Спорная единая методика расчёта ущерба по осаго. Расчет ущерба после дтп по методике цб рф и справочникам рса Какие имелись предпосылки для введения единой методики

Введения обязательного страхования автотранспортной ответственности (ОСАГО) вызвало много различных споров и недопонимание. Многие владельцы транспортных средств были против подобного вида страхования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но со времен все “смирились”, хотя на практике возникали различные спорные моменты, о чем свидетельствовало большое количество судебных разбирательств, связанных с ОСАГО.

Многие споры были связаны с расчетом размера ущерба, который был причинен транспортному средству. На практике применялись различные методики расчета, которые не были обязательными и носили лишь рекомендательный характер.

Что это такое

Как уже говорилось выше, на практике многие споры возникали из-за отсутствия единой методики расчета размера ущерба, который был причинен транспортному средству.

Были разработаны несколько методик, которые применялись как страховыми компаниями, так и экспертами. Но данные методики носили лишь рекомендательный характер.

Например, страховая компания применяла одну методику расчета, владелец транспортного средства не был согласен с полученной суммой ущерба и обращался к независимому эксперту, который использовал совершенно другую методику.

В результате экспертизы независимый эксперт выдавал совершенно другую сумму ущерба, и тем самым судебный спор был готов.

Именно поэтому возникла необходимость разработки единой методики, которая была бы обязательной и которую бы использовали все (как страховые компании, так и суды и независимые эксперты).

Соответственно, подобная методика была разработана Российским Союзом Автостраховщиков (РСА). Конечно, разработкой данного документа занимался РСА, но его официальным автором является Центральный Банк РФ.

С какого периода вступила в силу

Единая методика расчета ущерба по была принята соответствующим от 19.09.14 г. и вступила в законную силу 17.10.2014 г.

Именно с этого момента применение данной методики стало обязательным как для страховых компаний, так и для независимых экспертов.

Конечно, данный документ был принят сравнительно недавно, но по сути, он отражает методику, которая использовалась уже давно. Документ дал лишь данной методике обязательный характер.

При этом данная методика является обязательной для применения только для урегулирования правоотношений, возникших между страховой компанией и физическими лицами. В других случаях данная методика не является обязательной.

Например, если возник спор между владельцем транспортного средства и сервисным центром, который осуществлял ремонт машины, то данная методика не является обязательной и несет лишь рекомендательный характер.

Конечно, условия данной методики можно указать в ходе судебного разбирательства, но она не является обязательной, и суд может ее не учесть.

Что в себя включает

Единая методика- довольно обширный и большой документ, но желательно, чтобы с ней ознакомились все владельцы транспортных средств.

Методика содержит следующую информацию:

  • процесс установления повреждений и порядок определения их характера;
  • порядок изучения обстоятельств страхового случая;
  • порядок осуществления расчета суммы ущерба;
  • способы расчета остаточной стоимости транспортного средства до его повреждения и после повреждения;
  • порядок составления и утверждения справочников, которыми предусматривается стоимость запасных частей транспортных средств.

Единая методика также имеет различные приложения, которые являются ее неотъемлемой частью.

В приложениях можно найти следующую информацию:

  • порядок фотографирования места происшествия;
  • различные типовые определения и характеристики;
  • коэффициенты,другие показатели и многое другое.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что единая методика ОСАГО –довольно большой документ, необходимый для правильной организации работы страховых компаний.

После принятия данного документа значительно снизилось число судебных разбирательств, что свидетельствует об эффективности действия этой методики.

Как применяется единая методика расчета ущерба по ОСАГО

Как говорилось уже выше, единая методика является обязательной для урегулирования правоотношений между страховой компанией и клиентом.

Это – довольно хороший способ разрешения возможных конфликтов и споров. А как используется единая методика ОСАГО?

Учет износа автомобиля

Износ транспортного средства – один из показателей, который учитывается как во время страхования и оплаты страховой выплаты, так и во время ДТП для определения размера ущерба.

При этом расчет износа осуществляется на дату ДТП, а не на дату произведения оценки причиненного ущерба. Также необходимо знать о том, что расчет осуществляется только для тех запчастей, которые подлежат замене.

Если та или иная деталь транспортного средства подлежит ремонту, то расчет износа не осуществляется.

Кроме того расчет износа осуществляется только для запчастей, а для материалов, используемых во время ремонта, данный расчет не выполняется.

Но законодательство предусматривает некоторые исключения, при которых расчет износа не осуществляется.

К числу подобных исключений можно отнести подушки безопасности, а также другие комплектующие, при неисправности которых транспортное средство не может быть эксплуатировано.

Если раньше процент износа составлял максимум 80%, то сегодня данный показатель составляет 50%. Размер износа зависит от срока использования поврежденной детали, а также от пробега транспортного средства.

Для автомобильных шин учитываются такие характеристики, как высота рисунка протектора, срок использования шин и т.д.

Расчет износа осуществляется по следующей формуле:

И_ки=100×(〖1-е〗^((∆_t×T_ки+∆_L+L_ки))),

Коэффициенты

В тексте методики приведено довольно большое количество коэффициентов, которые необходимы для произведения расчета размера ущерба, причиненного транспортному средству.

Подобные коэффициенты дают возможность максимально точно определить размер ущерба, причиненного транспортному средству. В основном коэффициенты указаны в 6-ом и 9-ом приложениях данной методики.

В качестве коэффициентов, которые имеют наиболее важное значение можно упомянуть следующие:

  • ΔL и ΔT – эти коэффициенты дают возможность рассчитать величину влияния на износ транспортного средства и срок его использования;
  • в 6-ом приложении указываются коэффициенты, которые дают возможность определить размер дополнительного износа на различные детали и комплектующие транспортного средства;
  • в 9-ом приложении указывается коэффициент Кв¸ который дает возможность определить срок использования транспортного средства на дату его повреждения.

Это – далеко не все коэффициенты, которые предусматриваются в Методике: их на самом деле очень много.

Расчет износа

Единая методика ОСАГО также предусматривает порядок осуществления расчета износа и ущерба.

Чтобы определить размер вреда, причиненного транспортному средству, используются следующие показатели:

  • расходы, которые нужны для осуществления ремонта поврежденных частей транспортного средства;
  • материалы, которые нужны для полного ремонта поврежденного транспортного средства;
  • расходы, необходимые для приобретения поврежденных запасных частей;
  • дополнительные расходы, необходимые для ремонта транспортного средства.

Сумма, которая необходимо для полного восстановления поврежденного транспортного средства, складывается из суммы вышеуказанных показателей.

При этом в соответствии с правилами методики полученную сумму необходимо округлить до сотен рублей.

Другие

Существуют и другие показатели и коэффициенты, которые влияют на размер денежной суммы, подлежащей выплаты владельцу транспортного средства. К числу подобных показателей можно отнести КоАП.

Данный показатель дает возможность принять во внимание все механические повреждения транспортного средства. Данный показатель приведен в 10-ом приложении Методики.

Кроме того РСА разработал единую базу цен, которая содержит информацию о стоимости довольно большого количества различных запасных частей.

В единой базе указана средняя стоимость тех или иных запасных частей для отдельных регионов страны.

Но необходимо знать о том, что единая база цен не содержит информацию о всех запчастей для всех транспортных средств.

В частности, здесь можно найти стоимость запасных частей и комплектаций тех транспортных средств, которые были выпущены после 2002 года.

Если транспортное средство было выпущено ранее, то в единой базе цен невозможно найти стоимость запчастей данного транспортного средства. Для этого необходимо прибегнуть к средней рыночной стоимости.

Кроме того в единой базе цен невозможно найти информацию о стоимости запасных частей мотоциклов и автомобилей премиум класса.

Изменения

Единая методика ОСАГО была разработана для определения размера стоимости ущерба, который был причинен транспортному средству.

Конечно, стоимость запчастей и ремонта транспортного средства изменяются довольно часто, именно поэтому возникает необходимость внесения изменений и в единую методику по ОСАГО.

РСА разработал ряд поправок, которые должны быть внесены в единую методику. Намечалось, что данные изменения будут внесены в 2019 году, но до сегодняшнего дня пока что нет каких-либо изменений, и единая методика действует без каких-либо изменений. Наверное, поправки будут внесены в следующем году.

Обжалование

Конечно, единая методика ОСАГО была принята для создания единых правил и порядка расчета размера ущерба, который был причинен транспортному средству, но многие владельцы транспортных средств все же остались недовольными.

Именно в подобной ситуации возникает вопрос, о том как происходит оспаривание единой методики ОСАГО.

Но на самом деле обжалование методики практически невозможно. Это – нормативно-правовой акт, который имеет обязательную силу как для страховой компании, так и для владельцев транспортных средств.

Соответственно, как законодательный акт он подлежит обязательному исполнению.

Но все же обжалование методики возможно. Седлать это можно только для определения соответствия ее конкретных норм Конституции РФ.

Только если конкретные нормы методики будут признаны несоответствующими Конституции РФ и нарушающими права и законные интересы граждан, они могут не применяется.

При этом в этом случае не применяются лишь те нормы, которые были признаны несоответствующими действующей Конституции.

Остальная же часть единой методики сохранит свою правовую силу и будет использоваться также в дальнейшем.

Информационные поля отделяются друг от друга символом табуляции (ASCII-код символа 9). Строка заканчивается символами "возврат каретки" (ASCII-код символа 13) и "перевод строки" (ASCII-код символа 10). Информационные поля заполняются с учетом сокращений, используемых в Указании Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2014 года N 34187, 24 марта 2015 года N 36541 ("Вестник Банка России" от 2 октября 2014 года N 88, от 30 марта 2015 года N 27).


1. В пунктах 1 и 3 настоящего страхового полиса класс на начало годового срока страхования указывается в соответствии с Указанием Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2014 года N 34187, 24 марта 2015 года N 36541 ("Вестник Банка России" от 2 октября 2014 года N 88, от 30 марта 2015 года N 27) (далее - Указание N 3384-У).


С 1 октября 2014 года, т.е. со дня введения утвержденных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем предельная страховая выплата не может превышать страховую сумму по одному договору страхования, в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица.


90. Затраты на приобретение полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств () определяются в соответствии с базовыми ставками страховых тарифов и коэффициентами страховых тарифов, установленными указанием Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", по формуле:


Семнадцатый разряд (X17) указывает на класс наличия страховых случаев на начало действия договора страхования лица, допущенного к управлению транспортным средством, в случае, если в заявлении о страховании указан только один водитель. Указанный класс присваивается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат в соответствии с пунктом 2 приложения 2 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2014 года N 34187, 24 марта 2015 года N 36541 ("Вестник Банка России" от 2 октября 2014 года N 88, от 30 марта 2015 года N 27):


В настоящее время при заключении договоров обязательного страхования на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в отношении транспортных средств, зарегистрированных на указанных территориях, при определении коэффициента КТ, коэффициента КБМ и коэффициента КМ необходимо руководствоваться Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указание Банка России N 3384-У).

Обновлено: 30.06.2018 1934

Расчет ущерба ОСАГО по Единой методике Центробанка – что это такое и как ею пользоваться + калькулятор страховых цен на запчасти

По ходу активного реформирования обязательного автострахования автомобилистов постепенно оттесняют от непосредственного участия в процессе расчетов страхового возмещения. Так, сейчас почти упразднено право водителя на организацию независимой экспертизы (НЭ), а весной планируется вообще перестать выплачивать ущерб деньгами для большинства страховых случаев.

В таких условиях потерпевшим необходимо ясно представлять себе используемую страховщиками систему определения суммы возмещения. Сегодня за это отвечает Единая методика расчета ущерба по ОСАГО, и знание ее базовых принципов убережет водителя от обмана лукавых работников страховых компаний.

Два года назад, 19 сентября 2014 г., Центробанк РФ выпустил в свет нормативный документ № 432-П, за подписью Набиуллиной Э.С., который отныне определяет порядок начисления суммы страховых выплат по автогражданке.

Называется он предельно ясно: «Положение Центрального Банка РФ о Единой методике расчета ущерба по ОСАГО» (ЕМРУ). Документом предписывается обязательное использование прописанных в нем норм и правил расчетов страховых возмещений для всех специалистов, официально задействованных в данной сфере.

Во многих источниках упоминается только ЕМРУ, но 19 сентября было выпущено два связанных между собой норматива. А позже в дополнение к ним была открыта электронная ценовая база по запчастям.

Поэтому в качестве базиса определения ущерба сегодня используют:

  1. Основной норматив (№ 432-П от 19.09.2014г.) – Единая методика расчета;
  2. Дополнительный норматив (№ 433-П, рег. № 34212, от 19.09.2014г.) – Правила проведения независимой экспертизы ТС (ПНЭ).
  3. Электронная база цен (введена в действие с 01.12.2014 г.) – Единая база цен на запчасти к авто (БЦЗ).

С какого числа ЕМРУ используется фактически?

В силу Положение о ЕМРУ и ПНЭ вступило с 17 октября 2014 г., согласно внесенным поправкам в ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО»). Но полноценно применять на практике его стало возможно с 1 декабря 2014 г.

Именно с этого числа РСА (Российский союз автостраховщиков) задействовал связанные с Положением 432-П справочные базы по ценам на запчасти к основным маркам автомобилей, без которых новая система не могла работать.

Итак, на 2017 г. расчет ущерба транспортных средств (ТС) при осуществляется по единому для всех страховщиков и экспертов стандарту.

Какая у Единой методики была предыстория?

Многие автомобилисты, узнав о внедрении системы ЕМРУ, восприняли ее как нечто новое, разработанное специально для решения текущих проблем выплат по автогражданке.

На самом деле новым тут в основном было узаконивание Методики в качестве основного расчетного норматива. Сама же она существовала еще в далеком 2003 г. – со старта обязательного автострахования, но это была «сырая» необнародованная разработка, хотя и основанная на передовом международном опыте (в основном США).

Последующие 10 лет Методика дорабатывалась в вялотекущем режиме и в 2012 г. Минтранс наконец обнародовал ее, как проект претендующий на нормативное утверждение. В этом же году заработала МАК (Межведомственная аттестационная комиссия) для аттестации технических автоэкспертов. Однако ко всему этому не хватало главного – Единой базы цен на автозапчасти.

Объявились проблемы и с другой стороны – проект не понравился подавляющему большинству представителей законодательной власти и была даже резолюция, ставящая крест на узаконивании подобных нормативов.

Вот этими проблемами РСА занимался 2 последующих года: капитальными доработками, лоббированием своей инициативы и созданием ценовой базы автозапчастей.

  • Минтранс (фактический автор) – основа проекта;
  • РАС (соавтор) – капитальная переработка и создание БЦЗ;
  • Центробанк (официальный автор) – переведение проекта ЕМРУ в законодательно-нормативное поле.

Кстати: с 2010 г., на рекомендательной основе в РФ действовала упрощенная государственная Методика: «Правила определения затрат на автозапчасти при ремонте ТС» (Постановление Правительства № 361, от 24.05.2010). Причем последнее обновление этого норматива было 30.07.2014 г. (ПП РФ № 717) – за полтора месяца до введения Методики 432-П.

Какие имелись предпосылки для введения единой методики?

До декабря 2014 г. страховые компании (СК) и экспертные организации имели право свободно выбирать методику расчета ущерба от ДТП – было 5 общедоступных базовых методик (включающих отечественные и заграничные разработки) и немало их вариантов, подправленных страховщиками под себя.

В связи с этим разница в суммах возмещений при идентичных страховых случаях доходила до 200-300%. Пока у страхователя имелась возможность свободного выбора организации независимой экспертизы, каждый вытягивал сумму к собственной выгоде.

Водители искали экспертов, работающих по дорогим методикам, а СК делали все наоборот. Например, если методика предусматривала не точную, а усредненную стоимость автозапчастей, то ее можно было ощутимо занизить.

Период активных судебных споров

В 2012 г. Пленум ВС РФ (№ 17 от 28.06.12) предписал судам учитывать «Закон о защите прав потребителей» (ФЗ № 2300-1) при рассмотрении дел, связанных с автострахованием.

Суды и до этого поддерживали преимущественно сторону страхователей, но после Пленума соотношение решений в пользу водителей установилось на соотношении 1/6.

Подобная лояльность Фемиды к народным массам привлекла стойкое внимание полукриминальных юридических структур, занимавшихся бизнесом по выкупу перспективных исков и раздувании возмещений до максимальных размеров.

Из-за этого суды были плотно загружены делами о недоплатах по автострахованию – только в 2013 г. было подано более 600 тыс. исков! И даже без вмешательства юристов-посредников суммы выплат по судебному решению обычно вдвое превышали то, что предлагали страховщики.

Это приводило к огромным убыткам и делало услугу ОСАГО невыгодной для СК, что добавляло немало негатива в условия страхования для клиентуры.

То есть решение о внедрении ЕМРУ было своевременным и позволило:

  • Резко разгрузить судебные органы;
  • Увеличить уровень прозрачности и честности между страхователями и страховщиками;
  • Свести к минимуму расхождения в экспертных оценках;
  • Стабилизировать коммерческую рентабельность ОСАГО;
  • Сократить время полного цикла «ДТП – Выплата»;
  • Значительно уменьшить привлекательность ОСАГО для полукриминальных юридических фирм;
  • Приблизить систему российской автогражданки к западным стандартам.

В Соединенных Штатах, например, всяческие судебные возмещения превращены в целую юридическую индустрию. Однако в ней нет места делам по недоплате автострахования – стоимость всех запчастей и трудозатрат жестко фиксирована, что не дает оснований для возникновения споров.

Кто обязан использовать Единую методику?

Использование ЕМРУ (432-П), а также Правил НЭ (433-П) и Ценового каталога (БЦЗ), в обязательном порядке предписывается определенным категориям физических и юридических лиц.

Вот их основной перечень:

  • Страховые компании и их штатные специалисты;
  • Представители СК, имеющие необходимые полномочия на осмотр поврежденного ТС;
  • Специализированные экспертные организации (в том числе независимые), имеющие соответствующее сертифицирование;
  • Аттестированные технические эксперты, которые внесены в соответствующий государственный реестр специалистов;

Каким требованиям должен соответствовать технических эксперт?

Ранее отчет о повреждениях и ориентировочной сумме ущерба ТС мог составлять и подписывать обыкновенный техник-оценщик от СК или других организаций. По новым правилам заверять сделанный техотчет имеет право только сертифицированное лицо, значащееся в техническо-экспертном госреестре.

Согласно Приказам № 315 (Минюст), № 714 (Минздравсоцразвития), № 124 (Минтранс), для техников-экспертов, Межведомственной аттестационной комиссией установлен ряд общих требований.

Среди которых:

  • Профильный опыт работы – более 12 месяцев стажа;
  • Образование – высшее техническое;
  • Прохождение специальных курсов – обучающих экспертно-технической специализации;
  • Прохождение повышения квалификации – регулярное в установленном законом порядке (раз в 5 лет).

На специальной странице РСА есть постоянно обновляемые документы со списком техников-автоэкспертов (первичной и вторичной аккредитации).

Из этих реестров вы можете узнать:

  1. ФИО автоэксперта;
  2. Город/регион;
  3. Название экспертной организации;
  4. Индивидуальный № автоэксперта в реестре;
  5. Сроки аккредитации;
  6. Контакты для связи (телефон, E-mail).

Скачать списки с реестрами вы можете по этой ссылке .

Какова структура Единой методики?

Единая методика (ЕМРУ – 432-П) – это свод документов, представляющих собой отдельные алгоритмы экспертных оценок и справочные материалы. Они позволяют с высокой точностью определять ущерб, нанесенный ТС при происшествии и сумму расходов на восстановительный .

Методика охватывает все наиболее используемые в РФ ТС (сейчас 67 марок), определяет расценки (за нормо-часы) отдельных видов восстановительного ремонта и стоимости автозапчастей в привязке к условным зонам по всей территории России.

Структурно Методика подразделяется на

  • 7 Глав методических указаний ЕМРУ;
  • 10 информационно-справочных Приложений ЕМРУ;
  • Электронную базу расценок БЦЗ (в качестве виртуального приложения).

Кроме этого к ЕМРУ прилагаются Правила проведения техэкспертизы (ПНЭ – 433-П), которые регулируют:

  1. Правила составления экспертного отчета;
  2. Основания для экспертно-технического оценивания;
  3. Круг объектов экспертно-технического оценивания;
  4. Общий и частный алгоритмы действий техника-автоэксперта.

ЕМРУ применяется в основном для ОСАГО, и только если клиентом СК является физлицо. Для других случаев автоэксперты используют иные методики.

Теперь, для большей ясности, давайте пройдемся по всем разделам Методики, чтобы кратко их характеризовать.

Общая информация

Первая и вторая глава содержат общую информацию о целях, задачах, методах ЕМРУ и используемой терминологии.

В первой главе указывается, что Методика призвана стать универсальным руководством по определению повреждений ТС и расчету суммы ущерба.

В базовые задачи ЕМРУ входит возможность получения:

  • Доказательств, необходимых для страховых выплат;
  • Точного и комплексного обследования;
  • Результата, который в пределах минимальных погрешностей повторялся для идентичных случаев у различных экспертов.

Здесь же указывается что повреждения автомобиля определяются на:

  • Первичном обследовании аварийным комиссаром или техником страховщика;
  • Дополнительном обследовании – независимыми или судебными экспертами.

Во второй главе содержатся точные определения ключевых терминов (29 шт.), используемых в ЕМРУ.

Данная Методика постоянно дорабатывается и обновляется, но может быть и полностью заменена на новую, более совершенную.

Внимание! Страховая выплата возможна и без обследования ТС на основе экспертного заключения по документам с прилагаемыми мультимедийными доказательствами (фото, видео). При обоюдном согласии страхователя и страховщика касательно суммы возмещения, оно может выплачиваться и без экспертного заключения.

Экспертное обследование повреждений автомобиля

В Главе 3 даны указания по фиксации повреждений ТС, полученных в ДТП или при другом страховом случае.

Пункты этой главы содержат указания относительно особенностей:

  • Подготовки ТС к первичному осмотру и к экспертному обследованию;
  • Проведения первичного осмотра;
  • Обследования повреждений покрытия кузова (ЛКП);
  • Обследования повреждений основы кузова;
  • Предварительный технический прогноз о возможности и способах восстановительного ремонта;
  • Случаи невозможности доставки авто к осмотру.

В данном разделе указана масса технических нюансов, некоторые из которых нелишне будет знать не только экспертам, но и простым водителям.

Изучение сведений о ДТП

Четвертая глава посвящена изучению обстоятельств ДТП. Это делается и для контроля выводов ДПС о степени виновности участников, и с целью определения истинных причин повреждений, относящихся к одному страховому случаю.

Работа может включать в себя:

  • Экспертно-сопоставительный анализ документации, с зафиксированными повреждениями обоих ТС, а также другими объектами, если они фигурируют в ДТП;
  • Научно-экспертный анализ ДТП – повреждения исследуются трасологически, с возможным применением компьютерного моделирования дорожной ситуации, характера и последствий столкновения;
  • Специальный научно-экспертный анализ ДТП – он проводится в сомнительных и затруднительных случаях, с привлечением экспертов узкой специализации.

Определение объема работ по восстановительному ремонту ТС

Глава пятая является основной и самой большой – она содержит набор алгоритмов и рекомендаций для определения приблизительно-точного объема затрат на восстановительный ремонт.

Глава включает 5 подразделов, ответственных за отдельные расчетные алгоритмы по определению:

  1. Затрат на автозапчасти – сюда относятся полностью заменяемые детали, узлы, или агрегаты;
  2. Затрат на автоматериалы – сюда относятся основные, расходные и вспомогательные материалы (грунтовочно-шпаклевочные, лакокрасочные, абразивные и т. п.);
  3. Затрат на работу автотехников – сюда относится совокупность средней рыночной цены 1 нормо-часа и трудоемкости отдельно взятого ремонтного процесса (окраска, рихтовка, сварка и т. д.);
  4. Степени износа заменяемых автодеталей – если на автомобиль будет установлена новая деталь, то выраженную в рублях разницу в ее стоимости и остаточной стоимости старой детали вычитают из страховой суммы. Не путайте страховой износ и утерю товарной стоимости (УТС);
  5. Стоимости пригодных автодеталей , которые могут быть использованы вторично (годные остатки) – это демонтированные в ходе ремонта (или разбора ТС погибшего конструктивно) автозапчасти, которые могут быть реализованы по остаточной цене.

Данная глава объемна и во многих местах сложна, поэтому я порекомендую изучить те ее места, которые наиболее доступны для восприятия простым автомобилистам.

Внимание! Данное обследование проводится исключительно с целью определения затрат нужных для восстановления ТС к доаварийному уровню, а не для его капитального ремонта за счет страховщика.

Расчет стоимости автомобиля в его доаварийном состоянии

Шестая глава содержит указания по расчету стоимости транспорта до его . Это делается главным образом для определения целесообразности ремонтно-восстановительных работ.

Ведь повреждения могут равняться или превышать доаварийную стоимость ТС, тогда СК понесет дополнительные убытки. Правда, достоверно высчитать подобное значение для пострадавшего авто во многих случаях затруднительно.

Поэтому здесь просто учитывают среднерыночную цену аналогичного по всем параметрам и состоянию автомобиля. Если СК, после расчета эксперта, сделает вывод о нецелесообразности восстановления ТС, то пострадавшему выплачивается вся сумма страхового лимита «по железу».

Сведения для производимых расчетов

Седьмая глава определяет перечень источников, которые могут использовать техники-эксперты в своих расчетах.

На базовой основе используется следующее информационное обеспечение ремонтно-восстановительных работ:

  • Нормативные акты от Центробанка РФ;
  • Электронная ценовая база автозапчастей от РСА (БЦЗ);
  • Ценовые нормативы от автопроизводителей;
  • Иные нормативы, справочники и базы данных, не входящие в противоречие с положениями ЕМРУ.

Приложение № 11 дает список источников справочной информации, которая актуальна на каждое обновление Методики.

Приложения к Единой методике

Указанные 7 глав дополняют еще 10 документов (+ 1 разрабатываемый), имеющих статус Приложений и содержащих важную информацию. Не все Приложения будут полезны простым водителям, но среди них есть такие, которые желательно изучить в обязательном порядке.

Я перечислю их все и укажу на какие Приложения вам следует обратить внимание:

  1. Фотосъемка автомобиля и мест его повреждений – если пострадавший не может предоставить свое авто на экспертизу, то эта информация будет крайне важна. Также она окажется полезна при оформлении ДТП по европротоколу, да и в обычном случае не помешает грамотная фотофиксация;
  2. Список с описанием 32 характерных повреждений ТС – данное Приложение тоже желательно изучить, что поможет при проверке правильности внесения сведений в документы о ДТП или в экспертное заключение;
  3. Это Приложение можно использовать как дополнение к предыдущему – в нем по маркам расписаны рекомендуемые ограничения от производителей при восстановительном ремонте неметаллических деталей кузова (пластик);
  4. Это Приложение, содержащее значения трудовых затрат по кузовному ремонту, нужно экспертам для Главы 5 (п. 3) ЕМРУ – расчет затрат работы автотехнического персонала. Водителям это навряд ли пригодится;
  5. Данная таблица содержит подразделение регионов РФ на 13 условных зон, для каждой из которых в базе БЦЗ РСА устанавливаются свои цены на автозапчасти. Водителю необходимо знать к какой зоне он относится, чтобы иметь возможность использовать соответствующий калькулятор от РСА;
  6. Это приложение дает экспертам коэффициенты, необходимые для расчета износа деталей по разным маркам ТС. Требуется только техникам, умеющим правильно использовать математические формулы;
  7. Служит дополнением к Приложению № 6 и касается частных исключений из общей картины износа автодеталей – доаварийная смена детали на б/у и т. п. Информация также нужна только экспертам;
  8. Данное Приложение перечисляет те автодетали, для которых не учитывается износ ни в каком виде. Может быть полезно для водителей, сомневающихся в правильности расчетов СК;
  9. Приложение позволяет узнать значения среднегодового пробега авто по регионам РФ. Также может пригодиться водителям для проверки правильности расчетов СК;
  10. Приложение содержат коэффициенты сроков эксплуатации и степени ударных повреждений ТС. Оно предназначено для обеспечения расчетов по формулам из Главы 5 Единой методики и используются экспертами.

Кроме перечисленных Приложений существует еще одно – № 11, о котором я уже упоминал выше. Но данный документ, с перечнем информационно-справочных источников для экспертов, пока что предлагается на рекомендательной, а не обязательной основе.

Скачать Единую Методику (ЕМРУ) вы можете по .

Как узнать усредненную стоимость автодеталей через базу данных РСА?

Как я уже упоминал, в расчетах страхового возмещения важную роль играет Единая электронная база цен на автозапчасти, созданная РСА. Так вот Союз автостраховщиков сделал эту базу открытой, чтобы автомобилисты имели возможность перепроверять используемые СК цены на автозапчасти.

Со старта этот справочник резко критиковали за множественные ошибки в значениях. Известны случаи не просто ошибок в стоимости, а опечаток, когда у цены банально отсутствовал один ноль, что давало огромные расхождения.

Впоследствии база обновлялась (положено два раза в год, но РСА этот темп не всегда выдерживает) и сейчас особо грубые ошибки и расхождения сошли на нет. Мелкие, правда, остались, но т. к. даже сама Методика разрешает 10% погрешность в расчетах, то они скорее всего будут всегда.

Электронный справочник автозапчастей представляет собой типичный калькулятор РСА. Для получения информации вам нужно заполнить 4 поля:

  • Привязку сведений к дате;
  • Привязку авто к экономическому региону (одному из тех 13-и);
  • Марка вашего авто;
  • Номер нужной автозапчасти (можно вводить сразу несколько).

Хотите узнать больше подробностей о Единой методике? Тогда смотрите видео, где два эксперта делятся своими знаниями по этому вопросу:

  • В случае замены редкой детали она может не значиться в электронном справочнике. Калькуляцию таких запчастей допускается проводить, используя сторонние источники.
  • Некоторые сложные и серьезные повреждения (например, перекос геометрии кузова) не все эксперты в состоянии обнаружить из-за отсутствия специального дорогостоящего оборудования. При выборе СК это можно учитывать, т. к. по новым правилам экспертов-подрядчиков подбирает страховщик.
  • Обширные коррозийные повреждения детали (более ¼ общей площади) может стать причиной отказа ее включения в расчеты по страховой выплате. Поэтому следите за автомобилем и регулярно обновляйте антикоррозионное покрытие в нужных местах.
  • Окончательная сумма страхового возмещения обычно округляется страховщиками до сотых значений, имейте это в виду.

Заключение

Итак, отныне вы знакомы с Единой методикой расчета ущерба по ОСАГО, знаете ее предысторию, настоящее положение, структуру и содержание основных разделов. Это несомненно поможет вам добиваться от страховщиков максимально справедливого возмещения, а также пригодится при покупке подержанного автомобиля.

Занижали ли вам возмещение страховщики? Улучшилась ли для вас ситуация по расчетам ущерба с введением ЕМРУ? Пробовали ли вы оспаривать сумму выплат на ее основе? Поделитесь в комментариях своим опытом по этим и другим связанным с Единой методикой вопросам.

На этом статья завершена. Не забывайте делиться прочитанным с друзьями через кнопки соцсетей и экономьте свое время – оформляйте подписку на блог. Не скучайте, до скорых встреч!

Еще по теме:

Комментариев к статье: 16

    Татьяна

    01.04.2017 | 15:37

    произошло дтп(снесли левое наружное зеркало заднего вида), машина оригинал, выплатили только 1/6 от рыночной стоимости зеркала, а по рса оно вообще стоит 1/3 от оригинала, минус износ.но я же покупаю новое зеркало и по рыночной цене, а не по цене рса Теперь я пострадала дважды: от дтп и от страховой компании. почему я наказана дважды, если в этом нет моей вины!!! а по новому закону должна буду еще и заплатить за свою невиновность(натуральная выплата)!!!

    Наталья

    26.09.2017 | 08:11

    Добрый день. А если страховая рассчитала убыток по ОСАГО согласно единой методики РСА и других нормативных актов. Но... в единой методике средняя стоимость занижена в три раза от рыночной стоимости производителя, плюс амортизация. На сколько часто обновляются данные базы на детали иномарок? Курс валют то растёт. И есть такое ощущение, что для расчета средней стоимости РСА не гнушается учитывать и б/у детали и Китай... Есть ли смысл делать независимую экспертизу (они тоже должны работать по базам РСА?) и бодаться со страховой в суде? На какие нормативные акты опираться в этом случае?

    1. Игорь (помощник Ильи)

      12.12.2017 | 01:41

      Здравствуйте, Наталья.

      У вас тут много вопросов в одном месте. Отвечу по порядку.

      «…На сколько часто обновляются данные базы на детали иномарок?»

      Согласно «Положению о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденногоТС» (утв. Банком России 19.09.2014 № 432-П), а именно: главе 7, пункту 7.5 – «Периодичность актуализации Справочников устанавливается профессиональным объединением страховщиков и не может осуществляться реже, чем раз в два квартала».

      «…есть такое ощущение, что для расчета средней стоимости РСА не гнушается учитывать и б/у детали и Китай»

      Справочники цен формируются по региональным товарным рынкам (экономическим регионам) в соответствии с приложением 4 к Методике 432-П (ЕМРУ).

      В отношении запасных частей можете ознакомиться с пунктом 7.2.1 ЕМРУ. В частности, согласно абз. 5 исходной информацией о перечне (составе) запасных частей (деталей, узлов, агрегатов) должен служить каталог запасных частей изготовителя ТС по каждой модели. В исследовании учитываются только данные по новым сертифицированным запчастям. При этом в выборку цен не включаются цены на «неоригинальные» запчасти (не имеющие упаковки, торгового обозначения производителя ТС либо установленного им идентификационного номера), превышающие цены на соответствующие «оригинальные» запчасти (имеющие упаковку, торговое обозначение производителя и установленный им идентификационный номер), и цены на «неоригинальные» запчасти заведомо низкого качества, то есть запасные части, цена которых составляет менее 30% минимальной цены «оригинальной» запчасти». А абз. 7 утверждает, что допускается сбор как розничных, так и оптовых цен. Вообще в этой главе 7 много нюансов и цены, особенно на авто не входящие в основной каталог, могут существенно варьировать.

      «Есть ли смысл делать независимую экспертизу и бодаться со страховой в суде? На какие нормативные акты опираться в этом случае?»

      Вы в вашем вопросе не озвучили вашу проблему – в чем именно она состоит. Предполагаю, что СК стандартно занизила вам выплату – это рядовая ситуация. Если вы уверены, что выплата точно существенно занижена, то экспертизу делать стоит. В данном случае «существенно» означает занижение выплат существенно более, чем на 10%. То есть, если занижение составило 20%, к примеру, то бороться стоит и это не только суд – можно использовать претензии и жалобы.

      «…они тоже должны работать по базам РСА?»

      Да, использование ЕМРУ (432-П), а также Правил НЭ (433-П) и Ценового каталога (БЦЗ), в обязательном порядке предписывается определенным категориям физ и юрлиц. Исключая область страхования, это:

      Специализированные экспертные организации (в том числе независимые), имеющие соответствующее сертифицирование.

      Аттестированные технические эксперты, которые внесены в соответствующий государственный реестр специалистов.

      Штатные автоэксперты, работающие в органах судебной техэкспертизы.

      А как именно бороться со страховщиками и какие при этом используются нормативы вы можете узнать из посвященных данному вопросу статей:

      Если что-то останется непонятно, то спрашивайте в соответствующей вопросу теме.

      Всего вам доброго, Наталья.

    Арина

    28.09.2017 | 18:49

    Новая методика — просто грубый обман и попрание конституционных прав граждан (как виновников дтп, так и пострадавших)...

    Раннее у меня были ДТП (2 раза) не по моей вине, и выплаты страховой всегда хватало на ремонт. А теперь, вот 7 сентября 2017 года у меня произошло ДТП не по моей вине. Мне выплатили более, чем в 2 раза меньше, чем стоит ремонт, даже с использованием неоригинальных деталей, я уж молчу, если бы речь шла об оригинальных деталях... Стала смотреть справочник РСА по стоимости деталей, так это вообще жесть. Так оригинальный капот стоит около 80 000, а у них около 7000, то есть по цене тайваньского аналога... Оптика — вообще слезы... Вот и получается бред. Например, потерпевший в ДТП, получивший такое нищенское возмещение, по идее, может идти с иском к виновнику... А тот искренне недоумевает, ведь его ответственность застрахована в пределах 400000 рублей. О взыскании каких 60000 тысяч в дополнение к 60000, выплаченным страховой, может идти речь... И потерпевшему тоже большое удовольствие бегать по судам, а потом думать, куда сунуть исполнительный к лист к виновнику дтп, у которого ничего нет, включая официального заработка...

    Виталий

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П
"О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства"

1. На основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) (далее - Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") настоящим Положением утверждается единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее - Методика) в приложении к настоящему Положению.

2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России" и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 22, ст. 2774; 2014, N 32, ст. 4490).

Регистрационный N 34245

Установлена новая, единая методика определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства при ОСАГО. Она обязательна для всех страховых компаний и экспертов (экспертных организаций).

В методике детально прописана процедура установления наличия и характера повреждений автомобиля. Это делается в ходе осмотра машины. Устанавливаются требования к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства.

В исключительных случаях, когда осмотр автомобиля не возможен, повреждения могут устанавливаться без осмотра (при согласии на это потерпевшего и страховщика) на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото- или видеоматериалов).

Приведены показатели, в зависимости от которых определяются методы, технология и трудоемкость устранения повреждений. Даны типовые определения и характеристики повреждений.

Также в методике приведен порядок исследования обстоятельств ДТП и установления причин возникновения повреждений автомобиля.

Прописаны правила расчета расходов на материалы, запчасти, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене. В методике устанавливается размер статистической погрешности при расчетах - 10%. Причем он может не применяться, если расчеты производились исходя из замены деталей на бывшие в употреблении.

Согласно методике для ремонта транспортных средств, эксплуатируемых за пределами срока гарантии изготовителя, приоритетным считается использование восстановленных деталей (узлов, агрегатов), если они имеются на рынке, их применение допускается производителем автомобиля и это не ухудшает показатели безопасности машины.

Приведен алгоритм расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий.

Также прописан порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства, которые можно демонтировать и реализовать.

Приведен порядок определения стоимости транспортного средства до повреждения, применяемый при установлении экономической целесообразности ремонта или факта гибели машины.

При подсчете расходов на восстановительный ремонт используются справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ. В методике установлен порядок их формирования и утверждения.

Новая методика вводится в действие с того момента, как утратит силу прежняя.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства"


Регистрационный N 34245


Настоящее положение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств"


Поделиться: