Список потенциально опасных объектов. Что такое потенциальная опасность

Справка по пиротехнике
Классификация пиротехнических изделий по степени потенциальной опасности
При эксплуатации пиротехнические изделия должны соответствовать одному из следующих классов опасности:
I класс – пиротехнические изделия, у которых:

Значение кинетической энергии движения составляет не более 0,5 Дж, (1г., скорость 31,6 м/сек)

Отсутствуют ударная волна и разлетающиеся за пределы опасной зоны осколки

Акустическое излучение на расстоянии 0,25 м от пиротехнических изделий не превышает 125 дБ (120 дБ - шум от авиационного двигателя)

Радиус опасной зоны по остальным факторам составляет не более 0,5 м;

Пример : бенгальские свечи, хлопушки.
II класс – пиротехнические изделия, у которых:

Значение кинетической энергии движения составляет не более 5 Дж, (5дж – 10г, скорость 31,6 м/сек; 100г-10 м/сек)

Отсутствуют ударная волна и разлетающиеся за пределы опасной зоны осколки,

Акустическое излучение на расстоянии 2,5 м от пиротехнических изделий не превышает 140 дБ (140 дБ - звук ружейного выстрела)

Радиус опасной зоны по остальным факторам составляет не более 5 м;

Пример : фонтаны, мелкие петарды

III класс – пиротехнические изделия, у которых:

Значение кинетической энергии при направленном движении составляет более 5 Дж, при ненаправленном движении - не более 20 Дж;

Отсутствуют ударная волна и разлетающиеся за пределы опасной зоны осколки;

Акустическое излучение на расстоянии 5 м от пиротехнических изделий не превышает 140 дБ;

Радиус опасной зоны по остальным факторам составляет не более 30 м для III класса и не более 20 м для подкласса IIIа.

Пример : ракеты, батареи.

IV класс – пиротехнические изделия, у которых:

Отсутствует ударная волна

Радиус опасной зоны хотя бы по одному из остальных факторов составляет более 30 м;

Пример : веерные салюты, фейерверочные шары > 3 дюймов
V класс – прочие пиротехнические изделия, не вошедшие в I IV классы.

Пример : противоградовая ракета «Алазань»
Хлопушка – I класс

1 - пиротехнический состав чувствительный к трению (фосфор)


  1. - конфетти / серпантин
3 – прокладка (пыж)

Петарды - II класс

а
) – петарда с фитилем

б) – петарда с терочной головкой

в) – крутящаяся петарда

1 – фитиль (стопин)

2 – терочный воспламенитель

3 – заглушка

4 – основной состав

5 – замедлитель

6 – двигатель

7 – сопло 8 – бумажная гильза
Римская свеча - III класс

1 – фитиль (стопин)

2 – медленно горящий состав

3 – звездка с отверстием в центре

4 – вышибной заряд (порох)

5 – бумажная гильза

6 – заглушка
Салют – III класс
1
– гильза

2 – бумажные или картонные прокладки

3 – звездки

4 – вышибной заряд

5 – фитиль (стопин)

6 – заглушка

7 – подставка

Фонтан – II (III) класс

1 – фитиль (стопин)

2 – горючий состав

3 – гильза

4 – заглушка

5 – подставка
Ракеты - III класс
а
) – с хвостовым оперением

б) – с палочкой – стабилизатором

1 – головная часть

2 – звездки

3 – двигатель

4 – фитиль (стопин)

5 – палочка - стабилизатор

Летающие вертушки - II (III) класс
1
– заглушки

2 – бумажная гильза

3 – фитиль (стопин)

4 – пиротехнические составы

5 – крылышки

Высотные фейерверочные изделия - III, IV класс
1 – пиротехнические элементы

2 – разрывной заряд

3 – замедлитель

4
– метательный заряд

5 – огнепроводный шнур

6 –корпус

7 – стопин

Парковые фейерверочные изделия - III, IV класс

1 – корпус

2 – пиротехнические элементы

3 – прокладки

4 – метательный заряд

5 – электровоспламенитель

6 - провода
Наземные фейерверочные изделия


1 – стопин

2 – пиротехнический состав
Запуск высотного фейерверочного изделия из
мортиры



ПЕРЕЧЕНЬ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ:

1. Изделия пиротехнические бытового назначения развлекательного характера, в том числе пиротехнические изделия I, II, III классов

2. Средства пиротехнические термитные, шнуры огнепроводные и стопиновые, в том числе спички пиротехнические

3. Средства пиротехнические осветительные и фотоосветительные

4. Средства пиротехнические сигнальные, в том числе:

общего назначения;

сигнальные средства и сигналы бедствия;

сигнальные средства и сигналы бедствия для маломерных судов;

охранные

5. Средства (изделия) пиротехнические фейерверочные, в том числе:

высотные;

парковые;

испытательные;

концертные (специальные) пиротехнические изделия;

имитационные пиротехнические изделия, используемые при производстве кино- и видеопродукции

6. Средства пиротехнические дымовые, в том числе:

бытового назначения;

технического назначения

7. Средства пиротехнические пироавтоматики, помех и преодоления преград, в том числе:

пиротехнические источники тока и датчики;

замедлители;

пироболты, резаки и другие исполнительные устройства;

патроны для вытеснения жидкости и распыла порошков;

средства создания помех;

средства преодоления преград

8. Средства пиротехнические промышленного назначения, в том числе:

газогенерирующие;

воздействия на добывающие скважины;

сварки, резки, наплавки;

средства уничтожения (утилизации) различных материалов;

средства для пожаротушения;

средства доставки (линеметы)

9. Средства пиротехнические воздействия на природу, в том числе:

средства активного воздействия на атмосферные явления;

противоградовые ракеты

10. Средства пиротехнические имитационные, учебно-имитационные и прочие, в том числе:

средства учебно-имитационные;

средства для проведения групповых игр;

средства для развития технического творчества;

средства для обогрева и разогрева (грелки);

средства для дезинфекции и борьбы с насекомыми

11. Заряды пиротехнические твердотопливные, в том числе:

заряды пиротехнические для двигателей промышленного назначения;

пиротехнические воспламенители зарядов твердотопливных

12. Средства инициирования пиротехнические, в том числе:

механического действия (задействования);

электрического запуска;

теплового запуска

13. Приборы и аппаратура пиротехнические для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации

14. Изделия пиротехнические для туризма, в том числе средства обогрева людей, разогрева пищи и другие средства
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года №770) Государственный контроль (надзор) соответствия пиротехнических изделий требованиям настоящего технического регламента осуществляется в процессе обращения на стадии их реализации в форме анализа (проверки) документации и визуального осмотра образца пиротехнических изделий.

Требования пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать при реализации пиротехнической продукции 1-3 класса опасности и которые предъявляются к объектам розничной сети, изложены в следующих нормативно-правовых актах:

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года №770), статьи 5, 6:

Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности
Соответствие пиротехнических изделий настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований стандартов, включенных в перечень стандартов государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента.
Статья 6. Подтверждение соответствия
1. Пиротехнические изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента в форме декларирования соответствия или сертификации согласно приложению 3 к настоящему техническому регламенту.

В отношении пиротехнических изделий, изготавливаемых для собственных нужд производителя и непредназначенных для оказания услуг, или по контракту (договору) для комплектации конечной пиротехнической продукции, а также выставочных (демонстрационных) образцов пиротехнических изделий подтверждение соответствия не требуется.

2. Заявителем может выступать зарегистрированное в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза юридическое лицо (физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя), являющееся изготовителем или продавцом, либо лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

3. Срок действия декларации о соответствии и сертификата соответствия - 3 года. Для серийно выпускаемых пиротехнических изделий и для отдельной партии (изделия), изготовленных в течение срока действия сертификата соответствия (декларации о соответствии), сертификат соответствия (декларация о соответствии) действителен до истечения срока годности данных пиротехнических изделий.

4. Исследования (испытания) и измерение параметров пиротехнических изделий при осуществлении декларирования соответствия и сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

Результаты испытаний пиротехнических изделий (протоколы испытаний), полученные в государстве - члене Таможенного союза, признаются органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, других государств - членов Таможенного союза при соблюдении следующих условий:

применение одинаковых или сопоставимых методов исследований (испытаний) и измерений пиротехнических изделий;

проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Выбор схемы декларирования осуществляет заявитель согласно приложению 4 к настоящему техническому регламенту.

Декларация о соответствии подлежит в установленном порядке регистрации органами по сертификации в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

5. Сертификация осуществляется согласно приложению 5 к настоящему техническому регламенту на основании договора с заявителем органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Выбор схемы сертификации согласно приложению 6 к настоящему техническому регламенту осуществляет заявитель с учетом особенностей и объемов производства, назначения и потенциальной опасности пиротехнических изделий.

6. Для проведения обязательного подтверждения соответствия заявитель представляет в орган по сертификации техническую документацию, содержащую информацию о принципе действия пиротехнического изделия, его устройстве, технических характеристиках, об условиях и ограничениях при эксплуатации, а также результаты исследований (испытаний), измерений и другие документы, являющиеся мотивированным основанием для подтверждения соответствия пиротехнических изделий требованиям настоящего технического регламента. При необходимости орган по сертификации вправе запрашивать (с указанием обоснований) дополнительную информацию о конструкции пиротехнического изделия, свойствах используемых в изделии материалов и составов, номенклатуре контролируемых параметров и об объеме контроля, обосновании эксплуатационных требований и ограничений.

7. Идентификация пиротехнических изделий проводится при обязательном подтверждении соответствия и осуществляется в следующем порядке:

а) анализ и проверка документации;

б) визуальный осмотр пиротехнических изделий, проверка наличия маркировочных обозначений и их соответствие обозначениям, указанным в документации;

в) проверка соответствия идентифицируемых пиротехнических изделий существенным признакам, свойственным данному виду пиротехнических изделий в соответствии с нормативной документацией на них.

Результаты идентификации пиротехнических изделий оформляются в виде заключения органа, проводившего идентификацию.

8. Предельные сроки проведения процедуры оценки соответствия пиротехнических изделий составляют 3 месяца.

9. Пиротехнические изделия допускаются к обращению на таможенной территории Таможенного союза, если они прошли установленные настоящим техническим регламентом процедуры подтверждения соответствия на территории любого государства - члена Таможенного союза с соблюдением следующих условий:

проведение сертификации органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по единой форме, установленной Комиссией Таможенного союза.

Порядок формирования и ведения Единого реестра органов по сертификации и испытательных лаборатории (центров) Таможенного союза (Единый реестр), а также порядок включения в него органов сертификации и испытательных лаборатории (центров) устанавливается Комиссией Таможенного союза.

- постановление Правительства РФ от 22 декабря 2009 г. №1052 «Об утверждении Требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий» (п.п. 5-11);

5. Розничная торговля пиротехническими изделиями осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых сведения об этом виде экономической деятельности содержатся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

6. Реализацию пиротехнических изделий разрешается производить в магазинах, отделах (секциях), павильонах и киосках, обеспечивающих сохранность продукции, исключающих попадание на нее прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

При этом в зданиях магазинов, имеющих 2 этажа и более, специализированные отделы (секции) по продаже пиротехнических изделий должны располагаться на верхних этажах таких магазинов. Эти отделы (секции) не должны примыкать к эвакуационным выходам.

7. При хранении пиротехнических изделий на объектах розничной торговли:

а) необходимо соблюдать требования инструкции (руководства) по эксплуатации изделий;

б) отбракованную пиротехническую продукцию необходимо хранить отдельно от годной для реализации пиротехнической продукции. Временное хранение пришедшей в негодность (бракованной) пиротехнической продукции допускается только в специально выделенном месте и при наличии предупредительной информации;

в) запрещается на складах и в кладовых помещениях совместное хранение пиротехнической продукции с иными товарами (изделиями);

г) запрещается размещение кладовых помещений для пиротехнических изделий на объектах торговли общей площадью торгового зала менее 25 кв. метров;

д) загрузка пиротехническими изделиями торгового зала объекта торговли не должна превышать норму загрузки склада либо кладового помещения. Для объектов торговли площадью торгового зала менее 25 кв. метров количество пиротехнических изделий не должно превышать более 100 килограммов по массе брутто;

е) допускается хранение и реализация одновременно не более 1200 килограммов пиротехнических изделий бытового назначения по массе брутто в торговых помещениях, имеющих площадь не менее 25 кв. метров;

ж) пиротехнические изделия на объектах торговли должны храниться в помещениях, отгороженных противопожарными перегородками. Запрещается размещать изделия в подвальных помещениях.

8. В процессе реализации пиротехнической продукции выполняются следующие требования безопасности:

а) витрины с образцами пиротехнических изделий бытового назначения в торговых помещениях обеспечивают возможность ознакомления покупателя с надписями на изделиях и исключают любые действия покупателей с изделиями, кроме визуального осмотра;

б) пиротехнические изделия бытового назначения располагаются не ближе 0,5 метра от нагревательных приборов системы отопления. Работы, сопровождающиеся механическими и (или) тепловыми действиями, в помещениях с пиротехническими изделиями бытового назначения не допускаются;

в) в торговых помещениях магазинов самообслуживания реализация пиротехнических изделий бытового назначения производится только в специализированных секциях продавцами-консультантами.

9. При продаже пиротехнических изделий продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия этих изделий установленным требованиям, о наличии сертификата или декларации о соответствии и по требованию потребителя знакомит его со следующими документами:

а) копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

б) товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть подписаны изготовителем или поставщиком (продавцом) и заверены его печатью с указанием адреса и телефона.

10. Конструкция и размещение торгового (выставочного) оборудования на объектах торговли должны исключать самостоятельный доступ покупателей к пиротехническим изделиям.

11. Реализация пиротехнических изделий запрещается:

а) на объектах торговли, расположенных в жилых зданиях, зданиях вокзалов (воздушных, морских, речных, железнодорожных и автомобильных), на платформах железнодорожных станций, в наземных вестибюлях станций метрополитена, уличных переходах и иных подземных сооружениях, а также транспортных средствах общего пользования и на территориях пожароопасных производственных объектов;

б) лицам, не достигшим 16-летнего возраста (если производителем не установлено другое возрастное ограничение);

в) при отсутствии (утрате) идентификационных признаков продукции, с истекшим сроком годности, следами порчи и без инструкции (руководства) по эксплуатации, обязательного сертификата соответствия либо знака соответствия.
- постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ» (п.п. 23 а, 32 а, 115 б,в, 132).
23. На объектах запрещается:

а) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия , баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности;

32. При проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается :

а) применять пиротехнические изделия , дуговые прожекторы и свечи;

115. На объектах организаций торговли запрещается:

б) осуществлять продажу легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов (в том числе баллонов с газом, лакокрасочных изделий, растворителей, товаров в аэрозольной упаковке), пороха, капсюлей, патронов, пиротехнических и других взрывоопасных изделий , если объекты организаций торговли размещены в зданиях, не являющихся зданиями класса функциональной пожарной опасности Ф3.1, определенного в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";

в) размещать отделы, секции по продаже легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов и пиротехнических изделий на расстоянии менее 4 метров от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации;

132. Патроны к оружию и пиротехнические изделия хранятся в металлических шкафах, установленных в помещениях, отгороженных от других помещений противопожарными перегородками. Запрещается размещать указанные шкафы в подвальных помещениях.
При подготовке и проведении внеплановых выездных проверок мест реализации пиротехнических изделий предлагаем использовать в практической деятельности соответствующие Методические рекомендации 2012 г., которые актуальны и по состоянию на сегодняшний день.

Какого-либо согласования с органами надзорной деятельности МЧС России по Тверской области на реализацию пиротехнических изделий не требуется.

За нарушение требований вышеуказанных нормативно-правовых актов предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ.

Непредставление либо уклонение продавца от представления образцов продукции, документов или сведений (отсутствие сертификата соответствия на продукцию) является основанием для привлечения правонарушителя к административной ответственности по ст. 19.33 КоАП РФ. Однако, при привлечении к административной ответственности за продажу продукции, подлежащей обязательному подтверждению требованиям пожарной безопасности без сертификата соответствия, необходимо доказать отсутствие сертификата, при этом наличие копии сертификата соответствия, в случае подтверждения факта выдачи сертификата данной организации, исключает административную ответственность по ст. 19.33 КоАП РФ. В качестве меры обеспечения производства по административному делу осуществляется осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в порядке ст. 27.8 КоАП РФ. По факту осмотра составляется протокол в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. В целях пресечения административного правонарушения применяется мера обеспечения - арест товаров (вещей) в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ, о чем составляется протокол. Арест товаров и иных вещей имеет цель - обеспечение исполнения принятого по делу постановления. Применяется должностными лицами органов, осуществляющих ГПН, в пределах их полномочий. Указанная мера осуществляется путем составления описи товаров и иных вещей, запрещенных к использованию по ст. 27.14 КоАП РФ. Арест товаров и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в объявлении запрета лицу, в отношении которого применена данная мера, либо его законному представителю распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) указанными предметами. Арест товаров и иных вещей осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Рассмотрение административных материалов, составленных по ст. 19.33 КоАП РФ в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подведомственно судьям арбитражных судов, а в случаях проведения административного расследования - судьям районных судов.

Признаки фальсификации подтверждения соответствия пиротехнической продукции

1. Орган , выдавший сертификат соответствия, и лаборатория , выдавшая протокол испытаний, указанный в сертификате, на момент оформления сертификата не содержались в Едином Реестре ОС и ИЛ(Ц)Таможенного союза.

2. Хотя бы один идентификационный признак (каталожный № или наименование изделия, реквизиты импортера, № и дата контракта, изготовитель (поставщик)) в сертификате соответствия, на изделии (потребительской упаковке), транспортной таре и товаросопроводительной документации (товарная накладная, ГТД))не совпадают друг с другом.

3. В сертификате соответствия в разделе «Выдан на основании:» нет ссылки на протокол испытаний аккредитованной ИЛ. Если, к тому же, при этом в разделе « Дополнительная информация» не содержится запрет на реализацию продукции до проведения инспекционного контроля, то это фальсификация в сговоре с органом по сертификации.

4. Отсутствие товаросопроводительных документов (ГТД, товарные накладные, акты передачи и др.) или превышение фактического количества продукции над указанным в товаросопроводительных документах является признаком контрафактной продукции.

5.Отсутствие этикетки на изделии и транспортной таре на русском языке или не полное ее содержание (отсутствие одного или нескольких из сведений по п.10.2, 10.3.ТР ТС 008/2011)

Вне зависимости от наличия любых документов по подтверждению соответствия!
ПРИЗНАКИ контрафактности пиротехнических изделий бытового назначения:
1 Явные признаки:

1.1 Отсутствие у продавца документов, подтверждающих их легальное приобретение и/или ввоз на территорию РФ (п. 6.3.3 ГОСТ Р 51270):

Товарно-сопроводительных документов, оформленных в установленном порядке (накладная, ГТД и т.п.) ;

Паспорта (формуляра), удостоверяющего соответствие изделий требованиям документации на него (в том числе на пусковое фейерверочное оборудлвание);

Копий сертификата соответствия требованиям безопасности, заверен-ных в установленном порядке (заверены нотариусом, органом по сертификации, выдавшим этот сертификат, или владельцем сертификата, указанным в графе «Сертификат выдан»);

1.2 На изделии отсутствует этикетка с четко различимым текстом на русском языке (п.6. 2.7 ГОСТ Р 51270).

1.3 На изделии и/или прилагаемой к нему инструкции по применению отсутствуют или не совпадают идентификационные признаки (названия, каталожные номера, изготовитель, импортер), позволяющие установить их взаимное соответствие (п.6.1.13 ГОСТ Р 51270).

1.4 Текст этикетки не содержит предупреждения об опасности изделия («Внимание! ...»,«Огнеопасно!» и т.п.) - (п. 6.2.7 ГОСТ Р 51270, ФЗ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 года, ПП «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…» от 19 января 1998 г. N 55), а также:

указания типа изделия (петарда, фонтан, и т. п.), названия и/или ката-ложного номера (артикула);

указания о назначении и области применения изделия (пиротехническое изделие развлекательного назначения, для профессионального применения и т. п).;

перечня опасных факторов («пламя или высокотемпературная струя продуктов сгорания», «разбрасываемые пожароопасные элементы», «движущиеся за счет начальной скорости выброса или под действием реактивной силы пиротехнические изделия или пиротехнические элементы», «акустическое излучение» и т. п.) ;

радиуса опасной зоны работающего изделия («5 метров», «не более 20 м» и т.п.) ;

инструкции по применению (описания процесса безопасной подготовки и проведения запуска изделия) ;

ограничений по условиям хранения и применения («хранить и продавать только в потребительской упаковке», «применять только в сухую, безветренную погоду», «запрещается: …» и т. п.);

условия хранения («… в сухом помещении вдали от нагревательных приборов при температуре не выше 300С» и т. п.).

способ утилизации («с бытовыми отходами после выдержки в воде не менее 24 часов» и т.п.) ;

указания срока годности изделия только «Годен до ММ ГГГГ»);

адреса (места нахождения), фирменного наименования изготовителя и импортера (для импортной продукции);

номера технических условий (для продукции отечественного производства);

знака обращения на рынке.
2. Скрытые (требующие дополнительной информации) признаки:

2.1 Несовпадение идентификационных признаков, указанных на изделии, товаросопроводительных документах и сертификатах соответствия.

2.2 В графе «Дополнительная информация» предъявленной копии сертификата соответствия указан 4 класс опасности по ГОСТ Р 51270 (изделие технического назначения, свободной реализации не подлежит п.6.1.13 ГОСТ Р 51270).

2.3 Инструкция и весь текст этикетки не должны содержать невыполни-мых или взаимоисключающих требований. Например,

отсутствие в инструкции по применению изделия указания времени за-медления более 13.3 секунды (п.6.1.9 ГОСТ Р 51270) при требовании инструкции по применению «…поджечь конец фитиля и немедленно удалиться за пределы опасной зоны 20 м…» - указанное время замедления должно составлять не менее 2/3 указанного в инструкции расстояния на которое следует удалиться (п. 6.1.6 ГОСТ Р 51270);

в описании зрелищного эффекта или в ограничениях по применению «применять не ближе…» указаны расстояния более 20 м (п.п. 5.2, 6.1.13 ГОСТ Р 51270).

2.4 В графе «выдан на основании» предъявленного сертификата соответствия не содержится ссылка на протоколы сертификационных испытаний с указание их номера, даты выдачи и регистрационного номера аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

2.5 В паспорте (выписке из РЭ) уровень создаваемого ФИ в мортире давления не со-ответствует (меньше или равен) допустимому давлению в мортире, указанному в форму-ляре на пусковую установку.

Целью категорирования объектов должна быть «дифференциация требований к системе антитеррористической и против криминальной защиты объектов ТЭК, обеспечивающей минимально необходимые и достаточные уровни защищённости объектов в соответствии с их категориями потенциальной опасности, с учетом критериев оценки возможного ущерба интересам личности, общества и государства, который может быть нанесен преступными действиями в случае невыполнения требований, предъявляемых к системе антитеррористической и против криминальной защиты объекта (включая полное отсутствие системы) и/или нарушения условий ее эксплуатации».
Категория опасности объекта - комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения общества и государства, степень потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства, а также тяжесть возможных последствий в результате акта незаконного вмешательства для населения, окружающей среды и в целом для государства;

Порядок формирования перечня объектов ТЭК, подлежащих категорированию.

Для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Присвоение категории объекту производиться по потенциальной опасности присваивается на основе данных о принадлежности его к критически важным объектам для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, а также степени потенциальной опасности,то формирование Переченя объектов ТЭК подлежащих категорированию основывается на:

перечне критически важных объектов ТЭК.

перечне потенциально опасных объектов ТЭК

В Перечень критически важных объектов ТЭК, и находящиеся на территории субъекта Российской Федерации подлежащих категорированию должны войти объекты из следующих перечней:

1 Перечень критически важных объектов для Российской Федерации определён с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2006 г. № 411 -рс.

2 Перечень потенциально-опасных и критически важных объектов СРФ.

3 Перечни критически важных объектов для административно - территориальных единиц

Перечнь потенциально опасных объектов ТЭК должен формироваться исходя из требований пункта 12 статьи 2 и пункта 4 статьи 5 Федерального закона № 256, « О безопасности объектов ТЭК» а также пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 Мая 2012 г. N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно - энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования"). в Перечень объектов ТЭК как потенциально опасные объекты должны войти:

1 объекты топливно-энергетического комплекса, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества

2 также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.

В настоящее время все больше собственников объектов ТЭК приводят документы (акт категорирования, акт обследования и паспорт безопасности) в соответствии с действующим законодательство. Это вызвано разными факторами, в том числе такими как проверки надзорных органов с дальнейшими требованиями о приведении в соответствие системы инженерно-технического оснащения и физической защиты объекта ТЭК, что за собой влечет финансовые затраты.

Одним из способов приведения в соответствии с действующим законодательством документов (акт категорирования, акт обследования и паспорт безопасности) является повторное обследование объекта и принятие по нему комиссионного решения подлежит ли объект категорированию, соответствует ли ранее присвоенная категория объекту ТЭК.

Сегодня деятельность человека связана с применением сложных технологий. Производство и сельское хозяйство повсеместно применяют различные потенциально опасные вещества. Технологические циклы используют различные ядовитые химикаты, атомную энергию. Хозяйственная деятельность человека может приводить к возникновению различных аварий, чрезвычайных ситуаций разного масштаба.

В каждой стране государство и соответствующие службы ведут контроль выполнения всех норм техники безопасности. Существует определенный перечень того, какие объекты относятся к потенциально опасным. Жители каждой области должны знать, к каким последствиям может привести нарушение работы таких предприятий. Зная, как себя правильно вести в чрезвычайной ситуации, можно спасти свою жизнь при возникновении аварии.

Определение

Очень важно знать, . Этот вопрос подробно рассматривается школьной программой. В каждой области, районе, городе есть особый список, в который входят подобные объекты. К ним относятся здания, сооружения, прочие экономические единицы, при аварии на которых возможна гибель людей, порча имущества.

Раньше человечество сталкивалось с катастрофами только природного характера. Сегодня, с развитием экономики, их дополнили также В результате чрезвычайного происшествия могут не только погибнуть или пострадать люди, но и животные и природа.

Чтобы предупредить развитие неблагоприятных последствий, ведется реестр подобных объектов. Специальная комиссия постоянно осматривает их, оценивает полноту выполнения всех требований и норм безопасности. Это позволяет снизить вероятность возникновения аварии, тяжесть последствий чрезвычайной ситуации. Также ведение подобного реестра позволяет предусмотреть наличие всех мер для устранения негативных последствий.

Особенности опасных объектов

Люди должны понимать, находятся от них в непосредственной близости. К таким экономическим единицам относятся территории, на которых расположены здания, сооружения и прочие материальные активы, которые относятся к повышенному уровню ответственности. Также в эту группу входят объекты, на которых одновременно может находиться от 5 тыс. человек и более (определяются на основании проектной документации).

Отнесением тех или иных материальных активов к категории потенциально опасных распоряжается Градостроительный кодекс РФ. К ним относятся технически сложные, опасные или уникальные объекты.

Уровень опасности, которым характеризуются те или иные основные фонды, может быть разным. В нашей стране в непосредственной близости от подобных объектов проживает множество обычных граждан. Больше всего их концентрация определяется в районах с вероятностью выброса в окружающую среду химически опасных веществ. В таких зонах проживает до 54 тыс. человек.

Разновидности

В каждом регионе ведется свой собственный реестр материальных активов, которые относятся к категории потенциально опасных. На это влияет направленность хозяйственной деятельности каждой области. В соответствующей документации регламентируется, какие потенциально опасные объекты расположены в Москве, Уфе, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и прочих крупных и небольших городах РФ.

В соответствии с особенностями развития и протекания аварийной ситуации выделяют 4 категории подобных экономических единиц. Существуют следующие разновидности опасности:

  1. Химическая (ХОО).
  2. Радиационная (РОО).
  3. Взрыво- и пожароопасная (ПВО).
  4. Гидродинамическая (ГДОО).

Масштаб аварии может быть разным. В некоторых случаях чрезвычайная ситуация может принять размер не только областного, но и глобального значения. Поэтому выполнение всех правил безопасности является жизненной необходимостью.

Статистика

Государством ведется определенная статистика, какие потенциально опасные объекты находятся в непосредственной близости от людей. Также частота возникновения аварий на таких предприятиях позволяет сделать руководству таких экономических единиц определенные выводы.

Согласно статистике, в России насчитывается около 12,5 тыс. потенциально опасных объектов. Около 8 тыс. из них относятся к категории пожаро- или взрывоопасных организаций. 3,8 тыс. является химически опасными предприятиями. Всего 0,8 тыс. всех, включенных в реестр, объектов повышенной потенциальной опасности отнесено к категории гидродинамических. Радиационную угрозу несут всего 68 объектов.

Однако при том, что больше всего людей (около 54 тыс. человек) проживает в непосредственной близости к химически опасным предприятиям. Около 7 тыс. граждан РФ живут рядом с объектами гидродинамической, пожароопасной (взрывоопасной) категории. В зоне радиационной потенциальной угрозы находится около 4,5 тыс. человек. Также около 7 тыс. человек живет в незначительном удалении от магистральных трубопроводов. Эти объекты также признаны потенциально опасными.

Химически опасные объекты

Органы власти на местах ведут учет, какие потенциально опасные объекты расположены в Екатеринбурге, Саратове, Москве, Уфе и прочих городах РФ. В зависимости от типа потенциальной опасности подобных организаций, предпринимаются соответствующие действия по предотвращению возникновения аварийной ситуации, устранению ее последствий.

К химически опасным объектам относят объекты материальных фондов, при возникновении аварии на которых может произойти поражение окружающей среды, людей, животных, материальных ценностей химическими веществами. Их содержание в природе в зоне бедствия в этом случае будет превышать допустимый уровень.

Заражение может затронуть приземные слои атмосферы, водные источники, растительность, почву. Причем такие чрезвычайные ситуации могут сопровождаться взрывами и пожарами.

Типовые ХОО

Следует рассмотреть подробнее, какие объекты относятся к потенциально опасным. ОБЖ (основы выделяет ряд предприятий, которые относятся к категории ХОО. Деятельность таких организаций связана с работой при использовании аммиака и хлора.

К числу предприятий, которые потенциально несут химическую угрозу, относятся водоочистительные станции, а также холодильные установки. Также несут подобную угрозу предприятия химической отрасли хозяйствования, нефтеперерабатывающие организации. Сюда относят и нефтехимическую отрасль оборонной промышленности.

Потенциальную угрозу окружающей среде несут трубопроводы, по которым транспортируют ядовитые вещества. Прочие транспортные средства, обеспечивающие перевозку подобных продуктов, также относятся к категории ХОО. Некоторые компоненты, материалы, которые применяют различные предприятия могут не быть химически опасными. Однако в результате взрыва или пожара они вступают в химические реакции. При этом получаются ядовитые вещества, способные нанести значительный ущерб окружающей среде.

Радиационноопасные объекты

Рассматривая, какие предприятия относятся к потенциально опасным объектам , необходимо рассмотреть группу радиационноопасных организаций. Их в нашей стране немного. Однако в случае аварии масштаб катастрофе может стать национальным.

К категории РОО относятся ядерные реакторы, предприятия, применяющие радиационное топливо, а также перерабатывающие В список подобных объектов внесены места хранения радиационных материалов, транспортные средства и коммуникации, по которым их перевозят.

К категории потенциально опасных радиационных объектов относят источники излучения ионизирующего типа. При возникновении аварии на любом из перечисленных выше объектов существует вероятность облучения, радиационного загрязнения окружающей среды. В результате может быть нанесен значительный урон людям, животным, растениям и материальным ценностям.

Типовые РОО

Следует также рассмотреть, какие объекты считаются потенциально опасными в категории радиационной потенциальной угрозы. В первую очередь в реестр РОО вносят атомные станции. Истории известны неоднократные аварии на подобных объектах. Последствия некоторых из них длятся десятилетиями.

Также в категорию РОО входят компании, занимающиеся переработкой и изготовлением ядерного топлива, захоронением отходов после его применения. Сюда принято относить научные и исследовательские организации, которые применяют в своей деятельности радиационные установки. Также одним из видов РОО являются военные объекты и предприятия по производству техники для них.

Опасность, которую несут представленные объекты, может быть разной. Она измеряется количеством радиации, которую в случае аварии может выбросить такое предприятие в окружающую среду. На этот параметр влияет мощность установки, использующая ядерную энергию. Потенциально самая большая опасность сконцентрирована на атомных электростанциях, а также в исследовательских центрах с ядерными установками.

Врыво- и пожароопасные объекты

Следует отметить, что определить, к какому классу относятся потенциально опасные объекты , может специальная комиссия. Часто предприятия несут в себе сразу несколько потенциальных угроз техногенного характера.

К категории пожаро-взрывоопасных предприятий относятся материальные фонды, на которых ведется производство, хранение, применение или транспортировка способных к возгоранию веществ и материалов. Так как факторы, позволяющие отнести ту или иную организацию к представленной категории, отличаются рядом показателей, степень опасности может быть разной.

Все объекты, потенциально несущие пожарную или взрывную угрозу делятся на 5 категорий. Их обозначают буквами русского алфавита. Самыми опасными являются объекты категории А. Наименьшая вероятность возникновения подобной катастрофы принадлежит предприятиям категории Д.

Типовые ПВО

Обращаясь к перечню, какие объекты являются потенциально опасными в категории ПВО, следует рассмотреть все существующие группы подобных организаций. К категории А относятся предприятия газовой, нефтяной, химической промышленности. Они несут самую высокую потенциальную угрозу взрыва или возгорания в случае аварии.

К категории Б принято относить компании, занимающиеся добычей угля, древесной муки, синтетического каучука и сахарной пудры. Меньшую вероятность возникновения пожара или взрыва несут деревообрабатывающие организации. Это могут быть лесопильни, столярные мастерские и т. д. В эту категорию входят склады, на которых хранится масло.

В группу Г вошли предприятия металлургической промышленности. Это также котельные, цеха термической обработки материалов. К категории Д относятся организации, занимающиеся переработкой и хранением холодных, несгораемых материалов.

Гидродинамические опасные объекты

Рассматривая, какие объекты относят к потенциально опасным , следует рассмотреть хозяйственные организации, которые несут гидродинамическую опасность. Такие установки создают разницу между уровнем воды с обеих сторон. Это естественные плотины, гидротехнические сооружения.

Типовые ГДОО

Следует рассмотреть, какие объекты относятся к потенциально опасным с точки зрения гидродинамики. В эту категорию вошли естественные и искусственные плотины, напорные бассейны ТЭС, ГЭС, водоприемники и подпорные стены. В случае возникновения аварии на таком объекте значительные площади могут быть затоплены водой.

Рассмотрев, какие объекты относятся к потенциально опасным, можно сделать вывод о наличии таких предприятий в непосредственной близости от своего жилища, принять меры по предотвращению негативных последствий в случае возникновения опасной ситуации.

Среди множества объектов экономики (объектов хозяйственной деятельности - ОГД) выделяют определенную группу объектов, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения производственной аварии. Чаще всего это объекты, на которых используются или производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются опасные вещества или биологические препараты. Такие ОГД называют потенциально опасными объектами (ПНО) .

Опасными веществами для этих объектов Закон определяет химические, токсические, взрывные, окислительные, горючие вещества, биологические агенты и вещества биологического происхождения, представляющих опасность для жизни и здоровья людей и окружающей среды.

Все опасные вещества, которые могут вращаться на ПОО, по их свойствам НПАОП 0.00-3.08-02 разделяет на 7 категорий :

1) горючие (воспламеняющиеся) газы - газы, которые образуют в воздухе при нормальном давлении смеси, способствуют распространению пламени в детонационно или дефлаграционное режиме или могут гореть в воздухе в диффузионном режиме при истечении струей (факельное горение)

2) горючие жидкости - жидкости с температурой вспышки, равную или меньше 61 ° С в закрытом тигле или температурой вспышки, равную или меньше 66 ° С в открытом тигле (легковоспламеняющиеся жидкости согласно ГОСТ 12.1.044-89 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов ")

3) горючие жидкости, перегретые под давлением - горючие жидкости согласно ГОСТ 12.1.044-89, которые находятся в аппаратах, резервуарах или трубопроводах под давлением при температуре, превышающей температуру кипения при атмосферном давлении в 1,25 и более раз;

4) взрывчатые вещества - жидкие или твердые вещества или смеси веществ, которые под воздействием внешних факторов способны быстро менять свой химический состав, а этот процесс может саморозповсюджуватися с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов (класс 1 по ГОСТ 19433-88 - "Грузы опасные. Классификация и маркировка ")

5) вещества-окислители - вещества 5 класса опасности (по ГОСТ 19433-88). К этой категории относятся вещества, которые поддерживают процесс горения (например кислород, озон, хлор, оксиды азота и другие вещества в сжиженном состоянии)

6) высокотоксичные и токсичные вещества - вещества, обладающие свойствами, указанные в табл. 1.1 (ГОСТ 12.1.007-76)

Таблица 1.1

7) вещества, представляющие опасность для окружающей среды (высокотоксичные для водных организмов).

По видам аварий , которые могут произойти на ОПН и ПОО, исходя из свойств опасных веществ, и по влиянию поражающих факторов этих аварий категории опасных веществ объединяют в 3 группы :

группа 1 (взрыв) - горючие (воспламеняющиеся) газы, горючие жидкости, перегретые под давлением, инициирующие (первичные), бризантные (вторичные) и пиротехнические взрывчатые вещества, вещества-окислители, вещества, которые вступают в бурную реакцию с водой с выделением горючих и / или взрывоопасных или токсичных газов;

группа 2 (пожар) - горючие (воспламеняющиеся) газы, горючие жидкости, горючие жидкости, перегретые под давлением, вещества- окислители, а также вещества, которые вступают в бурную реакцию с водой с выделением горючих и / или взрывоопасных или токсичных газов;

группа 3 (вредные для людей и окружающей среды) - высокотоксичные вещества, токсичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей среды (высокотоксичные для водных организмов), вещества, представляющие опасность для окружающей среды (токсические для водных организмов) и / или могут осуществлять долгосрочный негативное влияние на водную среду, а также вещества, которые вступают в бурную реакцию с водой с выделением горючих и / или взрывоопасных или токсичных газов.

Однако не каждый ПНО способен создать такую аварию, которая может привести к возникновению очагов поражения и чрезвычайных ситуаций. Среди ПНО Закон выделяет отдельную группу объектов повышенной опасности (ОПО) , к которым относят цеха, хранилища, склады, станции и другие производства, где используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют опасные вещества в количествах, равна или превышает определенное Законом пороговое значение. Такие объекты являются реальной угрозой возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера .

Отнесение ПНО к ОПН, таким образом, основывается на величине пороговой массы опасного вещества, которая определяется или для индивидуальной опасного вещества, или для определенной их категории.

Нормативы пороговых масс опасных веществ для идентификации ОПН указаны в НПАОП 0.00-3.08-02 (табл. 1.2, 1.3)

Таблица 1.2

Нормативы

пороговых масс некоторых индивидуальных опасных веществ

Пороговая масса, тонн

Наименование опасного вещества

1 класс ОПН

2 класс ОПН

аммония нитрат

Аммония нитрат (удобрения)

Арсенатний ангидрид, арсенатна кислота и / или ее соли

Арсенитний ангидрид, арсенитна кислота и / или ее соли

Никелевые соединения (мелкодисперсный порошок),

монооксид никеля, диоксид никеля, триоксида

никеля, сульфид никеля (II), сульфид никеля (III)

Формальдегид (концентрация более 90 процентов)

Фосфористый водород (фосфин)

Хлороводород (сжиженный газ)

алкильные группы свинца

ацетилен

этилена оксид

пропилена оксид

кислород

сероводород

Мышьяковистой водород (мышьяк)

серы диоксид

серы триоксид

Угольной кислоты дихлорангидрид (фосген)

Метилизоцианат

4,4 - метилен - бис (2 - хлоранилин) и / или соли в порошкообразном состоянии

Толуидиндизоционат

Примечание. Массовое содержание азота в аммонии нитратов и удобрениях на его основе должен составлять более 28%, а водные растворы аммония нитрата должны содержать более 90% азота.

Таблица 1.3

Нормативы

Пороговая масса, тонн

1 класс ОПН

2 класс ОПН

Горючие (воспламеняющиеся) газы

горючие жидкости

Горючие жидкости, перегретые под давлением

Инициирующие (первичные) взрывчатые вещества

Бризантные (вторичные) и пиротехнические взрывчатые вещества

Вещества-окислители

высокотоксичные вещества

токсичные вещества

Вещества, представляющие опасность для окружающей среды (высокотоксичные для водных организмов)

Вещества, представляющие опасность для окружающей среды (токсические для водных организмов) и / или могут осуществлять долгосрочный негативное влияние на водную среду

Вещества, которые вступают в бурную реакцию с водой

Вещества, которые вступают в бурную реакцию с водой с выделением горючих и / или взрывоопасных или токсичных газов

Промышленные объекты, которые имеют в своем составе ОПН, должны также иметь декларацию своей безопасности.

По виду опасных веществ, используемых в производственном процессе, ПНО подразделяют на:

Взрыво- пожароопасные (ВНО)

Химически опасные (ХОО)

Радиационно опасные (РНО).

По функциональным признакам ПНО разделяют на гидротехнические сооружения, объекты энергетики, транспортные коммуникации и др.

На территории Полтавской области находится 117 ХОО, 76 ВНО и 41 РНО. Кроме этого, в области сосредоточены 2 потенциально пожароопасных объекта, 14 производственно опасных объекта, 7 гидродинамически опасных объекта, 2 потенциально опасных энергогенерирующих объекта, 9 потенциально опасных магистральных трубопроводов и транспортных коммуникаций, 9 потенциально опасных об объектов коммунально-хозяйственного комплекса.

В общем Государственный реестр Украины содержит данные о 9424 ПНО, в которые входят промышленные предприятия, шахты, карьеры, магистральные газопроводы, нефтепроводы, продукто-проводы, гидротехнические сооружения, узловые железнодорожные станции, мосты, тоннели, накапливаемые и полигоны промышленных отходов, места хранения опасных веществ.

К ВНО относят предприятия и производства, которые производят, используют, хранят или транспортируют вещества, способные гореть и взрываться. Типичными представителями пожароопасных объектов является деревообрабатывающие предприятия, склады и базы горючих материалов и т. Взрывоопасными объектами являются предприятия по изготовлению, хранению и транспортировке взрывчатых веществ, угольной и древесной пыли, мучные, нефтеперерабатывающие и другие предприятия такого рода. Аварии на этих предприятиях представляют собой чаще всего пожары и взрывы и сопровождаются повреждением и уничтожением материальных ценностей, травмированием и гибелью людей.

Химически опасные объекты (ХОО) имеют дело с токсичными химическими веществами в количествах, достаточных в случае выхода их в окружающее пространство при аварии для массового поражения людей и животных. К ХОО относят химические предприятия, производящие или использующие в технологических процессах СДЯР. Это могут быть водопроводные станции, станции по обеззараживанию канализационных стоков, холодильники, продуктопроводы, (амиако-, хлоропроводы) и другие объекты. В результате аварий на ХОО образуются зоны и очаги химического заражения, нахождение в которых людей, животных и растений связано с их поражением.

Радиационно-опасные объекты (РНО) представляют собой предприятия, работающие с техногенными источниками ионизирующего облучения. К ним относят предприятия ядерного топливного цикла, включающих в себя шахты и рудники по добыче ядерного топлива, обогатительные фабрики, предприятия по производству теплоизлучающих элементов, атомные электростанции, теплоэлектроцентрали, суда гражданского и военного назначения с ядерными энергетическими установками, предприятия по переработке и захоронению радиоактивных отходов. Аварии на РНО связанные с образованием зон радиоактивного заражения. В некоторых случаях при крупных авариях они охватывают большие территории, которые могут быть полностью выведены на длительное время с хозяйственного оборота. Люди и животные, оказываются в пределах зон радиоактивного поражения, как правило, получают радиоактивные поражения различной тяжести.

Гидротехнические сооружения предназначены для использования водных ресурсов и для борьбы с вредным воздействием водной стихии. К ним относятся плотины, дамбы, валы, каналы, шлюзы, трубопроводы, тоннели, моли, водохранилища, хвосто- и шламохранилища горнометаллургических предприятий и другие инженерные сооружения. Совокупность гидротехнических сооружений представляет собой гидроузел. Гидроузлы могут быть назначены для получения электроэнергии, улучшение судоходства или лесосплава, забора воды для водоснабжения или орошения. Первые из них называются гидроэнергетических узлов, вторые - транспортных, третьи - водозаборных. К числу общих гидротехнических сооружений, входящих в состав гидроузла, относят плотины, водосбросы, водостоки и водоспуски, льодо- и шугоскиды, устройства для льодозахисту и льодозатримкы. Специальными сооружениями гидроузлов является судоходные устройства (шлюзы), здания гидроэлектростанций, устройства для лесосплава и другие сооружения. Потенциально опасными являются гидротехнические сооружения, на которых возможны гидродинамические аварии, связанные с распространением с большой скоростью воды.

NON MULT A, SED MULTUM

Шуга - рыхлые скопления твердой фазы агрегатного состояния вещества в его жидкой фазе состояния. В зависимости от количества льда шуга сохраняет способность течь как жидкость или теряет эту способность из-за возникновения пробок. При любом количестве шуги в жидкости снижается и текучесть. Водная шуга обычно формируется в водотоках или водоемах при температуре воздуха, близких к замерзанию воды (0 ° С), и состоит из льда.

При авариях, сопровождающихся повреждением или разрушением плотин гидроузлов , накопленная потенциальная энергия водохранилища высвобождается в виде волны прорыва, который образуется при выливании воды через проран в теле плотины. Имея огромную энергию, волна прорыва распространяется речной долиной на сотни километров, образуя широкий очаг поражения с разрушением зданий и сооружений, инфраструктуры, нанесением ущерба окружающей среде, гибелью людей и животных. При нахождении в зоне действия волны прорыва радиационно и химически опасных объектов возможно образование зон и, соответственно, ячеек химического и радиоактивного заражения. Возможны пожары и взрывы при разрушении пожаро- и взрывоопасных объектов, пожары в зданиях и сооружениях в результате короткого замыкания в электрических сетях.

К потенциально опасных объектов энергетики относят тепловые электростанции, теплоэлектроцентрали, газоперекачивающие станции, котельные и др. Аварии на объектах энергетики могут представлять собой пожары, взрывы котлов и сосудов, работающих под давлением, газовоздушных смесей при выходе газа в окружающее пространство. При масштабных авариях с газом возможно образование зон химического заражения. Типичными последствиями аварий на потенциально опасных объектах энергетики является повреждение и разрушение производственных зданий и сооружений, оборудования, травмирования и гибели людей.

Потенциальная опасность транспортных коммуникаций прежде всего связана с транспортировкой ними потенциально опасных веществ. Аварии на транспорте - явление довольно частое. Они обусловлены техническими неисправностями, плохим состоянием коммуникаций, человеческим фактором. Наибольшее количество аварий приходится на автомобильный транспорт, однако и на других видах транспорта - железнодорожном, воздушном, водном и трубопроводном - они возникают достаточно часто. Вид аварии, ее масштабы и последствия определяются видом транспорта, количеством и видом груза, транспортируемого. На транспортных коммуникациях принципиально возможные все виды аварий и последствий, которые имеют место на других ПНО.

Техногенная безопасность в Украине достигается за счет осуществления следующих мер:

Выявление всех факторов опасностей техногенного характера, включая выявление опасности выпускаемой продукции, технологических процессов, операций, производственных объектов и объектов жизнеобеспечения населения;

Оценки степени (степени) опасности объектов техносферы с применением комплексных методов оценки, которые предусматривают проведение учета пожароопасных и взрывоопасных и других потенциально опасных объектов, состояние электробезопасности, проверку надежности емкостей и сосудов, находящихся под давлением и т.д. , а также учета реальных гидрогеологических, климатических и погодных условий, выявление наиболее опасных узлов и объектов, способных в экстремальных условиях вызвать цепную реакцию и наиболее разрушительные последствия;

Разработка прогнозов относительно возникновения, развертывания во времени и пространстве чрезвычайных ситуаций техногенного характера, ликвидации их последствий, оценки размеров возможных потерь и убытков;

Разработка превентивных и профилактических мероприятий, целью которых является обеспечение устойчивой и безаварийной работы объектов хозяйствования.

Альберт Вонг , старший инженер по обеспечению надежности, «Сахалин Энерджи»

Потенциально опасная ситуация - это происшествие, которое не привело к травмам, ущербу здоровья людей или повреждению имущества, но потенциально могло повлечь за собой все перечисленные последствия. В таких случаях травм, гибели имущества, а иногда и летального исхода удается избежать лишь по счастливой случайности - иными словами, ситуация была на грани фола. Часто говорят о том, что в основе таких ситуаций лежит человеческий фактор, но не стоит забывать и о том, что недоработки в технологии или неисправности оборудования могут спровоцировать или усугубить такое развитие событий, в связи с чем этому аспекту следует уделять особое внимание.

Примерами таких ситуаций изобилуют все сферы бизнеса и производства. Неисправность оборудования может и не привести к негативным последствиям в каком-то конкретном случае, но несет в себе при этом потенциальную угрозу серьезного ЧП. Можно сказать, что такое ЧП почти произошло. Впрочем, такие ситуации характерны не только для производственной сферы. Приведу пример из статьи «Как избежать катастрофы», опубликованной в журнале Harvard Business Review, в которой рассказывается о том, с чем пришлось столкнуться компании Apple после выпуска на рынок iPhone 4 в июне 2010 года. Практически сразу после начала продаж покупатели стали жаловаться на слабый сигнал и некачественную связь. Первоначально компания заявила, что во всем виноваты сами пользователи - они, дескать, неправильно держат телефон и перекрывают внешнюю антенну ладонью, и посоветовала им не держать телефон за нижний левый угол. Когда на одном из интернет-форумов у Стива Джобса спросили, как он собирается решать проблему, глава Apple категорично заявил, что проблемы попросту не существует. Многие пользователи сочли это надменным и оскорбительным, о чем не замедлили сообщить в социальных сетях и средствах массовой информации. Против Apple был подан ряд коллективных исков, при этом в одном из исковых заявлений компании инкриминировались «недобросовестные действия, выразившиеся в сокрытии фактов, невыполнении своих обязанностей, намеренном искажении информации и недоработке конструкции изделия». Мощнейший удар по репутации Apple был нанесен в середине июля, когда влиятельный журнал Consumer Reports отказался дать положительную рекомендацию четвертому «айфону» (такие рекомендации получили все предыдущие модели). В конце концов, компания пошла на попятную, признав наличие ошибок в программном коде и предложив пользователям новые версии прошивки и бесплатные чехлы для устранения проблем с антенной.

Причины этого кризиса существовали задолго до того, как он разразился. Тот факт, что потребители долгие годы мирились с проблемами - не показатель успешной стратегии, а всего лишь пример работы «на грани фола». Как только для этого появились необходимые предпосылки - разгромная статья в Consumer Reports, о которой стало известно миллионам, и распространение информации в социальных сетях и интернет-форумах - кризис не заставил себя ждать.

Из потенциально опасных ситуаций всегда можно извлечь соответствующие уроки. В «Сахалин Энерджи» мы проводим учет и анализ потенциально опасных ситуаций и происшествий в рамках процесса повышения надежности и целостности производственной деятельности. Понятно, что выявление первопричин происшествий, приведших к остановке производства, проводится особенно тщательно с применением специальных аналитических инструментов, но при этом не стоит забывать и о других сбоях и потенциально опасных ситуациях, пока они не переросли в серьезные ЧП.

Выявление первопричин - это лишь полдела. Не менее ответственный подход следует применять и при разработке мер по их устранению, при этом ожидаемые результаты должны быть четко сформулированы и измеримы; следует поставить конкретные сроки и прописать, кто именно должен обеспечить достижение результатов. И, наконец, самый главный момент: руководители обязаны четко осознавать, что они несут ответственность за возникновение потенциально опасных ситуаций.

Стоит перечислить основные шаги, которые необходимо предпринять в случае их возникновения: первое - это определить, имеются ли отклонения от нормы; далее - проанализировать такие отклонения для выявления первопричин; затем разработать меры по устранению первопричин потенциально опасной ситуации и назначить ответственных за реализацию таких мер. Также следует выявлять потенциальные опасности, маскирующиеся под достижения. Успешная работа в данном направлении - залог того, что потенциально опасная ситуация не перерастет в серьезное ЧП.

В заключение приведу еще одну цитату из статьи «Как избежать катастрофы»: «Большинству кризисов в деловой сфере (включая ошибки проектировщиков, постоянные отказы оборудования, а также репутационные кризисы) предшествует работа «на грани фола» - то есть ситуации, которые могли бы перерасти в ЧП, если бы не удачное стечение обстоятельств. Руководители зачастую не слышат этих тревожных сигналов из-за того, что неадекватно воспринимают происходящее, считая, что такая ситуация - показатель того, что все идет по плану, либо вовсе ее не замечая». Запомните эти слова и старайтесь избегать подобных ошибок в своей работе.

Поделиться: