Инструкция по оценки рисков по от. Оценка профессиональных рисков

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от ____ _____ 2011 года N _____

1. Общие положения

1.1. Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.

1.2. Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.3. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;

в) процедуры системы управления профессиональными рисками;

г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

1.4. Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками в соответствии с требованиями настоящего Положения.

2. Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению

2.1. Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики работодателя в области охраны труда (далее - Политика). Политика должна:

а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

б) включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;

в) включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;

Источник, ситуация или действие с потенциальным вредом в виде травмы или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания.


г)1 регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;

д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

2.2. Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. При этом цели должны быть, где это практически возможно, измеримыми и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, включая обязательства предотвращать травмы и ухудшение состояния здоровья работников, обязательства соответствовать законодательным, нормативным и другим требованиям, применимым к деятельности работодателя.

2.3. Устанавливая цели, Работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

2.4. Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы). Программы должны включать:

а) установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями;

б) технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

2.5. Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п.

2.6. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения Программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

3. Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками

3.1. Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:

а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;

б) результаты анализа производственного травматизма;

в) результаты анализа профессиональных заболеваний;

г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;

д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;

3.2. Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.

3.3. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.

Процесс признания того, что опасность существует, и определения ее характеристик.

Процесс оценивания риска, связанного с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск приемлемым или нет.

3.4. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.

Систематический, независимый и документируемый процесс получения "свидетельств аудита" и их объективного оценивания для определения степени соответствия "критериям аудита".

3.5. Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.

3.6. Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.

3.7. Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

4. Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

а) обучения и подготовки персонала;

б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

в) управления профессиональными рисками;

г) документирования системы управления профессиональными рисками;

е) информирования работников и их участия;

д)* подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

________________



4.1. Требования к процедуре обучения и подготовки персонала

4.1.1. Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности, так и на повышение осведомленности персонала.

Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

4.1.2. Работодатель должен обеспечить, чтобы любое должностное лицо, участвующее в принятии управленческих решений, которые могут повлиять на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе соответствующего образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.1.3. Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:

а) представители работодателя;

б) выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;

в) выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками;

Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и эффективности работы системы управления профессиональными рисками.


г) организация и проведение внутренних аудитов;

е)* допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков, как связанные с повышенной опасностью.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.4. Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:

Работники и посетители, не состоящие в трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность.


а) порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;

б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;

в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;

4.1.5. Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.

4.2. Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

4.2.1. Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:

а) повседневную (стандартную, обычную) и редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;

в)* человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


г) опасности, выявленные, как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;

е)* инфраструктуру, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


ж) изменения или предполагаемые изменения видов деятельности и технологических процессов;

з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения, машины, технологическое оборудование и организацию работ.

4.2.2. Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.2.3. Процедура оценки профессиональных рисков должна:

а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;

б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;

в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.

4.2.4. Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков.

Риск, сниженный до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья.

4.2.5. Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.

4.2.6. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным в соответствующих методиках и технических приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.

4.2.7. Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей следует осуществлять в соответствии с п.4.6 Положения.

4.2.8. Работодатель должен документировать выявленные опасности, результаты оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.3. Требования к процедуре управления профессиональными рисками

4.3.1. Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.

4.3.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих средств управления должны рассматриваться возможности снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией :

а) устранение риска;

б) замена одних рисков другими, менее значимыми;

в) применение технических средств снижения уровня риска;

г) применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и (или) административных средств управления рисками;

д) применение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) персонала.

При применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности; СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, т.е. являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются незащищенными.

4.3.3. Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля в соответствии со следующей их иерархией:

Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий.


1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;

2) Применение средств сигнализации (предупреждения) о существовании опасности;

3) Применение организационных и обучающих мер управления;

4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4.3.4. Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:

а) работы повышенной опасности (использование методик, инструкций или утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);

б) применение опасных материалов (условия использования опасных материалов, включая информацию по применению аварийного оборудования; ограничения зон, в которых допускается использование опасных материалов; безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);

в) использование оборудования и услуг (регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности; проверка состояния зданий, сооружений, помещений и поддержание в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты; проверка и испытание систем защиты от падений, систем обеспечения электробезопасности, спасательного оборудования, системы блокирующих выключателей, оборудование для обнаружения и тушения пожара, устройства для контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного оборудования (кранов, погрузчиков, лебедок, и др. подъемного оборудования); проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);

г) работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков; сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации; мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);

д) общие меры (поддержание порядка в помещении и техническое обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание тепловой окружающей среды (температура, качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость злоупотребления наркотиками и алкоголем и т.п.; программы охраны здоровья (программы медицинского обследования и т.п.); программы обучения и повышения осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.

4.3.5. Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.

4.3.6. При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.

4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.

4.4. Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них

4.4.1. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:

а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;

б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).

4.4.2. Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.

4.4.3. Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.

4.5. Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками

4.5.1. Работодатель должен поддерживать соответствующую текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную для обеспечения доказательства того, что данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.

4.5.2. Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:

а) политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;

б) документацию выполнения требований настоящего Положения;

4.5.3. Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:

а) утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;

б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;

в) обеспечения идентификации изменений и статуса действующей в настоящий момент редакции документов;

г) обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применимых документов находились в местах их использования;

д) обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;

е) обеспечения того, чтобы документы, определенные Работодателем как необходимые для планирования и функционирования системы управления профессиональными рисками, могли быть выявлены и использованы;

ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.

4.5.4. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.

4.6. Требования к процедуре информирования работников и их участия

4.6.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы, Работодатель должен обеспечить:

а) обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями Работодателя, а также с работниками внешних организаций;

б) документирование соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.

4.6.2. В рамках информирования работников внешних организаций Работодатель должен определить структуры и назначить ответственных исполнителей, предназначенных для информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья. При этом информация должна соответствовать опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.

4.6.3. Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ, и т.п.)

4.6.4. Работодателем в рамках информирования работников внешних организаций должен быть установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций на месте выполнения работ.

4.6.5. В отношении работников внешних организаций обмен информацией должен включать как минимум:

а) требования безопасности, относящиеся к посетителям;

б) процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;

в) контроль перемещения;

г) контроль доступа и требования по сопровождению;

д) средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и т.п.).

4.6.6. Работодатель должен создать условия для:

а) вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:

б) привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору средств управления профессиональными рисками;

в) привлечения их к проведению анализа несчастных случаев;

Это связанное с работой событие(я), которое привело к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.


г) привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;

д) консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;

е) привлечения их официальных представителей к рассмотрению вопросов охраны здоровья и безопасности труда;

Работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда, включая информацию о том, кто является их полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда.


ж) консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, влияющие на охрану здоровья их работников и обеспечение безопасности их труда.

4.6.7. Работники обязаны оказывать поддержку политике Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.

4.6.8. Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

4.6.9. Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

4.6.10. Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.

4.6.11. Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.

4.6.12. Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.

4.6.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у него профессиональном заболевании.

4.6.14. Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством России.

Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.

5. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

5.1. Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.

5.2. Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;

б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;

в) мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

Невыполнение требования.


г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

5.3. Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.

Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита.

5.4. В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством с целью формирования корректирующих действий по улучшению системы управления профессиональными рисками.

Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Действия для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации.

6. Требования к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей

6.1. Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.

6.2. Результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей должны быть согласованными с обязательством работодателя относительно постоянного улучшения и включать все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.

7. Требования к надзору и контролю

7.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

7.2. Контроль за соблюдением работодателями требований Положения в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Минздравсоцразвития России
www.mzsrrf.ru
по состоянию на 28.11.2011

Грамотно проведенная оценка профессиональных рисков позволяет работодателю значительно улучшить условия работы персонала и снизить затраты на охрану труда. Расскажем об алгоритме расчета профрисков.

Читайте в статье:

Оценка профессиональных рисков на предприятии: цели

При проверках ГИТ уже начала штрафовать предприятия за отсутствие оценки профрисков, хотя утвержденной методики её проведения пока нет. Штраф для юридических лиц составляет от 50 000 до 80 000 руб. Такая позиция ГИТ обоснована: ст. 212 Трудового кодекса требует создания на предприятии СУОТ, включающей управление профессиональными рисками.

Правильно проведенная оценка профрисков позволяет определить «слабые» места в охране труда на конкретном предприятии. Планирование мероприятий по безопасности будет гораздо эффективнее, если ориентироваться на результаты такого анализа. Определение приоритетов поможет правильно направить ресурсы работодателя (финансовые, юридические и т.д.), обосновать компенсации за потенциальный вред здоровью персонала. Как итог, предприятие получает снижение затрат на охрану труда, уменьшение количества профзаболеваний, ущерба от них.

Оценка профрисков, производимая системно, постоянно, становится частью системы управления предприятием в целом. Появляется возможность прогнозирования показателей профтравматизма, расходов на охрану труда. Такой расчет ложится в основу обоснования управленческих решений и анализа эффективности менеджмента.

Методика оценки профессиональных рисков

Поскольку методика оценки не утверждена, работодатель вправе воспользоваться любой из существующих. Перечислим самые известные: Risk assessment code, прямые количественные методы (Британский стандарт BS-8800), метод построения Графа оценки риска, Risk score, расчет согласно стандарту ДСТУ OHSAS 180001 – 2007, косвенный метод на основе ранжирования уровня требований (индекс ОВР) и т.д. Один из самых простых и эффективных – метод Файна–Кинни. Можно провести процедуру самостоятельно или же воспользоваться услугами сторонней экспертной организации.

Пошаговый алгоритм

Предлагаем вам воспользоваться следующей схемой оценки.

Управление профессиональными рисками в области охраны труда – это полноценная система мероприятий. Расскажем о сути этого подхода, об интеграции его с существующей СУОТ, особенностях практического применения. Скачайте образцы нужных документов.

Читайте в нашей статье:

Система управления профессиональными рисками в охране труда (СУПР)

Система управления охраной труд (СУОТ), которая давно принята и отлажено функционирует на многих предприятиях, должна быть дополнена СУПР. Это не отказ от существующей методологии, а увеличение ее работоспособности за счет слияния двух систем.

Положение о системе управления профессиональными рисками

Положение о СУПР должно стать базовым нормативным актом, разработанным и принятым на предприятии, аналогично . Пока законодатели не предоставили в распоряжение специалистов по ОТ официально рекомендуемый образец, можно ориентироваться на опыт зарубежных коллег. Например, на “Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности – Требования” и ISO 31000:2009 “Менеджмент рисков – Принципы и руководящие указания”. Также актуально руководство МОТ-СУОТ 2001. На сайте Минсоцразвития имеется проект Положения о СУПР.

Скачать Положение о системе управления профессиональными рисками Минздравсоцразвития
Скачать в.doc

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Наши эксперты подготовили уже 2506 шаблонов!

Процедура управления профессиональными рисками в области охраны труда

Внедрение такой системы на предприятиях важно также потому, что многие зарубежные и российские партнеры ставят наличие сертифицированной СУПР обязательным условием для заключения контрактов. Сейчас многие учреждения в области профессионального образования обращают внимание на своевременное приобретение компетенций по профрискам. Они становятся частью стандартов обучения и входят в применяемые программы, причем в объеме около 30% от всего массива информации.

Внедрение СУПР

Там, где система уже используется, специалисты выделяют такие этапы внедрения системы:

  • Определение управленческой структуры.
  • Подготовка документации.
  • Обучение будущих ответственных работников.
  • Создание и внедрение процедур, обеспечивающих информирование персонала, оперативный , действия, связанные с аварийными ситуациями.

Функционирование

Контроль за функционированием СУПР осуществляется через мониторинг и . Мониторинг также обширен, он охватывает все области охраны труда, от условий работы до финансовых затрат на реабилитацию пострадавших. Аудит оценивает результативность. Это необходимо для дальнейшей коррекции политики по ОТ.

Анализ эффективности СУПР, контроль и надзор

Для оценки эффективности применяемой системы работодатель должен учитывать все факторы. Это:

  • Итоговое соответствие производства существующим нормативам.
  • Статистика по травматизму, профзаболеваемости.
  • Замечания со стороны надзорных органов, профсоюза.
  • Показатели деятельности предприятия – от доходов до «текучки» кадров. В Положении о СУПР должен быть предусмотрен анализ деятельности, а также составление регулярных отчетов.

Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность работника. Исходя от степени отклонения уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные (класс 1), допустимые (класс 2), вредные (класс 3) и опасные (класс 4).

Идентификация опасностей – выявление вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса. Процедура идентификации риска заканчивается составлением перечня и кратким описанием опасностей.

Критерием (количественной оценкой) опасности является понятие риска.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, с учетом тяжести этого вреда (статья 2 закона о Техническом регулировании).

Риск – частота реализации опасности (R) . Это отношение числа случаев проявления опасности (n) к возможному числу случаев проявления опасности (N) .

Профессиональный риск - вероятность повреждения здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (Р 2.2.1766-03. 2.2. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников).

Основные принципы управления профессиональными рисками (Р 2.2.1766-03. 2.2):

  • активное взаимодействие работодателей, работников в улучшении условий труда и сохранении здоровья работников;
  • регулярное наблюдение за условиями труда;
  • регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников;
  • регулярный контроль защитных приспособлений и применения СИЗ;
  • систематическое информирование работников о существующем риске нарушений здоровья, необходимых мерах защиты и профилактики;
  • пропаганда здорового образа жизни.

При выборе комплекса мер профилактики (управление риском) следует руководствоваться следующими приоритетами (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»):

  • устранение опасного фактора или риска;
  • борьба с опасным фактором или риском в источнике;
  • снижение уровня опасного фактора или внедрение безопасных систем работы;
  • при сохранении остаточного риска использование средств индивидуальной защиты.

Принципы обеспечения безопасности :

  1. Гуманизация – при проектировании процессов, оборудования, организации труда центром внимания должны быть человек, его безопасность, удобство работы, тепловой и физиологический комфорт.
  2. Техническиегерметизация, экранирование, слабого звена, прочность и т.д.
  3. Ориентирующие – знаки безопасности, классификации, нормирование и т.п.
  4. Управленческие – контроль, планирование, стимулирование и т.п.
  5. Организационные – защита расстоянием, временем, профотбор, обучение.

Компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей. Работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда.

Виды компенсации за тяжелую работу и работу во вредных условиях:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени ;
  • доплаты за условия труда в соответствии с перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда и на основании специальной оценки условий труда ;
  • ежегодные дополнительные отпуска;
  • льготное пенсионное обеспечение в соответствии со списками № 1 и № 2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
  • выдача бесплатно молока или других равноценных пищевых продуктов и лечебно-профилактического питания.

ГОСТ 12.0.230-2007 «Cистема управления охраной труда. Общие требования», ставит основной задачей переход от реактивного управления охраной труда (компенсации за вред здоровью) к преактивному (предупреждение вреда), т.е. система управления охраной труда должна быть направлена не на реагирование на инциденты, несчастные случаи и профессиональные заболевания, а на их профилактику.

Тема 2.2 Функционирование системы управления охраной труда на предприятии

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, руководитель должен организовать безопасный труд своих подчиненных и работу по охране труда в руководимом им учреждении. Для этого необходимо:

  • распределить и закрепить приказом обязанности по охране труда среди руководителей и специалистов;
  • создать службу охраны труда;
  • организовать постоянное обучение работников всему тому, что они должны знать, уметь и делать в сфере охраны труда;
  • обеспечить работников всем необходимым для выполнения требований охраны труда;
  • организовать контроль, оценку и анализ условий труда на всех рабочих местах с целью принятия обоснованных решений по охране труда (например, методами: специальной оценки условий труда, текущего, постоянного и многоступенчатого контроля, внутреннего и внешнего аудита).

Основные задачи и принципы построения системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда - предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Решение о создании СУОТ в учреждении должно принимать на добровольной основе его руководство. Она должна быть создана по всем требованиям российского законодательства и международных документов. Основные требования к созданию систем управления охраной труда вытекают из требований трудового кодекса РФ, федеральных законов в сфере охраны труда, ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации». Все они направлены на повышение самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов за принимаемые ими решения.

СУОТ должна быть подсистемой управления учреждением в целом и реально обеспечивать предотвращение аварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Для этого она должна быть строго документированной и дополнять требования действующих правовых и технических нормативных документов, а также развивать их применительно к специфике деятельности конкретного учреждения.

Руководитель организации должен обеспечить разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с ТК РФ ст.212. При этом необходимо:

Определить законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государ­ственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятель­ность организации;
-выявить опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
- определить политику, цели и задачи учреждения в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

Система управления охраной труда должна предусматривать:

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит СУОТ и анализ ее функционирования;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему менеджмента организации в виде подсистемы.

Финансирование охраны труда – за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных, внебюджетных источников, за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.В ТК РФ установлен норматив финансирования мероприятий по улучшению условий труда в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Работник НЕ НЕСЕТ расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Расходы работодателя на мероприятия по охране труда:

  • на замену оборудования,
  • на улучшение условий труда;
  • материальное обеспечение безопасности и охраны труда (в том числе на СИЗ и т. п.);
  • на организацию мероприятий по охране труда (в том числе на обучение по охране труда);
  • на возмещение вреда работникам (в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Инструкции по охране труда для работника в организации разрабатывает руководитель подразделения. Сроки пересмотра инструкций по охране труда в организации — не реже одного раза в пять лет.

Список документов по охране труда в организации

  1. Приказ о проведении специальной оценки условий труда.
  2. Приказ о назначении ответственных за охрану труда.
  3. Приказ об организации обучения по охране труда и проверки знаний у специалистов …
  4. Приказ о проведении инструктажей по охране труда.
  5. Приказ об утверждении перечня инструкций по охране труда.
  6. Приказ о выдаче работникам СИЗ.
  7. Приказ о выдаче работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.
  8. Программа проведения вводного инструктажа по охране труда.
  9. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда с административно-управленческим персоналом и сотрудниками…
  10. Программа проведения первичного инструктажа по охране труда для уборщика служебных помещений.
  11. Перечень должностей, освобожденных от прохождения первичного (повторного) инструктажа по охране труда.
  12. Перечень рабочих мест …, подлежащих специальной оценке условий труда.
  13. Перечень на I группу по электробезопасности.
  14. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.
  15. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
  16. Журнал учета проведения занятий по охране труда и посещаемости слушателей.
  17. Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу ООО…
  18. Журнал учета инструкций по охране труда.
  19. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
  20. Журнал предписаний работника службы охраны труда (специалиста по охране труда).
  21. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.
  22. Инструкция по охране труда для административно-управленческого персонала и сотрудников…
  23. Инструкция по охране труда для сотрудников при работе на ПЭВМ и ВДТ.
  24. Инструкция по охране труда для сотрудников при работе с копировально-множительным аппаратом.
  25. Инструкция по охране труда для неэлектротехнического персонала …
  26. Инструкция по охране труда для сотрудников, выполняющих служебные задания вне территории и помещений организации.
  27. Инструкция по охране труда для кладовщика.
  28. Инструкция по оказанию первичной помощи пострадавшим при несчастных случаях.
  29. Инструкция о действиях сотрудников в случае обнаружения пожара.
  30. Личные карточки учета выдачи СИЗ.
  31. Личные карточки учета выдачи смывающих средств.
  32. Распоряжение о назначении ответственного за проведение инструктажа и присвоении I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу …
  33. Положение о системе управления охраной труда.

Тема 2.3 Обучение в области охраны труда

Согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 212) в обязанности работодателя входит обучение работников безопасности труда.

Инструктажи по охране труда и пожарной безопасности

По характеру и времени проведения инструктажи по охране труда и пожарной безопасности подразделяются на:

  • вводный,
  • первичный инструктаж на рабочем месте,
  • повторный,
  • внеплановый,
  • целевой.

Нормативная база:

Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Повторные инструктажи по охране труда
Работники организаций полгода / квартал +
Повторные инструктажи по пожарной безопасности
Работники организаций год +
Работники организаций, имеющих пожароопасное производство полгода +

Обучение по охране труда

Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций можно проводить непосредственно в организации по соответствующей программе (разработанной самостоятельно), либо в обучающей организации, имеющей аккредитацию на обучение по охране труда.

Если обучение проводится внутри организации, то для проведения проверки знаний требований охраны труда у сотрудников создается постоянно действующая комиссия, стоящая минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов комиссий по проверке знаний.

Обучение проводится не реже одного раза в 3 года.

  1. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Обучение работников рабочих профессий безопасным методам и приемам выполнения работ

Работодатель обязан организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в течение месяца после приема на работу или перевода на другую работу.

Порядок, форма и периодичность обучения устанавливаются работодателем в зависимости от видов выполняемых работ.

Обучение можно проводить как в обучающей организации, так и в самой компании.

Нормативная база для обучения:

  1. ГОСТ 12.0.004 – 90 «Организация обучения безопасности труда».
  2. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  3. Отраслевые правила по охране труда.
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Работники рабочих профессий в зависимости от видов работ (1 раз в год) + +

Обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим

Работников рабочих профессий в течение одного месяца после приема на работу необходимо обучить оказанию первой помощи пострадавшим.

Периодичность – не реже одного раза в год.

Обучение можно проводить как в обучающей организации, так и в самой компании при наличии комиссии по проверке знаний, состоящей минимум из трех уже обученных сотрудников.

Нормативная база для обучения:

  1. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Работники рабочих профессий 1 год +* +

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте

Персонал, причастный к работам на высоте делится на три группы:

  • 1 группа – рабочие, непосредственно выполняющие работы на высоте;
  • 2 группа – руководители работ — мастера, бригадиры; руководители стажировки; ответственные исполнители работ по наряду-допуску;
  • 3 группа – должностные лица (ответственные за безопасную организацию и проведение работ на высоте; ответственные за проведение инструктажей; работники, проводящие обслуживание и периодический осмотр СИЗ; ответственные за выдачу наряда-допуска; ответственные руководители работ по наряду-допуску; руководители и специалисты, утверждающие ППР; специалисты по охране труда; члены аттестационных комиссий и преподаватели учебных центров).

Обучение можно проводить непосредственно в организации при наличии постоянно действующей комиссии по проверке знаний либо в обучающей организации.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Минтруда РФ от 28.03.2014 №155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте».

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, имеющих 3 группу.

Пожарно-технический минимум

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, должны обучаться пожарно-техническому минимуму.

Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Руководителям и специалистам организаций, где имеются взрывопожароопасные и пожароопасные производства рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах, где оборудованы специальные полигоны, учитывающие специфику производства.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ МЧС от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность 3 года +* +
Руководители и специалисты подразделений взрывопожароопасных производств 1 год +* +

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Электробезопасность

Существуют 5 квалификационных групп по электробезопасности.

I группа присваивается неэлектротехническому персоналу. Это работники, которые напрямую не связаны с выполнением работ в электроустановках, но для которых существует риск поражения электрическим током при нестандартных ситуациях.

Группы с II по V присваиваются электротехническому, электротехнологическому и административно-техническому персоналу.

Для организации эксплуатации электроустановок руководитель назначает ответственного за электрохозяйство. Ответственный за электрохозяйство должен иметь IV группу в электроустановках напряжением до 1000 В и V группу — выше 1000 В. Разрешено не назначать ответственного за электрохозяйство, если в компании отсутствует оборудование, питающееся от сети напряжением выше 380 В.

Руководителю организации, главному инженеру, техническому директору присвоение группы по электробезопасности не требуется.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».
  2. Приказ Минтруда России от 24.07.2013 №328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».
Категория обучаемых Периодичность, не реже 1 раза в Обучение проводится
в организации в обучающей организации
Неэлектротехнический персонал (I группа) 1 год +** +
Электротехнический, электротехнологический персонал 1 год +*** +
Административно-технический персонал и специалисты по ОТ, инспектирующие электроустановки 3 года +*** +

** Инструктаж проводит сотрудник компании с группой по электробезопасности не ниже III.

*** Комиссия в составе не менее пяти человек, все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности, причем председатель и не менее двух членов комиссии должны пройти обучение в Ростехнадзоре.

Промышленная безопасность

Должностные лица организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, должны проходить подготовку и аттестацию по вопросам безопасности в объеме, соответствующем их должностным обязанностям.

Подготовка может проводиться либо в организациях, занимающихся подготовкой, в очной и дистанционной формах, либо в режиме самоподготовки. Аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Ростехнадзора.

Нормативная база для обучения:

  1. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

* Комиссия по проверке знаний стоит минимум из трех человек, обученных в обучающей организации в качестве членов аттестационной комиссии.

Жизнь человека, как свободного существа, тесно связана с выбором и в результате, неизбежно столкновение с такими явлениями как риск и опасность. Что означает понятие опасности и риска, и как можно управлять ими?

Понятие опасности и риска

Опасность - это возможность либо вероятность возникновения такой совокупности различных факторов, при которой конечный результат окажет негативное воздействие, в данном случае - на человека. Если же говорить проще, то это вероятность того, что произойдет некоторое нежелательное событие. В деятельности человека невозможно достичь абсолютной безопасности в чем-либо, то есть, не может быть ситуации, в которой шанс нежелательного события равен нулю. Для человека может быть два источника опасности: естественный (природные катаклизмы) и искусственный (вызванный деятельностью человека). Закономерно, что с повышением темпов развития цивилизации растет количество искусственных опасностей.

Последствия воздействия опасности

Последствия воздействия опасности на человека могут быть таковы:

  • дискомфорт;
  • заболевание;
  • травма;
  • летальный исход.

Риском называют совокупность вероятности и последствий. Таким образом, чем выше один из этих показателей, тем выше риск.

Риск как мера опасности

Зная вероятность определенного нежелательного события и вероятные его последствия можно определить степень риска, в этом случае это будет прямой показатель опасности.

Оценка риска опасности важна во всех сферах человеческой деятельности, управление риском называют риск-менеджмент и благодаря правильному применению можно максимально обезопасить себя, своих близких, предприятие и тд.

Правильное взвешивание риска дает человеку возможность делать правильный осознанный выбор, четко осознавая что он может при этом потерять. Как правило, люди меньше всего готовы рисковать жизнью и здоровьем, в таких ситуациях выбор может сделан в пользу любого варианта ради избежания такой опасности.

Как научиться управлять риском

Для того, что бы повысить навык риск-менеджмента, необходимо читать соответствующую литературу, обучающие пособия, а также развивать аналитические способности мозга. В совокупности эти навыки помогут вам значительно сократить степени риска во всех сферах жизни.

Поделиться: