Исполнит власть рф. Исполнительные органы государственной власти: функции, полномочия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Социологии и социальных технологий»

РЕФЕРАТ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

на тему:

«Исполнительная власть в Российской Федерации»

выполнила: Агафонова Л.С.

группа: ТБА- 1 з - 324– 07

проверил: Ильин О.Ю.

ТВЕРЬ 2010

Введение

1. Понятие и признаки исполнительной власти

1. Функции исполнительной власти

1. Принципы исполнительной власти

1. Субъекты исполнительной власти

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Сущность исполнительной власти постигается в изучении теориигосударственной власти и теории разделения властей.Исполнительная власть, государственная власть и теория разделения властей, будучи тесно взаимосвязаны, обеспечивают на практике процесс демократического государственного управления. Эффективность и демократизм государственной деятельности достигаются посредством разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Все они выполняют предписанные им функции, и отсутствие одной из них повлечет за собой нарушение принципов демократии. Принцип разделения властей является сегодня одним из основных конституционных принципов всех демократических государств. Все ветви государственной власти уравновешивают и взаимно контролируют друг друга.

Из ст. 110-117 Конституции РФ следует, что сущностью исполнительной власти является, с одной стороны, практическое применение законов, а с другой - государственное управление, которое, в свою очередь, должно основываться на принципе законности.

Цель данной работы выяснить, в чем же заключается исполнительная власть.

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать определение понятия «исполнительная власть» и рассмотреть отличительные признаки исполнительной власти

2) выявить, какие функции присущи исполнительной власти

3) определить принципы исполнительной власти

4) выяснить, что является субъектами исполнительной власти.


1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Конкретизирующее определение понятия «исполнительная власть» (в узком смысле) будет следующим: исполнительная власть - это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции. Главным является указание на то, что управление (государственное управление) является сущностью исполнительной власти. Имея в виду, что понятие государственного управления имеет множество обязательных и важнейших признаков (о которых речь пойдет ниже), необходимо учитывать их при детальной характеристике самой исполнительной власти.

Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:

1. Исполнительная власть обусловлена существованием самого государства (государственной властью) и необходимостью разделения единственной власти на законодательную, исполнительную н судебную. Исполнительная власть обязательный признак современного правового государства, ибо выполнение столь разнообразных и сложнейших функций и полномочий, которые необходимо каждодневно осуществлять в государстве, невозможно ограничить только рамками одной ветви государственной власти.

2.Исполнительная власть - это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной.

3.Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти, которые одновременно являются органами управления (государственного управления и местного самоуправления).

4.Единство исполнительной власти в РФ. Исполнительная власть как вид государственной власти формируется в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом федерализма, который проводит разграничения предметов ведения и полномочий между органами, осуществляющими исполнительную власть, но находящимися на разных уровнях управления (федеральном, центральном, региональном, местном уровне), т.е. между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ.

5.Исполнительная власть, как и другие ветви государственной власти, есть власть подзаконная, т.е. ее организация и функционирование должны основываться на нормах законов и других нормативных актов. Подзаконность исполнительной власти означает, что организация и деятельность публичного управления регулируются правовыми нормами и проводятся в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений.

6.Важным признаком исполнительной власти является ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.

7.В силу того, что одной из функций государственного управления является планирование, то оно выступает также и в качестве основного признака исполнительной власти.

8.Исполнительная власть осуществляет юрисдикционную (правоохранительную) деятельность. В рамках своей компетенции органы исполнительной власти вправе самостоятельно оценивать правомерность действий (актов) субъектов исполнительной деятельности, рассматривать и разрешать возникающие споры, а также применять меры принуждения, предусмотренные законом.


2. ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Сущность функций исполнительной власти выявляется посредством анализа результатов, которые достигаются в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной исполнительной власти:

1)исполнительная (правоприменительная) функция, т.е. функция исполнения Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2)«правозащитная» функция, т.е. функция соблюдения и защиты прав и

свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости защищать их;

3)социально-экономическая функция, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;

4)функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5)регулирующая функция, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;

6)нормотворческая функция, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ;

7)охранительная (юрисдикционная) функция, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, взыскания и восстановления (например, наложение административных взысканий, применение мер финансовой ответственности, применение наказаний за нарушение таможенных правил).

3. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Принципы организации и функционирования исполнительной власти по своему содержанию практически не отличаются от принципов государственного управления, а также от принципов организации и деятельности органов государственного управления, ибо главным признаком исполнительной власти является наличие системы органов исполнительной власти (или органов государственного управления).

Принципы организации и функционирования исполнительной власти можно разделить на две большие группы:

1) конституционные, которые установлены Конституцией РФ и обусловлены по содержанию конституционно-правовыми законодательными нормами;

2) организационные характеризующие организационные связи между различными звеньями системы государственного управления, которые возникав в процессе деятельности управленческих органов.

Участие политических партии в формировании органов исполнительной власти и принятии важнейших практических решений в области управления отвечает демократическим принципам современного правового государства. Пункт 3 ст. 13 Конституции РФ устанавливает политическое многообразие, многопартийность. Завоевывая места в парламенте, политические партии оказывают сегодня реальное воздействие на формирование органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

2.Демократизм формирования и функционирования исполнительной власти. Иногда этот принцип называют принципом народовластия, народности. Демократизм проявляется в свободном участии граждан в формировании органов исполнительной власти, в реальном их влиянии на практическую деятельность по управлению и осуществлению контроля за их работой, в использовании в необходимых случаях возможности судебной защиты.

3.Принцип законности. Формирование и функционирование системы органов исполнительной власти должно базироваться на нормах права и преследовать цели обеспечения выполнения государственных функций, признания, соблюдения и защиты прав и свобод граждан. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина является одним из главных проявлений принципа законности. Соблюдение принципа законности предполагает, что: а) вся система государственного управления строится только на законных основаниях; б) осуществляемые государственными органами управленческие функции соответствуют требованиям законов и иных нормативных правовых актов; в) за исполнительной властью и воплощающей ее государственными органами осуществляется эффективный государственный и общественный контроль; г) обеспечивается формирование законопослушного кадрового потенциала управления. Принцип законности будет нарушен в случае, если действия органов исполнительной власти (публичного управления) приходят в противоречие с требованиями законов, иных нормативных правовых актов.

4.Принцип федерализма. Принцип федерализма в организации и функционировании исполнительной власти вытекает из федеративного устройства РФ (гл. 3 Конституции РФ). Федеративная система обусловила сложную схему распределения полномочий исполнительной власти. С организационно-структурной точки зрения, принцип федерализма задает два уровня органов исполнительной власти: а) федеральные органы исполнительной власти; б) органы исполнительной власти субъектов РФ, т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Организационные принципы функционирования исполнительной власти:

1. Принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий. Управленческая практика доказала необходимость разумного рассредоточения функций и полномочий исполнительной власти по специальным органам управления, составляющим систему органов исполнительной власти.

2.Принцип централизации и децентрализации исполнительной власти. Принцип сочетания централизации и децентрализации в системе управления непосредственно связан с принципом федерализма, а также принципом распределения и нормативного фиксирования функций а полномочий.

3.Принцип отраслевого управления. Принцип отраслевого управления предполагает такую организацию системы управления, при которой конкретные органы государственного управления выделяются в отдельную отрасль и соединяются в единое целое на основе специфических, самостоятельных и аналогичных для данной отрасли функций и задач управления; внутри этой отрасли управления могут использоваться специальные формы управления и применяться специфические методы, которые могут не распространяться на другие отрасли.

4.Принцип межотраслевого управления. Одним из существенных признаков межотраслевого управления является наличие у органа исполнительной власти полномочий по управлению в установленных законом пределах и в рамках осуществления, как правило, одной управленческой функции несколькими отраслями, сферами управления, группой предприятий или учреждений. Межотраслевое управление направлено на усиление в управлении координирующих, разрешительных и контролирующих функций и полномочий. Межотраслевое управление осуществляется так называемыми органами надведомственного (межведомственного), межотраслевого управления и межотраслевой координации по определенным направлениям управленческой деятельности (стандартизация, сертификация продукции, планирование и др.).

5.Принцип территориального управления. Самостоятельное осуществление субъектами РФ исполнительной власти на своей территории создаваемыми ими органами государственного управления не должно умалять значения централизованного федерального регулирования, применяемого федеральными органами управления в определенных случаях и направленного на обеспечение одинаковой управленческой политики в России. В субъектах РФ создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также межрегиональные или органы исполнительной власти в федеральных округах. При этом учитываются специфика и особенности того или иного региона России, социально-экономические, климатические условия и многие другие факторы.

6.Принцип линейности и функциональности.

Линейный вид организации государственного управления традиционно считается простейшей организационной формой строительства управления и состоит в установлении между руководством органа исполнительной власти (органа управления) и объектом управления прямых организационных связей, как правило, без находящихся между ними других звеньев управленческой структуры. Таким образом, каждый нижестоящий орган управления (организация) или каждый нижестоящий государственный служащий (должностное лицо) имеет вышестоящий орган (вышестоящего руководителя), который наделен полномочиями по выполнению властных организационно-правовых мероприятий и административных актов в отношении подчиненных практически по всем направлениям деятельности организации и осуществляемого ими руководства.

Функциональный тип организации управления в широком понимании предполагает рассредоточение специальных функций государственного управления для непосредственного выполнения по отдельным структурным подразделениям органа управления (по главным управлениям, управлениям, отделам, департаментам и т.д.). Например, создаются отделы торговли, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, юстиции, управления имуществом и пр.). При функциональном способе управления руководитель имеет несколько заместителей, с которыми он и осуществляет практическую работу, минимизируя контакты с другими служащими. Однако это не означает его полного отстранения от управления коллективом или государственным органом.

7. Принцип коллегиальности и единоначалия. Организация деятельности органов исполнительной власти осуществляется в форме коллегиального или единоличного управления (руководства). Управленческие решения принимаются коллегиальным органом путем голосования. Единоначалие означает, что орган управления возглавляет руководитель, несущий персональную ответственность за организацию и функционирование этого органа (например, федеральный министр, глава областной администрации).

4. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, поскольку именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации: 1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ; 2) равноправные субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти вес субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент РФ, 2) Правительство РФ; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) высшие должностные лица субъектов РФ (президенты, губернаторы, главы администраций); 6) правительства субъектов РФ, 7) иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:

1)число государственных служащих, занятых в сфере деятельности исполнительной власти, превышает количество служащих и должностных лиц, занимающихся иной государственной деятельностью (общеизвестно, что граждане и юридические лица чаще имеют дело с органами исполнительной власти, чем с органами законодательной государственной власти, прокуратурой и судом);

2)субъекты исполнительно-распорядительной деятельности наряду с исполнением законов реализуют другие правоприменительные функции, занимаются административным нормотворчеством, принимают нормативные и индивидуальные правовые акты управления, а в отдельных случаях выполняют функции правосудия, рассматривая дела об административных нарушениях и налагая административные взыскания;

3)должностные лица и государственные служащие обладают властными полномочиями различного характера; они воздействуют на формирование и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;

4)органы исполнительной власти и государственные служащие осуществляют юрисдикционную (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;

5) государственные служащие органов исполнительной власти (как и муниципальные служащие) в определенных случаях могут управлять по своему усмотрению, основываясь на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. Но прежде всего деятельность государственных служащих должна основываться на принципе законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К ним относятся: верховенство Конституции РФ и федеральных законов; приоритет прав и свобод человека и гражданина; политический нейтралитет; обязательность выполнения решений вышестоящих государственных органов; ответственность государственных служащих.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работы в соответствии с поставленными целями и задачами необходимо сделать следующие выводы:

1) Исполнительная власть - это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции.

Исполнительная власть имеет следующие отличительные признаки:

Исполнительная власть обусловлена существованием самого государства

Исполнительная власть - это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти

Исполнительная власть осуществляется органами исполнительной власти

Единство исполнительной властив РФ

Исполнительная власть есть власть подзаконная

Ответственность исполнительной власти за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты

Планирование

Исполнительная власть осуществляет юрисдикционную (правоохранительную) деятельность.

2) К основным функциям исполнительной власти относятся исполнительная функция, правозащитная, социально-экономическая, функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране, регулирующая, нормотворческая, охранительная (юрисдикционная) функции.

3) Принципами исполнительной власти являются принцип демократизма, законности, федерализма, принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий, принцип централизации и децентрализации, принцип отраслевого и межотраслевого управления, принцип территориального управления, принцип линейности и функциональности, принцип коллегиальности и единоначалия.

4) Субъектами исполнительной власти являются:

С учетом федеративногоустройства России: Российская Федерация и равноправные субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область;

С точки зрения осуществления государственного управления:Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительнойвласти, высшие должностные лица субъектовРФ (президенты, губернаторы, главы администраций), правительства субъектов РФ, иные органы исполнительной власти субъектов РФ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993г (с учетом поправок внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ)

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации, 4-е издание. Москва, 2009

3. Бахрах Д.Н. Административное право М., Норма, 2005

4. Габричидзе Б.Н. Административное право, М., Проспект, 2003

5. Конин Н.М. Административное право России. М., Проспект, 2006

6. Овчарова Е.В. Российское административное право. Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, Юрид. фак., Москва, 2007

7. Смоленский М.Б. Административное право. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005

8. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2005

9. Хапаев А.О. Административное право в вопросах и ответах. М., 2007

10. Четвериков В.С. Административное право. Москва, Форум, 2009

11. Административное право / под ред. проф. Попова Л.Л., проф. Студеникиной М.С. Москва, НОРМА, 2008

- (руководитель администрации)(executive) Ветвь власти, проводящая политику в жизнь. Существует три типа исполнительной власти. Авторитарная власть имеет разные формы, в зависимости от условий, в которых она возникла и развивалась, но для всех ее… … Политология. Словарь.

В соответствии с теорией разделения властей власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполненияпринимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ независима от законодательной власти, которая… … Финансовый словарь

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ власть, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных… … Современная энциклопедия

В соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная… … Большой Энциклопедический словарь

Исполнительная власть - ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

В соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая… … Энциклопедия юриста

Исполнительная власть - (англ. the executive power) в соответствии с принципом разделения властей правоприменительная публичная власть, главная функция которой исполнение принимаемых органом законодательной власти законов в целях практической организации и руководства… … Энциклопедия права

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с принципом разделения властей правоприменительная власть, на которую возлагаются функции исполнения принимаемых законодательной властью (парламентом) законов. И.в. обычно принадлежит главе государства и правительству. И.в.… … Юридическая энциклопедия

В соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного… … Юридический словарь

исполнительная власть - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN executive аuthority … Справочник технического переводчика

Книги

  • Законодательная и исполнительная власть в России. Механизмы взаимодействия (1906-1914) , К. А. Соловьев. Монография посвящена взаимоотношениям законодательной и исполнительной власти в России в 1906-1914 гг. На основе значительного комплекса источников анализируются процедуры разработки,…
  • Власть. Исполнительная власть. Путеводитель , . Путеводитель по органам исполнительной власти содержит подробную информацию о функциях и полномочиях федеральных министерств, федеральных служб и агентств. В книге приведены схемы,…

Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ .

Правительство РФ состоит из:

Председателя Правительства РФ

Заместителей Председателя Правительства РФ

Федеральных министров

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Структура Правительства

    Председатель правительства

    Первый заместитель Председателя правительства

    Заместитель Председателя правительства

    Министр финансов Российской Федерации - Заместитель Председателя правительства

    Руководитель Аппарата правительства - Заместитель Председателя правительства

Федеральные министры:

    министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    министр сельского хозяйства Российской Федерации

    министр иностранных дел Российской Федерации

    министр транспорта Российской Федерации

    министр экономического развития и торговли Российской Федерации

    министр внутренних дел Российской Федерации

    первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации - министр Российской Федерации

    министр информационных технологий и связи Российской Федерации

    министр обороны Российской Федерации

    министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

    министр природных ресурсов Российской Федерации

    министр юстиции Российской Федерации

    министр образования и науки Российской Федерации

    министр промышленности и энергетики Российской Федерации

    министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Координационные и совещательные органы Правительства:

    Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

    Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем (2005) году и на среднесрочную перспективу

    Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам

    Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию

    Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации

    Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации

    Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции

    Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития

    Правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации

    Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности

    Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации

    Правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание

    Правительственная комиссия по проведению административной реформы

Иные органы при Правительстве:

    Академия народного хозяйства

    Институт законодательства и сравнительного-правоведения

    Информационно-телеграфное агентство России (ФГУП)

    полномочные представители правительства при различных органах

    Экспертный совет при Правительстве России

    Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Полномочия Правительства РФ :

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

Разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

Обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

Обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

Обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

Управляет федеральной собственностью

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

Организует охрану собственности и общественного порядка

В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

Издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

Имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

В случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Порядок назначения

Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определён в ст. 111 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.

В части 1 статьи 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом – это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. В этой же части указанной статьи называется полномочие Государственной Думы – «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со статьёй 103 часть 1, предусматривающей, что Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В части 3 статьи 111 установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства – в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре4.

В Регламенте Государственной Думы (глава 17) подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 111 часть 4 предусматривает, что после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. Это объясняется тем, что государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.

В юридической литературе статья 112 часть1 Конституции иногда рассматривается как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированности в законодательстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который призван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента.

После распада СССР в начале девяностых годов прошлого века образовалось независимое государство – Российская Федерация. Появился новый флаг, гимн и, самое главное, новая Конституция. В статье 10-й Основного закона, который был принят на референдуме в 1993 году, государственная власть была разделена на три ветви.

Отличия от прежней системы

Осуществление власти

Отличия от прежней системы

В Советском Союзе применялся термин «государственное управление», оно имело четкую структуру и иерархию. Изменилось то, что теперь исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет система, которая независима от законодательной и судебной. Причем это ясно прописано в Конституции РФ.

Осуществление власти

По Конституции, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет двухуровневая система. На высшем уровне это федеральные субъекты, а на местах - региональные субъекты. Образована единая иерархическая структура.

Но независимость - не значит оторванность, изоляция одной от другой. Все виды гос. власти тесно взаимодействуют друг с другом. Лишь в теории французских просветителей идеальна для демократии такая изоляция, даже, возможно, противостояние в интересах всего общества. На практике это утопия. Такое положение дел приводит к политическому тупику, коллапсу всей политической системы.

Субъекты

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет единая система через функционирование специальных субъектов, наделенных соответствующей компетенцией. В качестве таковых выступают органы исполнительной власти Российской Федерации. Основной закон организует всю власть в стране по принципу федерализма. Отличие федерации от унитарного государства - в том, что имеется двухуровневая система исполнительной власти в РФ с местными региональными законами. Правительство - это высший орган исполнительной власти РФ, которому подчиняются исполнительные субъекты на местах.

Отличие исполнительной власти и административной

Исполнительная и административная власть - это не одно и то же. Последняя служит лишь внесудебной мерой принуждения. Административная власть - лишь один из инструментов достижения целей исполнительной власти, и она не ограничивается лишь внесудебным принуждением.

Юридически большинство распоряжений на всех уровнях осуществляется во внесудебном порядке. Это касается не только исполнительной, но и законодательной власти. Но неправомерно утверждать, что они реализуют административную власть.

Рычаги влияния

Как же выполняются директивы и распоряжения? Для этого в подчинение переданы наиболее влиятельные службы и организации. Это финансовые, органы внутренних дел, армия, службы безопасности, исправительно-трудовые организации и т. д.

Необходимо заметить, что государственное управление как понятие не отражено в Конституции РФ. Ошибочно полагать, что это и есть исполнительная власть. Управление государством намного шире, и как раз включает в себя как исполнительную власть, так и другие институты власти.

Функции исполнительной власти

Выделяют следующие ее функции:

Направление политики программ общефедерального значения. Примерами могут быть приватизация, национализация, разработка единой энергетической системы и т. д.

Правильное регулирование и обеспечение правового порядка в экономической сфере общества. Примерами являются деятельность антимонопольной службы, охрана частной собственности, поддержка предприятий или какой-либо отрасли производства и т. д.

Эффективное управление предприятий государственного сектора. Ошибочно полагать, что все в нашей стране приватизировано. Существует множество государственных корпораций, государственно-частное партнерство.

Контроль и надзор за работой различных сфер деятельности общества. Примерами может служить контроль за деятельностью Рособрнадзора в сфере образования, Росмеднадзора в сфере медицины, Роспотребнадзора в сфере питания и защиты потребителей и т. д.

Признаки

Первый признак – субординация, когда нижестоящая власть подчиняется вышестоящей. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти РФ, главное учреждение в этой системе.

Второй признак – организация. Существует целая система для реализации законов на всех уровнях государства.

Третий признак – повсеместность. Везде, где есть человеческие коллективы, так или иначе присутствует исполнительная власть.

Четвертый признак – огромные ресурсы. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет целая система с широкими возможностями: правовые, экономические, информационные, силовые, технические службы. Все они подчинены единому управленческому центру для поддержания всей полноты исполнительной власти.

Пятый признак – силовое внесудебное воздействие. Для этого существует множество служб принудительного характера: армия, полиция, органы государственной безопасности, национальная гвардия и т. д.

Шестой признак – контроль над исполнительной властью. Это обязательное условие правового государства. Несмотря на разделение властей, для эффективного исполнения всех законов необходим широкий контроль, который могут осуществлять парламент, счетная палата, прокуратура. Широкие полномочия по контролю имеет институт президентства в Российской Федерации. Большое значение имеют демократические институты - свободные СМИ, гражданское общество, инициативные группы контроля и т. д.

Система и структура исполнительной власти РФ

Наибольшее затруднение вызывает иерархия. Исполнительную власть осуществляет система органов исполнительной власти, являющаяся частью общей структуры государственной власти. Они учреждены самим государством с целью претворения в жизнь всех законов и нормативно-правовых актов, принимаемых соответствующими компетентными субъектами.

Органы исполнительной власти РФ входят в единую управленческую систему. Однако их перечень не определен в Конституции РФ.

Классификация

От роли, масштаба деятельности, компетенции, способу образования различают:

1. Россия - федеративное государство. Отсюда существует как федеральная исполнительная власть РФ, так и региональная. Президент и его администрация формально не входят в эту структуру, но активно ее контролируют. Глава государства - гарант конституционных норм, а также прав и свобод граждан, следовательно, он обязан следить и корректировать работу всех органов власти. Но юридически президент не входит в эту структуру. Высшим органом исполнительной власти РФ является правительство во главе с председателем.

2. В зависимости от компетенции выделяют органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. К первым можно отнести региональные правительства и администрации краев и областей. В качестве примера органов отраслевой компетенции можно привести министерство сельского хозяйства, министерство по чрезвычайным ситуациям и т.д. К межотраслевым относится служба занятости населения, органы статистики.

3. В зависимости от порядка разрешения вопросов структура исполнительной власти РФ подразделяется на коллегиальные органы и единоначальные. Первые обсуждают наиболее важные вопросы (правительство Российской Федерации как высший орган государственной власти РФ, правительства регионов, комитетские собрания и т. д.). Единоначальные органы - это обычно те, которые работают в штатном режиме для устранения бюрократической волокиты.

Роль Главы государства в функционировании исполнительной власти

Формально, как уже отмечалось выше, президент РФ не является частью системы исполнительной власти. Он стоит «над всеми ветвями», а его власть образует четвертую ветвь – президентскую. Отсюда возможно непонимание того, кто именно возглавляет правительство РФ, исполнительная власть кому именно должна подчиняться. Правильный ответ – председателю, которого непосредственно назначает глава государства.

Конституционное подчинение президенту РФ

Основной закон содержит ряд статей, которые «подчиняют» правительство президенту. В частности, ст. 83 Основного закона. Согласно данной статье, президент РФ назначает председателя правительства РФ. Следовательно, можно предположить, что если премьер-министр подчиняется главе государства, то все исполнительные органы государственной власти РФ также ему подчиняются.

Роль Государственной думы в назначении Председателя

Как бы то ни было, но президент должен назначить председателя правительства с одобрения Государственной думы. Возможно, это сделано с целью продуктивного взаимодействия между этими институтами власти. Таким образом, юридически может показаться, что Российская Федерация - парламентская республика. Государственная дума только утверждает кандидатуру главы исполнительной власти, предложенную президентом. Своих кандидатов парламент предложить не может, а также не участвует в формировании кабинета министров.

Но и здесь не все так однозначно. Согласно Конституции РФ, президент предлагает лишь два раза. Если кандидатура отклоняется, то Государственная дума распускается. Назначаются новые выборы в нижнюю законодательную палату. Также президент имеет право оба раза предложить одного и того же человека. После роспуска он спокойно может утвердить неугодную Думе кандидатуру. Таким образом, видно, что больше «пострадает» законодательный орган, а нужный глава правительства все равно будет утвержден. Такая процедура превращает утверждение нижней законодательной палатой председателя правительства в простую формальность.

Но после этого влияние президента на исполнительную власть не ограничивается. Согласно Конституции, он может освободить председателя правительства РФ. Кроме того, именно президент РФ утверждает на должность этих министров по предложению премьер-министра. И, судя по тому, что в Основном законе количество таких отклонений не установлено, оно бесконечно.

Естественно, на практике подобное вряд ли произойдет. Но в теории юридически это вполне возможно. Из этого может показаться, что глава государства фактически формирует правительство и единолично назначает его главу. Но это не так, хотя по Конституции ему разрешается председательствовать на заседании правительства. А Федеральный закон «О правительстве РФ» дает ему это право и на президиуме.

Но, несмотря на это, юридически главой является председатель правительства. Согласно Конституции, к его компетенции относится определение направления работы высшего исполнительного органа, организация его работы. Также он обладает решающим голосом. Председателю напрямую подчинены исполнительные органы государственной власти РФ.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что исполнительная власть направлена на практическую реализацию распоряжений и законов вышестоящих органов. К таковым относятся подзаконные акты главы государства, нормативно-правовые акты законодательной власти, Федеральные законы и другие правовые документы, регламентирующие ее деятельность. Кроме того, она обладает мощными инструментами для их реализации. Ей напрямую подчиняются целые системы экономического, информационного, силового и других видов воздействия. Поэтому она неразрывно связана с понятием государственного управления. Но нельзя ставить знак равенства между ними. Несмотря на то что исполнительная власть составляет огромный пласт государственной власти, последнее понятие намного шире и включает другие властные институты в стране, такие как институт президенства, законодательные субъекты власти и другие.

От слаженной системы государственной власти зависит благополучие, мир и стабильность в стране. Одно дело - издавать законы, но если граждане видят, что их никто не выполняет, что власти не справляются со своей работой, наступает хаос, охлократия, политическая нестабильность. Это можно было наблюдать в конце прошлого века. После падения авторитарного по меркам правоведения государства в нашей стране появилось новое - правовое, демократическое. Базовые декларации Конституции остались прежними: права и свободы граждан, равноправие в суде, независимость судей, принцип презумпции невиновности и т. д. Но реально картина выглядела немного иначе. В отсутствие сильной и волевой власти, а именно исполнительной, все это свелось на нет. Беззаконие, насилие, уход от налогов, тотальная коррупция привели к таким потрясениям и разрухе, от которых не пострадали даже многие государства, ведущие военные действия.

Российская исполнительная власть на современном этапе своего развития подвергается количественным и качественным изменениям. Ведь она не просто слепо исполняет законы и следит за их реализацией. Данная власть борется и со многими внешними угрозами. Например, осуществляет борьбу с терроризмом и экстремизмом как внутри страны, так и за ее пределами, техногенными катастрофами, лесными пожарами. В их подчинении для этой цели служат такие федеральные службы, как министерство по чрезвычайным ситуациям, службы государственной безопасности, недавно созданная национальная гвардия. Конечно, некоторые службы лично подчинены главе государства, но они выполняют те же цели и все вместе следят за спокойствием и конституционным порядком в стране.

Исполни́тельная вла́сть - один из видов самостоятельной и независимойпубличной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

В России

Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации - организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права. Состав исполнительной власти набирается на выборных началах с возможностью последующего назначения. Структуру исполнительной власти России составляют государственные служащие и юридическая (правовая) структура - система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Органы исполнительной власти

Федеральные органы

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти:

  • Министерства;
  • Федеральные службы;
  • Федеральные агентства.

Региональные органы

  • Министерства;
  • Комитеты (представлены в составе правительства г. Санкт-Петербург и г. Москвы).
  • Департамент
  • Главное управление

Признаки исполнительной власти

  • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти

  • подзаконное регулирование;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное правоприменение;
  • осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  • охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  • информационное обеспечение органов государственной власти.

Во Франции

Исполнительная власть во Франции двойственная - делится между президентом и правительством (коллегиальным органом), возглавляемое премьер-министром. Президент имеет множество существенных полномочий, но осуществляет их совместно с другими госорганами, а ответственность за осуществление исполнительной власти несет Правительство. Оно определяет задачи и приоритеты государственной политики, для чего в его распоряжении административный аппарат и вооружённые силы. Правительство Франции существует в двух видах:

  • Совет министров Республики
  • Кабинет, объединяющий членов правительства, руководимый премьер-министром.

Правительство формируется следующим образом: президент назначает премьер-министра, и членов правительства по представлению премьер-министра.

В Австрии

Исполнительная власть представляется федеральным президентом и, возглавляемый федеральным канцлером и вице-канцлером, кабинетом министров. Федеральный президент представляет Австрию на международном уровне, является главнокомандующим вооружёнными силами, назначает и увольняет офицеров и федеральных чиновников. Федеральный президент назначает федерального канцлера в соответствии с результатами парламентских выборов, и по его представлению уже утверждает министров, кандидатуры которых представлены партиями Национального совета. Правительство возглавляет и координирует работу федеральный канцлер; при принятии решений учитывает мнение вице-канцлера.

В Германии

Принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную закреплён в ст.20 Основном законе. Исполнительная власть представлена федеральным правительством во главе с федеральным канцлером, который подотчётен парламенту. Само правительство составит из представителей коалиции, выдвинувшей канцлера. Кандидатов в министры предлагает федеральный канцлер, а утверждает федеральных президент. Кабинет министров состоит из 16-20 министров.

В различных государствах

Империя Инков

В Империи инков была своеобразная структура исполнительной власти: наличие диархии, секретариата, института заместителей, ревизоров, комиссаров, управленцев различных уровней.

См. также

  • Законодательная власть
  • Судебная власть
  • Разделение властей
  • Федеральные органы исполнительной власти России и их руководители

Примечания

Ссылки

  • Органы исполнительной власти России.

Согласно ст. 110 Конституции РФ высшая исполнительная власть в РФ принадлежит?

9месяцев назад

0 комментариев

Ответы (4)

Владислав

Правительству.

ответ написан 9месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

Александр.нет

Статья 110. Исполнительную власть Российской Федерации.. . 1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. 2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

ответ написан 9месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

Правительству

ответ написан 9месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

Станислав Анисимов

Исполнительная власть принадлежит правительству РФ

ответ написан 9месяцев назад

0 комментариев

Войдите что бы оставлять комментарии

Оставить ответ

Войдите, чтобы написать ответ

Согласно принципу разделения властей, на основе которого строится государственная власть в Российской Федерации, основное назначение исполнительной власти состоит в осуществлении управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение правовых актов, принятых представительными органами.

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110 Конституции РФ).

Правительство в основном несет ответственность за свои действия перед Президентом РФ. Его члены, председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы, как и депутаты не могут быть членами Правительства.

В соответствии с Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ, члены Правительства обязаны по приглашению палат Федерального собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на их вопросы.

Совсем по-другому Правительство взаимодействует с Президентом РФ, который согласно действующей Конституции не входит ни в одну из трех властей. Однако в этой же Конституции закреплен ряд конституционных полномочий Президента в сфере исполнительной власти, согласно которым Президент по существу входит в эту власть. Так, например. Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы и единолично смещает Председателя Правительства, а также назначает и смещает всех членов Правительства, напрямую минуя Правительство руководит некоторыми министерствами. Такими как министерство обороны, министерство иностранных дел.

Кроме того. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений Правительства РФ.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что главой исполнительной власти по существу является не Председатель Правительства или Правительство в целом, а Президент РФ.

Такое соотношение между властью Президента РФ и Правительством РФ не означает, что Правительство никакой самостоятельности не имеет. Так оно самостоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Правительство РФ возглавляет единую систему органов исполнительной власти. Оно издает свои правовые акты, т.е. занимается правотворчеством, при этом не спрашивая согласия Президента РФ. Самостоятельно взаимодействует с Федеральным Собранием и судебной властью.

В Конституции РФ Правительству РФ уделена специальная глава 6. Другие полномочия Правительства нашли свое закрепление в федеральных законах и указах Президента РФ.

В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции. Правительства РФ, но в заключении его говорится, что оно осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим.


Правительство РФ в пределах своих полномочий: организуют реализацию внутренней и внешней политики РФ, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует право законодательной инициативы.

Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ законом.

Правительство осуществляет регулирования экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики. Кроме того, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

В ст. 114 Конституции РФ определена роль Правительства в организации бюджетного процесса, то есть в регламентированной законом деятельности органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства входят разработка и представления Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; Правительство представляет в Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Без заключения Правительства не могут быть внесены в Государственную Думу законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

В области государственных финансов к важнейшим проблемам, решаемым Правительством, относятся сокращение дефицита федерального бюджета, предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, реализации правового механизма рыночной экономики. Оно разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В условиях рыночной экономики Правительство, естественно, прямо не управляет предприятиями свободно - предпринимательского сектора, но осуществляет широкие меры по финансовой стабилизации страны, государственным ценным бумагам, валютным отношениям, таможенному делу, инвестированию. В тоже время в сфере полномочий Правительства остаются государственные предприятия, государственный заказ и другое.

Кроме указанных областей, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в социальных областях, таких как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология.

Правительством осуществляются: контроль за реализацией государственных программ поддержки культуры, науки и образования, и меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий.

Важная обязанность Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд. Другими не менее важными направлениями деятельности Правительства являются оборона, безопасности и внешняя политика.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики Российской Федерации. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ. Так, Правительство РФ занимается вопросами оснащения вооружением и военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.

Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 года закрепляет полномочия Правительства в области обороны.

Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Они определены в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.

При решении внешнеполитических задач Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации.

Согласно ст. 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство решает вопросы, связанные с финансированием правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

Соблюдение основных прав и свобод граждан находится под контролем исполнительной власти.

Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции РФ, не является исчерпывающим Конституцией, федеральным законом, указами Президента Правительства наделено и другими полномочиями. Так, например, право законодательной инициативы, полномочия определенные Таможенным кодексом РФ и другие.

Одним из важных вопросов деятельности Правительства является нормотворчество.

В ст. 115 Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительства РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и нормативным указам Президента РФ.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу.

Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Конституция определяет. Что формами правовых актов Правительства России являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации должны оформляться решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Постановление принимается на заседаниях Правительства при наличии кворума и путем голосования. Постановление Правительства подписывается Председателем Правительства или его Первым заместителем.

Кроме того, в качестве постоянного органа Правительства в его аппарате действует Президиум Правительства, который призван решать текущие и оперативные вопросы.

Заседание его проводятся по мере необходимости, а принятые решения оформляются в форме постановлений и распоряжений Правительства, однако они не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и всеми субъектами и органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные и частные предприятия. Таким образом, конституционный статус актов Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с законами и указами Президента РФ. Хотя по юридической силе они стоят ниже, чем последние, так как принимаются на основании и во исполнении выше стоящих актов.

Интересен вопрос о том, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77 Конституции РФ определила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. Кроме того, из установленного Конституцией РФ обязательного характера актов Правительства РФ ясно вытекает вывод о том, что в случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти субъектов РФ приоритет отдается постановлению или распоряжению Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным, так как Президент РФ, во-первых, является гарантом Конституции РФ, а во-вторых, по существу возглавляет исполнительную власть.

В соответствии с ч.2 ст. 110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства.

Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители - общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.

Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.

Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

Исполнительная власть составляет в государстве наиболее разнообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламентом. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, направлены на исполнение закона и не должны ему противоречить.

Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему с жесткой подчиненностью. Эта система опирается на значительные людские, материальные, финансовые ресурсы, в отношении которых должностные лица имеют распорядительные полномочия. Помимо этого, исполнительная власть опирается на силовые структуры (армия, милиция и т.д.), и при недостаточном контроле со стороны общества возможна узурпация исполнительными органами полноты власти.

Согласно мировой практике исполнительная власть ответственна перед законодательной (представительной) властью и выполняет распорядительные регулирующие и контрольные функции. Распорядительные функции распространяются на государственный сектор, субъекты естественных монополий, акционерные общества с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Регулирование осуществляется мерами финансовой, кредитной, инвестиционной политики. При этом распорядительные и регулирующие полномочия далеко не совпадают. Там, где это необходимо, действует государственный надзор и контроль. Исполнительная власть выступает с законодательной инициативой, издает собственные нормативные правовые акты.

Конституционные полномочия Президента РФ свидетельствуют о наличии у главы государства функций исполнительной власти. Он формирует высшую исполнительную власть, не являясь ее субъектом, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию формулируют основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство РФ координирует деятельность подведомственных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти.

Установленная Указом Президента РФ структура федеральных органов исполнительной власти служит инструментом проведения политических и экономических реформ, осуществления полномочий государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Правительство действует на основе указов Президента, и в случае противоречия актов Правительства РФ Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

  • Правительство РФ;
  • министерства РФ;
  • другие федеральные органы исполнительной власти.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет самостоятельно государственную власть наряду с Президентом, парламентом, судами и органами власти субъектов РФ.

Правительство РФ является высшим федеральным органом исполнительной власти, т.е. руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспечивает общее экономическое, социально- культурное развитие страны, правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению России.

Правовое положение Правительства РФ, его состав и порядок формирования определяются Конституцией и федеральными законами. В своей деятельности Правительство РФ руководствуется также указами и распоряжениями Президента РФ.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Конституция РФ определяет круг высших должностных лиц, которые входят в состав Правительства РФ. Это - Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры. На практике в состав Правительства включаются должностные лица, не возглавляющие какие-либо министерства, а получившие ранг министра в соответствии с Указом Президента.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Ответственность Президента за персональный состав и структуру Правительства с парламентом не разделена. Президент формирует Правительство и этим уже берет на себя ответственность за его работу. Отставка всего состава или некоторых министров в определенных ситуациях может квалифицироваться как исправление ошибок при формировании Правительства.

В СССР правительство формировал парламент - Верховный Совет. Почти во всех странах западной демократии высшая исполнительная власть формируется парламентом, что обеспечивает более эффективный контроль над ней. Премьер становится ответственным не перед одним лицом, а перед партией, выигравшей выборы. Процедура назначения премьера включает проведение консультаций с победившими на выборах партиями; только после этого производится выбор кандидатуры.

В России есть небольшой опыт функционирования правительства, сформированного при активном участии парламента, это правительство во главе с Е.М. Примаковым (конец 1998 - начало 1999 гг.).

В США функции правительства выполняет администрация президента, который одновременно является главой администрации (правительства); отсутствуют должности премьера и вице-премьеров.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • проводит единую государственную экономическую политику, политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • реализует меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по национальной, региональной политике, сотрудничеству с государствами - участниками СНГ и другими странами.

На Правительство возлагается обязанность обеспечения нормальной работы всех органов исполнительной власти на территории России, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет руководство и координацию работы исполнительных органов субъектов РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Деятельность Правительства осуществляется по трем основным направлениям:

  1. стратегическое планирование;
  2. нормотворчество;
  3. оперативное управление.

Правительство определяет экономическое и социальное содержание стратегии. Для этого проводятся теоретический анализ, моделирование ситуаций, долгосрочное прогнозирование; привлекаются представители отечественной и зарубежной науки и практики. Так, для разработки стратегии развития России на период до 2010 г. специально создан Центр стратегических исследований, который привлек для работы более 200 ученых и специалистов разных направлений и убеждений.

Нормотворчество выражается в подготовке законопроектов для внесения в Государственную Думу и принятии постановлений по вопросам экономического и социального развития страны. При этом качеству документов уделяется первостепенное внимание, в противном случае приходится только что принятые законы пересматривать, вносить в них изменения. Основную часть нормативных актов законодатели обычно принимают по предложению исполнительной власти. Правительство активизировало законотворческую деятельность в последние 2-3 года.

Оперативную работу составляют ежедневно принимаемые решения, рассмотрение вопросов на заседаниях комиссий, по поручениям вице-премьеров и Правительства. Подготовка и принятие решений проходят несколько ступеней (стадий): министерство - министр - руководитель аппарата Правительства - департаменты аппарата Правительства - секретариаты вице-премьеров Правительства - вице-премьер - Председатель Правительства. Самостоятельно, без согласования на других ступенях, довести проект до последней верхней ступени практически нельзя, так как на каждой стадии процесс согласования может прерваться, а инициатива - отклониться.

Заседания Правительства проводятся его Председателем не реже одного раза в месяц и носят открытый характер. Отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.

Рабочим органом Правительства РФ является его аппарат, который обеспечивает деятельность Правительства РФ и осуществляет контроль за исполнением принятых решений. Аппарат Правительства кроме департаментов включает секретариаты премьер-министра и вице-премьеров.

Он функционирует по трем направлениям:

  1. экспертная оценка входящих проектов;
  2. документооборот (контроль за движением документов из министерств в Правительство и обратно и др.);
  3. кадровая работа.

Аппарат взаимодействует с министерствами, не подменяя их и не подавляя ведомственную инициативу. Не является он и просто ретранслятором идей министерств, а осуществляет их экспертную проверку.

При Правительстве РФ функционирует сеть координационных, консультативных и других органов: правительственные комиссии, федеральные комиссии при Правительстве РФ, оперативные комиссии, экспертные советы, рабочие группы, организационные комитеты.

Так, Продовольственная комиссия решает вопросы формирования федеральных продовольственных фондов и резервов, обеспечения поставки селу материально-технических ресурсов, координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ по проведению сева, уборки урожая, контролю за использованием земельных угодий и внедрением промышленных технологий.

Комиссия заслушивает на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ о ходе выполнения соответствующих решений Президента РФ и Правительства РФ. Решения комиссии оформляются протоколом и подлежат обязательному рассмотрению в срок не более одного месяца органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, предприятиями и объединениями, к которым данные решения относятся. При необходимости решения комиссии оформляются в виде постановления или распоряжения Правительства РФ. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал по планам, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В заседаниях участвуют руководители и ответственные работники органов исполнительной власти, руководители предприятий и объединений.

Для повышения эффективности взаимодействия с палатами Федерального Собрания, усиления роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в законодательном процессе Правительство РФ образовало свое полномочное представительство в Федеральном Собрании. В его состав входят полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, полномочный представитель в Совете Федерации, статс-секретари - заместители министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они участвуют в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий парламента.

К организационным формам федеральной исполнительной власти относятся министерство РФ, федеральная служба, федеральное агентство, иные федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции Правительство РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, назначает и освобождает заместителей министров, руководителей иных федеральных органов и их заместителей, утверждает членов коллегий министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерства РФ

Министерство РФ является органом исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности; образуется на основании указа Президента РФ; возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной ему отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ. федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ. постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утвержденном Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе министра, его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, отделы и иные подразделения. Департамент координирует и регулирует одно из крупных направлений экономической, социально-экономической и других видов деятельности государства, решает проблемы федерального или отраслевого значения при высоком уровне автономности в пределах функций соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Федеральные службы России и федеральные агентства

Федеральные службы России и федеральные агентства осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы, агентство - генеральный директор федерального агентства.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств, кроме руководителей федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляются Правительством РФ. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ. Наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии с их структурой, утверждаемой указом Президента РФ.

Федеральные службы и агентства могут непосредственно быть подчинены Президенту РФ, Правительству РФ или входить в состав министерств.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются предельная численность аппарата министерств в центре и по территориям, фонд оплаты труда, количественный состав коллегии, число заместителей министра, в том числе первых. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов осуществляется за счет федерального бюджета по статье «Государственное управление».

Определяется количество высших и главных должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти. Количество ведущих должностей государственных служащих должно составлять не более 10%, старших - 40% общей численности работников этих органов. Штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20, отдела - менее 10, отдела в составе департамента (управления) - не менее 5 единиц. В департаменте и управлении не может быть менее трех отделов.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они могут также передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ.

Для усиления координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ при ведущих министерствах и ведомствах образованы советы, действующие в качестве совещательных органов. Они включают руководящих работников министерств и ведомств и представителей органов исполнительной власти субъектов РФ.

В связи с массовой приватизацией организационная структура федеральных министерств и ведомств претерпела существенные изменения. Одни ведомства оказались ненужными, другие появились заново, на базе некоторых образовались частные или получастные управленческие структуры. Тем не менее, общее их количество (около 70) возросло по сравнению с 1991 г.

Министерства и ведомства не имеют полномочий вмешиваться ни в производственную, ни в финансовую деятельность предприятий, если они не находятся в федеральной государственной собственности. Они перестают быть «штабами отрасли», участниками хозяйственной деятельности и сосредоточиваются на разработке научно-технической, инновационной политики в своих отраслях.

Реализуется концепция разделения по разным ведомствам политических и хозяйственных функций; на выполнении политических функций специализируются министерства как госучреждения; для управления выполнением хозяйственных функций создаются акционерные общества с пакетом акций, находящимся в государственной собственности, хозяйственная деятельность подвергается полному разгосударствлению; государственная служба жестко отделяется от коммерческой деятельности; сохраняется надлежащий контроль за хозяйственно-управленческими структурами в отношении выполнения ими финансовых обязательств перед государством.

Поделиться: