План гражданской обороны (План ГО). Порядок разработки, согласования и утверждения документов на новое строительство, расширение и реконструкцию объектов Порядок разработки плана гражданской обороны 70 приказ

Приложение № 12

к Порядку разработки, согласования и утверждения планов ГО и защиты населения (планов гражданской обороны)

Типовой план гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время

1. При доведении до организации, прекращающей производственную деятельность в военное время, решения соответствующего органа исполнительной власти, органа местного самоуправления о прекращении производственной деятельности организаций, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, в связи с нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации, объявлением состояния войны, фактическим началом военных действий или введением Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также решения о начале проведения частичной или общей эвакуации:

к Ч + __часов __минут организуется сбор руководящего состава организации в ______________________ (указывается место сбора), доводится сложившаяся обстановка и осуществляется постановка задач на выполнение мероприятий, связанных с прекращением производственной деятельности в военное время;

к Ч + __часов __минут по адресу: ________________________ в _________________ (указывается место) разворачивается пункт выдачи средств индивидуальной защиты и организуется выдача средств индивидуальной защиты работникам организации;

к Ч + __часов __минут работники организации направляются к месту жительства для организации выполнения мероприятий гражданской обороны по плану гражданской обороны и защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

2. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию о воздушной тревоге до работников организации _________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации);

организует отключение систем тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.

Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (в приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________.

Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (до 15 мин.).

3. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о химической тревоге дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию о химической тревоге до работников организации __________________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).

Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (приспособленных подвальных помещениях) по адресу: _________________________ .

При их отсутствии для экстренного укрытия работников при опасности поражения аварийно химически опасными веществами используются герметичные помещения __________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающие безопасное пребывание в них ____ чел. без подачи воздуха в течение ____ часов (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты от АХОВ).

Время, отводимое для укрытия работников организации до ___ минут (зависит от времени подхода зараженного облака от источника АХОВ).

4. При оповещении по сигналу гражданской обороны «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о радиационной опасности дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию до работников организации ______________________________________ (указываются способы и средства доведения информации).

При радиационной опасности работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны по адресу: _________________________________, а также в помещениях, ________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающих ослабление мощности дозы излучения в ____ раз (указываются какие помещения и порядок их использования для защиты).

Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ____ минут (зависит от расчетных показателей возможной обстановки).

К типовому плану гражданской обороны прилагаются:

1. Схема оповещения работников организации.

2. Расчет на укрытие работников организации в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты работников.

3. Расчет и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

2. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

(см. текст в предыдущей редакции)

Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

4. Порядок подготовки к ведению гражданской обороны:

(см. текст в предыдущей редакции)

В федеральном органе исполнительной власти определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти, утверждаемым его руководителем по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

в субъекте Российской Федерации определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в субъекте Российской Федерации, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с соответствующим территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

(см. текст в предыдущей редакции)

В муниципальном образовании утверждается руководителем органа местного самоуправления в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании, разрабатываемым и утверждаемым Министерством;

в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

5. Ведение гражданской обороны осуществляется:

в Российской Федерации - на основе Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

6. В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время, на территории Российской Федерации организуется сбор информации в области гражданской обороны (далее - информация) и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральные органы исполнительной власти представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят сведения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют информацию в главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, органы местного самоуправления - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации - в орган местного самоуправления и в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которого находятся.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с подготовкой населения в области гражданской обороны, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации, других организаций дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

пропаганда знаний в области гражданской обороны.

8. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

создание локальных систем оповещения;

установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

сбор информации и обмен ею.

9. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

10. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;

накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с учетом опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

11. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

создание и поддержание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

(см. текст в предыдущей редакции)

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

12. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;

разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;

организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время;

учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

13. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

14. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;

тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время.

15. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, являются:

(см. текст в предыдущей редакции)

создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения и загрязнения;

введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению);

(см. текст в предыдущей редакции)

совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

16. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:

заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;

организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

Елисеев Д.А.

Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В представленной статье рассматриваются структура и содержание планов гражданской обороны организаций (учреждений, предприятий), отнесенных и не отнесенных к определенной категории по гражданской обороне.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. В пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации они:

Планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

Осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Все указанные направления деятельности подлежат планированию. Таким образом, план гражданской обороны (ГО) организации является основополагающим документом в области ГО любой организации. Понятно, что содержание плана будет зависеть от вида и размера организации (учреждения, предприятия), поставленных задач на случай военных действий или возникновения ЧС, особенностей производственной деятельности и ее роли в экономике государства или влияния на безопасность населения. Эти факторы учитываются при отнесении организаций к категориям по гражданской обороне .

Итак, все организации делятся на 2 группы:

1) организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;

2) организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время.

От присвоенной категории по ГО или ее отсутствия будет зависеть структура и объем плана мероприятий по ГО и защите от ЧС. Его размер может варьировать от нескольких страниц машинописного текста до объемных фолиантов в сотни страниц с многочисленными приложениями, картами, расчетами, таблицами, схемами и т.д. Например, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Значит нужно готовить раздел плана ГО по формированию, оснащению и подготовке этих формирований.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой и высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования (НАФС). Если Ваша организация относится к этой категории - готовьте раздел об организации деятельности НАСФ (формирование, обучение, тренировки, оснащение, финансирование).

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения высокой и чрезвычайно высокой опасности, в соответствии с законом создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения. Соответственно в плане ГО этих организаций в обязательном порядке появится раздел о системах оповещения.

В соответствии с п. 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В настоящее время действует «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны», утвержденный приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП.

Планы гражданской обороны оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.

План гражданской обороны организации (учреждения, предприятия), отнесенной к категории по гражданской обороне

В план гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время включаются три раздела:

а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;

б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;

в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки в результате воздействия противника, состоит из следующих подразделов:

а) краткая характеристика организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

б) краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, после нападения противника;

в) выводы из оценки возможной обстановки.

В подразделе, касающемся краткой характеристики организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, указываются следующие сведения:

а) место (территория) размещения организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с точки зрения географии, топогидрографии города (района), растительности, густоты застройки и плотности заселения;

б) характеристика зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

в) перечень радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и на ближайшей периферии от нее;

г) перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно химически опасными веществами, при авариях с которыми возможно влияние на жизнедеятельность организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

д) численность персонала организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, находящегося одновременно на работе (наибольшей работающей смены);

е) силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время (состав, готовность и предназначение).

В подразделе, касающемся краткой оценки возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, после нападения противника, указываются следующие сведения:

а) степень возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств гражданской обороны;

б) возможная инженерная, радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка;

в) потери от вторичных факторов поражения;

г) ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника.

Раздел, касающийся выполнения мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны, состоит из следующих подразделов:

а) порядок приведения в готовность гражданской обороны;

б) организация защиты персонала и членов семей;

в) организация управления, связи и оповещения;

г) организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

д) организация и проведение АСДНР;

е) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства РФ.

Подраздел, касающийся организации защиты персонала и членов семей, включает в себя:

а) организацию укрытия в защитных сооружениях, где указываются следующие сведения:

порядок и сроки приведения в готовность имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и другого необходимого имущества;

порядок строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны и их материально-техническое обеспечение;

организация укрытия наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

б) организацию защиты работников и членов их семей, где указываются следующие сведения:

порядок обеспечения работников и сил гражданской обороны средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической, биологической защиты и контроля;

организация защиты работников от аварийно химически опасных веществ, имеющихся на своих или соседних объектах;

в) организацию медицинской защиты, где указываются следующие сведения:

порядок проведения медицинских мероприятий, силы и средства медицинской защиты, приведение их в готовность;

порядок выдачи медицинских средств индивидуальной защиты.

В подразделе, касающемся организации управления, связи и оповещения, указываются следующие сведения:

а) организация оповещения руководящего состава и работников в рабочее и нерабочее время;

б) организация управления в пункте постоянной дислокации, во время передислокации на запасные (дублирующие) пункты управления и в загородной зоне;

в) порядок приведения в готовность запасных (дублирующих) пунктов управления;

г) сроки занятия запасных (дублирующих) пунктов управления;

д) организация связи.

В подразделе, касающемся организации выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, указываются следующие сведения:

а) мероприятия по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;

б) мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;

в) мероприятия по противопожарной защите;

г) другие мероприятия.

В подразделе, касающемся организации и проведении АСДНР, указываются следующие сведения:

а) состав, оснащенность и сроки приведения в готовность спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

б) организация медицинской помощи пораженным и личному составу аварийно-спасательных формирований;

в) силы и средства, выделяемые в состав муниципальных спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (служб);

г) восстановление работоспособности спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и порядок их дальнейшего применения;

д) силы и средства гражданской обороны, действующие в интересах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.

В подразделе, касающемся организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:

общей разведки;

инженерного обеспечения;

радиационной, химической и биологической защиты;

медицинского обеспечения;

материального обеспечения;

технического обеспечения;

транспортного обеспечения;

противопожарного обеспечения;

гидрометеорологического обеспечения;

охраны общественного порядка.

Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника, состоит из следующих подразделов:

а) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;

б) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.

В подразделе, касающемся организации и проведении мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления указываются следующие сведения:

а) порядок оповещения руководства, персонала и жилого сектора, прилегающего к организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

б) порядок безаварийной остановки производства, введение режимов маскировки;

в) организация выдачи средств индивидуальной защиты;

г) организация укрытия персонала.

В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:

а) восстановление управления, связи и оповещения;

б) организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

в) приведение в готовность сохранившихся аварийно-спасательных формирований и проведение АСДНР;

г) организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;

д) порядок оказания медицинской помощи пораженным;

е) силы и средства, привлекаемые из состава территориальной группировки сил гражданской обороны для ведения АСДНР на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при внезапном нападении противника;

ж) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

К планам гражданской обороны организаций, отнесенным к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающим работу в военное время, прилагаются следующие приложения:

а) основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года;

б) возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

в) календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне;

г) план мероприятий по защите работников и организации АСДНР;

д) расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года;

е) план наращивания инженерной защиты организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при приведении в готовность гражданской обороны;

ж) план эвакуации работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей;

з) план наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

и) состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

к) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

л) схемы управления, связи и оповещения.

Возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с пояснительной запиской.

На плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, отражаются:

а) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;

б) пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

в) пункты управления организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;

г) пункты выдачи средств индивидуальной защиты;

д) места размещения защитных сооружений гражданской обороны.

В пояснительной записке на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, отражаются:

а) площади зон возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления, а также численности работников и населения, попадающих в них;

б) общая площадь заражения радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами, возникшая в результате вторичных очагов поражения;

в) общая площадь заражения аварийно химически опасными веществами, возникшего в результате вторичных очагов поражения;

г) общие, в том числе безвозвратные и санитарные, потери персонала;

д) общая площадь пожаров;

е) характеристика зоны возможного катастрофического затопления (площадь и численность персонала, попадающего в них).

План мероприятий по защите работников и организации АСДНР, разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с нанесением защитных сооружений гражданской обороны и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.

Расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года, разрабатывается в соответствии с приложением № 10 к Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП (далее по тексту - Порядок).

План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей, разрабатывается в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 83 Порядка, при этом организации, переносящие деятельность в загородную зону, дополнительно отражают:

а) порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в загородной зоне;

б) станцию (пункт) погрузки, порядок следования по маршруту вывоза имущества, места развертывания производственной деятельности;

в) порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;

г) порядок убытия сил в загородную зону для обеспечения возобновления производственной деятельности в загородной зоне.

План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.

Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны определяется разработчиком плана самостоятельно, но не менее количества пунктов управления соответствующего федерального органа исполнительной власти (организации).

Планы гражданской обороны согласовываются:

а) организации, отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне или первой категории по гражданской обороне, - с соответствующим органом местного самоуправления и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;

б) организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время, - с соответствующим органом местного самоуправления.

План гражданской обороны организации подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны организации и утверждается руководителем организации.

План ГО организации ежегодно уточняется до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом РФ решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации.

Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой. При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесенные изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.

Переработка плана ГО осуществляется в случае существенных изменений структуры организации по решению ее руководителя или по решению МЧС России.

План гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время

Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом (см. .

А иногда план по ГО можно не разрабатывать. В соответствии с п. 116 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ДСП), организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

Приложение N 1

ТИПОВОЙ ПЛАН ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ОТНЕСЕННОЙ К КАТЕГОРИИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И (ИЛИ) ПРЕКРАЩАЮЩЕЙ РАБОТУ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

1. При доведении до организации, прекращающей производственную деятельность в военное время, решения соответствующего органа исполнительной власти, органа местного самоуправления о прекращении производственной деятельности организаций, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, в связи с нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации, объявлением состояния войны, фактическим началом военных действий или введением Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также решения о начале проведения частичной или общей эвакуации:

к Ч + __ часов __ минут организуется сбор руководящего состава организации в ________________________ (указывается место сбора), доводится сложившаяся обстановка и осуществляется постановка задач на выполнение мероприятий, связанных с прекращением производственной деятельности в военное время;

к Ч + __ часов __ минут по адресу: _____________ в ____________ (указывается место) разворачивается пункт выдачи средств индивидуальной защиты и организуется выдача средств индивидуальной защиты работникам организации;

к Ч + __ часов __ минут работники организации направляются к месту жительства для организации выполнения мероприятий гражданской обороны по плану гражданской обороны и защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

2. При оповещении по сигналу гражданской обороны "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о воздушной тревоге дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию о воздушной тревоге до работников организации __________ (указываются способы и средства доведения информации);

организует отключение систем тепло-, электро-, газо- и водоснабжения.

Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (в приспособленных подвальных помещениях) по адресу: ____________________________________________.

Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более __ минут (до 15 мин.).

3. При оповещении по сигналу гражданской обороны "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о химической тревоге дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию о химической тревоге до работников организации __________ (указываются способы и средства доведения информации).

Работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны (приспособленных подвальных помещениях) по адресу: ____________________________________________.

При их отсутствии для экстренного укрытия работников при опасности поражения аварийно химически опасными веществами используются герметичные помещения ________________________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающие безопасное пребывание в них __ чел. без подачи воздуха в течение __ часов (указываются, какие помещения и порядок их использования для защиты от АХОВ).

Время, отводимое для укрытия работников организации, до __ минут (зависит от времени подхода зараженного облака от источника АХОВ).

4. При оповещении по сигналу гражданской обороны "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией о радиационной опасности дежурный (ответственный) в организации:

немедленно доводит информацию до работников организации _________________ (указываются способы и средства доведения информации).

При радиационной опасности работники организации немедленно укрываются в защитных сооружениях гражданской обороны по адресу: ___________________________________________, а также в помещениях, ___________________________ (указывается наименование и адрес места нахождения), обеспечивающих ослабление мощности дозы излучения в ___ раз (указываются, какие помещения и порядок их использования для защиты).

Время, отводимое для укрытия работников, составляет не более ___ минут (зависит от расчетных показателей возможной обстановки).

К типовому плану гражданской обороны прилагаются:

1. Схема оповещения работников организации.

2. Расчет на укрытие работников организации в защитных сооружениях гражданской обороны, приспособленных подвальных помещениях и других помещениях, используемых для защиты работников.

3. Расчет и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.

Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения утверждены постановлением Правительства РФ от 16.08.2016 № 804. Отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты. Установлены следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности, первая категория и вторая категория. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

I. Общее положение

1. Настоящие методические рекомендации по разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) (далее – Порядок) разработаны в соответствии Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»1 (далее – Федеральный закон «О гражданской обороне»), постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»2 и от 3 июня 2011 г. № 437-13 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации», и определяют требования к разработке, согласованию и утверждению планов гражданской обороны организаций расположенных на территории города.
2. Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

II. Разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны организаций

Разработка планов гражданской обороны организаций выполняется в два этапа и включает в себя:
На первом этапе:
оценку возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника, организациями, продолжающими работу в военное время и (или) отнесенными к категориям по гражданской обороне.
На втором этапе:
определение организациями, продолжающими работу в военное время и (или) отнесенными к категориям по гражданской обороне объема, организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в готовность.
планирование мероприятий по гражданской обороне;
практическую разработку и оформление планов гражданской обороны организациями.
Планы гражданской обороны организаций оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.

III. В план гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время включаются три раздела:

а) краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;
б) выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;
в) выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.
1. Раздел, касающийся краткой оценки возможной обстановки в результате воздействия противника, состоит из следующих подразделов:
а) краткая характеристика организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) краткая оценка возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, после нападения противника;
в) выводы из оценки возможной обстановки.
2. В подразделе, касающемся краткой характеристики организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, указываются следующие сведения:
а) место (территория) размещения организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с точки зрения географии, топогидрографии города (района), растительности, густоты застройки и плотности заселения;
б) характеристика зданий и сооружений, коммуникаций, систем газо-, энерго-, водо-, теплоснабжения объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) перечень радиационно, химически, взрыво- и пожароопасных систем на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и на ближайшей периферии от нее;
г) перечень железнодорожных станций, автомагистралей, где возможно скопление транспортных средств с аварийно химически опасными веществами, при авариях с которыми возможно влияние на жизнедеятельность организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
д) численность персонала организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, находящегося одновременно на работе (наибольшей работающей смены);
е) силы и средства гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время (состав, готовность и предназначение).
3. В подразделе, касающемся краткой оценки возможной обстановки в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, после нападения противника, указываются следующие сведения:
а) степень возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств гражданской обороны;
б) возможная инженерная, радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановка;
в) потери от вторичных факторов поражения;
г) ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном приведении в готовность гражданской обороны и при внезапном нападении противника.
4. Раздел, касающийся выполнения мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны, состоит из следующих подразделов:
а) порядок приведения в готовность гражданской обороны;
б) организация защиты персонала и членов семей;
в) организация управления, связи и оповещения;
г) организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
д) организация и проведение АСДНР;
е) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
5. В подразделе, касающемся порядка приведения в готовность гражданской обороны, указываются порядок организации, объем и сроки выполнения первоочередных мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей, а также мероприятий по гражданской обороне, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 437-13.
6. Подраздел, касающийся организации защиты персонала и членов семей, включает в себя:
а) организацию укрытия в защитных сооружениях, где указываются следующие сведения:
порядок и сроки приведения в готовность имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и другого необходимого имущества;
порядок строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны и их материально-техническое обеспечение;
организация укрытия наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) организацию защиты работников и членов их семей, где указываются следующие сведения:
порядок обеспечения работников и сил гражданской обороны средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной, химической, биологической защиты и контроля;
организация защиты работников от аварийно химически опасных веществ, имеющихся на своих или соседних объектах;
в) организацию медицинской защиты, где указываются следующие сведения:
порядок проведения медицинских мероприятий, силы и средства медицинской защиты, приведение их в готовность;
порядок выдачи медицинских средств индивидуальной защиты.
7. В подразделе, касающемся организации управления, связи и оповещения, указываются следующие сведения:
а) организация оповещения руководящего состава и работников в рабочее и нерабочее время;
б) организация управления в пункте постоянной дислокации, во время передислокации на запасные (дублирующие) пункты управления и в загородной зоне;
в) порядок приведения в готовность запасных (дублирующих) пунктов управления;
г) сроки занятия запасных (дублирующих) пунктов управления;
д) организация связи.
8. В подразделе, касающемся организации выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, указываются следующие сведения:
а) мероприятия по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;
б) мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
в) мероприятия по противопожарной защите;
г) другие мероприятия.
9. В подразделе, касающемся организации и проведении АСДНР, указываются следующие сведения:
а) состав, оснащенность и сроки приведения в готовность спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
б) организация медицинской помощи пораженным и личному составу аварийно-спасательных формирований;
в) силы и средства, выделяемые в состав муниципальных спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (служб);
г) восстановление работоспособности спасательных служб и аварийно-спасательных формирований и порядок их дальнейшего применения;
д) силы и средства гражданской обороны, действующие в интересах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
10. В подразделе, касающемся организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, указывается порядок организации основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне, в том числе:
общей разведки;
инженерного обеспечения;
радиационной, химической и биологической защиты;
медицинского обеспечения;
материального обеспечения;
технического обеспечения;
транспортного обеспечения;
противопожарного обеспечения;
гидрометеорологического обеспечения;
охраны общественного порядка.
11. Раздел, касающийся выполнения мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника, состоит из следующих подразделов:
а) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
б) организация и проведение мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления.
12. В подразделе, касающемся организации и проведении мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления указываются следующие сведения:
а) порядок оповещения руководства, персонала и жилого сектора, прилегающего к организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
б) порядок безаварийной остановки производства, введение режимов маскировки;
в) организация выдачи средств индивидуальной защиты;
г) организация укрытия персонала.
13. В подразделе, касающемся организации и проведения мероприятий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией об отбое воздушной тревоги, химической тревоги, радиационной опасности или угрозы катастрофического затопления, указываются следующие сведения:
а) восстановление управления, связи и оповещения;
б) организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) приведение в готовность сохранившихся аварийно-спасательных формирований и проведение АСДНР;
г) организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;
д) порядок оказания медицинской помощи пораженным;
е) силы и средства, привлекаемые из состава территориальной группировки сил гражданской обороны для ведения АСДНР на объектах организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при внезапном нападении противника;
ж) организация основных видов обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

IV. К планам гражданской обороны организаций, отнесенным к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающим работу в военное время, прилагаются следующие приложения:

а) основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года;
б) возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
в) календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне;
г) план мероприятий по защите работников и организации АСДНР;
д) расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года;
е) план наращивания инженерной защиты организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при приведении в готовность гражданской обороны;
ж) план эвакуации работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей;
з) план наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
и) состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
к) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
л) схемы управления, связи и оповещения.
1. Основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года, разрабатываются в соответствии с приложением № 9 к настоящему Порядку.
2. Возможная обстановка на территории организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с пояснительной запиской.
На плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, отражаются:
а) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
б) пункты размещения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
в) пункты управления организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время;
г) пункты выдачи средств индивидуальной защиты;
д) места размещения защитных сооружений гражданской обороны.
В пояснительной записке на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, отражаются:
а) площади зон возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления, а также численности работников и населения, попадающих в них;
б) общая площадь заражения радиоактивными, отравляющими и аварийно химически опасными веществами, возникшая в результате вторичных очагов поражения;
в) общая площадь заражения аварийно химически опасными веществами, возникшего в результате вторичных очагов поражения;
г) общие, в том числе безвозвратные и санитарные, потери персонала;
д) общая площадь пожаров;
е) характеристика зоны возможного катастрофического затопления (площадь и численность персонала, попадающего в них).
3. Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне разрабатывается в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.
4. План мероприятий по защите работников и организации АСДНР, разрабатывается на плане объектов организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, с нанесением защитных сооружений гражданской обороны и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.
5. Расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года, разрабатывается в соответствии с приложением № 10 к настоящему Порядку.
6. План наращивания инженерной защиты организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, при приведении в готовность гражданской обороны разрабатывается в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку.
7. План эвакуации и рассредоточения работников организации и членов их семей разрабатывается в виде текстового документа с приложениями.
В текстовой части плана эвакуации отражаются:
а) порядок приведения эвакуационных органов в готовность;
б) порядок оповещения о начале эвакуации, сбора работников и членов их семей и их инструктирования;
в) численность работников власти и членов их семей, подлежащих эвакуации;
г) сведения о СЭП, времени развертывания СЭП и прибытия на них работников и членов их семей;
д) порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;
е) порядок передачи документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах постоянной дислокации;
ж) порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах постоянной дислокации, а также их охраны;
з) маршруты эвакуации, промежуточные пункты эвакуации, пункты посадки, высадки, количество транспортных средств, выделяемых для эвакоперевозок, их распределение по маршрутам;
и) начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза в загородную зону;
к) организация защиты работников и членов их семей в местах сбора, на маршрутах эвакуации;
л) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации.
м) порядок, виды и сроки доставки имущества (оборудования), необходимого для обеспечения деятельности в загородной зоне;
н) станцию (пункт) погрузки, порядок следования по маршруту вывоза имущества, места развертывания производственной деятельности;
о) порядок выделения сил и средств для погрузки и транспортировки имущества;
п) порядок убытия сил в загородную зону для обеспечения возобновления производственной деятельности в загородной зоне.
К тестовой части плана эвакуации работников и членов их семей прилагаются приложения в виде карт и плана размещения работников и членов их семей в загородной зоне.
На карте отражаются:
а) границы территории муниципальных образований (до сельских районов включительно);
б) зоны возможных сильных и слабых разрушений, возможного опасного и сильного радиоактивного заражения (загрязнения), возможного опасного химического заражения и возможного катастрофического затопления;
в) маршруты рассредоточения и эвакуации с указанием их номеров и краткой характеристикой, а также основные маршруты (улицы), выходящие из города (населенного пункта), маршруты подхода (подъезда) к пункту постоянной дислокации организации;
г) СЭП, пункты посадки и высадки, приемные эвакуационные пункты при них с указанием их номеров;
д) численность вывозимых работников и членов их семей, промежуточные пункты эвакуации;
е) закрепленные за организацией безопасные районы;
ж) маршруты вывоза работников и членов их семей от приемных эвакуационных пунктов до мест расселения в загородной зоне;
з) организация управления и связи в ходе проведения эвакуации;
и) пункты регулирования, места привалов и их продолжительность;
к) медицинские пункты, пункты обогрева, пункты питания, водоснабжения;
л) наличие защитных сооружений (укрытий) вблизи маршрута;
м) дислокация промежуточных пунктов эвакуации;
н) сигналы управления и оповещения.
Масштаб карты должен обеспечивать возможность нанесения вышеуказанных данных. В правом нижнем углу приводятся условные обозначения.
План эвакуации (рассредоточения) работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей разрабатывается в виде отдельного документа, подписывается председателем эвакуационной комиссии организации, согласовывается с органами местного самоуправления, на территориях которых планируется проведение эвакуационных мероприятий, и утверждается руководителем организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время.
8. План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 11 к настоящему Порядку.
9. Состав сил и средств гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 4 к настоящему Порядку.
10. Расчет обеспечения и порядка выдачи средств индивидуальной защиты работникам организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, разрабатывается в соответствии с приложением № 7 к настоящему Порядку.
11. Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), разрабатывают планы гражданской обороны в соответствии с типовым планом согласно приложению № 12 к настоящему Порядку.
12. Организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
13. Количество экземпляров разрабатываемых планов гражданской обороны определяется разработчиком плана самостоятельно, но не менее количества пунктов управления организации.
14. Планы гражданской обороны согласовывается:
а) С МУ «Управлением общественной безопасности администрации города Пятигорска» и главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;
б) организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне, а также организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время, – с МУ «Управлением общественной безопасности администрации города Пятигорска».
15. План гражданской обороны подписывается руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченного (уполномоченным) на решение задач в области гражданской обороны.
16. План гражданской обороны организации утверждается руководителем организации.
17. План гражданской обороны организации ежегодно уточняется до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.
Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.
При проведении уточнения (корректировки) плана гражданской обороны обеспечивается внесение соответствующих изменений во все экземпляры планов. Внесенные изменения в план заверяются подписью должностного лица, уполномоченного на внесение соответствующих изменений.
Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существенных изменений структуры организации по решению соответствующего руководителя организации или по решению МЧС России.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Временные показатели выполнения мероприятий гражданской обороны и исходные данные по возможной обстановке на территории города необходимо получить в управлении общественной безопасности администрации города Пятигорска.

V. Формы приложений к плану Гражданской обороны организации.

Приложение №1 "Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне"
Приложение №3 "План наращивания инженерной защиты организации при приведении в готовность гражданской обороны"
Приложение №4 "Состав сил и средств гражданской обороны.
Приложение №5 "Основные показатели планирования эвакуационных мероприятий в федеральном органе исполнительной власти (организации) по состоянию на 1 января текущего года"
Приложение №7 "Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам.
Приложение №9 "Основные показатели состояния гражданской обороны организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, по состоянию на 1 января текущего года"
Приложение №10 "Расчет укрытия работников организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, и членов их семей в защитных сооружениях, по состоянию на 1 января текущего года"
Приложение №11 "План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время"
Приложение №12 "Типовой план гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время"

Начальник управления В.В. Песоцкий

Образец

Календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне

п/п

Наименование мероприятий по гражданской обороне

Объем выполняемых работ,

единица измерения

Продолжи-тельность выполнения

Сроки проведения

Исполни-тели

первые сутки

вторые сутки

последую-щие сутки

План гражданской обороны (План ГО) - документ, в котором определены объем, организация, порядок, обеспечение, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность сил гражданской обороны при переходе функционирования организации с мирного на военное время, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Основной целью разработки Плана ГО является подготовка организации к устойчивому функционированию при переходе с мирного на военное время, а также при возникновении ЧС.

Мероприятия по гражданской обороне, предусмотренные Планом ГО , направлены на снижение потерь среди населения и материального ущерба для экономики страны в результате возможных военных действий противника, террористических актов с применением химического или биологического оружия, а также в результате техногенных или природных аварий на опасных производствах.

Требования к порядку разработки Плана ГО , его структуре, объему, а также согласованиям изложены в «Порядке разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» (утв. приказом МЧС России от 16.02.2012 г. № 70ДСП). Стоит отметить, что для различных объектов указанные требования могут отличаться. Например, Планы ГО для органов местного самоуправления и План ГО организации будут отличаться друг от друга содержанием конкретных мероприятий гражданской обороны и условиями согласования.

Этапы разработки Плана ГО

Разработка Планов ГО проводится в 2 этапа:

1 этап. О ценка и анализ возможных ситуаций, которые могут возникнуть в результате нападения противника, а также аварийных ситуаций природного или техногенного характера;

2 этап. Определение необходимого объема, организации, порядка, способов и сроков выполнения мероприятий по привидению гражданской обороны в готовность. При этом необходимо получить мобилизационное задание от соответствующего органа исполнительной власти с целью обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны. На этом же этапе выполняется непосредственное планирование мероприятий по ГО с последующим оформлением.

Структура плана ГО

План ГО включает в себя 3 обязательных раздела:

  1. Краткое описание вероятной обстановки в результате нападения противника.
  2. Выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны.
  3. Выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

Количество экземпляров плана определяется на усмотрение разработчика, но при этом не должно быть меньше чем количество пунктов управления соответствующего федерального органа исполнительной власти (организации).

Порядок согласования Плана ГО

В соответствии с требованиями ст. 118 «Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» (утв. приказом МЧС № 70 от 16.02.2012 г.) согласование разработанных планов гражданской обороны происходит в течение 30 дней каждым органом исполнительно власти следующим образом:

План гражданской обороны

Согласование

Утверждение

Федерального органа исполнительной власти

Главное управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации; МЧС России

Руководитель федерального органа исполнительной власти

Территориального органа федерального органа исполнительной власти

Главное управлением МЧС России по субъекту РФ

Руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти

Организации, отнесенной к категории особой важности

Орган местного самоуправления; Главное управление МЧС России по субъекту РФ

Руководитель организации

Организации, отнесенной к первой категории по гражданской обороне

Орган местного самоуправления; Главное управлением МЧС России по субъекту РФ

Руководитель организации

Организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороне

Орган местного самоуправления

Руководитель организации

Организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) прекращающей работу в военное время

Орган местного самоуправления

Руководитель организации

Срок действия Плана ГО : бессрочный.

Корректировка Плана ГО должна производиться ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года. При существенных изменениях обстановки или структуры государственных органов управления и органов местного самоуправления переработка Планов ГО осуществляется по отдельным указаниям соответствующих руководителей гражданской обороны.

  1. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  2. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
  3. Приказ МЧС РФ от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях»;
  4. Приказ МЧС России от 16.02.2012 г. № 70ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» (с изменениями);
  5. Постановление Правительства РФ от 19.09.1998 г. № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»;
  6. Постановление Правительства РФ от 03.10.1998 г. № 1149 «О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне»;
  7. ГОСТ Р 42.0.02-2001 «Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий»;
  8. Указ Президента РФ от 30.09.2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
  9. Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;
  10. Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

Отсутствие Плана ГО влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и ст. 20.7. КоАП РФ «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны», что ведет к наложению административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.
Поделиться: