Статья 292 часть 1. Теория всего


1. С объективной стороны служебный подлог характеризуется:
а) внесением должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений;
б) внесением теми же лицами в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.
2. Официальным документом признается письменный акт, удостоверяющий событие или факт, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия.
Предметом служебного подлога является не только официальный документ, в который вносятся указанные сведения либо исправления, но и вновь изготовленный письменный официальный акт с ложными сведениями, удостоверяющими событие или факт (листок нетрудоспособности, диплом, трудовая книжка и т.д.).
Служебный подлог может быть совершен не только в официальных документах, исходящих от того или иного государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, а также соответствующего органа либо учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, но и в документах, поступивших в названные органы и учреждения (доверенности, расписки, договоры, акты ревизий и т.д.).
3. Конкретные действия по подлогу официальных документов заключаются в изменении их содержания путем приписки слов, сведений, названий органов и учреждений, изменения текста, номера, даты, внесения исправлений путем подчистки, удаления части текста с внесением вместо него нового текста и т.д.
4. Данное преступление считается оконченным с момента совершения указанных в комментируемой статье действий независимо от того, был ли использован по назначению подложный официальный документ или нет.
5. Использование указанным в комментируемой статье лицом изготовленного им подложного официального документа при совершении иного преступления (например, хищение чужого имущества путем мошенничества) следует квалифицировать по совокупности соответствующих преступлений.
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 31.03.61 N 2 должностные лица, выдавшие частному лицу заведомо подложные документы, дающие право на получение государственной пенсии, в целях обращения в свою пользу полностью или частично полученных на основании этих документов денежных средств, должны нести ответственность по совокупности - за хищение и служебный подлог.
6. Субъектами служебного подлога могут быть должностные лица, а также государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами. В случае подделки официального документа частным лицом ответственность наступает по ст. 327 УК.
7. Выдача заведомо подложных документов, дающих право на получение государственной пенсии с целью содействия частному лицу в незаконном получении пенсии при отсутствии у должностного лица корыстной заинтересованности (что не исключает наличия у него иной личной заинтересованности), должна квалифицироваться как пособничество в хищении и как служебный подлог.
8. Служебный подлог совершается из корыстной или иной личной заинтересованности. Конкретные мотивы данного преступления аналогичны мотивам иных должностных преступлений.
9. Деяние, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено только с прямым умыслом. При отсутствии у должностного лица умысла (например, подписание подложного документа либо внесение в официальный документ не соответствующих действительности сведений по небрежности) содеянное может быть квалифицировано, при наличии к тому оснований, как халатность.
Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 292. Служебный подлог.

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Комментарий к статье 292
Объектом данного преступления является нормальная деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы в органах местного самоуправления. Родовым объектом посягательства являются интересы государственной службы Российской Федерации, субъекта Федерации или системы органов местного самоуправления. Однако система органов местного самоуправления в силу положений ст. 12 Конституции РФ действует самостоятельно и независимо от государственных органов управления. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо разграничение конкретных и непосредственных объектов посягательства.
Служебный подлог как преступление против государственной власти отличается от всех других преступлений, предусмотренных главой 30 УК, прежде всего своим субъектным составом. Так, только при совершении служебного подлога его субъектом может быть как должностное лицо, так и государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
Недопустимо смешивать понятия "объект посягательства" и "предмет преступления". Предметом преступления по большей части называют вещественные доказательства, это скорее всего уголовно-процессуальное понятие. В ст. 81 УПК РФ прямо сказано о вещественных доказательствах как предметах, которые послужили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления. Имеется ссылка на объект преступных действий, однако само понятие этого объекта нуждается в уточнении. Например, изменения внешнего вида предмета непосредственным воздействием на него преступного события носят название "улики", улики события, а часто и виновности как непосредственного продукта преступления, указывающего на него как на свою причину. На это указывал в свое время видный дореволюционный процессуалист И.Я. Фойницкий. (Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. СПб.: Изд-во "Альфа", 1996. С. 304.)
Предметом рассматриваемого преступления следует считать не просто материальные носители информации, письменные акты федеральных органов государственной власти и государственного управления субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных учреждений. Эти письменные акты должны быть официальными документами. Последние должны отвечать следующим требованиям.
Первое. С фактической стороны эти официальные документы должны удостоверять определенные факты или события, имеющие юридическое значение. Это могут быть различного рода также и запреты, разрешения и др. Второе. Официальный документ должен иметь определенные реквизиты, т.е. обладать соответствующей формой: бланк, штамп, печать, входящие и исходящие номера, дата, наименование должности и подпись надлежащего управомоченного лица. При этом следует отметить, что фирменный бланк может как таковой отсутствовать. Самое основное в официальном документе - это подпись надлежащего должностного лица и (или) служащего, а также печать или штамп.
Объективная сторона данного преступления состоит из двух форм:
1) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений;
2) внесение в эти документы исправлений, искажающих их действительное содержание.
По способу исполнения подлог может быть как материальным, так и интеллектуальным. Материальный подлог выражается в разных способах подделки, подчистки, вытравливанием первоначального текста и др. Интеллектуальный подлог выражается в изготовлении изначально ложного, фальсифицированного документа.
Немаловажным моментом в служебном подлоге является установление факта и (или) события преступления. В частности, надо установить: откуда исходит официальный документ? Обладал ли субъект данного состава преступления полномочиями (как соответствующее лицо) по подписанию какого-либо официального документа? Если такие полномочия у лица отсутствовали либо он подделывает неофициальный документ, состав преступления (ст. 292) отсутствует. Речь может идти о квалификации таких действий по ст. 327 УК, возможна и конкуренция ст. 292 и 327 УК.
Представляется, что по законодательной конструкции служебный подлог - формальный состав преступления. Он не требует непременного наступления каких-либо вредоносных последствий, а для его окончания достаточно внесения в официальный документ заведомо ложных сведений или каких-либо исправлений. Направление подложного документа в ту или иную инстанцию, вручение его гражданину, а равно иное использование лежат за пределами данного состава преступления. Причинение какого-либо вреда такими действиями и его размер могут быть учтены при назначении наказания.
Служебный подлог по своей субъективной стороне характеризуется наличием со стороны виновного только прямого умысла. На это прямо указано в диспозиции уголовного закона, где говорится о заведомости действий субъекта. Помимо этого, обязательным признаком субъективной стороны, применительно к данному преступлению, является корыстная или иная личная заинтересованность.
Корыстная заинтересованность включает в себя стремление лица получить незаконную, безвозмездную прибыль или выгоду имущественного характера для себя лично или близких для него людей. Иная личная заинтересованность может выражаться в многообразных действиях и нередко представлять собой оценочное понятие, которое порой судам необходимо очень тщательно мотивировать. Это может быть кумовство, карьеризм, желание угодить начальнику, надежда на оказание взаимной услуги в будущем и т.д. (см. ст. 285 УК).
Закон не оговаривает вопроса о цели фальсификации лицом официального документа. Подлог все же может преследовать цель будущего: использование фальсифицированного документа для совершения другого преступления. В этом варианте виновный должен нести ответственность одновременно и за приготовление к совершению тяжкого (особо тяжкого) преступления.
У рассматриваемого состава могут быть конкурирующие преступления, что может представлять определенную трудность для правоприменителя. Особенно актуальна эта проблема, когда субъектом выступает должностное лицо. Так, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) возможно и путем служебного подлога, но в этом случае необходимо наличие последствий, указанных в диспозиции данной нормы, поскольку этот состав сформулирован законодателем как материальный. Для наличия преступления, предусмотренного ст. 286, помимо названных последствий необходимым элементом является превышение должностных полномочий.
Представляется, что наиболее сложным будет отграничение подлога от получения взятки. Действия взяткодателя иногда могут выражаться и в служебном подлоге. Сомнений не вызывает и тот случай, когда такие действия осуществляются в "иной личной заинтересованности". Что касается корыстного характера действий должностного лица, то могут возникнуть вопросы о квалификации по совокупности преступлений. Думается, что в таких случаях следует руководствоваться положениями ч. 3 ст. 17 УК, где сказано: если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме. Преступление, предусмотренное ст. 292 УК, если оно совершается должностным лицом при обстоятельствах, указанных в диспозиции ст. 290 УК, следует квалифицировать по данной норме.
В следственно-судебной практике важно исключить возможность ошибок при квалификации преступлений. Уместно привести следующий показательный пример. Некий Г., старший специалист органа самоуправления, за изготовление подложного документа за деньги был привлечен к уголовной ответственности за получение взятки. Однако еще в ходе предварительного следствия выяснилось, что он выполнял фактически вспомогательные функции и готовил документы по письменным резолюциям своего начальства. В этом смысле его работа носила чисто технический характер делопроизводителя. Должностная инструкция на него изобиловала пунктами об осуществлении им контроля в различных сферах, что и дезориентировало правоохранительные органы. В действительности Г. никакого контроля не осуществлял и никакими функциями должностного лица не наделялся. Таким образом, впоследствии его действия были квалифицированы по ст. 292 УК РФ. Данный пример наглядно показывает, что рассматриваемая норма в основном направлена на пресечение уголовно-правовыми средствами коррупции среди служащих. Действия должностных лиц квалифицируются, как правило, по этой норме, если деяние совершено из "иной личной заинтересованности", без превышения полномочий и не повлекло существенного вреда правоохраняемым интересам.
Норма ст. 292 УК специфична в основном для служащих как субъектов преступления. Для должностных лиц она является общей к другим специальным составам преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. У всех этих преступлений существует единый общий объект посягательства. Как уже отмечалось, применительно к служебному подлогу общим составом является преступление, указанное в ст. 327 УК РФ.
Иное дело, когда путем служебного подлога или с его использованием совершаются другие преступления. К примеру: мошенничество (ст. 159 УК), присвоение или растрата (ст. 160 УК). В таких случаях действия виновных должны быть квалифицированы по совокупности преступлений, ибо здесь неуместно говорить о соотношении общей и специальной норм.
Санкция рассматриваемого преступления имеет весьма широкую альтернативу в применении наказания: штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест либо лишение свободы на срок до двух лет. Согласно предусмотренной в ст. 15 категоризации преступлений, данное преступление относится к преступлениям небольшой тяжести. Широкий спектр наказаний позволяет суду максимально индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Служебный подлог ст. 292 УК РФ комментарий определяет, как преступление, направленное против государственной власти. Это совокупность противоправных деяний, влекущих за собой тяжкие последствия, в том числе и наказание для самого преступника. Любому человеку нужно знать свои права и обязанности перед законом, поэтому следует максимально раскрыть эту тему, чтобы понять то, как не ошибаться в юридических терминах и что делать в той, или иной ситуации. Ст. 292 ч. 1 УК РФ и все последующие пункты станут объектом изучения в данной статье. Для начала стоит разобраться с терминами.

Что такое служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

Согласно нормативно-правовым документам, подлог УК РФ – это противоправное действие, предполагающее занесение заведомо ложной информации в важную официальную документацию. Внести такую информацию может должностное или уполномоченное лицо, а также лица, не имеющие полномочий и не связанные с государственной или муниципальной службой.

Преступление определяется тогда, когда виден корыстный умысел или интерес виновного в искажении официальной информации.

Служебный подлог в ст. 292 УК РФ классифицируется по степени тяжести наказания:

  1. Часть 1, характеризует преступление;
  2. Часть 2, определяет более тяжкое по последствиям преступление этого типа.

Вторая часть статьи подразумевает также преступления, повлекшие за собой нарушение прав других граждан, нанесение ущерба государству или обществу. Обычно подлог совершается с целью сокрытия какого-либо преступления, или деяния, отражающегося в документации. Это может быть хищение и растрата средств или другие финансовые махинации, которые злоумышленник желает оставить втайне.

Квалифицировать должностной подлог по УК РФ несложно. Как правило, он включает в себя одни и те же мотивы и махинации.

На практике это всегда, влекущее тяжкие последствия преступление, которое совершается с целью сокрытия корыстных махинаций и создания информации, не соответствующей действительности.

Перефразируя комментарии, если немного углубиться в теорию права, то можно заметить, что у любого преступного деяния есть:

  • субъект;
  • объект.

У каждого элемента есть своя сторона, и если у произошедшего деяния этих сторон недостаёт, то наказание не может вступить в силу. И также нельзя забывать о таких элементах уголовного права, характеризующих служебный подлог, как состав преступления и мотив.

Процесс совершения такого действия может быть двух видов:

  1. Создание документов с заведомо искажённой информацией.
  2. Внесение ложных корректировок в уже существующие документы.

Перечень документов, о которых идёт речь может быть очень широким. Это и нормативно-правовые акты, и трудовые книжки, справки и различные виды отчётности, лист нетрудоспособности и многие другие виды документации.

Предметом деяния являются все те файлы, которые были созданы с целью служебного обмана, или отредактированы с той же целью.

Законодательство регулирует и другие рамки преступления. Начинается и заканчивается деяние в момент начала и окончания махинаций с документами соответственно. Причём не имеет значения, были ли эти документы использованы и нанесли ли они вред.

Ну и пункт о том, кто несёт ответственность – бриллиант любого уголовного дела. Здесь всё сложнее. Наказание за подлог несут только должностные лица, несущие определённую ответственность. Другие работники в организации к наказанию по этой статье не могут быть привлечены.

Во второй части данной статьи приведён более глубокий ввод в курс дела.

На этот раз учитываются те деяния, которые представляют:

  • опасность для общества;
  • государства;
  • прав отдельного человека.

В части 2 преступления классифицируются как тяжкие и влекут за собой серьёзное наказание.

Начинается и заканчивается противоправное действие в момент начала подлога и в момент наступления негативных последствий этого подлога соответственно. Для доказательства должна быть определена выгода, мотивы и состав. Наказание не может наступить, если вина того или иного лица не была доказана.

В отличие от действий, регулируемых частью 1, здесь может быть как прямое, так и косвенное отношение лица к деянию. Если в первой части предполагался прямой умысел или же обычная неосторожность при составлении документов (при условии, что она будет доказана), то здесь неосторожности быть не может. Статья предполагает умышленное нанесение вреда посредством искажения информации.

А также преступлению может быть дан срок давности. По степени тяжести срок может варьироваться. Какие-то преступления утрачивают силу на второй год, а какие-то имеют срок давности и до десяти лет.

За любое преступление предусматриваются наказания и санкции. Эти меры ответственности зависят от степени тяжести содеянного. Например, такие деяния, как дипломный подлог, или подделка результатов медицинского обследования или диспансеризации влекут за собой тяжёлые последствия.

После многочисленных изменений в сфере УК, нормативных документов, докладов и диссертаций, в законодательстве сформировалась устойчивая система наказаний за различные преступления. Какая ответственность ждёт преступников по статье 292?

Часть первая вышеупомянутой статьи предлагает следующее:

  1. Штраф до 80 тысяч рублей или же 6-месячная зарплата виновного, причём наложить штраф могут как на официальную зарплату, так и на неофициальные доходы, которые смогут доказать.
  2. В свободное от работы время могут быть установлены дополнительные обязательные работы длительностью до 480 часов.
  3. Исправительные работы сроком до двух лет (могут проводиться по месту работы или в любой другой организации).
  4. Изредка могут назначаться принудительные работы сроком до двух лет.
  5. Арест до 6 месяцев (не распространяется на несовершеннолетних, беременных и женщин, имеющих детей до 14 лет).
  6. Если подлог принёс серьёзные финансовые потери и был совершён вместе с другим преступлением, например, растратой средств, то может быть назначено лишение свободы сроком до двух лет.

Первая часть больше направлена на не тяжкие деяния.

Часть вторая включает в себя более жёсткие меры:

  • штраф в размере от 100 – 500 тысяч, или в размере зарплаты осуждённого за 1-3 года;
  • тюремное заключение сроком до 4 лет лишения свободы, или принудительные работы сроком до 4 лет. К этому наказанию также может быть присуждён трёхлетний запрет на осуществление определённых видов деятельности.

Запрет на осуществление деятельности может и не применяться, этот вопрос решается на усмотрение суда.

Судебная практика по служебному подлогу

В российской и зарубежной практике реальных случаев, когда подлог вводил в заблуждение и приносил тяжкие последствия не так много. В основном многие деяния были признаны результатом невнимательности должностных лиц, или просто не влекли за собой официальных последствий. И всё же, такие дела имеют место быть.

Например, гражданин З. работал в совхозе на должности главного инженера. Он имел полномочия издавать приказы, и с помощью этой возможности присваивал себе имущество организации. В результате его обвинили в служебном подлоге. Однако, тут есть некоторые нюансы. Районный суд действительно вынес обвинительный приговор, но только по статье мошенничество. Дело в том, что совхоз не является государственной организацией, а гражданин З. не является должностным лицом. Исходя из этого, действия обвиняемого не могут быть квалифицированы, как должностной подлог.

Во многих других исключениях могут возникнуть другие нюансы.

К примеру, документы, ставшие объектом злоупотребления должностных полномочий в компании, вообще, не являлись официальными или, если это можно было доказать, искажение сведений было человеческой ошибкой, а не актом коррупции или попыткой обмана.

Законы и статьи не могут всецело определять ход человеческой жизни, поэтому из многих правил бывают существенные исключения. Бывает и такое, что человек совершает деяние под давлением внешних обстоятельств и/или во избежание более опасных последствий. Говоря кратко – действует по крайней необходимости. В этом случае, лицо, совершившее деяние не обвинят.

Уголовная система РФ эволюционирует. Ссылаясь на масштабный и подробный комментарий Лебедева к УК РФ, без которого сегодня не обходится ни один курсовой проект по праву, можно выделить, что УК РФ преследует многие общечеловеческие принципы, поэтому должен стремиться к справедливости, а не к сухому соблюдению законодательных документов.

Одним из примеров соблюдения этих принципов служит тот факт, что должностные лица должны обладать определёнными полномочиями, чтобы быть ответственными за преступление. В любой сфере, будь то медицина, государственная служба или любая другая сфера, где незаконный подлог может навредить должно быть лицо, попадающее под ответственность по этой статье. Каждый год выходит новый комментарий по этой теме или исправления и дополнения к самому Уголовному кодексу. За этим нужно следить, чтобы оставаться в курсе.

Если во время следствия имеет место обман и ложное обвинение, то за этим может последовать уголовное наказание. Свидетели, ответчики, обвиняемые и другие лица в суде могут клеветать, образовать неверную картину события и пускать следствие по ложному следу.

Какими бывают виды такой ответственности?

  1. Ложное заявление в полицию о преступлении или другом противоправном деянииданном случае речь идёт о подлоге) предусматривает привлечение к ответственности заявителя.
  2. Ложные показания в ходе следствия, которые ввели в заблуждение сотрудников правоохранительных органов. Понести наказание за дачу ложных показаний в этом случае могут свидетели, эксперты, переводчики, юридические специалисты или потерпевшие.

Ответственность может быть как административной, так и уголовной. Административное наказание в виде штрафа от полутора тысяч рублей может наступить за ложный вызов и сообщение о преступлении, а вот уголовная ответственность куда серьёзней. За сообщение об уголовном преступлении, и клевету можно попасть в тюрьму на три года и заплатить штраф в размере от 80 до 300 тысяч рублей. Плюс к этому, бывают случаи, когда люди могут осуществить подделывание доказательств вины. Если поддельный документ создан с целью клеветы (что в данном случае и называется – подлог), то ответственному за превышение полномочий, подпись и создание условий для получения этого документа грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет.

Сроки давности для привлечения к уголовной ответственности

Срок давности преступления – это определённый период времени, по истечении которого, при соблюдении определённых законных условий, человек уже не привлекается к уголовной ответственности.

Последняя редакция УК РФ предусматривает следующие сроки:

  • два года за деяния небольшой тяжести;
  • шесть лет за деяния средней тяжести;
  • десять лет за тяжкие деяния;
  • пятнадцать лет за преступления особой тяжести.

Срок преступления начинается со следующего дня и продолжается до момента вынесения законного приговора. Однако, как правило, это не значит, что можно совершить правонарушение и пересидеть. На превышение полномочий и подло́г 78 статья также распространяется. Единственное что эти статьи могут не предусматривать, это массовые преступления против общества. Есть предусмотренный перечень тех преступлений, которые срок давности не включают. К ним относятся террористические акты, геноцид, развязывание войн и экологические преступления.

Все остальные преступления могут предусмотреть начало и окончание срока уголовного преследования, в частности, преступления по всем прим. статьи 292, о которой и идёт речь, но срок давности будет варьироваться в зависимости от тяжести.

Клевета на невинного человека тоже может подвергнуться уголовному преследованию. Работа правоохранительных органов зачастую не ограничивается сбором доказательств, составлением протокола и исполнением приговора. Иногда, из-за клеветы и ложных донесений страдают невиновные люди.

Поэтому Уголовным кодексом предусмотрено наказание по статье клеветы, которая:

  1. Порочит репутацию и доброе имя ни в чём не повинного человека.
  2. Обрекает человека на неправомерное уголовное наказание.
  3. Нарушает гуманистические принципы свободы и собственности.

Обычно в тяжких случаях наказанием по этой статье может стать лишение свободы сроком от трёх до шести лет. Так как клевета – это, своего рода разновидность ложных показаний, наказание здесь схожее. Иногда клевета сопровождается подделыванием доказательств, что является подлогом и преследуется по закону.

Классификация идёт по второй части 292 статьи, так как подлог с целью введения в заблуждение следователей зачастую влечёт за собой тяжкие последствия для жизни, здоровья и прав человека. В качестве разъяснения можно привести пример, когда из-за действий должностных лиц страдали люди, не имевшие никакого отношения к правонарушению, и подвергались лишению права на свободу или собственность.

Однако, подобные моменты ещё нужно доказать в суде.

В 2018 году Владимир Путин предложил инициативу по усилению ответственности за преступления в сфере государственных и муниципальных закупок.

Откаты в этой области определялись УК как:

  • хищение чужого имущества, мошенничество;
  • превышение должностных полномочий;
  • различные виды взяток и подкупов.

До недавнего времени, крупные государственные организации и органы исполнительной власти, занимающиеся кадастром и регистрацией, к примеру, Росреестр, имели сотрудников, которые могли злоупотреблять своими правами. На сегодняшний день в 22 главу УК внесены изменения, которые предусматривают наказание за злоупотребления полномочиями в сфере госзакупок.

Ответственность может быть в виде штрафа до 200 тысяч рублей (или размер зарплаты за 18 месяцев), или предстать в виде трёх лет лишения свободы без права дальнейшего осуществления данной деятельности сроком на два года. Максимальным сроком для взяточников по этой статье может стать тюремное заключение на семь лет. Срок до 5 лет и штраф в 30-кратном размере подкупа грозит лицам, спровоцировавшим подкуп. Президентский законопроект был поддержан Верховным Судом и Правительством.

Вред здоровью жертвы преступник возместит своим имуществом

Не так давно Фонд поддержки пострадавших от преступлений предложил арестовывать имущество обвиняемых на время следствия. Это предложение преследует цель возмещения ущерба, нанесённого преступником. В последней редакции статьи 160.1 УПК это нововведение было учтено. Любой ущерб теперь может стать материально восполненным за счёт имущества подсудимого, будь то халатность управляющего или работника, от действий которого пострадали люди, или преступление более высокой степени тяжести, к примеру, убийство.

Сокрытие или подделка сведений также влечёт за собой материальные убытки и попадает под эту категорию. Субъектом ареста выступают уполномоченные органы. Наша страна, однако, неохотно уживается с этим нововведением. Дело в том, что на практике приходится иметь дело с таким ущербом, который сложно подсчитать и доказать.

К примеру, суд очень придирчив к понятию морального ущерба, что подразумевает:

  1. Тщательное психологическое обследование.
  2. Наличие медицинских справок.

Сумма моральной компенсации должна выплачиваться не только по установленным размерам. Моральная компенсация также направлена на покрытие расходов на врачей, последствия преступления и некоторые социальные издержки.

Поправками в УПК Минюст оградит компьютеры компаний от изъятия следствием

В феврале 2018 года Минюст подготовил законопроект о внесении изменений в статьи 164 и 177 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Суть изменений заключается во введении ограничений на изъятие сотрудниками правоохранительных органов компьютерной техники с частных предприятий. Обосновано это тем, что процесс следствия не должен негативно влиять на законный бизнес.

Это умышленный шаг к совершенствованию уголовной системы в сфере предпринимательской деятельности, чтобы одно не мешало другому.

А помешать бизнесу может:

  • изъятие электронных носителей;
  • репутация, возникшая вследствие преступления;
  • аресты, обыски или допросы.

Законодательство старается регулировать эту область так, чтобы юридические лица, частные организации и ИП в целом как можно меньше страдали из-за преступников, преступлений и уголовного преследования, связанного с этими неприятными фактами. Правоохранительные органы имеют право на получение нужной информации, но делать это нужно так, чтобы ход следствия не сказался на деятельности компании негативно.

В феврале 2018 произошло публичное обсуждение поправок Минюста, после чего они были внесены в законодательство и УПК РФ.

Статья 292. Служебный подлог
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 292]

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


3 комментария к записи “Статья 292 УК РФ. Служебный подлог”

    Статья 292. Служебный подлог

    Комментарий к статье 292

    Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ, исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности или освобождающий от них либо удостоверяющий юридически значимые факты или события. Официальный документ — это документ, который порождает определенные юридические последствия.
    ———————————
    В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012) (РГ. 2010. 2 авг.) дается понятие электронного документа. Электронный документдокументированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2). Электронный документ является равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Понятие электронной подписи раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10.07.2012) (РГ. 2011. 8 апр.). Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

    Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.
    Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.
    Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.
    2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.
    Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.
    Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).
    Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.
    Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).
    3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.
    Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.
    4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.
    5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.
    6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).

    Статья 292. Служебный подлог

    Комментарий к статье 292

    1. Объектом данного преступления является нормальная деятельность государственных органов, связанная с оборотом и выпуском официальных документов в обращение.
    2. В качестве предмета данного преступления используются официальные документы, к числу которых относятся те, которые исходят от определенного юридического лица (не обязательно от государственного органа) и содержат в себе все признаки официального документа, т.е. признанного законом. Официальным является документ, который обладает признаком публичности. Это выражается в том, что документ имеет общепринятую форму, адресован неопределенному кругу субъектов правоотношений и зафиксирован на материальном носителе информации (бумага, магнитные и электронные носители и др.). Официальный документ приобретает юридическую силу с момента его подписания должностным лицом, имеющим право такого подписания (право подписи).
    Важное значение для полного раскрытия понятия «официальный документ» имеют: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Единые правила оформления официальных документов, утвержденные Указом Президента РФ от 20 января 1994 г. «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (в ред. от 9 июля 1997 г.) (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 4. Ст. 305), которые определяют основные положения и порядок составления и подписания документов должностными лицами органов государства.
    Чеки на товары, квитанции, гарантийные талоны на бытовую технику не относятся к числу официальных документов, поскольку не обладают указанными выше признаками (публичность, подписание компетентным должностным лицом). Они являются документами внутреннего пользования коммерческих организаций и не могут рассматриваться в качестве предмета состава должностного подлога.
    3. С объективной стороны служебный подлог является формальным и оконченным с момента внесения в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Использование подложного документа, а также вызванные этим последствия находятся за рамками рассматриваемого преступления и в предмет доказывания не входят. Все дальнейшие действия, связанные с использованием подложного документа, и их последствия могут оцениваться как сопряженные с совершением двух или более преступлений и подлежат правовой оценке через призму соучастия либо совокупности преступлений.
    Квалифицированным составом данного преступления является совершение деяния, повлекшего существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см. комментарий к ст. 285 УК).
    4. Субъективная сторона служебного подлога характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо осознает противоправный характер деяния и желает его совершения. По ч. 2 субъект дополнительно стремится к существенному нарушению охраняемых законом интересов граждан, общества и государства как материальному последствию и в этом случае должен предвидеть указанные последствия.
    Психическое отношение должностного лица к подлогу обязательно должно быть сопряжено с наличием у него корыстной или иной личной заинтересованности. Корысть выражается в стремлении извлечь для себя выгоду. Эта выгода может быть материальной (право на имущество) либо нематериальной (право на распоряжение определенными объектами интеллектуальной собственности). Законодательная формула «иная личная заинтересованность» подразумевает достаточно широкий круг мотивов должностного лица: карьеристские цели, больное тщеславие, протекционизм, сокрытие неблагополучного результата своей должностной деятельности и пр.
    5. Субъект преступления — специальный. Ответственности подлежат должностные лица, государственные либо муниципальные служащие, имеющие определенные временные рамки отправления своих должностных, служебных полномочий, выполняющих определенные для этого функции. Совершение подлога должно быть сопряжено с постоянным либо временным пребыванием лица в соответствующей должности.

Поделиться: