Закон о добровольной сертификации продукции. Закон о сертификации

Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим Законом:

формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;

проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.

1. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом.

В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядке.

Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.

Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

2. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Раздел II. Обязательная сертификация

1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации.

2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.

3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ в статью 8 настоящего Закона внесены изменения

Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

определяют центральные органы систем сертификации;

аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);

ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

рассматривают апелляции по вопросам сертификации.

Центральный орган системы сертификации:

организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;

рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).

Орган по сертификации:

проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;

сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика).

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.

2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территории Российской Федерации;

В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации.

3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

2. Непосредственный государственный контроль и надзор за соблюдением правила сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации "О стандартизации".

1. Обязательному государственному финансированию подлежат:

разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.

2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.

Раздел III. Добровольная сертификация

1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральным органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.

Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.

Орган по добровольной сертификации:

осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;

приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.

2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.

3. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Раздел IV. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Дом Советов России

Сертификация в России - это динамичная сфера, в которой регулярно появляются новые требования. Однако некоторые основополагающие нормативные документы выполняют роль законодательной базы сертификации вот уже более десяти лет. В них также периодически вносятся обновления и дополнения, которые позволяют им оставаться актуальными в меняющихся условиях рынка.

Формы сертификации

Ранее применявшийся закон о сертификации продуктов и услуг от 10 июня 1993 г. N 5153-I в настоящее время утратил силу. Действующий порядок сертификации продукции в РФ установлен Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ . Процедура сертификации соответствия в законе о техническом регулировании предусматривает одну из следующих форм:

  • сертификацияю с выдачей сертификата о соответствии актуальным требованиям;
  • декларирование с оформлением декларации о соответствии.

Выбор между этими формами подтверждения соответствия проводится на основании требований законодательства к данному типу продукции. Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация

Требование об обязательной сертификации в России, введенное законом РФ № 184, устанавливается для определенных категорий продукции. Их общей характеристикой является то, что нарушение требований к качеству может нанести ущерб имуществу, здоровью или жизни потребителей. Общий перечень товаров этой категории приведен в Постановлении Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года . Этот же документ определяет формы сертификации для конкретных видов изделий. Для некоторых из них устанавливается условие об оформлении сертификата, для других видов продукции необходимо регистрировать декларацию.

В дополнение к указанному нормативному документу условие об обязательной стандартизации и оценке качества товара может устанавливаться техрегламентами Таможенного союза. Они имеют силу на территории всех государств, входящих в ТС, включая РФ. Если для данной категории изделий разработан и вступил в силу ТР ТС, он является обязательным к применению. Сегодня уже начали действовать более 40 техрегламентов, и еще несколько десятков таких документов находятся в стадии формирования. Последние новые ТР ТС вступили в силу в 2016 и 2017 годах. По мере их вступления в действие соответствующие типы продуктов исключаются из постановления № 982. Предполагается, что постепенно техрегламенты станут покрывать всю сферу национального сертификационного законодательства.

Добровольная сертификация по федеральному закону

Помимо обязательной, 184-ФЗ предусматривает возможность прохождения добровольной сертификации. Она осуществляется в целях подтверждения высокого качества и безопасности продукции по инициативе заявителя. В этом случае он вправе самостоятельно выбирать основание для проведения такой оценки. В качестве основания могут использоваться:

  • национальные стандарты ГОСТ Р;
  • международные стандарты качества;
  • техрегламенты Российской Федерации или Таможенного союза;
  • собственные критерии, установленные заявителем, - например, технические условия (ТУ), принятые на производстве.

Заявителем в рамках процедуры добровольной сертификации по федеральному закону может выступать как производитель, так и продавец товара.

Отказное письмо: закон и порядок оформления

В рамках сложившейся в РФ практики сертификации существует еще один механизм, широко применяющийся в специальных сферах, например, импортно-экспортных операциях. Речь идет об оформлении отказного письма. Оно предоставляется сертификационными центрами для продукции, на которую не распространяется требование об обязательной сертификации. В качестве закона для отказного письма обычно используется постановление № 982. В письме, которое представляет собой ответ на запрос заявителя, со ссылкой на данный нормативный документ делается вывод о том, что указанный тип товара не подлежит обязательной сертификации. Такой документ может потребоваться не только на таможне, но и при участии в коммерческих тендерах или государственных закупках.

Законодательная база сертификации услуг

Сертификация услуг в Российской Федерации производится в особом порядке. Для некоторых из них государством установлены жесткие требования к качеству и безопасности. В этом случае для предоставления таких видов услуг оператору необходимо получать лицензию. Действующий список работ, на которые распространяется это условие, приведен в ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ . Требование о наличии лицензии может также устанавливаться другими нормативными документами о стандартизации. Например, оно содержится в Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. N 395-I, посвященном регулированию банковской деятельности.

Основной закон, регулирующий процедуру сертификации

Государство, с целью регулирования процедуры сертификации, принимает различные нормативные документы, постановления и законы о сертификации. При этом основным нормативным документом регулирования является Федеральный закон «О техническом регулировании». Этот закон о сертификации включает в себя описание основных принципов и самой процедуры сертификации, проводящейся в России. Он вступил в силу 27 декабря 2002 года, а последние изменения в него внесены в 2009 году.

Важно отметить, что сам закон о сертификации не противоречит Конституции РФ и опирается на прочие правовые акты, Конституционные и федеральные законы, а также на указы и постановления, как Правительства Российской Федерации, так и самого президента страны.

Центральным органом по сертификации является Росстандарт. Именно этот орган создает нормативную базу по сертификации, а также устанавливает регламент процедуры сертификации продукции и услуг различных видов. А уже сам закон о сертификации товаров и услуг содержит правила и порядок проведения сертификации, процедуры как обязательной, так и добровольной.

Федеральный закон о сертификации регулирует возникающие в процессе процедуры сертификации отношения, а также устанавливает права и обязанности участников этих отношений. Согласно этому закону, соответствие продукции подтверждается либо в форме принятия декларации о соответствии, либо посредством сертификации. В этом случае на продукцию выдается сертификат соответствия – документ, который подтверждает, что объект сертификации соответствует требованиям техрегламентов или ГОСТов.

Принять декларацию или обратиться за получением сертификата соответствия может физическое или юридическое лицо.

Сертификацию осуществляет орган по сертификации. Это может быть и индивидуальный предприниматель, и юридическое лицо, лишь бы у него была соответствующая аккредитация на выполнение сертификационных работ.

Как гласит закон о сертификации , приобретатель продукции уведомляется о ее соответствии требованиям технических регламентов или ГОСТов посредством знака обращения на рынке, нанесенного либо на саму продукцию, либо на ее упаковку.

Произведенная и/или продаваемая продукция проверяется не только на соответствие действующим стандартам в системе ГОСТ Р, многие из которых на сегодняшний день стали устаревать, но и вновь создаваемым техрегламентам. Технический регламент это документ, который устанавливает обязательные для исполнения требования к продукции. Он принимается с целью защиты жизни и здоровья потребителей, имущества граждан, а также имущества лиц юридических, государства и муниципалитетов. Одной из целей является и защита окружающей среды, для чего необходимо обеспечение энергоэффектиности. Технические регламенты устанавливают требования, при которых излучения безопасны, не может быть взрыва или пожара, удара током или ожога, а также обеспечиваются иные виды безопасности. Действующий ныне закон о сертификаци и устанавливает, что принятие техрегламента осуществляется федеральным законом или постановлением правительства РФ, а вступает техрегламент в силу примерно после года с момента опубликования.

Техническое регулирование предполагает установление единых правил предъявления требований к продукции, независимость органов по сертификации от производителей и потребителей, однозначность и единственность системы и правил аккредитации, а также методов испытаний и измерений при определении соответствия продукции. Вышеупомянутый закон о сертификации устанавливает особые требования к установке соответствия оборонной продукции. Работа с ней предполагает высокий уровень секретности, чтобы составляющие государственную тайну сведения не были разглашены.

В целях содействия соблюдению техрегламентов и действующих сегодня ГОСТов, повышению качества продукции и взаимозаменяемости технических средств осуществляется стандартизация. В области стандартизации применяются такие документы, как национальные стандарты, общероссийские классификаторы, стандарты организаций и своды правил. Их разработкой занимаются специально уполномоченные органы, а закон о сертификации устанавливает их полномочия.

Подтверждение соответствия продукции документам по стандартизации также осуществляется специальными органами. На территории РФ подтверждение соответствия может быть обязательным или добровольным. Первое осуществляется в форме принятия официальных документов: декларации о соответствии или обязательного сертификата, а второе – путем добровольной сертификации продукции. В закон о сертификации включено подробное описание упомянутых выше процедур.

Также закон о сертификации определяет, что инициирует процедуру добровольной сертификации заявитель, которым может быть производитель или продавец предъявляемых товаров, а осуществляет ее аккредитованный орган по сертификации. Для органов по сертификации закон о сертификации предусматривает полномочия осуществления подтверждения соответствия, выдачи сертификатов соответствия и предоставления права применения знака соответствия, а также приостановки действия выданных сертификационных документов.

Закон о сертификации продукции и услуг действующий

Ранее применявшийся закон о сертификации продуктов и услуг от 10 июня 1993 г. N 5153-I в настоящее время утратил силу. Действующий порядок сертификации продукции в РФ установлен Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. Процедура сертификации соответствия в законе о техническом регулировании предусматривает одну из следующих форм:

  • сертификацияю с выдачей сертификата о соответствии актуальным требованиям;
  • декларирование с оформлением декларации о соответствии.
  • Выбор между этими формами подтверждения соответствия проводится на основании требований законодательства к данному типу продукции. Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

    Требование об обязательной сертификации в России, введенное законом РФ № 184, устанавливается для определенных категорий продукции. Их общей характеристикой является то, что нарушение требований к качеству может нанести ущерб имуществу, здоровью или жизни потребителей. Общий перечень товаров этой категории приведен в Постановлении Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года. Этот же документ определяет формы сертификации для конкретных видов изделий. Для некоторых из них устанавливается условие об оформлении сертификата, для других видов продукции необходимо регистрировать декларацию.

    В дополнение к указанному нормативному документу условие об обязательной стандартизации и оценке качества товара может устанавливаться техрегламентами Таможенного союза. Они имеют силу на территории всех государств, входящих в ТС, включая РФ. Если для данной категории изделий разработан и вступил в силу ТР ТС, он является обязательным к применению. Сегодня уже начали действовать более 40 техрегламентов, и еще несколько десятков таких документов находятся в стадии формирования. Последние новые ТР ТС вступили в силу в 2016 и 2017 годах. По мере их вступления в действие соответствующие типы продуктов исключаются из постановления № 982. Предполагается, что постепенно техрегламенты станут покрывать всю сферу национального сертификационного законодательства.

    Помимо обязательной, 184-ФЗ предусматривает возможность прохождения добровольной сертификации. Она осуществляется в целях подтверждения высокого качества и безопасности продукции по инициативе заявителя. В этом случае он вправе самостоятельно выбирать основание для проведения такой оценки. В качестве основания могут использоваться:

  • национальные стандарты ГОСТ Р;
  • международные стандарты качества;
  • техрегламенты Российской Федерации или Таможенного союза;
  • собственные критерии, установленные заявителем, - например, технические условия (ТУ), принятые на производстве.
  • Заявителем в рамках процедуры добровольной сертификации по федеральному закону может выступать как производитель, так и продавец товара.

    В рамках сложившейся в РФ практики сертификации существует еще один механизм, широко применяющийся в специальных сферах, например, импортно-экспортных операциях. Речь идет об оформлении отказного письма. Оно предоставляется сертификационными центрами для продукции, на которую не распространяется требование об обязательной сертификации. В качестве закона для отказного письма обычно используется постановление № 982. В письме, которое представляет собой ответ на запрос заявителя, со ссылкой на данный нормативный документ делается вывод о том, что указанный тип товара не подлежит обязательной сертификации. Такой документ может потребоваться не только на таможне, но и при участии в коммерческих тендерах или государственных закупках.

    Сертификация услуг в Российской Федерации производится в особом порядке. Для некоторых из них государством установлены жесткие требования к качеству и безопасности. В этом случае для предоставления таких видов услуг оператору необходимо получать лицензию. Действующий список работ, на которые распространяется это условие, приведен в ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ. Требование о наличии лицензии может также устанавливаться другими нормативными документами о стандартизации. Например, оно содержится в Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. N 395-I, посвященном регулированию банковской деятельности.

    Закон 5151-1 «О сертификации продукции и услуг»

    О сертификации продукции и услуг
    (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта, 31 июля 1998 г., 25 июля 2002 г.)

    Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

    Раздел I. Общие положения

    Статья 1. Понятие сертификации

    Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

    создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сертификации

    Статья 3. Международные договоры

    Статья 4. Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации

    Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в соответствии с настоящим Законом:

    Статья 5. Система сертификации

    1. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом.

    В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

    В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции.

    2. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядке.

    Статья 6. Сертификат и знак соответствия

    Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.

    Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

    2. Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

    Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

    3. Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

    Раздел II. Обязательная сертификация

    Статья 7. Обязательная сертификация

    1. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

    При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации.

    2. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти.

    3. Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики.

    4. Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

    Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

    Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ в статью 8 настоящего Закона внесены изменения

    Статья 8. Участники обязательной сертификации

    Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

    Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.

    Статья 9. Правомочия федеральных органов исполнительной власти

    Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

    рассматривают апелляции по вопросам сертификации.

    Статья 10. Обязанности центрального органа системы сертификации

    Центральный орган системы сертификации:

    Статья 11. Обязанности органа по сертификации

    проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;

    осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

    Статья 12. Обязанности испытательной лаборатории (центра)

    Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

    Статья 13. Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей)

    Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязаны:

    реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

    указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика).

    приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

    Статья 14. Условия ввоза импортной продукции

    1. В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.

    2. Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территории Российской Федерации;

    В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации.

    3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

    Статья 15. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией

    1. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

    2. Непосредственный государственный контроль и надзор за соблюдением правила сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «О стандартизации».

    Статья 16. Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору

    1. Обязательному государственному финансированию подлежат:

    проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

    2. Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.

    Раздел III. Добровольная сертификация

    Статья 17. Добровольная сертификация

    1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

    Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

    2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

    Статья 18. Организация добровольной сертификации

    1. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральным органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.

    Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.

    2. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.

    3. Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

    Статья 19. Права заявителя

    Раздел IV. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона

    Статья 20. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность

    Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

    Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»

    (в ред. Федеральных законов от 27.12.95 N 211-ФЗ, от 02.03.98 N 30-ФЗ, от 31.07.98 N 154-ФЗ)

    Полный текст закона о сертификации

    Настоящий Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее - продукция) в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

    Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Понятие сертификации

    Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. (часть первая в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

    Сертификация осуществляется в целях:

  • создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле; (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
  • Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.
  • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сертификации

    Отношения в области сертификации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

    Статья 3. Международные договоры

    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о сертификации, то применяются правила международного договора.

    Статья 4. Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

    (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
  • проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
  • опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
  • готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
  • представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.
  • Статья 5. Система сертификации

    Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации порядке.
  • Примечание. Постановлением Госстандарта РФ от 14.07.2000 N 46 утверждено Положение о Системе добровольной сертификации экспертов Системы сертификации ГОСТ Р. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

    Статья 6. Сертификат и знак соответствия

      Сертификат соответствия (далее - сертификат) - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности. (абзац введен Федеральным законом от 27.12.95 N 211-ФЗ)

    Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государственной противопожарной службой федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. (в ред. Федеральных законов от 27.12.95 N 211-ФЗ; от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.Порядок государственной регистрации знаков соответствия устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • Правила применения знаков соответствия устанавливаются конкретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанавливаемыми специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • Раздел II. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

    Статья 7. Обязательная сертификация

  • Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ)
  • Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации либо другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то в соответствии с настоящей статьей, с учетом сложившейся международной и зарубежной практики. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом. (п. 4 введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ)

  • Реклама продукции, подлежащей обязательной сертификации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • Статья 8. Участники обязательной сертификации

    Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

    Допускаются к проведению работ по обязательной сертификации организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

    Статья 9. Правомочия федеральных органов исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

    • создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;
    • осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);
    • определяют центральные органы систем сертификации;
    • аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);
    • ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;
    • устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
    • устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;Примечание. Постановлением Госстандарта РФ от 26.05.1994 N 12 утверждены Правила выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия.
    • осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
    • рассматривают апелляции по вопросам сертификации; абзац исключен. - Федеральный закон от 31.07.98 N 154-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции)
    • Статья 10. Обязанности центрального органа системы сертификации

    • организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации;
    • рассматривает апелляции заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров).
    • Статья 11. Обязанности органа по сертификации

      Орган по сертификации:

    • проводит идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации; (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ)
    • сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
    • осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ)
    • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
    • предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
    • Статья 12. Обязанности испытательной лаборатории (центра)

      Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

      Статья 13. Обязанности изготовителей (продавцов, исполнителей)

    • реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке; (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
    • обеспечивать соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;
    • указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика); (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
    • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована или подтверждена декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации; (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
    • обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;
    • извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.
    • Статья 14. Условия ввоза импортируемой продукции

    • В условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с актами законодательства Российской Федерации обязательной сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Указанные сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
    • Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.В исключительных случаях Правительство Российской Федерации вправе выдавать разрешения на ввоз продукции, предназначенной для производственных нужд конкретной организации, без представления в таможенные органы сертификатов или свидетельств о признании сертификатов при условии последующей сертификации данной продукции на территории Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ)
    • Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по таможенному делу и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
    • Статья 15. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией

    • Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации, иными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)Примечание. По вопросу, касающемуся государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами), см. Приказ Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 239.
    • Непосредственно государственный контроль и надзор за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией проводится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертификации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом Российской Федерации «О стандартизации».
    • Статья 16. Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору

    • Обязательному государственному финансированию подлежат:
      • разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;
      • участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;
      • разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;
      • разработка проектов актов законодательства в области сертификации;
      • проведение научно - исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;
      • проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;
      • ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;
      • другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации.
    • Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции производится заявителем в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. Сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
    • Раздел III. ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

      Статья 17. Добровольная сертификация (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

    • Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.
    • Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
    • Статья 18. Организация добровольной сертификации (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

      Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации в установленном им порядке.Органом по добровольной сертификации может быть юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.

      Орган по добровольной сертификации:

    • осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;
    • приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.
    • Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок оплаты таких работ и определяет участников системы добровольной сертификации.Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.
    • Статья 19. Права заявителя

      При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

      Раздел IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

      Статья 20. Уголовная, административная либо гражданско - правовая ответственность

      Юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско - правовую ответственность. (в ред. Федерального закона от 31.07.98 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

      Президент
      Российской Федерации
      Б.ЕЛЬЦИН

      • Приказ 302 п 41 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических […]
      • Федеральный закон от 27.12.2009 N 357-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 24 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ […]
      • Майор милиции арестован в Бурятии за дачу взятки в 100 тысяч рублей 28 Дек 2009, 04:42 СКП РФ по Бурятии расследует уголовное дело, возбужденное в отношении майора милиции, старшего инспектора по особым поручения управления кадров республиканского МВД, […]
      • Закон УР от 7 октября 2005 г. N 52-РЗ "Об учреждении знака отличия "Материнская слава" (с изменениями и дополнениями) Закон УР от 7 октября 2005 г. N 52-РЗ"Об учреждении знака отличия "Материнская слава" Принят Государственным Советом Удмуртской Республики […]
      • Какие формы обязательного подтверждения соответствия установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Вопрос из Темы 3. Техническое регулирование. Требования к техническим устройствам, применяемым на опасных […]
      • Избирком Хакасии принял первое заявление от кандидата на пост главы республики 14 июня 2018 9:07 Избирком Хакасии принял первое заявление от кандидата на пост главы республики Фото: Мария ЛЕНЦ Избирательная комиссия Республики Хакасия приняла первое […]
      • Виды пенсий в РФ Первым шагом на пути нововведений в пенсионном обеспечении стало создание системы персонифицированного учета, что позволило фиксировать все данные о трудовом стаже граждан на их индивидуальных лицевых счетах. Такая система учета стала […]
      • Урок по теме "Гражданство как правовая категория" Цели урока: Образовательная: сформировать представление о гражданстве как важной правовой категории, которая обозначает взаимосвязь человека и государства; объяснить порядок приобретения гражданства; […]

    Закон «О сертификации продукции и услуг»

    Закон «О сертификации продукции и услуг» был принят в 1993г., в новой редакции - в 1995г., а в 1998г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений» в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», содержащий новые положения касающиеся различных аспектов сертификации.

    Новые изменения и дополнения создают законодательную основу для более глубокой гармонизации российских систем сертификации с международными правилами и нормами, что необходимо для выполнения требований «Всемирной торговой организации» (ВТО).

    Принята новая редакция определения термина «сертификация» с учётом Руководства 2 ИСО/МЭК от 1996г.: сертификация - это деятельность по подтверждению соответствия установленным требованиям независимой от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организации. Соответствие удостоверяется в письменной форме, т.е. документом. Таким документом является сертификат соответствия.

    Дополнение устанавливает, что «при обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации». Такое уточнение вызвано незаконной практикой субъектов РФ, которые принимали нормативные акты, обязывающие поставщиков товаров проводить повторную сертификацию, если сертификат соответствия был получен ими в другом регионе России.

    Закон однозначно трактует право на создание системы сертификации: «система сертификации создаётся государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации», которые проводят сертификацию по тем правилам и в том порядке, как это принято в данной системе и в соответствии с положениями Закона «О сертификации продукции и услуг». В Законе установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения.

    Закон предусматривает, что система сертификации может создаваться только юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и организационная форма не регламентируются.

    Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испытательные лаборатории; центральные органы системы сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции; а также изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

    В законе уточняется право участия в обязательной сертификации организаций независимо от их «организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензии на проведение работ по обязательной сертификации».

    Пересмотрены положения статей Закона, касающихся аккредитации. Теперь право аккредитации предоставлено не только Госстандарту, но и другим федеральным органам исполнительной власти, на которые законодательными актами РФ возложена организация обязательной сертификации. В их обязанности вменяется не только проверка компетентности, но выявление независимости от изготовителей, продавцов, потребителей. Лицензия должна выдаваться только после получения аккредитуемой организацией аттестата аккредитации.

    Таким образом, новая редакция указанного положения приведена в полное соответствие с требованиями документа Европейской Комиссии Генерального Директората III «Перечень мероприятий, которые должны быть приняты Российской Федерацией».

    Формы обязательной сертификации устанавливает Госстандарт либо другие уполномоченные на то органы, причём все они должны учитывать сложившуюся зарубежную и международную практику.

    Существенные изменения внесены в положения Закона, относящиеся к добровольной сертификации. Отмечены ограничения, которые запрещали добровольную сертификацию продукции, если она подлежала обязательной сертификации. Отменено положение, которое предусматривало проведение добровольной сертификации только тем требованиям к товару, которые не отнесены к обязательным. Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации по инициативе заявителя.

    Цель добровольной сертификации - подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

    Однако Закон предусматривает, что добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не заменяет обязательную сертификацию этой продукции. Таким образом, если даже изготовитель осуществил добровольную сертификацию на соответствие тем показателям, которые являются аспектом обязательной сертификации, он всё равно обязан провести обязательную сертификацию.

    Весьма важным дополнением к Закону о сертификации продукции и услуг является подтверждение соответствия:

    «Подтверждение соответствия может также проводится посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии. Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок её принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом».

    Принятое дополнение соответствует требованиям по присоединению России к ВТО, положениям ГАТТ и зарубежной практике подтверждения соответствия согласно Руководству 2 ИСО/МЭК.

    Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

    В 1992 г. в России был принят Закон “О защите прав потребителей”. Которым вводилась обязательная сертификация на безопасность и экологичность продукции, а Госстандарту РФ, как национальному органу сертификации, было поручено конкретно определить номенклатуру товаров, подлежащих сертификации и установить правила ее проведения.

    Учитывая, что к моменту принятия Закона в РФ практически не было системы сертификации, и достаточного количества испытательных лабораторий, не было подготовленных кадров, то для облегчения предприятиям-изготовителям вхождение в сертификацию, была принята упрощенная модель сертификации опасной продукции. Эта модель заключалась в том, что изготовитель представлял территориальному органу Госстандарта РФ заявление-декларацию о безопасности и экологичности выпускаемой продукции. Тем самым обеспечивалась как бы гарантия безопасности со стороны изготовителя, подтвержденная контролем гос. органа.

    Одновременно с учетом зарубежного опыта, Госстандарт разработал Систему сертификации в полном соответствии с международными требованиями. Эта система получила название “Система сертификации ГОСТ Р”. Она была разработана по требованию Закона “О защите прав потребителей”, предназначалась для обязательной сертификации товаров народного потребления и была утверждена Госстандартом РФ в мае 1992 года.

    Система сертификации - это совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Участниками сертификации являются:

    национальный орган сертификации (Госстандарт РФ); - формирует и реализует гос. политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ, регистрирует системы сертификации, информирует о правилах сертификации и о действующих системах сертификации;

    центральный орган сертификации; - организует работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществляет руководство ею;

    орган по сертификации продукции; - сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия, осуществляет контроль за сертифицируемой продукцией, приостанавливает или отменяет действия выданных им сертификатов;

    испытательная лаборатория - осуществляет испытания продукции и выдает протоколы испытаний для целей сертификации;

    изготовители (продавцы, исполнители) продукции.

    После разработки Госстандартом Системы сертификации ГОСТ Р 10.06.1993 г. был принят Закон “О сертификации продукции и услуг”. Этот Закон существенно отличается от Закона “О защите прав потребителей” (в той его части, которая касается сертификации). Закон “О сертификации...” предусматривает деление сертификации на обязательную и добровольную. Организация обязательной сертификации - это прерогатива только гос. органов управления. Добровольной же сертификацией могут заниматься любые организации, любых форм собственности: государственные, общественные, коллективные, частные - ограничений нет. Все зависит от желания и компетентности. Но обязательно необходимо зарегистрировать систему сертификации и получить лицензию от Госстандарта России.

    В Законе определено, что органы по сертификации и испытательные лаборатории должны осуществлять надзор и контроль за сертифицированной продукцией. Эта функция возлагается на государство и будет выполняться только по отношению к сертификации обязательной. По отношению к добровольной - такая мера не предусмотрена. Однако предусмотрено, что и обязательные и добровольные системы сертификации должны регистрироваться национальным органом, т.е Госстандартом РФ. Цель регистрации состоит в том, чтобы: во-первых, все системы сертификации соответствовали общим правилам и рекомендациям, основанным на международных требованиях; во вторых - обеспечение централизации информации о работах по сертификации, о тех организациях, которые занимаются этой работой, об услугах, которые они могут оказать. По итогам регистрации национальный орган обязан вести Государственный реестр.

    В дополнение к Закону “О сертификации продукции и услуг” 2 июля 1998 года Гос. Думой принят Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ”О сертификации продукции и услуг”, подписанный Президентом РФ 31 июля 1998 года. Изменения и дополнения этого Закона в целом определяют правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, систем качества предприятий и услуг в РФ.

    В первой статье Закон уточняет понятие сертификации и ее цели. “Сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям”.

    Закон определяет следующие цели сертификации:

    Создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном, экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

    Содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

    Контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды;

    Подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

    Закон перечисляет обязанности всех участников сертификации, осуществляющих обязательную сертификацию (национальный, центральный органы, орган по сертификации продукции, испытательная лаборатория, изготовители (продавцы, исполнители) продукции). Обязательной сертификации подлежит продукция, определяемая государством (это, как правило, потребительская продукция) и проводимая государством по оценке ее безопасности и экологичности.

    Но этого недостаточно, ибо могут быть, например, такие варианты:

    1) сертификат на кофе утверждает, что в нем нет пестицидов, солей тяжелых металлов, но на проверку оказывается, что это не кофе, а кофейный напиток;

    2) безопасное сливочное масло оказывается маргарином и т.д.

    Поэтому сертификации подлежит не безопасность товара, а сам товар и в общих правилах введено требование, обязывающее орган по сертификации подтвердить, что это именно тот товар (изделие), которое значится в документах заявителя.

    Закон регламентирует права и обязанности добровольной сертификации, которая осуществляется органами добровольной сертификации. Такой орган может быть создан любым гражданином и юридическим лицом, которые регистрируют свою систему и свой знак соответствия в Госстандарте и получают от него лицензию на право проведения добровольной сертификации. Добровольной сертификации подвергается любая продукция по желанию изготовителя по любым показателям. При этом, если данная продукция не значится в списке обязательной сертификации (которую проводит государство), то после прохождения добровольной сертификации она должна быть представлена на обязательную сертификацию на безопасность и экологичность.

    Разработка плана развития предприятия "Сыродел"

    Сыр предназначен для употребления в пищу. Расфасовка в упаковки по 1 кг. Возможна добавка различных натуральных ингредиентов, что позволит сделать этот продукт более разнообразным и популярным...

    Сертификация алкогольных напитков

    1) Обязательной сертификации подлежит продукция винодельческой промышленности, производимая организациями первичного виноделия . В организациях вторичного виноделия обязательной сертификации подлежит продукция собственного изготовления...

    Сертификация продукции и услуг

    Правила по проведению сертификации устанавливают общие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертификации...

    Стандартизация и сертификация в условиях рыночной экономики

    Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации. 1) Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации...

    Стандартизация и сертификация продукции продукции в строительстве

    Порядок проведения сертификации промышленной продукции в строительстве установлен в РДС 10-232-94. Сертификация продукции включает следующие этапы: 1...

    Стандартизация и сертификация продукции растениеводства

    Участниками сертификации являются изготовители и исполнители услуг (первая сторона), заказчики - продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону - органы по сертификации...

    Услуги проходят добровольную сертификацию. В рамках системы сертификации РФ действуют правила функционирования добровольной сертификации услуг...

    Услуги туристического бизнеса как объект стандартизации и сертификации

    Сертификация работ и услуг предусматривает следующие этапы: 1. Подача заявки на сертификацию. Заявку и письмо заявитель направляет в соответствующий орган...

    Услуги туристического бизнеса как объект стандартизации и сертификации

    При сертификации работ и услуг используются схемы (табл. 1). "right">Таблица 1 Рассмотрим применение данных схем. Схема 1. Применяется для оценки услуг, качество и безопасность которых зависят от мастерства исполнителя. Например: парикмахера...

    Поделиться: