Пассивное избирательное право одно из депутатских прав гражданина рф. Избирательные права граждан рф

Избирательное право - институт конституционного права, регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением права граждан избирать и быть избранным в органы госвласти и органы местного самоуправления РФ, а также осуществлять свою непосредственную власть через референдум.

Главные нормативные акты, регулирующие основные принципы указанных отношений, - Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, законы субъектов РФ, иные нормативные акты.

ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Принципы избирательного права России – основополагающие начала российского законодательства о порядке избрания высших органов власти РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.

Принципы: 1) всеобщность; 2) равность; 3) прямота; 4) тайность.

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Ограничение в избирательных правах граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).

Избирательные права граждан РФ: 1) право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации; 3) участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4) принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Реализацию принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства. Благодаря этому праву граждане РФ могут влиять на принятие и исполнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представителей, лиц, в обязанности которых входит защита интересов избирателей.

Граждане РФ осуществляют свое право участвовать в управлении делами государства непосредственно, так как волеизъявление избирателей на выборах, референдумах является прямым, кроме того, граждане РФ могут лично участвовать в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

Выборы в РФ тайные, т. е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно – избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

Этот принцип обеспечивает свободное выражение воли граждан РФ и исключает возможность давления со стороны других лиц путем угроз.

Как уже отмечалось, в статье 32 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это конституционное право граждан представляет собой гарантированную юридическую возможность для каждого гражданина участвовать в выборах в качестве избирателя, то есть лица, голосующего на выборах, а также баллотироваться в качестве кандидата в депутаты или кандидата на выборную должность. Закрепленные в Конституции избирательные права являются основными, базовыми и обеспечиваются целым рядом конкретных прав граждан , сфокусированных на отдельных стадиях избирательного процесса (образования избирательных округов, формирования избирательных комиссий, составления списков избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосования и т.д.). Использование гражданами указанных правомочий позволяет им свободно осуществлять конституционное право избирать и быть избранными. Вся совокупность конкретных избирательных прав граждан раскрывается в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации. Наиболее важные из этих прав и их гарантии установлены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Конституционное избирательное право граждан слагается из двух прав: активного избирательного права и пассивного избирательного права.

Активное избирательное право граждан означает право избирать в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно возникает при достижении гражданином 18 лет и отсутствии обстоятельств, исключающих в соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации участие граждан в выборах (недееспособность, нахождение в местах лишения свободы по приговору суда). Иных ограничений в осуществлении гражданином активного избирательного права федеральные законы не предусматривают.

Активное избирательное право реализуется путем голосования гражданина на выборах в Российской Федерации. Важнейшей предпосылкой реализации активного избирательного права является включение гражданина в списки избирателей.

Пассивное избирательное право обозначает право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Базовые условия осуществления пассивного избирательного права такие же, как и активного: не могут быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

История развития избирательного права такова, что признание за гражданином как пассивного, так и активного избирательного права ставилось в зависимость от значительного количества различного рода цензов. Это были имущественные, половые, образовательные, сословные цензы.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с мировой практикой проведения демократических выборов является общепризнанным, что для избрания в некоторые представительные органы и занятия ряда выборных должностей для кандидатов могут быть установлены определенные повышенные требования (цензы), связанные с достижением определенного возраста, а также длительностью проживания на соответствующей территории. Для осуществления пассивного избирательного права наиболее распространенным является использование возрастного ценза.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы устанавливают повышенные возрастные требования для кандидатов и некоторые другие условия для осуществления гражданами пассивного избирательного права. Так, согласно статье 81 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 8 ст. 4) предусматривает, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия для реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права , связанные с достижением гражданином определенного возраста. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может быть менее 21 года на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, 30 лет — на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и 21 года — на выборах в органы местного самоуправления.

Как было отмечено в главе 1, реализация пассивного избирательного права граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации зависит от особенностей организации государственной власти в субъектах Федерации. Речь прежде всего идет об установлении законодательством субъекта Российской Федерации предельного количества сроков избрания высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации) в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Эти ограничения направлены на наиболее полную реализацию принципа народовластия, что подразумевает периодическую ротацию руководителей органов государственной власти.

До принятия в 1997 г. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 1994 г. у законодателей субъектов Российской Федерации существовала возможность установления так называемых «сроков обязательного проживания» на соответствующей территории в качестве условия приобретения пассивного избирательного права. Такого рода ограничения также называются цензами оседлости. Согласно статье 4 Федерального закона от 1994 г. сроки обязательного проживания не могли быть менее одного года. На практике в некоторых субъектах Федерации эти сроки не соблюдались. В принятом позднее Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было установлено, что ценз оседлости применим только в случаях, предусмотренных в Конституции Российской Федерации. Как известно, Конституция предусматривает такую возможность только в отношении выборов Президента Российской Федерации. Таким образом, при проведении иных выборов граждане Российской Федерации могут баллотироваться в качестве кандидатов независимо от места их проживания. В настоящее время практика, когда политики, проживающие в Москве, баллотируются на выборах, проводимых в субъектах Федерации, стала очень распространенной. В соответствии с законом для этого нет никаких ограничений.

Пассивное избирательное право возникает у гражданина не с момента его регистрации кандидатом, а принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, удовлетворяющему требованиям, содержащимся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации.

В отличие от активного избирательного права, реализация пассивного избирательного права гражданином не зависит только от воли гражданина. Избрание гражданина в органы государственной власти и в органы местного самоуправления возможно, если за его кандидатуру проголосует установленное число избирателей. Государство гарантирует гражданам лишь равные возможности быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Условия осуществления пассивного избирательного права следует отличать от ограничений, связанных с несовместимостью депутатского мандата либо выборной должности с осуществлением определенной деятельности . Эти ограничения установлены в Конституции Российской Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, федеральных законах и законах субъектов Федерации. Данные ограничения прямо не связаны с реализацией гражданами пассивного избирательного права. Гражданину, являющемуся депутатом, находящемуся на определенной должности либо занимающемуся определенной деятельностью, не могут чиниться препятствия в осуществлении им пассивного избирательного права. Только после избрания гражданина депутатом (выборным должностным лицом) вступают в силу ограничения на занятие им соответствующей должности или на осуществление определенной деятельности. Лицо, избранное депутатом либо на выборную должность, после своего избрания должно освободить должность либо прекратить деятельность, которые согласно закону несовместимы со статусом депутата, выборного должностного лица.

Последствия несоблюдения требований несовместимости весьма серьезны. В соответствии с пунктом 6 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании избранным кандидата, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования общих результатов выборов не представит в избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Каков же объем ограничений, связанных с несовместимостью депутатского мандата, занятием выборной должности? Согласно статье 97 Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Несколько иные условия несовместимости депутатского мандата предусмотрены для депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации. Эти особенности связаны с тем, что в соответствии с конституцией (уставом) и законами субъектов Федерации депутаты могут выполнять свои обязанности как на профессиональной основе, так и без отрыва от основной деятельности. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 12) в течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности в Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Кроме того, в Федеральном законе предусмотрено, что если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

Применительно к высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации вышеназванным Федеральным законом также установлены аналогичные ограничения. Указанное должностное лицо власти субъекта Российской Федерации не может быть одновременно депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Ограничения, связанные с несовместимостью нахождения на государственной службе с депутатским мандатом, зеркально отражают требования по несовместимости депутатского мандата. Они сформулированы в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Согласно статье 11 этого Федерального закона государственный служащий не вправе:

  • быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Федеральным законодательством также установлены правила несовместимости нахождения на муниципальной службе с депутатским мандатом, пребыванием на выборной должности. Согласно статье 11 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальный служащий не вправе:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления.

Принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимается прежде всего всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Кроме того, к принципам избирательного права относятся проведение выборов на периодической основе и свободное волеизъявление граждан. Эти принципы были выработаны многовековым всемирным опытом развития демократических институтов и получили воплощение в важнейших международно-правовых документах .

В Конституции Российской Федерации принципы всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании раскрываются только применительно к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81), непосредственно в Конституции периодичность проведения выборов установлена только для Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.

В полном объеме все вышеуказанные принципы избирательного права подробно раскрываются в нормах Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в качестве обязательных для всех выборов в Российской Федерации.

Принцип проведения свободных и периодических выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления закреплен в преамбуле Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Следует отметить, что принцип свободного волеизъявления граждан на выборах прямо вытекает из части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, по смыслу которой только свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Проведение свободных выборов прежде всего обеспечивается их альтернативностью, возможностью участия в них различных политических партий и кандидатов, стоящих на разнообразных политических позициях, равным доступом кандидатов к публичным средствам массовой информации, возможностью граждан и общественных объединений беспрепятственно вести предвыборную агитацию, осуществлять наблюдение за голосованием и подсчетом голосов. Свобода волеизъявления граждан также дополняется добровольностью их участия в выборах. Участие в выборах является правом, а не обязанностью граждан Российской Федерации . Действия, направленные на то, чтобы принудить гражданина к участию либо неучастию в выборах, являются в равной степени незаконными.

Голосование граждан на выборах является свободным, то есть каждый избиратель голосует сообразно своему внутреннему убеждению. Закон устанавливает недопустимость воздействия на свободное волеизъявление избирателей.

Периодичность выборов обеспечивается своевременным проведением выборов по истечении срока полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации сроки полномочий Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы составляют 4 года. Сроки полномочий высшего должностного лица (главы исполнительной власти) субъекта Федерации и однократно избранных депутатов законодательных органов субъектов Федерации устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъектов Российской Федерации. Однако в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» они не могут превышать 5 лет. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сроки полномочий выборных органов местного самоуправления не могут быть меньше 2 лет. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 8) устанавливает предельный срок полномочий органов местного самоуправления и депутатов представительных органов местного самоуправления равным 5 годам.

В случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления должно быть обеспечено своевременное проведение новых выборов. Если выборы не назначаются в установленные сроки уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, выборы проводятся избирательной комиссией соответствующего уровня. Если же и этот «страховочный механизм» не срабатывает, то в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 5 ст. 10) выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются судом. Периодичность выборов в органы местного самоуправления также обеспечивается в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Гарантией проведения периодических выборов является то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут произвольно продлевать свои полномочия, в том числе и таким способом, как проведение референдума о продлении полномочий. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержат запрет вынесения на референдум вопросов продления полномочий действующих органов власти и должностных лиц, а также запрещают путем референдума формировать состав выборных органов власти, утверждать на должность выборных лиц. Невозможность демократического формирования выборных органов власти путем проведения референдума объясняется тем, что данная форма прямой демократии имеет принципиально иное назначение, чем выборы. Ее использование для целей формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления не обеспечивает альтернативности кандидатур, состязательности политических партий. Тем самым волеизъявление граждан утрачивает свободный, а следовательно, и демократический характер.

Всеобщее избирательное право. Избирательное право не всегда являлось всеобщим, то есть принадлежало каждому совершеннолетнему гражданину. Как правило, право избирать и быть избранным обусловливалось значительным количеством различных цензов. Наибольшее распространение имели имущественные цензы, цензы оседлости. До середины ХХ века от участия в выборах в большинстве стран мира были полностью отстранены женщины .

В Российской Федерации активное избирательное право возникает у граждан по достижении ими 18-летнего возраста. Избирательное право не принадлежит проживающим на территории России иностранцам и лицам без гражданства.

Единственным исключением является предусмотренная Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав...» возможность для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, принимать участие в выборах в органы местного самоуправления. Однако такое право возникает только в случае, если это оговорено в международном договоре Российской Федерации и соответствующего государства.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» устанавливает недопустимость ограничений избирательных прав граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Этот запрет вытекает из статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от вышеназванных обстоятельств.

Как уже отмечалось, не имеют пассивного и активного избирательного права граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Данные ограничения для гражданина носят временный характер: избирательные права гражданина восстанавливаются в полном объеме после его освобождения из мест лишения свободы, где он отбывал наказание по приговору суда, либо после признания гражданина дееспособным по решению суда.

Согласно статье 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Какие-либо ограничения их избирательных прав противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав...».

Не участвуют в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда, имеют право избирать и быть избранными. Граждане, находящиеся в следственном изоляторе и изоляторе временного содержания за административные правонарушения, а также задержанные или арестованные по подозрению в совершении преступления, также имеют право избирать и быть избранными. Осуществление указанными лицами отдельных избирательных действий (участие в предвыборных мероприятиях, посещение избирательных комиссий и т.д.) является ограниченным в силу нахождения этих лиц под стражей.

Независимо от места проживания граждан Российской Федерации их избирательные права обеспечиваются в равной мере. Этот принцип полностью распространяется и на граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами. Основные обязанности по созданию условий для участия в выборах граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, лежат на дипломатических и консульских учреждениях Российской Федерации. Эти учреждения ведут регистрацию (учет) избирателей на подведомственной им территории, оказывают образованным за границей участковым избирательным комиссиям необходимое организационное содействие и выполняют другие важные функции, позволяющие гражданам Российской Федерации, проживающим за ее пределами, реализовать свои конституционные избирательные права.

Принцип равного избирательного права в равной мере относится к реализации как пассивного, так и активного избирательного права. Применительно к пассивному избирательному праву он проявляется в установлении законами равных правовых условий для всех граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и в создании государственных гарантий реализации этих возможностей. Этот принцип также проявляется в законодательной норме о равенстве статуса всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.

Равенство активного избирательного права граждан заключается в обеспечении равного веса голоса каждого избирателя при выборах органа государственной власти или органа местного самоуправления. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав...» устанавливает, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. В этих целях законами о выборах обеспечивается, чтобы все избиратели обладали равным числом голосов при голосовании по одному и тому же избирательному округу, а при проведении выборов в представительные органы производится образование избирательных округов с примерно равным числом избирателей. Закон устанавливает предельное отклонение (в процентах) от средней нормы представительства избирателей по отдельному избирательному округу.

Прямое избирательное право означает непосредственное голосование граждан за или против кандидата (списка кандидатов). Непрямое избирательное право представляет многоступенчатое формирование избираемого органа, когда за кандидатов в этот орган голосуют не непосредственно избиратели, а определенным образом избранные выборщики .

Голосование по общему правилу проходит в специально оборудованных закрытых кабинах для голосования либо иных местах (в случае голосования вне помещений для голосования). Во всех случаях члены избирательных комиссий и иные лица, присутствующие при голосовании, не вправе каким-либо образом воздействовать на волеизъявление гражданина. Тайна голосования обеспечивается тем, что данные о том, как голосовал тот или иной гражданин, не могут быть определены. Для этого предусматриваются четкие процедурные правила: все избирательные бюллетени имеют стандартную форму и помещаются в опечатанные ящики для голосования.

Конституция РФ гарантирует российским гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Гражданин Российской Федерации свободно и добровольно участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право имеют граждане, которые на день голосования достигли возраста 18 лет.

Гражданин Российской Федерации обладает правом избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Избирательных прав не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, также не могут быть избирателями. Содержащиеся в период предварительного следствия под стражей не лишаются избирательного права.

Все избиратели подлежат учету и включаются в избирательные списки, как правило, по месту своего жительства. Военнослужащие проходят учет в своих воинских частях. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не участвуют в выборах в органы местного самоуправления и в местном референдуме на территории того муниципального образования, где расположена их воинская часть, если только до призыва они не проживали на этой территории.

Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в его избирательном округе выборов не лишает его права участвовать в выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Избирателю, который в день голосования не сможет прибыть на тот избирательный участок, где он включен в список избирателей, может быть предоставлено право получить открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на избирательном участке в том месте, в котором он будет находиться в день голосования.

Возможность получения открепительного удостоверения предусмотрена для выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента России. Такая возможность установлена также законами о выборах и референдумах ряда субъектов РФ.

Куда обратиться?

Получить открепительное удостоверение можно в соответствующей территориальной (окружной) комиссии (как правило, за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой комиссии (за 19-1 день до дня голосования).

Необходимые документы

Комиссия на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой он просит выдать ему открепительное удостоверение, выдает удостоверение либо самому заявителю, либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационара, в котором избиратель находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержится под стражей подозреваемый или обвиняемый.

Российские граждане, проживающие на момент выборов в федеральные органы власти (или общероссийского референдума) за границей, имеют право участвовать в голосовании. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданам в реализации избирательных прав.

Куда обратиться?

Российские граждане, находящиеся в момент выборов депутатов Госдумы в служебной или туристической поездке за границей, являются для голосования в избирательную комиссию, образованную соответствующим дипломатическим или консульским представительством.

Необходимые документы

Для того чтобы принять участие в голосовании, необходимо предъявить паспорт или документ, его заменяющий, а также открепительное удостоверение. Граждане, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, включаются в список избирателей на основании устного обращения в день голосования.

Аналогичный порядок действует и при выборах Президента РФ.

Проведение досрочного голосования (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) возможно для всех избирателей участка или для отдельных групп избирателей на соответствующем избирательном участке в том случае, когда они находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, на полярных станциях и т.п.). Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить также досрочное голосование на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Исключением является ситуация, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении или заполнить бюллетень. В этом случае он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица (им не может быть член избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат, доверенное лицо или уполномоченный представитель политической партии, наблюдатель). Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта того, кто оказывает помощь избирателю.

Если избиратель совершит ошибку при заполнении, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. После выдачи нового бюллетеня в списке избирателей против его фамилии должна быть сделана соответствующая отметка с росписью члена комиссии.

Заполненный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые не могут по состоянию здоровья самостоятельно прибыть в помещение для голосования, а также избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых (см. раздел Правосудие - Права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, гражданского ответчика).

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему такой возможности. Заявление может быть подано не позднее, чем за 6 часов до окончания времени голосования. В нем необходимо указать причину, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

Если участковая избирательная комиссия на своем заседании признает причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, неуважительной, она может отказать ему в его просьбе. Об отказе комиссия немедленно извещает избирателя. Если заявление будет удовлетворено, к избирателю отправят опломбированный переносной ящик для голосования в сопровождении не менее 2 членов комиссии. При голосовании могут присутствовать также наблюдатели.

Если избиратель все же прибудет в помещение для голосования лично после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии, избирательный бюллетень ему не будет выдан, пока комиссия не убедится, что избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.

При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления законом субъекта РФ может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте.

  • проголосовать в день голосования вне помещения для голосования;
  • быть внесенными в список избирателей по месту временного пребывания на территории избирательного округа;
  • проголосовать по открепительному удостоверению;
  • проголосовать досрочно (на выборах в органы местного самоуправления).

С просьбой о предоставлении возможности проголосовать по почте избиратель должен обратиться заблаговременно, в сроки, установленные решением соответствующей избирательной комиссии.

В письменном обращении в комиссию избиратель указывает:

  • причину, по которой он не имеет возможности проголосовать на своем избирательном участке;
  • адрес места жительства на территории избирательного участка;
  • фамилию, имя, отчество, год рождения, номер своего паспорта или документа, его заменяющего;
  • почтовый адрес места временного пребывания, по которому он может получить избирательный бюллетень для голосования по почте.

Избирателю, заблаговременно обратившемуся с заявлением, комиссия направит письмо c бюллетенем с отметкой "Выборное". На бюллетене должна быть надпись "Голосование по почте", внесенная с помощью штампа или от руки, заверенная подписями двух членов территориальной избирательной комиссии и печатью территориальной избирательной комиссии. В письмо вкладывают также конверт с отметкой "Голосование по почте" и адресом участковой избирательной комиссии, чистый конверт, Памятку и информационные материалы.

Заполнив бюллетень, избиратель в соответствии с приложенными инструкциями запечатывает его и отправляет заказным письмом. В день голосования конверт по определенной процедуре вскрывают и учитывают бюллетень при подсчете голосов.

Если избиратель явится на избирательный участок лично, ему будет предоставлена возможность проголосовать в обычном порядке, в списке будет сделана соответствующая отметка. Конверт с бюллетенем голосования по почте в этом случае не вскрывают и хранят в делах участковой избирательной комиссии.

Куда обратиться?

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия комиссий и должностных лиц могут быть обжалованы и непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.

Вышестоящая комиссия принимает решение самостоятельно, не направляя дело в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

В данной статье представлено определение и характеристика таких понятий, как активное и пассивное избирательное право. Будет дана оценка их принципам, сущности и гарантиям. Также будет охарактеризовано понятие избирательных прав в объективном и субъективном смысле.

Конституционные гарантии прав и свобод граждан

Все принципы демократии, которые относятся к проведению и организации выборов, закреплены в таком нормативном акте, как Конституция. Избирательное право представлено законодательной системой, закрепляющей организационную систему государственной власти, которая направлена на стабилизацию политико-правовых и социально-экономических процессов. Также этот вид права представлен в форме юридической базы для проведения всех типов демократических реформ.

Приоритетным направлением осуществления реформы государственно-правового значения считается оптимизация избирательной системы и права в целом. Избирательная система является гарантом прав граждан, также она направлена на обеспечение соответствующего уровня выборных процессов.

Гарантиями свободных выборов считаются средства и условия, которые предоставляют избирателям осознанную и реальную свободу волеизъявления, защиту их интересов и избирательных прав, охрану избирательных блоков и объединений.

Понятие

Избирательные права граждан занимают значительное место в жизни государства. Свободные выборы - один из правовых способов легитимации власти государства. Для успешного решения поставленных избирательных задач особое значение представляет качество соответствующего законодательства и практики проведения выборов в целом.

Избирательные права граждан РФ - это закреплённая Конституцией возможность избирать, а также быть избранными для работы в органах государственной власти, участвовать в предвыборной агитации, выдвижении кандидатов, в наблюдении за избирательным процессом и работой избирательной комиссии. Также это право предоставляет возможность устанавливать итоги голосования и определять результаты выборов.

Избирательные права в субъективном смысле

В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий.

Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами. В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы.

В объективном смысле

Объективное избирательное право - одна из подотраслей конституционного законодательства, представленная в виде совокупности юридически значимых норм, направленных на регулирование отношений и действий, возникающих в процессе выборов.

Источниками избирательных прав являются:

  1. Федеральные законы.
  2. Конституция РФ.
  3. Законодательство субъектов РФ: уставы краёв, конституции республик, городов с федеральным значением.

Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов (регулируют выборы президента и депутатов), а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы. Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства.

Активное право

Активное и пассивное избирательное право призвано регулировать правоотношения, которые складываются между государством, избирателями и кандидатами. Активное право – это неотъемлемое право народа участвовать в выборах и избирать кандидатов в органы власти. Активными избирательными правами наделены граждане, которые территориально закреплены в пределах одного из избирательных округов.

Пребывание человека вне места фактического проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его законного права участия в них. Законодательно предполагается активное участие в процессе граждан, которые во время избирательного процесса находятся за пределами своего округа.

Пассивное право

Активное и пассивное избирательное право имеет общую черту, которая направлена на осуществление человеком своих избирательных полномочий.

Пассивное право закрепляет возможность лица быть избранным в государственные органы власти. Для реализации пассивных избирательных прав законодательством предусмотрены определённые условия, к которым относятся состояние здоровья кандидата, срок проживания на территории страны. Пассивное право ограничивается более высоким возрастным критерием, чем активное.

Таким образом, право гражданина баллотироваться в депутаты наступает после достижения им 21 года, избираться в президенты возможно с 35 лет. Избирательные права осуществляются на базе принципов, которые были установлены на основании всемирно разработанных норм.

Принципы

Активное и пассивное избирательное право реализуются на базе определённых принципов, которые установлены и закреплены законом.

Конституция закрепляет четы­ре основополагающих принципа для избирательного права:

  1. Равенство.
  2. Всеобщность.
  3. Тайное голосование.
  4. Прямые выборы.

Принципы избирательного права, выраженные в равенстве, подразумевают такие черты:

  • все избиратели выражают право голоса на равных основаниях, при этом составляют единый избирательный корпус;
  • избиратели имеют равное количество голосов;
  • каждый депутат может быть избран от одинакового количества избира­телей, это означает, что каждый из голосов имеет равнозначный вес.

Одномандатные округа имеют равное количество избирателей. Многомандатные формируются с раз­ным количеством кандидатов - оно соответствует по пропорциям числу избирателей. Принципы избирательного права, которые выражены во всеобщности, означают, что участие в выборах предоставлено гражданам РФ, достигшим установленного законом возраста, для осуществления своих активных и пассивных прав избирателя.

Тайное голосование – принцип, закрепляющий право граждан оставить свою избирательную волю втайне. В России все уровни выборов происходят путём выдачи бюллетеней. Прямые выборы означают осуществление избирательных прав путём прямого голосования. Примером могут служить выборы в Государственную думу.

Сущность выборов

В современном обществе выборы считаются процедурой, благодаря которой обеспечивается участие народа в формировании законодательных, представительных, исполнительных и судебных органов. С выборами тесно связана реализация всех существующих политических прав народа. Выборы - это один из способов существования демократии, передачи власти посредством волеизъявления народа.

Существуют выборы президента, парламентские, общенациональные президентские, в Законодательные собрания, в органы местного самоуправления. Люди избирают в первую очередь представителей, которые пользуются их доверием. Таким образом, власть, избранная народом, является признанной и легитимной.

Выборы рассматриваются в виде формы контроля массы населения за правящей элитой. Если власть не оправдывает интересы избирателей, они предоставляют возможность заменить её и допустить к власти оппозицию (она, как правило, является критиком существующего правительства). С другой стороны, правительство тоже вправе изменить сложившуюся политическую ситуацию под непосредственным давлением избирателей.

Гарантии избирательного права

Избирательные права народа защищены законодательно от любых проявлений дискриминации. Предполагается, что гражданин РФ вправе не только избирать, но и быть избранным вне зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения.

Выборы являются обязательными, поэтому проводятся в установленные законом сроки. Российское законодательство касательно выборов не предусматривает языкового, образовательного, имущественного ценза. Ценз, выраженный в предыдущем избрании, означает, что в государственные органы не может выбираться лицо, которое исполняло свои властные полномочия два созыва подряд. Таким образом, Конституции устанавливает порядок избрания президента, при котором он не может занимать должность больше чем два срока подряд.

Ценз неизбираемости означает, что некоторые должностные лица не вправе выдвигаться кандидатами на выборы, пока не ушли в отставку с занимаемых должностей, которые могут противоречить исполнению государственных полномочий (прокуроры, судьи, губернаторы).

Несовместимость означает запрет на занятия выборной и государственной должности одновременно. Она не может исключить возможности избрать лицо, которое занимает государственную должность, в одно из представительных учреждений.

Заключение

Избирательное право - важная отрасль конституционного права, содержащая нормы, которые регулируют порядок реализации избирательного процесса. При нем граждане могут избирать, а также быть избранными. Избирательные права находятся в очень тесной взаимосвязи с правом на участие в управленческих делах государства.

Реализация прав избирателя взаимосвязана с другими конституционными свободами и правами:

  • со свободой слова и мысли;
  • свободой получать, искать, передавать, распространять и производить информацию всеми законными способами;
  • свободой мирных собраний, митингов, демонстраций.

Ограничения в пассивном избирательном праве устанавливает Конституция и федеральные законы.


Принято различать понятие избирательного права в объективном и субъективном смысле.


В объективном смысле под избирательным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу выборов должностных лиц и представительных органов, а также референдума.


В соответствии с ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное право в субъективном смысле – это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях. Все дееспособные и свободные граждане РФ независимо от оснований приобретения гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования и языка, отношения к религии, характера занятий и политических убеждений и других обстоятельств обладают избирательным правом. В выборах не могут участвовать лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


Избирательное право в объективном смысле делится на активное и пассивное.


Активное избирательное право заключается в праве граждан, достигших возраста 18 лет, участвовать в любых выборах в качестве избирателя.


Пассивное избирательное право предполагает возможность гражданина быть избранным в любые органы государственной власти и местного самоуправления, но для реализации пассивного избирательного права устанавливаются дополнительные условия: обязательный срок проживания на определенной территории, состояние здоровья и др. Пассивное избирательное право может ограничиваться более высоким, чем активное, возрастным критерием. Так, право гражданина быть избранным депутатом Государственной думы наступает по достижении 21 года, Президентом РФ – с 35 лет.


Избирательные права граждан осуществляются на основании всемирно признанных принципов: всеобщности, равноправия, непосредственности и тайны голосования.


Под референдумом понимается голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим наиболее важным вопросам государственного значения. Право граждан на референдум только правом на участие в голосовании не исчерпывается, они вправе требовать назначения референдума по жизненно важному для них вопросу.



  • Избирательные права граждан РФ . Принято различать понятие избирательного права избирательным правом


  • Избирательные права граждан РФ . Принято различать понятие избирательного права в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле под избирательным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения...


  • Термин “избирательное право ” обозначает одно из субъективных прав граждан , предполагающие с одной ст. Права и обязанности гражданина РФ . В сочетании прав и обязанностей гражданина заключается его статус (положение) в обществе...


  • Избирательные права граждан являются одной из составных частей политических прав граждан .
    Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции РФ и других законодательных актов РФ всеми органами государства, общественными организациями и...


  • К ним относятся избирательные права , право на труд, право на образование, право
    Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина


  • К ним относятся избирательные права , право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и др.
    Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, что проявляется также в...


  • А пассивное избирательное право – это право гражданина РФ быть избранным. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценс: в гос. думу может быть избран гражданин 21 года, а на должность президента 35 лет.


  • В К РФ сформулированы права , принадлежащие только гражданам РФ . Это преимущественно политические права право собраний, митингов, демонстраций, право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранным.


  • Ограничение этого положения: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и
    Для обеспечения этого права действует Совокупность Норм, закрепленных в конституции РФ : право не...


  • Депутатом может быть избран гражданин РФ , обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) или законом субъекта РФ пассивным избирательным правом .

Найдено похожих страниц:10


Поделиться: