«Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Защитные сооружения и мероприятия по защите населения

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях в качестве важной составной части входят мероприятия инженерной защиты. Особенностью инженерной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является то, что она используется не только для защиты населения, но служит также важным направлением обеспечения защиты территорий.

Инженерная защита населения и территорий - это комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых заблаговременно, а также в оперативном порядке и направленных на предотвращение или максимальное снижение потерь населения при возникновении чрезвычайных ситуаций путем обеспечения укрытия и жизнедеятельности населения в защитных сооружениях, предотвращения, устранения или снижения до допустимого уровня отрицательного воздействия поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф.

Мероприятия инженерной защиты регламентируются рядом нормативных документов, основным из которых является СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны". Несмотря на то что нормы этих мероприятий в значительной мере определены с учетом потребностей военного времени, выполнение некоторой части из них содействует защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Этим нормативным документом определены требования к планировке, размещению и строительству защитных сооружений гражданской обороны, объектов экономики, зданий, сооружений, инженерных систем с учетом необходимости обеспечения их безопасности в условиях как военных опасностей, так и чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Кроме этого основополагающего для инженерной защиты документа введены в действие:

  • - порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства СП 11-107-98;
  • - порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований СП 11-112-2001.

Соблюдение требований этих нормативных документов позволяет снизить людские потери и материальный ущерб, создать условия для успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

По некоторым оценкам, рационально спланированные, подготовленные и реализованные мероприятия инженерной зашиты обеспечивают снижение возможных людских потерь и материального ущерба до 30%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - до 70%.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе:

  • - оценки характеристик возможной опасности;
  • - учета категорий защищаемого населения;
  • - результатов инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических изысканий;
  • - схем инженерной защиты территории (генеральных, детальных, специальных);
  • - учета особенностей использования территории.

В современных условиях наблюдается тенденция инженерную защиту населения и территорий строить путем образования единой территориальной системы (комплекса) сооружений и мероприятий. При этом к основным мероприятиям инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относят:

  • - укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном под защитные сооружения подземном пространстве городов (подвальных помещениях, цокольных этажах, подземных пространствах объектов торгово-социального назначения, метрополитенах и др.);
  • - использование в качестве жилья мест работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;
  • - использование при соответствующих чрезвычайных ситуациях отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;
  • - укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых ими в оперативном порядке самостоятельно проведена герметизация;
  • - предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей с АХОВ;
  • - возведение и эксплуатация инженерных защитных сооружений от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

Определенную роль в проведении инженерной защиты населения могут сыграть защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия), фонд которых был создан для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Эти сооружения могут быть успешно использованы для защиты населения в условиях некоторых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Универсальность защитного сооружения в мирное и военное время заложена в самом его определении. Защитное сооружение в настоящее время определяется как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также воздействия современных средств поражения.

В мирное и военное время используются следующие виды защитных сооружений (ЗС):

  • - специальные фортификационные сооружения (СФС);
  • - войсковые фортификационные сооружения (ВФС);
  • - защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО).

Эти виды защитных сооружений могут использоваться как для защиты войск, населения, техники, материальных ценностей, так и для оборудования пунктов управления. Общие сведения о составе ЗС приведены на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Общие сведения о составе защитных сооружений

Для защиты населения разработаны различные по конструкции, защитным свойствам и срокам строительства защитные сооружения гражданской обороны.

Защитные сооружения гражданской обороны классифицируются по следующим признакам:

  • - времени возведения;
  • - месту расположения;
  • - вместимости;
  • - защитным свойствам;
  • - материалу конструкций;
  • - обеспечению электроэнергией;
  • - обеспечению фильтровентиляционным оборудованием;
  • - характеру использования в мирное время.

Убежища возводятся заблаговременно, а также в оперативном порядке при военной угрозе или в военное время. Сооружения, возводимые в оперативном порядке, называются быстро возводимыми.

Убежища могут быть встроенными в другие здания и сооружения, а также отдельно стоящими (рис. 9.2) Они могут быть заглубленными и полу заглубленными. Убежища могут размещаться в районах городской застройки, на объектах экономики, в метрополитене, подземном пространстве городов, в горных выработках и естественных подземных полостях.

По вместимости убежища подразделяются на малые (до 150 человек), средние (150-500человек) и большие (более 500 человек).

Важнейшей мерой по жизнеобеспечению убежищ является их воздухоснабжение. В большинстве убежищ оно осуществляется в двух режимах: чистой (прямой) вентиляции (1 режим) и фильтровентиляции (2 режим). При втором режиме фильтровентиляционное оборудование защищает помещения убежищ от проникновения в них радиоактивных, отравляющих и некоторых аварий но химически опасных веществ. Кроме таких убежищ к началу 1990-х годов в стране был также накоплен значительный фонд убежищ с тремя режимами вентиляции.

Эти убежища строились в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения, вблизи химически опасных объектов, атомных станций, в зонах возможного катастрофического затопления. Третий режим вентиляции этих убежищ предусматривает полную или частичную изоляцию помещений убежища с регенерацией внутреннего воздуха. Убежища стремя режимами наиболее перспективны для защиты персонала и населения в мирное время.

Рис. 9.2. Отдельно стоящее убежище, построенное с учетом использования его в мирное время под гараж: 1 - помещение фильтровентиляционного оборудования; 2 - тамбур-шлюз с защитно-герметическими дверями (ворогами); 3 - помещение для укрываемых; 4 - помещение для электрогенераторов с дизельными установками; 5 - вентиляционный оголовок с защитными устройствами для отсекания ударной волны; 6 - помещение санузла с резервуаром для воды

Однако в настоящее время концепция использования защитных сооружений гражданской обороны в интересах защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера пока не сформирована. Это обусловлено тем, что при возникновении большинства природных и техногенных бедствий защитить от них людей с помощью этих защитных сооружений даже в убежищах с тремя режимами вентиляции без их предварительного дооборудования достаточно трудно.

Наибольшую перспективу применения имеют, как говорилось, защитные сооружения, обладающие режимом полной изоляции, поскольку они эффективны для защиты населения во время радиационных и химических аварий, а также при массовых пожарах. В этих же целях могут быть использованы убежища с режимом фильтровентиляции, если этот режим обеспечивает очистку поступающего в защитное сооружение воздуха. Эти сооружения могут найти применение также для укрытия людей от ураганов и смерчей при условии заблаговременного получения штормового предупреждения. При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера защитные сооружения гражданской обороны могут использоваться не только для защиты людей, но и для дислокации оперативных органов управления, размещения населения и персонала, эвакуированных из зон чрезвычайных ситуаций, складирования ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и гуманитарной помощи.

Определенные трудности использования защитных сооружений гражданской обороны связаны также с установленным порядком применения их по двойному назначению. Дело в том, что имеющийся фонд этих сооружений независимо от ведомственной принадлежности должен использоваться для хозяйственных, культурных и бытовых нужд без ущерба для выполнения задач по предназначению. Для освобождения защитных сооружений в военное время от размещавшегося в них имущества организаций отводится 12 часов. При чрезвычайных же ситуациях, например, при радиационных и химических авариях, как правило, возникает необходимость занять защитные сооружения в значительно более короткие сроки.

В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации определен порядок использования объектов и имущества гражданской обороны, в том числе защитных сооружений приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями. В соответствии с этим постановлением защитные сооружения остаются в собственности государства и должны поддерживаться в готовности к использованию по предназначению.

Высокую эффективность в деле защиты населения и территорий имеет проведение инженерно-технических мероприятий по защите от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов, предусматривающих возведение и эксплуатацию соответствующих защитных инженерных сооружений. К ним относятся мероприятия по защите от землетрясений, противооползневые и противообвальные инженерные мероприятия, меры по защите от селей, противолавинные инженерные мероприятия, противокарстовые мероприятия, меры инженерной защиты берегов морей, водоемов и водотоков, инженерно-технические мероприятия по защите от затоплений и другие.

Инженерные мероприятия по защите от землетрясений заключаются в сейсмическом микрорайонировании и соблюдении норм проектирования и строительства зданий и сооружений в сейсмических районах. При этом принимаются меры по исключению размещения в сейсмоопасных районах опасных производств, строительству и реконструкции потенциально опасных объектов с учетом сейсмичности территорий, повышению сейсмостойкости ранее возведенных без ее учета зданий и сооружений, снижению опасности возникновения во время землетрясения вторичных факторов поражения.

Противооползневые и противообвальные инженерные мероприятия включают;

  • - изменение рельефа склонов в целях планировки откосов, уменьшения крутизны склонов, повышения их устойчивости, а также регулирование стока поверхностных вод, искусственное понижение уровня подземных вод, их перехват с помощью дренажных систем;
  • - строительство удерживающих сооружений (банкет, террас, подпорных и поддерживающих стен, опоясок, анкерных креплений, тоннелей, крытых ограждений, свайных рядов) особенно в тех местах, где склоны подрезаются дорогами;
  • - устройство направляющих стенок для изменения движения обвальных пород;
  • - осуществление взрывов для обеспечения управляемого схода оползней и обвалов.

Защита от селей предусматривает;

  • - мониторинг и прогнозирование образования селевых потоков, своевременное оповещение населения об их угрозе;
  • - предупредительные срабатывания селевых озер и возведение селе предотвращающих сооружений (плотин, регулирующих паводок, водосбросов);
  • - сооружение селесдерживающих плотин, селепропускных каналов, селеспусков, селенаправляющих и ограждающих дамб и шпор, стабилизирующих сооружений (каскадов, запруд, дренажей, террас, подпорных стенок).

К противолавинным инженерным мероприятиям относятся:

  • - мониторинг и прогнозирование схода снежных лавин, оповещение населения об угрозе их схода;
  • - предупредительный спуск лавин;
  • - строительство лавинопредотвращающих сооружений (снегоудерживающих и снегозадерживающих заборов, стен и др.);
  • - строительство лавинозащитных сооружений (направляющих стенок, русел, лавинорезов, тормозящих надолбов, траншей, дамб, пропускающих галерей, навесов, эстакад).

Противокарстовые инженерные мероприятия проводятся путем:

  • - заполнения карстовых полостей;
  • - водоснижения и регулирования режима подземных вод;
  • - организации поверхностного стока.

Инженерная защита берегов морей, водохранилищ, озер и рек предусматривает :

  • - строительство набережных и шпунтовых стенок;
  • - покрытие берегов (монолитное и сборное из плит и блоков);
  • - устройство откосных сооружений (набросанных или уложенных);
  • - возведение струенаправляющих дамб.

К основным инженерно-техническим мероприятиям по защите от затоплений и подтоплений относятся:

  • - искусственное повышение поверхности территории;
  • - спрямление и углубление русел рек и их расчистка;
  • - устройство дамб;
  • - отвод поверхностных и подземных вод;
  • - строительство дренажных систем.

Для решения всего комплекса задач по инженерной защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера перспективна разработка программ инженерной защиты населенных пунктов России от воздействия опасных природных и техногенных явлений и процессов. Реализация таких программ позволит существенно повлиять на состояние природной и техногенной безопасности в стране.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций достигается различными путями. Одним из главных является осуществление инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций:

· накопление и содержание фонда ЗС ГО;

· подготовка к строительству быстровозводимых ЗС ГО;

· прогнозирование инженерной обстановки;

· планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС;

· подготовка систем водоснабжения к работе в условиях ЧС;

· подготовка и содержание дорожной сети;

· подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики;

· подготовка инженерно-технических служб и формирований.

Накопление и содержание фонда ЗС ГО

Накопление и содержание фонда защитных сооружений является наиболее трудоёмким мероприятием. Основой накопления фонда защитных сооружений являются Нормы проектирования ИТМ ГО.

В первую очередь накопление защитных сооружений должно проводиться для населения проживающего в зонах размещения потенциально опасных объектов.

Накопленный фонд защитных сооружений необходимо поддерживать в постоянной готовности к приему укрываемых.

Рассматривая состояние инженерной защиты населения в современных условиях необходимо отметить, что до 1990 года на территории нашей страны накоплено значительное количество ЗС ГО (убежищ и противорадиационные укрытий). Однако, вызывает беспокойство состояние защитных сооружений и их готовность к использованию по прямому предназначению, и особенно на потенциально опасных объектах, хотя укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны является основным и наиболее действенным способом защиты в чрезвычайных ситуациях, как военного, так и мирного времени.

В то же время, результаты комплексных проверок, учений и докладов с мест показывают, что в последние годы в Российской Федерации, практически, прекратилось строительство новых защитных сооружений гражданской обороны (в 2000 году в РФ построено 15 убежищ общей вместимостью 6280 чел., ПРУ - 41, общей вместимостью 9165 чел.), а техническое состояние существующих сооружений на объектах, с различными видами организационно-правовых форм и форм собственности, оставляет желать лучшего. В капитальном ремонте, в основном из-за протечек грунтовых вод через ограждающие конструкции, нуждается до 10%, в ремонте и реконструкции систем жизнеобеспечения - более 40% и в косметическом ремонте - около 30% сооружений.

Имеются защитные сооружения, построенные в период с 1941 по 1960 годы (убежища V класса), которые не соответствуют современным требованиям Норм проектирования ИТМ ГО.

Наиболее часто встречающимися недостатками по содержанию и эксплуатации защитных сооружений являются:

· нарушение гидроизоляции и герметизации сооружений, коррозия арматуры;

· износ и деформация несущих и ограждающих конструкций;

· предельные сроки эксплуатации фильтровентиляционного и сантехнического оборудования;

· нарушение целостности дренажных систем;

· использование сооружений для нужд экономики и обслуживания населения с нарушением требований по их содержанию и эксплуатации;

· отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала;

· отсутствие необходимой документации по содержанию и эксплуатации ЗС ГО.

Не на всех предприятиях имеются современные защитные сооружения, хотя Федеральный закон «О гражданской обороне» предписывает, что руководители независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предприятия, несут персональную ответственность за защиту своих сотрудников, а, следовательно, и за поддержание этих сооружений в исправном состоянии.

Со стороны руководящего состава предприятий, организаций, акционерных обществ, на территории которых расположены защитные сооружения, контроль за состоянием объектов проводится не регулярно, от случая к случаю. Налицо отсутствие должного отношения к содержанию и эксплуатации ЗС ГО, хотя события в Югославии показали негативного последствия такого подхода.

Недостаточно эффективно решаются вопросы выполнения нормативных требований при проектировании зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, на которых предусматривается возведение ЗС ГО, разработке соответствующих разделов в проектной и градостроительной документации, а также их соблюдения в ходе строительства и вводе в эксплуатацию новых ЗС ГО.

Для более эффективного решения указанных мероприятий органы управления по делам ГОЧС субъектов РФ должны руководствоваться СП 11-107-98 и СП 11-113-2002.

Остро стоит вопрос обеспечения строящихся и замены в существующих ЗС ГО нестандартизированного оборудования, средств фильтровентиляции и регенерации воздуха, другого инженерно-технического оборудования. Это, прежде всего, связано с тем, что часть заводов – изготовителей оборудования находится в странах ближнего зарубежья, а также по причине отсутствия достаточных заказов. Исходя из этого, заводы местной промышленности перестали выпускать элементы оборудования для защитных сооружений. В ежегодном Государственном оборонном заказе планируется и выделяются недостаточные средства на закупку нестандартизированного оборудования и требующего замены фильтровентиляционного и другого оборудования для ЗС ГО, а средства на строительство новых сооружений, обслуживание и эксплуатацию существующих вообще не выделяются.

Сохранность и накопление существующего фонда защитных сооружений продолжает оставаться одной из проблем, и особенно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в которых прекращена работа крупных объектов экономики.

При ликвидации этих предприятий и смене собственника часть защитных сооружений долгое время оказывалась бесхозным и не обслуживалась, вследствие чего системы жизнеобеспечения и инженерно-техническое оборудование постепенно приходили в негодность.

Ликвидационные комиссии, занимаясь оценкой и продажей имущества этих предприятий, не учитывали то, что ЗС ГО должны находиться в федеральной собственности и их приватизация запрещена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

При ликвидации заводов-гигантов, образовавшиеся малые предприятия отказываются от преемственности в части взятия на свой баланс ЗС ГО большой вместимости ссылаясь на малую численность наибольшей работающей смены своих предприятий, которую необходимо укрывать в условиях чрезвычайных ситуаций.

Наряду с причинами объективного характера, также имеют место не исполнительность, безответственность и халатность ряда руководителей различного уровня. Так, некоторые руководители предприятий без согласования с проектными организациями, управлениями архитектуры и органами управления по делам ГОЧС допускают перепланировку помещений защитных сооружений и используют их с нарушениями требований действующих нормативных документов о порядке учета, содержания и эксплуатации ЗС ГО.

Местные администрации не имеют достаточных средств, для того, чтобы взять ЗС ГО на свой баланс. Одним из вариантов решения этой проблемы является создание при управлениях по делам ГОЧС городов (районов) подразделений (организаций) для ремонта, содержания и обслуживания ЗС ГО. Финансирование этих мероприятий необходимо производить целенаправленно через администрацию субъектов и Главные управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации.

В результате того, что на местах решению проблемных вопросов по сохранению и приведению ЗС ГО в готовность к использованию их по прямому назначению уделяется недостаточное внимание, фонд средств коллективной защиты постепенно сокращается и приходит в упадок. Не во всех регионах содержанию и правильной эксплуатации ЗС ГО, поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению уделяется должное внимание.

Результаты проверок и анализа отчетных документов в последние годы показывают, что лучше эти вопросы решаются в Центральном регионе (Курская и Московская области), хуже в Приморском крае и Иркутской области. Некоторые руководители предприятий, вместо того, чтобы организовать ремонт, техническое обслуживание и правильную эксплуатацию ЗС ГО идут по пути наименьшего сопротивления и в ряде случаев пытаются списать их с учета. К сожалению, эти факты в ряде случаев находят поддержку у отдельных начальников органов управления по делам ГОЧС. Так, например, начальник главного управления по делам ГОЧС Иркутской области согласовал списание 20 убежищ в г. Ангарске на 2640 человек под предлогом, что они не нужны.

Основную роль в недопущении резкого сокращения фонда средств коллективной защиты сыграла существующая нормативная правовая база по вопросам использования ЗС ГО и регулирования арендных отношений, которая в настоящее время представлена следующими основными нормативными правовыми актами:

· Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

· Указ Президента Российской Федерации от 14.10.1992 г. № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями»;

· Распоряжение Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 15.06.1994 г. № 1513-р «О приватизации предприятий, учреждений и организаций, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

Эти нормативные правовые акты закрепляют ЗС ГО, используемые приватизированными предприятиями, в федеральной собственности и предписывают Минимуществу и МЧС России при выявлении объектов и имущества ГО, которые были приватизированы с нарушением установленного порядка, принимать меры к закреплению таких объектов и имущества в государственной собственности.

В настоящее время, когда этап приватизации, в основном, завершен, сформировались условия для создания, роста и расширения предприятий и организаций с негосударственными формами собственности, постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 г. № 359 играет не только положительную, но и сдерживающую роль в создании и накоплении фонда ЗС ГО. На практике появился ряд проблемных вопросов, решение которых необходимо для урегулирования пробелов в вопросах собственности и арендных отношениях.

Имеющиеся нормативные акты не обеспечивают заинтересованность в привлечении средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств для создания ЗС ГО, их правильной эксплуатации и содержания, в результате чего в настоящее время новое строительство защитных сооружений гражданской обороны фактически не ведется.

Юридически не решен вопрос имущественных отношений с негосударственными предприятиями, не получившими возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по ГО в отношении вновь вводимых ЗС ГО и не определены их права пользования этими объектами, изменения их функционального предназначения.

Данная ситуация показывает, что в существующей нормативной правовой базе, сформировавшейся в современных экономических условиях, нет действенного механизма (порядка) передачи ЗС ГО, находящихся в государственной собственности, в оперативное управление или в хозяйственное ведение с правом аренды пользования юридическим лицам и использования их на основе заключенных договоров.

Отсутствует правовая определенность отношений собственности ЗС ГО, в том числе и построенных частными организациями за счет своих средств и механизм распределения финансовых средств, получаемых от аренды для поддержания фонда ЗС ГО в готовности к приему укрываемых.

Как показывает практика наиболее реальным источником финансирования эксплуатации и содержания ЗС ГО в сложившейся ситуации является сдача их в аренду коммерческим структурам и общественным организациям. Но при этом недостаточно отработано взаимодействие по этому вопросу между объектами экономики, комитетами управления госимуществом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления по делам ГОЧС и другими заинтересованными организациями.

При заключении договоров арендодатели руководствуются постановлениями Правительства Российской Федерации № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» и № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями». Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления принимаются свои нормативные правовые акты в этой области.

Так, например сдача в аренду защитных сооружений на территории г. Москвы регламентируется постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 г. № 689 «Об аренде нежилых помещений» и «Положением о порядке использования защитных сооружений гражданской обороны двойного назначения в г. Москве в мирное время», утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 26.12.91 г. № 102/29с.

На сегодняшний день из 7057 защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории г. Москвы, в интересах экономики и обслуживания населения используется 77,3%.

Из общего числа убежищ, находящихся на предприятиях, используется под размещение складов, бытовых помещений, спортивных залов и других потребностей этих предприятий - 84,4%.

В жилой застройке для нужд городского хозяйства и других организаций сдается в аренду государственным и частным предприятиям - 71,5% сооружений.

Финансовые средства, полученные от аренды ЗС ГО в составе других платежей поступают в городской бюджет, после чего из городского бюджета 47,5% выделяется префектурам на оплату работ по поддержанию жилого фонда, в том числе и убежищ. Таким образом, обезличенность средств, поступающих от аренды защитных сооружений, не позволяет в полной мере направлять их на ремонт и поддержание в готовности этих объектов. Так, в 1999-2000г.г. из 3867 убежищ, расположенных в жилом секторе было отремонтировано всего 252, что составляет - 7%.

В Московской области сдача защитных сооружений в аренду осуществляется в соответствии с распоряжением Администрации Московской области от 06.04.94 г. № 119 «О порядке заключений и переоформлений договоров аренды имущества госпредприятий, организаций и учреждений» и распоряжением Председателя Мособлкомимущества от 15.04.94 г.

№ 133. Расчет арендной платы производится по методике, утвержденной областным комитетом по имуществу, в соответствии с которой часть средств идет на ремонт, техническое обслуживание систем жизнеобеспечения, содержание, правильную эксплуатацию ЗС ГО и зарплату обслуживающего персонала.

Как уже говорилось большую роль в улучшении содержания и эксплуатации ЗС ГО играет определение четкого механизма финансирования.

В качестве примера можно привести г. Фрязино Московской области, где издано постановление Главы Администрации города от 09.12.95 г. № 1021 «О порядке финансирования, ремонта и обслуживания защитных сооружений города». Этим постановлением городскому финансовому управлению предписано 50% денежных средств, получаемых от аренды защитных сооружений в жилой части города направлять городскому жилищному управлению для обеспечения своевременного ремонта и обслуживания защитных сооружений, а городскому жилищному управлению поручено составлять ежегодно денежные ведомости, смету на планируемые работы и план проведения работ, согласованный с управлением по делам ГОЧС города. По окончании финансового года жилищное управление обязано представить в городское финансовое управление отчетные документы за полученные и израсходованные для ремонта защитных сооружений средства. Подобная практика имеется не во всех субъектах Российской Федерации.

Практику принятия постановлений администраций субъектов по организации содержания и эксплуатации ЗС ГО и механизма направления финансовых средств на поддержание в готовности фонда средств коллективной защиты можно рекомендовать и для администраций других городов и субъектов Российской Федерации. Даже незначительные объемы финансовых средств, получаемые от аренды ЗС ГО, позволят поддерживать их в относительно пригодном состоянии.

Проведенные исследования по технико-экономическому обоснованию выделения средств на содержание, обслуживание и ремонт ЗС ГО показывают, что средняя удельная стоимость проведения ЕТО и ремонта для убежищ составляет 170 руб./год на чел., для ПРУ – 40 руб./год.

Общими причинами недостаточной эффективности развития системы инженерной защиты населения, не считая финансовых, является несовершенство законодательной и нормативной правовой базы в изменившихся политических и социально-экономических условиях, которая не позволяет проводить согласованную политику по рассматриваемой проблеме на федеральном уровне, в субъектах федерации и на местах.

Повышение эффективности и совершенствования инженерной защиты населения в современных социально-экономических условиях целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

· увеличение количества вновь строящихся ЗС ГО;

· уменьшение количества списываемых, как объектов ГО, защитных сооружений;

· при проектировании зданий и сооружений предусматривать усиленные перекрытия и ограждающие конструкции в первых, цокольных и подвальных этажах для оборудования в них в особый период убежищ;

· приспособление и использование подземных горных выработок и подземного пространства городов различного назначения в интересах защиты населения (дооборудование подвальных и других заглубленных помещений, существующих и вновь строящихся подземных переходов под защитные сооружения и др.);

· строительство ЗС ГО в едином комплексе подземного строительства хозяйственных объектов;

· дооборудование убежищ третьим режимом вентиляции на предприятиях, использующих в своем производстве потенциально опасные вещества;

· повышение заинтересованности предприятий и организаций в сохранении и поддержании в готовности ЗС ГО и введение льготного налогообложения (например, освобождение от налога на землю, занимаемую отдельно стоящими ЗС ГО);

· разработка, уточнение и ввод в действие нормативных документов по проектированию, строительству и содержанию ЗС ГО с учетом современных требований по инженерной защите населения и территорий;

· создание при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления специализированных предприятий по ремонту и обслуживанию защитных сооружений;

· включение в планы реконструкции и капитального ремонта жилого фонда ремонт и восстановление защитных сооружений;

· определение порядка обеспечения защитных сооружений ГО нестандартизированным оборудованием;

· проведение целенаправленных научных исследований по вопросам разработки новых типовых проектов ЗС ГО, их технико-экономического обоснования, разработки нормативно-технических и методических документов по содержанию и эксплуатации ЗС ГО в новых экономических условиях во взаимодействии с заинтересованными организациями.

Таким образом, реализация большинства направлений зависит в первую очередь от законодательного и нормативного правового обеспечения вопросов инженерной защиты населения.

Подготовка к строительству быстровозводимых защитных сооружений ГО

Как уже было сказано, мы не достигли 100% укрытия населения в защитных сооружениях. Поэтому возникает необходимость строительства недостающего фонда в угрожаемый период, с введением в действие плана на военное время. Но для того, чтобы строительство недостающего фонда защитных сооружений было осуществлено в короткие сроки и обеспечено материально, необходимо заблаговременно выполнить ряд подготовительных мероприятий:

· в частности, определяется недостающее количество защитных сооружений, их вместимость, место строительства;

· разрабатывается план строительства быстровозводимых защитных сооружений на территории области и другие документы, связанные с процессом строительства;

· определяется общая потребность в рабочей силе и механизмах для строительства, количество и номенклатура материалов, оборудования, механизмов и автотранспорта для обеспечения строительства;

· заключаются хозяйственные договора на поставку конструкций, оборудования и ведения строительных работ;

· разрабатывается недостающая проектно-сметная документация и осуществляется обеспечение ею объектов экономики.

Подготовка должна предусматривать выбор мест строительства, организацию работ по их возведению, обеспечение материалом, инструментом и механизмами, силы и средства строительно-монтажных организаций, выделяемых на усиление команд, созданных из числа населения.

При разработке планов строительство простейших укрытий следует предусматривать их возведение в жилом секторе, на объектах народного хозяйства, на сборных эвакопунктах, пунктах посадки и других местах скопления людей.

Прогнозирование инженерной обстановки

С целью получения данных для планирования инженерного обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в очагах поражения и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, необходимо заблаговременно спрогнозировать обстановку, которая может сложиться на территории области, города, района, объекта.

В ходе прогнозирования возможной инженерной обстановки определяются объемы возможных разрушений и инженерных работ, силы и средства для их выполнения, время года и другие необходимые данные, от которых будет зависеть успех выполнения тех или иных задач.

Данные, полученные в ходе прогнозирования, являются основным критерием для создания аварийно-спасательных инженерных и аварийно-технических формирований, их оснащения инженерной техникой, средствами малой механизации и обучения.

Прогнозирование проводится по разработанным методикам, в соответствии со справочными данными, данными учений и научных исследований, а также данными, полученными в результате проводимых рекогносцировок.

В настоящее время на практике применяются ведомственные методики. В некоторых случаях это сказывается на результатах определяемых показателей или в сторону занижения, или завышения. С целью исключения такой практики – разработкой методик должны заниматься страховые компании.

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС

Планирование инженерного обеспечения ликвидации ЧС осуществляется по результатам прогноза возможной инженерной обстановки.

Мероприятия по инженерному обеспечению отражают в планах РСЧС на мирное время (план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и планах ГО на военное время.

В разделах плана предупреждения и ликвидации ЧС излагаются выводы из оценки возможной инженерной обстановки:

· степень разрушения населенных пунктов, объектов экономики; состояние защиты населения и защитных сооружений;

· состояние коммунально-энергетических сетей, инженерных сооружений, дорожной сети, а также: организацию инженерной защиты населения и инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО;

· силы и средства, привлекаемые к выполнению инженерных мероприятий, последовательность их применения и сроки выполнения задач;

· особенности инженерного обеспечения, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План отрабатывается в виде графической части (на карте или на схеме) и пояснительной записки.

Подготовка систем водоснабжения к работе в чрезвычайных ситуациях

Серьезной проблемой остается организация обеспечения надежного водоснабжения населения в условиях чрезвычайной ситуации. Значение воды велико и потребление ее с каждым годом растет.

Достаточно сказать, что на одного жителя крупного города расходуется в среднем 400-600 литров воды в сутки.

В чрезвычайных ситуациях водопотребление не только не сократиться, а ряде случаев увеличится. Например, для тушения пожаров на одном километре фронта огня необходимо подать 800 литров воды в секунду. Кроме того, вода необходима для санитарной обработки пораженных и специальной обработки техники, других нужд, не считая хозяйственно-питьевых нужд.

В результате чрезвычайных ситуаций, могут возникнуть разрушения ряда сооружений и сетей водоснабжения, или заражение источников воды. Такие примеры имели место в Уфе, Хабаровске, Ленске.

Наименее не устойчивыми (критическими) элементами системы водоснабжения являются водозаборные и водоочистные сооружения, наземные части насосных станций, водонапорные башни и домовые (цеховые) сети.

С целью повышения устойчивости работы существующих систем необходимо заблаговременно предусмотреть проведение целого ряда инженерно-технических мероприятий.

Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы систем водоснабжения возлагается на начальников всех рангов, органы управления и соответствующие службы.

Подготовка и содержание дорожной сети

Развитость и состояние дорожной сети существенно влияет на выполнение мероприятий РСЧС, особенно при проведении эвакомероприятий, массового строительства защитных сооружений, при выдвижении и вводе сил РСЧС в очаг поражения, для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Мероприятия по подготовке дорожной сети, которые проводятся заблаговременно, включают:

· совершенствование существующих и строительство новых дорог по планам развития транспортных коммуникаций;

· связей городов и районов сельской местности с учетом требований Норм проектирования ИТМ ГО;

· согласование с органами военного командования вопросов совместного использования дорожной сети для военных перевозок, целей РСЧС и ГО;

· рекогносцировка дорожной сети, определения наиболее узких и уязвимых мест;

· выбор мест для постройки временных мостов и наводки переправ на случай разрушения существующих мостов;

· выбор направления колонных путей, изучение проселочных дорог, объездов в случае отсутствия или недостаточности существующих дорог с твердым покрытием;

· определение проходимости местности вне дорог, по результатам анализа состояния дорожной сети разрабатывается план дорожно-мостового обеспечения. План разрабатывается на карте с пояснительной запиской.

Подготовка к светомаскировке населенных пунктов и объектов экономики

Световая маскировка населенных пунктов и объектов экономики планируется и организуется на основании требований Норм проектирования гражданской обороны СНиП 2.01.51-90, 2.03.53-84.

Она заключается в снижении освещенности населенных пунктов и объектов народного хозяйства, с целью затруднения обнаружения и опознавания в темное время суток оптическими средствами разведки.

Световая маскировка выполняется в полном объеме на территории страны, отнесенной к зонам световой маскировки, по двум режимам: частичного и полного затемнения.

Режим частичного затемнения вводится по решению Правительства страны и является постоянным режимом освещения населенных пунктов и объектов до отмены военного положения. Время введения режима не должно превышать 16 часов. Цель данного режима заключается в снижении общей освещенности без нарушения производственной деятельности объектов и работы транспорта, жизнедеятельности населенных пунктов и подготовиться к введению режима полного затемнения.

Режим полного затемнения вводится по сигналу «Воздушная тревога» и отменяется по сигналу «Отбой воздушной тревоги». Переход с режима частичного затемнения на режим полного затемнения должен быть осуществлен за время не более 3-х минут, в отдельных случаях, при световой маскировке наружных производственных огней, допускается увеличивать время перехода до 10 минут.

Световая маскировка осуществляется электрическим, светотехническим, механическим и технологическим способами. Выбор способа или сочетания способов должен производиться в зависимости от характера деятельности того или иного населенного пункта или объекта.

Подготовка личного состава инженерно-технических служб и формирований

Для выполнения основных, наиболее сложных задач инженерного обеспечения мероприятий РСЧС и ГО создаются службы и аварийно-технические формирования.

К числу инженерно-технических служб относятся:

· инженерная;

· коммунально-техническая;

· энергетики и светомаскировки;

· дорожная;

· убежищ и укрытий.

Базой создания инженерно-технических служб служат родственные или близкие по специализации министерства, ведомства и их подведомственные учреждения, организации, предприятия в зависимости от территориального расположения.

Для непосредственного выполнения инженерных задач мирного и военного времени, требующих использования специально подготовленного личного состава и применения инженерной техники, должны создаваться инженерные и аварийно-технические формирования. Количество инженерно-технических формирований, их состав и оснащение должны определяться непосредственно на местах, в соответствии с предстоящими задачами, решаемыми по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени и задач военного времени, объем которых определен в ходе прогнозирования инженерной обстановки.

Проведение общих инженерно-технических мероприятий обеспечивает решение основных задач, направленных на защиту людей, повышение устойчивости экономики и проведение АС и ДНР. Однако по ряду причин этим не исчерпывается решение всех задач по повышению устойчивости работы объектов полиграфии в условиях угрозы возникновения ЧС. Это объясняется тем, что такие мероприятия нужно учитывать главным образом при проектировании и строительстве новых объектов.

Кроме того, эти мероприятия выполняются в основном в мирное время, а в повышении устойчивости работы ОЭ значительную роль могут сыграть мероприятия, проводимые при угрозе возникновения ЧС мирного и особенно военного времени и по сигналу ГО. И конечно же, общие требования и мероприятия Норм проектирования ИТМ ГО не могут полностью учесть специфику производства на конкретных объектах различных отраслей народного хозяйства. Поэтому при решении вопросов повышения устойчивости работы ОЭ должны разрабатываться дополнительные инженерно-технические мероприятия (ИТМ), учитывающие конкретные особенности объекта экономики. Для их разработки необходимо проведение исследований устойчивости работы объекта и его элементов в условиях ЧС, которые осуществляются заблаговременно в мирное время на всех объектах экономики.

Этапы ГО и ЧС:

На первом этапе проводят мероприятия, направленные на организацию исследований.При этом определяют объем исследований, необходимые силы и средства для своевременного и качественного их проведения. Создают расчетно-исследовательские группы в состав которых включают специалистов цехов и служб объекта, способных квалифицированно провести оценку устойчивости работы конкретных элементов и систем объекта. При оценке устойчивости всего объекта такие группы возглавляются главным инженером, главными специалистами и начальниками служб объекта. Исследованием устойчивости работы цехов объекта руководят их начальники. Они включаются в группу руководителя, возглавляемую главным инженером объекта.Проведение исследований регламентируется внутриобъектовыми документами, которые разрабатываются инженерно-технической службой и штабом ГО объекта.

К таким документам относятся:

приказ начальника ГО объекта;

план проведения исследований;

задания расчетно-исследовательским группам

и другие документы.

В приказе указываются:

цель исследований и сроки его проведения;

объем предстоящих работ (устойчивость каких структурных подразделений и систем исследуется);

состав расчетно-исследовательских групп по направлению исследований (группы руководителя, начальника отдела капитального строительства, главного технолога, главного механика, главного энергетика, заместителя директора по снабжению и сбыту, штаба ГО и др.);

вид отчетности и сроки представления;

осуществление контроля за проведением исследований.

План проведения исследований должен содержать перечень всех мероприятий, проводимых в ходе исследования, с указанием сроков их проведения, ответственных исполнителей и видов отчетности.Задание каждой расчетно-исследовательской группе должно охватывать перечень вопросов, подлежащих исследованию данной группой, с указанием сроков выполнения по промежуточным этапам.Организационный этап заканчивается проведением начальником ГО объекта совещания исполнителей, на котором они получают основные указания по порядку и особенностям проведения предстоящих исследований, и подготовкой расчетно-исследовательских групп по изучению методики оценки, проведению инженерных расчетов и разработке ИТМ по повышению устойчивости элементов и систем объекта.

На втором этапе проводится непосредственная оценка устойчивости работы отдельных элементов и систем объекта, а также объекта в целом.Этот этап является наиболее ответственным.Он включает оценку расчетно-исследовательскими группами всех факторов, влияющих на устойчивость работы объекта в условиях ЧС мирного и военного времени, а именно:

оценку защиты рабочих и служащих объекта;

оценку физической устойчивости объекта;

оценку устойчивости системы управления производством;

оценку устойчивости материально-технического снабжения и производствен ных связей;

оценку подготовленности объекта к восстановлению нарушенного производства.

В ходе оценки устойчивости работы элементов и систем объекта каждая из расчетно-исследовательских групп разрабатывает предложения по проведению инженерно-технических, технологических и организационных мероприятий, направленных на повышение устойчивости выявленных неустойчивых элементов, систем, приборов. Эти предложения являются основой для разработки на третьем этапе исследований сводного плана организационных и инженерно-технических мероприятий и других планирующих документов, направленных на повышение устойчивости работы объекта в условиях ЧС.

На третьем этапе результаты, полученные в ходе исследований, обобщаются, составляется отчетный материал, разрабатываются и планируются мероприятия по повышению устойчивости работы объекта в условиях ЧС мирного и военного времени.

В частности, такими планирующими документами являются:

«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на объекте полиграфии (экономики)», а одним из приложений к «Плану...» является «Календарный план мероприятий объектового уровня РС ЧС при угрозе возникновения производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий». Примерная структура и содержание «Плана...» приведены в приложении №19.Примерная структура и содержание «Плана гражданской обороны объекта полиграфии (экономики)» приведены в приложении 20, а в приложении 8 к «Плану...» приводится «План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта полиграфии (экономики) в военное время».

В этих планах и в приложениях к ним указываются проводимые мероприятия, их объем, стоимость, источники финансирования, привлекаемые силы и средства, требуемые материалы, ответственные исполнители и сроки выполнения мероприятий.В календарном плане выделяют три группы мероприятий в зависимости от времени их проведения: мероприятия, проводимые в мирное время до возникновения ЧС, при возникновении ЧС (при угрозе нападения противника) и по сигналу «Воздушная тревога». Эти «Планы...» в части выполнения инженерно-технических мероприятий, проводимых силами и средствами объекта экономики, утверждаются начальником ГО объекта, доводятся до сведения исполнителей под роспись.По итогам исследований штаб ГО объекта составляет отчет, который вместе с выводами, рекомендациями и планами проводимых инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в ЧС мирного и военного времени направляются в министерство (Комитет или в Главк) и в соответствующий штаб ГО для согласования и утверждения.Выполнение мероприятий, включенных в «План...» осуществляется следующим образом: мероприятия мирного времени проводятся в процессе очередного ремонта, реконструкции или переоборудования объекта, а если это возможно, то в более ранние сроки, указанные в плане (чаще всего мероприятия первой группы составляются в виде отдельного плана).

Осуществление инженерно-технических мероприятий второй группы начинается при угрозе возникновения ЧС военного времени. Поскольку требования по срокам и полноте их проведения повышены, их реализуют в соответствии с разрабатываемым на объекте планом-графиком наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта при угрозе возникновения ЧС военного времени.В план-графике наращивания мероприятий отражаются проводимые инженерно-технические мероприятия и время их проведения (в течение первых суток - с точностью до одного часа, последующих - до суток).

В план-график включают следующие группы инженерно-технических мероприятий по:

защите рабочих и служащих;

повышению устойчивости зданий и сооружений и технологического оборудования;

противопожарной безопасности;

устойчивости энерго-, водо-, газоснабжения;

повышению надежности производственных связей;

повышению устойчивости управления производством;

подготовке к восстановлению нарушенного производства.

Инженерно-технические мероприятия, проводимые по сигналу «Воздушная тревога» направлены на непосредственное укрытие рабочих и служащих в защитных сооружениях ГО, безаварийную остановку производства, укрытие уникального и ценного оборудования и светомаскировку. Время на проведение этих инженерно-технических мероприятий сильно ограничено. Поэтому все мероприятия должны быть детально спланированы. Составляется специальный график безаварийной остановки производства по сигналу «Воздушная тревога». Порядок действия операторов заносится непосредственно в их должностные инструкции.Мероприятия, проводимые на объекте по повышению устойчивости его работы и включаемые в планы, можно разделить на инженерно-технические, технологические и организационные.

Инженерно-техническими мероприятиями обеспечивается повышение устойчивости промышленных зданий, сооружений, оборудования и коммуникаций предприятий к воздействию поражающих факторов ЧС.

Технологическими мероприятиями осуществляется повышение устойчивости совершенствования технологии производства запланированной продукции в ЧС, исключающей возможность возникновения вторичных поражающих факторов, для быстрого восстановления производства при получении объектом повреждений.

Организационными мероприятиями предусматриваются заблаговременная разработка и планирование действий личного состава штаба, служб и формирований ГО, а также рабочих и служащих объекта в условиях ЧС.Из всего комплекса мероприятий, повышающих устойчивость работы ОЭ в условиях ЧС особенно важное значение имеет проведение инженерно-технических мероприятий, которые требуют наибольших затрат. Они будут экономически обоснованы в том случае, если они разработаны на основе исследований устойчивости работы объекта в условиях ЧС и максимально увязаны с мероприятиями, проводимыми в мирное время для обеспечения безаварийной работы объекта полиграфии, улучшения условий труда и совершенствования производственного процесса.

Особенно эффективны инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости работы при новом строительстве, так как в процессе проектирования в большинстве случаев можно добиться наиболее полного сочетания общих инженерных решений с защитными мероприятиями ГО без существенного их удорожания. На существующих объектах мероприятия по повышению устойчивости их работы целесообразно проводить в процессе реконструкции, капитального ремонта или выполнения других ремонтно-строительных работ.

Одновременно с этим в целях локализации и ликвидации инфекции усиливается медицинская разведка внешней среды и охрана источников водоснабжения, проводится экстренная специфическая профилактика, устанавливается контроль за соблюдением противоэпидемического режима, осуществляются санитарно-гигиенические и другие мероприятия, являющиеся по сути дела также составными частями карантинных и обсервационных мер.

Инженерная защита населения

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:

Укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

Повышение надежности систем жизнеобеспечения (водоснабжение, энергопитание, теплофикация и др.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а также устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;

Выполнение ряда градостроительных требований, позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а также создать условия для ввода в пораженную зону аварийно-спасательных сил.

Сегодня основным способом защиты населения от современных военных средств поражения, от крупномасштабных ЧС, вызванных авариями и катастрофами на химически и радиационно-опасных объектах, взрывами и пожарами, остается укрытие персонала предприятий и населения городов в защитных сооружениях.

В соответствии с действующими нормами и правилами по вопросам выполнения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, а также строительными нормами и правилами (СНиП) к защитным сооружениям относятся убежища и противорадиационные укрытия.

Все убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия избыточного давления во фронте воздушной ударной волны 1 кгс/см2 и степень ослабления проникающей радиации равную 1000. Системы жизнеобеспечения должны создать условия для непрерывного пребывания в них расчетного количества людей не менее 2 суток. Противорадиационные укрытия, расположенные в зоне возможных слабых разрушений, рассчитываются на избыточное давление 0,2 кгс/см2 и в зависимости от места расположения должны иметь степень ослабления радиации внешнего излучения от 200 до 10. Последнее для жителей некатегорированных городов, сел и эвакуируемого населения за пределами зон возможного радиоактивного загрязнения.

Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) создается на территории предприятий, а для остального населения - в районах жилой застройки.

В связи со сложным экономическим положением в стране, а также с учетом изменившейся военно-политической обстановки в мире строительство новых защитных сооружений в последние годы практически почти полностью приостановилось.

Оповещение населения при чрезвычайной ситуации

Оповещение населения – информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, одна из основных задач в области гражданской обороны. Оповещение о чрезвычайной ситуации это доведение до органов повседневного управления, сил и средств РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о чрезвычайной ситуации.

Основными задачами, возлагаемыми на систему оповещения, являются:

Обеспечение своевременного доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения распоряжений о проведении мероприятий ГО;

Обеспечение своевременного доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения сигналов и информации обо всех видах опасности.

Для оповещения используются различные способы оповещения. В последние годы проводится большая работа по использованию автоматизированного способа оповещения и связи.

В качестве оповещения органов управления, сил ГО ЧС и населения применяются:

Стойки циркулярного вызова (одновременный вызов и передача абонентам телефонных станций сообщения, записанного на магнитный носитель);

Электрические сирены;

Радиотрансляционные узлы (подача программ вещания на уличные и квартирные громкоговорители, абонентские точки по проводам);

Радиовещательные станции и телецентры;

Вспомогательные средства (сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции).

На ряде объектов экономики (прежде всего на опасных производственных объектах и др.) создаются локальные системы оповещения. В населенных пунктах, регионах создается централизованная система оповещения. Кроме того, создаются локальные системы оповещения населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов (атомных станций, химически опасных объектов и т.д.).

Основным способом своевременного и надежного оповещения работающего персонала предприятий (организаций, учреждений), населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) мирного и военного времени является передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевизионного вещания.

Для привлечения внимания работающего персонала предприятий (организаций, учреждений), населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, что будет означать подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», по которому население обязано включить радио, радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций военного времени органы управления ГОЧС должны незамедлительно довести до населения следующие сигналы и распоряжения:

Об угрозе нападения противника;

О вооруженной опасности;

О радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении;

О приведении в готовность системы ГО;

О начале эвакуации.

Ответственность за организацию и своевременное оповещение населения, и доведение до него необходимой информации, возлагается на соответствующий орган управления по делам ГОЧС.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС.

Одним из наиболее распространённых и эффективных является защита населения путём эвакуации. При невозможности или нецелесообразности эвакуации применяются организация радиационной, химической и медико-биологической (РХБЗ) защиты населения. Инженерная защита населения и персонала организаций оказалась наиболее эффективной и приемлемой ещё в годы ВОВ и применяется по сей день, особенно в зонах военных действий.

Успех проведённых мероприятий во многом зависит от своевременного и правильного оповещения населения, верной психологической работы с населением, недопущение паники.

В зависимости от конкретной ситуации принимается решение о том или ином способе защиты населения. Безусловно, граждане должны знать общие по

Направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
  • риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, и ;
  • предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:
  • оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуационные мероприятия;
  • меры по инженерной защите населения;
  • меры радиационной и химической защиты;
  • медицинские мероприятия;
  • подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности . Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый . Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Система оповещения города. Верхнее звено системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС города, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры. Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”. Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
  • видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
  • способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
  • удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
  • временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).
  • В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориаль-ному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

Укрытие населения в защитных сооружениях

Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Защитное сооружение — это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Защитные сооружения классифицируются по:
  • назначению — для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);
  • конструкции - открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).

Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища — это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут использоваться защитные сооружения гражданской обороны, которые создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и чрезвычайных ситуациях различного характера. Они обеспечивают защиту при радиационных и химических авариях, задымлениях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах и т. п.

В убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и другие.

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
  • освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
  • постановки на учет и в случае необходимости дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
  • возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

В Москве на сегодняшний день имеется 7 057 защитных сооружений . Из них в интересах экономики и обслуживания населения используется 77%.

Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия — на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи — специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение — защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7. Но они не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и других. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС — обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Медицинские мероприятия по защите населения

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ-2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

Поделиться: