Что такое котировка и запрос котировок. Что такое запрос котировок? Форма запроса котировок Пример проведения запроса котировок по 44 фз

1. Любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

2. Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.

3. Заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.

4. Заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи таких заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки. В случае отсутствия на конверте с заявкой на участие в запросе котировок сведений о почтовом адресе лица, подавшего такую заявку, этот конверт вскрывается и при наличии в такой заявке сведений о почтовом адресе данного лица заказчик осуществляет возврат такой заявки, а при отсутствии указанных сведений этот конверт и его содержимое подлежат хранению в составе документации о закупке. При проведении запроса котировок в соответствии со

Федеральный закон от 05.04.2013 года №44-ФЗ "О (в области закупок работ, товаров, услуг с целью обеспечения муниципальных, государственных нужд, - дальше - Федеральный закон №44 ФЗ) устанавливает следующие виды конкурентных способов для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

Закупки, производимые закрытым способом

Запрос котировок по 44-ФЗ разрешает производить закупку любых работ, товаров либо услуг. При этом в Законе есть ограничения, которые запрещают использовать рассматриваемый метод в ряде случаев и накладывают на заказчика обязанность осуществлять деятельность закрытым способом. К ним относят:

Закупку работ, товаров либо услуг, связанных с государственной тайной;

Проектную информацию по контракту или документацию по предмету закупки с информацией, являющейся

Клининговых - за счет федеральных бюджетных средств;

Водителей транспортных средств - когда их деятельность направлена на обеспечение работоспособности судебных приставов или судей;

Направленных на страхование, охрану и транспортировку принадлежащих государству драгоценных металлов и камней, художественных, исторических, музейных и культурных ценностей в момент передачи от заказчика другим лицам (и в обратных ситуациях, когда заказчик получает от других лиц) во временное распоряжение.

Конкурс с ограниченным участием

К случаям, когда вариант "запрос котировок" по 44-ФЗ невозможен, также относят обязательства проводить заказчиком закупку с использованием конкурса с ограниченным количеством участников. К таким ситуациям относятся следующие:

Имеющие технически сложный характер. Данный вид характерен для отраслей, работающих с применением высокотехнологичных специализированных знаний, связанных с внедрением инноваций. Другими словами, исполнителями данных видов закупок являются лица, обладающие определенными специальными знаниями в области предмета закупки. Список этих работ, товаров либо услуг предоставлен соответствующими нормативными документами Правительства РФ.

Направленные на сохранение отечественных объектов наследия (исторического и культурного), экспонатов, входящих в Музейный фонд Российской Федерации, деятельность по восстановлению и сохранению документации, входящей в Архивный фонд РФ и ряда других ценных документов.

Услуги и работы, необходимым условием при выполнении которых является доступ исполнителей к базам данных, системам безопасности и внутренним хранилищам архивов, библиотек и музеев.

В остальных случаях допускает проведение закупок товаров, работ и услуг способом "запрос котировки". Это не противоречит действующему законодательству РФ в целом и соответствующим нормативным актам в частности. В остальных случаях, когда нельзя проводить выбор исполнителя контракта, разрешено следующее:

В рамках Статьи 48 проведение конкурса открытого типа;

Электронные аукционы (Статья 59).

ФЗ-44 в некоторых случаях в соответствии со Статьей 83 разрешает выбор поставщика товаров, работ, услуг с помощью выявления предложений или проведение закупки у одного единственного поставщика (Статья 93).

Преимущества

Отличительной чертой запроса котировок по сравнению с другими способами определения поставщика является его простота и удобная реализация. С точки зрения заказчиков он считается самым легким в плане процедуры выбора исполнителя контракта. В связи с чем в большинстве случаев при условии, что обстоятельства будущей закупки удовлетворяют существующие ограничения, выбирается именно этот способ. Отличительными преимуществами данного вида определения поставщика перед другими являются:

Оперативность в сравнении с проведением электронных аукционов или открытого конкурса.

Относительно небольшой объем минимальной документации, необходимой для осуществления закупки.

Четкий регламент проведения, понятный как заказчику, так и исполнителю. В отсутствие специальных требований существенно снижается вероятность допустить в процессе выбора поставщика ошибки, что в дальнейшем минимизирует вероятность получения нареканий по процедуре закупки со стороны надзорных органов.

Существенное снижение риска наступления негативных последствий не по вине заказчика (например, сбой в работе электронной площадки по техническим причинам).

Использование наряду с основным критерием, применяемым при рассмотрении заявок, ряда других, дополнительных критериев.

Недостатки

К основным недостаткам процесса закупки товаров (работ, услуг) с помощью способа "запрос котировки" относятся следующие моменты:

Повышенное внимание со стороны контролирующих органов к процессу выбора исполнителя контракта. Проверяется в первую очередь аргументация выбора в пользу именно этого варианта и процесс формирования максимальной стоимости контракта со стороны заказчика.

Данный способ по сравнению с остальными является более трудоемким. На заказчика накладываются следующие дополнительные обязанности: прием и регистрация всех поступивших заявок, хранение всей принятой документации, предоставление всем участникам равноправного доступа к результатам рассмотренных заявок и прочие функции, предусмотренные законодательством.

Относительно высокий уровень риска, присущий способу "запрос котировки", связан с отсутствием закрепленного на законодательном уровне обязательного условия о внесении обеспечения заявок со стороны их владельцев. В данной ситуации существенно повышается вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком.

При проведении закупки с использованием рассматриваемого варианта невозможно разделить общую ее совокупность на отдельные составляющие (лоты).

Основные этапы процедуры закупки

Совокупность определения конечного исполнителя контракта методом "запрос котировки" можно разделить на шесть основных этапов, на каждом из которых производятся в ограниченных временных рамках только ему присущие мероприятия с составлением соответствующих документов. Ниже каждый из этапов подробно описан.

Первый этап

На этой стадии реализуется общая первоначальная задача подготовки к проведению закупки рассматриваемым методом. На первом этапе должны быть реализованы следующие мероприятия:

Разработка и утверждение положения о составе комиссии и ее полномочиях. Это осуществляется на основании Федерального закона №44-ФЗ и внутренних документов организации.

Создание на основе положения непосредственно самой комиссии, состоящей из членов организации и имеющих соответствующее образование. В задачи данной структуры входит рассмотрение всех поступивших котировок.

Планирование и непосредственная организация процедуры проведения закупки рассматриваемым способом.

При проведении мероприятий, характерных для первого этапа, составляются следующие документы:

Приказ организации о создании единой комиссии, в рамках которого принимается положение, закрепляющее процедуру действий при осуществлении всех закупок и определяющее полномочия каждого члена комиссии;

Непосредственный приказ о проведении закупки заказчиком способом "запрос котировки".

На приготовление всей необходимой документации законодательством дается определенное время. Накладывается следующее ограничение: полный комплект документов должен быть готов у заказчика не позднее, чем за десять дней (календарных) до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок.

Второй этап

На этой стадии происходит непосредственная подготовка документов, необходимых для проведения запроса котировок. Реализуются следующие мероприятия:

Подготовка и утверждение пакета документов, необходимых для проведения планируемой деятельности;

Разработка и утверждения контракта, в рамках которого будет произведена закупка.

Для реализации данных мероприятий подготавливаются следующие документы:

1) создается техническое задание будущей закупки с обязательным обоснованием стоимости контракта;

2) разрабатываются соответствующие виды заявки для участия в закупке (образец запроса котировок);

3) утверждается тип итогового контракта, по условиям которого произойдет закупка;

4) разрабатывается специализированная документация, которая впоследствии будет опубликована - извещение о проведении запроса котировок.

Документация должна быть подготовлена и утверждена не позднее, чем за семь (в отдельных случаях четырех) календарных дней до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок.

Третий этап

На этой стадии происходит публикация в специальной информсистеме сведений о проведении запроса котировок. Проводятся следующие мероприятия:

1. Оформление на руководителя организации (или иное должностное уполномоченное лицо) электронной подписи для участия в процессе закупок на специальном информационном ресурсе.

2. Регистрация организации в единой информсистеме, получение доступа и специальных ключей.

3. Публикуется на информационном ресурсе извещение о проведении запроса котировок.

4. Направление участникам закупок со стороны заказчика сведений по ранее разработанной структуре. Здесь используется установленная форма запроса котировок.

На третьем этапе необходимые документы должны быть подготовлены и утверждены не позднее, чем за семь (в отдельных случаях четыре) календарных дней до даты, на которую назначен день завершения принятия заявок. Извещение о запросе котировок должно быть направлено каждой стороне. Это необходимо сделать в тот же день, когда в единой информсистеме появилось объявление о проведении конкурса. Участие в запросе котировок может принимать любая зарегистрированная в информационной структуре сторона, обладающая необходимыми качествами для выполнения соответствующего заказа.

Четвертый этап

На этой стадии происходит получение всех заявок от участников и их хранение (на условиях анонимности) до момента определения победителя. Данный этап включает в себя ряд мероприятий. В частности:

Принимается с обязательным подтверждением заявка на запрос котировок;

В специальном журнале регистрируются все полученные сведения.

В процессе проводимых мероприятий создается особая документация, в которой фиксируется вся предоставленная информация. При этом обязательно подтверждение от представителей заказчика получения сведений (письменно в виде расписок, посредством специализированной связи с помощью электронной подписи). Прием заявок происходит с момента публикации сведений о проведении запроса котировок до регламентированного дня и времени, которые являются его окончанием.

Пятый этап

На данной стадии в результате следующих мероприятий происходит определение победителя:

Вскрытие всех зарегистрированных конвертов.

Индивидуальная оценка каждого предложения.

Выбор самого выгодного предложения и установление победителя.

Публикация в соответствии с результатами рассмотренных заявок на информационном сайте специального итогового документа о победителе. В результате составляется протокол запроса котировок. Победитель устанавливается не позднее 1-го рабочего дня с момента прекращения приема сведений от желающих. Проведение запроса котировок при условии подачи сведений от более чем одной стороны признается действительным.

Шестой этап

На заключительной стадии происходит заключение контракта с победителем, определившимся в результате способа "запрос котировок". Сроки подписания контракта находятся в пределах семи-двадцати дней с момента публикации результата рассмотрения поступивших сведений в единой информсистеме. В это время создается и утверждается окончательный вариант контракта с указанием цены и реквизитов победителя и передается исполнителю контракт на утверждение и подписание. После проведения всех процедур при отсутствии разногласий у сторон контракт подписывается и считается действительным.

Запрос котировок - один из способов закупки, которым пользуются заказчики по 44-ФЗ. При определении победителя играет роль только назначенная им цена. Другие показатели не оцениваются. С 2018 года запрос котировок стал проводиться в электронном виде. Подробнее о нем расскажем в статье.

Что такое котировка в торгах

Этот термин можно встретить в разных сферах, но применительно к торгам он обозначает цену, которую называют продавец или покупатель и по которой они готовы совершить сделку (то есть заключить контракт).

Что такое запрос котировок по 44-ФЗ простыми словами

Проведению ЗК в бумажной форме посвящена ст. 72 Закона 44-ФЗ. Важно знать, что закупать ТРУ путем ЗК можно только при цене меньше полумиллиона рублей. При этом в год на такие процедуры должно приходиться не больше 10% совокупного объема закупок, общей стоимостью не более чем 100 млн руб.

Заказчику достаточно разместить в ЕИС извещение и проект контракта, другая документация не нужна. Дополнительно он может отправить запросы нескольким компаниям, которые производят нужный товар (не менее трех).

Торги, в отличие от аукциона, не проводятся. Участники обозначают цену в заявках, и она не подлежит изменению. К плюсам такого способа можно отнести быстроту (заявки рассматривают за день) и простоту (только один критерий выбора победителя, не нужна закупочная документация).

Что такое запрос котировок в электронной форме

Это разновидность ЗК, предполагающая проведение закупочной процедуры на электронной площадке. Все участники должны получить электронную подпись, зарегистрироваться в ЕИС и аккредитоваться на электронной площадке. ЭТП для проведения запроса котировок заказчик выбирает сам.

Кстати, требования к электронной процедуре такие же, как к бумажной - цена контракта до полумиллиона, общий объем таких процедур в пределах 10% от совокупного и не больше 100 млн руб.

С 1 июля 2019 года заказчики вправе без ограничений по объекту закупки проводить запрос котировок по цене за единицу продукции. В стстье учтены все июльские изменения в 44-ФЗ. Для удобства заказчиков – готовые шаблоны.

Этапы запроса котировок:

  1. публикация извещения и проекта контракта;
  2. прием заявок (участникам отводится минимум 7 рабочих дней, а при начальной цене до 250 тыс. руб. - 4 дня);
  3. оценка заявок;
  4. выбор победителя - чья цена самая низкая из представленных.

Заявка на электронный запрос котировок состоит из предложения о ТРУ и о цене контракта. Участник дает согласие на исполнение контракта на условиях документации, сообщает о конкретных показателях товара, также указывает сведения о себе. Кроме того, в составе заявки подается декларация о:

  • соответствии требованиям закона;
  • праве на преимущества;
  • принадлежности к СМП и СОНКО.

На оценку комиссии дается всего один рабочий день. Заявку не примут, а участника не допустят до процедуры, если:

  • не хватает документов;
  • указаны неверные сведения;
  • информация в заявке не отвечает требованиям заказчика.

Если несколько участников предложили одинаковую цену и она оказалась самой низкой, побеждает тот, кто подал заявку раньше остальных.

В законе указаны случаи, когда запрос котировок признают несостоявшимся:

  • нет ни одной заявки;
  • все заявки отклонили;
  • пришло лишь одно предложение;
  • комиссия допустила только одну заявку.

В этом случае заказчик продлевает время на подачу заявок или заключает контракт с автором единственной заявки (при условии, что она отвечает всем требованиям).

Когда оценка заявок завершена, комиссия вносит итоги процедуры в протокол. Там указывается, почему отклонили ту или иную заявку. Документ вывешивают в ЕИС, с ним могут ознакомиться все участники. Тем, кто допущен, присваивают номера в порядке увеличения цены. Обладатель первого номера и становится победителем.

Перед подписанием контракта победитель должен перечислить обеспечение (если оно предусмотрено в документации). Также он вправе направить заказчику протокол разногласий, если увидел в контракте какие-то разночтения по сравнению с первоначальным проектом или заметил ошибку с своих данных (например, в реквизитах).

С недавнего времени заказчики обязаны проводить запрос котировок в электронной форме (44-ФЗ, ч. 2 ст. 24) на специальных электронных площадках (ч. 1, 3 ст. 24.1). Мы разберем, как проводится электронный запрос котировок 44-ФЗ, пошаговая инструкция описывает каждый этап процедуры: что и в какие сроки нужно сделать, какие документы оформить. Из статьи узнаете:

Чем отличается от обычного запроса котировок

Многие специалисты сейчас задаются вопросом, чем отличается открытый запрос котировок в электронной форме от других конкурентных процедур. Разница состоит в механизме определения победителя. Ответим на вопрос чуть подробнее. Победителем запроса котировок признается тот участник, который предложит минимальную стоимость поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом котировочная комиссия должна проверить такого участника на полное соответствие требованиям документации заказа и действующего законодательства. К примеру, в электронном запросе предложений для выявления победителя сравнивают не только цену, но и другие критерии исполнения контракта (например, опыт, квалификацию, производственные мощности). При этом заказчик может использовать электронный запрос предложений в ограниченном списке ситуаций. Такой перечень закреплен в статье 83.1 44-ФЗ. Результатом же электронного запроса котировок является заключение электронного контракта с победителем (ст. 82.5 закона № 44).

Когда проводится

Для того чтобы осуществить проведение запроса котировок в электронной форме (ЭЗК), закупка должна соответствовать критериям, установленным ч. 2 ст. 82.1:

  • НМЦК должна быть в пределах 500 000 руб.;
  • объем закупок, проводимых в виде котировок, должен быть не более 100 млн руб. и при этом не превышать 10 % от СГОЗ.

Сведения об электронном запросе котировок в обязательном порядке . Для рассмотрения результатов процедуры создается либо котировочная, либо единая комиссия.

С чего начать

Чтобы провести запрос котировок в электронной форме в ЕИС в рамках закона о контрактной системе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Разместить на официальном сайте ЕИС извещение и проект контракта.
  2. Выявить победителя. Комиссия должна рассмотреть все ценовые предложения, которые участникам надлежит отправлять в электронной форме.

Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ, допускается отмена запроса котировок в электронной форме не позднее чем за 2 дня до момента окончания подачи заявок. В таком случае оператор ЭП возвращает все ранее поданные заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене ЭЗК с одновременным электронным уведомлением участника об отмене процедуры.

Заказчиков и участников привлекает краткосрочность, с какой проводится запрос котировок в электронной форме: сроки проведения такой процедуры с момента размещения извещения до окончания подачи заявок и подведения итогов — минимум 7 рабочих дней:

  • публикация извещения и проекта контракта в ЕИС — не позже чем за 5 рабочих дней до конца срока подачи заявок;
  • рассмотрение — в течение 1 рабочего дня после окончания приема предложений.

Как разработать документы

Для того чтобы организовать электронный запрос котировок, заказчик должен подготовить соответствующее извещение и проект контракта на запрос котировок — электронный открытый и доступный каждому участнику (ч. 1, 3 ст. 82.2). В извещение организации-заказчику надлежит внести следующую информацию, полностью характеризующую запрос котировок по 44-ФЗ (статья 82.2), а именно:

  1. Адрес
  2. Наименование, адрес и контакты заказчика, основные условия контракта, идентификационный код заказа, ограничения, преимущества для участников, дату и время окончания сроков подачи ценовых предложений, параметры определения победителя, обеспечение контракта (при необходимости) и проч. Полный список параметров представлен в ст. 42 закона о ФКС.
  3. Срок заключения контракта.

Указывать требование о предоставлении копии или наличие или отсутствие в РНП в извещении не допускается (пп. «а» п. 4 ч. 9, ч. 10 ст. 82.3).

Следующий шаг — проект контракта. Он должен быть разработан в соответствии с положениями ГК РФ, НК РФ и иных законодательных норм, а также согласно потребностям заказчика. В договоре должны быть прописаны все существенные условия, порядок его исполнения, ответственность сторон, а также возможность изменения договорных условий (ст. 34 и 95).

В обязательном порядке необходимо указать, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Как организовать электронный запрос котировок по 223-ФЗ

Разберем порядок проведения запроса котировок в электронной форме по 223-ФЗ. ЭЗК в рамках закона № 223 проводится в соответствии с ч. 3, 3.1 ст. 3 данного нормативного акта. Возможность его проведения заказчику необходимо прописать в положении о закупках. Также учреждению, организовывающему заказ, нужно свериться с перечнем товаров, работ и услуг, закупать которые можно только электронно (ч. 4 ст. 3 закона № 223, ).

Сведения о предстоящем электронном запросе котировок надлежит включить в план закупок, опубликованный в ЕИС.

Так же, как и по нормам ФКС, при осуществлении процедуры в рамках закона «О закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц» документацию разрабатывать не нужно, достаточно корректно заполнить извещение и подготовить проект контракта.

Запрос котировок в электронной форме через ЕИС осуществляется аналогично заказу в рамках закона № 44: сначала заказчик готовит извещение и проект контракта, а затем публикует их в ЕИС не позднее 5 рабочих дней до срока вскрытия заявок. После завершения приема ценовых предложений от поставщиков заказчик рассматривает документы, выявляет победителя и размещает в ЕИС необходимые протоколы (ч. 13, 14 ст. 3.2 закона № 223). В результате проведения процедуры заключается договор с победителем (ч. 15 ст. 3.2).

В том случае, если заказчик привел свое положение о закупке в соответствие с требованиями закона № 223 (ч. 3 ст. 4 505-ФЗ), он должен проводить процедуру с субъектами МСП только на тех площадках, которые .

Как разработать документы для электронного запроса котировок по 223-ФЗ

Заказчику для того чтобы провести электронную процедуру по 223-ФЗ в рамках закона «О закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц», нужно составить извещение и проект контракта.

В извещении указывается информация в соответствии с ч. 10 ст. 3.2, ч. 9 ст. 4 закона № 223:

  1. Организационные данные заказчика.
  2. Сведения о предмете и условиях договора.
  3. Данные о самой процедуре заказа — способ закупки, адрес площадки, даты начала и окончания подачи, а также порядок предоставления ценовых предложений.
  4. Форма заявки.
  5. При необходимости — этапы проведения запроса котировок, требования об обеспечении заявки и исполнении договора, условие об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 закона № 223).
  6. Порядок внесения изменений в заявку.

В извещении в обязательном порядке указывается, что участниками заказа могут выступать любые физические и юридические лица, а также ИП, но при этом все они должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком (ч. 5 ст. 3).

Проект договора составляется в рамках действующего законодательства и в соответствии с потребностями заказчика. В договорные условия переносятся все требования, отраженные в извещении. Также необходимо определить ответственность сторон, правила формирования цены, порядок и сроки приемки результатов договора, а также порядок взаиморасчетов.

Как подготовить заявку на участие в электронной процедуре

Основным плюсом участия в такой процедуре является существенная экономия денежных средств, поскольку в этом случае не требуется ни обеспечение заявки на участие, ни обеспечение исполнения контракта. Но перед тем как подать заявку на участие, важно убедиться, что планируемая прибыль от выигранного контракта будет выше затрат, которые связаны с его подписанием (это могут быть расходы на подготовку и доставку документов или на консультации сторонних организаций).

Заявка на участие в электронной процедуре должна полностью соответствовать требованиям извещения. В самой заявке должны быть представлены предложения участника о товарах, работах, услугах и о цене контракта (ч. 2 ст. 82.3 закона № 44).

Требования к содержанию документа закреплены ч. 9 ст. 82.3, следовательно, если заказчик просит предоставить иную информацию, это является нарушением.

Согласно данному законодательному положению (ч. 9 ст. 82.3), в предложение необходимо включать следующую информацию:

  • регистрационные сведения об участнике заказа;
  • согласие участника на исполнение предмета и условий контракта, которое оформляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
  • требуемые декларации (принадлежность к СМП и СОНКО, право на получение преимуществ), которые также формируются с применением программно-аппаратных средств ЭП;
  • подтверждение соблюдения условий и запретов по ст. 14;
  • конкретные показатели ТРУ и, при необходимости, указание на товарный знак.

Как подать заявку на электронный запрос котировок

Участник имеет право предоставить только одну заявку на запрос котировок в электронной форме. Документы можно подать в любое время с момента размещения извещения и до окончания срока подачи ценовых предложений (ч. 3, 4 ст. 82.3 закона № 44).

При этом исполнитель должен учесть, что подать документы может только тот участник, который зарегистрирован в ЕИС и аккредитован на ЭП (ч. 1 ст. 82.3). Участники, которые аккредитованы на ЭП до 01.01.2019 и информация и документы которых включены в реестр, могут не регистрироваться в ЕИС до 31.12.2019 (ч. 50 ст. 112).

Заявку надлежит подписать усиленной квалифицированной электронной подписью и направить оператору ЭП (п. 4 Письма Минфина РФ № 24-06-08/43650 от 25.06.2018).

Если участник является иностранным лицом, то при выборе ЭЦП ему нужно применять правила, закрепленные в Письмах Минфина и Минкомсвязи № 24-06-05/54209, № ОП-П15-085-18306 от 01.08.2018.

Когда проводится запрос котировок в бумажном виде

Порядок применения электронной процедуры не распространяется на следующие категории закупок:

  • заказы организаций, осуществляющих свою деятельность на территории иностранных государств;
  • оказание скорой (в т. ч. специализированной) медпомощи;
  • госзаказ в целях оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС.

Подводя итоги, можно отметить, что процедура имеет общие критерии и требования как в ФКС, так и в закупках отдельных юридических лиц. Но ввиду наличия «рамочных» отношений и индивидуальных требований коммерческого заказчика, участие в запросах котировок по 223-ФЗ может быть значительно сложнее по предоставляемой информации об участнике.

Заказчики и поставщики предпочитают заключать соглашения путем проведения наиболее простых закупочных процедур. Если закон позволяет использовать для закупок не обремененную многочисленными условиями и требованиями процедуру, то можно остановиться на запросе котировок.

Отличительные черты запроса котировок

От множества остальных способов определения поставщика запрос котировок отличается следующими признаками:

  • заказчик запрашивает цену на необходимые ему товары, услуги или работы у неопределенного круга лиц, путем опубликования извещения в единой базе - ЕИС;
  • основной критерий выбора победителя - цена. Кто предложит наименьшую цену, тот должен выступать второй стороной по контракту;
  • для проведения запроса котировок необходимо, чтобы начальная цена соглашения не превышала полумиллиона рублей. При этом существуют еще два ограничения на проведение запроса котировок в течение года: сумма контрактов, подписанных по результатам данной процедуры закупок, не должна быть больше - 10% от СГОЗ и 100 миллионов рублей;
  • отсутствие платы для претендентов за участие в данной процедуре выбора поставщика.

Последовательность действий заказчика при проведении запроса котировок

Несмотря на то, что процедура запроса котировок выглядит достаточно простой, законом предъявлено немало требований к ней. Рассмотрим их подробнее в отношении заказчика.

1. Подготовка извещения о проведении запроса котировок

В извещение заказчик должен включить следующую информацию :

  • данные о заказчике (название, адрес, телефон, электронная почта и ответственное лицо);
  • кратко описать условия контракта - данные об объекте закупки, в соответствии со ст. 33 ФЗ-44; количество товара; место его доставки или место оказания услуг, выполнения работ; сроки исполнения контракта; НМЦК, в том числе и обоснование цены контракта (бесплатный калькулятор для расчета НМЦК ); источник поступления денежных средств;
  • идентификационный код закупки (требование об отражении данной информации начнет действовать только с 01.01.2017 года);
  • ограничительные условия об участии в закупке СМП или СОНО;
  • форма выбора поставщика - запрос котировок;
  • сроки (дата и время), в течение которых необходимо подать заявку, адрес - где она будет приниматься и порядок её подачи (например, указание на рабочие дни и часы, время перерыва на обед, номер кабинета и ответственное за прием заявок лицо);
  • размер обеспечения контракта, если это условие предусмотрено в соответствии со ст. 96 ФЗ-44 (для расчета обеспечения контракта используйте бесплатный );
  • требования к претендентам на заключение контракта;
  • документы, которые участники должны предоставить - полный перечень;
  • форма заявки на участие в запросе котировок (также должна быть приложена форма заявки в электронном виде);
  • дата и время, а также место, где будет происходить процедура определения победителя (рассмотрение представленных заявок, их оценка, составление протокола);
  • данные контрактной службы (контрактного управляющего), которые отвечают за заключение контракта;
  • сроки для подписания контракта;
  • условия, при которых участники (победитель или иной участник) признаются уклонившимися от заключения контракта;
  • информация о существовании возможности в одностороннем порядке отказаться исполнять соглашение в соответствии с ч. 8-26 ст. 95 ФЗ-44.

К извещению необходимо приложить следующие документы:

  • проект контракта;
  • обоснование цены контракта;
  • форма заявки на участие в запросе котировки.

2. Размещение извещения о проведении запроса котировок в ЕИС

После подготовки извещения его необходимо разместить в ЕИС. Сроки размещения ограничены законом и зависят от цены контракта:

  • не менее чем за 7 рабочих дней до окончания срока предоставления заявок - для контрактов с суммой свыше 250 тысяч рублей;
  • не менее 4 рабочих дней до окончания срока предоставления заявок - для договоров с суммой менее 250 тысяч рублей.

Заказчик должен обеспечить нахождение извещения в ЕИС в течение всего периода, когда участники могут подать свои заявки.

Обратите внимание! У заказчика есть право одновременно с размещением извещения в ЕИС также направить запрос о предоставлении котировок. Запрос необходимо направить в адрес не менее 3 компаний, предпринимателей, которые торгуют необходимым товаром или оказывают требуемые услуги. Такой запрос можно направить с использованием любых средств связи, в том числе и в виде электронного документа.

Можно ли вносить изменения в извещение о запросе котировок?

Да, закон позволяет подобные действия со стороны заказчика. Но есть определенные требования и ограничения по внесению изменений:

  • нельзя изменять объект закупки;
  • решение о правках извещения должно быть принять не позднее, чем за 2 рабочих дня до окончания периода, когда участники могут предоставить заявки;
  • заказчик должен разместить измененный документ в ЕИС в течение 1 рабочего дня после того, как было принято соответствующее решение;
  • срок направления заявок в этом случае увеличивается следующим образом - дополнительные 7 рабочих дней от даты опубликования в ЕИС извещения в новой редакции (или 4 рабочих дня - для закупок на сумму, не превышающую четверти миллиона рублей).

3. Порядок приема заявок на участие в запросе котировок

Для участия в запросе котировок претендентам необходимо подать заявку. Каждый из участников может направить в адрес заказчика лишь одну заявку.

Заявки подаются либо в конверте, который не позволяет узнать его содержимое до вскрытия конверта, либо в виде электронного документа.

Обязанности заказчика при приеме заявок:

  • зарегистрировать заявку;
  • выдать расписку о получении заявки - указывается дата и время получения (выдается по просьбе участника);
  • сохранять конфиденциальность и защищенность поданных участниками заявок до вскрытия конвертов или рассмотрения заявок в электронном виде.

Обратите внимание! Заказчик не имеет права отказать в приеме и регистрации конверта с заявкой, на котором отсутствуют сведения о лице, направляющем её.

4. Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок

При наступлении даты и времени рассмотрения представленной претендентами документации, заказчик должен организовать данный процесс. В обязанности заказчика при рассмотрении заявок входит:

  • сообщить всем присутствующим о возможности подать заявку на участие в запросе котировок - непосредственно перед вскрытием конвертов. Заказчику необходимо учесть, что при проведении процедуры рассмотрения представленных претендентами документов могут присутствовать не только участники, которые ранее подали заявки, но и иные лица, которые могут изъявить желание подать заявку за несколько минут до непосредственного вскрытия конвертов. Запретить им присутствовать заказчик не имеет права, а также у заказчика есть обязанность принять такую заявку и рассмотреть её;
  • организовать возможность присутствия при вскрытии конвертов всем участникам, которые предварительно направили свои заявки, в том числе и их представителям;
  • вскрыть конверты с заявками, открыть доступ к электронным формам заявок, рассмотреть и оценить их. Все эти действия должны быть произведены в один день - дата, которая указана в извещении;
  • при вскрытии конвертов с заявками и открытии доступа к электронным заявкам представители котировочной комиссии должны озвучить вслух следующие данные - место, дата, время вскрытия конвертов и открытия доступа к электронным заявкам; название - для компании, ФИО - для физических лиц; почтовый адрес участника; предложенная цена контракта;
  • обеспечить произведение аудиозаписи процесса вскрытия конвертов. Обратите внимание на то, что любой участник в тоже время может самостоятельно производить аудиозапись или видеозапись;
  • при подаче двух и более заявок со стороны одного участника, заказчик обязан вернуть ему все поданные заявки.

5. Определение победителя запроса котировок

Для выявления победителя запроса котировок необходимо оценить заявку с точки зрения её соответствия требованиям, указанным в извещении. А главным критерием при выборе победителя будет предложенная им цена. Участник признается победителем, если:

В случае, когда несколько претендентов на заключение соглашения предложат одинаково минимальную цену, победителем будет считаться участник, подавший заявку раньше.

Результаты проведенной процедуры оформляются протоколом, в котором необходимо отразить следующие сведения:

  • данные заказчика;
  • существенные условия конкурса;
  • данные на всех участников, которые подали свои заявки;
  • об отклоненных заявках, также указываются и причины отклонения со ссылкой на нормы соответствующих законов, например, поздно подали заявку или предложенная цена больше указанной в извещении;
  • самая низкая цена;
  • сведения о победителе запроса котировок;
  • информация об участнике, который предложил такую же цену, как и победитель.

Протокол должен быть подписан всеми членами котировочной комиссии, которые присутствовали на заседании. Данный документ должен быть опубликован в ЕИС в день его подписания.

Заказчик передает один экземпляр протокола, а также проект соглашения победителю. Сделать это необходимо в течение 2 рабочих дней с момента подписания протокола. Второй экземпляр данного документа остается у заказчика.

6. Подписание контракта

Выигравший участник должен подписать соглашение и вернуть его заказчику в сроки, установленные в извещении. Также закон устанавливает следующие ограничительные сроки для подписания контракта:

  • не раньше 7 дней с момента опубликования протокола в ЕИС;
  • не позднее 20 дней с даты подписания протокола.

Кроме того, победитель в силу закона обязан с подписанным договором передать заказчику следующие документы :

  • выписка из ЕГРЮЛ (для российских компаний) - документ должен быть получен не позднее 6 месяцев с даты опубликования извещения в ЕИС;
  • документы о государственной регистрации иностранной компании (предоставляется в виде заверенного перевода на русский язык).
Поделиться: