Техногенная безопасность предприятия. Техногенная безопасность как состояние защищенности населения и территорий от последствий чс техногенного характера

Техногенная деятельность человека рассматривается как гигантская система преобразования, объектом преобразования которой является планета Земля. Если под средой обитания человека понимать окружающую его природную среду и системы, созданные самим человеком, то в географической оболочке Земли необходимо учитывать техносферу. Задачи оптимизации природопользования и охраны окружающей среды невозможно разрешить без учета техногенной безопасности техносферы.

Существует два подхода в рассмотрении категории «техногенная безопасность»:

а) в системе «человек – производство – среда обитания»;

б) в системе «общество – техносфера – природная среда».

Техногенная безопасность (ТБ) – совокупность свойств технических средств (оборудования, технологий, процессов) противостоять совместному воздействию всех факторов, приводящих к ухудшению состояния здоровья, травмам или гибели персонала, а также вредному воздействию на природную среду.

Существуют два пути обеспечения ТБ.

Во-первых, это предотвращение нарушений нормальных режимов работы, защита от вредного воздействия эксплуатационных нагрузок предотвращение отказов и сбоев в работе операторов.

Во-вторых, предотвращение опасного развития уже возникших нарушений нормальных режимов функционирования, исключение случаев перерастания таких нарушений в аварийные и катастрофические ситуации для человека и природной среды.

При глобальном подходе сфера техногенных опасностей разделяется на три показателя техногенных рисков или три типа:

1) угроза жизни и здоровью вследствие аварий, вплоть до глобальной катастрофы;

2) угроза жизни и здоровью вследствие деформации составляющих компонент биосферы;

3) угроза жизни и здоровью людей из-за недостатка природных ресурсов, вплоть до глобального их исчерпания.

Источником материальных, а также значительной части энергетических ресурсов является литосфера. Она одновременно и объект воздействия для таких ведущих отраслей как химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая, горно-металлургическая и топливно-энергетическая отрасли мирового хозяйства. Эти же отрасли являются и основными «вредителями» окружающей среды в промышленно развитых регионах. Главное здесь: минимизация получения отходов; утилизация и реутилизация отходов, выбросов, сбросов, т.е. обеспечение замкнутого по материалам и энергии производства; утилизация отходов, которые уже накоплены; изоляция и безопасное хранение токсичных и радиоактивных отходов. Государственное регулирование и управление техногенной безопасностью, техногенное программирование. Техногенная безопасность должна быть органически встроена в социально-экономическую систему государства.

Основные проблемы с обеспечением безопасности техносферы возникают при эксплуатации, так называемых критических систем, к которым относятся энергетические системы (особенно атомные), транспортные системы, системы связи, военно-технические системы, финансовые системы, медицинская и биологическая промышленность, экологически опасные производства, системы управления государством, в особенности силовыми структурами, и ряд других.

Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрации веществ, и потоки энергий в жизненном пространстве (предельно допустимые концентрации и уровни – ПДК и ПДУ).

В тех случаях, когда потоки масс и/или энергий от источника негативного воздействия в среду обитания могут нарастать стремительно и достигать чрезмерно высоких значений (например, при чрезвычайных техногенных ситуациях), в качестве критерия безопасности принимают допустимую вероятность (риск) возникновения травмирующего воздействия в зоне пребывания человека.

Одной из важнейших задач ремонтно-монтажных служб является обеспечение требуемого уровня техногенной безопасности на предприятии.

В настоящее время создание новых и модернизация существующих производств должны основываться на жестком соблюдении высокого уровня экологической безопасности, надежности функционирования, энерго- и сырьевой экономичности. При этом характер труда человека должен измениться в направлении полного исключения монотонных, рутинных операций, ликвидации тяжелых вредных профессий. Однако важнейшим из названного является условие безопасности человека и отсутствия ущерба окружающей среде, то есть обеспечение техногенной безопасности объекта.

Понятие техногенной безопасности не сводится только к охране труда персонала и техники безопасности на производстве. Оно включает весь комплекс воздействий на здоровье и психическое состояние человека в совокупности с экологической безопасностью. Такая всеобъемлющая трактовка проблемы техногенной безопасности является идеализацией и не может быть реализована в настоящее время в полной мере.

Практическая реализация всех требований к техническим объектам возможна только на основе высокого уровня законодательного обеспечения, наличия полноты информации с использованием мирового опыта и, безусловно, высокого научного и технического уровня разработки. Целью создания таких совершенных объектов является не только экономическая выгода и удовлетворение потребностей людей, но и сохранение экологической целостности окружающей среды как основы для дальнейшего прогресса.

В настоящее время ситуация на Украине такова, что особую опасность представляет низкий уровень существующих технических объектов и недостаточные возможности решения проблемы инженерной экологии. Если в сфере оценки вредных воздействий на воду, почву, воздух и в целом в области экологической экспертизы производств, статистическом учете количества промышленных и бытовых отходов, а также в создании полигонов и свалок отходов имеются определенные достижения за рубежом, то в направлении разработки новой экологически чистой и безопасной техники явно недостаточно. Современные потребности в создании новых технологических объектов должны учитывать также необходимость в восстановлении уже нарушенной экологической целостности окружающей среды и решать проблемы ликвидации накопленных запасов различных отходов. При этом необходимо, чтобы научно-технический уровень объектов для восстановления окружающей среды был значительно более высокий в связи с особенностями перерабатываемого сырья: его высокой токсичностью, неоднородностью технического состава, разбросом физико-механических, теплофизических и прочих свойств.

Решение перечисленных сложных научно-технических задач по созданию безопасных экологически чистых объектов может быть найдено при одновременном формировании технической, энергетической, информационной структур объекта, создании многоплановой системы обеспечения техногенной безопасности на всех участках и стадиях данного конкретного производства.

Решение проблемы создания системы техногенной безопасности должно ответить на конкретные вопросы: определение зон, где уровень техногенной опасности превышает заданный; выдачи рекомендации по снижению уровня техногенной опасности до безопасных величин; оперативное оповещение персонала, находящегося в зоне техногенной безопасности об уровне опасности, времени пребывания и т.п.

В состав системы обеспечения техногенной безопасности входят следующие подсистемы:

  • - подсистема классификации оборудования;
  • - карты расположения оборудования;
  • - базы данных характеристик оборудования;
  • - базы данных по обслуживающему персоналу;
  • - подсистема динамического контроля и анализа технического и санитарного оборудования;
  • - подсистема оценки энергохимического потенциала оборудования;
  • - подсистема выявления наиболее опасных участков и сочетание неблагоприятных факторов;
  • - подсистема имитационного моделирования возможных ситуаций;
  • - подсистема принятия решений и генерирования технических и организационных предложений по предотвращению опасностей для человека и выбросов в окружающую среду.

Ключевыми понятиями данного подхода является техногенная зона (ТЗ), опасное или вредное воздействие (ОВ) и объект защиты (ОЗ).

Опыт эксплуатации потенциально опасных промышленных объектов как сложных организационно-технических систем показывает, что имеющиеся на них средства и способы защиты далеки от совершенства, В разных отраслях производства требования к системам защиты организационно-технических комплексов, принципы их построения и нормы эксплуатации весьма различны. В некоторых случаях требования к таким системам защиты или вовсе отсутствуют, или не отвечают.

Говоря об оборонно-промышленном комплексе, отметим, что многие его объекты спроектированы, построены и эксплуатируются в соответствии с действующими государственными и отраслевыми нормативными документами, учитывающими штатные условия эксплуатации и возможные проектные аварийные ситуации. Вероятность их возникновения в связи с увеличением количества потенциально опасных объектов в отрасли, естественно, растёт. Проведенный анализ позволил определить основные проблемные ситуации, которые обусловили снижение надежности предприятий, и выявить причинно-следственные связи между ними. Так вот, состояние объектов ОПК ныне характеризуется ростом дополнительных нагрузок и воздействий на них. Это обусловлено тем, что номинальные проектные нагрузки действуют на работоспособные конструктивные элементы предприятий, требующие ремонта или замены. По понятным причинам до последнего времени такой возможности фактически не было. Далее, выявились редкие сочетания функциональных нагрузок и природно-климатических воздействий на указанные элементы, ранее не принимавшиеся в расчёт.

Система защиты предприятий представляет собой упорядоченную совокупность элементов (сооружений, конструкций, устройств и т.д.), мер (экономического, политического, социального, правового и иного характера) и предназначена для предотвращения или уменьшения возможного ущерба в случае аварии на потенциально опасных организационно-технических комплексах. Под общими принципами обеспечения их безопасности следует понимать концептуальные положения о путях предотвращения и эффективной локализации последствий в случае возникновения тех или иных катаклизмов природного и техногенного происхождения. Эти пути можно условно разделить на три направления: предотвращение потенциальных аварий; их локализация и минимизация последствий, если ЧС всё же произошла; прекращение функционирования опасных объектов.

Общие принципы обеспечения безопасности организационно-технических систем учитываются на стадиях их проектирования, строительства, эксплуатации и плановой ликвидации (остановки). Речь идёт о возведении безаварийных объектов, создании препятствий развитию опасных факторов, мероприятиях, способствующих эффективной ликвидации последствий аварий.

Анализируя работы, посвященные рассматриваемой проблеме, нельзя не отметить, по нашему мнению, присущий им технократический подход, стремление свести многосложную проблему к решению нескольких групп научно-технических задач. При таком подходе опускается комплексность и системность в оценке эффективности мероприятий по обеспечению техногенной безопасности объектов. Это уже привело к формированию узковедомственных направлений исследований, нацеленных главным образом не на предупреждение чрезвычайных ситуаций и защиту от их поражающих факторов, а на ликвидацию последствий аварий и катастроф. Использование упрощенных технократических подходов приводит к негативным последствиям, о чём свидетельствует подавляющее большинство чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Последующая же интеграция узковедомственных направлений обеспечения устойчивости, построенных на основе различных принципов и стандартов, неизбежно ведет к возникновению значительных трудностей технического и организационного характера, к неоправданно большим финансовым затратам. Да, в интересах обеспечения техногенной безопасности предприятий, скажем, ОПК в условиях угрозы возникновения ЧС растут объемы диагностики, увеличиваются объемы выборочного ремонта, однако затрачиваемые на всё это финансовые средства не приносят ожидаемого эффекта и не могут коренным образом изменить ситуацию. Используемые сейчас экономические механизмы для решения проблемы оказались неадекватными в сложившихся условиях. Следовательно, необходимо искать и внедрять новые экономические механизмы для повышения устойчивости функционирования предприятий в чрезвычайных обстоятельствах, К сожалению, мы ещё далеко не избавлены от различных угроз и рисков как техногенного, так и природного характера.

Экономические механизмы управления рисками в техногенной сфере

Воздействие современных производств на условия общественно-экономического развития столь велико, что принимает глобальные последствия, и темпы изменения окружающей среды становятся соизмеримыми с темпами изменения самого общества. Возрастающее воздействие техносферы на природную среду приводит к тому, что соответственно возрастает и воздействие самой природы на развитие общества. Отсюда возникает необходимость учитывать закономерности взаимодействия производства и природы. Одна из них - возрастающее воздействие производственно-экономических систем на природную среду другая - возрастающая зависимость общества от природной среды. Причём вторая закономерность может рассматриваться как неизбежное следствие первой.

Их учёт существенно меняет понимание взаимосвязи производственной и природной среды в сравнении с тем, которое преобладало до недавнего времени. В соответствии с ним географическая среда рассматривалась как фактор в основном инвариантный, развивающийся по своим естественным законам настолько медленно, что им можно пренебречь при определении стратегии развития производства. Это противоречит современной парадигме развития общества, ибо в нынешних условиях его зависимость от состояния природной среды нарастает. Стало быть, темпы и характер развития промышленности требуется согласовывать с возможностями биосферы, в которую общество структурно включено как часть - в целое. И тут становится очевидно противоречие между возможностями развития общественного производства и ограниченными компенсаторными возможностями биосферы, что является существенным тормозом для наращивания объемов производства.

Ещё одна закономерность, определяющая пути и средства развития предприятий промышленного комплекса страны, - оптимальное соответствие состояния природной среды темпам и характеру развития этого комплекса. Учет её, как и предыдущих, позволяет по мере продвижения по пути устойчивого развития экономики неуклонно повышать гарантии обеспечения техногенной и экологической безопасности населения и территорий, а также их защищённость при опасных природных явлениях и катастрофах. Одновременно будет возрастать их экономическая безопасность.

В качестве экономических регуляторов для предупреждения и снижения уровня техногенной опасности предприятия помимо мероприятий инвестиционно-инновационного характера могут рассматриваться экономические механизмы: ответственности; фондовые и бюджетного финансирования; резервирования финансовых, трудовых и материальных ресурсов;стимулирования повышения уровня безопасности (льготное налогообложение, кредитование); перераспредления риска и страхования; применение штрафных санкций.

Эти механизмы могут применяться на всех уровнях управления - государственном, региональном, отраслевом, корпоративном, муниципальном, а также внутри предприятия. На рис. изображена обобщенная схема функционирования предприятия, рассматриваемого с позиций его взаимодействия с основными экономическими контрагентами и средами.

На рисунке предприятие представлено в виде точки пересечения финансовых, материальных, кадровых и информационных потоков, отражающих производство продукции, перемещение и потребление инвестиций, сырья, материалов, перерабатываемой продукции, оборудования, используемых и разрабатываемых технологий. Основные для данной классификации факторы социально-экономической игеографической сред изображены в виде широких заостренных полос (сверху и снизу). Они играют роль фоновых, увеличивающих или уменьшающих риски во взаимоотношениях с данным предприятием.

Его функционирование с позиций воздействия техногенных факторов постоянно подвержено угрозе срыва или ухудшения вследствие возможного нарушения указанных на рисунке потоков (входных и выходных). Их изменения нельзя заранее предвидеть и однозначно предсказать, пользуясь обычной информацией и интеллектуальными ресурсами. Однако некоторые факторы долгосрочного риска, например отказ технологического оборудования, если число таких отказов в среднем стабильно сохраняется на протяжении длительного периода, можно с достаточной достоверностью экстраполировать на будущее.

В общем случае техногенный риск срыва деятельности предприятия определяется одной или несколькими причинами: внезапно наступившими и непредвиденными изменениями в состоянии или функционировании промышленного оборудования; изменениями физических условий перемещения ресурсов и др. При этом важно точно определить сущность риска (суть, описание неожиданных и неблагоприятных событий); его причины (объективные или субъективные действия или бездействия, ведущие к наступлению неблагоприятных событий); факторы риска (предпосылки, увеличивающие вероятность и реальность рисковых событий); методы и механизмы его снижения и компенсации (предотвращения таких событий или ослабления их негативного эффекта).

Оценить эффективность экономических механизмов снижения и компенсации риска можно по величине остаточной прибыли после введения соответствующих экономических рычагов управления уровнем техногенной безопасности на предприятии. При такой оценке используют подход, применяемый для соответствующих экономических оценок работы предприятий.

При нарушениях заданных ограничений в функционировании предприятия осуществляется принудительное уменьшение объёмов производства, времени, мощности, других значений в деятельности объекта. Их величина пропорциональна наносимому им ущербу.

Следует заметить, что эти принудительные меры могут рассматриваться и как следствие определенных директивных санкций (штрафов).

Ограничительный экономический механизм регулирования уровня устойчивости функционирования предприятия в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера предусматривает введение таких ограничений для фактора промышленного производства (обусловливающего увеличение техногенной опасности), при котором обеспечивалось бы достижение максимума остаточной прибыли.

Условие соблюдения ограничений, установленных на параметры деятельности объекта, сводится к следующему: потери в прибыли или уменьшение до требуемого уровня фактора, определяющего отрицательное воздействие объекта на уровень техногенной безопасности всего предприятия, должны быть меньше, чем потери в результате снижения такой безопасности или в результате штрафов за повышение этого уровня.

Итак, в современных условиях для функционирования предприятия с учетом необходимого уровня техногенной безопасности важно учитывать и совершенствовать экономические механизмы управления рисками в техногенной сфере.

Управление техногенной безопасностью предприятий

Одним из перспективных направлений обеспечения техногенной безопасности предприятий в современных условиях может быть развитие системы управления ими. Сущность последнего состоит в идентификации, выявлении и предупреждении инцидентов и аварий на объектах. По своей внутренней основе это единый функционально и организационно структурированный механизм, в котором органически увязаны системная и целенаправленная социальная, экономическая и иная деятельность администрации предприятия, органов управления отраслью, государственных и муниципальных органов власти и других структур, занимающихся в большей или меньшей степени вопросами обеспечения безопасности на опасных производственных объектах.

В иерархических системах обычно рассматриваются задачи как централизованного, так и децентрализованного управления (когда учитываются интересы управленческих структур нижних уровней). При этом принимается во внимание, что самостоятельные действия управленческих подсистем, преследующих свои цели, в определенной мере могут снизить эффективность решения задач центром.

С учетом этого управление техногенной безопасностью, в частности, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на федеральном уровне должно быть направлено на достижение долгосрочных стратегических целей. Они заключаются, во-первых, в формировании стратегии управления риском опасных производственных объектов; во-вторых, в формировании нормативно-правовой базы в интересах установления приемлемых уровней риска для каждого типа техногенных воздействий и вместе с этим обеспечения необходимых условий жизнедеятельности персонала предприятий и населения.

Конкретнее эти цели могут быть сформулиро ваны следующим образом:

    устранение причин возникновения опасностей и угроз техногенных аварий и катастроф на производстве и обеспечение безопасного и устойчивого функционирования предприятия;

    локализация опасных техногенных ситуаций и предотвращение развития опасной техногенной обстановки на предприятии, если по тем или иным условиям невозможно устранить причину ее возникновения и начинается «цепная реакция» негативных событий;

    максимальное ослабление последствий опасных техногенных воздействий на население, персонал предприятия, окружающую среду и ликвидация последствий ЧС в кратчайшие сроки.

Как видно, первая из этих целей имеет предупредительный характер. Управление техногенной безопасностью и рисками при ее реализации может быть названо превентивным. Оно осуществляется в плановом порядке и включает многие мероприятия. Проводится идентификация возможных техногенных опасностей и рисков, анализируются и оцениваются уровни риска, разрабатываются нормативные и правовые акты, регулирующие управление техногенными рисками, создаются и адаптируются к региональным и местным условиям методические, нормативно-технические и другие документы по идентификации техногенных опасностей, принципам и организации мониторинга, процедурам контроля уровня риска, критериям для принятия решений по защите от опасных воздействий и обеспечению безопасности предприятия, его персонала, населения, а также окружающей среды.

Кроме того, вырабатываются принципы размещения потенциально опасных в техногенном отношении предприятий и создаются нормативные документы по выбору оптимальных вариантов их размещения, лицензируются проекты строящихся объектов, проводится их паспортизация. Осуществляются государственный надзор и контроль на потенциально опасных производствах ОПК.

Формируются и развиваются пространственно-распределенные базы данных для анализа и оценки всех видов техногенных рисков, устойчивости функционирования предприятия, здоровья и жизни его персонала и населения, состояния окружающей среды. Принимаются управленческие решения по переходу на другой уровень техногенного риска, обоснованный и установленный исходя из изменившихся социально-экономических условий, а также из новых научных данных.

Подготавливаются силы и средства, предназначенные для нормализации техногенной обстановки, обеспечения техногенной безопасности при угрозе опасных событий. Персонал предприятия, органы местного управления, надзора и контроля в сфере техногенной безопасности, население, общественные и другие заинтересованные организации информируются о характере и степени опасности, уровне риска и о предусматриваемых мерах по его снижению.

Наконец, вырабатываются соответствующие предложения в программы экономического развития предприятия, в планы распределения финансовых средств в интересах эффективного управления техногенными рисками. Две другие названные выше цели реализуются в порядке оперативного реагирования на возникновение и развитие аварий, катастроф и других опасных событий. Управление техногенной безопасностью предприятия при этом включает:

выявление, оценку и прогнозирование развития обстановки, влияния факторов воздействия опасных производственных объектов на персонал, население, инфраструктуру и окружающую среду;

выработку и принятие решений по локализации аварий, недопущению или максимально возможному ослаблению, а также ликвидации их последствий, возмещению причиненного объекту ущерба;

постановку задач службам и другим организационно-управленческим структурам предприятия, привлекаемым к реализации принятых решений, информирование органов власти и местного самоуправления, населения и общественности об обстановке и принимаемых мерах по обеспечению безопасности;

руководство действий администрации предприятия, отрасли и органов власти всех уровней и их координацию в ходе мероприятий по локализации и предотвращению развития опасных техногенных событий, максимальному снижению вероятного ущерба и ликвидации последствий ЧС в соответствии с принятыми управленческими решениями и планами.

Каждая из трех целей управления техногенной безопасностью предприятия ОПК не исключает и другие, а, наоборот, предполагает дополнительные, направленные на повышение эффективности такого управления. А политика, обеспечивающая достижение стратегических целей, есть стратегия управления техногенной безопасностью и рисками. В сферу стратегического управления входят высший менеджмент отрасли (ОПК), органы государственной власти, отвечающие за осуществление военно-технической политики, другие управленческие структуры, . через которые выбираются и реализуются организационно-технические, экономические и нормативно-правовые механизмы регулирования уровня техногенной безопасности предприятий.

На уровне органов государственной власти управление в данной сфере должно быть сосредоточено на решении перспективных, долгосрочных задач, формировании целевых установок и стратегий управления, создании необходимой нормативно-правовой базы.

На уровне руководства отраслью (ОПК), органов управления субъектов Федерации и муниципальных образований, кроме выполнения перечисленных задач, целесообразно предусматривать: адаптацию принятых в государстве, регионе и отрасли стратегий управления техногенной безопасностью и рисками предприятий к условиям региона; формирование пространственно-распределенных баз данных и знаний в сфере техногенной безопасности; решение практических задач по реализации проводимой стратегии управления, анализу и оценке показателей техногенной безопасности и риска; организацию, руководство и координирование действий по защите объектов предприятия, его персонала, населения, а также по ликвидации последствий аварий и снижению техногенных рисков до приемлемого уровня. Иными словами, стратегическое управление на указанных уровнях сводится главным образом к адаптации и реализации выработанных стратегий руководства.

На предприятиях ОПК (опасных в техногенном отношении объектах) управление техногенной безопасностью и рисками должно сосредоточиваться на решении практических задач, связанных с организацией комплексного мониторинга и осуществлением всех видов контроля за источниками возможных техногенных воздействий, с выявлением, оценкой и прогнозированием развития обстановки в условиях повседневного функционирования объектов и в аварийных ситуациях, с разработкой и принятием решений по внедрению экономических механизмов регулирования степени техногенной опасности, по нормализации обстановки и защите персонала, населения и окружающей среды на прилегающих территориях, по снижению уровня техногенных рисков и ликвидации последствий аварий.

На этом уровне предусматриваются также: выработка и обоснование оптимальных вариантов структуризации предприятия, направлений его развития исходя из критериев обеспечения безопасности и приемлемых уровней риска при вероятных техногенных воздействиях; лицензирование и паспортизация потенциально опасных объектов; создание и развитие необходимых баз данных. Решаются важные задачи по подготовке штатных и нештатных подразделений и формирований различных ведомств и объектов, привлекаемых к выполнению задач по обеспечению защиты и безопасности персонала, населения и окружающей среды, к реализации управленческих решений.

Как и во многих других случаях, при управлении безопасностью и рисками могут приниматься индивидуальные и групповые решения. При этом учитывается четкое распределение задач и полномочий между органами управления, представляющими те или иные структуры.

В рамках системы управления техногенной безопасностью и рисками целесообразно совместно использовать два принципа: централизации руководства, основывающегося на единстве полномочий и ответственности; распределенных обязанностей и ответственности, что обеспечивает проведение соответствующих согласований и консультаций, создает условия для устранения возможных разногласий и даже конфликтов при осуществлении мероприятий.

Анализ современного состояния и тенденций развития промышленной безопасности предприятий ОПК свидетельствует, что при принятии управленческих решений в этой области следует учитывать значительную неопределенность относительно рисков. Она заключается в вероятности возникновения таких аварийных ситуаций, которые не могут быть заранее спрогнозированы и учтены. В этих условиях традиционный планово-директивный подход к управлению функционированием предприятия (с негибкой его организационной структурой, действующей по строго определенному алгоритму) неприемлем с точки зрения всего спектра возможных труднопрогнозируемых сценариев развития ЧС. Поэтому необходимо формировать адаптивную систему управления, которая в наибольшей степени была бы приспособлена к меняющимся условиям обстановки.

В частности, подобный подход предлагается использовать для формирования организационной структуры системы управления инновационно-инвестиционным процессом обеспечения техногенной безопасности предприятия. Именно свойство адаптивности этой системы в наибольшей мере соответствует требованию повышения уровня такой безопасности. При этом рекомендуется руководствоваться некоторыми основными принципами совершенствования управления инновационными и инвестиционными процессами в сфере обеспечения техногенной безопасности предприятий ОПК. Вот эти принципы.

1. Система управления должна использовать рыночные критерии оценки эффективности инноваций, основанные на анализе и прогнозе интегрированного показателя стоимости бизнеса.

2. Экономические механизмы управления инновациями и инвестициями в сфере обеспечения устойчивости функционирования предприятий ОПК должны совершенствоваться на единой системной основе функциональной, информационной и организационной интеграции инновационных и инвестиционных процессов. В свою очередь интеграция последних представляется возможной на основе логически согласованной системы организационно-экономических и эксплуатационно-технических показателей. Формализация и систематизация этих показателей позволяет разработать организационно-экономическую модель интегрированного адаптивного управления инновациями и инвестициями в сфере обеспечения промышленной безопасности.

3. Гибкости и эффективности системы управления можно достигнуть путем динамической оптимизации комплекса мероприятий по обеспечению техногенной безопасности предприятий с учетом значимых внутрен­них и внешних ситуационных факторов.

Таким образом, адаптивная система управления в наибольшей степени способна обеспечить поддержку принятия управленческих решений в условиях неопределенности и рисков, связанных с угрозой возникновения различных ЧС техногенного характера, путем применения методов оптимизации для расчета вариантов управленческих решений по обеспечению техногенной безопасности объекта при изменении этих условий. Такая система охватывает весь процесс принятия решений на всех уровнях и является основой для формирования организационно-экономической системы управления техногенной безопасностью предприятий ОПК, основанной на проблемно-ориентированном применении современных информационных технологий.

Техногенная безопасность предприятий, окружающей среды на прямую зависит от соблюдения и контроля за соблюдением норм, правил пожарной безопасности. Приоритетной задачей стратегии обеспечения безопасности человека, общества и государства, является предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, среди которых весомая доля приходится на .

Что такое чрезвычайное происшествие

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванные , стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, большим , приложением средств или другим опасным событием, что привели к гибели людей и значительным материальным потерям. Значительную угрозу техногенной безопасности составляют радиационно, химически, взрыва и пожароопасные, гидродинамические объекты, аварии на транспорте.

На сегодняшний день можно обозначить следующею иерархию ЧП представленную на рис.1.

Рис.1. Иерархия системы техногенной и природной опасности

Составные части техногенной опасности

Для примера в Украине функционирует 4 атомных электростанции с 13 энергоблоками. Наибольшую опасность составляет объект „Укрытия” над 4-м разрушенным блоком . Еще на 3 тыс. объектов используются источники ионизирующего излучения, в том числе почти 2,5 тыс. в медицинских заведениях. Значительную опасность составляют предприятий по переработки урана, которые занимают площадь 542 гектара и содержат порядка 66 млн. тонн радиоактивных веществ.

На данное время в Украине функционирует свыше 1,5 тыс. взрыва и пожароопасных объектов. На которых хранится или используется свыше 300 тыс. тонн опасных химических веществ, в частности, свыше 9 тыс. тонн хлора, 200 тыс. тонн аммиака.

Потенциально опасные производства составляют 42 % от стоимости основных промышленно производственных фондов. Кроме того, по территории Украины проложено 830 магистральных амиакопроводов, 6000 км нефтепроводов, 6700 км газопроводов. В зоне возможного распространения токсических и пожароопасных веществ при потенциальных авариях на опасных объекта.

Характеристика техногенных объектов

На сегодня наибольшую техногенную угрозу несут в себе объекты атомной энергетики, объекты добычи и переработки урана, источника ионизирующего излучения, которое используется в производстве, научно-исследовательской работе, и в медицине, радиоактивные отходы и радиационно опасные объекты на территории соседних стран.

На современном этапе развития промышленности для предприятий характерно:

  • Наличие многотоннажных технологических установок;
  • Постоянная интенсификация производства за счет роста таких параметров, как температура, давление, скорость процесса;
  • Большая номенклатура продукции, которая выпускается, в особенности горючих, ядовитых и токсических веществ;
  • Наличие большого количества сырьевых, промежуточных и побочных продуктов, физико-химические показатели которых недостаточно изучены.

Углубление переработки сырья тянет за собой концентрацию на единой площадке производств, рост их энергонасыщенности.

Пожары на предприятиях в большинстве случаев приводят к разрушению зданий и сооружений, оборудования, выхода, из строя на длительное время больших производств и отдельных установок. Аварии на нефтеперерабатывающих, газоперерабатывающих, химических предприятиях имеют такие характерные проявления, как взрывы, выбросы в атмосферу токсических веществ, разлив на значительной площади горючих жидкостей и сжиженных газов.

Согласно статистике, количество пожаров на промышленное производство составляет приблизительно 17%.

Как показывает анализ основными причинами аварийности и роста количества пожаров на промышленных предприятиях есть:

  • Низкая производственно-технологическая дисциплина, невыполнение ПБП (25% пожаров возникает от огневых работ и неосторожного обращения с огнем);
  • Низкая квалификация технологического персонала взрывоопасных производств;
  • Неудовлетворительное состояние производственного оборудования в связи с изношенностью некачественным изготовлением, отсутствием запасных частей и материалов;
  • Недостаточная обеспеченность производства средствами и системами обнаружения опасных отклонений от норм технологического режима, предупреждения и тушение пожаров.

Отдавать приоритет какой не будь из этих причин не следует.

Анализ пожаров показывает, что все они имеют существенную особенность: причина этих пожаров как правило, целая совокупность обстоятельств, каждая из которых сама по себе не способна инициировать большой пожар. Их сочетание приводит к серьезным последствиям.

Промышленных и сельскохозяйственных предприятий соответственно обеспечивается системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также организационно техническими мероприятиями. Системы пожарной безопасности должны исключать возникновение пожара и обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей.

Обязанность по обеспечению техногенной безопасности (то есть отсутствия риска возникновения аварий и/или катастроф на потенциально опасных объектах, а также у субъектов хозяйствования, которые могут создать реальную угрозу их возникновения) возложена ч. 2 ст. 51 Кодекса гражданской защиты на руководителя предприятия.

При этом подобная деятельность признается составной частью деятельности соответствующих должностных лиц и работников предприятий, учреждений, организаций. Следовательно, такое требование должно быть закреплено в соответствующих уставах либо положениях как ключевых документах предприятия, учреждения, организации.

Кроме того, в зависимости от опасности, которую потенциально представляет конкретное предприятие либо объект, руководитель предприятия должен утверждать соответствующие внутренние нормативные документы и создавать подразделения гражданской защиты либо назначать ответственные лица по вопросам гражданской защиты.

Ключевым показателем в данном случае является категория по гражданской защите. Она определяется на основании ст. 54 Кодекса в соответствии с Порядком отнесения объектов национальной экономики к категории по гражданской обороне (гражданской защите), утвержденному постановлением КМУ № 227 от 02.03.2010, который имеет статус информации с ограниченным доступом (гриф "для служебного пользования"). Кроме того, учитывается и численность людей, постоянно пребывающих на территории (в здании и помещениях) субъекта хозяйствования.

Согласно ч. 2 ст. 20 Кодекса создание подразделения по вопросам гражданской защиты обязательно для субъектов хозяйствования, отнесенных к соответствующим категориям по гражданской защите, при численности работающих более 3 тысяч человек. Таким образом, отдельные службы создаются только на очень крупных предприятиях, имеющих важное значение для экономики и обороны государства, а также предприятиях, создающих опасность радиоактивного или химического загрязнения либо катастрофического затопления.

Назначение специального должностного лица по вопросам гражданской защиты обязательно для:

1) субъектов хозяйствования с общей численностью работающих от 200 до 3000 человек;

2) субъектов хозяйствования, отнесенных ко второй категории по гражданской защите, если для них не обязательно создание службы гражданской защиты;

3) учреждений здравоохранения с общей численностью работающих и лиц, пребывающих на лечении, от 200 до 3000 человек;

4) учебных заведений с дневной формой обучения при численности учащихся 500 и более человек.

Остальным субъектам хозяйствования достаточно назначения уполномоченного лица (не должностного) по вопросам гражданской защиты за счет штатной численности работников.

Именно на указанных лиц (службы) и возлагается осуществление всех необходимых мер обеспечения техногенной безопасности. Перечень таких мер определяется ответственными лицами и руководством предприятия с учетом требований ст. 52 Кодекса, в зависимости от категории по гражданской защите, рода потенциальной опасности, количества работающих, рода деятельности предприятия и т. п. При этом необходимо соблюдать нормы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, нормы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, нормы охраны окружающей природной среды, нормы экологической, пожарной и промышленной безопасности, нормы охраны труда, нормы строительства, а также соответствующие национальные стандарты.

Обязанность по обеспечению техногенной безопасности законодательством возлагается непосредственно на руководителя предприятия, учреждения, организации.

Кроме того, предприятия, работающие с объектами повышенной опасности, согласно ст. 53 Кодекса обязаны установить автоматические системы выявления угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и/или оповещения об их возникновении.

На объектах повышенной опасности обязательно наличие системы раннего выявления угроз и оповещения персонала и населения, попадающего в зону возможного поражения. В свою очередь, на объектах с массовым пребыванием людей обязательно наличие объектовых систем оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Требования к таким системам разрабатываются и утверждаются МВД как органом, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты. Проверки соблюдения предприятием требований по обеспечению техногенной безопасности осуществляются ГСЧС.

Поделиться: