Восстановление в армии офицеров. Призыв офицеров запаса на сборы и на военную службу

Российское руководство в последнее время стало очень внимательно относится к вопросу повышения престижа службы

в армии и это дает свои результат...

Очередное тому свидетельство - .

Вообще, за последние годы система военного управления в России серьезно изменилась, общая численность армии «урезана» до миллиона человек. При этом призывников в общей структуре военнослужащих стало около 30%, зато больше стало контрактников (через 5 лет их должно быть около 425 тысяч человек).
На этом фоне существенно выросли зарплаты офицеров (скажем, по официальным данным месячная зарплата лейтенанта сейчас – не менее 50 тысяч рублей), решается ещё одна большая проблема – жилищная .

Российское правительство уже выполняет поручение: в следующем году жилищный вопрос закрыть в полном объеме. Что касается зарплаты военных , то, судя по вышеназванному указу, её собираются поддерживать на таком же уровне, как и у работников организаций ведущих отраслей экономики. Кроме того, не забывают и про военных пенсионеров - планируется каждый год не меньше чем на 2% выше уровня инфляции индексировать пенсии тем, кого уволили с военной службы.

Хочу служить

Так что, неудивительно, что указанные шаги дают результат - в таких условиях всё больше людей высказывает желание служить в армии. Причем, это касается не только новобранцев, но и военнослужащих, которые ранее уволились из Вооруженных Сил (например, по семейным обстоятельствам или широко проводившимся оргштатам).

Однако восстановиться из запаса в последнее время было не возможно. Дело в том, что с 2011 года существует указание, которое запрещает призывать офицеров запаса на военную службу – поскольку и так в процессе реформирования армии многие военнослужащие были выведены за штат и сложился переизбыток не уволенных офицеров.

Парадокс сегодняшней ситуации заключается в том, что на самом деле в армии есть определенное количество вакантных мест т.е. для прохождения службы в конкретных частях нужны офицеры. И параллельно появилось множество офицеры запаса, в которых вновь проснулось желанием вернуться на службу родине. Но – всё упирается в тот самый запрещающий документ. Военкоматы ссылаются на запрет и дальше дело не двигается.

Можно ли обойти запрет и призваться?

Некоторые офицеры пробуют подавать в суд, но более «подкованные» в судебных тяжбах с МО товарищи оценивают их шансы невысоко. Ведь доказать свою правоту будет непросто, кроме того, суд гражданский, и большой вопрос – как в реальной жизни будут исполняться его решения военным руководством. А если добиться восстановления всё же удастся, то даже психологически продолжать службу такому призывнику будет тяжело.

Отдельно стоит вопрос с восстановлением в армии категория военнослужащих – уволенных по состоянию здоровья с формулировкой «ограниченно годен». Проходит некоторое время, и они, «подлечившись» и посмотрев на новые реалии финансового положения военнослужащих, также желают вернуться в армию.

В этой ситуации решать вопрос через суд те же товарищи советуют в крайнем случае, а до этого рекомендуют – попробовать другие варианты, например, обратиться в военную поликлинику (либо госпиталь) по месту проживания и воинского учета. Попробовать «объяснить» им ситуацию (здоровье «на гражданке» восстановлено - готов послужить!), проблема решится в пользу уволенного. А вот на "независимые" экспертизы лучше не ссылаться, чтобы не раздражать военных медиков. При этом, некоторые прямо намекают: если хорошо «постараться», то в России можно пересмотреть в свою пользу любое решение.

И еще одна категория военнослужащих которые попадают в ситуацию, когда их исключают из списков личного состава части, без их согласия, и при этом не обеспечивают вещевым имуществом. В этом случае некоторые офицеры советуют написать жалобу в прокуратуру - у неё есть полномочия контролировать соблюдение законности, а иногда вопрос вообще решается на уровне звонка прокурора командиру части. Те же, кто сталкивался с судебной практикой в отношении подобных дел, утверждают, что она – обычно не в пользу военных.

В итоге вырисовывается вот такая безрадостная картина с восстановлением в ВС РФ - есть пути, но все упирается в запрет , поэтому всем желающим послужить офицерам запаса советовали пробовать устроиться в другие силовые структуры (например, в МВД или МЧС, на таможню), где также могут призвать военных. Это конечно не совсем то, что они хотели и везде есть свои трудности, но путь в МО был вообще закрыт.

Надежды на восстановление.

Возможно, ситуация изменится или даже уже изменилась! В последнее время появилась информация, что якобы призыв офицеров из запаса в скором времени возобновится, и на то есть "особое указание" сверху.
Правда, пока никаких однозначных документальных подтверждений этой новости не приводилось. За исключением апрельской телеграммы разосланной в войска (полный текст смотрите ) с очень туманной формулировкой:

…В целях более качественно комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, Министром Обороны Российской Федерации приняты решения (доведены Ураниями Статс-секретаря заместителя Министра Обороны Российской Федерации…: Об организации работы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, … по приему на военную службу по контракту граждан, пребывающих в запасе, в том числе уволенных с военной службы по положительным основаниям…

Надежды, как не странно, пока подтверждают и военные кадровиками, которые говорят, что набор военнослужащих запаса действительно возобновляется. И даже больше, утверждают, что желающему восстановиться отправят приглашение на собеседование.

Надежды несколько омрачают два момента которые сообщил знакомый кадровик:

При заключении контракта, если отсутствует отношение из нужной воинской части или предварительная договоренность, то вновь заключившего контакт офицера запаса отправят служить в любую профильную часть России матушки без согласия, о чем не всегда говорят (информация для размышления желающим послужить!)

В настоящий готовится распределение выпускников Военных Вузов 2012 года поэтому реально восстановиться из запаса вряд ли удастся ранее сентября. Это понятно что нужно сначала лейтенантов распределить...

В общем окончательные выводы делать еще рано - кажется лед тронулся но ситуация до конца не ясна.

Контракт может быть первым или новым (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы").

В вашем случае это именно новый контракт.

Контракт не может быть заключен с гражданином (иностранным гражданином), в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданином, лишенным на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинскую должность, в течение этого срока.

Заключение контракта , прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом (Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать (Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"):

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;

граждане, пребывающие в запасе; Это ваш случай!!!

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) статья 9:

а) при окончании срока предыдущего контракта;

б) при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

в) при отчислении из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры;

г) при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой.

Новый контракт заключает желающий продолжить прохождение военной службы военнослужащий (Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237) статья 9 пункт 2:

а) освобожденный от должности руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

б) ранее проходивший военную службу по контракту при прекращении оснований для приостановления военной службы.

Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту , не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения, либо при зачислении в военно-учебное заведение.

Пунктом 10 статьи 8 настоящего Положения это:

Основаниями для отказа кандидату в заключении с ним первого контракта являются:

а) отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

б) решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

в) решение комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов (совместной комиссии пункта отбора и военного комиссариата, аттестационной комиссии воинской части) о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

Других условий, а тем более сроков по заключению нового контракта в:

Восстановление на военной службе в армии РФ в 2018 году.

Как восстановиться на службе в армии после незаконного увольнения или увольнения по собственному желанию, порядок восстановления на военной службе по вновь открывшимся обстоятельствам. Добиться восстановления на службе в судебном порядке.

Гражданин, который по каким-то причинам потерял воинское звание, после того как будет снята либо погашена его судимость имеет право на восстановление на военной службе в том же самом звании.

Процедура проводится при личном обращении гражданина, имеющего отзыв положительного характера от органа внутренних дел РФ, и решения, которое выдаётся комиссией комиссариата военных.

Рассмотрение заявления гражданина, касающегося восстановления его воинского звания проводится военным комиссаром не больше месяца с момента подачи в военный комиссариат.

Если есть все основания для того, чтобы восстановить его в прежнее воинское звание, военным комиссаром оформляется представление, подтверждающее восстановление гражданина в прежнем воинском звании.

Все права и льготы, которые установлены законами федерального уровня РФ, как и раньше принадлежат гражданину после восстановления его воинского звания

Восстановление на военной службе после незаконного увольнения

Процедура увольнения со службы военного очень ответственное дело. Очень часто при этом происходит нарушение различных прав военных, а за этим стоят последствия правового характера. Если при увольнении не был соблюден необходимый порядок действий, то это может явиться причиной, чтобы оспорить данный приказ об увольнении и восстановить гражданина на военной службе, при этом выплатив ему всю денежную сумму, потерянную в период незаконного увольнения.

На сегодняшний день очень частым явлением становится обращение военнослужащих в суды для защиты своих прав. Иногда суд не удовлетворяет требования гражданина и отказывает ему в восстановлении на военную службу. В большинстве случаев причиной этому служит незнание военнослужащих процессуальных правил, несоблюдение которых ведёт к плачевному результату.

Все нарушения в процессе увольнения военнослужащих, которые совершаются воинскими должностными лицами, рассматривают исключительно военные суды. В случае, если военнослужащий во время увольнения заметил нарушения его прав или свобод со стороны командования, он имеет возможность оспаривания данных нарушений в военном суде, не позднее трёх месяцев со времени исключения его из состава воинской части.

Что необходимо для восстановления на службе в ВС РФ через суд

Согласно Федеральному закону о военных судах, военнослужащий имеет право на обжалование решения командования, касающегося его увольнения, во время предоставляемого трехмесячного срока после того, как произошло увольнение. Обратиться с вопросом об обжаловании решения об увольнении можно в военный суд по месту расположения воинской части, либо по месту собственного проживания.

Если имеются уважительные причины, по которым военнослужащий пропустил отведённый ему трёхмесячный срок, он может подать заявление, чтобы восстановить пропущенный срок по данному процессу. Этот момент прописан в гражданско процессуальном кодексе. Причиной для обжалования действий командования в вопросе увольнения военнослужащего, может стать затруднение получения информации, которая касается действий по его увольнению с военной службы.

При увольнении военнослужащего в запас, он имеет право заключить контракт на прохождение службы военного, в зависимости от решения принятого военкоматом, так как в это время уже не является военнослужащим. Не влияет на это и имеющаяся судимость, если она не связана с лишением свободы при отбывании наказания. Главное, чтобы гражданином было исполнено наказание, которое назначалось приговором суда.

Постановления от 14 февраля 2000 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" дал следующие разъяснения.

В случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.

В том случае, когда увольнение военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, произведено на законных основаниях, но нарушен установленный Положением о порядке прохождения военной службы порядок увольнения военнослужащего, должно приниматься решение не о восстановлении военнослужащего на военной службе, а только об отмене приказа об исключении этого лица из списков личного состава воинской части, восстановлении непосредственно нарушенных прав и возмещении ущерба. При этом срок, в течение которого восстанавливались нарушенные права, подлежит включению в срок военной службы путем возложения на соответствующее должностное лицо обязанности изменить дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

В случае если сам военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Полное восстановление нарушенных прав военнослужащего, уволенного с военной службы без производства расчета, предполагает восстановление его в списках личного состава части до момента выплаты всех причитающихся сумм.

Принципиальное решение принято Военной коллегией Верховного Суда РФ по делу Д.

Майор Д. обжаловал в суд действия командира войсковой части, связанные с исключением его из списков личного состава части ввиду увольнения с военной службы без производства с ним расчета по всем видам довольствия, положенным на день увольнения.

Военный суд удовлетворил жалобу: действия командира признал неправомерными, а его приказ в части, касающейся исключения Д. из списков личного состава части, - незаконным и не действующим с момента его издания. Кроме того, суд обязал командира части восстановить Д. на военной службе, выплатить причитающиеся ему деньги с учетом индексации, а денежную компенсацию взамен продовольственного пайка выплатить исходя из его стоимости, действующей на момент фактической выплаты, после чего исключить заявителя из списков личного состава части.

Приволжский окружной военный суд решение изменил, признав неправильным указание об отмене приказа об исключении Д. из списков личного состава и восстановлении его на военной службе, в остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения.

Окружной суд указал, что увольнение Д. произведено на законных основаниях и не оспаривалось заявителем, однако при этом не соблюден порядок увольнения, и названное нарушение в полной мере могло быть устранено путем выплаты задолженности с учетом ее индексации и своевременного исполнения судебного решения, а не путем восстановления заявителя на военной службе.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения суда второй инстанции.

Военная коллегия протест удовлетворила, отменила определение Приволжского окружного военного суда и оставила в силе решение военного суда о восстановлении Д. на военной службе до момента производства с ним окончательного расчета, указав следующее.

Как видно из материалов дела, Д., уволенному с военной службы и исключенному из списков личного состава части, не выплачены: единовременное денежное вознаграждение по итогам 1997 и 1998 годов; денежные компенсации взамен продовольственного пайка, за поднаем жилых помещений, за санаторно - курортное лечение и взамен вещевого имущества; пособие на детей; материальная помощь и выходное пособие.

Вместе с тем согласно ст. ст. 12, , , 15, и Федерального закона "О статусе военнослужащих" перечисленные выплаты и компенсации установлены для военнослужащих, т.е. для лиц, проходящих военную службу. Поэтому упомянутыми видами довольствия военнослужащий должен быть обеспечен в период прохождения военной службы, а не после увольнения с нее.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил, объявленного приказом Министра обороны Российской Федерация No. 100 1985 г., днем увольнения офицера с действительной военной службы считается день, с которого офицер приказом по воинской части исключается из списков личного состава части. Согласно же ч. 4 ст. 65 инструкции к названному приказу "О порядке применения Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил" увольняемый военнослужащий своевременно и полностью должен быть удовлетворен всеми видами положенного ему на день увольнения довольствия (данные нормативные акты действовали на момент возникновения спорных правоотношений и в период рассмотрения дела судом).

Поскольку с Д. на день увольнения не был произведен окончательный расчет, то издание приказа об исключении его из списков личного состава воинской части нарушало требования названных нормативных актов и ущемляло права военнослужащего. В связи с этим суд первой инстанции правильно удовлетворил требования заявителя о восстановлении его в списках личного состава воинской части до производства с ним окончательного расчета. Определение же суда второй инстанции не устраняло допущенные в отношении Д. нарушения.

Это решение Военной коллегии согласуется с требованиями нового законодательства, в частности с нормами п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. No. 1237, в соответствии с которыми военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Сроки призыва на военную службу

В отличие от граждан, не состоящих в запасе и не имеющих офицерского звания, призыв на военную службу офицеров запаса не определен строгими временными рамками и неотвратимостью призыва всех 100% офицеров запаса, не имеющих оснований для освобождения или для отсрочки от призыва на военную службу.

Призыв на военную службу офицеров запаса осуществляется в сроки, установленные Президентом Российской Федерации (п. 2 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). В настоящее время призыв офицеров запаса на военную службу осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации "О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 годах" от 10 апреля 2000 г. N 660. Согласно подп. "а" п. 1 этого Указа на военную службу ежегодно призывается до 15 тыс. граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера и не имеющих права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, в том числе до 5 тыс. граждан - непосредственно по окончании указанных образовательных учреждений, по военно-учетным или гражданским специальностям, родственным соответствующим военно-учетным специальностям, согласно плану, ежегодно разрабатываемому Министерством обороны Российской Федерации.

Таким образом, определяющим в призыве на военную службу офицеров запаса в конкретном военкомате является задание на призыв офицеров запаса, которое получает военный комиссар.

Ежегодные планы призыва офицеров запаса по видам Вооруженных Сил, родам войск, главным и центральным управлениям Министерства обороны Российской Федерации, военным округам и другим федеральным органам исполнительной власти на основании их заявок разрабатывает Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Доводит до военных комиссариатов субъектов Российской Федерации задание на призыв офицеров запаса по военно-учетным специальностям и распределяет отобранных на призыв кандидатов из числа офицеров запаса согласно полученному заданию на призыв управление кадров военного округа.

Этапы и виды призыва на военную службу офицеров запаса

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу офицеров запаса включает в себя три этапа:

Кроме того, специфика призыва на военную службу офицеров запаса заключается в том, что такой призыв может быть реализован:

Призывом на военную службу непосредственно после окончания вузов;

Призывом на военную службу в другое время, по плану реализации задания на призыв.

Медицинское освидетельствование офицеров запаса

Медицинское освидетельствование офицеров запаса при призыве их на военную службу проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123) и ст.ст. 205-215 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 20 августа 2003 г. N 200.

Освидетельствование офицеров запаса проводится по распоряжению военного комиссара района военно-врачебной комиссией военного комиссариата района. Заключения военно-врачебной комиссии записываются в книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии и, кроме того:

В отношении лиц, признанных годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями, - в карту медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе;

В отношении лиц, признанных не годными к военной службе, - в свидетельство о болезни, которое направляется на утверждение в штатную военно-врачебную комиссию военного округа;

В отношении лиц, признанных ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, - заполняется карта медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, которая направляется на утверждение в штатную военно-врачебную комиссию военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

Офицеры запаса, призванные на военную службу (при наличии приказа министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу), но еще не отправленные к месту службы и заявившие жалобы на состояние здоровья, военным комиссаром направляются на освидетельствование в гарнизонные или госпитальные военно-врачебные комиссии.

Вопрос: Являюсь офицером запаса, имею заболевание, которое по графе 1-й Расписания болезней "тянет" на категорию "В". А по этой графе освидетельствуются граждане при призыве на военную службу. Могу ли я рассчитывать на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья?

Ответ: Согласно подп. 15 п. 84 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 200, вы как офицер запаса будете освидетельствоваться по другой графе, по графе III Расписания болезней. Критерии установления категории годности по разным графам не совпадают, и о вашем праве на получение освобождения от призыва на военную службу станет известно только после установления врачами вам категории годности к военной службе.

Призыв на военную службу офицеров запаса непосредственно после окончания вузов

Начальник военной кафедры в вузе после получения задания на призыв граждан из числа студентов, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса, оканчивающих вуз, проводит предварительный отбор кандидатов на призыв на военную службу. На отобранных кандидатов составляются списки, которые направляются в военный комиссариат района по месту расположения учебного заведения. Отбору подлежат граждане, не имеющие права на отсрочку.

Военный комиссар района по месту расположения учебного заведения указанных в списке граждан направляет на медицинское освидетельствование в целях определения категории годности к военной службе. Граждане подлежат медицинскому освидетельствованию как офицеры запаса.

Военный комиссар района в отношении граждан, не имеющих права на отсрочку от призыва на военную службу, принимает решение об их призыве на военную службу.

На граждан, отобранных военным комиссаром района для призыва на военную службу, начальник военной кафедры оформляет необходимые документы (призывной материал) и направляет их в военный комиссариат субъекта Российской Федерации. Перечень документов определяют управления кадров военных округов. После проверки представленных документов военным комиссаром субъекта Российской Федерации они направляются в управление кадров военных округов в установленном порядке.

Управление кадров военного округа полученные документы на офицеров запаса в соответствии с нарядом Главного управления кадров распределяет по видам Вооруженных Сил, родам войск, главным и центральным управлениям Министерства обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которые согласно указу Президента Российской Федерации производится призыв офицеров запаса; составляет именные списки, которые утверждаются у командующего войсками военного округа и вместе с послужными картами высылаются в соответствующие кадровые органы.

Управления (отделы) кадров видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации готовят в четырех экземплярах проекты приказов министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса и после визирования первых экземпляров этих проектов соответствующими главнокомандующими (начальниками) представляют все экземпляры в Главное управление кадров. При этом проекты приказов о призыве на военную службу офицеров запаса - выпускников вузов вместе с послужными картами должны быть представлены за 2 месяца до выпуска.

Управлениями (отделами) кадров видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации выписки из приказов министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса направляются не позднее 7 суток после получения приказов в управления кадров военных округов и военные комиссариаты субъектов Российской Федерации с указанием условных наименований воинских частей и пунктов их дислокации, куда подлежат направлению эти офицеры, а также в кадровые органы военных округов, флотов, армий, флотилий, объединений и соединений, в распоряжение которых зачислены призванные на военную службу офицеры.

Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации выписки из приказов министра обороны Российской Федерации о призыве на военную службу офицеров запаса должны доводить до подчиненных военных комиссариатов: на офицеров запаса из числа выпускников вузов - не позднее чем за 15 суток до выпуска, а на остальных офицеров запаса - в течение 5 суток после получения выписок из приказов.

Начальниками военных кафедр вузов совместно с приглашенными представителями глав администраций районов, городов и военных комиссариатов приказы министра обороны Российской Федерации о призыве офицеров запаса - выпускников вузов на военную службу объявляются в торжественной обстановке.

Офицер запаса, призванный на военную службу непосредственно после окончания вуза, должен прибыть в военный комиссариат района не позднее 3 суток после окончания учебного заведения за получением отпускного билета и предписания на убытие к месту службы.

Если в течение месяца после окончания учебного заведения гражданин, на которого поступила выписка из приказа министра обороны Российской Федерации, не откомандирован к месту военной службы по различным причинам, его личное дело с выпиской из приказа о его призыве направляется в течение 5 дней в военный комиссариат района по месту жительства офицера. Данный офицер откомандировывается к месту военной службы военным комиссаром района по месту его жительства в установленном порядке.

Указанные офицеры, не откомандированные в течение месяца после окончания высших учебных заведений к месту службы без уважительной причины, теряют право на получение отпуска перед откомандированием к месту службы.

Такими уважительными причинами являются:

Нахождение на излечении, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника призванного на военную службу офицера запаса (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился офицер запаса);

Пожар или другое стихийное бедствие, постигшее семью или близкого родственника офицера запаса.

Призванным на военную службу офицерам запаса в военном комиссариате района выдаются два экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы. Второй экземпляр с отметкой о прибытии призванного офицера командир воинской части высылает в военный комиссариат района, который его откомандировал.

Рассматриваемый порядок призыва на военную службу офицеров запаса непосредственно после окончания вуза содержит ряд спорных позиций.

Подпунктом "б" п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определены юридические факты, при наличии которых, наряду с возрастными параметрами, гражданин попадает в конкретную категорию - категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу:

Окончание государственного, муниципального или имеющего государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования;

Зачисление в запас с присвоением воинского звания офицера.

Указанные юридические факты должны состояться до начала призыва на военную службу. Об этом свидетельствуют и другие законодательные нормы. Получить воинское звание лейтенанта гражданин, успешно завершивший обучение на военной кафедре вуза, может только по окончании образовательного учреждения (подп. "б" п. 2 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237).

Как уже указывалось выше, призыв на военную службу офицера запаса включает в себя три этапа:

Явку на медицинское освидетельствование;

Явку к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;

Явку в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.

Таким образом, призыв на военную службу, а точнее, первое из указанных мероприятий призыва на военную службу - явка на медицинское освидетельствование, должно состояться только после окончания гражданином вуза и зачисления его в запас с присвоением воинского звания офицера.

Реально данное условие, определенное законом, не соблюдается. Мероприятия по призыву на военную службу начинают проводиться в отношении студентов, не входящих в категорию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Два из трех этапов призыва на военную службу (медицинское обследование и принятие военкомом решения о призыве на военную службу) проводятся в отношении студентов, не закончивших вуз и не зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.

Согласно п.п. 26 и 27 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (приложение N 2 к приказу министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400), еще до отправки начальником военной кафедры необходимых документов (призывного материала) в военный комиссариат субъекта Российской Федерации студенты проходят медицинское освидетельствование как офицеры запаса. В этот же период военный комиссар района по месту расположения учебного заведения в отношении граждан, не имеющих права на отсрочку от призыва на военную службу, принимает решение об их призыве на военную службу.

В связи с вышеизложенным есть необходимость приведения некоторых положений указанного приказа министра обороны Российской Федерации в соответствие с законодательными нормами.

Призыв на военную службу офицеров запаса в другое время, по плану реализации задания на призыв

Офицер запаса, не призванный на военную службу непосредственно после окончания вуза, вызывается в военкомат после получения выписки из приказа министра обороны Российской Федерации повесткой установленного образца. Этот приказ должен быть доведен до офицера запаса в течение 5 суток после получения военкоматом выписи из приказа.

Офицер запаса вызывается в военкомат по мере необходимости, определяемой ежегодным заданием на призыв офицеров запаса на военную службу.

После получения задания на призыв офицеров запаса военный комиссар района и начальник 3-го отделения военного комиссариата оценивают наличие и качественную характеристику офицеров запаса, подлежащих призыву, и возможность выполнения задания. На офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу, отбираются учетные документы.

Для ведения целенаправленной работы по отобранным кандидатам на призыв составляется список офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу, исходя из задания на призыв. В данный список включаются все офицеры запаса, имеющие военно-учетные специальности, указанные в задании на призыв, а также имеющие гражданскую специальность, родственную военно-учетной специальности, по которой получено задание на призыв.

Офицеры запаса, имеющие право на отсрочку (освобождение) и не подлежащие в текущем году призыву по различным причинам, учитываются в списке офицеров запаса в возрасте до 27 лет, имеющих право на освобождение и отсрочку от призыва.

На отобранных для призыва на военную службу офицеров запаса подбираются личные дела для предварительного изучения. Выявляются офицеры запаса, привлекающиеся или привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, находящиеся под следствием, состоящие на учете в туберкулезных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах, а также имеющие право на освобождение и отсрочку от призыва на военную службу.

Военный комиссар в ходе беседы изучает семейное положение, состояние здоровья и другие вопросы, влияющие на принятие решения о призыве на военную службу. Результаты беседы отражаются в листе изучения кандидата на призыв. В отношении офицера запаса принимается одно из следующих решений:

О призыве на военную службу;

О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

Об освобождении от призыва на военную службу;

Об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Решение военного комиссара в отношении офицера запаса записывается в лист изучения, который подписывается военным комиссаром, заверяется гербовой печатью и подшивается в личное дело офицера запаса, а также заносится в книгу решений военного комиссара по призыву на военную службу офицеров запаса.

В случае принятия решения о призыве конкретного офицера запаса на военную службу ему выдаются два экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы.

Вопросы:

1. Я - офицер запаса. В феврале этого года вызывали в военкомат (якобы для постановки на учет). После личной беседы начальник отдела по работе с офицерами запаса сказал, что в июне меня точно призовут. Считается ли это устное заявление решением военкомата о призыве? Если нет, то как это решение должно выглядеть? В данный момент есть приказ министра обороны и мне пытаются вручить повестку. Должно ли быть в этом приказе указано мое имя? Или там просто сказано, сколько человек призвать? До какого числа могут призвать офицера запаса (до 30 июня, как солдат, или круглый год)?

2. Заканчиваю вуз, прошел кафедру, и в отношении меня выходит приказ министра обороны на призыв. Но у меня есть право на отсрочку (в моем случае - по работе). Что происходит в данном случае? Отменяется ли приказ о моем призыве совсем, или он будет надо мной "висеть", и меня призовут в случае, если у меня кончится отсрочка? В военкомате говорят что-то вроде: как только к ним придет приказ, мне надо будет написать рапорт об отмене приказа, или что-то в этом духе. Объясните, пожалуйста, точно, что происходит и как технически осуществляется.

Ответ: Алгоритм отбора и призыва на военную службу офицера запаса определен гл. III Инструкции (приложение N 2 к приказу министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. N 400). Решение военного комиссара в отношении офицера запаса не только объявляется ему устно, но и записывается в лист изучения, который подписывается военкомом, заверяется гербовой печатью и подшивается в личное дело офицера запаса, а также заносится в книгу решений военного комиссара по призыву на военную службу офицеров запаса. При желании гражданина, в отношении которого принято решение, ему выдается копия данного решения (п. 6 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Приказы министра обороны Российской Федерации, которыми офицерам запаса присваивается офицерское звание, содержат фамилии, имена, отчества конкретных граждан, которым присвоено воинское звание офицера. Приказы не содержат указаний о том, что данные граждане, которым присвоено офицерское звание, подлежат призыву в конкретном периоде времени, например в июле такого-то года. В таких приказах содержится также и норма, определенная законом, о том, что данные граждане подлежат призыву на военную службу в соответствии с действующим законодательством. Действующее же законодательство предусматривает и предоставление отсрочки. Если на день принятия военкомом решения в отношении конкретного офицера запаса этот офицер представит ему документы, подтверждающие право на отсрочку от призыва, военный комиссар обязан будет ему отсрочку предоставить.

Строго определенного периода призыва на военную службу офицеров запаса в течение года не существует. Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. N 660 определено лишь общее количество офицеров запаса, подлежащих призыву на военную службу ежегодно, - до 15 тыс. Окончание срока отсрочки от призыва на военную службу еще не означает, что офицер запаса однозначно будет призван на военную службу. В таких случаях все будет определяться планом призыва офицеров запаса, который есть в это время у военкома и который составляется в Генеральном штабе на каждый год исходя из потребностей Министерства обороны Российской Федерации в офицерах конкретных специальностей.

Вопрос: Как все-таки должны проходить службу выпускники военных кафедр с присвоенными званиями офицеров? В Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" на этот вопрос очень трудно получить однозначный ответ (в одних местах говорится одно, в других совершенно другое). По призыву, по контракту (на добровольной основе), согласно указам президента, по решению военных комиссаров?

Ответ: Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает только два варианта прохождения гражданами военной службы в России: по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Это определено п. 2 ст. 2 данного Закона.

Согласно подп. "б" п. 1 ст. 22 указанного Закона выпускники военных кафедр, которым присвоено офицерское звание, в возрасте от 18 до 27 лет входят в категорию лиц, которые подлежат призыву на военную службу (независимо от их желания). Потребность, т.е. конкретное число офицеров запаса, которых необходимо призвать на военную службу в течение года, в настоящее время определяет Указ Президента Российской Федерации "О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 годах" от 10 апреля 2000 г. N 660 - ежегодно до 15 тыс.

Решение о призыве на военную службу конкретного офицера запаса принимает военный комиссар (п. 1 ст. 28 вышеназванного Закона).

Поделиться: