Обоснование закупки у единственного поставщика образец по 223 фз. Нюансы, связанные с исполнением контракта

ФЗ, определение исполнителя часто происходит через прямое приглашение заключить договор. Заказчик вправе провести процедуру, если сведения о ней есть в Положении и в Плане, которые размещены в ЕИС. В Положении также должны быть перечислены критерии выбора процедуры:

  • начальная цена ниже конкретного значения;
  • совместимая / уникальная продукция;
  • срочная потребность;
  • несостоявшаяся конкурентная процедура;
  • обязательства перед третьими лицами;
  • продукция для текущей хозяйственной деятельности;
  • ограниченный круг участников процедуры.

Порядок закупки у единственного поставщика 223 ФЗ Потребуется выполнить три шага:

  1. Разместить в ЕИС документацию о закупке.
  2. Заключить договор.
  3. Внести информацию о сделке реестр.

На основании ч. 5 ст.

Прямая закупка у единственного поставщика

Осуществляется оказание услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии, услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения. 5) Осуществляется закупка услуг связи. Не все услуги связи относятся к сфере деятельности естественных монополий. 6) Существует срочная потребность в продукции, а проведение конкурентных процедур закупки по причине отсутствия времени является нецелесообразным, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, не являются результатом медлительности со стороны заказчика. 7) Предыдущий договор расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств. 8) Заключается договор аренды недвижимого имущества. 9) Осуществляется оплата нотариальных действий.

Закупка у единственного поставщика по 223 фз

  • По условиям договора расходование средств происходит в согласии с определенным порядком (который установило государство или инвестор).
  • Если продуктом, который будет закуплен, выступает интеллектуальная собственность поставщика.
  • Заказчик испытывает острую необходимость в покупке конкретного продукта и не считает целесообразным проводить конкурентную закупку.
  • Когда инициатором сделки становится компания (заказчик, или поставщик), руководители которых не стали рассматривать конкурентные варианты.
  • В том случае, когда в ходе аукциона организатором принято только одно заявление или всего один из кандидатов был утвержден в качестве участника.
  • Предмет поставки необходим учреждению, относящемуся к уголовно-исполнительной системе.
  • Нетипичной становится ситуация, при которой аукционные торги идут с участием единственного поставщика.

Закупки у единственного поставщика в рамках федерального закона n 223-ф3

В частности, если товары и услуги, перечисленные в Постановлении N 616, не указаны в разделе «Закупка у единственного поставщика» и в то же время приобретаются в неэлектронной форме, на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а на само автономное учреждение - в размере от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Второй важный момент - обеспечение информационной открытости рассматриваемой закупки. За нарушение данного требования теперь тоже предусмотрены штрафы (например, согласно ч.


5 ст. 7.32.3 КоАП РФ за неразмещение на сайте zakupki. gov. ru информации о закупке должностным лицам грозит штраф до 50 000 руб., а юрлицам - до 300 000 руб.).

Закупка у единственного поставщика по 44-фз и 223-фз

Например, к ним можно отнести: Срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (п. 6 ч. 9 ст. 4); Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4); Требование к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие (п. 2 ч. 10 ст. 4); Требование к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных, количественных и качественных характеристик, а также выполняемой работы, оказываемой услуги, Которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3 ч. 10 ст. 4); Порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие (п. 8 ч. 10 ст.

Договор с единственным поставщиком по 223-фз

При этом проведение процедуры другими способами нецелесообразно.

  • Заказчик ранее проводил закупку у конкретной компании. Повторная закупка у этой же фирмы может быть обоснована соображениями о стандартизации или приобретаемые товары должны подходить к уже имеющемуся оборудованию.
  • При заключении или пролонгации договоров аренды, а также купли-продажи на конкретные помещения.
  • Заключение договора на оказание консультационных, финансовых услуг, проведение спортивных или культурно-массовых мероприятий, предоставление мобильной связи, организации выставок, семинаров, конференций и так далее.
  • Это далеко не полный перечень возможных ситуаций, при которых заказчик может выбрать именно такой метод закупки. Главное, чтобы действия заказчика не противоречили действующему законодательству и были обоснованы экономической выгодой или целесообразностью.

Внимание

В ходе ведения хозяйственной деятельности производственным и торговым предприятиям приходится закупать материалы, комплектующие и товары. Зачастую рынок насыщен различными конкурирующими продавцами, представляющими однотипный продукт, поэтому у покупателей практически всегда есть возможность выбора. Осуществление закупки у единственного поставщика – экономическая ситуация, при которой заказчик предлагает заключить контракт конкретному кандидату.


Целью этих действий, как правило, становится:
  1. Запланированное приобретение продукта.
  2. Экстренное решение неожиданно возникшей проблемы.
  3. Нейтрализация результата неудачного или несостоявшегося конкурентного мероприятия.

Ситуация, при которой заказчик вынужден сотрудничать только с одним исполнителем, приближается к такому явлению, как «монополия» со всеми ее опасностями и рисками.

Размещение контракта с единственным поставщиком 223 ap

Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров. Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика.
Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры. Особенности прямой закупки Закупка у единственного поставщика относится к разряду неконкурентных. Заказчик обязан заранее разработать методику проведения такой процедуры.

Все правила прописываются в документации. Это следует из части 3 статьи 3 223-ФЗ. Документ размещается на официальном сайте для всеобщего обозрения. В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки.

Размещение контракта с единственным поставщиком 223 фз

Федерального закона N 44-ФЗ: совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика, осуществляемых в определенном ценовом диапазоне, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на проведение всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и 50 млн. руб. в год. Порядок определения единственного поставщика Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ в положении о закупке должен быть определен порядок закупки всеми указанными в этом документе способами. То есть порядок необходимо прописать и в отношении закупки у единственного поставщика.
Обратите внимание! Если утвержденным и размещенным на официальном сайте положением о закупке не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении них положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Федеральным законом N 223-ФЗ (разд.
В частности, в соответствующем разделе документа могут быть отражены специфические потребности заказчика (закупка услуг по созданию произведения искусства, вывозу и утилизации медицинских отходов, изготовлению и (или) размещению рекламных материалов), а также намерения сохранить сложившиеся отношения с существующими поставщиками и исполнителями (закупки, когда смена поставщика нецелесообразна, дополнительные закупки, продление ранее заключенного договора, заключение гражданско-правовых договоров с физлицами на использование их личного труда). Среди оснований для закупки у единственного поставщика является и необходимость закупки товаров, работ, услуг, перечисленных в Постановлении N 616. Согласно его п.

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) относится к наиболее распространенным способам закупки, применяемым исполнителями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон N 223-Ф3). Благодаря этому способу заказчики могут оперативно приобрести те или иные товары, работы, услуги, имеющие невысокую стоимость либо специфические характеристики. Что необходимо учесть автономным учреждениям при использовании указанного способа?

Правовые основы

Федеральный закон N 223-Ф3 и подзаконные акты содержат мало упоминаний о таком способе, как закупка у единственного поставщика. Например, в ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-Ф3 говорится только о том, что в положении о закупке — основополагающем документе заказчика могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, и в данном документе необходимо установить порядок закупки указанными способами. То есть закон не регламентирует вопросы выбора способов закупки: какой именно из них применять в том или ином случае, заказчик определяет самостоятельно.

Упоминание о закупке у единственного поставщика встречается в Федеральном законе N 223-Ф3 лишь в связи с установлением для заказчиков обязанности публиковать ежемесячную отчетность (п. 2 ч. 19 ст. 4), а, например, в Постановлении Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 (далее — Постановление N 616) — в связи с установлением исключений, когда при закупке товаров из утвержденного списка разрешается не использовать электронную форму. Более детальных требований, касающихся рассматриваемого способа, нормативными актами не определено. Таким образом, устанавливать порядок осуществления закупки у единственного поставщика, основания для использования этого способа, максимальную сумму закупки исполнители Федерального закона N 223-Ф3 (в том числе автономные учреждения) должны в собственном положении о закупке. (Для сравнения: заказчики, действующие в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, поставлены в более жесткие условия — осуществлению закупки данным способом посвящена ст. 93, в которой приведены закрытый перечень оснований для использования закупки у единственного поставщика и требования к процедуре закупки.)

Но какие именно нормы о закупке у единственного поставщика следует отразить в локальном акте, регулирующем закупочную деятельность АУ? Здесь можно ориентироваться на типовые (примерные) положения о закупке, разработанные учредителями. В частности, типовые положения утверждены Минобрнауки, Минздравом, а также отдельными муниципальными образованиями. В эти формы включен соответствующий раздел. И несмотря на то что первые два типовых положения предназначены для бюджетных учреждений, которые теперь вправе осуществлять часть своих закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-Ф3, данные формы могут быть полезны и автономным учреждениям.

Что отражать в положении о закупке?

Прежде всего, в положении о закупке нужно привести определение закупки у единственного поставщика (в ряде случаев ее еще называют прямой закупкой). Под ней понимается закупка, при которой договор заключается напрямую с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без использования конкурентных процедур с учетом требований, установленных положением о закупке.

Однако понятие «единственный поставщик» не связано с отсутствием функционирующего рынка — наличие единственного исполнителя, способного оказать заказчику требуемые услуги, не является исключительным условием, при котором заказчик вправе осуществить закупку данным способом. Подобный вывод сделал Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В Решении от 12.12.2012 по делу N А56-32831/2012 суд указал на то, что факт наличия на рынке иных хозяйствующих субъектов, участвовавших в процедурах закупок аналогичных услуг, вовсе не означает, что в результате заключения оспариваемого договора с единственным исполнителем заказчик нарушил Федеральный закон N 223-ФЗ.

Существуют и другие пункты, которые необходимо раскрыть в положении о закупке. Приведем их.

Основания для прямой закупки

В документе, регулирующем закупочную деятельность АУ, важно перечислить основания, в соответствии с которыми заказчик будет вправе применять рассматриваемый способ. При определении конкретных видов закупок многие автономные учреждения берут за основу положения ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ, включая в свой перечень, например, следующее:

Осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

Выполнение работы по мобилизационной подготовке;

Закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти согласно его полномочиям либо подведомственными ему учреждением, унитарным предприятием;

Оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);

Закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование этих изданий;

Закупка услуг по посещению зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

Признание процедуры закупки несостоявшейся;

Закупка услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);

Заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

Аренда нежилого здания, помещения.

Выборочный анализ положений о закупке, размещенных на сайте zakupki. gov. ru, показывает, что автономные учреждения, как правило, включают до 30 и более оснований, позволяющих приобретать товары, работы и услуги у единственного поставщика. В частности, в соответствующем разделе документа могут быть отражены специфические потребности заказчика (закупка услуг по созданию произведения искусства, вывозу и утилизации медицинских отходов, изготовлению и (или) размещению рекламных материалов), а также намерения сохранить сложившиеся отношения с существующими поставщиками и исполнителями (закупки, когда смена поставщика нецелесообразна, дополнительные закупки, продление ранее заключенного договора, заключение гражданско-правовых договоров с физлицами на использование их личного труда).

Среди оснований для закупки у единственного поставщика является и необходимость закупки товаров, работ, услуг, перечисленных в Постановлении N 616. Согласно его п. 2 приобретать такие товары (полиграфическую и печатную продукцию, канцелярские принадлежности, транспортные средства, услуги по уборке зданий и др.) в неэлектронной форме можно лишь в трех случаях. Один из них — закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с утвержденным положением о закупке. В связи с этим многие АУ внесли весь перечень товаров, утвержденный Постановлением N 616, в положение о закупке и раздел «Закупки у единственного поставщика».

Ценовое ограничение прямой закупки

В число оснований для приобретения у единственного поставщика товара, работы или услуги также входят случаи, когда стоимость закупки не превышает определенного лимита. Поскольку Федеральный закон N 223-ФЗ не устанавливает максимальной суммы подобной закупки, заказчик должен самостоятельно определить этот максимум в своем положении о закупке.

На практике автономные учреждения прописывают разные суммы — «до 100 тыс. руб.», «до 200 тыс. руб.», «до 400 тыс. руб.» и даже «до 1 млн. руб. по одному договору». Но какая бы сумма ни указывалась в данном документе, целесообразно разграничить в нем закупки у единственного поставщика стоимостью до 100 тыс. руб. и выше.

Положения ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-Ф3 разрешают заказчикам не раскрывать закупки стоимостью менее 100 тыс. руб. — сведения о них можно не размещать в единой информационной системе (на сайте zakupki. gov. ru). Причем это право не ограничено каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров (п. 2 Письма ФАС РФ от 30.12.2011 N АЦ/49682).

Это означает, что закупки у единственного поставщика, попадающие в указанный ценовой диапазон, АУ могут проводить без специальных процедур. В остальных же случаях, когда стоимость превышает 100 тыс. руб., заказчики обязаны обеспечивать информационную открытость рассматриваемой закупки.

Отметим, что Федеральный закон N 223-ФЗ не регламентирует ни максимальную цену закупки у единственного поставщика, ни период, в течение которого может проводиться такая закупка. Не содержит закон и ограничения, касающегося одноименных товаров. Однако автономные учреждения нередко указывают эти условия в своих положениях о закупке, устанавливая, например, что закупка у единственного поставщика осуществляется на сумму до 400 тыс. руб. в календарный квартал либо стоимость закупаемой у данного поставщика одноименной продукции не превышает 500 тыс. руб. в месяц. Также встречаются формулировки, дублирующие положения п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ: совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика, осуществляемых в определенном ценовом диапазоне, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на проведение всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и 50 млн. руб. в год.

Порядок определения единственного поставщика

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ в положении о закупке должен быть определен порядок закупки всеми указанными в этом документе способами. То есть порядок необходимо прописать и в отношении закупки у единственного поставщика.

Обратите внимание! Если утвержденным и размещенным на официальном сайте положением о закупке не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении них положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Федеральным законом N 223-ФЗ (разд. 5 Письма ФАС РФ от 24.12.2012 N ИА/44025/12 (далее — Письмо N ИА/44025/12)). Следовательно, при проведении неурегулированных закупок заказчик должен руководствоваться положениями Федерального закона N 44-ФЗ.

Как правило, автономные учреждения применяют один из двух подходов. Первый заключается в том, что в положении о закупке прописывается общий порядок определения единственного поставщика, действующий для любых таких закупок. В частности, подобный подход использовал Минздрав в типовом (примерном) положении о закупке. В рекомендуемой форме указано, что решение о цене товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, заказчик принимает после письменного обоснования потребности в данной закупке. В свою очередь, в обоснование нужно включать информацию о причинах заинтересованности в конкретном товаре, необходимости его приобретения у конкретного поставщика, а также экономическое обоснование цены договора.

Второй подход предполагает разграничение процедур определения единственного поставщика в зависимости от стоимости закупки (до 100 тыс. руб. и выше). Если цена договора невысока, он заключается без каких-либо предварительных процедур. Если же стоимость договора превышает 100 тыс. руб. — в соответствующем разделе положения о закупке указывается последовательность действий заказчика, среди которых может оказаться обоснование принятия решения, исследование рынка, привлечение к рассмотрению кандидатуры поставщика закупочной комиссии, разработка извещения и документации о закупке и др.

Что включать в план закупки и документацию?

В силу п. 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее — Правила N 932), сведения о предполагаемых приобретениях у единственного поставщика вносятся в план закупки. Исключением здесь могут стать закупки стоимостью до 100 тыс. руб. — согласно п. 4 Правил N 932 автономное учреждение вправе само решить, включать или нет закупки незначительной стоимости в указанный план.

Формирование извещения и документации о закупке у единственного поставщика также имеет свои особенности. Данный способ закупки не предполагает наличия некоторых сведений, перечисленных в ч. 9, 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ. Поэтому, по мнению Федеральной антимонопольной службы, изложенному в разд. 9 Письма N ИА/44025/12, данные сведения заказчик не должен указывать в извещении и документации о закупке. Например, к ним можно отнести:

Срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (п. 6 ч. 9 ст. 4);

Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4);

Требование к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие (п. 2 ч. 10 ст. 4);

Требование к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных, количественных и качественных характеристик, а также выполняемой работы, оказываемой услуги,

Которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3 ч. 10 ст. 4);

Порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие (п. 8 ч. 10 ст. 4);

Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п. 9 ч. 10 ст. 4);

Формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке (п. 10 ч. 10 ст. 4);

Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п. 12, 13 ч. 10 ст. 4).

В извещении и документации о закупке у единственного поставщика необходимо указать на отсутствие перечисленных сведений и информации.

Что публиковать на сайте закупок?

План закупки, в котором в том числе должны быть указаны будущие приобретения у единственного поставщика, извещение и документация о такой закупке, ежемесячная отчетность по заключенным договорам (в том числе заключенным с единственным поставщиком) — всю эту информацию необходимо размещать на сайте zakupki. gov. ru (ч. 2, 5, 19 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ). Подчеркнем: заказчики могут не отражать в плане те закупки, цена которых ниже 100 тыс. руб., а извещения и документацию о закупке данной стоимости не публиковать на официальном сайте, но сведения по заключенным договорам, цена которых не превышает 100 тыс. руб., должны входить в состав ежемесячной отчетности. На этот факт антимонопольный орган указал в разд. 4 Письма N ИА/44025/12.

Однако в будущем заказчики могут быть освобождены от обязанности размещать в единой информационной системе сведения о закупке, осуществляемой у единственного поставщика (в частности, извещение о такой закупке). Законопроект, содержащий данную поправку и предлагающий внести названное исключение в ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ, опубликован на портале для размещения информации о разработке проектов нормативных правовых актов regulation. gov. ru.

Как считают разработчики этого законопроекта, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — это неконкурентный способ, поэтому соблюдение заказчиком требования об опубликовании на официальном сайте извещения и документации о закупке является формальным.

Заключение

Чтобы иметь возможность в полной мере использовать такой способ, как закупка у единственного поставщика, автономному учреждению следует тщательно проработать соответствующий раздел положения о закупке. Здесь нужно привести перечень видов закупок, осуществляемых у указанного поставщика, а также установить порядок его определения.

Невключение отдельных оснований в положение о закупке может повлечь наложение штрафа либо необходимость применять в отношении данной закупки нормы Федерального закона N 44-ФЗ. В частности, если товары и услуги, перечисленные в Постановлении N 616, не указаны в разделе «Закупка у единственного поставщика» и в то же время приобретаются в неэлектронной форме, на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а на само автономное учреждение — в размере от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Второй важный момент — обеспечение информационной открытости рассматриваемой закупки. За нарушение данного требования теперь тоже предусмотрены штрафы (например, согласно ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ за неразмещение на сайте zakupki. gov. ru информации о закупке должностным лицам грозит штраф до 50 000 руб., а юрлицам — до 300 000 руб.). В связи с этим автономному учреждению необходимо своевременно публиковать в отношении закупок у единственного поставщика все необходимые сведения, в том числе отчетность по заключенным договорам.

Прямая закупка


Закупка у единственного поставщика (неконкурентная закупка) - это один из возможных способов закупки, который заказчик может предусмотреть в своем положении о закупке.





Положение о закупке регламентирует всю закупочную деятельность заказчика. В положении о закупке заказчик устанавливает способы закупки, порядок их подготовки и проведения. В целом, закупка у единственного поставщика (ЕП) это такой способ закупки, при котором не проводится конкурентный отбор (конкурентные процедуры), закупка проводится с минимальным мониторингом рынка.

Возможное (наилучшее) определение такой закупки в Положении о закупке:
«Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – это способ закупки, при котором предложение о заключении договора направляется конкретному поставщику, либо принимается предложение о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения иных предложений».

Особенности
По 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке!

Закупка у ЕП – это неконкурентная закупка!

При этом необходимо помнить цели и принципы 223-ФЗ, в которых в числе прочих, есть принцип о развитии конкуренции и об эффективном использовании денежных средств, в соответствии с которым заказчик должен стремиться случаи закупок у единственного поставщика минимизировать. Таким образом, какое-то количество конкурентных закупок обязательно нужно проводить.

Каждый случай закупки у ЕП должен быть обоснован (не обязательно письменно).

Можно ли закупать у ЕП, если поставщик не является монополистом?
Наличие на рынке единственного исполнителя, способного оказать заказчику требуемые услуги, не является исключительным условием, при котором заказчик вправе осуществить закупку указанным способом.

Определение случаев закупки у ЕП в положении

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться в случае, если:

1) Малый объем закупки (до 100/500 тысяч рублей).

Возможная формулировка в положении: «Стоимость приобретаемых товаров, работ, услуг не превышает сто тысяч рублей (с учетом налогов и сборов)».

Не следует писать ограничение, что 100/500 тыс. рублей – закупка одноименной продукции. С таким условием работать не удобно. Кроме того, тогда нужно дать определение, что для заказчика является одноименной продукцией.

Желательно установить такое ограничение:

100 тысяч рублей по одной закупке, но не более, чем 30% от годового объема закупок.

Если не устанавливать никаких ограничений, то 100 тысяч рублей считается за одну закупку.

Искусственно дробить закупки нельзя. Проверяющие органы в таком случае могут признать сделку фиктивной, и привлечь за нарушение принципов 223-ФЗ, а именно – принцип эффективного расходования денежных средств.

2) По результатам несостоявшейся закупки.

- Закупка у единственного участника конкурентной закупки (при условии, что участник допущен).

При этом договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке (а для аукциона – по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), или на лучших для заказчика условиях.

- Закупка у единственного поставщика, если по результатам конкурентной закупки не было подано ни одной заявки, либо все заявки участников были отклонены.

Конкурентную закупку заказчик может продлить (должно быть предусмотрено в положении).Если даже после продления нет заявок, то в положении о закупках нужно прописать несколько возможностей:

Провести процедуру повторно;
Отказаться от проведения процедуры закупки;
Провести закупку у единственного поставщика.

Предусмотреть в положении порядок согласования таких закупок (на основании протокола закупочной комиссии, по решению руководителя или другого уполномоченного лица и т.д.).

3) Осуществляется закупка товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

4) Осуществляется оказание услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии, услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения.

5) Осуществляется закупка услуг связи.

Не все услуги связи относятся к сфере деятельности естественных монополий.

6) Существует срочная потребность в продукции, а проведение конкурентных процедур закупки по причине отсутствия времени является нецелесообразным, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, не являются результатом медлительности со стороны заказчика.

7) Предыдущий договор расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств.

8) Заключается договор аренды недвижимого имущества.

9) Осуществляется оплата нотариальных действий.

10) Заказчик, являясь исполнителем по договору, заключенному с третьим лицом, осуществляет закупку товаров, работ, услуг у лиц, согласованных с третьим лицом.

11) Закупка путем участия в конкурентной процедуре продавца.

12) Возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

13) Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание).

Требуется ли обоснование прямой закупки?

Необходимость обоснования конкретной закупки у ЕП может быть установлена в положении заказчика.

Размещение сведений на ООС (общероссийский официальный сайт)

Если стоимость закупки у ЕП превышает 100 тысяч рублей(500 тысяч рублей), не содержит сведения о гос. тайне и не включена в перечень, утвержденный Правительством РФ, то на официальном сайте zakupki.gov.ru необходимо опубликовать следующие сведения:

- извещение
- документация
- проект договора

Пункты, которые не нужно включать в положение в случае закупки у ЕП:

- продукция может быть получена только от одного поставщика, так как отсутствует ее равноценная замена (заказчик не может заранее знать есть ли равноценная замена или она отсутствует);
- продукция производиться по уникальной технологии либо обладает уникальными свойствами, и только один поставщик может поставить такую продукцию;
- поставщик является монополистом на рынке данной продукции для данного региона;
- поставщик является единственным официальным дилером поставщика, обладающего вышеуказанными свойствами;
- поставщик является единственным поставщиком, продавцом, подрядчиком в данном регионе при условии, что расходы, связанные с привлечением контрагентов из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным.



Рамочный договор
Если заказчик заключает рамочный договор после вступления в силу 223-ФЗ, то в договоре должно быть указано количество поставляемого товара (объем работ, услуг) – п.3 ч.9ст.4 Закона № 223-ФЗ.

И указание на то, что поставка осуществляется по заявкам заказчика.

Если в договоре отсутствует объем, каждая поставка по такому договору является отдельной закупкой.

Приложения к договору:
Спецификация.
Технические характеристики.

Технические характеристики позволяют проводить исполнение договора именно так, как ожидает заказчик.

Изменение договора
В положении о закупке следует предусмотреть возможности изменения условий договора: цены, объема, сроков, качества продукции.

Об изменении цены, объема и срока исполнения договора необходимо поместить сведения на ООС.

Пример: Компания МУП, в 2014 году, с момента вступления для нее в действие 223-ФЗ, переходит на него. Есть договор, заключенный в 2013году, до вступления в действие 223-ФЗ.В следующем году компания планирует заключить доп. соглашение, увеличив цену и объем поставок. При этом необходимо опубликовать сведения об изменении цены и объема на ООС. Но заказчик не может заключить такое доп. соглашение к договору, заключенному до вступления в силу 223-ФЗ.

К договорам, заключенным после вступления в силу для заказчика 223-ФЗ, есть возможность заключить дополнительное соглашение, изменяющее условия договора. И такое доп. соглашение заключить возможно, опубликовав только извещение об изменении условий договора на ООС.

Закупки в электронной форме и ЕП
Существует Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012г. №616 г. Москва «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».

В этом постановлении установлено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренном статьей 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Нужно ли публиковать протокол при закупке у ЕП?
Согласно ч. 5 ст.4 Закона №223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки.

Таким образом, если протокол составляется, то публиковать его нужно.

Ч то должен содержать итоговый протокол?
В ч. 5 ст.4 Закона №223-ФЗ написано: «…В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки…». Таким образом, протокол обязательно должен содержать объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг, сроки исполнения договора.
Отчеты

Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.

ЕП фигурирует в форме 1- закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.

Скажите пожалуйста,ФГУП имеет положение о закупках, в котором прописана возможность неконкурентного способа закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб.(не указано в какой период). До 12 мая существовал план закупок, в котором были три закупки на 99 000 руб. 16 мая план закупок изменен и включены 4 новые закупки каждая на 399 тыс и все они отданы одному единственному поставщику. Действие договоров распространено на отношения сторон возникшие до заключения контрактов и до размещения планов этих закупок. Предыдущие три закупки был другой поставщик (те. которые по 99 000 руб). Законны ли действия закупщика?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, вправе самостоятельно выбрать основания, по которым будут заключать договоры с единственным поставщиком по 223-ФЗ . В законодательстве нет ограничений. Главное - прописать основания в Положении о закупке. Однако не сводите все или большинство сделок к закупке у единственного поставщика. Есть риск, что ФАС России обвинит вас в том, что вы ограничиваете конкуренцию, то есть нарушаете один из принципов закупок (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Как указано в письмах Минэкономразвития, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность выполнения работ и их оплаты до заключения договора по результатам проведения процедур закупки согласно положениям Закона № 223-ФЗ при условии, что именно победитель закупочных процедур будет осуществлять указанные работы.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

N 223-ФЗ заказчику нужно:

  • включить в положение о закупке порядок и основания проведения такой закупки;
  • предусмотреть соответствующую закупку в плане закупок;
  • подготовить договор и иные необходимые документы. Если это предусмотрено положением о закупке - разместить в ЕИС информацию о закупке (например, извещение, проект договора);
  • заключить договор и направить сведения о нем в реестр договоров.

1. Подготовка к проведению закупки у единственного поставщика

Чтобы подготовиться к закупке у единственного поставщика, заказчику необходимо сделать следующее.

  1. предусмотреть в положении о закупке возможность осуществления закупки у единственного поставщика (в том числе порядок и исчерпывающий перечень случаев ее проведения) (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ).
  2. включить в план закупок информацию о проведении закупки у единственного поставщика , поскольку проведение такой закупки, как и других закупок по Закону N 223-ФЗ, должно быть предусмотрено в плане закупок (ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

В Законе N 223-ФЗ не определены случаи, когда заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика, в нем только упоминаются два основания (п. 3 ч. 19 ст. 4 , ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ):

  • закупка, цена которой превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков);
  • закупка по итогам несостоявшейся конкурентной закупки.

Следовательно, заказчику нужно самостоятельно определить в положении о закупке основания для проведения закупки у единственного поставщика.

Если способ закупки или основание его выбора не предусмотрены положением, рекомендуем выбрать один из следующих вариантов действий:

  • внести в положение изменения , позволяющие провести закупку у единственного поставщика;
  • выбрать другой способ закупки, соответствующий положению.

Если заказчик осуществит закупку не в соответствии с положением, это может быть признано нарушением ч. 1 ст. 2 , ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, а заключенный договор признан судом недействительным;

Осуществить закупку, информации о которой нет в плане закупок, можно только в следующих случаях (п. 4 Правил формирования плана закупки, ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ):

  • сведения о закупке не подлежат включению в план закупок;
  • могут не включаться в него по усмотрению заказчика;
  • возникла срочная потребность в закупке (вследствие аварии, иных ЧС природного или техногенного характера, непреодолимой силы и т.д.).

Во всех остальных случаях необходимо предварительно внести изменения в план закупки.

Если заказчик осуществил не предусмотренную планом закупку, антимонопольный орган может квалифицировать отсутствие информации о ней в плане как неразмещение информации о закупке и наложить штраф.

Поделиться: