения, такое специальное соглашение было расторгнуто. Аналогичное правило действует и в случае расторжения госконтракта, заключенного на основании ст. 111.4 44-ФЗ, в процессе реализации условий закупки.

    Сведения об исполнителе (подрядчике, поставщике), с которым был расторгнут контракт, указываются в реестре недобросовестных хозяйствующих субъектов.

    Нюансы законодательства

    При расторжении контракта вследствие одностороннего отказа заказчик может произвести закупку услуг, изделий, работ, являвшихся предметом сделки, на основании положений 6 пункта 2 части 83 статьи ФЗ № 44.

    Если поставщик до прекращения правоотношений частично исполнил обязательства, при заключении нового контракта объемы выполняемых работ, предоставляемых услуг или поставляемых товаров должны быть уменьшены на соответствующее количество. Аналогичным образом корректируется и цена сделки.

    Расторжение контракта по соглашению сторон

    В соответствии с 14 частью 34 статьи ФЗ № 44, в договоре может предусматриваться возможность расторжения контракта вследствие одностороннего отказа от реализации условий сделки, согласно ч. 8-26 ст. 95. В указанной норме также установлено, что по данному основанию допускается, если в самом договоре присутствует соответствующий пункт. В отношении прекращения правоотношений по соглашению участников ФЗ № 44 не закрепляет подобного требования.

    Как установлено в 1 части 450 статьи ГК, корректировка условий и по обоюдному согласию участников, если другое не закреплено в Кодексе или иных нормативных актах, а также в договоре. Следовательно, если стороны не закрепили в документе такую возможность, она существует в силу закона.

    В также, что в силу существенного изменения обстоятельств. Другими словами, ситуация изменилась настолько, что если бы участники могли предвидеть это, то вообще не заключили бы сделку или заключили бы, но на иных условиях.

    Практическая реализация положений

    В рамках оборота участники по обоюдному согласию могут расторгнуть договор при:

    • Невозможности поставщика исполнить условия сделки по причинам, независящим от него. К примеру, истек срок поставки, а заказчик выбрал не всю продукцию.
    • Отпадении необходимости в поставке у заказчика.
    • Действии непреодолимой силы. Речь, в частности, о форс-мажорных обстоятельствах: стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, забастовках и пр.

    Документальное оформление

    В 452 статье ГК закреплен общий порядок расторжения контракта. В норме сказано, что соглашение об изменении или прекращении правоотношений составляется в той же форме, что и первоначальный договор. Следовательно, соглашение о расторжении контракта должно быть письменным и заверенным участниками сделки.

    Последствия

    О них говорится в 453 статье ГК. В случае расторжения контракта обязательства его участников прекращаются в момент заключения соглашения об этом, если другое не вытекает из условий сделки, закона или иных нормативных актов.

    Стороны не могут требовать возвращения всего, что было исполнено по сделке до момента прекращения правоотношений. Другое правило может закрепляться в законе или соглашении.

    Необходимо сказать, что в случае расторжения контракта по обоюдному согласию, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не направляются в контролирующий орган для последующего включения в реестр недобросовестных хозяйствующих субъектов.

    Отчетность заказчика

    Субъекту, осуществляющему закупку, необходимо помнить об обязанностях, закрепленных ФЗ № 44. В частности, в нормативном акте заказчику предписывается оформлять отчет. В нем должны присутствовать сведения о результатах отдельного этапа выполнения контракта, информация о поставленных изделиях, предоставленных услугах или выполненных работах.

    В случае ненадлежащего исполнения условий сделки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) эти данные также отражаются в отчете. В документе приводится информация и об изменении либо расторжении контракта.

    Положение о составлении и размещении документа в ЕИС утверждено правительственным Постановлением № 1093 от 2013 г. На основании этого нормативного акта отчет со сведениями о расторжении контракта размещается заказчиком в семидневный срок с момента подписания соглашения, даты вступления в силу решения заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от выполнения условий сделки.

    Сфера обеспечения государственных и муниципальных нужд постоянно требует пристального внимания и тщательной регулировки с законотворческой точки зрения в силу своей специфичности.

    Но прежде напомним, что основными участниками рассматриваемых правоотношений являются:

    • заказчик, представляющий федеральные, региональные или муниципальные интересы;
    • исполнитель - компания, победившая в торгах.

    Основным средством, регулирующим хозяйственные отношения указанных сторон, выступает договор. При разработке условий договора участники, в свою очередь, обязаны опираться на актуальную нормативно-правовую базу, которую на сегодняшний день составляют:

    • Гражданский кодекс РФ;
    • Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Оба нормативных актов предусматривают вынужденную меру защиты управомоченных сторон договора против контрагентов, не исполняющих условия контракта. В их числе:

    И если подход к средствам борьбы с недобросовестным подрядчиком можно счесть надлежащим, то единоличное прекращение договорных обязательств заказчиком нуждается в более взвешенном подходе со стороны законотворцев в связи с недостаточной проработанностью современных правовых механизмов.

    Причины расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком

    Вышеуказанные законодательные акты и, в частности Закон № 44-ФЗ презентован в качестве способа устранения коррупционной составляющей из сферы государственных закупок. Так, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны заказчика на законодательном уровне предустановлены основания для единоличного досрочного расторжения договора. Часть из них зависит от компетентности и добросовестности поставщика:

    • существенные нарушения исполнения взятых на себя поставщиком обязательств;
    • исполнитель предоставил ложную информацию о своей деятельности и не соответствует уровню, предъявляемому к участникам государственных торгов.

    Кроме того, некоторые основания для одностороннего расторжения контракта заказчиком проистекают из самого документа:

    • право сторон на однонаправленное расторжение контракта должно быть указано в самом контракте;
    • в иных случаях указанное право неразрывно связано с юридической конструкцией самого договора.

    Методы регулирования рассматриваемого вопроса проистекают из буквального понимания термина «одностороннее расторжение». Это означает следующее:

    • сделка окончательно прекращена с того момента, когда противоположная сторона получила надлежащее уведомление о решении по расторжению договора;
    • для применения своих прав сторона, решившая прекратить договорные отношения, не нуждается в обращении в суд, равно как не требуется согласие «отказного» контрагента.

    При этом нельзя не заметить, что нормы Закона № 44-ФЗ содержат возможность для реализации легальных схем, способных полностью устранить законную конкуренцию. В частности, этому способствует право заказчика на одностороннее расторжение контракта, в ряде случаев практически ничем не ограниченное.

    Расторжение контракта заказчиком по 44 ФЗ и ГК РФ

    Так, буквальное понимание некоторых статей Закона № 44-ФЗ позволяет клиенту пользоваться основаниями для одностороннего отказа, предусмотренными Гражданским кодексом и в частности статьей 717. При этом реализация этого права сопровождается следующими особенностями:

    • не требуется наличие вины со стороны исполнителя.
    • расторжение же контракта заказчиком допускается на любом этапе исполнения договора до сдачи окончательного результата работ.

    Как подтвердило Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ, Гражданский кодекс императивно установил право сторон на однонаправленный отказ от исполнения договора, и это право не может быть ограничено соглашением участников договора.

    Это означает, что если стороны заключили договор, отвечающий следующим условиям:

    • указано право заказчика на единоличное прекращение контракта;
    • но не содержится никаких ограничений этого права,

    заказчик может в свободном порядке расторгнуть заключенный договор с подрядчиком, выигравшим аукцион на оказание услуг для государственных нужд. В этом случае даже санкции, применяемые к заказчику в других ситуациях, могут оказаться неэффективными. Рассмотрим их подробнее, это:

    • право поставщика на отзыв решения заказчика в случае устранения поставщиком ошибок, повлекших за собой расторжение контракта.

    Очевидно, что воспользоваться этим правом не удастся, поскольку заказчик может не предъявлять к подрядчику никаких требований и не называть причин расторжения договора.

    • право поставщика на возмещение убытков, причиненных подобным решением.

    Сложность в применении этого права заключается в следующем:

    • убытки - достаточно труднодоказуемая правовая категория;
    • в случае удовлетворения иска убытки оплачиваются из соответствующего бюджета, а не лично заказчиком;
    • разработана оптимальная схема минимизации этих расходов за счет расторжения контракта в самом начале реализации сделки.

    Иными словами, несмотря на то, что законодатель лишил заказчика возможность самому выбирать подрядчика, он все же оставил представителям государственной власти методы манипулирования рынком исполнения заказов для государственных нужд.

    Обжалование одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

    Поскольку одностороннее расторжение контракта в юридической практике рассматривается как сделка, то, как любую другую сделку, его можно оспорить в судебном порядке. Обжалованию чаще всего подвергаются следующие действия госзаказчика:

    • нежелание заказчика забрать решение об отказе в случае устранения выявленных нарушений по исполнению контракта в установленные законом сроки.

    В этом случае следует помнить, что удовлетворение иска по данному поводу само по себе еще не означает восстановления договорных отношений.

    • обязательное внесение «отказника» в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

    Этот факт не может не сказаться на карьере поставщика в сфере государственных закупок. Односторонний отказ заказчика от исполнения контрактных обязательств влечет за собой не только материальный ущерб, но и наносит вред деловой репутации исполнительного подрядчика. Главная трудность может заключаться в определении предмета оспаривания, в случае если заказчик воспользовался правом расторжения договора без указания причин.

    Кроме того, решение о включении компании в РНП выносит антимонопольная служба, а значит, существует необходимость в обжаловании не только действий заказчика, но и приговора ФАС. При этом правовая практика свидетельствует о необходимости выполнять все обязательства по расторгаемому договору и устранению недочетов, на которые указывает заказчик, вплоть до возбуждения производства по иску. Это связано с проверочными действиями представителей антимонопольной службы на предмет:

    • надлежащего исполнения работ по спорному контракту,
    • мер, которые предпринимались для ликвидации причин расторжения договора.

    Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта: правовая помощь

    Как видно, оспаривание неправомерных действий представителей государственного заказа возмездного оказания услуг достаточно трудоемко и требует привлечения значительных отраслевых знаний, обширного опыта, навыков и деловых связей.

    Учитывая заведомое неравенство переговорных возможностей поставщика и заказчика, имеет смысл говорить об актуальности квалифицированной юридической помощи для более слабой стороны, т.е. подрядчика. МЮЦ «Адвокат Дигин, Воротников и партнеры» несколько лет оказывает стабильную юридическую поддержку в ситуациях злоупотреблений со стороны заказчика, противоречащих самой идее законодательства о государственных закупках - создание стимула для участия в них.

    Сайт компании по оказанию юридических услуг юридическим лицам:

    Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44)

    В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

    В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность.

    Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

    Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст. 95 ФЗ № 44 указано, что контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке только в случае, если контрактом была предусмотрена такая возможность. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то ФЗ № 44 не устанавливает требования о необходимости отражения подобной возможности в контракте.

    Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

    Таким образом, даже если контрактом не предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, такое право существует по умолчанию, в силу закона.

    Также статьей 451 ГК РФ определена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В п. 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

    На практике существует несколько ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть контракт. Итак, обоюдное расторжение контракта возможно, во-первых, в случае невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контракту по не зависящим от него причинам (например, срок контракта истек, а заказчик выбрал не весь товар, соответственно, поставщик поставил не весь товар). Во-вторых, когда отпала необходимость в поставке товара у заказчика. В-третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе - обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т. д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара.

    Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.

    В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

    Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

    Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 103 ФЗ № 44 ведется общероссийский реестр контрактов.

    Порядок ведения реестра контрактов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее - Постановление № 1084).

    Согласно Постановлению Правительства РФ № 1084 в реестр контрактов включается:

    Информация о заключенных контрактах;

    Информация об изменении контракта;

    Информация об исполнении (расторжении) контракта;

    Информация о расторжении контракта.

    Таким образом, в единую информационную систему (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) заказчик должен в течение трех рабочих дней со дня подписания соглашения о расторжении контракта включать сведения в реестр контрактов.

    За нарушение требований по ведению реестра контрактов Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.

    Заказчику следует помнить об отчетности, установленной ст. 94 ФЗ № 44. Так, согласно ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44 результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 названного закона), а также информация о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) отражаются заказчиком в отчете, содержащем сведения:

    1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

    2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

    3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

    Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

    Согласно ч. 3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Приведем примерную форму соглашения о расторжении контракта.

    СОГЛАШЕНИЕ

    О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

    г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

    (Полное наименование государственного (муниципального) заказчика ) в лице ( ), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации ) в лице (должность руководителя, Ф. И. О. ), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия ), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

    1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ с тороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на (предмет контракта ) , заключенного по результатам (вписать нужно е ) (Протокол ( вписать нужное ) № ( значение ) от ( число, месяц, год )).

    2. Взаиморасчёты между Сторонами по к онтракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. Н а момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

    Стороны претензий друг к другу не имеют.

    В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы) , а Заказчик о бязан п ринять и оплатить фактическое количество поставленного товар а (оказанной услуги, выполненной работы ).

    Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

    3. Обязательства Сторон по к онтракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

    4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

    5. Реквизиты и подписи Сторон:

    ЗАКАЗЧИК

    ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК, ИСПОЛНИТЕЛЬ)

    Ф. И. О.

    М. П.

    Ф. И. О. ЕЦГЗ .

    В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

    Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

    Материал подготовила:

    Все имеют право на ошибки, бизнес – процесс непредсказуемый. К сожалению, иногда возникает ситуация, когда приходит ужасное осознание того, что контракт, который ещё вчера казался таким многообещающим, оказался той самой сказкой, где чем дальше, тем страшнее. Означает ли это, что нет выхода из этой ситуации? Отнюдь нет... О том, как расторгнуть контракт в одностороннем порядке и избежать рисков, расскажет Олеся Долгих.

    Законодательством предусмотрено всё

    По общему правилу, одностороннее расторжение договора допускается в случаях, предусмотренных законом либо договором. При этом стороны вправе закрепить в таком договоре порядок и условия для одностороннего расторжения либо руководствоваться тем порядком, который указан в Гражданском кодексе РФ.


    В силу того, что порядок заключения и исполнения контрактов в сфере государственных и муниципальных нужд имеет свои особенности, то и прекращение обязательств по инициативе одной из сторон контракта также получило отдельную регламентацию в рамках Закона № 44-ФЗ.

    Что может служить основанием для одностороннего расторжения?

    Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность одностороннего отказа от контракта по инициативе любой из сторон.


    Реализовать такое право сторона может лишь при наличии совокупности условий:


    По основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ;

    При наличии в самом контракте права на отказ от него.


    Зачастую исполнитель, лишённый права формировать условия контрактов по 44-ФЗ, интересуется, возможен ли отказ по его инициативе, если такое право предусмотрено только для заказчика? Да, исполнитель контракта вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено такое право заказчика. Это правило действует и в случае, когда в контракте наряду с правом заказчика на односторонний отказ предусмотрен прямой запрет для исполнителя расторгнуть контракт по собственной инициативе.


    Конкретных оснований для одностороннего расторжения контракта сам 44-ФЗ не содержит, а отсылает нас к нормам Гражданского кодекса РФ.


    Вместе с тем, административные органы рекомендуют заказчику определить, по каким из оснований, предусмотренных Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, допускается отказ от контракта (см. Письмо Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 г.).


    Однако в судебной практике позиция иная: подробно указывать основания для отказа в контракте не нужно. В частности, Президиум Верховного суда РФ в своём Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённом Президиумом ВС РФ 28.06.2017, сделал вывод, что «неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в Гражданском кодексе РФ….» (п. 14 Обзора).


    Вместе с тем, стороны контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта (п. 15 Обзора).


    Пример из практики. В том же п. 15 Обзора Президиум Верховного суда описывает следующую практическую ситуацию: стороны заключили контракт, по условиям которого односторонний отказ может быть совершён только в случае просрочки выполнения работ более чем на 30 дней. При этом заказчик, руководствуясь статьей 708 Гражданского кодекса РФ, где установлено право заказчика отказаться от договора при просрочке подрядчиком работ на 7 дней, направил соответствующее уведомление уже через 7 дней просрочки.


    Подрядчик оспорил действия заказчика в суде, и суд встал на его сторону, признав отказ заказчика незаконным. При этом суд отметил, что срок для возникновения права на односторонний отказ в данном случае является разумным и не прикрывает фактически увеличение общего срока выполнения работ.


    В ряде случаев у заказчика возникает не право, а обязанность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Так, заказчик обязан отказаться от контракта, если в ходе исполнения контракта выяснится:


    Исполнитель и (или) товар не соответствуют требованиям к участникам закупки (к товару), предусмотренным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке, либо

    Исполнитель представил недостоверную информацию о соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать победителем.


    Например, после заключения контракта установлено, что исполнитель не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов и это позволило ему стать победителем. При данных обстоятельствах отказ заказчика правомерен, понудить его к исполнению контракта нельзя (п. 10 Обзора).

    Основные этапы процедуры одностороннего расторжения.

    Шаг 1. Уведомление другой стороны об одностороннем расторжении контракта.

    Сторона, принявшая такое решение, в течение трёх рабочих дней с момента принятия направляет его другой стороне способом, обеспечивающим фиксацию факта отправки и получения адресатом (например, заказным письмом с уведомлением). Датой уведомления является не дата получения стороной соответствующего документа, а дата получения отправившей его стороной подтверждения о вручении этого документа контрагенту или дата получения информации о его отсутствии по адресу, указанному в контракте.

    Шаг 2. Публикация извещения в ЕИС (применяется только для заказчиков).


    Если использованный для доставки уведомления заказчика способ не позволяет получить подтверждение или информацию о факте его получения, то датой уведомления исполнителя считается дата по истечении 30 дней с момента размещения в ЕИС решения об отказе.


    Решение заказчика об одностороннем отказе от контракта вступает в силу, а контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.


    По мнению ФАС России, неисполнение одного из перечисленных для заказчика действий в рамках одностороннего отказа свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (письмо ФАС России от 28.03.2014 № ИА/11604/14).


    Пример из практики: правовая позиция судов, в отличие от ФАС, на этот счёт менее категорична. Так, в п. 16 Обзора рассмотрена ситуация, когда заказчиком был нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта (решение об одностороннем отказе не было размещено на официальном сайте в течение трёх рабочих дней с даты его принятия). Между тем суд пришёл к выводу, что для возникновения последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, указав, что размещение соответствующих сведений на интернет-сайте установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

    Отношения можно спасти…

    Исполнитель, получивший от заказчика уведомление об одностороннем расторжении договора, не лишён возможности «спасти» ситуацию и продолжить работу по контракту. Для этого нужно успеть в течение 10 дней с момента получения уведомления о решении заказчика устранить нарушения, ставшие основанием для такого расторжения, и компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы. В таком случае заказчик обязан отменить своё решение. Аналогичное правило действует и для случаев одностороннего расторжения контракта по инициативе исполнителя.


    Однако реабилитироваться перед заказчиком исполнитель сможет только однажды, поскольку при повторном нарушении заказчик не обязан отменять решение об одностороннем расторжении контракта, даже если нарушение устранено.


    Нужно отметить, что за нарушение процедуры уведомления об одностороннем расторжении контракта стороне-инициатору грозит административная ответственность, предусмотренная ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ (штраф для должностных лиц - 50 000 руб., для юридических лиц - 200 000 руб.).

    А можно ли немотивированно отказаться от исполнения контракта?

    С учётом сказанного, однозначной позиции по вопросу, может ли сторона немотивированно отказаться от исполнения контракта, пока нет.


    По мнению Минэкономразвития России, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта возможен, только если другая сторона нарушила его условия (см. Письма от 10.04.2017 N Д28и-1555, от 08.04.2016 N Д28и-880, от 31.12.2015 N Д28и-3866).


    Подходы арбитражных судов разнятся. Так, одни суды полагают, что немотивированный отказ от исполнения контракта возможен только в случае нарушения его условий (Решение АС Вологодской области от 11.12.2015 г. по делу № А13-8444/2015, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2014 г. по делу № А56-46047/2014, решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 июля 2016 года по делу № А40-85825/16-148-527). Другие же суды говорят о возможности немотивированного отказа стороны от контракта (например, Решение АС Пензенской области от 17 декабря 2015 г. по делу № А49-11658/2015, Решение АС Приморского края от 20.03.2015 г. по делу № А51-422/2015, Решение АС Липецкой области от 19.02.2016 г. по делу № А36-9463/2015).

    Учитываем риски: возможные последствия одностороннего расторжения контракта

    При расторжении контракта в связи с односторонним отказом сторона-инициатор вправе потребовать возмещения только фактически понесённого ущерба. Возможность получить иные суммы законом не предусмотрена.


    Для исполнителя одностороннее расторжение контракта может означать не только потерю контрагента и недополучение того, на что он рассчитывал при заключении контракта, но и включение его в реестр недобросовестных поставщиков. Реестра недобросовестных заказчиков, к сожалению, в нашем государстве нет.


    Исполнитель, включённый в реестр недобросовестных поставщиков, в течение последующих двух лет со дня включения информации в реестр не сможет принимать участие в закупках для государственных и муниципальных нужд.


    Решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков принимается на заседании антимонопольного органа по заявлению заказчика с участием исполнителя. В случае, если сведения заказчика недостоверны, то на его должностных лиц может быть возложена административная ответственность в виде штрафа в размере 15 000 руб., на самого заказчика – в размере 100 000 руб. (ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ).


    При несогласии с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта исполнителю нужно оспаривать не только такой отказ, но и вынесенное на основании него решение антимонопольного органа о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик также имеет право на оспаривание решения исполнителя об одностороннем расторжении контракта в суде.

    Подведём итог

    Контракты по 44-ФЗ являются сделками с высоким риском как для заказчика, так и для исполнителя. Право на односторонний отказ от контракта не следует воспринимать как «спасательный круг» для ухода от обязательств, поскольку стороне всегда нужно иметь законные и обоснованные аргументы для такого расторжения. Если односторонний отказ от контракта, совершённый одной из сторон, по мнению другой стороны, является незаконным, его можно оспорить. Особенно актуально оспаривание одностороннего расторжения для исполнителей, которым грозит выбывание с рынка госзакупок по причине включения их в реестр недобросовестных поставщиков.

    Поделиться: