Положения о воинском учете. Положение "о воинском учете"

Любой организации, которая имеет наёмных работников, необходимо знать, что именно нужно для ведения воинского учёта. Каких правил надо придерживаться во время работы? Как выглядят образцы заполнения документов, актуальные в 2017 году? Ответы на эти и другие вопросы, пошаговая инструкция введения воинского учёта.

Ведение воинского учёта и бронирование в организации и ИП с сотрудниками

Воинский учёт представляет собой определённую систему, в которой отмечаются все граждане, попадающие под призывной возраст. Данные содержатся в специальной картотеке, которая при необходимости обновляется. Воинский учёт позволяет своевременно отслеживать информацию о призывниках, а также помогает находить уклонистов от воинской повинности. Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учёта, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и Положение о воинском учёте, утверждённое постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Глобально этим вопросом занимаются военные комиссариаты. Но организации тоже обязаны вести воинский учёт.

Кто считается военнообязанным

Под воинский учёт попадают следующие категории граждан (в соответствии с законом № 53-ФЗ):

  • уволенных из армии в запас;
  • тех, кто имел отсрочку вплоть до 27 лет;
  • тех, кто выбрал альтернативную службу;
  • женщин, которые имеют военные специальности;
  • всех лиц мужского пола в возрасте от 17 до 27 лет.

ИП должны вести учёт в случае, если нанимают на работу военнообязанных сотрудников.

Лица, ответственные за организацию и ведение учёта

Есть положение №719, в котором регламентируется, сколько специалистов должно заниматься отслеживанием воинского учёта в организации. В отдельных случаях появляется необходимость создать структурное подразделение, которое занималось бы данными вопросами. Оно называется военно-учётный стол. Важно понимать, что оно создаётся в случае, если в организации работает более пятиста сотрудников. Если менее, то этим вопросом может заниматься всего лишь один работник. Чтобы назначить определённого сотрудника ответственным за воинский учёт, работодатель должен издать соответствующий приказ.

Как организовать и вести воинский учёт: пошаговая инструкция и образцы документов

Порядок введения воинского учёта на предприятии следующий:

  • издание приказа об организации воинского учёта;
  • составление годового плана;
  • создание и ведение базы данных военнообязанных сотрудников;
  • прохождение проверки уполномоченным от военкомата.

Приказ

Первый документ - приказ об организации воинского учёта. С ним обязательно должны ознакомиться военный комиссар, ответственные лица из отдела кадров. Все они ставят на приказе свою подпись.

Годовой план

Далее составляется годовой план работы по воинскому учёту. Требования: обязательно должны указываться наименование мероприятия, срок исполнения, должность ответственного лица, отметка о выполнении. План согласовывается с районным военкоматом, к которому предприятие приписано территориально. Соблюдение контролируется его уполномоченным представителем.

План включает в себя:

  • постановку на воинский учёт принятых сотрудников;
  • снятие с учёта работников, уволенных из организации, вышедших в запас или проходящих военную службу;
  • составление и ведение личных карточек военнообязанных сотрудников;
  • сверку информации с данными военкомата;
  • выявление лиц, нарушающих законы о воинской службе и учёте;
  • отправка сведений о сотрудниках в военкомат;

Проверка воинского учёта в организациях

Ежегодно сведения военно-учётного стола должны сверяться с данными военкомата. По итогам составляется акт и ведётся журнал проверок воинского учёта и других необходимых документов. В нём обязательно должны указываться дата проверки, должность и ФИО проверяющего, итоги и решение начальства.

Ответственность за нарушения процедуры

Поскольку ведение подобного учёта является прямой обязанностью организации, то за её несоблюдение применяются штрафы. Они могут быть введены в следующих случаях:

  • непредставление сведений о военнообязанных работниках, в том числе о потенциальных призывниках, в установленные сроки (ст. 21.1, 21.4 КоАП РФ);
  • неоказание содействия в явке работника по повестке в военкомат в указанный срок (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • несообщение изменившихся сведений по военнообязанным гражданам, к примеру, если кто-либо переехал жить в другой регион и т. д. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Ниже представлены возможные штрафы за нарушение процедуры воинского учёта:

  1. За нарушения в области воинского учёта для ответственных лиц предусмотрена административная ответственность. Так, непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учётную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, влечёт наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
  2. Неоповещение этими же лицами граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
  3. Если данные лица не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, сведения о принятых на работу (учёбу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте, это влечёт наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Видео: вебинар о воинском учёте в организации

Воинский учёт - это система, в которой отмечаются все военнообязанные граждане, работающие на предприятии. Он позволяет своевременно отслеживать информацию о призывниках, а также находить уклонистов от воинской повинности. Чтобы назначить определённого сотрудника ответственным, работодатель должен издать соответствующий приказ. Ежегодно сведения военно-учётного стола сверяются с информацией из военкомата. Учёт является прямой обязанностью организации. Если при проверке выявится, что он не ведётся, может быть выписан штраф.

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ). Цель воинского учета - обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (п. 2 Положения Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2019. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2019 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 19 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2019 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения

  • призывники;
  • военнообязанные.
Призывники Военнообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе Граждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2);
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностей Виды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

Вид правонарушения Величина штрафа Основание
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет от 300 до 1 000 рублей ст. 21.1 КоАП РФ
Несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет от 500 до 1 000 рублей

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ

(ред. от 01.08.2018)

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о воинском учете.

2. Министерству обороны Российской Федерации и Министерству внутренних дел Российской Федерации в I полугодии 2007 г. привести в соответствие с настоящим Постановлением ведомственные нормативные правовые акты.

3. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092.

4. Признать утратившими силу:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541 "Об утверждении Положения о воинском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 192);
  • пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 599 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 34, ст. 3294);
  • пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 91 "Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 7, ст. 654);
  • пункт 34 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269);
  • пункт 21 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 51 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 8, ст. 663);
  • пункт 14 изменений, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 847 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст. 297).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 ноября 2006 г. N 719

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ

  • II. Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления
  • III. Порядок осуществления воинского учета в организациях
  • IV. Особенности первоначальной постановки граждан на воинский учет
  • V. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Настоящая инструкция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами 1996 года №61-ФЗ "Об обороне" 1998 года №53 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", 1997 года №31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №1541 "Об утверждении Положения о воинском учете" и целях оказания помощи организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее именуются организации), в ведении воинского учета.
В инструкции приведены основные положения ведения воинского учета граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) в организациях.

1. Общие положения
Подвоинским учетом в Российской Федерации понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Функционирование системы воинского учета в Российской Федерации обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.
Основными требованиями предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Координацию работы по ведению воинского учета граждан в организациях осуществляет Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации,
Плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учёта, осуществляют военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Граждане и должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету, установленных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными целями и задачами воинского учёта являются:

обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе " О мобилизационной подготовке и мобилизации б Российской Федерации";
документальное отражение сведений воинского учёта о гражданах, состоящих на воинском учёте.
Воинскому учёту подлежат граждане:
- мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе. Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учёт осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учёт:
- женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, после получения ими военно-учётной специальности. Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет определен в приложении к Положению о воинском учете.

Не- подлежат воинское учету граждане:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности:
- проходящие военную службу или альтернативную- гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
(Федеральный закон воинской обязанности и военной службе" статья 5, пункт 1):.
Воинский учет подразделяетсяна общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются* за организациями на период мобилизации на военное время.



* Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах честного самоуправления и организациях утверждена постановлением Межведомственной комиссией по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 г. №144)
Обязанности граждан по воинскому учету изложены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года " О воинской обязанности и военной службе" п в "Положении о воинском учете", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1541 (приложение № 1)
Лицам, подлежащим призыву на военную службу, военными комиссариатами выдаютсяудостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, а гражданам, пребывающим в запасе,военные билеты ( временные удостоверения, выданные взамен военных билетов).
Граждане, пребывающие, в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.

II. Основные положения по ведению воинского учета в организациях
Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе на основании Положения о воинском учёте в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:
при наличии ни воинском учете от 500 до 2000 граждан- 1 освобожденный работник, от 2000 до 4000 граждан-2 освобожденных работника, от 4000 до 7000 граждан.
- 3 освобождённых работника и на каждые последующие 3000 граждан – ещё по одному освобождённому работнику.

При наличии на воинском учете менее 500 граждан, работа по ведению воинского учета и бронированию граждан может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников организации.
Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.
Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.
Персональный состав и функциональные обязанности работников но ведению воинского учета и бронированию граждан определяется приказом руководителя организации.
Назначение, перемещение и увольнение работников, занимающихся воинским учетом и бронированием граждан, проводится по согласованию с военным комиссариатом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, руководитель организации приказом назначает другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребыва-ющих в запасе, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2). Перед подписанием акта наличие бланков специального учета (форма № 4), числящихся за организацией, сверяется сданными военного комиссариата.
Воинский учет граждан ведется по личной карточке работника (форма.№Т-2) или личной карточке государственного служащего (форма № Т-2 ГС), утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел 2 личной карточки формы № Т-2 являются:
- для граждан, пребывающих в запасе. - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
- для граждан, полулежащих призыву на военные службу, - удостоверение гражданина. подлежащего призыву на военную службу.
III. Обязанности ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций

а) При приеме граждан на работу (учебу);
1. Проверять у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу
Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями "Российская Федерация. Военный билет офицера запаса" (обложка военных билетов, изданных до 2000 года, имеет изображение Герба СССР и надписи "Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооружённых Сил СССР” или "Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР").
Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) имеют красную обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями -"Российская Федерация. Военный билет" (обложка военных билетов, изданных до 1994 года, имеет изображение Герба СССР и надписи " СССР. Министерство обороны. Военный билет”).
Временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, подписываются военным комиссаром и заверяются гербовой печатью военного комиссариата, в котором гражданин, пребывающий в запасе, состоит на воинском учете.
Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеет обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписи “Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу”.
Проверяется наличие указанных документов, их соответствие паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее идентичность владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того и срок действия.. При обнаружении в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) или удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу, неоговорённых исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения документов воинского учета. При приеме данных документов гражданам выдается расписка (приложение№2).
2. Установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете. Проверяется наличие отметки о приеме на воинский учет:
в военном билете офицера запаса - запись в пункте 20 "Отметки о приеме и снятии с воинского учета", заверенная подписью должностного лица н гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата (стр. 27-31);

В военном билете солдата (матроса);, сержанта (старшины), прапорщика (мичмана)-штамп военного комиссариата или административного органа в графе "Принят" разделах IX “Отметки о приёме и снятии с воинского учёта” (стр.21-24):

В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - штамп военного комиссариата в графе “Принят на воинский учёт” раздела II “Приём на воинский учёт и снятие с воинского учёта” (стр.2,3):

3. В случаях отсутствия отметки о постановке на воинский учёт, направить граждан, подлежащих постановке на воинский учёт:
офицеров запаса и граждан, подлежащих призыву на военную службу в военный комиссариат по месту жительства:
прапорщиков мичманов, сержантов, солдат н матросов запаса - в военный комиссариат по месту жительства, а проживающих п населенных пунктах, где нет военных комиссариатов. - в орган местного самоуправления.
4. Заполнить раздел II “Сведения о воинском учете" личной карточки работника (форма №Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма № Т-2 ГС)” соответствии с правилами, изложенными в приложении № 3.
5. Вложить личные карточки (формы №Т-2 или № Т-2 ГС) на принятых на работу граждан в соответствующий раздел отдельной картотеки:
первый - личные карточки на офицеров запаса;
второй - личные карточки на прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса:
- третий - личные карточки на граждан, пребывающих в запасе, женского пола;
- четвертый - личные карточки на граждан, подлежащих призыву на военную службу.
6. Сообщить в 2-недельный срок в военные комиссариаты по месту жительства граждан о всех принятых на работу (учебу) гражданах, пребывающих в запасе, и гражданах, подлежащих призыву на военную службу.
В сообщении указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи н место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, а кроме того полное наименование организации, её адрес и номера телефонов отдела кадров.
Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливаться и другие сведения, оказываемые в данном сообщении.
Б) В течение календарного года:
1. Обеспечивать полноту и качество воинского учета граждан. пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в организациях (в образовательных учреждениях).
2. Сверять не реже одного раза в год сведения о воинском зачете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов. - с учетными данными органа местного самоуправления.
Дата сверки устанавливается военным комиссариатом по месту нахождения организации. В ходе сверки уточняются пункты раздела II “Сведения о воинском учете”, а также следующие данные граждан:
фамилия, имя н отчество;
дата рождения;
место рождения;
образование;
должность (профессия);
семейное положение и состав семьи;
домашний адрес.

До начала сверки указанные данные уточнить по документам воинского учета граждан, соответствующим документам организации и при личном общении с гражданами.
Отметка о проведении сверки производится путем проставления простым карандашом даты сверки и подписи должностного липа (работника) организации (дата указывается тремя парами арабских цифр: например "11.05.01 г. Иванова"), ответственного за воинский учет, в пункте" Наименование военного комиссариата по месту жительства" раздела 2 личной карточки. По завершении сверки 100% личных карточек работником, осуществляющим воинский учет, в военном комиссариате (в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов - в органах местного самоуправления) производится запись н журнале проверок состояния воинского учёта и бронирования граждан (приложением 4).
Для сверки учётных: сведений личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС с- учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах, разрешается отправлять списки граждан, пребывающих в запасе, с указанием данных раздела 2 личной карточки (формы № Т-2 или № Т-2 ГС). Второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течении года. Отметка о проведении сверки проставляется сказанием даты и исходящего номера списка, например "21.05. 01 г. №315 Иванова"
3. Направлять в 2-недсльный срок по запросам военных, комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
4. Своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время, в порядке, определённом Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
5. Ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16- летнего возраста, а до1 ноября - списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (приложение №5).
6. Оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат.
7. Обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты.
8. Направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.
9. Направлять в военный комиссариат по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих специальности в соответствии с приложением № 8 для постановки на воинский учет.
Оформление к выдача военных билетов гражданам женского пола, получившим ВУС в ходе обучения в образовательных учреждениях, профессионального образования на курсах, в других учреждениях и организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе, производится военным комиссариатам, на территории которого находятся указанные учреждения и организации, на основании списков (приложение №9).
10. В личных карточках формы №Т-2 и №Т-2 ГС граждан. достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, в пункте 8 раздела 2 производить отметку "снят с воинского учёта по возрасту " или "снят с воинского учета по состоянию здоровья".
Отметка производится на основании записи, сделанной в военном комиссариате:
в военном билете офицера запаса - в пункте " 21. Отметка об освобождении от исполнения воинской обязанности" (стр.32);
в военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) - в разделе " X. Отметки об освобождении от исполнения воинской обязанности (стр.26).
Предельный возраст пребывания гражданина в запасе указан в приложении № 10.
Личные карточки формы № Т-2 и № Т-2 ГС на заказанных граждан изымаются из картотеки граждан, пребывающих в запасе.
в) При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений):
1. Сообщать в 2- недельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах:, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений).
2. Изымать из картотеки и сдавать в архив личные карточки формы № Т-2 и № Т-2 ГС уволенных (отчисленных из образовательных учреждении) граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

IV. Документы по ведению воинского учета в организациях:
Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями.
В каждой организация (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны разрабатываться (вестись):
1. Приказ "Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе" (приложение № 11),
2. План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение № 12).
3. Картотека Личных карточек формы № Т-2 и № Т")2 ГС") на граждан, пребываюших в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
4. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
5. Расписки в приеме документов воинского учета (приложение М? 2).
6. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в, организации.
7. Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организации.
8. Справочная информация по обязанностям граждан по воинскому учёту, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Ведение воинского учета в организациях может осуществляться в совмещенной с военными комиссариатами Автоматизированной Системе Управления "Зарница-М" (приложение №13).

Приложение №1.

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧКТУ.
МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

1. Обязанности гражадан по воинскому учету

Граждане, полулежащие воинскому учету, обязаны:
состоять па воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а внаселенном пункте, где нет военных комиссариатов - в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных органах:
явиться в установленные время и место но вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе:
при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в 2-недельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
сообщить в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, “места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания, либо возвращении в Российскую Федерацию;
бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; в случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет. по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.")
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.
3. Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.
4 Граждане (кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу, и офицеров запаса) для постановки на воинский учет ^ снятия с воинского учета сдают военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного Билета) должностному лицу, ответственному за регистрацию граждан, в военном комиссариате. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, граждане для постановки на воинский учёт или снятия с воинского учета прибывают в орган местного самоуправления.
5. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановкн на воинский учет и снятия с воинского зачета н офицеры запаса обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и иного места жительства или места временного пребывания.
6. В паспорте гражданина Российской Федерации военным комиссариатом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.
II. Обязанности граждан по мобилизационной подготовке и мобилизации
1. В целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации граждане обязаны:
являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения а период мобилизации и в военное время;
выполнять требования, изложенные в попорченных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров.
2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке,
3. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов района или города (а городах без районного деления).
4 Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время многие организации игнорируют требование о ведении воинского учета, поскольку штрафы за неисполнение этой обязанности незначительны. Некоторые выполняют требования воинского учета лишь частично, например только собирают необходимые документы и хранят их, не предоставляя при этом никакой информации в военное ведомство. Однако и в первом, и во втором случае можно столкнуться с риском административных санкций, так как законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

ВЕСТИ ЛИ ВОИНСКИЙ УЧЕТ?

То, что воинский учет вести обязательно, установлено в следующих нормативных актах:

Ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 61-ФЗ);

Ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в ред. от 22.02.2017; далее — Федеральный закон № 31-ФЗ);

Ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон № 53-ФЗ);

П. 1 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, в ред. от 29.12.2016; далее — Положение);

Ответственность за отсутствие воинского учета

За недостатки в ведении воинского учета может наступить административная ответственность.

Так, согласно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф за несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо уволенных с работы военнообязанных гражданах составляет от 300 до 1000 руб.

Компании не воспринимают такой штраф серьезно, поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести его частично (например, только заполнять раздел о воинском учете в личных карточках).

Однако если в организацию поступит запрос из военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством, воинский учет вести придется. Если требования военкомата будут проигнорированы, последуют уже другие взыскания:

Штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

Штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений (информации), предусмотренных законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

Штраф от 10 000 до 20 000 руб. на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (ст. 19.5 КоАП РФ).

Нужно заметить, что в п. 6 ст. 1, ст. 3, п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ, подп. «а» и «б» п. 32 Положения нет упоминания о том, что индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять такие сведения о гражданах, принятых на работу. Поэтому риск привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности за отсутствие воинского учета минимален .

Кто подлежит воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения воинскому учету подлежат граждане Российской Федерации:

Мужчины от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе (призывники);

Граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), в том числе не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или прошедшие альтернативную гражданскую службу.

Не подлежат воинскому учету, согласно п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23Федерального закона № 53-ФЗ, следующие граждане:

Освобожденные от исполнения воинской обязанности (в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья);

Проходящие военную службу;

Отбывающие наказание в виде лишения свободы;

Женщины, не имеющие военно-учетной специальности;

Постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

Рассмотрим ситуацию, в которой ведение воинского учета стало для организации насущным вопросом в связи с обращением военкомата: необходимо оформить документы таким образом, чтобы не вызвать нареканий и тем более штрафов со стороны военного ведомства.

ШАГ 1. РАБОТНИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДОКУМЕНТЫ

Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора представляют работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Эти документы нужны для исполнения работодателем обязанности по ведению воинского учета. Без них кадровая служба не сможет заполнить раздел II личной карточки (унифицированная форма № Т-2 или № Т-2 ГС (МС)), а значит, не выполнит требования законодательства.

Согласно п. 27-30 Положения воинский учет граждан ведется по личным карточкам работников, которые заполняются на основании документов воинского учета:

Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета) — для военнообязанных.

На практике отдел кадров снимает с них копии и хранит в личных делах работников. Причем следует не только снимать копии с первого разворота документов (как ошибочно поступают в некоторых организациях), но и копировать все заполненные страницы. Нужные для учета сведения имеются во всех частях военного билета.

Иногда при приеме выясняется, что у работника не в порядке документы воинского учета:

Утерян или испорчен военный билет;

Нет отметки о постановке на учет в военкомате по месту регистрации;

Имеется удостоверение подлежащего призыву, тогда как возраст работника превышает 27 лет;

У призывника с удостоверением отсутствует отсрочка от призыва.

В данном случае у организации при ведении воинского учета и проверке военкомата могут возникнуть проблемы, поэтому следует проявить настойчивость при истребовании у работников документов воинского учета.

Можно, например, вручить работнику уведомление, напоминающее о его обязанности в отношении воинского учета (пример 1). Форма такого уведомления законодательством не предусмотрена.

ШАГ 2. ЗАПОЛНИТЬ ЛИЧНУЮ КАРТОЧКУ РАБОТНИКА

На основании сведений документов воинского учета необходимо заполнить раздел II личной карточки каждого военнообязанного работника.

Рекомендуем своевременно заполнять личные карточки военнообязанных, так как другие организационные документы кадровая служба сможет оформить оперативно, а внесение записей единовременно во все личные карточки — продолжительное и трудоемкое мероприятие.

Основной документ, регламентирующий порядок организации и ведения воинского учета, — Методические рекомендации. Именно им руководствуются должностные лица военкомата при запросах и проверках ведения воинского учета.

Порядок ведения и хранения личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, приведен в Приложении № 7к Методическим рекомендациям. Заметим, что требования разнятся:

Для офицеров запаса;

Солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Пункты личной карточки заполняются исходя из сведений, содержащихся в военном билете.

Вариант заполнения раздела II личной карточки приведен в примере 2.

Учет и хранение личных карточек

Нередко организации неправильно хранят личные карточки военнообязанных. Порядок хранения этих карточек определен в Приложении № 7 к Методическим рекомендациям.

Личные карточки должны храниться в запираемом шкафу в следующем порядке (картотеке):

Раздел 1 — личные карточки на офицеров запаса;

Раздел 2 — личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;

Раздел 3 — личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;

Раздел 4 — личные карточки на призывников.

Как правило, военкоматы просят вести журнал учета личных карточек, по которому при проверке сверяют их наличие.

Специальной формы для журнала не предусмотрено, но военкоматы рекомендуют форму, образец заполнения которой приведен в примере 3.

Поделиться: