Правила транспортировки древесины. Частые вопросы

Прошло больше месяца с того момента, как лесопромышленники стали обязаны использовать сопроводительные документы при транспортировке древесины. У всех участников данных отношений: лесопромышленников, владельцев льготной древесины, представителей контролирующих и управляющих органов в сфере лесного хозяйства накопились вопросы о реализации новых требований и работе в рамках 415-ФЗ. Руководитель Рабочей группы по реализации 415-ФЗ, заместитель генерального директора ФГУП "Рослесинфорг" Александр Мариев ответил на самые распространенные.

Прошло больше месяца с того момента, как лесопромышленники стали обязаны использовать сопроводительные документы при транспортировке древесины, и более полугода, как действует запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд. В конце 2013 года, а именно 28 декабря, Президентом был подписан крайне важный отраслевой закон: 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", кардинально меняющий отношение государства к учету древесины.

До этого времени Россия - крупнейшая лесная держава - на государственном уровне игнорировала рыночный оборот данного возобновляемого ресурса.

После того, как лесопользователь срубал древесину, она становилась, за редкими исключениями, собственностью арендатора, к которому государство не выдвигало никаких законодательных и нормативных требований. Подобными "удобными" обстоятельствами пользовались черные лесорубы, обеляющие незаконно заготовленную древесину сразу же после вывоза кругляка с делянки.

Ежегодный официально выявленный ущерб от их деятельности оценивается почти в 1 млн. кубометров. При этом только в 59% случаях правоохранительным органам удается выявить нарушителей.

Декабрьский закон позволил приступить к регулированию оборота древесины за пределами лесных участков. Государство начало вести учет прав собственности на древесину и переход права собственности - главным образом, сделки по ее покупке и продаже.

Благодаря 415-ФЗ древесина получила статус товарной продукции, имеющей своего собственника в каждый момент времени.

Так как подобная практика - новшество, на поэтапное внедрение всех норм закона потребуется порядка двух лет. Первые шаги уже предприняты. С 1 февраля 2014 года вступили в силу положения о Единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС), учитывающей древесину и сделки с ней. Сейчас, на начальном этапе, в системе содержится информация о правах пользования лесными участками. Также с этого момента вводится запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд. Стоит отметить, что данная норма не подразумевает административной ответственности, так как сама возможность перепродажи подобного товара, интересная для посредников, будет исключена с введением в действие декларирования сделок с древесиной. Не так давно, с 1 июля 2014 года вступило в силу положение и о наличии обязательного сопроводительного документа при транспортировке заготовленной древесины.

Следующий этап внедрения закона в действие запланирован на 1 января 2015 года и предполагает под собой: проведение обязательного учета всей срубленной древесины, поштучную маркировку дуба, бука и ясеня при поставках за рубеж, а также возможность подачи лесной декларации и отчета об использовании лесов в электронном виде. Со второго полугодия, а именно с 1 июля 2015 года все продавцы и покупатели древесины будут обязаны декларировать свои сделки с древесиной. Ответственность за нарушение перечисленных норм, часть из которых уже введена в применение, начинает действовать спустя шесть месяцев после вступления этих норм в силу. Промежуток в полугодие предусмотрен на то, чтобы предприниматели, работники лесного хозяйства и представители контролирующих органов успели адаптироваться к новому порядку.

Действие норм уточнено в подзаконных нормативных правовых актах, подготовленных Рослесхозом, Минприроды России, и утвержденных Правительством РФ. На сегодняшний день Председателем Правительства подписаны Распоряжение № 1047-р о видах древесины, на которые распространяются требования главы 2.2. Лесного кодекса РФ (Транспортировка древесины и учет сделок с ней) и Постановление № 571 о сопроводительном документе на транспортировку древесины. К 1 января 2015 года, со вступлением в силу следующей группы норм Правительством РФ будут приняты и очередные Постановления Правительства.

В настоящий момент рабочей группой по реализации № 415 - ФЗ ведется работа по уточнению порядков эксплуатации и предоставления информации в систему ЕГАИС и из нее. Кроме того, утверждается сама форма предоставления данных и порядок взаимодействия с иными информационными системами.

Также запланировано принятие порядков учета древесины и маркировки древесины ценных пород. При создании порядка учета, уже направленного на согласование в федеральные исполнительные органы власти, вносились предложения и замечания представителей бизнес-сообщества, принявших участие в открытых общественных обсуждениях документа на сайте regulation.gov.ru .

В настоящий момент у отраслевых экспертов существует возможность внести свою лепту в создание: перечня информации о маркировке ценных пород древесины и перечня информации для сетей общего пользования и открытых данных (ЕГАИС); порядка хранения, реализации и утилизации изъятой и конфискованной древесины, порядка расхода и учета субвенций, предусмотренных на реализацию полномочий по учету древесины, а также согласовать форму и порядок представления деклараций о сделках. Любой гражданин РФ может принять участие в формировании подзаконных нормативных правовых актов по 415-ФЗ. Процесс подготовки документов проходит открыто и все замечания авторов рассматриваются.

Руководитель Рабочей группы по реализации 415-ФЗ, заместитель генерального директора ФГУП "Рослесинфорг" Александр Мариев ответил на самые распространенные вопросы представителей бизнеса и органов управления и контроля в сфере лесных отношений.

Что в первую очередь регулирует 415-ФЗ?

Ключевая идея закона - регулирование сделок с древесиной, вопросы собственности на древесину и ее переход, а не ее транспортировку. Это нужно понять и принять. В рамках этого закона, государству, в первую очередь, необходимо собрать достоверную информацию о том, кто является собственником древесины на каждом этапе ее оборота - от лесного участка до переработки или вывоза из Российской Федерации.

Что за древесина попадает под действие закона?

Действие закона распространяется на необработанную древесину из списка Распоряжения Правительства. Перечень ограниченный, в нем указаны всего четыре вида: баланс, пиловочник, фанкряж, дрова. Сам перечень соответствует категориям ОКПД2 в части необработанной древесины.

Какие данные содержаться в ЕГАИС?

В систему включены права пользования лесными участками и декларации о сделках, что позволяет отследить путь древесины с лесного участка до места переработки или экспорта. В ЕГАИС мы сможем открыть информацию о любой сделке и построить цепочку происхождения древесины до одного или нескольких лесных участков, на котором она была заготовлена. Таким образом, внесение в систему данных о происхождении - обязательно. ЕГАИС, как и системы добровольной сертификации FSC и PEFC, собирает данные о происхождении древесины. Цепочка происхождения, выстраиваемая в ЕГАИС, - это официальные сведения, подтвержденные на государственном уровне.

Кому будет доступна информация из ЕГАИС о происхождении древесины?

Материалы из системы будут доступны лесным инспекторам, сотрудникам МВД и ФТС. Хочу отметить, что мы часто недооцениваем гражданское общество, полагая, что оно не желает вникать в отраслевые вопросы. Но общественные и природоохранные организации, а также региональные и муниципальные власти заинтересованы в получении этой информации. Поэтому она будет открыта и для них. Чуть позже появится возможность ввести в системе ИНН или название компании и увидеть ее права пользования лесными участками и количество заготовленной и купленной древесины. Также эта информация будет доступна для покупателей древесины, в том числе для импортеров.

Какие документы вводятся в оборот 415-ФЗ?

В рамках закона появляются два документа: декларация о сделке и сопроводительный документ. Декларация о сделке подается в электронном виде (до конца 2015 года для таможенных органов есть исключение - РЛВ), а сопроводительный документ - существует только в бумажном формате. Последний прост для заполнения - он является неким аналогом транспортной накладной, уже давно добровольно применяемой перевозчиками. Декларация о сделке или отчет об использовании лесов, который готовится самостоятельно перерабатывающими древесину предпринимателями, позволяет нам получать информацию о собственнике древесины и о том, на основании какого права он этим собственником является. Стоит отметить, что декларация о сделке подразумевает под собой не только декларирование древесины, но и ежемесячный отчет по декларируемым объемам в рамках данного электронного документа. Даже в случае отсутствия перехода права собственности отчет должен быть заполнен. В такой ситуации продавец должен указать цифру "ноль" по итогам месяца.

Нужен ли сопроводительный документ при перевозке древесины ж/д и водными видами транспорта?

Да.

Требования по наличию сопроводительного документа распространяются на все виды транспорта.

Даже если самолетом будете перевозить. При этом текущая документация, требуемая, к примеру, РЖД также действует. Тоже касается и внутренних документов предпринимателей - их никто не отменяет. Компания вправе действовать по своим внутренним распорядкам, но включив в них сопроводительный документ и декларацию. Сопроводительный документ должен быть для каждой партии транспортируемой древесины в обязательном порядке.

Необходим ли сопроводительный документ при внутренних перевозках лесоматериалов, к примеру, с нижнего склада на верхний?

Мы не регулируем производственные перевозки по территории предприятия. Предприниматель сам решает, как организовать свою внутреннюю работу. Но, совершая перевозку с верхнего на нижний склад, вы формируете транспортируемую партию древесины, и лесной инспектор или сотрудник ГИБДД вправе потребовать сопроводительный документ на транспортируемый лесоматериал.

Как правильно оформить сопроводительный документ в части указания породы сортимента?

Ответ на этот вопрос можно найти в Распоряжении Правительства 1047р от 13 июня 2014 года, утверждающего виды древесины, на которые распространяется действие Лесного кодекса в рамках 415 - ФЗ. К примеру, 02.20.11.122 - бревна еловые для лущения, то есть еловый фанкряж. Эти названия, коды и должны быть использованы, как в декларации о сделке, так и в сопроводительном документе.

Минприроды России готовит приказ о видовом и сортиментном составе древесины. Какие могут быть последствия и что указывать лесопромышленникам в сопроводительном документе в пункте 11?

Ситуация следующая. Распоряжение о видах древесины вышло первым, и оно определило сферу действия закона. В приказе Минприроды России о видовом (породном) и сортиментном составе эти виды древесины будут просто повторены. На сайте Рослесхоза вы можете с ним ознакомиться и увидеть, что он полностью дублирует названия из ОКПД2.

Мы, конечно, настаивали на отраслевой устоявшейся терминологии, но Минэкономразвития нас не поддержало, хотя и пошло навстречу, предложив внести в 2015 году в свой ведомственный приказ привычные нам отраслевые наименования сортиментов в ОКПД2. До вступления изменений в действие необходимо руководствоваться Распоряжением Правительства о видах древесины.

Кто владеет правом подписи сопроводительного документа?

Форма и правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины утверждены Постановлением Правительства № 571 от 21 июня 2014 года. Подчеркну, что сопроводительный документ заполняется и подписывается собственником древесины. Поэтому арендатор, у которогона лесном участке работает подрядчик, все равно должен передать право собственности на заготовленную древесину - задекларировать сделку, учесть древесину до ее вывозки с лесного участка и отчитаться о перешедших от него другому собственнику сортиментах и их объемах на ежемесячной основе. Если же собственник не присутствует на лесном участке, тогда документ должен быть заполнен уполномоченным собственником лицом.

В каком случае должна быть заполнена седьмая строка сопроводительного документа?

В строке или же в пункте семь содержится самая главная информация. Данный пункт заполняется с 1 июля 2015 года.

В будущем, после вступления пункта в силу, согласно Постановлению Правительства, ИНН собственника и номер декларации сделки появятся в ЕГАИС и будут доступны представителям таможни, МВД и лесным инспекторам. Перечисленные данные позволят им увязать собственника с конкретной партией древесины. Они будут знать собственника древесины на каждом этапе ее оборота.

Распространяются ли нормы 415-ФЗ на заготовителя, самостоятельно перерабатывающего получаемое сырье?

В случае отсутствия сделки, предполагающей изменение права владения товаром, собственник действует в рамках норм действующего Лесного кодекса. Если предприниматель ведет заготовку в своей арендной базе - к нему нет дополнительных требований, кроме оформления сопроводительного документа и уже действующих лесных норм. Как только возникает передача права собственности - состоялась сделка по продаже древесины - стороны обязаны действовать в рамках 415-ФЗ.

Товарно-денежные отношения - это решающие отношения. Если до вступления закона в силу незаконно срубить, а потом продать такую древесину не представляло большого труда, то сейчас это будет сложнее. Покупатель обязан отчитаться в том, у кого он купил эту древесину. Если у продавца отсутствуют первичные права пользования, то эта древесина не может быть продана в существенных объемах - это главный элемент борьбы с незаконными рубками. Нет мотивации вести незаконную заготовку, так как продать такую древесину сложно - в этом суть данного закона.

В какие сроки необходимо подать декларацию о сделке?

Декларация подается в течение пяти дней с момента заключения сделки.

Можно и быстрее, в день продажи, но не менее, чем за сутки до перевозки. Важно, чтобы сделка была как можно быстрее привязана к собственнику. Он сам в этом заинтересован, это пригодится ему на дороге. В сопроводительном документе есть пункт 7 - отсылка к декларации. Повторю, что органы, контролирующие передвижение древесины будут смотреть именно на него. В этом пункте указываются данные предпринимателя, его ИНН и номер задекларированной сделки.

Какие операции войдут в порядок учета древесины?

Сейчас проект Постановления Правительства, с которым до конца августа можно ознакомиться на сайте regulation.gov.ru содержит в себе требования по определению: объема древесины,породного и сортиментного состава и оформления результатов учета древесины. Эти же показатели указываются в сопроводительном документе: измерили - внесли.

Придется ли лесопромышленникам отказаться от привычных методов учета древесины?

Бизнес принял активное участие в подготовке проекта порядка учета. Было много споров, ведь у каждого лесопромышленника свой метод работы. Можно сказать, что в данном случае учет - это синоним слову деньги, и каждый предприниматель, априори заинтересованный в коммерческой выгоде, заинтересован в точном учете. В связи с этим мы сделали систему учета рамочной, позволяющей использовать обширный спектр различных вариантов.

В целом, итогом достоверности учета древесины мы сделали точность этого учета. На малые партии до 400 кубометров поставили 8%, на большие свыше 400 кубометров - 5%. Это не запредельная точность. Мы знаем, что в договорах предприниматели ставят точность даже в 2%.

При натурной таксации выявляется несоответствие количественного и породного состава древесины на корню. Если будут подаваться реальные данные, в декларации появится расхождение с информацией из проекта освоения лесов. Как лесопромышленнику действовать в такой ситуации?

Во-первых, лесная декларация и декларация о сделках с древесиной - разные вещи и мы не предполагали, по крайней мере сейчас, что данные из них будут сходиться. Во-вторых, везде следует указывать фактические данные. Судебные решения в пользу предпринимателей в части реальных объемов уже есть. Внесение заведомо ложных данных в ЕГАИС может стать причиной административного наказания.

Как будут выявляться факты отчуждения древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд?

В России ежегодно заготавливается около 190 млн. кубометров древесины, из них почти 19 млн. кубометров, или же 10%, приходится на древесину для собственных нужд граждан. Обращу внимание на то, что в Лесном кодексе всегда была записана норма, указывающая, что изначально эта древесина для собственных нужд граждан, но де-факто она уходила на рынок. Да, она заготавливалась легитимно, но государство не давало гражданам права пускать ее в коммерческий оборот. Так права на древесину, заготавливаемую для собственных нужд, не могут быть основанием для регистрации сделки с древесиной в ЕГАИС. Таким образом, посредник, купивший такую древесину у многих ее собственников, не сможет продать ее, так как не сможет легитимно, с декларированием сделки, передать права собственности покупателю.

Если с рынка исчезнет 19 млн кубометров древесины, не возникнет ли дефицита сырья?

На этот счет есть Поручение Президента. С федеральными министерствами сейчас согласуется законопроект о заключении однолетних договоров купли-продажи. Эта норма действовала до 2009 года. У предпринимателя, работающего на таком однолетнем участке, не будет обязательств по воспроизводству лесов, и то, что он вырубит, ляжет в части воспроизводства на плечи государства. Разрешить эту ситуацию можно за счет формирования стартовой цены лота в этой купле-продаже путем включения в нее затрат на воспроизводство, рассчитанных органами исполнительнойвласти субъекта. То есть, когда с 1 июля 2015 года вступит в силу требование о декларировании сделок, и 19 млн. кубометров уйдут с рынка, то к этому моменту у малого и среднего бизнеса появится новая возможность взять на законных основаниях делянку на однолетний период.

Как будет проходить маркировка на экспорт дуба, бука и ясеня?

Планируется, что маркировка ценных пород древесины будет проводиться поштучно и как минимум за сутки до момента ее вывоза с территории Российской Федерации. Ознакомившись с опытом других стран, мы решили сделать максимально простую маркировку, без каких-то специальных технических средств. В настоящий момент документ по маркировке проходит согласование в Правительстве.

Как принять участие в обсуждении разрабатываемых подзаконно-нормативных актов?

Многие подзаконные акты находятся в стадии подготовки и любой желающий может принять участие в их доработке, оставив свой отзыв на сайте regulation.gov.ru . Любые предложения и замечания - приветствуются. Нам важен опыт отраслевиков, и мы уверены, чем больше людей примет участие в обсуждении документов, тем проще им самим будет работать в будущем.

Сейчас мы проводим серию совещаний по 415-ФЗ в нескольких федеральных округах. В начале следующего года, после вступления в силу положений от 1 января 2015 года, мы повторим эту практику. После, на уровне субъектов, консультации уже будут проводить департаменты лесного хозяйства по федеральным округам.

Мы готовы к диалогу по закону со всеми заинтересованными сторонами. Нам очень важно, чтобы этот закон был удобным для исполнения. В случае, если декларирование сделок с древесиной будет успешным, и мы накопим положительную правоприменительную практику по 415-ФЗ, то в будущем сможем выйти с законодательной инициативой по развитию новых экономических отношений между государством и бизнесом, организовав платежи за пользование лесами по факту заготовки древесины. Это бы позволило избежать ситуаций, возникших в кризисные 2008-2009 года, когда объемы заготовки сокращались, но арендаторы были вынуждены платить на основе негибкого административного государственного расчета за ежегодный допустимый объем пользования - в эти годы накопилась большая кредиторская задолженность арендаторов перед бюджетами всех уровней.

В идеале, 415-ФЗ должен стать основой для эволюционного перехода лесного хозяйства Российской Федерации в рыночную систему отношений. Интенсификация лесопользования может стать реальной при появлении платежей по факту заготовки, как нормы закона. Но к реализации этих смелых идей мы сможем приступить, после внедрения всех норм 415-ФЗ. Без них мечты предпринимателей о платежах по факту заготовки древесины и об интенсификации лесопользования могут на многие годы остаться лишь мечтами.

Сопроводительный документ на транспортировку древесины является обязательным при перемещении древесины любых пород юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями. Вместе с тем, он не является документом строгой отчетности, его не нужно составлять, если древесина предназначена для собственных нужд и доставляется собственником (согласно Федеральному закону №415).

ФАЙЛЫ 2 файла

Законодательная база

21 июня 2014 года было принято Постановление Правительства №571. В нем приведена установленная форма для сопроводительного документа на транспортировку древесины.

Бумага является дополнением к существующим сопроводительным документам. Она никоим образом не заменяет товарные накладные, транспортные накладные и любую другую документацию, которую положено иметь при совершении грузоперевозок, вне зависимости от того, каким видом транспорта производится конкретная перевозка.

Нарушение

КоАП РФ предусматривает для тех, кто не оформил должным образом сопроводительный документ, соответствующее наказание. С 1 января 2015 года вступила в силу ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП. Наказание выражается в виде штрафа.

Если ответственность за неправильно составленный документ ляжет на должностное лицо, то сумма штрафа будет варьироваться в диапазоне от 30 000 до 50 000 рублей.

Если же будет доказано, что в правонарушении виновата организация (юридическое лицо), то штрафы будут в разы выше: от 500 до 700 тысяч рублей.

Рассматривает дела подобного рода мировой судья в судебном участке, который располагается по месту совершения правонарушения. То есть если транспортное средство было задержано сотрудником полиции, то рассматриваться дело о совершенном правонарушении будет там, где произошло задержание. Помимо полицейских служб, протоколы подобного рода правонарушений уполномочены составлять сотрудники лесной охраны (также по месту совершения правонарушения).

Элементы документа

Унифицированная форма сопроводительного документа на транспортировку древесины состоит из 12 пунктов. Ни один из них не должен быть пропущен, все – обязательны для заполнения. Недопустимо редактирование названия этих пунктов и вопросов, в них содержащихся. Последовательно должна быть изложена информация относительно:

  • Номера документа. Интересно, что сам порядок нумерации устанавливается собственником перевозимого груза. И для каждого пункта отправки он может быть свой.
  • Даты составления.
  • Контактных данных собственника древесины.
  • Грузоперевозчика.
  • Грузоотправителя.
  • Грузополучателя.
  • Номера декларации о сделках с древесиной (при наличии).
  • Номера транспортного средства, на котором производится перевозка.
  • Пункта отправления.
  • Пункта назначения.

Начало документа предполагает короткие односложные ответы. Продолжение же потребует больше времени для заполнения.

Заключение

Последние две графы представлены в виде таблиц. В первой предусмотрены отдельные столбцы под данные о:

  • Сортаменте.
  • Породе перевозимой древесины.
  • Общем объеме партии.
  • Количестве штук.

В одиннадцатом пункте есть место для описания нескольких пород перевозимого дерева. Каждой породе должна быть посвящена своя строка. У владельца (а именно он обязан заполнять бумагу) есть возможность отразить содержание перевозимого груза наиболее полно. В конце таблицы подводятся итоги относительно общего количества. В них указывается объем всех пород и их количество в партии без какого-либо разделения.

В двенадцатом пункте тоже расположена таблица. Она имеет всего три столбца:

  • В первом указывается ФИО лица, которое занималось оформлением сопроводительной документации на перевозку этой партии древесины.
  • Во втором – должность этого лица.
  • А в третьем должна стоять его подпись.

Завершение бумаги вполне логично. Без подписи ответственных лиц документация не будет иметь юридической силы.

Особые случаи

В грузоперевозках встречаются ситуации, когда пунктов назначения несколько. И тогда вариантов развития событий два.

  1. Если транспорт останавливается и выгружает другие товары либо задерживается в пути, то никаких дополнительных документов отдельно для древесного груза составлять нет необходимости. Указывается лишь конечный пункт назначения.
  2. Но если имеются отдельные штабеля древесины, которые он выгружает по дороге, то рекомендуется на каждую такую партию иметь свой сопроводительный документ.

Кто не обязан составлять сопроводительный документ

Если частное лицо владеет древесиной и планирует ее использование в собственных целях, то при ее транспортировке нет необходимости в заполнении унифицированного бланка сопроводительной документации.

Есть важный нюанс в частных перевозках: для того чтобы доказать, что древесина перевозится собственником и предназначена для собственных нужд, необходимо при проведении транспортировки иметь специфические бумаги, а именно юридически грамотно оформленные документы должны подтверждать право собственности на конкретную партию древесины. Это может быть кассовый чек о совершении покупки, договор купли-продажи либо накладная.

В любом случае необходимо привести доказательства совершения покупки, иначе частное лицо могут привлечь к ответственности за незаконную рубку леса (ст. 260 УК РФ), а также к транспортировке незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1 УК РФ).

Периодичность составления

Если компания имеет дело с очень частыми отгрузками лесной продукции, то придется заполнять унифицированную форму сопроводительного документа на транспортировку древесины на каждую партию отправляемого продукта.

Исключение – когда в один и тот же день отправляются несколько абсолютно идентичных партий. То есть данные в бумаге будут полностью совпадать. Тогда одну единственную заполненную форму можно использовать для транспортировки нескольких партий. Если же данные разных партий хоть немного отличаются (объем, сорт, маршрут, получатель), то документ придется составлять новый. Это прописано в ФЗ №415-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые:

Форму сопроводительного документа на транспортировку древесины;

Правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2014 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Правила заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины

1. Настоящие Правила устанавливают порядок заполнения формы сопроводительного документа на транспортировку древесины, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 571 "О сопроводительном документе на транспортировку древесины" (далее - сопроводительный документ).

2. Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины.

3. Сопроводительный документ заполняется с соблюдением следующих требований:

А) в пункте 1 указывается номер сопроводительного документа;
б) в пункте 2 указывается дата оформления сопроводительного документа;
в) в пункте 3 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;
г) в пункте 4 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся грузоотправителями древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;
д) в пункте 5 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющих транспортировку древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;
е) в пункте 6 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся грузополучателями древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;
ж) в пункте 7 указывается номер декларации о сделках с древесиной, транспортировка которой осуществляется в соответствии с сопроводительным документом, в случае если совершались сделки с указанной древесиной (заполняется начиная с 1 июля 2015 г.);
з) в пункте 8 указывается номер государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (заполняется при транспортировке древесины автомобильным транспортом);
и) в пункте 9 указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта отправления древесины. При осуществлении отправки древесины с лесосеки или с лесного склада указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесосеки или лесного склада (при наличии). При транспортировке древесины железнодорожным транспортом указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта отгрузки древесины;
к) в пункте 10 указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта назначения транспортировки древесины. При транспортировке древесины на лесной склад указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесного склада (при наличии);
л) в пункте 11 указываются видовой (породный) и сортиментный состав, объем древесины по сортиментам. При транспортировке маркируемой древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) указывается их количество (штук) по сортиментам;
м) в пункте 12 указываются фамилия, имя, отчество, должность, подпись собственника древесины или уполномоченного собственником лица, оформившего сопроводительный документ.

4. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Республики Белоруссия и Республики Казахстан - членов Таможенного союза, которые осуществляют транспортировку древесины по территории Таможенного союза, в пунктах 3 - 6 сопроводительного документа вместо сведений об идентификационном номере налогоплательщика указываются:

Учетный номер плательщика - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков Республики Белоруссия;
регистрационный номер налогоплательщика, или бизнес-идентификационный номер, или индивидуальный идентификационный номер - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков Республики Казахстан.

Р У К О В О Д С Т В О

По заполнению сопроводительного документа на транспортировку древесины.

28 декабря 2013 принят 415 Федеральный закон « О внесении изменений в Лесной Кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Согласно данным изменениям, с 01 января 2015 вступили в силу следующие положения данного Федерального закона:

Возможность подачи лесной декларации и отчета об использовании лесов в форме электронного документа;

Организация учета лесопользователем всей заготовленной древесины до вывоза ее из леса;

Поштучная маркировка древесины ценных пород при вывозе ее из РФ;

Начало эксплуатации единой государственной информационной системы (ЕГАИС), внесение в нее данных учета древесины и правоустанавливающих документа на заготовку древесины, а также информации о маркировке древесины ценных лесных пород (при необходимости);

Введение административной ответственности за транспортировку древесины без сопроводительного документа, либо с документом, оформленным с нарушениями действующего законодательства (часть 5 ст.8.28.1 КоАП РФ). При этом размеры установленных штрафов составляют для должностных лиц от 30 до 50 тыс.руб., на юридических лиц – от 500 до 700 тыс.руб. Протоколы по данной статье уполномочены составлять должностные лица государственной лесной охраны (при выявлении нарушения в границах лесного фонда) и сотрудники полиции (на дорогах общего пользования и иных территориях). Полномочия по рассмотрению протоколов и вынесению постановлений по данной статье возложены на мировых судей (ст.23.1 КоАП РФ). Материалы для рассмотрения направляются в соответствующий судебный участок по месту совершения правонарушения (ч.1 ст.29.5 КоАП РФ)

Наличие сопроводительного документа при транспортировке древесины является обязательным с 01.07.2014 г. Форма сопроводительного документа и порядок его заполнения установлены Постановлением Правительства РФ № 571 от 21.06.2014 года.

Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины.

Подробно рассмотрим порядок заполнения сопроводительного документа:

а) в пункте 1 собственником древесины указывается номер сопроводительного документа, присваиваемый по порядку;

б) в пункте 2 указывается дата оформления сопроводительного документа, а именно дата дня отправки древесины;

В случае отсутствия номера сопроводительного документа, а также явного несоответствия даты сопроводительного документа и даты фактической транспортировки древесины сопроводительный документ считается оформленным с нарушением установленного лесным законодательством порядка заполнения сопроводительного документа, нарушитель привлекается к установленной законом административной ответственности.

в) в пункте 3 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика; (ИНН состоит из 12 цифр, в отдельных случаях для юридических лиц – из 10 цифр)

г) в пункте 4 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся грузоотправителями древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

д) в пункте 5 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, осуществляющих транспортировку древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

е) в пункте 6 указываются организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, являющихся грузополучателями древесины, их место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;

Внесение всех указанных сведений в пункты 3-6 сопроводительного документа является обязательным. При отсутствии в п.3-6 каких-либо из указанных сведений сопроводительный документ считается оформленным с нарушением установленного лесным законодательством порядка заполнения сопроводительного документа, нарушитель привлекается к установленной законом административной ответственности.

ж) в пункте 7 указывается номер декларации о сделках с древесиной, транспортировка которой осуществляется в соответствии с сопроводительным документом, в случае если совершались сделки с указанной древесиной. Пункт 7 заполняется начиная с 1 июля 2015 г. в обязательном порядке. При этом в соответствии с законодательством номер декларации о сделках с древесиной состоит из 28 цифр, из которых первые 4 – номер договора, следующие 12 – ИНН покупателя, следующие 12 – ИНН продавца. В том случае, если покупатель или продавец имеют 10-разрядный ИНН, вместо первых двух цифр ставятся 00.

При отсутствии сведений о номере (либо указанный номер не соответствует требованиям законодательства) в данном пункте сопроводительный документ считается оформленным с нарушением установленного лесным законодательством порядка заполнения сопроводительного документа, нарушитель привлекается к установленной законом административной ответственности.

з) в пункте 8 указывается номер государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (заполняется при транспортировке древесины автомобильным транспортом);

В случае несовпадения номера транспортного средства, указанного в сопроводительном документе, с номером транспортного средства, фактически осуществляющего транспортировку древесины, либо наличия явных исправлений номера в сопроводительном документе, сопроводительный документ считается оформленным с нарушением установленного лесным законодательством порядка заполнения сопроводительного документа, нарушитель привлекается к установленной законом административной ответственности.

и) в пункте 9 указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта отправления древесины. При осуществлении отправки древесины с лесосеки или с лесного склада указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесосеки или лесного склада (при наличии). При транспортировке древесины железнодорожным транспортом указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта отгрузки древесины;

к) в пункте 10 указывается адрес (описание места нахождения в случае отсутствия адреса) пункта назначения транспортировки древесины. При транспортировке древесины на лесной склад указываются субъект Российской Федерации, район, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесного склада (при наличии);

Внесение всех указанных сведений в пункты 9,10 сопроводительного документа является обязательным. При отсутствии в п.9,10 каких-либо из указанных сведений сопроводительный документ считается оформленным с нарушением установленного лесным законодательством порядка заполнения сопроводительного документа, нарушитель привлекается к установленной законом административной ответственности.

л) в пункте 11 указываются видовой (породный) и сортиментный состав, объем древесины по сортиментам. В столбце «сортимент» указывается вид транспортируемого сортимента в строгом соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2014 г. № 1047-р

«Перечнем видов древесины, определяемых в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного Кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней».

При указании в столбце «сортимент» названия какого–либо сортимента, не предусмотренного указанным «Перечнем…», сопроводительный документ считается оформленным с нарушением установленного лесным законодательством порядка заполнения сопроводительного документа, нарушитель привлекается к установленной законом административной ответственности.

При транспортировке маркируемой древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) указывается их количество (штук) по сортиментам. В иных случаях графа «количество (штук)» не заполняется;

м) в пункте 12 указываются фамилия, имя, отчество, должность, подпись собственника древесины или уполномоченного собственником лица, оформившего сопроводительный документ.

Сведения в п.12 должны быть указаны в полном объеме, четко и разборчиво, в противном случае сопроводительный документ считается оформленным с нарушением установленного лесным законодательством порядка заполнения сопроводительного документа, нарушитель привлекается к установленной законом административной ответственности.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Республики Белоруссия и Республики Казахстан - членов Таможенного союза, которые осуществляют транспортировку древесины по территории Таможенного союза, в пунктах 3-6 сопроводительного документа вместо сведений об идентификационном номере налогоплательщика указываются:

учетный номер плательщика - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков Республики Белоруссия;

регистрационный номер налогоплательщика, или бизнес-идентификационный номер, или индивидуальный идентификационный номер - для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков Республики Казахстан.

В тех случаях, когда сопроводительный документ при транспортировке древесины имеется, но оформлен с нарушением установленного лесным законодательством порядка, протокол об административном правонарушении по ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ оформляется на должностное лицо, оформившее сопроводительный документ. При этом при рассмотрении протокола устанавливается, возложены ли работодателем на данное должностное лицо обязанности по оформлению сопроводительного документа, включены ли данные полномочия в должностную инструкцию должностного лица. В случае отсутствия соответствующего приказа о возложении обязанностей и полномочий в должностной инструкции к административной ответственности привлекается дополнительно юридическое лицо – работодатель должностного лица, составившего сопроводительный документ. Обращаю ваше внимание, что основным доказательством оформления сопроводительного документа с нарушением установленного лесным законодательством порядка является сам сопроводительный документ. Поэтому при выявлении нарушений при оформлении сопроводительного документа данный документ изымается и приобщается к материалам административного дела. Изъятие сопроводительного документа осуществляется в соответствии с требованиями ст.27.10 КоАП РФ, т.е. в присутствии двух понятых (либо с применением видеозаписи), с обязательным составлением протокола изъятия вещей и документов (образец протокола изъятия в раздаточном материале). Лицом, у которого осуществляется изъятие, является водитель. При составлении данного протокола заверенная должностным лицом, составившим протокол, копия изымаемого документа передается лицу, у которого изымаются документы. При невозможности изготовить копию или передать ее одновременно с изъятием документа, заверенные копии передаются лицу, у которого изымались документы, в течение 5 дней с момента изъятия, о чем делается запись в протоколе изъятия. Если в течении 5 дней копии не были переданы, они в течении трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера отправления.(ч.5.1 ст.27.10 КоАП РФ)

В связи с тем, что санкции по ч.5 ст.8.28.1 предусматривают конфискацию древесины и транспортных средств, в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении необходимо осуществлять арест транспортируемой древесины и транспортных средств в соответствии с требованиями ст.27.14 КоАП РФ. При этом в присутствии двух понятых составляется протокол ареста товаров, транспортных средств и иных веществ (образец протокола ареста в раздаточном материале). Поскольку в настоящее время у департамента и его территориальных подразделений отсутствуют технические возможности по хранению древесины и транспортных средств, арестованная древесины и транспортные средства передается на ответственное хранение собственникам, о чем делается соответствующая запись в протоколе. В том случае, если транспортируемая древесина и транспортное средство принадлежит разным собственникам, составляется два протокола ареста.

Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями ст.25.7 в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

В случае отсутствия сопроводительного документа выясняется вопрос законности происхождения транспортируемой древесины, и, в случае отсутствия факта незаконной рубки либо факта хищения готовой древесины, к административной ответственности по ч.5 ст. 8.28.1 привлекается непосредственно юридическое лицо – собственник транспортируемой без сопроводительного документа древесины. Если в действиях лиц, осуществляющих транспортировку древесины, просматриваются признаки преступлений по ст.260 (незаконная рубка) и 191.1(транспортировка незаконно заготовленной древесины) УК РФ, оперативная группа из соответствующего отдела полиции вызывается в обязательном порядке.

Дополнительно информируем, что при транспортировке древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, оформление сопроводительного документа не требуется. В данном случае обязательным является наличие договора купли-продажи древесины, оформленного в установленном законом порядке

Внесенные изменения в лесное законодательство позволяют осуществлять контроль не только за круглыми лесоматериалами, незаконно добытыми и транспортируемыми всеми видами транспорта, но и за продукцией, произведенной из такой древесины пилорамами. Так, 05.07.2017 департаментом лесного хозяйства Ярославской области, совместно с сотрудниками ГИБДД, проведен рейд по контролю за транспортировкой древесины. В ходе рейда была остановлена автомашина МАЗ, перевозящая брус (пиломатериал) объемом 15 м3. Сопроводительный документ у водителя автомашины отсутствовал. Был вызван наряд полиции для дальнейшего выяснения обстоятельств данного правонарушения и привлечения собственника древесины к административной ответственности по ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ.

Правила перевозки пиломатериалов

Так, с 1 июля 2014 года вступили в силу требования об обязательном наличии сопроводительного документа при транспортировке древесины, а с 1 июля 2015 года — о необходимости предоставления в ЕГАИС декларации о сделках с древесиной. При этом, указанную декларацию обязаны подавать как юридические лица и индивидуальные предприниматели, продавшие круглый лес, так и покупатели древесины.

Она предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня заключения, изменения или прекращения действия договора на отчуждение древесины, но не позднее 1 дня до её транспортировки. Для этого необходимо зарегистрироваться на портале ЕГАИС учета древесины и сделок с ней (www.lesegais.ru).

Документы на перевозку пиломатериала с 1 июля 2018

Распоряжением Правительства РФ от 13.06.2014 № 1047-р (в редакции, действующей с 1 июля 2017 года) требования Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) относительно транспортировки древесины распространяются, в том числе на пиломатериалы. Согласно пункту 1 статьи 50.4 ЛК РФ транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины любым видом транспорта осуществляется при наличии сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (в случае, если совершались сделки с указанной древесиной), а также номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом).

Какие документы нужны на провоз пиломатериала

Четвертое - договор на перевозку груза, заключается между транспортной компанией и тем, кто заказал перевозку Пятое - товарно-транспортная накладная, там - нужно указать информацию о водителе, автомобиле, маршруте следования.С 1 июля при транспортировке пиломатериалов необходимо иметь с собой сопроводительный документ О новых требованиях к транспортировке и учету пиломатериалов рассказал сегодня заместитель Губернатора Вологодской области Михаил Глазков. Напомним, что данные изменения давно уже коснулись транспортировки и учета самой древесины.


Основные требования закона регламентируют транспортировку и учет древесины и распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перевозящих, приобретающих или продающих круглый лес.

Какие документы нужны на перевозку пиломатериала?

ВНИМАНИЕ! При приобретении Юридические Лица и Индивидуальные Предприниматели обязаны зарегистрировать сделку в системе ЛесЕгаис. Оставьте заявку и мы подготовим для Вас коммерческое предложение в кратчайшие сроки! Способы перевозки пиломатериалов Среди плюсов этого способа стоит отметить загрузку под контролем отправителя и последующее опломбирование груза.

Перевозка пиломатериалов в контейнерах обеспечивает защиту древесины от повреждений и упрощает оформление сопроводительных документов. Чтобы обеспечить основное правило транспортной логистики – перемещение груза получателю за определенный срок и с минимальными затратами, используется схема комбинированной перевозки.
Доставки пиломатериалов происходит в несколько этапов.

Транспортировка пиломатериалов — новые правила!

Транспортировка леса и различных пиломатериалов напрямую связана со сложностями и определенными рисками. Это обусловлено спецификой груза. Если работать с заранее укомплектованными, готовыми к перевозке продуктами довольно легко, то транспортировка массивных бревен намного ответственнее и сложнее.
В первую очередь, грузоперевозчик обязан позаботиться о креплении груза. Это можно сделать посредством установки специализированных средств:

  • шипов;
  • коников;
  • гребенками противоскольжения.

Они позволят эффективно защитить кабину, самого грузоперевозчика от случайного передвижения древесины.

Также, правила перевозки пиломатериалов обязывают устанавливать на транспортирные средства щит, защищающий водителя автомобиля. Все спецоборудование, необходимое для подвижного состава предоставляется и монтируется грузоотправителем.

  • С 1 июля при транспортировке пиломатериалов необходимо иметь с собой сопроводительный документ.
  • Добавить комментарий
  • Правила оформления покупки пиломатериалов с 1 июля 2018 года
  • Правила оформления покупки пиломатериалов с 1 июля 2018 года.
  • Перевозка пиломатериалов на экспорт и по России
  • Перевозка пиломатериалов на экспорт и по России
  • Способы перевозки пиломатериалов
    • Особенности вывоза леса и пиломатериалов
    • Документы на экспорт пиломатериалов
      • Свежие записи

Какие документы нужны на провоз пиломатериала Третье - от председателя садового кооператива следует получить документ, свидетельствующий о том, что дрова вывозятся с садовых участков, должен быть указан рег. номер автомобиля + прицепа.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: — в случае транспортировки древесины необходимо оформление сопроводительного документа по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.06.2014 № 571; — сопроводительный документ на транспортировку древесины оформляется собственником древесины; — порядок оформления сопроводительного документа в случае поставки древесины через перепродавцов действующим законодательством не урегулирован, судебная практика и разъяснения по данному вопросу в настоящее время отсутствуют. По нашему мнению, сопроводительный документ должно оформлять лицо (организация или индивидуальный предприниматель), в собственности которого древесина находится на момент начала транспортировки (в зависимости от условий договоров поставки это может быть и поставщик, и перепродавец, и покупатель).

Также, по договоренности обеих сторон, оно может выполняться автотранспортной компанией или специализированной организацией, но за счет отправителя. Дополнительно, им должны быть предоставлены все необходимые документы на перевозку пиломатериалов по правилам 2017 года.

Подбор груза Если с оборудованием транспортного средства все более или менее просто, то следует позаботиться и о самом грузе. При транспортировке леса и любой древесины, грузоотправитель в обязательном порядке выполняет сортировку груза отдельно, по длине.

Разумеется, это требуется только в тех случаях, когда товар обладает различной длиной. Необходимо выполнить предварительное складирование груза у автомобильных транспортных линий, но с условием, что будет предоставлен доступный проезд и возможность для маневрирования.

Требуется убедиться в том, что высота груза составляет не больше 4 метров, а ширина - 3.2 м.

ЛК РФ). Форма сопроводительного документа и порядок (Правила) его заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2014 № 571. Согласно вышеуказанным Правилам в сопроводительном документе указываются собственник древесины, грузоотправитель, грузополучатель, лицо, осуществляющее транспортировку древесины, номер декларации о сделках с древесиной.

Как разъясняется в пункте 2 Письма Рослесхоза от 03.06.2014 № ВЛ-03-54/6399, обязанность иметь соответствующий сопроводительный документ распространяется на случаи транспортировки древесины в соответствии с законодательством о транспортировке автомобильным, железнодорожным, водным или иным транспортом соответственно по автомобильным дорогам, железнодорожным и водным путям.

Поделиться: