Лекции Опасность. Классификация опасностей

В настоящее время, в условиях современного общества, вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой. Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде. Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.

Тема взаимодействия человека и окружающей среды выходит за пределы какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это предопределило необходимость появление новой области знаний - безопасности жизнедеятельности (БЖД).

БЖД - комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения безопасности человека применительно к любому виду человеческой деятельности.

Главная задача возникшего научного направления "Безопасность жизнедеятельности" -- анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия на человека и среду обитания.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Окружающая среда -- это среда обитания, оказывающая постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических, биологических, психофизических. Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. Превышение этих пределов приводит к травмам или заболеваниям.

Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических, электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий. Повреждения организма могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.

Человеческая практика дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна (так называемая "аксиома о потенциальной опасности"). Воздействия, способные вызывать нарушения в самочувствии и здоровье людей, называют опасными. Это потенциальные (возможные) опасности. Постоянное наличие вокруг человека потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что какое-то несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия -- причины.

Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:

  • 1. Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.
  • 2. Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.
  • 3. При необходимости быстро и грамотно действовать.

Опасность - это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам непосредственно или косвенно.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты и др.

Опасности окружающего нас мира условно разделены (по источникам их происхождения ) на две четко выраженные группы: естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях, таких как землетрясения, наводнения, ураганы, лавины. Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Характерной особенностью естественных опасностей является неожиданность их возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, нпр. ураганы, цунами. Естественные опасности относительно стабильны во времени и по силе воздействия.

Возникновение антропогенных опасностей связано, прежде всего, с активной техногенной деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания и сооружения, транспортные магистрали - все, что создано человеком. Ущерб от этих опасностей тем выше, чем выше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств. Человек почти всегда взаимодействует с техническими средствами (средства транспорта - автомобиль, трактор, поезд; бытовые приборы; газовые и электрические плиты; орудия труда (станок, конвейер), которые, с одной стороны, помогают ему в труде и в быту, а с другой - являются источниками опасных воздействий. Рост их негативного влияния на человека и окружающую среду, как правило, обусловлен невнимательностью, спешкой, нарушениями технологических рекомендаций, трудовой дисциплины тем же человеком и, самое главное, отсутствием у него необходимых знаний о причинах возникновения опасностей, а также о последствиях, возникающих в зонах действия опасностей.

По характеру воздействия на человека все опасности делятся на вредные и травмирующие (травмоопасные) факторы:

Вредный фактор -- негативное воздействие на человека, приводящие к ухудшению самочувствия или заболеванию человека при длительном их действии. К ним относятся: воздействия токсичных веществ, содержащихся в воздухе, воде, продуктах питания, недостаточная освещенность, повышенные или пониженные температуры воздуха, и.т.д. Аналогично влияние на человека повышенного шума, вибраций, электромагнитных полей.

Травмоопасный фактор -- негативное воздействие на человека, приводящее к травме или к летальному исходу при их однократном действии. К ним относят падающие предметы, действие подвижных элементов различных установок и средств транспорта, падения, разгерметизацию систем повышенного давления, часто приводящую к взрывам и пожарам. Действие травмирующих факторов характеризуются неожиданностью и быстротой. (Ежегодно в мире в сфере промышленного производства погибает до 200 тыс. человек, получают травмы различной степени тяжести около 120 млн. человек).

Поражение электрическим током также относится к травмоопасному фактору. Привычка к постоянному использованию электричества притупляет чувство опасности, приводит к травмам и даже гибели людей. Электрические травмы разделяются на местные электротравмы и электрические удары. Местные электротравмы - это местные нарушения целостности тканей организма. Наибольшую опасность представляют электрические удары. В зависимости от исхода различают четыре степени эл.ударов: от судорожного сокращения мышц без потери сознания (1-я ст.), до клинической смерти (4-я ст.). Кроме остановки сердца и прекращения дыхания причиной смерти может быть электрический шок - тяжелая нервно-рефлекторная реакция организма на сильное раздражение эл.током. Во избежание негативных воздействий, необходимо строго соблюдать правила электробезопасности, например ремонт эл.приборов при вынутой эл.вилке устройства, не прикасаться к предметам, которые могут быть электрически соединены с землей (нпр. водопроводной трубой), а также использовать средства защиты от поражения эл.током (заземление, зануление и защитное отключение). При повышенной эл.опасности следует использовать средства индивидуальной защиты (диэлектрические перчатки, галоши, боты, коврики, изготовленные из диэлектрической резины); они увеличивают эл.сопротивление цепи, в которую может быть включен человек, снижая величину тока, протекающего через него, до безопасной величины.

К негативным воздействиям на человека относят также острые и хронические отравления.

Острым отравлением называют заболевание, возникающее после однократного воздействия токсичного вещества на организм человека. Обычно это происходит при авариях, когда содержание токсичных веществ в атмосферном воздухе резко возрастает, или при употреблении продуктов, содержащих большое количество токсинов. На производстве и в быту регистрируются пищевые отравления пестицидами, метиловым спиртом, различными растворителями.

Хроническим отравлением называют заболевание, развивающееся после систематического длительного воздействия токсичных веществ в дозах, значительно меньших, чем при остром отравлении. Такие свойства характерны соединениям свинца и марганца, парам ртути, которые склонны к постепенному накоплению в организме человека. Свинец и его соединения особенно опасны для детей и подростков.

Существует еще несколько способов классификации опасностей: - по природе происхождения:

  • а) природные;
  • б) технические;
  • в) антропогенные;
  • г) экологические;
  • д) смешанные.
  • - по локализации:
    • а) связанные с литосферой;
    • б) связанные с гидросферой;
    • в) связанные с атмосферой;
    • г) связанные с космосом.
  • - по вызываемым последствиям:

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.

Физические опасности - движущиеся машины и механизмы, повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, аномальная температура воздуха, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д.

Химические опасности - общетоксичные, раздражающие, канцерогенные и т.д.

Биологические опасности - патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности.

Психофизические опасности - физические и нервно-психические перегрузки. опасность потенциальный защита жизнедеятельность

Указанные классификации носят частный характер, поскольку осуществляют классификацию только по какому-либо одному признаку.

Принципы и средства обеспечения безопасности.

Научные и практические знания, изложенные в дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", позволяют минимизировать ошибочные действия людей, сделать техносферу комфортной, ограничить в ней опасности допустимыми пределами и устранить ее негативное воздействие на биосферу.

В структуре общей теории безопасности принципы играют значительную роль. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других критериев.

Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам (например, ориентирующие, технические, организационные, управленческие).

Рассмотрим детальнее некоторые принципы:

Добиться полного отсутствия в среде обитания негативных воздействий нельзя. На практике идут по пути ограничения негативных воздействий установлением их допустимых значений. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, предельно допустимая концентрация (ПДК примесей в атмосфере, ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, ПДК примесей в водоемах, в почве), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности и др. Для травмирующих факторов - это понятие риска воздействия на человека или риска возникновения аварий в технических системах; его оценивают отношением числа негативных событий к общему числу событий, произошедших в аналогичных системах в прошлом за определенный период времени - год.

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примеры реализации данного принципа: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др.

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности, предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.

Источниками антропогенных опасностей являются объекты, имеющие в своем составе энергетические и материальные ресурсы. Опасности реализуются при выходе потоков энергии и (или) каких-либо веществ из технических систем в окружающую среду при нарушении их целостности или в виде отходов, постоянно или периодически.

Рассмотрим подробнее, что представляют собой загрязнения, поступающие в атмосферный воздух. Источниками наибольшего загрязнения атмосферного воздуха являются энергетические установки, работающие на углеводородном топливе (бензин, керосин, диз.топливо, мазут, уголь, природный газ), а также транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и тепловые электрические станции (ТЭС). Увеличение количества автомашин, особенно в крупных городах, приводит и к росту выбросов вредных продуктов в атмосферу. Применение этилированного бензина вызывает загрязнение атмосферного воздуха токсичными соединениями свинца. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5-3кг свинца в год. Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный.

Промышленные объекты отличаются многообразием технологий и, как следствие, многообразием состава выбросов в окружающую среду. Наибольшие выбросы характерны для предприятий черной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, машиностроения, химической промышленности. Всего промышленными объектами России выбрасывается в атмосферу ежегодно около 25 млн. тонн загрязняющих веществ.

В соответствии с требованиями гос.стандартов для каждого источника загрязнения атмосферы устанавливается предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ).

В городах существует определенная связь между содержанием пыли в наружном воздухе и воздухе жилых помещений. В летный период года при средней наружной температуре +20 градусов в жилые помещения проникает около 90% химических веществ наружного воздуха. На величину концентрации загрязняющих веществ в жилых помещениях оказывают влияние химические бытовые средства, очистители, растворители, аэрозоли, клеи, дезинфицирующие средства.

Кроме загрязнений, содержащихся в атмосферном воздухе в условиях города, производства и жилища, на человека могут оказывать воздействие и иные негативные факторы. К ним относятся энергетические загрязнения, травмирующие факторы, загрязнения, содержащиеся в пищевых продуктах и питьевой воде, ряд других негативных воздействий антропогенного происхождения.

Благоприятные условия жизнедеятельности достигаются:

  • - созданием комфортного состояния среды обитания;
  • - снижением до допустимых норм вредных воздействий на человека в среде обитания;
  • - применением средств защиты от воздействий травмирующих факторов.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.

Последствия воздействия опасностей на человека:

При действии травмирующих факторов на человека возникают негативные последствия, которые можно разделить на первичные и отдаленные.

Первичные последствия характерны для травмоопасных воздействий и острых отравлений. Они сопровождаются различными травмами или гибелью людей. В случаях тяжелого травматизма наблюдаются отдаленные последствия. Человек может стать нетрудоспособным - инвалидом труда.

Наиболее травмоопасными являются процессы эксплуатации автомототранспорта, купание, пожары, участие в производственных процессах, случаи падения.

Негативное воздействие вредных факторов проявляется в формах заболеваний, снижения продолжительности жизни, снижения рождаемости и ухудшения здоровья новорожденных и взрослеющих детей.

Продолжительная работа в горячих цехах грозит нарушениями сердечно-сосудистой деятельности человека, кроме того, снижается защитная реакция организма на заболевания дыхательных путей. Рабочие горячих цехов чаще болеют пневмонией, гриппом, ангиной.

Пребывание и работа при пониженной температуре воздуха сопровождается значительным переохлаждением кожи открытых участков тела, особенно рук, а также слизистых оболочек дыхательных путей. В подобных условиях работают моряки, рыбаки, сплавщики леса, рисоводы, рабочие мясокомбинатов, холодильных установок. Длительное пребывание в условиях низких температур может привести к обморожению или гибели человека.

Постоянное или периодическое пребывание в загрязненном пространстве сопровождается характерными (профессиональными, региональными) заболеваниями. К ним прежде всего относятся заболевания органов дыхания, кровообращения и пищеварения, злокачественные новообразования, болезни кожи.

Оценивая последствия воздействия опасностей на человека, следует признать, что уровень преждевременной гибели людей от опасных воздействий ежегодно возрастает (в странах СНГ численность погибших от воздействия негативных факторов ежегодно достигает 300 тыс., а в целом мире - 2 млн. человек).

Негативное действие вредных факторов распространяется не только на живущих сегодня, оно опасно и для будущих поколений.

Заключение.

Человек пока остается носителем различных по виду опасностей и угроз, регулятором "безопасности". Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложноорганизованную систему отношений и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разрушительную роль.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности работающих и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Подготовке такого специалиста способствует изучение в учебных заведениях дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", что помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения и безопасно осуществлять свои профессиональные функции.

Техногенные чрезвычайные ситуации возникают в результате внезапного выхода из строя машин, механизмов и агрегатов, что сопровождается значительными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованием очагов пожаров, радиоактивным, химическим или биологическим заражением местности, которые привели или могут привести к значительным материальным потерям и впечатления или гибели людей.

Авария - опасное событие техногенного характера, повлекшей гибель людей или создает на объекте или отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносит вред окружающей среде.

Катастрофа -большая по масштабам авария или другое событие, которое приводит к тяжелым последствиям.

Крупные аварии, которые возникают на промышленных объектах, транспорте и т.д., по объемам разрушения, человеческими жертвами, а также по характеру влияния на людей, животных и растения часто равны или превышают действие оружия массового поражения.

Основные виды аварий и катастроф:

Транспортные,

Разрушение сооружений,

Разрушение оборудования,

Разрушение с нарушением энерго-, водо-, тепло - и других систем жизнеобеспечения населения и производства,

Аварии систем связи и телекоммуникаций,

Аварии на очистных сооружениях,

Гидродинамические аварии,

Разрушение с выбросом радиоактивных веществ,

Разрушение с выбросом ядовитых веществ,

Разрушение с выбросом опасных микроорганизмов. Характер последствий аварий и катастроф зависит от их вида,

масштабов, заселенности территории, геолого-географических условий и других особенностей.

Основными причинами аварий являются:

Несовершенство конструкций, в т. ч. несоответствие проектных решений требованиям техники безопасности;

Нарушение строительных норм при строительстве объектов и монтаже технических систем;

Разработка технологического процесса производства без учета всех возможных явлений и химических реакций;

Нарушение технологического процесса производства;

Слабый контроль за технологическим процессом и состоянием производства в целом;

Несоблюдение правил эксплуатации оборудования, машин, механизмов и транспорта;

Несоблюдение правил хранения и использования агрессивных, взрыво - и пожаро-опасных веществ;

Физическое старение механизмов, сооружений и материалов;

Поломка приборов, особенно навигационных при транспортных авариях;

Аварии на соседних предприятиях, линиях электропередач, газопроводах и коммунальных сетях;

Стихийные бедствия;

Терроризм;

Безответственное отношение к делу, халатность;

Несоблюдение правил техники безопасности;

Сложные метеорологические условия, особенно при транспортных авариях.

Поражающие факторы аварий и катастроф:

Затопления;

Отравление людей;

Завалы производственных зданий и сооружений;

Поражения людей электрическим током.

В Украине ежегодно происходит около 500 чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в которых погибает около 400 и страдает от различных повреждений - 500 человек. Большинство из чрезвычайных ситуаций имеют местный и объектовый характер. На ситуации общегосударственного уровня приходится около 1 %, а регионального - 4 % от общего количества аварий.

наиболее Распространенными чрезвычайными ситуациями являются пожары и взрывы. Наиболее взрывоопасными производствами являются шахты, сахарные, мукомольные, деревообрабатывающие предприятия, характерной особенностью которых является большое количество пыли. Пыль с размером частиц менее 0,5 мм в смеси с воздухом за своими взрывными характеристиками приближаются к взрыву паров топлива или газовой смеси. Взрывы угольной пыли периодически происходят на шахтах, в т. ч. украинских.

Более 1/3 всех зарегистрированных случаев взрыва пыли произошли на деревообрабатывающих предприятиях, 1/4 случаев - это взрывы на предприятиях пищевой и масложировой промышленности. Среднегодовые прямые убытки, причиненные чрезвычайными ситуациями техногенного происхождения в Украине, оцениваются в 200 млн. грн.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности»

уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:
  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
  • применять первичные средства пожаротушения;
  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
  • основы военной службы и обороны государства;
  • задачи и основные мероприятия гражданской
  • способы защиты населения от оружия массового поражения;

Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: технического и экономического профилей специальности.

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная общеобразовательная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Изучение дисциплины достигается формированием у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.

Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями, необходимыми для:

· создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

· разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.

Форма итоговой аттестации дифференцированный зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Наименование разделов и тем Кол-во часов при заочной форме обучения
Всего В т.ч. п/з Самостоят. работа Всего В т.ч п/з Самостоят. работа
Раздел 1 Человек и среда обитания -
ТЕМА 1.1. Основные виды потенциальных опасностей -
Раздел 2 ЧС мирного и военного времени и организация защиты населения -
ТЕМА 2.1. Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени - - -
ТЕМА 2.2. ЧС мирного времени: природного и техногенного характера -
ТЕМА 2.3 ЧС военного времени -
ТЕМА 2.4. Организация защиты населения от ЧС мирного и военного времени -
Раздел 3 Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи - -
ТЕМА 3.1 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - -
ИТОГО: -

Раздел 1 Обеспечение устойчивости объектов экономики

ЗНАТЬ:

· принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

· основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

· о воздействии негативных факторов на организм человека и среду обитания;

· основные методы защиты от вредного воздействия негативных факторов в быту и на производстве;

  • о воздействии негативных факторов на организм человека и среду обитания;

· источники негативных факторов.

УМЕТЬ:

· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций:

· предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

· применять первичные средства пожаротушения;

Тема 1.1. Основные виды потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и в быту

Общая характеристика среды обитания человека в быту, на производстве. Формы деятельности человека в производственной среде. Классификация негативных факторов. Виды, источники негативных факторов. Профессиональные заболевания, меры профилактики.

Травма, повреждение, несчастный случай. Причины травматизма. Основные правила техники безопасности. Основные технические мероприятия по предотвращению травматизма. Электро и пожаробезопасность. Первичные средства пожаротушения, правила пользования ими.

Методические указания

При изучении темы необходимо обратить особое внимание на классификацию негативных факторов, виды, источники, уровни негативных факторов производственной среды. Запыленность и загазованность воздуха, вибрация, акустические колебания, шум; электромагнитные поля и излучения. Движущиеся машины и механизмы, падающие предметы. Производственные яды, смазочно-охлаждающие жидкости, повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность, физические и нервно-психические перегрузки, умственные перенапряжения.

Необходимо знать о воздействии негативных факторов на человека и среду обитания, при этом надо рассмотреть характеристику нервной системы человека, условные и безусловные рефлексы, характеристику анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, вибрационная чувствительность, обоняние, слух, зрение. Вредные вещества, их классификация. Комбинированное действие вредных веществ. Хронические отравления, профессиональные заболевания и методы их предупреждения.

При изучении факторов воздействующих на человека в процессе его жизнедеятельности необходимо обратить особое внимание на классификацию основных форм деятельности человека и характеристику среды обитания человека.

Основная литература:

1. СВ. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков, и др. «Безопасность жизнедеятельности», учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М.: Высшая школа, ИМЦ СПО, 2000г-343 с.

Дополнительная литература:

1. СВ. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. «Безопасность жизнедеятельности», учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2002-352 с.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные требования, предъявляемые к системам освещения, отопления, вентиляции на рабочем месте?

2. Как классифицируются негативные факторы?

3. Назовите основные факторы риска и методы их преодоления.

4. Что такое вибрация и можно ли её использовать в медицинских целях?

5. Вследствие чего происходит утомление и переутомление? Основные пути снижения усталости.

6. Современная классификациятрудовой деятельности человека.

7. Какие критерии используются при классификации трудового процесса по тяжести и напряженности? Приведите примеры трудовой деятельности человека с различной тяжестью и напряженностью труда.

8. Назовите основные правила безопасного поведения при пожарах.

9. Назовите основные причины травматизма.

РАЗДЕЛ 2 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация зашиты населения

ЗНАТЬ:

· российскую систему предупреждения и действий в ЧС, ее предназначение, структуру и задачи;

· классификацию чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

· правила пользования средствами индивидуальной защиты;

· роль и место ГО и ЧС мирного и военного времени;

· виды оружия, краткая характеристика поражающих факторов;

· основной способ оповещения населения в случаях угрозы или возникновения стихийных бедствий, аварий и катастроф;

· спасательные и другие неотложные работы при ЧС мирного и военного времени;

· способы защиты себя и окружающих от поражающих факторов современных средств поражения;

· способы сооружения простейших защитных сооружений;

· основные правила выполнения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах;

· способы проведения санитарной обработки людей, одежды, обуви, а также дегазации, дезактивации.

УМЕТЬ:

· Пользоваться СИЗ

ТЕМА 2.1. Организационные основы по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи. Основные понятия и определения. Основные задачи системы и её основные органы управления; государственное управление в чрезвычайных ситуациях; специализированные формирования на аварийных и экологически опасных объектах; Задачи системы гражданской безопасности в условиях регламентированного и нерегламентированного состояния.

Роль и место Гражданской обороны в российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Функции и задачи гражданской обороны в условиях чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «О гражданской обороне»

(Извлечения)

Настоящий Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы ох осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации независимо от их организационно правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также силы и средства гражданской обороны.

Глава 1. Общие положения

статья 1. Основные понятия .

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечения действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Гражданские организации гражданской обороны - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Характеристика опасностей

Опасность - центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно, т.е. вызывать нежелательные последствия. Количество признаков характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Опасность хранят все системы имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Таксономия – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Поскольку опасность является понятием сложным, иерархическим, имеющим много признаков, таксономирование их выполняет важную роль в организации научного знания в области БЖД, позволяет глубже познать природу опасности. Совершенная достаточно полная таксономия пока не разработана.

По природе происхождения опасности бывают: природные, технические, антропогенные, экологические, смешанные.

Согласно ГОСТу опасности делятся на: физические, химические, биологические, психофизиологические.

По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на: импульсивные, кумулятивные.

По вызываемым последствиям: у томление, заболевания, травмы, аварии, летальные исходы.

По приносимому ущербу : социальный, технический, экологический и т.п.

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на: активные , проявляющиеся за счет своей энергии (электричество, ультразвука и т.д.), пассивные , проявляющиеся как бы опосредованно (ржавчина, накипь), активно-пассивные , активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (острые колющие и режущие неподвижные элементы; неровности поверхности по которой перемещается человек; уклоны, подъемы, незначительное трение между соприкасающимися поверхностями и др.)

Различают априорные признаки (предвестники) опасности и апостериорные (следы).

Опасности носят потенциальный, то есть скрытый характер.

Идентификация опасностей – процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий направленных на обеспечение БЖД.

В процессе идентификации выявляются номенклатура опасности, вероятность их проявления, пространственная локализация, возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Причины и последствия – условия, при которых реализуются потенциальные опасности .

Другими словами причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия или ущерб. Формы ущерба, или нежелательные последствия разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, последствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, ЧС, пожар и т.д.

Триада «опасность - причины - нежелательные последствия» - логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствия). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т.е. является многопричинным.

Аксиома о потенциальной опасности – любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Филиал государственного автономного образовательного учреждения

Свердловской области «Карпинский машиностроительный техникум» г. Волчанск

Реферат по дисциплине:

«Безопасность жизнедеятельности»

«Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в быту и на производстве»

Введение…………………………………………………………………... 3
1. Понятие опасности…. ………………………………………………... 5
2. Источники опасностей……………………………………………….. 7

3. Номенклатура опасностей……………………………………………. 9

4. Классификация опасностей……….………………………………….. 10
Заключение……………………………………………………………….. 15

Список используемых источников……………………………………....16

Введение
Безопасность жизнедеятельности – научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них. Понятие опасности в этой дисциплине является основным.
Главным объектом безопасности жизнедеятельности является человечество, т.е. государства, общества и личности, а предметом - его деятельность по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности и безопасности природных условий жизни.

«Безопасность - это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующиеся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению, предупреждению, ослаблению, устранению и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый «недопустимый объективно и субъективно» ущерб, закрыть путь для выживания и развития» 1 .

В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».

Безопасность зависит от внешней среды, внутреннего состояния человека, мер по защите и от способности человека к снижению риска за счет готовности к профилактике, преодолению, снижению отрицательных последствий взаимодействия с вредными и опасными факторами жизнедеятельности.

С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Эти опасности причиняют вред здоровью человека. Они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом.

Профилактика опасных ситуаций и защита от них представляет собой актуальные гуманитарную и социально-экономическую проблемы, в решении которых должно быть заинтересовано прежде всего государство. Поэтому обеспечение безопасности является приоритетной задачей личности, общества и государства.

Цель данной работы: изучить и охарактеризовать виды опасностей, дать их классификацию.

    Понятие опасности


Негативные воздействия в системе «человек-среда обитания» принято называть 8 опасностями. Этим понятием именуют свойство живой и неживой материи причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасности не обладают избирательным свойством. При своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Они существуют в пространстве и во времени. Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о процессе жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!». Эта опасность усугубляется скрытым характером своего проявления 2 .

Понятие - опасность трактуется по разному. В современном русском языке слово «опасность» обозначает возможностьчего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

В технической литературе под опасностью понимают «явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека».

В медицинской среде «опасность» трактуется, как возможность причинения вреда организму – в виде заболевания, травмы, ухудшения течения болезни, смерти.

Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Жизнедеятельность человека потенциально опасна. Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непре­рывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов.

Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, процессы, объекты, свойства предметов, угрожающие жизни и здоровью человека.

В широком смысле слова, опасность - это угроза неблагоприятного (негативного) воздействия чего-либо на какой-то объект (организм, устройство, организацию), которое может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования 3 .

Определение опасности в БЖ является более объемным и учитывает все формы деятельности. Опасности по своей природе вероятностны, т.е. случайны; потенциальны, т.е. скрыты; перманентны, т.е. постоянны; непрерывны и тотальны, т.е. всеобщи, всеобъемлющи. Следовательно, нет человека, которому не угрожают опасности.

Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека - это нервные потрясения, травмы, болезни, инвалидность. Опасности и угрозы - непременные спутники человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития.

Признаками, определяющими опасность, являются:
угроза для жизни человека;
возможность нанесения ущерба здоровью;
опасности, имеющие возможность вызывать нарушения нормального функционирования отдельных органов и систем организма человека;
опасности способные вызывать нештатное нарушение выполнения технологического процесса, потерю работоспособности конструкции или ее разрушение, что может вызвать аварию, взрыв и поражение людей 4 .
Опасность - понятие относительное. Опасности - это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию.

2. Источники опасностей

Источники опасности – это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности проявляют или обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу, реальные или потенциальные действия. Источники опасности по своей сути имеют естественно-природное, техническое и социальное происхождение. Источниками (носителями) опасностей являются естественные процессы и явления, элементы техногенной среды, человеческие действия, которые таят в себе угрозу опасности.

1. Естественные источники опасности - это природные объекты, явления природы и стихийные бедствия, которые представляют угрозу для жизни или здоровья людей, это - землетрясения, оползни, сели, вулканы, наводнения, снежные лавины, штормы, ураганы, ливни, град, туманы, гололед, молнии, астероиды, солнечное и космическое излучение, опасные растения, животные, рыбы, насекомые, грибки, бактерии, вирусы, заразные болезни животных и растений.

2. Техногенные источники опасности - опасности, связанные с использованием электрической энергии; химических веществ; различных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического); транспортных средств; горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов; процессов, происходящих при повышенных температурах и давления; с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования.

3. Социальные источники опасности - такие явления, как бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность и т.д. Первоисточниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное положение; плохие условия проживания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве.

4. Источники политических опасностей - конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, вооруженные конфликты, войны.

Однако наличие источника опасности еще не означает того, что человеку или группе людей обязательно должна быть вызвана какой-то вред или повреждения. К этому может привести конкретный поражающий фактор.

Поражающий фактор - это фактор среды обитания, который при определенных условиях наносит вред, как людям, так и системам жизнеобеспечения людей, к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы подразделяются на: Поражающий фактор - это фактор среды обитания, который при определенных условиях наносит вред, как людям, так и системам жизнеобеспечения людей, к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы подразделяются на: физические, в том числе энергетические (ударная воздушная или водная волна, электромагнитное, акустическое, ионизирующее излучение, движущиеся объекты с большой скоростью или имеют высокую температуру и др.); химические (химические элементы, вещества и соединения, которые негативно влияют на организм людей, фауну и флору, вызывающих коррозию, приводят к разрушению объектов среды обитания); биологические (животные, растения, микроорганизмы); социальные (возбужденная толпа людей); психофизиологические.

3. Номенклатура опасностей

Номенклатура - это система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники. В теории БЖД можно выделить несколько уравнений номенклатуры: общую, локальную, отраслевую, местную (для отдельных объектов) и др.
В общую номенклатуру в алфавитном порядке включаются все виды опасностей:
а - алкоголь, аномальная температура воздуха, аномальная подвижность воздуха, аномальное барометрическое давление, аномальное освещение и т. д.;
б - боль, брызги, брожение, буран, буря;
в - взрыв, взрывчатые вещества, вибрация, вода, высота вращающиеся части машин, волнения эмоциональные;
г - газы, гербициды, глубина, гиподинамия, гипокинезия, гололед, горы, горячие поверхности, гроза, гниль;
д - динамические перегрузки, дождь, дым, движущиеся предметы, движение задним ходом;
е - едкие вещества, ёмкость;
з - заболевание, замкнутый объем, зажим частей тела, заражение, защемление, заусенцы;
и - избыточное давление (газа, пара, жидкости), инфразвук, инфракрасное излучение, искры, износ, изгиб, извержение, инсульт, инфаркт, инерция;
к - качка, коррозия, кручение, кинетическая энергия, крушение (поезда, самолета, корабля, мачты, здания), контузия, кровотечение, курения (табака, наркотиков);
л - ледоход, листопад, лазерное излучение;
м - магнитные поля, микробы, микроорганизмы, метеориты, медикаменты, молния, мо-нотония;
н - наводнение, накипь, недостаточная прочность, нарушение правил безопасности, нарушение требований охраны труда, неровные поверхности, неправильные действия персонала, неудобство рабочей позы, наезд машины, напор воды, ветра, несогласованность действий;
о - огонь, огнеопасные вещества, оружие, острые кромки (грани), острые предметы, (колющие, режущие), отравления, ошибочные действия персонала, охлажденные поверхности (предметы, вещества), оглушение, ослепление, опьянения, обрыв;
п - падение (без установленной причины), пар, перегруз (детали, механизма), перенапряжения анализаторов, пестициды пожар, психологическая несовместимость, пыль, пульсация светового потока;
р - рабочая поза, радиация, резонанс, рана, разрыв, расстройство здоровья, реактивная отдача, работа оборудования без присмотра (без обслуживания), разгерметизация систем под давлением;
с - снегопад, сбой в системе, скользкая поверхность, солнечный удар, статические перегрузки, статическое электричество, спуски, слабость, скорость, столкновение с предметом, стужа, самовключение, самовыключение;
т - туман, тайфун, ток высокой частоты (напряжения);
у - устранение неполадок «находу» машины, ультразвук, ударная волна, ультрафиолетовое излучение, умственное перенапряжение, ураган, ускорение, утомление, усталость, уклоны, угарный газ, утрата бдительности, внимания, ударное столкновение с предметом;
ш - шум, штурм;
э - эмоциональные перегрузки, электромагнитные поля, эмоциональный стресс; я - ядовитые вещества, яркость поверхности 5 .

2. Классификация опасностей

В связи с многообразием опасностей, угроз и источников их возникновения требуется их классификация. Опасности могут носить количественные, временные, пространственные, качественные характеристики. Различают опасности естественного и антропогенного происхождения 6
Источником естественных опасностей является природная среда (стихийные явления, климатические условия, рельеф местности и т. д.). Антропогенные опасности возникают вследствие воздействия человека на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.). Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей.

    По происхождению различают 6 групп опасностей:

    Природные - землетрясения, оползни, наводнения и т.д.;

    Техногенные - это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения;

    Антропогенные - связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антропогенных опасностей являются сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком (элементы техносферы). Ущерб от антропогенных опасностей тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств;

    экологические - утоньшение озонового слоя, сокращение биоразнообразия;

    социальные: алкого лизм, военные действия, террор;

    биологические: - включают костно-мышечные травмы, являющиеся следствием выполняемой работы и неблагоприятных условий, в которых работа выполняется.

    По времени проявления отрицательных последствий опасности делятся на:

    Импульсивные – быстро

    Кумулятивные - долго.

    По локализации опасности бывают: связанные с:

    Литосферой твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород.,

    гидросферой, это водная оболочка Земли.

    атмосферой, газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля.

    космосом.

    По вызываемым последствиям:

    утопление,

    заболевание,

  • летальные исходы и т. д.

    По приносимому ущербу:

    социальный,

    технический,

    экологический,

    экономический.

    По структуре (строению) опасности делятся на:

  • производные;

    По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 5 групп:

    механические;

    физические;

    химические;

    биологические - патогенные микроорганизмы (в т.ч. вирусы) и продукты их жизнедеятельности;

    психофизиологические. Психофизиологическиеопасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки 7 .

Физические опасности: взрывоопасные; окисляющие; чрезвычайно воспламеняющиеся; легко воспламеняющиеся; воспламеняющиеся.

Биологические опасности: высокотоксичные; токсичные; вредные; агрессивные; раздражающие; канцерогенные; мутагенные; тератогенные.

    По реализуемой энергии опасности:

    активные

    пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек. Это - острые (колющие и режущие) неподвижные элементы; неровности поверхности, по которой перемещается человек; уклоны, подъемы; незначительное трение между соприкасающимися поверхностями (скольжение) и др.

    По сфере проявления опасностей:

  • спортивная;

    дорожно-транспортная;

    производственная;

    По численности людей, подверженных опасному воздействию:

    индивидуальныеﹶ;

    групповыеﹶ (коллеﹶктивныеﹶ)

    массовыеﹶ

    По стеﹶпеﹶни воздеﹶйствия опасности на объеﹶкты защиты:

    потеﹶнциальныеﹶ;

    реﹶальныеﹶ;

    реﹶализованныеﹶ.

Реﹶализованныеﹶ опасности принято раздеﹶлять на:

    происшеﹶствия;

    чреﹶзвычайныеﹶ происшеﹶствия;

  • катастрофы;

    стихийныеﹶ беﹶдствия 8 .

Условия, при которых реﹶализуются потеﹶнциальныеﹶ опасности, называются причинами. Причины характеﹶризуют совокупность обстоятеﹶльств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают теﹶ или иныеﹶ неﹶжеﹶлатеﹶльныеﹶ послеﹶдствия. Формы неﹶжеﹶлатеﹶльных послеﹶдствий, или ущеﹶрба, разнообразны: травмы различной тяжеﹶсти, заболеﹶвания, урон окружающеﹶй среﹶдеﹶ и др.

Заключе ние
Таким образом, завеﹶршая работу, сдеﹶлаеﹶм краткиеﹶ выводы.
Опасность – цеﹶнтральноеﹶ понятиеﹶ БЖД, под которым понимаются явлеﹶния, процеﹶссы, объеﹶкты, способныеﹶ в опреﹶдеﹶлеﹶнных условиях наносить ущеﹶрб здоровью чеﹶловеﹶка неﹶпосреﹶдствеﹶнно или косвеﹶнно, т.еﹶ. вызывать неﹶжеﹶлатеﹶльныеﹶ послеﹶдствия.

Любая опасность реﹶализуеﹶтся, принося ущеﹶрб, вслеﹶдствиеﹶ какой-либо причины или неﹶскольких причин. Беﹶз причин неﹶт реﹶальных опасностеﹶй, а только еﹶсть потеﹶнциальныеﹶ опасности. Слеﹶдоватеﹶльно, преﹶдотвращеﹶниеﹶ опасностеﹶй или защита от них базируеﹶтся на знании причин. Меﹶжду реﹶализованными опасностями и причинами сущеﹶствуеﹶт причинно-слеﹶдствеﹶнная связь: проявившаяся опасность еﹶсть слеﹶдствиеﹶ неﹶкоторой причины (причин), которая, в свою очеﹶреﹶдь, являеﹶтся слеﹶдствиеﹶм другой причины и т.д. Таким образом, беﹶзопасность жизнеﹶдеﹶятеﹶльности еﹶсть одна из всеﹶобщих и кореﹶнных потреﹶбностеﹶй и закономеﹶрностеﹶй развития чеﹶловеﹶка, общеﹶства, государства, чеﹶловеﹶчеﹶства. Поэтому неﹶобходима выработка меﹶр по защитеﹶ от возможных опасностеﹶй.

Список используе мых источников

1. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасныеﹶ и вреﹶдныеﹶ производствеﹶнныеﹶ факторы. 2. ГОСТ 12.0.003-74 Систеﹶма стандартов беﹶзопасности труда. Опасныеﹶ и вреﹶдныеﹶ факторы. Классификация: Постановлеﹶниеﹶ Госстандарта СССР от 18.11.1974 № 2551. - М.: ИПК Издатеﹶльство стандартов, 2002.

4. Айзман Р.И. Теﹶореﹶтичеﹶскиеﹶ основы беﹶзопасности жизнеﹶдеﹶятеﹶльности / Р.И. Айзман, С.В. Пеﹶтров, В.М. Ширшова. Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.

5. Беﹶзопасность жизнеﹶдеﹶятеﹶльности: Учеﹶбник / Под реﹶд. С.В. Беﹶлова. – М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.

6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. учеб. заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. – М.: Академия, 2014.-176 с. Электронный ресурс: https://edu.tatar.ru/upload/images/files/arustamov_e_a__kosolapova_n_v__prokopenko_n_a__guskov_g_v__2004_obzh.pdf.

7. П.Э. Шлеﹶндеﹶр. Беﹶзопасность жизнеﹶдеﹶятеﹶльности: Учеﹶб. пособиеﹶ. 2-еﹶ изд., пеﹶреﹶраб. и доп. - М.: Вузовский учеﹶбник,. - 304 с.. 2008. Элеﹶктронный реﹶсурс: http://scibook.net/jiznedeyatelnosti-bjd-bezopasnost/problemyi-zadachi-opasnosti-17956.html

8. http://ohrana-bgd.narod.ru/travmisl_02.html

1 Ярочкин В.И. Секьюритология: Наука о безопасности жизнедеятельности / В. И. Ярочкин . – М. : Ось-89, 2000 . – 400 с. Эл. ресурс: http://kiev-security.org.ua/b/x22/3.shtml

2 Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. Б40 учеб. заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. - М.: Издательский центр «Академия», 2014 - с. 8

3 Айзман Р.И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р.И. Айзман, С.В. Петров, В.М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - С. 25.

4 http://ohrana-bgd.narod.ru/travmisl_02.html

5 http://ohrana-bgd.narod.ru/travmisl_02.html

6 Степанов И.О. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / И.О. Степанов и др. – Псков: ПГПУ им. С.М. Кирова, 2010 г. – С. 71.

7 ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» опасные и вредные производственные факторы, действующие на исполнителя на рабочем месте

Поделиться: