Воинский учет организуется. Воинский учет в организации

В настоящее время многие организации игнорируют требование о ведении воинского учета, поскольку штрафы за неисполнение этой обязанности незначительны. Некоторые выполняют требования воинского учета лишь частично, например только собирают необходимые документы и хранят их, не предоставляя при этом никакой информации в военное ведомство. Однако и в первом, и во втором случае можно столкнуться с риском административных санкций, так как законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

ВЕСТИ ЛИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ?

То, что воинский учет вести обязательно, установлено в следующих нормативных актах:

Ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ);

Ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2017; далее — Федеральный закон № 31-ФЗ);

Ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон № 53-ФЗ);

П. 1 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, в ред. от 29.12.2016; далее — Положение);

Ответственность за отсутствие воинского учета

За недостатки в ведении воинского учета может наступить административная ответственность.

Так, согласно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф за несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо уволенных с работы военнообязанных гражданах составляет от 300 до 1000 руб.

Компании не воспринимают такой штраф серьезно, поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести его частично (например, только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках).

Однако если в организацию поступит запрос из военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством, воинский учет вести придется. Если требования военкомата будут проигнорированы, последуют уже другие взыскания:

Штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

Штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений (информации), предусмотренных законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

Штраф от 10 000 до 20 000 руб. на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5 КоАП РФ).

Нужно заметить, что в п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ, подп. «а» и «б» п. 32 Положения нет упоминания о том, что индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять такие сведения о гражданах, принятых на работу. Поэтому риск привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за отсутствие воинского учета минимален .

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат граждане Российской Федерации:

Мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);

Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в том числе не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Не подлежат воинскому учету, согласно п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23Федерального закона № 53-ФЗ, следующие граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности (в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья);

Проходящие военную службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для организации насущным вопросом в связи с обращением военкомата: необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военного ведомства.

ШАГ 1. РАБОТНИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДОКУМЕНТЫ

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора представляют работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Эти документы нужны для исполнения работодателем обязанности по ведению воинского учета. Без них кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (унифицированная форма № Т-2 или № Т-2 ГС (МС)), а значит, не выполнит требования законодательства.

Согласно п. 27-30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:

Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) — для военнообязанных.

На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Причем следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Нужные для учета сведения имеются во всех частях военного билета.

Иногда при приеме выясняется, что у работника не в порядке документы воинского учета:

Утерян или испорчен военный билет;

Нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;

Имеется удостоверение подлежащего призыву, тогда как возраст работника превышает 27 лет;

У призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.

В данном случае у организации при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников документов воинского учета.

Можно, например, вручить работнику уведомление, напоминающее о его обязанности в отношении воинского учета (пример 1). Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена.

ШАГ 2. ЗАПОЛНИТЬ ЛИЧНУЮ КАРТОЧКУ РАБОТНИКА

На основании сведений документов воинского учета необходимо заполнить раздел II личной карточки каждого военнообязанного работника.

Рекомендуем своевременно заполнять личные карточки военнообязанных, так как другие организационные документы кадровая служба сможет оформить оперативно, а внесение записей единовременно во все личные карточки — продолжительное и трудоемкое мероприятие.

Основной документ, регламентирующий порядок организации и ведения воинского учета, — Методические рекомендации. Именно им руководствуются должностные лица военкомата при запросах и проверках ведения воинского учета.

Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, приведен в Приложении № 7к Методическим рекомендациям. Заметим, что требования разнятся:

Для офицеров запаса;

Солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Пункты личной карточки заполняются исходя из сведений, содержащихся в военном билете.

Вариант заполнения раздела II личной карточки приведен в примере 2.

Учет и хранение личных карточек

Нередко организации неправильно хранят личные карточки военнообязанных. Порядок хранения этих карточек определен в Приложении № 7 к Методическим рекомендациям.

Личные карточки должны храниться в запираемом шкафу в следующем порядке (картотеке):

Раздел 1 — личные карточки на офицеров запаса;

Раздел 2 — личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Раздел 3 — личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;

Раздел 4 — личные карточки на призывников.

Как правило, военкоматы просят вести журнал учета личных карточек, по которому при проверке сверяют их наличие.

Специальной формы для журнала не предусмотрено, но военкоматы рекомендуют форму, образец заполнения которой приведен в примере 3.

Законодательство РФ устанавливает обязанность граждан мужского пола проходить военную службу по достижении ими определенного возраста. При этом в нормах предусматриваются определенные процедуры, связанные с регистрацией потенциальных призывников в уполномоченных органах. Ведение воинского учета в России осуществляется в соответствии с ФЗ № 53, Положением, утвержденным правительственным Постановлением №719 от 27.11.2006 г., и прочими нормативными актами. Рассмотрим далее основные правила.

Общие сведения

Воинский учет - это метод обобщения сведений о мобилизационных и призывных ресурсах страны. По общему правилу, он осуществляется по адресу проживания либо пребывания (в отношении лиц, прибывших на территорию МО на период более трех мес.). граждан производится местными комиссариатами или специально созданными комптенетными комиссиями.

Классификация

В законодательстве используется такой термин, как "первоначальный воинский учет". Это действие следует отличать от регистрации лиц в комиссариатах по общим основаниям. Дифференциация указанных процедур осуществляется по:

  1. Кругу субъектов. Первоначальный воинский учет - это регистрация лиц, достигших 17 лет.
  2. Сроку осуществления мероприятий. Регистрация субъектов по общим основаниям может осуществляться в течение всего года. С 1 января до 31 марта проводится первоначальная работа. Воинский учет при этом осуществляется уполномоченными комиссиями, а не комиссариатами.

Деятельность органов

Воинский учет - это юридически значимая процедура. Она предполагает совершение определенных, законодательно закрепленных, действий. В качестве основания для выполнения установленных процедур выступает решение, принимаемое органов, осуществляющим воинский учет. Возраст первичных призывников, как выше было сказано, 17 лет. Для регистрации лицо проходит медосмотр. По его результатам выносится решение о:


Коллизия норм

В соответствии с приведенной выше информацией, лица, которые будут признаны негодными или к службе, не должны ставиться на воинский учет. Однако п. 34 указанного в начале статьи Положения противоречит требованиям ФЗ № 53. Этот акт наделяет комиссию полномочиями по постановке на учет лиц, которые признаны ограниченно годными либо негодными к службе. В данном случае имеет место коллизия норм. По общему правилу, в такой ситуации применению подлежит та, которая предусматривается в более высоком в иерархии актом. Соответственно, п. 34 Положения в указанных случаях не действует.

Спорный момент

Не совсем понятно, как комиссия, разрешающая вопросы, связанные с ограниченно годными и негодными лицами, может принимать в отношении них решения. По положениям 22 статьи (п. 1) ФЗ № 53, призыву подлежат субъекты, обязанные состоять или состоящие на учете. Соответственно, остальные лица не призываются на службу, а комиссия, в свою очередь, не может вынести в отношении них никакого решения. Между тем необходимо сказать, что один субъект может признаваться негодным 31 марта, а 1 апреля уже быть поставленным на учет в рамках тех или иных мероприятий.

Явка по повестке

ФЗ №53 обязывает уполномоченные органы оповещать о необходимости прибыть на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на учет. Извещение об этом осуществляется посредством направления повестки. Если субъект не явился по уведомлению по неуважительным причинам, на него может накладываться административное взыскание. В качестве санкции выступает предупреждение либо штраф.

Медицинское освидетельствование

Его организовывает комиссия, уполномоченная осуществлять воинский учет. В рамках медицинского освидетельствования устанавливается категория годности лица к службе. Здесь следует учитывать один нюанс. Определение той или иной категории при первичном учете не означает, что в процессе призыва она не будет изменена. При решении соответствующего вопроса в рамках освидетельствования заключение о годности субъекта будет оформляться заново.

Документы воинского учета

Они выдаются уполномоченными органами по адресу регистрации лиц. Субъектам, которые зачислены в запас, оформляется военный билет. Лицам, подлежащим призыву, выдают удостоверение с соответствующей записью. При освобождении субъекта, его зачисляют в запас. Соответственно, ему выдают военный билет. Лица, имеющие отсрочку от призыва, в запас не зачисляются. Следовательно, они подлежат призыву. не оформляется таким лицам до зачисления в запас на основании освобождения, достижения 27 лет и пр.

Особенности выдачи

Удостоверение субъекта, подлежащего призыву, предоставляется ему под подспись. Выдача осуществляется в день прохождения освидетельствования для постановки на воинский учет. Бланки оформляются в соответствии с Порядком создания картотеки дел призывников. Выдача билета лицам, зачисленным в запас, производится в десятидневный срок с даты принятия соответствующего решения или получения выписки протокола комиссии. Исчисление осуществляется в рабочих днях. По мнению ряда экспертов, налицо несовершенство формулировки норм о воинском учете. Заполнения бумаг в течение 10 дней может не произойти. Обусловлено это тем, что решение комиссии может не пройти установленную нормами процедуру утверждения. Законодатель предполагал вести отсчет 10-дневного срока с даты его принятия. Однако норма была сконструирована так, что лицо, зачисленное в запас, получило возможность потребовать выдачи билета по окончании указанного периода, даже в случае, если решение комиссии не было утверждено.

Распространенные заблуждения

Существует мнение, что отсутствие у лица препятствует:


Вместе с тем ряд требований присутствует в ТК. Согласно положениям 65 статьи Кодекса, военнообязанные и субъекты, подлежащие призыву, должны предоставить соответствующие документы.

Специфика деятельности

Воинский учет необходимо вести постоянно. Он должен охватывать лиц, находящихся в запасе и субъектов, которые подлежат призыву. Работа системы учета обеспечивается Минобороны, МВД, СВР, федеральной, региональной, местной исполнительной власти, а также организациями, вне зависимости от их правового статуса. Ключевыми требованиями к деятельности по обобщению сведений выступают обеспечение достоверности и полноты данных, отражающих состояние мобилизационных и призывных ресурсов. Учет в организациях координируется Генштабом ВС. Комиссариаты осуществляют плановые проверки учреждений совместно с уполномоченными сотрудниками исполнительных структур региональной и территориальной власти.

Бронирование

Воинский учет в учреждениях должен осуществляться специально назначенными сотрудниками. При этом должны соблюдаться установленные нормы. Они предусматривают:


На каждые следующие 3 тысячи человек предусматривается дополнительно по одному специалисту. Если на предприятии меньше 500 ч., может возлагаться на одного из служащих по совместительству. Расходы, которые связаны со сбором и обобщением сведений, возлагаются на само учреждение. Руководитель должен выделить для сотрудников, осуществляющих , специально оборудованное помещение, оснащенное железными шкафами для обеспечения сохранности материалов. Отдельным категориям сотрудников предоставляется отсрочка от призыва по мобилизации и во время военных действий. Такая работа направлена на обеспечение предприятий трудовыми ресурсами.

Цели и задачи ВУ

Воинский учет направлен на:

  1. Обеспечение выполнения лицами предусмотренных федеральными законодательствами обязанностей.
  2. Определение качественного и количественного состава мобилизационных и призывных ресурсов с целью их эффективного использования при обороне страны.
  3. Проведение плановых мероприятий по подготовке необходимых специалистов из числа лиц, находящихся в запасе, для выполнения работ, связанных с переводом ВС, войск, формирований, органов ВР, ФСБ и пр. с мирного времени на военное и последующего доукомплектования.

Обязанности призывников

Они предусматриваются 10 статьей ФЗ № 53. В соответствии с нормой, призывники должны:


Пояснения

Согласно Правилам постановки и снятия с учета граждан по адресу проживания/нахождения, местом пребывания может являться санаторий, дом отдыха, гостиница, туристическая база, больница, прочее аналогичное помещение, в котором субъект не живет постоянно. Лица, которые прибыли на территорию более чем на 90 дн. для временного нахождения, должны обратиться в уполномоченные органы для регистрации. При этом субъекты на снимаются с учета по месту их постоянного проживания. Регистрация производится в течение трех дней. В качестве места проживания выступает адрес, где лицо преимущественно или постоянно живет как собственник, наниматель помещения или в ином статусе, предусмотренном законом. Это может быть дом, квартира (служебная в том числе), гостиница, общежитие и пр. Лицо, изменившее место проживания, должен не позднее семи дней с даты прибытия по новому адресу явиться в орган, осуществляющий регистрацию. Постановка на учет осуществляется путем проставления соответствующей отметки в паспорте. Лица могут регистрироваться только в одном помещении по месту проживания. Гражданин, покидающий пределы страны, должен сдать в комиссариат удостоверение субъекта, подлежащего призыву. Оно приобщается к делу. При достижении гражданином, пребывающим за пределами страны, 27 лет оно уничтожается.

В законодательстве установлена ответственность за умышленное уничтожение либо порчу документа, выданного комиссариатом. Санкции устанавливаются и за небрежное его хранение, если оно повлекло его утрату. В соответствии с КоАП, субъект привлекается к административной ответственности. Наказание вменяется в виде предупреждения или денежного взыскания. Данные санкции устанавливает ст. 21.7 КоАП.

Все знают, что воинский учет должен вестись в каждой организации, даже если в ней только один военнообязанный. Поэтому, как ни крути, придется сначала организовать воинский учет, если его не было, а затем его осуществлять (вести документацию, сдавать отчеты и т.д.). И пусть штрафы за несоблюдение требований законодательства в области воинского учета небольшие, провоцировать их назначение все же не следует. В статье расскажем работодателям, кто должен осуществлять воинский учет в организации и какие обязанности в этой области установлены, какие работники должны состоять на воинском учете, какие сведения представлять в военкомат и какая ответственность предусмотрена для нарушителей.

Кого учитывать?

Прежде всего отметим, что воинскому учету в организации подлежат призывники и военнообязанные работники. Кто относится к таким лицам - установлено п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) и п. 14 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение).

Призывники - это граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Военнообязанные - это граждане, пребывающие в запасе. К ним относятся:
- уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
- успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки запаса, сержантов, старшин запаса либо солдат, матросов запаса;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на нее;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на нее или не призванные на нее по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно приложению.

К сведению. Женщины, имеющие воинские звания , пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные - до достижения ими возраста 45 лет.

При этом установлены лица, не подлежащие воинскому учету:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности;
- проходящие военную службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
- имеющие воинские звания и пребывающие в запасе Службы внешней разведки и ФСБ.

Документы воинского учета

Документами, подтверждающими постановку на воинский учет, являются:
- военный билет - для граждан, пребывающих в запасе;
- временное удостоверение, выданное взамен военного билета, которое выдается при отсутствии документов, являющихся основанием для выдачи военного билета, или при необходимости проверки их подлинности;
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (ч. 1 ст. 10 Закона N 53-ФЗ, п. 18 Положения);
- справка, выданная взамен военного билета, которая выдается гражданам РФ, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (Приказ Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495).
Согласно п. 30 Положения в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы сотрудники, осуществляющие воинский учет в организациях, проверяют у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами ВС РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).

Примечание. Штамп об отношении к воинской обязанности проставляется на странице 13 паспорта гражданина РФ. Образец штампа установлен в приложении 8 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утвержденным Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее - Рекомендации).

Кроме этого, в силу ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, одним из требований воинского учета является установление военнообязанных и призывников при приеме их на работу.

Обратите внимание! Сведения о принятых на работу граждан, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, должны передаваться в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет. За несообщение об этом ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Порядок организации воинского учета

Порядок ведения воинского учета в организациях, обязанности работников, производящих воинский учет, требования к хранению документов и др. установлены Положением и Рекомендациями.
Начинается организация воинского учета с определения количества сотрудников, которые будут этим заниматься. В силу п. 12 Положения, если количество подлежащих воинскому учету менее 500, то воинский учет осуществляется одним сотрудником, выполняющим эту обязанность по совместительству. Если количество военнообязанных составляет от 500 до 2 000, для осуществления воинского учета необходимо выделить отдельную ставку для одного работника, а если военнообязанных от 2 000 до 4 000, то две. На каждые последующие 3 000 работников выделяется еще по одному освобожденному сотруднику.
Если воинским учетом предстоит заниматься двум и более сотрудникам, для них следует создать отдельное подразделение - военно-учетный стол.

Обратите внимание! Общее количество работников, осуществляющих воинский учет, определяется исходя из количества находящихся на воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения).

Как правило, обязанность по ведению воинского учета возлагается на кадрового работника. Согласно Положению такая работа должна дополнительно оплачиваться. Для этого не обязательно оформлять совместительство, а можно оформить расширение зон обслуживания или увеличение объема работ в порядке ст. 60.2 ТК РФ и с письменного согласия самого работника.
Затем руководитель организации, в силу п. 9 Положения, издает приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе. Форма такого приказа приводится в приложении 4 к Рекомендациям. В приказе указываются состав и обязанности работников по ведению воинского учета.

К сведению. Кандидатуры работников, занимающихся воинским учетом, а также их перемещение и увольнение рекомендовано согласовывать с военкоматом по месту нахождения организации путем направления военному комиссару проекта приказа.

Если работник, осуществляющий воинский учет, временно отсутствует, руководитель организации своим приказом должен назначить на этот участок работы другого сотрудника. При этом документы воинского учета должны быть переданы вновь назначенному лицу по акту (п. 22 Рекомендаций).
В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих в организациях и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организации разрабатывают план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, по форме согласно приложению 17 к Рекомендациям. План также согласовывается с военкоматом.

Обратите внимание! Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года. При проведении контроля проверяются и определяются полнота охвата граждан воинским учетом, качество осуществления воинского учета граждан, достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований Закона N 53-Ф3 и Положения (п. 3 Рекомендаций).

В соответствии с п. 39 Рекомендаций помимо приказа об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе, и плана работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации должен вестись журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ. Форма журнала приводится в приложении 1 к Рекомендациям. Журнал должен быть зарегистрирован, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации.
Кроме этого, в организации должны иметься расписки в получении от работников документов воинского учета, а также справочная информация по воинскому учету и другие необходимые документы.
Особое внимание при проведении воинского учета уделяется личным карточкам военнообязанных работников формы Т-2 и Т-2 ГС (МС). При этом коммерческие организации могут утверждать свою форму личной карточки.
Сведения о воинском учете вносятся в разд. 2 личных карточек. Требования по заполнению этого раздела установлены в приложении 7 к Рекомендациям.
Личные карточки работников, подлежащих воинскому учету, должны храниться отдельно в специальной картотеке, которая состоит из основных четырех разделов (на запаса, на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса, на военнообязанных запаса женского пола и на призывников).
При количестве работников более 500 в картотеке создается пятый раздел. Карточки в картотеке составляются по алфавиту.
Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки.
А при увольнении с работы личные карточки уволенных военнообязанных и призывников изымаются из картотеки организации и сдаются в архив.
В связи с тем, что при осуществлении воинского учета в организации ведется свой документооборот, в том числе приходится хранить соответствующие документы, личные карточки и т.д., работодатель обязан выделить для сотрудников, ведущих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность бумаг.

Обязанности работников, ответственных за воинский учет

Обязанностей у работников, осуществляющих воинский учет, довольно много, и установлены они Положением и Рекомендациями.
Начиная с приема новых работников в организацию, ответственные лица должны, как уже было сказано выше, проверять у них наличие отметок в паспортах об отношении к воинской обязанности, подлинность документов воинского учета, записей в них и отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, а также наличие мобилизационных предписаний.
В случае отсутствия отметок в паспорте следует отправлять запаса, призывников, солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса в военкомат по месту жительства (месту пребывания). Если военкомат в муниципальном образовании отсутствует, указанные лица направляются в орган местного самоуправления (п. 32 Рекомендаций).
Заполнение личных карточек, их ведение и хранение также осуществляются работниками, ведущими воинский учет. При заполнении карточки надо уточнять сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет. В личные карточки также должны вноситься сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания и состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете.
Таким образом, если воинский учет осуществляет не кадровый работник, то личную карточку придется заполнять двум сотрудникам. Определенные неудобства возникают и с хранением: личные карточки военнообязанных должны храниться в отдельной картотеке. Некоторые специалисты предлагают вести для военнообязанных дополнительные карточки воинского учета или вторые экземпляры личных карточек. Однако пока никаких разъяснений по данному вопросу в законодательстве нет.
В обязанности работника, осуществляющего воинский учет, также входит разъяснение гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением, контроль их исполнения, а также информирование граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей.

К сведению. Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военкомата без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с него и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и другие нарушения законодательства о воинском учете влекут для гражданина административный штраф до 500 руб. (ст. 21.5, 21.6 КоАП РФ).

В случае необходимости (а для призывников в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет по месту жительства или пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, ответственные за такой учет сотрудники оповещают работников о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления.

К сведению. Неоповещение работников о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, или необеспечение работникам возможности своевременной явки по вызову по повестке влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Помимо обязанностей, связанных с обеспечением документооборота воинского учета и взаимодействием с военнообязанными работниками, сотрудники, осуществляющие воинский учет, должны информировать военкоматы об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
Кроме этого, ответственные за воинский учет сотрудники должны сдавать в военкоматы:
- сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (по форме, установленной в приложении 9 к Рекомендациям). Срок предоставления таких сведений - две недели;
- данные об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства, здоровья работников, состоящих на воинском учете (по форме приложения 13 к Рекомендациям). Срок предоставления сведений - те же две недели;
- сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, и о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по форме приложения 10 к Рекомендациям). Предоставляются по запросам военкоматов;
- списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста (предоставляются ежегодно в сентябре), а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

К сведению. При составлении отчетности, предусматривающей отражение сведений о составах запаса (воинских званиях) и возрасте (разрядах) работающих в организации граждан, пребывающих в запасе, целесообразно руководствоваться приложением 16 к Рекомендациям.

Военный комиссариат по согласованию с органом исполнительной власти может установить и другие дополнительные сведения, которые необходимо указывать в представляемых организациями сведениях и списках (п. 34 Рекомендаций).
Кроме этого, требуется не реже одного раза в год сверять сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета в военкоматах.

Права работников, состоящих на воинском учете

Законодательством установлены обязанности работодателя по отношению к сотрудникам, состоящим на воинском учете.
В соответствии со ст. 170 ТК РФ и ст. 6 Закона N 53-ФЗ работодатель должен освободить сотрудников, состоящих на воинском учете, от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на нее, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на нее, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы.
Кроме этого, работодатель в соответствии с п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила), должен возместить работнику расходы, связанные:
- с проездом к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно;
- с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на нее, о призыве на военные сборы;
- с прохождением военных сборов;
- с вызовом военным комиссариатом, органом федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на нее, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов.
Расходы, понесенные организацией, компенсируются из федерального бюджета в порядке, предусмотренном данным постановлением. В силу п. 5 Правил выплата компенсации осуществляется на основании представляемых работодателями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих расходы. Такими документами могут быть справка из военкомата, приказ об освобождении сотрудника от работы в связи с прохождением военных сборов, расчет среднего заработка, платежная ведомость и пр.

Подводя итог, еще раз отметим, что обязанность по сбору, хранению, обновлению и передаче в военкомат сведений о военнообязанных сотрудниках установлена законодательством и избежать ее выполнения не получится. При этом в помощь работодателям изданы методические рекомендации и другие нормативные правовые документы. Если же что-то не понятно, работодатель всегда может обратиться за разъяснениями в военкомат по месту нахождения организации.

Л.В. Куревина,
эксперт журнала "Отдел кадров коммерческой организации"

1) приказ "Об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе".

2) план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Указанный план в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, организации разрабатывают в течение года всего календарного года. План должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования.

3) картотеку личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

4) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;

5) расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением N 14 к Методическим рекомендациям).

6) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

7) другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

8) справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

3.20.5 Документы военнообязанных граждан.

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:

1) для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;

2) для военнообязанных запаса - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются личные карточки, являются (п. 25 Методических рекомендаций):

1) для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (такое удостоверение имеет обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписью "Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу");

2) для военнообязанных запаса:

Военный билет (военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписью "Российская Федерация. Военный билет офицера запаса" (обложка военных билетов, изданных до 2000 г., имеет изображение Герба СССР и надпись "Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР" или "Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР"); военные билеты солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов имеют красную обложку с изображением Герба Российской Федерации и надпись "Российская Федерация. Военный билет" (обложка военных билетов, изданных до 1994 г., имеет изображение Герба СССР и надпись "СССР. Министерство обороны. Военный билет");

Временное удостоверение, выданное взамен военного билета. Оно выдается только в целях установления личности отдельных военнообязанных, не имеющих соответствующих документов для оформления и выдачи им военных билетов, при необходимости проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, а также для запроса и получения военных билетов, которые сданы на хранение в военный комиссариат по прежнему месту жительства. Временное удостоверение подписывается военным комиссаром и заверяется гербовой печатью. Временные удостоверения выдаются сроком на один месяц. Военные комиссары могут продлить срок их действия на срок до одного месяца, но общей продолжительностью не более трех месяцев, если соответствующие документы или сведения, необходимые для выдачи военного билета, в течение месячного срока не поступили.

Обратите внимание!
Информация, размещенная в данном разделе, могла устареть. В настоящее время материал находится в стадии обновления.

Федеральным законом (далее по тексту – ФЗ) от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлена обязанность граждан состоять на воинском учёте. Воинский учёт представляет собой форму учёта призывных и мобилизационных людских ресурсов. Порядок осуществления воинского учёта определяют ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. ст. 8 – 10), Положение о воинском учёте, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719, иные нормативно-правовые акты.

Воинский учёт по общему правилу осуществляется по месту жительства или месту пребывания (в отношении граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев) граждан военными комиссариатами. За состояние воинского учёта отвечают военные комиссары.

Следует различать постановку граждан на воинский учёт и первоначальную постановку граждан на воинский учёт . Они различаются:

  • по кругу подлежащих постановке на учёт лиц. Первоначальная постановка осуществляется только в отношении граждан в год достижения ими семнадцати лет;
  • по сроку проведения мероприятий. Если постановка граждан на воинский учёт может осуществляться круглогодично, то первоначальная постановка – только в период с 1 января по 31 марта;
  • по органу, осуществляющему постановку на учёт. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт осуществляется комиссиями по постановке граждан на воинский учёт, а не военными комиссариатами.

В рамках осуществления постановки на воинский учёт военный комиссариат совершает юридически значимые действия – ставит граждан на воинский учёт. В рамках первоначальной постановки на воинский учёт принимается решение комиссии по постановке граждан на воинский учёт. Комиссия, согласно п. 6 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», принимает следующие решения:

  • о внесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе;
  • о внесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе;
  • о постановке на воинский учёт – в отношении всех прочих подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт граждан.

Таким образом, граждане, которым присвоена категория годности «В» или «Д», на воинский учёт ставиться не должны. Между тем, п. 34 Положения о воинском учёте идёт вразрез с требованиями закона и наделяет комиссию по постановке граждан на воинский учёт полномочиями по постановке на воинский учёт граждан, признанных ограниченно годными к военной службе. В условиях коллизии норм права действует та, которая установлена более высоким актом в иерархии нормативно-правовых актов. Следовательно, норма п. 34 Положения о воинском учёте не подлежит применению.

Также непонятно, каким образом призывная комиссия, перед которой ставятся на разрешение вопросы в отношении ограниченно годных и не годных граждан, сможет принять в отношении них какое-либо решение. В силу п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву подлежат лишь граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте. То есть, граждане, не состоящие и не обязанные состоять на воинском учёте, призыву не подлежат, и призывная комиссия не может вынести в отношении них никакого решения. Однако стоит отметить, что один и тот же гражданин может быть признан не годным к военной службе 31 марта комиссией по постановке граждан на воинский учёт, а уже 1 апреля военным комиссариатом поставлен на воинский учёт в рамках различных мероприятий. Таким образом, противоречие, возникшее в силу несовершенства законодательства, снимается.

Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учёт, производится повестками военного комиссариата. Если причины неявки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учёт не являются уважительными, на гражданина может быть наложено административное взыскание: предупреждение или административный штраф в размере от ста до пятисот рублей.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт обязана организовать медицинское освидетельствование граждан и определить категорию годности гражданина к военной службе. Определение гражданину конкретной категории годности при первоначальной постановке на воинский учёт не означает, что при призыве на военную службу гражданину будет определена та же категория годности. При решении вопроса о призыве в рамках медицинского освидетельствования будет вновь выноситься заключение о годности к военной службе исходя из состояния здоровья призывника на день проведения освидетельствования. Разумеется, при постановке на воинский учёт гражданина, подлежащего призыву на военную службу, категория годности не будет определяться дважды: заключение о годности будет дано в ходе проведения одного медицинского освидетельствования.

При постановке гражданина на воинский учёт выдаётся документ воинского учёта. Для граждан, зачисленных в запас, таким документом является военный билет, а для подлежащих призыву – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Если призывник освобождён от призыва на военную службу, то его зачисляют в запас и выдают военный билет. Призывник, имеющий отсрочку от призыва, не зачисляется в запас, а потому подлежит призыву. Ему военный билет не выдаётся до зачисления в запас в связи с освобождением от призыва, достижением 27-летнего возраста и т.п. Утверждение организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» о том, что «удостоверение утрачивает свою силу после достижения 18-летнего возраста» , ошибочно и не должно вводить в заблуждение.

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, согласно п. 17 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 400 от 2 октября 2007 года (далее по тексту – Инструкция от 2 октября 2007 года), выдаётся гражданину под личную роспись в день прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учёт.

Согласно п. 12 Порядка формирования картотеки личных дел призывников (приложение № 9 к Инструкции от 2 октября 2007 года), выдача военного билета гражданам, зачисленным в запас, осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта РФ. Очевидно, что законодатель предполагал производить отсчёт десяти рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией субъекта РФ, но сконструировал норму так, что предоставил гражданину, зачисленному в запас решением призывной комиссии, требовать выдачи военного билета по истечение 10 рабочих дней со дня принятия указанного решения, даже если решение не прошло установленную процедуру утверждения. Налицо несовершенство юридической техники.

Отсутствие у гражданина документа воинского учёта, вопреки распространённому заблуждению, не препятствует:

  • Регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Изначально Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, содержали требования о предоставлении при регистрации по месту жительства документа воинского учёта. Однако Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 года № 599 эти требования были отменены.
  • Поступлению в государственные ВУЗы, учреждённые федеральными органами исполнительной власти. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления при поступлении, дан в разделе IV Порядка приёма граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2009 года № 442. Согласно указанному нормативному акту, предоставление документа воинского учёта может осуществляться лицами, проходившими военную службу по призыву и уволенными с военной службы, имеющими право в течение года после увольнения с военной службы использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.
  • Получению или замене паспорта гражданина РФ. Пункты 34.5., 35.4. Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учёту паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, утверждённого Приказом ФМС России от 7 декабря 2009 года № 339, обязывает граждан, имеющих военный билет, представить его в соответствующий орган или подразделение Федеральной миграционной службы России, но не обязывает делать это лиц, не имеющих военного билета. Требование о предоставлении удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, Административным регламентом не заявляется.
  • Получению так называемого загранпаспорта. Согласно п. 34 Административного регламента ФМС по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, и по исполнению государственной функции по их учёту, утверждённого Приказом ФМС России от 3 февраля 2010 года № 26, проживающие на территории РФ лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу, представляют в соответствующие подразделения ФМС либо военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву, либо справку военного комиссариата по месту жительства.

При этом документ воинского учёта необходим при поступлении на работу по трудовому договору – военнообязанным и лицам, подлежащим призыву на военную службу (ст. 65 Трудового кодекса).

Призывники, согласно ст. 10 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязаны:

Данный перечень обязанностей не является исчерпывающим.

По мнению автора, первоначальная постановка на воинский учёт не имеет практического смысла и является рудиментом законодательства. Представляется, что в ходе эволюции отечественной правовой системы этот пережиток прошлого будет изъят из законодательства.

Виленская Е.Ю., Полякова Э.М., Подольский С.А. Защита прав призывника. Издание 10-е, переработанное. – СПб, 2002, с. 61, с. 63.

Указанные сроки были установлены Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2004 года № 825. Ранее действовавшая редакция Правил… обязывала гражданина обращаться в орган регистрационного учёта в 3-дневный срок со дня прибытия к месту временного проживания. Таким образом, законодательно закреплено право гражданина на проживание в помещении, не являющимся местом постоянного проживания, без регистрации по месту пребывания в течение 90 дней

Поделиться: