Му 2.2 9.2493 09 санитарно гигиеническая паспортизация. Организация и проведение санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств

Общие сведения.

Прежде, чем разбираться, что же из себя представляет санитарно-гигиенический паспорт канцерогенного производства, необходимо в частности разобраться, что же это за производства. Итак, к предприятиям канцерогенного производства относятся организации, сотрудники которых подвергаются или могут подвергаться вредному воздействию канцерогенных факторов, а также деятельность которых может нанести вред окружающей среде посредством загрязнения ее канцерогенами. Разработаем и согласуем санитарно-гигиенический паспорт предприятия канцерогенного производства. Стоимость: от 35000 рублей, сроки: от 30 дней. Расчет канцерогенноопасных рисков на рабочих местах. Стоимость: от 25000 рублей, сроки: от 15 дней.

К таким производствам можно отнести металлургическое, нефтеперерабатывающее, деревообрабатывающее (в случае использования фенолформальдегидных и карбамидоформальдегидных смол), горнодобывающее, угольное и коксовое производство. Также в зоне риска находятся предприятия, работающие с радоном, производящие резину, изопропиловый спирт, серную кислоту, технический углерод и 1,1-диметилгидразин, а также транспортные и строительные организации.

Собственно, санитарно-гигиенический паспорт канцерогеннопасного производства представляет собой специализированный документ предприятия, разрабатываемый с целью снижения вредоносного воздействия канцерогенных факторов на работников исследуемого объекта. Также цель разработки данного документа заключается в профилактике раковых и онкологических заболеваний населения.

Законодательные требования по составлению санитарно-гигиенического паспорта.

Что касается законодательных требований, предъявляемых к предприятиям по части разработки санитарно-гигиенических паспортов, то в первую очередь они регламентированы содержанием закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ.

Также не стоит забывать о требованиях Трудового кодекса РФ, согласно статьи 212 которого, работодатель обязан организовать для своих подчиненных безопасные рабочие места, а значит исключить или минимизировать возможность воздействия на них канцерогенных факторов.

Разрабатываются паспорта на основании требований СанПин 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» и МУ 2.2.9.2493-09 «Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогенноопасных организаций и формирование данных». В этих же методических указаниях содержится требуемая контролирующими органами форма для составления паспорта.

Состав паспорта.

В пакет документов, который необходимо предоставить для разработки и согласования паспорта канцерогенного производства входят такие данные как

  • реквизиты предприятия,
  • номер свидетельства ОГРН, ИНН и прочие юридические данные,
  • описание технологии производства,
  • сведения об используемом сырье,
  • список сотрудников (в том числе не достигших 18 лет),
  • результаты аттестации рабочих мест,
  • санэпид заключения,
  • проектные документы и отдельные части проектов,
  • данные экологических проектов организации
  • и прочая документация, которая может помочь в деле установления канцерогенных рисков предприятия.

Как правило, вся необходимая информация содержится в составе внутренней документации исследуемого объекта и не требует дополнительного обращения в сторонние организации.

Сроки разработки.

Сроки разработки санитарно-гигиенических паспортов предприятия зависят от таких факторов, как:

  • масштабность производства,
  • количество вредных производственных факторов,
  • и в целом от объема запланированной работы, проводимой исполнителем.

В среднем сроки могут составить от пяти до двадцати рабочих дней. При этом следует учесть, что разработку паспортов лучше всего поручить специализированной коммерческой организации, профессионально занимающейся разработкой данного вида документации, ввиду опытности ее сотрудников. Это позволяет сэкономить время, затраченное на разработку документа, а также способствует снижению риска недочетов и погрешностей. При этом стоимость санитарно-гигиенического паспорта в таких организациях в среднем составляет от 50 тыс. рублей, и зависит от тех же факторов, что и сроки разработки документа. Но также составление паспорта может производиться комиссией в составе сотрудников предприятия, назначенной его руководством.

Сведения, включенные в санитарно-гигиенические паспорта канцерогенноопасной организации, в дальнейшем могут пригодиться при проведении таких работ, как аттестация рабочих мест, экспертиза проектных решений, производственная сертификация.

Также определенные сведения из данного документа способствуют разработке:

  • природоохранных мероприятий по снижения риска от воздействия на окружающую среду,
  • мероприятий по наблюдению за самочувствием работников предприятия, чья деятельность связана с влиянием канцерогенных факторов;
  • мероприятий по внедрению автоматизированных, либо безотходных процессов в производство для снижения потенциальных рисков;
  • а также непосредственно для выявления канцерогенноопасных процессов на производстве.

Этапы разработки паспорта.

Разработка санитарно-гигиенического паспорта предприятия проводится в несколько этапов.

  1. На первом их них происходит сбор общих сведений о предприятии, сфере его функционирования, технологии производства, и прочей информации, которая может потребоваться разработчикам для проведения дальнейшего анализа деятельности объекта с точки зрения его канцерогенного влияния на окружающую среду, здоровье работников предприятия и население близлежащего региона.
  2. Далее проводится комплексный анализ по оценке производственных процессов организации с точки зрения исходящей от них канцерогенной опасности для персонала.
  3. Также анализу подвергаются профессиональные обязанности тех работников предприятия, которые непосредственно взаимодействуют с факторами риска в данной области.
  4. Помимо этого, глубокой оценке подвергается сама технология производства. На возможность канцерогенного влияния исследуются все жизненные циклы продукции, начиная от сырья, поступающих в процесс материалов до конечной продукции объекта исследования.
  5. Немаловажным фактором при составлении санитарно-гигиенического паспорта являются и свойства отходов, образующихся в процессе производства. Их также анализируются на возможную канцерогенность.
  6. Последним этапом при разработке паспорта является оценка влияния предприятия на окружающую среду и степень ее загрязнения.

По результатам выполненной работы составляется соответствующее заключение.

Согласование паспорта.

После оформления санитарно-гигиенический паспорт концерогенного производства согласовывается непосредственно руководителем предприятия. После его утверждения документ передается для дальнейшего согласования в Роспотребнадзор, где также проходит процедуру регистрации.

Для согласования необходимо предоставить разработанный документ в бумажном и электронном вариантах.

Как правило, согласование занимает не более месяца. При этом стоит учесть, что при необходимости согласующие органы вправе потребовать дополнительные данные в виде актов, заключений и протоколов. Хранятся паспорта как в самой организации, так и в территориальном подразделении согласующего органа в течении 45 лет. Для этого оригиналы паспорта составляются в двух экземплярах, один из которых находится на самом предприятии, а второй в уполномоченном органе. При этом каждые 5 лет содержащаяся в них информация должна проходить проверку в виде уточнения указанных в паспорте данных.

Ответственность за отсутствие паспорта на предприятии.

Как и любое нарушение Законодательства РФ, отсутствие на потенциально опасном предприятии санитарно-эпидемиологического паспорта канцерогенности может повлечь за собой административную ответственность, выраженную как в приостановлении деятельности предприятия, так и в наложении денежного штрафа.

  1. Так, по статье 6.3 «Кодекса об административных правонарушениях» РФ за отсутствие паспорта на предприятие может быть наложен штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей.
  2. Должностным лицам данное нарушение может обойтись от 500 до 1000 рублей.
  3. Еще одной статьей административного кодекса, которая может послужить основанием для наложения штрафных санкция, является статья 8.2, согласно которой штраф предприятия составляет от 100 до 250 тысяч рублей, ответственного лица от 10 до 30 тысяч рублей. Данная статья регламентирует нарушение требований при обращении с опасными веществами и отходами, к которым также относятся и канцерогенные вещества.
  4. Помимо ответственности по административному кодексу также может налагаться ответственность и по уголовному кодексу РФ. Так, статьей 236 предусмотрена финансовая ответственность до 80 тысяч рублей. Также размер штрафа может составить размер оклада виновного сотрудника, размер прибыли и т.п. вплоть до запрета деятельности предприятия или снятия с должности виновного лица.

Статьей же 237 помимо финансовой ответственности (до 3 тысяч или размер оклада (прибыли)), также может предусматриваться и лишение свободы. Именно поэтому к вопросу разработки на предприятии санитарно-гигиенического паспорта канцерогенности необходимо относиться со всей ответственностью.

Расчет канцерогенно-опасных рисков на рабочих местах.

Санитарно-гигиенический паспорт предприятия разрабатывается при условии установленного канцерогенного риска непосредственно для разработки рекомендаций по его снижению или полной ликвидации. Поэтому на рабочих местах исследуемой организации необходимо провести расчеты профессиональных канцерогенных рисков для установления вероятности нанесения вреда здоровью работников при условии воздействия на них вредных производственных факторов. Данный момент является одним из главных при согласовании паспорта с контролирующими органами.

При этом степень воздействия рассчитывается исходя из условий продолжительности влияния канцерогенно фактора, интенсивности, а также установления возможных путей образования данного влияния. Поэтому помимо визуальной оценки рабочего места сотрудников проводится полный анализ технологии и технологических процессов производства, сырья и поступающих материалов, а также производятся необходимые расчеты. Поэтапные действия для оценки производственных рисков, таких, как канцерогенность, описаны в Руководстве 2.2.1766-03. 2.2.

По итогам проведенных расчетов устанавливается уровень риска для здоровья работника при условии воздействия на него канцерогенного фактора. Это позволяет разработать дальнейшие мероприятия по предупреждению заболевания, а также по устранению последствий негативного воздействия. К таким мероприятиям относятся оздоровительные мероприятия, как плановые, так и проводимые в срочном порядке.

Если же на рабочем месте установлен допустимый уровень канцерогенного воздействия, то как правило, данные условия труда не требуют разработки каких-либо дополнительных мер.

Также возможно установление канцерогенного риска среднего уровня воздействия, что допустимо для работников и недопустимо для обычного населения.

Методические указания
МУ 2.2.9.2493-09
"Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 марта 2009 г.)

взамен МУ 1.1.688-98
Настоящие методические указания предназначены для органов и учреждений, деятельность которых связана с осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, далее - Роспотребнадзор), могут быть использованы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. - М.: Медиа Сервис, 2012.

1. Область применения

1.1. Методические указания устанавливают порядок организации и проведения санитарно-гигиенической паспортизации (далее - паспортизации) канцерогеноопасных организаций, проводимой в целях профилактики онкологической заболеваемости и формирования региональных банков данных на основании "Положения о социально-гигиеническом мониторинге", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60, федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 гг.), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 280, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 N 170-р.

1.2. Настоящие методические указания предназначены для органов и учреждений, деятельность которых связана с осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, далее - Роспотребнадзор), могут быть использованы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Нормативные ссылки

Настоящие Методические указания разработаны на основании следующих нормативных правовых документов:

1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10).

2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (ч. I), ст. 3448).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 226 "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" (Собрание законодательства РФ, 18.03.1996, N 12, ст. 1114, 07.03.2005, N 10, ст. 845).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" (Собрание законодательства РФ, 06.02.2006, N 6, ст. 713).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства РФ, 25.12.2000, N 52 (Часть II).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 гг.).

7. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 (Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2899).

8. Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 43, 23.10.2000, "Здравоохранение", N 4, 2001).

9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 38, 20.09.2004).

10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации" ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 33, 13.08.2001).

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.2007 N 657 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации".

12. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".

20. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) с изменениями по разделу "Профессии рабочих", утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367 (с изменениями и дополнениями).

21. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05.

Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
26 марта 2009 года

2.2.9. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ
В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ
КАНЦЕРОГЕНООПАСНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВ ДАННЫХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУ 2.2.9.2493-09

1. Разработаны: ГУ Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН (А.П. Ильницкий - руководитель, Л.Г. Соленова); ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (В.А. Пилишенко); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Д.А. Толмачев); ФГУП "Государственный научный центр "НИОПИК" (Н.И. Невзорова); ФГУ Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ (П.В. Ижевский); Межрегиональной ассоциацией специалистов по охране труда (Э.Л. Мендельсон); Уральской государственной медицинской академией (Г.Я. Липатов); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (О.В. Калетник).

3. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 16 декабря 2007 г. N 3).

4. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 26 марта 2009 г.

6. Введены взамен методических указаний "Организация и проведение санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств. МУ 1.1.688-98", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 2 марта 1998 г.

1. Область применения

1.1. Методические указания устанавливают порядок организации и проведения санитарно-гигиенической паспортизации (далее - паспортизации) канцерогеноопасных организаций, проводимой в целях профилактики онкологической заболеваемости и формирования региональных банков данных на основании "Положения о социально-гигиеническом мониторинге", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60, федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 гг.), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 280, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 N 170-р.

1.2. Настоящие методические указания предназначены для органов и учреждений, деятельность которых связана с осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, далее - Роспотребнадзор), могут быть использованы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Настоящие Методические указания разработаны на основании следующих нормативных правовых документов:
1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10).

2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (ч. I), ст. 3448).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 226 "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" (Собрание законодательства РФ, 18.03.1996, N 12, ст. 1114, 07.03.2005, N 10, ст. 845).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" (Собрание законодательства РФ, 06.02.2006, N 6, ст. 713).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства РФ, 25.12.2000, N 52 (Часть II).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 гг.).

7. "Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 (Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, N 28, ст. 2899).

8. Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 43, 23.10.2000, "Здравоохранение", N 4, 2001).

9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 38, 20.09.2004).

10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации" ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 33, 13.08.2001).

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.10.2007 N 657 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации".

12. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".

13. СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности".

14. ГН 2.2.5.1313-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны" (и последующие дополнения к нему).

15. СП 2.6.1.758-99 "Нормы радиационной безопасности-99".

16. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО), т. I - III; утвержден Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413 с изменениями и дополнениями.

17. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС ред. 1), утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

18. Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) в увязке с кодами КФС, утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.03.1999 N 97.

19. Классификатор информации М 0.80.10.04.28.02.А5. М.: МЗ РСФСР, 1986.

20. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) с изменениями по разделу "Профессии рабочих", утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367 (с изменениями и дополнениями).

21. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05.

3. Термины и определения

В настоящем документе используются следующие термины:

База данных - совокупность организованных, взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях, создаваемая для хранения, обновления и выдачи данных потребителям.

Банк данных - организационно-техническая система, включающая в себя одну или несколько баз данных и управление ими.

Использование канцерогенных факторов (веществ) на производстве (организации) - любая трудовая деятельность, при которой работник может подвергнуться воздействию канцерогенных факторов (веществ), включая: производство и переработку канцерогенных веществ, обращение с канцерогенными веществами (в том числе в лабораторных условиях или при лечении онкологических больных), хранение канцерогенных веществ, транспортирование, удаление и обработку отходов, выброс канцерогенных веществ в результате производственной деятельности, эксплуатацию, ремонт и очистку оборудования и контейнеров и др.

Канцерогенный фактор (канцероген) - фактор, воздействие которого вызывает или достоверно увеличивает частоту возникновения доброкачественных и/или злокачественных опухолей у людей и/или животных.

Канцерогенная опасность - вероятность развития опухолей при воздействии какого-либо канцерогенного фактора.

Канцерогеноопасная организация - организация, в которой работники подвергаются или могут подвергнуться воздействию канцерогенных факторов, и/или существует потенциальная опасность загрязнения окружающей среды канцерогенами.

Организация - хозяйствующий субъект независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющий предпринимательскую или иную незапрещенную деятельность.

Рабочее место - место, на котором работник должен находиться в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций - система санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий по выявлению и учету организаций и их структурных подразделений (цехов, участков, рабочих мест и т.д.), а также технологических процессов, где работники могут подвергаться воздействию канцерогенных факторов.

Санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасной организации - документ, составляемый при санитарно-гигиенической паспортизации организации и обобщающий сведения с целью оценки потенциальной канцерогенной опасности для работников и населения, а также разработки профилактических мероприятий.

Технологический процесс - часть производственного процесса (производства), представляющая собой совокупность технологических операций, выполняемых планомерно в пространстве и во времени над определенными изделиями.

Обозначения и сокращения

1. ВСВ - временно согласованный выброс.
2. ВСС - временно согласованный сброс.
3. ГН - гигиенический норматив.
4. ГУ - государственное учреждение.
5. МУ - методические указания.
6. ОКАТО - Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления.
7. ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
8. ОКПДТР - Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
9. ОКФС - Общероссийский классификатор форм собственности.
10. ПДВ - предельно допустимый выброс.
11. ПДК - предельно допустимая концентрация.
12. ПДС - предельно допустимый сброс.
13. СанПиН - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
14. СЗЗ - санитарно-защитная зона.
15. ТУ - технические условия.
16. ФГУЗ - Федеральное государственное учреждение здравоохранения.
17. ФГУП - Федеральное государственное унитарное предприятие.
18. ФЗ - Федеральный закон.
19. CAS - Chemical Abstract Service - Служба сбора и регистрации основной (базовой) информации о химических соединениях с присвоением им индивидуальных номеров.

4. Общие положения

4.1. Главной целью паспортизации канцерогеноопасных организаций является профилактика профессионального рака и снижение онкологической заболеваемости населения.

4.2. Паспортизация проводится организациями в соответствии с положением СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности" по предписанию Главного государственного санитарного врача по курируемой территории согласно ФЗ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" по результатам мероприятий по контролю.

4.3. Методические указания предназначены:

4.3.1) для выявления и учета организаций и их структурных подразделений (производств, технологических процессов, цехов, производственных участков и рабочих мест), на которых работники могут подвергаться воздействию химических канцерогенных факторов;

4.3.2) для унификации паспортизации канцерогеноопасных организаций;

4.3.3) для принятия решений об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства;

4.3.4) для формирования региональных банков данных по канцерогеноопасным организациям;

4.3.5) для оценки канцерогенного риска, связанного с воздействием производственных канцерогенов;

4.3.6) для формирования региональных программ по профилактике рака;

4.3.7) для совершенствования социальной защиты работников канцерогеноопасных организаций;

4.3.8) для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организаций;

4.3.9) для проведения профилактической, санитарно-просветительной и информационной работы.

4.4. Основанием для составления санитарно-гигиенического паспорта канцерогеноопасной организации (далее - паспорта) являются требования СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности".

4.5. Контроль за осуществлением паспортизации проводится органами Роспотребнадзора.

4.6. Паспорт (прилож. 1) заполняется комиссией, состав которой формирует администрация организации. Паспорт утверждается руководителем организации и согласовывается с управлением (территориальным отделом) Роспотребнадзора, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории. Паспорт является действительным только после согласования и регистрации его в управлении (территориальном отделе) Роспотребнадзора.

4.7. При рассмотрении паспорта, представленного на согласование, в случае необходимости, по требованию специалистов Роспотребнадзора предъявляются первичные документы (акты, протоколы, заключения).

4.8. Срок хранения подлинников паспорта в организации и в территориальном органе Роспотребнадзора - 45 лет.

4.9. Данные паспорта уточняются каждые пять лет или ранее по предписанию органов Роспотребнадзора в случае изменения санитарно-эпидемиологической ситуации, а также при реконструкции, изменении в технологическом процессе и т.д.

5.1. Работа по заполнению паспорта в организации начинается с определения наличия канцерогенных факторов, включенных в СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", после чего определяются подразделения и технологические процессы, в которых можно ожидать поступления канцерогенных веществ, приведенных в санитарных правилах, в воздух производственных помещений или их присутствия в сырье, промежуточных продуктах или полупродуктах, отходах и выбросах производства, а также в готовой продукции. Необходимая для этого информация может быть получена в учреждении Роспотребнадзора, лаборатории предприятия, отделе охраны труда, в организации, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, и т.д.

5.2. Паспорт заполняется комиссией, состав которой формируется администрацией организации. В состав комиссии рекомендуется включать главных специалистов организации, в том числе технологов, представителей отдела охраны труда, а также доверенных лиц профсоюзных организаций или иного уполномоченного работниками организации представительного органа, врачей лечебно-профилактического учреждения/учреждений, участвующих в предварительных и периодических медицинских осмотрах работников данной организации. В работе комиссии могут принимать участие представители органов и учреждений Роспотребнадзора.

5.3. Паспорт составляется на основании нормативных документов, приведенных в разделе 2. Дополнительно к ним могут быть использованы:

Строительные нормы и правила;
- проектные материалы (генеральный план предприятия, архитектурно-строительная часть, технологическая часть, раздел "Охрана окружающей среды" и др.);
- санитарно-эпидемиологические заключения, нормативно-техническая документация на продукцию и сырье;
- материалы аттестации рабочих мест;
- расчеты и проекты ПДВ, ПДС, паспорта пылегазоочистных сооружений и установок по утилизации отходов или их использованию;
- другие нормативные материалы санитарного законодательства;
- другая информация организаций, осуществляющих контроль содержания вредных веществ в воздухе производственных помещений, атмосферном воздухе, воде водных объектов, промышленных сточных водах, сырье, готовой продукции и отходах предприятия.

5.4. В разделе 1 "Общие сведения об организации" указывается полное наименование организации, субъекта Российской Федерации, объекта административно-территориального деления, вида экономической деятельности, формы собственности. При наличии нескольких отделений организации, расположенных на разных территориях, паспорта заполняются на каждое отделение.

Пункт 1.1. Указываются полное и сокращенное наименование организации, коды ИНН, ОГРН, ОКПО.

Пункт 1.2. Указывается юридический адрес хозяйствующего субъекта.

Пункт 1.3. Указывается фактический адрес субъекта.

Пункт 1.4. Указывается наименование субъекта Российской Федерации и проставляется соответствующий код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (ОКАТО).

Пункт 1.5. Указывается полное наименование города, района субъекта Российской Федерации (по ОКАТО) и проставляется соответствующий код.

Пункт 1.6. Указывается наименование основного вида экономической деятельности объекта по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), проставляется соответствующий код. Например, если вид экономической деятельности - строительство, то следует найти по указанному классификатору Раздел F "Строительство", если добыча полезных ископаемых - то раздел C "Добыча полезных ископаемых", указать этот вид экономической деятельности и проставить во второй клетке (справа) соответствующий буквенный код F или C.

Если необходимо конкретизировать вид экономической деятельности, то в этой строке проставляется название и код соответствующего подраздела, например: указывается подраздел CA "Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых" из раздела C "Добыча полезных ископаемых", проставляется код CA.

Пункт 1.7. Указывается наименование сферы экономической деятельности организации по соответствующим подразделам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД).

Например: сфера деятельности объекта - добыча каменного угля, следует найти из раздела C "Добыча полезных ископаемых" и подраздела CA "Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых" сферу деятельности "- добыча каменного угля" и проставить соответствующий код (10.10.1).

Пункт 1.8. Указываются наименование формы собственности хозяйствующего субъекта и соответствующий код в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности (ОКФС) в увязке с кодами КФС.

Пункт 1.15. Заполняется путем получения среднего значения суммы контингентов, подлежащих ПМО за 5-летний период.

Пункт 1.16. Заполняется в абсолютных значениях по результатам ПМО и журнала учета профзаболеваний за 5-летний период.
Пункт 1.17. Заполняется по альтернативному принципу (да/нет).

5.5. В таблице 1.15 "Вид выпускаемой продукции" указывается наименование вида продукции, а не ее аббревиатура (например, лекарственных препаратов, моющих средств, асбестотехнических изделий, резинотехнических изделий и т.п.).

В графе "Наличие санитарно-эпидемиологического заключения" в случае, если срок действия заключения истек, следует указать "0".

5.6. При заполнении таблицы 2.1 и других таблиц, содержащих характеристики технологических процессов, цехов, участков, рабочих мест и т.п., первоначально надо привести полное название и его аббревиатуру. Например, "Отделение пульверизационной окраски" (ОПО), далее использовать лишь аббревиатуру - "ОПО".

5.7. В таблице 2.4 графа 2 "Подразделение, цех, отделение, участок, рабочее место" заполняется и кодируется в соответствии с классификатором 0.80.10.04.28.02.А5, указывается полное наименование цеха, отделения, участка. Например: гальванический, малярный и т.п., но не номера цехов.

Данные по предприятиям, учреждениям, цехам и участкам, сведения по которым не подлежат опубликованию в открытой печати, в таблицу не вносятся и не кодируются.

Наименование и код профессии (должности) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), с изменениями, из унифицированной формы N Т-2 "Личная карточка работника" в отделе кадров объекта.

Если в организации имеется технологический процесс, включенный в СанПиН 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", то в таблице 2.4 в графе 5 "Канцерогенный фактор" дается название этого процесса. В случае, если проводилось определение конкретных канцерогенов, то ниже указываются эти соединения. При наличии нескольких канцерогенов, действующих на работника, перечисляются все канцерогены.

5.8. В таблице 2.4 в графе 11 "В том числе моложе 18 лет" указываются все работники, не достигшие 18 лет, включая студентов, практикантов и пр.

5.9. Для обеспечения полноты вносимой информации допускается введение дополнительных строк при заполнении соответствующих позиций документа. При необходимости в паспорт могут вкладываться дополнительные листы, включаемые в общую нумерацию страниц. Не допускается обозначение цехов, участков только по номеру без указания его наименования. Обязательно включение наименования по виду производимых работ, выпускаемой продукции и т.д.

5.10. В таблицах не допускается проставление прочерков. Необходимо следовать указаниям сносок под таблицами.

5.11. Основными источниками информации, необходимой для заполнения таблиц 3.1, 3.2 и 3.3, являются, соответственно, тома и проекты ПДВ (ВСВ), ПДС (ВСС).

5.12. В случае необходимости органами Роспотребнадзора в паспорт может включаться дополнительная информация, необходимая для решения практических санитарно-гигиенических задач на данном конкретном предприятии.

5.13. Паспорт подписывают все члены комиссии по паспортизации с указанием их должностей и Ф.И.О. с расшифровкой.

6. Формирование банка данных и технология
оборота информации

6.1. Паспорт (прилож. 1) составляется по результатам выявления канцерогеноопасных подразделений, технологических участков, рабочих мест и профессий.

6.2. Паспорт составляется в 2-х экземплярах в подлиннике: один остается в организации и хранится в соответствии с п. 4.8, другой (на бумажном и электронном носителях) направляется в территориальный контролирующий орган, уполномоченный осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории - управление (территориальный отдел) Роспотребнадзора.

6.3. Управление (территориальный отдел) Роспотребнадзора, осуществляющий государственный санитарно-эпидемиологический надзор на данной территории, оказывает методическую и экспертную помощь работодателю в подготовке паспорта, обеспечивает проверку достоверности и полноты содержащихся в нем данных. По результатам проверки паспорт согласовывается или возвращается в организацию для доработки.

6.4. Управление (территориальный отдел) Роспотребнадзора после проверки материалов паспортов направляет их в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" (филиал), который по материалам паспортов формирует территориальную базу данных канцерогеноопасных организаций, регистрирует паспорта и присваивает им регистрационный номер банка данных. Регистрационный номер формируется из кода субъекта федерации, кода соответствующего города или района субъекта федерации, а также порядкового номера паспорта в территориальной базе данных.

6.5. Система банков данных канцерогеноопасных организаций предполагает 2-уровневую схему получения, обработки и хранения информации: первый уровень - территориальные и ведомственные базы данных , второй уровень - региональные банки данных в субъектах федерации (форма таблиц отчетности первого и второго уровней - см. прилож. 2).

6.6. На первом этапе формирования банков данных паспорта после регистрации остаются в территориальных и ведомственных базах данных на бумажном и электронном носителе для использования в работе. С целью унификации сбора информации, ее хранения и использования, по заказу федеральных органов централизованно разрабатывается и представляется базам и банкам данных единое для всех субъектов и территорий программное обеспечение. До получения программного обеспечения работа ведется с паспортами на бумажном носителе.

6.7. На первом уровне обеспечивается:

а) сбор, контроль, сверка, систематизация, обработка, хранение и анализ данных по территории или ведомству;
б) формирование информационной базы, обновляемой и поддерживаемой с использованием единого комплекса программно-технологических и технических средств; на 1-м уровне должна быть представлена полная информация в объеме паспортных данных на все канцерогеноопасные организации этого уровня;
в) формирование информационного потока на вышестоящий уровень;
г) представление данных по запросам органов, перечисленных в п. 6.13.

6.8. Второй уровень представлен региональными банками данных в субъектах федерации. Они создаются и ведутся ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте федерации.

На региональном уровне:

а) при отсутствии 1-го уровня все перечисленные в п. 6.7 функции (кроме функций в подпункте "в") обеспечиваются региональными банками данных;
б) обобщается и анализируется информация по результатам паспортизации;
в) сводная информация направляется в органы власти субъекта федерации для принятия управленческих решений и разработки программ профилактики злокачественных новообразований.

Выходная информация должна быть стратифицирована по следующим признакам:

Территориальному (ведомственному);
- видам экономической деятельности;
- профессиональному;
- отдельным канцерогенным факторам и их возможным комбинациям.

6.9. Региональные банки данных по результатам паспортизации канцерогеноопасных организаций, проведенной в течение года, направляют в I квартале следующего года в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, а также в лабораторию профилактики канцерогенных воздействий и профессионального рака ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН итоговые материалы, представленные в виде таблицы (прилож. 3), и, при необходимости, пояснения.

6.10. Обработка данных обоих уровней производится с использованием типовых лицензионных программных средств банков данных. Программное обеспечение банков данных должно позволять формировать выходные таблицы в разрезе всех реквизитов, включенных в паспорт канцерогеноопасного предприятия.

6.11. Банк данных каждого уровня обновляется по мере поступления новой информации.

6.12. Сведения за отчетный период, сформированные на нижестоящем уровне, ежегодно представляются на вышестоящий уровень.

6.13. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется в соответствии с действующим законодательством на безвозмездной основе по запросам:

Органов управления здравоохранением (в субъектах Российской Федерации и федеральных);
- медицинских научно-исследовательских учреждений для проведения научно-исследовательских и научно-практических эпидемиологических работ, направленных на изучение этиологии и профилактику профессионального рака;
- органов государственной и исполнительной власти, надзора и контроля, а также общественных организаций.

6.14. Полученные в ходе паспортизации сведения об организациях, цехах и участках, которые составляют государственную тайну или относятся к информации ограниченного доступа, охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, находятся в ведении соответствующих ведомств.

6.15. Консультативная помощь по вопросам паспортизации и формирования банков данных канцерогеноопасных организаций оказывается ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора и ГУ Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН (лаборатория профилактики канцерогенных воздействий и профессионального рака).

Утверждаю
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
26 марта 2009 года

2.2.9. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ
В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ
КАНЦЕРОГЕНООПАСНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВ ДАННЫХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МУ 2.2.9.2493-09

1. Разработаны: ГУ Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН (А.П. Ильницкий - руководитель, Л.Г. Соленова); ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (В.А. Пилишенко); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Д.А. Толмачев); ФГУП "Государственный научный центр "НИОПИК" (Н.И. Невзорова); ФГУ Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ (П.В. Ижевский); Межрегиональной ассоциацией специалистов по охране труда (Э.Л. Мендельсон); Уральской государственной медицинской академией (Г.Я. Липатов); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (О.В. Калетник).
2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по канцерогенным факторам при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 16 декабря 2007 г. N 3).
4. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 26 марта 2009 г.
5. Введены в действие с 20 июня 2009 г.
6. Введены взамен методических указаний "Организация и проведение санитарно-гигиенической паспортизации канцерогеноопасных производств. МУ 1.1.688-98", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 2 марта 1998 г.

1. Область применения

1.1. Методические указания устанавливают порядок организации и проведения санитарно-гигиенической паспортизации (далее - паспортизации) канцерогеноопасных организаций, проводимой в целях профилактики онкологической заболеваемости и формирования региональных банков данных на основании "Положения о социально-гигиеническом мониторинге", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60, федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 гг.), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 г. N 280, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 N 170-р.
1.2. Настоящие методические указания предназначены для органов и учреждений, деятельность которых связана с осуществлением государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации, далее - Роспотребнадзор), могут быть использованы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Российская Федерация

"САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ КАНЦЕРОГЕНООПАСНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВ ДАННЫХ". МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. МУ 2.2.9.2493-09" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.03.2009)

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
26 марта 2009 года

1. Разработаны: ГУ Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина РАМН (А.П. Ильницкий - руководитель, Л.Г. Соленова); ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (В.А. Пилишенко); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Д.А. Толмачев); ФГУП "Государственный научный центр "НИОПИК" (Н.И. Невзорова); ФГУ Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА РФ (П.В. Ижевский); Межрегиональной ассоциацией специалистов по охране труда (Э.Л. Мендельсон); Уральской государственной медицинской академией (Г.Я. Липатов); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (О.В. Калетник).

3. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 16 декабря 2007 г. N 3).

4. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 26 марта 2009 г.

6. Введены взамен методических указаний "Организация и проведение санитарно-гигиенической паспортизации

Поделиться: