Где публикуются постановления правительства. Где искать нормативные акты

Любые нормативные акты и законы, содержание которых касается прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, в соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ, должны публиковаться в органах массовой информации для всеобщего ознакомления. Те нормативно-правовые акты, которые, хоть и были приняты соответствующими органами власти, но не были обнародованы, на практике применяться не могут и не считаются вступившими в силу. Дата официального опубликования нормативно-правовых решений органов власти используется для определения того, действовали ли устанавливаемые ими правовые нормы в момент нарушения или возникновения спорных в юридическом плане отношений.

Право на публикацию решений органов власти имеет любое средство массовой информации, но первоначальная публикация осуществляется только в тех из них, которые имеют статус официальных. Они являются общедоступными и свободно распространяются среди населения по неограниченной . Текст нормативно-правового акта в таких изданиях должен быть напечатан полностью, без купюр и сокращений.

Издания, имеющие статус официальных

На основании Федерального закона №5-ФЗ от 14.06.1994 г. с последующими дополнениями, к официальным изданиям отнесены печатные издания: «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации». Кроме того, с 2011 года официальным изданием считается сайт www.pravo.gov.ru - «Официальный интернет-портал правовой информации».

В соответствии с данным законом, все , в том числе и конституционные, а также нормативные акты – результат законотворчества Федерального Собрания, вступают в законную силу через 10 дней после того, как были опубликованы в одном из перечисленных выше официальном издании. Эта норма применяется в том случае, когда в самих документах не оговаривается иной порядок вступления в силу. Их действие начинается одновременно на всей территории страны.

Определяя момент начала действия того или иного нормативно правового документа, следует учитывать, что все они имеют различные сроки вступления в действие после того, как были официально обнародованы. Так, акты налогового законодательства и законодательства о сборах имеют силу закона через 1 месяц после официальной публикации, а президентские указы, имеющие нормативный характер, - через 7 дней, так же как и акты Правительства РФ, затрагивающие конституционные права и свободы граждан или устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти.

Перманентная реформа законодательства сопровождается усилением потока руководящих документов, которые необходимо как можно быстрее ввести в действие.

Традиционные официальные печатные источники с этим конвейером уже не справляются, тем более что объём некоторых нормативно-правовых актов превышает "мощности" изданий, не рассчитанные на столь бурное нормотворчество.

Сточки зрения "ёмкости площадей" и оперативности размещения информации интернет предоставляет неограниченные возможности. Поэтому туда потихоньку и начала передислоцироваться основная нормативная база.

В данной статье мы рассмотрим источники официального опубликования нормативных документов, включая бухгалтерские стандарты, которые кредитные организации используют в своей работе.

НПА перебираются в интернет, но пока не все

Согласно статье 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты (НПА), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Ограниченный перечень источников (изданий), в которых должны быть опубликованы (обнародованы) предварительно зарегистрированные Минюстом России НПА, установлен в том числе Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (далее - закон N 5-ФЗ), Указом Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - указ N 763) и его отсылочными нормами.

Согласно статьям 1 и 4 закона N 5-ФЗ на территории РФ применяются только официально опубликованные федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания. При этом официальным опубликованием этих документов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" (далее - Собрание законодательства).

С 10 ноября 2011 года к официальным источникам опубликования этих НПА добавлен официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (далее - официальный интернет-портал).

Указанные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальный интернет-портал является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации (ст. 9.1 закона N 5-ФЗ).

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с законом о СМИ (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации").

* * *

Следующая группа НПА - это акты Президента РФ (указы и распоряжения), а также акты Правительства РФ (постановления и распоряжения), имеющие нормативный характер. До недавнего времени они подлежали официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства (п. 2 указа N 763).

С 10 ноября 2011 года дополнительным официальным источником опубликования актов Президента РФ был назначен официальный интернет-портал. Первое размещение (опубликование) полного текста акта Президента РФ на этом интернет-портале тоже считается его официальным опубликованием (п. 2.1 указа N 763).

Указом Президента РФ от 02.02.13 N 88 официальный интернет-портал назначен дополнительным официальным источником опубликования ещё и для актов Правительства РФ. В связи с нововведением пункт 2.1 указа N 763 упраздняется, а пункт 2 указа N 763 откорректирован. Эти поправки вступили в силу 7 марта 2013 года (п. 4 указа N 88).

Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования (п. 5 и 6 указа N 763).

Заметим, что акты Правительства РФ публиковались на официальном интернет-портале уже давно, но до вступления в силу указа N 88 это считалось дополнительным опубликованием, не влияющим на сроки их вступления в силу.

* * *

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание ведомственных НПА в виде писем и телеграмм не допускается (п. 2 Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009).

Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, эти документы не влекут правовых последствий как не вступившие в силу (п. 10 указа N 763).

В настоящее время официальными источниками опубликования актов федеральных органов исполнительной власти являются "Российская газета" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - бюллетень) (п. 9 указа N 763).

В отличие от актов Президента РФ и Правительства РФ для ведомственных актов пока не практикуется официальное доведение их до всеобщего сведения через интернет. Официальные сайты ведомств в интернете для этих целей не используются.

Согласно статье 9.1 закона N 5-ФЗ правовые акты других федеральных органов исполнительной власти (не только Правительства РФ) могут быть размещены (опубликованы) на официальном интернет-портале в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, но пока такое размещение не определяет дату их вступления в силу.

НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (п. 12 указа N 763).

* * *

Нормативные акты (но не нормативно-правовые акты) Банка России по вопросам, отнесённым к его компетенции, издаются в форме указаний, положений и инструкций, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (далее - НА) (ст. 7 Федерального закона от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы Минюстом России в порядке, установленном для государственной регистрации НПА федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации НА Банка России, устанавливающие:

Курсы иностранных валют по отношению к рублю;

Изменение процентных ставок;

Размер резервных требований;

Размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

Прямые количественные ограничения;

Правила бухгалтерского учёта и отчётности для Банка России;

Порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Правила подготовки нормативных актов Банка России установлены Положением Банка России, утверждённым приказом Банка России от 15.09.97 N 02-395.

Согласно пунктам 1.5.1-1.5.3 правил N 02-395 Банк России принимает НА:

В форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесённым к компетенции Банка России;

В форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесённым к компетенции Банка России;

В виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативно-правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных советом директоров ЦБ РФ (ст. 7 закона N 86-ФЗ).

* * *

Акты нормативного характера, издаваемые Пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации (ПФР, ФФОМС и ФСС), если они затрагивают права и обязанности граждан, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер, тоже подлежат государственной регистрации Минюстом России. После этого такие НА подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования НПА федеральных органов исполнительной власти (п. 1 Указа Президента РФ от 20.03.01 N 318).

Таким образом, НА, выпущенные ПФР, ФФОМС и ФСС, подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и бюллетене. А распространение их в интернете, в том числе на официальных сайтах государственных внебюджетных фондов, не считается их официальным опубликованием и не влияет на дату их вступления в силу.

Особенности налогового и таможенного законодательства

В общем случае акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 5 НК РФ.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу. Акты, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Эти "положительные" акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Похожие особенности вступления в силу НПА в области таможенного дела установлены статьёй 6 Федерального закона от 27.11.10 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Судебная практика

Отметим, что последнее время к решению вопроса об определении даты "самого первого опубликования" НПА, влияющей на его вступление в силу, в некоторых случаях проявляется формальный подход. Предпочтение "Российской газете", некогда провозглашённое Конституционным судом РФ (постановление от 24.10.96 N 17-П), судьи и нормотворцы всё чаще не разделяют.

Аналогичная проблема определения даты первого опубликования существует и для ведомственных НПА, официальными источниками опубликования которых являются "Российская газета" и бюллетень.

В связи с наличием этой проблемы напомним решение ВАС РФ от 19.09.12 N ВАС-10330/12. В нём опубликование НПА в "Российской газете" признано вообще необязательным.

ВАС РФ заявил, что по смыслу пункта 9 указа N 763 официальным опубликованием зарегистрированных Минюстом России нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается их опубликование хотя бы в одном из указанных в нём источников - "Российской газете" или бюллетене. Оспариваемый заявителем приказ ФСФР России не может быть признан недействующим на том основании, что он не опубликован в "Российской газете". Тот факт, что заявитель не пользуется бюллетенем в качестве источника информации о принятых правовых актах, по мнению ВАС РФ, не свидетельствует о нарушении порядка опубликования оспариваемого приказа, а также прав и законных интересов заявителя.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Центрального округа от 28.09.12 по делу N А08-361/2012, ФАС Поволжского округа от 08.11.10 по делу N А65-2932/2010.

Напомним также прецедент успешного оспаривания юридической значимости документа, опубликованного в усечённом виде - только текста приказа без приложения.

В решении ВАС РФ от 06.09.11 N 7889/11 указано следующее. Ссылка в опубликованном в бюллетене тексте приказа Минкультуры России от 25.08.10 N 558 на размещение утверждённого этим приказом Перечня типовых управленческих архивных документов... с указанием сроков хранения на официальном сайте Минкультуры России и факт размещения указанного перечня на указанном сайте, а также в информационных справочно-правовых системах не свидетельствуют об опубликовании приказа. Подобное опубликование не является официальным. Не опубликованный в установленном порядке ведомственный НПА не влечёт правовых последствий как не вступивший в силу и не подлежит применению в полном объёме с момента его издания.

Заметим, что после выхода этого судебного акта приказ N 558 был оперативно опубликован в бюллетене от 19.09.11 N 38. На этот раз полностью, т.е. вместе с перечнем.

Особенности публикации МСФО

Постановлением Правительства РФ от 25.02.11 N 107 утверждено Положение о признании Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО) и разъяснений к ним для применения на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 26 Положения N 107 официальным опубликованием документа МСФО считается первая публикация его текста в официальном печатном издании, определяемом Минфином России, или первое размещение (опубликование) его на официальном сайте Минфина России в интернете.

Минфин России определил в качестве официального печатного издания для опубликования МСФО, разъяснений МСФО, а также изменений в эти документы журнал "Бухгалтерский учёт" (приказ Минфина России от 22.11.11 N 156н).

Бухгалтерские стандарты

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (далее - закон N 402-ФЗ, новый закон).

Согласно статье 4 закона N 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учёте состоит из этого закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 закона N 402-ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учёта относятся:

Федеральные стандарты;

Стандарты экономического субъекта.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учёту (включая учётную политику, план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учёту отдельных видов экономической деятельности (п. 4 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

Специалисты отмечают недостаточную проработанность нормы пункта 5 статьи 2 закона N 402-ФЗ, согласно которой, в частности, действие нового закона не распространяется на отчётность, представляемую хозяйствующими субъектами кредитной организации в соответствии с её требованиями.

Стандарты экономического субъекта (например, организации) предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учёта. Необходимость и порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены устанавливаются этим субъектом самостоятельно (п. 13-14 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

Можно отметить спорный характер пункта 5 статьи 2 закона N 402-ФЗ, согласно которому, в частности, действие нового закона не распространяется на отчётность, представляемую кредитной организации в соответствии с её требованиями.

К сожалению, в новом законе, так же как в старом законе о бухгалтерском учёте, отсутствуют положения, определяющие действие актов бухгалтерского законодательства во времени, подобные нормам статьи 5 НК РФ о вступлении в силу актов налогового законодательства, разрешениях и запретах на введение новшеств задним числом и т.д.

В целях сохранения стабильности деятельности экономических субъектов и преемственности старого и нового бухгалтерского законодательства пунктом 1 статьи 30 закона N 402-ФЗ предусмотрено, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных новым законом, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые до дня его вступления в силу.

Утверждаются нормативно-правовыми актами

Процедура разработки и утверждения предусмотренных новым законом федеральных стандартов (ст. 27 закона N 402-ФЗ), особенности которых раскрываются в отраслевых стандартах, достаточно сложна и многоступенчата.

Так, разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта (п. 1 ст. 27 закона N 402-ФЗ). Для опубликования промежуточных результатов работы над проектами стандартов могут использоваться разные источники, включая интернет.

Уполномоченный федеральный орган, которым в новом законе именуется Минфин России, разрабатывает федеральные стандарты (ст. 28 закона N 402-ФЗ):

Для организаций государственного сектора;

В случае если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утверждённой Минфином России программой разработки федеральных стандартов.

Минфин России утверждает, в частности, программу разработки федеральных стандартов, сами федеральные стандарты и в пределах его компетенции - отраслевые стандарты (п. 1 ст. 23 закона N 402-ФЗ).

ЦБ РФ в пределах его компетенции утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения, участвует совместно с уполномоченным федеральным органом (Минфином России) в разработке международных стандартов и осуществляет иные функции, предусмотренные новым законом и иными федеральными законами (п. 2 ст. 23 закона N 402-ФЗ).

Напомним, что согласно статье 57 закона N 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчётности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчётности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

В соответствии со статьёй 40 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" правила ведения бухгалтерского учёта, представления финансовой и статистической отчётности, составления годовых отчётов кредитными организациями устанавливаются Банком России с учётом международной банковской практики. Банк России устанавливает особенности ведения бухгалтерского учёта государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативно-правовыми актами в установленном порядке с учётом положений закона N 402-ФЗ (п. 16 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

Документы для организации и ведения бухгалтерского учёта ЦБ РФ, в том числе план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (п. 17 закона N 402-ФЗ).

План счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативно-правовым актом ЦБ РФ (п. 6 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

Действующее с 1 января 2013 года Положение Банка России от 16.07.12 N 385-П "О Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" содержит План счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях. Таким образом, отслеживать официальное опубликование НПА, которыми утверждены федеральные и отраслевые бухгалтерские стандарты, нужно будет в тех изданиях, которые предусмотрены для официального опубликования остальных НПА федерального органа исполнительной власти - Минфина России - и нормативных актов Банка России.

Условием вступления в силу нормативного правового акта является его обязательное опубликование в официальном источнике опубликования, определенном для каждого вида нормативных правовых актов. Таких источников может быть несколько. Официальным опубликованием может быть как публикация нормативного акта в печатном издании, так и размещение его текста на официальном сайте.

Так, для федеральных законов и актов палаты Федерального Собрания источниками официального опубликования являются "Российская газета", "Парламентская газета", журнал "Собрание законодательства Российской Федерации" и "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

"Официальный интернет-портал правовой информации" является источником опубликования для законов только с 10 ноября 2011 года. До этого официальными источниками опубликования являлись только печатные издания.

Если документ опубликован в газете или на Официальном интернет-портале раньше, чем в журнале, проблем, как правило, не возникает. В ситуациях же, когда дата газеты или дата размещения на Официальном интернет-портале позже, чем дата журнала, однозначно определить реальную дату вступления закона в силу затруднительно.

Встречаются 2 варианта разрешения этой ситуации:

1 вариант - его сторонники считают, что датой официальной публикации в этом случае не может являться дата публикации в журнале "Собрание законодательства". В качестве основного аргумента приводится Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. Суть доводов в следующем: "Российская газета" является ежедневной газетой, и проставляемая на ней дата является датой, когда опубликованный в газете закон реально доходит до адресатов; в отличие от газеты, "Собрание законодательства" является еженедельным изданием, дата которого совпадает с датой его подписания в печать и не является датой поступления журнала в продажу или по подписке, т.е. реально "Собрание законодательства" доходит до адресатов значительно позже (на практике - через 1,5 - 2 недели после указанной на нем даты). Следовательно, правильнее будет считать первой официальной публикацией - публикацию в "Российской газете".

Такая позиция находит подтверждение и в разъяснениях федеральных органов исполнительной власти, и в решениях судебных органов. Например: Федеральная таможенная служба, сообщая о вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 07.04.2005 N 202, которое опубликовано в "Собрании законодательства" раньше, чем в "Российской газете", прямо указывает, что оно официально опубликовано 12 апреля 2005 года в газете "Российская газета" N 74 и вступает в силу с 12 мая 2005 года (телетайпограмма ФТС России от 15.04.2005 N ТФ-837).

Аналогичный подход применяет Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ и разъясняет, что пункт 3 статьи 231 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вступил в силу с 02.11.2002 (Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4). Указанный пункт должен был вступить в силу со дня официального опубликования. Закон был опубликован в "Собрании законодательства" - 28.10.2002, в "Российской газете" - 02.11.2002.

Еще один пример: Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа разъяснил, что Федеральный закон от 06.06.2003 N 65-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" впервые официально опубликован в "Российской газете" 10.06.2003 и подлежит введению в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 10.07.2003 (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.07.2004 N Ф03-А59/04-2/1704). При этом указанный Закон был опубликован и в "Собрании законодательства" - 09.06.2003.

2 вариант подхода к решению проблемы первой официальной публикации - формальный и основывается на нормах Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ: тот источник, который имеет наиболее раннюю дату, и будет первым официальным опубликованием нормативного акта. Следовательно, если дата "Собрания законодательства" более ранняя, чем дата "Российской газеты", то и нужно определять первую публикацию по "Собранию законодательства". Эту позицию также можно проиллюстрировать на примере: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа разъяснил, что Федеральный закон от 24.02.2004 N 5-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" был официально опубликован 15.03.2004 в "Собрании законодательства" и с этой даты вступил в силу (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2005 N А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2). В "Российской газете" Закон был опубликован 17.03.2004.

Выбирая один из приведенных выше вариантов, нужно учитывать, что каждый из них имеет свои минусы. Так, в первом варианте нужно обращать внимание на разницу между датами газеты и журнала. Если разница, например, составляет более 10 дней, то еще неизвестно, какой источник - "Российская газета" или "Собрание законодательства" реально дошел до адресатов раньше. Второй вариант, хотя формально и основан на нормах закона, может быть "проигрышным", если дело дойдет до судебного разбирательства, т.к. в судебной практике все же чаще отдается предпочтение публикации в газете.

Официальный интернет-портал правовой информации стал одним из самых оперативных источников официальной публикации, перехватив первенство у "Российской газеты". Но говорить о том, что проблема определения первой официальной публикации перестала существовать, пока еще рано. Мы уже зафиксировали несколько новых случаев возникновения неопределенности с первой официальной публикацией. Суть проблемы не изменилась, только в роли "Российской газеты" теперь выступает Официальный интернет-портал.

Приложение 2

Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или защищаясь с ее помощью от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Замечание 1.1. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов может меняться в связи с принятием новых актов, регулирующих эти вопросы. Вся информация по данным вопросам в настоящем параграфе дается по состоянию на 1 января 1999 г. Отметим, что информацию о порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, полностью актуализированную на текущую дату, можно получить в системах КонсультантПлюс по федеральному законодательству в разделе "Справочная информация" (поле "Тематика") в виде отдельного документа.

1. Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА.

Ныне действуют следующие акты Российской Федерации, регулирующие этот вопрос:

  • 1) Федеральный конституционный закон от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. 78, 79);
  • 2) Федеральный закон от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания";
  • 3) Федеральный закон от 02.12.90 N 394-1 (ред. от 31.07.98) "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 6);
  • 4) Федеральный закон от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 24, 30);
  • 5) Федеральный закон от 26.11.98 N 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг";
  • 6) Таможенный кодекс РФ (ст. 11);
  • 7) Налоговый кодекс РФ (ст. 5);
  • 8) Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763 (ред. от 16.05.97) "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти";
  • 9) Указ Президента РФ от 13.08.98 N 963 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти";
  • 10) Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг";
  • 11) Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 (ред. от 06.11.98) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации";
  • 12) Постановление Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 "Об информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку";
  • 13) Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395 (ред. от 24.06.98) "О Положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России";
  • 14) Указание ГТК РФ от 02.07.97 N 01-14/836 "О применении таможенными органами законодательства Российской Федерации".

От момента принятия (издания) акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования (для всех НПА, кроме тех, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

Со дня подписания вступают в силу только те акты Президента РФ и Правительства РФ, которые не носят нормативного характера, а также содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763), а также акты органов исполнительной власти, не имеющие нормативного характера. Таким образом, обязательными условиями вступления НПА в силу являются:

  • 1) обязательное официальное опубликование всех НПА (ст. 1 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N 5-ФЗ, п. 1 Указа Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.96 N 763);
  • 2) обязательная государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Причем государственной регистрации подлежат НПА, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими (п. 12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом Минюста РФ от 17.04.98 N 42).

1.1. Официальное опубликование

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации" (ст. 4 ФЗ от 14.06.94 N 5-ФЗ, ст. 2 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N 5-ФЗ официальным опубликованием считается первая публикация полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

При определении, какая публикация является первой, следует учесть положения п. 6 Постановления Конституционного Суда от 24.10.96 N 17-П, в котором на конкретном материале рассматривается порядок определения даты официального опубликования акта. В частности, указывается, что дата выпуска "Собрания законодательства Российской Федерации" не может считаться днем его обнародования, так как она, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать и, следовательно, с этого момента реально еще не обеспечивается получение информации о содержании закона. Пока действующим законодательством четко не урегулирован вопрос о первой публикации, необходимо сопоставлять даты "Российской газеты" и "Собрания законодательства Российской Федерации" и самостоятельно делать вывод, какая дата является реальной датой обнародования НПА.

Для ведомственных НПА (за исключением актов ЦБ РФ, ФКЦБ) до 18 августа 1998 г. (день вступления в силу Указа Президента РФ от 13.08.98 N 963 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти") официальным опубликованием считалось опубликование в "Российских вестях" и "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" издательства "Юридическая литература" (п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763). Президент РФ Указом от 13.08.98 N 963 внес изменения в порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, установив, что указанные акты подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" вместо газеты "Российские вести", как было ранее.

1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ

С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 08.05.92 N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан или носящих межведомственный характер.

Указом Президента РФ от 21.01.93 N 104 было установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

В настоящее время Постановление Правительства РФ от 08.05.92 N 305 и Указ Президента РФ от 21.01.93 N 104 утратили силу в связи с утверждением новых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N 1009) и в связи с новым Порядком опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (см. Указ Президента РФ от 23.05.96 N 763). Тем не менее правовые последствия несоблюдения установленного порядка регистрации и опубликования актов, которые в этом нуждаются, остались прежними: акты, не прошедшие регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут применяться.

2. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов

2.1. Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Данный порядок действует в отношении актов, принятых с 15 июня 1994 г. (даты вступления в силу указанного выше Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ). В отношении актов, принятых ранее, следует руководствоваться положениями Закона РСФСР от 13.07.90 N 89-1 "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами".

Общий порядок вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания, определенный ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ, действует, если самими законами и актами палат Федерального Собрания не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

  • 1) порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе, а именно, называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка "Вступает в силу после официального опубликования";
  • 2) порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.

Вступление в силу законов, устанавливающих новые налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, то они не имеют обратной силы. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков иных сборов, имеют обратную силу.

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

2.2. Порядок вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п.п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Данный порядок является общим и применяется:

  • - если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763);
  • - в отношении актов, принятых с 05.06.96 (дата вступления в силу Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763).

Для определения даты вступления в силу актов, принятых ранее, следует применять положения Указа Президента РФ от 26.03.92 N 302, в настоящее время утратившего силу.

2.3. Порядок вступления в силу решений Конституционного Суда РФ

В соответствии со ст. 78, 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения и подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, которых касается принятое решение.

Решения Конституционного Суда публикуются также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

2.4. Порядок вступления в силу НПА федеральных органов
исполнительной власти

Если порядок вступления в силу НПА не определен в самом акте, то в соответствии с п. 12 Указа Президента РФ от 23.05.96 N 763 НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

НПА федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня их государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490).

2.5. Особый порядок вступления в силу НПА Государственного
таможенного комитета РФ

Нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета РФ (ГТК РФ), затрагивающие права и законные интересы граждан, юридических лиц или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, как и другие НПА федеральных органов исполнительной власти. Но порядок вступления в силу НПА ГТК РФ установлен иной.

Если срок вступления в силу НПА ГТК РФ не определен в самом документе, то действует порядок, определенный ст. 11 Таможенного кодекса: нормативные акты ГТК РФ общего характера вступают в силу по истечении тридцати дней после их опубликования этим комитетом.

Исключения составляют следующие случаи:

  • - если акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют (могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие до их издания);
  • - если акты законодательства РФ обязывают ГТК РФ ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.

Иные правовые акты ГТК России (внутриведомственного характера, нормативно-технические) вступают в силу с момента их подписания, если в самих актах не установлен более поздний срок вступления в силу (Указание ГТК РФ от 02.07.97 N 01-14/836).

Этим же Указанием подтверждается, что на акты ГТК РФ в вопросах официального опубликования распространяется действующий в отношении федеральных органов исполнительной власти порядок.

2.6. Порядок вступления в силу НПА Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг

До принятия Федерального закона от 26.11.98 N 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" НПА Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), изданные в пределах ее полномочий, вступали в силу со дня их официального опубликования и не подлежали регистрации в Минюсте РФ (Указ Президента РФ от 03.07.95 N 662 (ред. от 28.05.97), Указ Президента РФ от 01.07.96 N 1009). Федеральный закон N 182-ФЗ установил, что постановления ФКЦБ, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу. Таким образом, на НПА ФКЦБ был распространен общий для НПА федеральных органов исполнительной власти порядок вступления в силу.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.95 N 1263 ФКЦБ разрешено издание информационного бюллетеня "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг". Опубликование в этом бюллетене актов ФКЦБ является их официальной публикацией.

2.7. Порядок вступления в силу нормативных актов Банка России

Нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств (ст. 6 ФЗ о "Центральном банке Российской Федерации", п. 6.4.1 Приказа ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.12.90 N 394-1 нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Подробно регламентирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов Банка России Положение Банка России "О порядке подготовки и вступлении в силу нормативных актов Банка России" от 15.09.97 N 519 (ред. от 24.06.98) (Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 N 02-395).

Поиск документов, регулирующих тот или иной вопрос, часто бывает непростой задачей даже для опытного юриста, поскольку к настоящему времени их издано так много, что о существовании некоторых из них профессиональный юрист может и не догадываться. Но мы все-таки попытаемся научиться их искать.

1. Официальные публикации.

Я уже писал о п. 3 ст. 15 Конституции РФ, где говорится, что официально не опубликованные законы и другие документы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться. Официальная публикация нормативного акта - это его первая публикация в издании (журнале, газете или на компьютерных носителях), которое специально создано для того, чтобы публиковать официальные документы .

n Федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты палат Федерального собрания (т.е. постановления Государственной думы и Совета Федерации), указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ публикуются в “Российской газете” и в еженедельном журнале “Собрание законодательства Российской Федерации” (сокращенно обозначаются “Р.Г.” и “СЗ РФ”).

n Вступившие в силу международные договоры, публикуются в “Собрании законодательства РФ” и журнале “Бюллетень международных договоров” .

n Нормативные акты федеральных (т.е. общероссийских) министерств и ведомств печатаются в “Российской газете” и журнале “Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти” .

n Акты Банка России (Центрального банка РФ) публикуются в журнале “Вестник банка России”

n Постановления Пленума Верховного Суда РФ, решения Верховного суда РФ и постановления его Президиума по конкретным делам публикуются в журнале “Бюллетень Верховного суда РФ” .

n Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и решения этого суда по конкретным делам публикуются в журнале “Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ” .

n Постановления Конституционного суда РФ публикуются в журнале “Собрание законодательства РФ” и журнале “Вестник Конституционного Суда Российской Федерации” .

n Нормативные акты законодательных и исполнительных органов субъектов федерации и органов местного самоуправления публикуются в специальных местных и региональных изданиях, о которых вы можете узнать в этих органах или в местной библиотеке.

В последнем (т.е. 52) номере Собрания законодательства РФ за каждый год печатается алфавитный указатель опубликованных документов, который значительно облегчает их поиск. Такие же указатели публикуются в последнем номере каждого уважающего себя юридического журнала или газеты.

Ссылки на официальные издания обычно выглядят так: “СЗ РФ, 1996 г. №3, ст. 140” . Это означает, что документ был опубликован в третьем номере Собрания законодательства РФ за 1996 год, в статье 140. Номер статьи в данном случае - это порядковый номер документа с начала года. Если через запятую перечисляются несколько номеров журнала или газеты, это значит, что в них опубликованы изменения или дополнения к документу.

Раньше издания, в которых печатались официальные документы, назывались по-другому.

До 1994 г. Законы, Постановления и другие документы Съезда народных депутатов РФ (РСФСР) и Верховного Совета РФ (РСФСР) публиковались в журнале “Ведомости Съезда народных депутатов РФ (РСФСР) и Верховного Совета РФ (РСФСР)” . Там же публиковались постановления Конституционного суда РФ и наиболее важные указы Президента РФ.

Еще раньше до того, как начали созываться Съезды, этот журнал назывался “Ведомости Верховного совета РСФСР” .

Акты Президента и Правительства РФ до 1994 г. публиковались в журнале “Собрание актов Президента и Правительства РФ”.

Еще раньше акты Правительства России (пост Президента тогда еще не существовал) публиковались в журнале “Собрание постановлений Правительства РФ (РСФСР)” , а постановления Правительства СССР печатались в “Собрании постановлений Правительства СССР” .

Нормативные акты министерств и ведомств бывшего СССР печатались в журнале “Бюллетень министерств и ведомств СССР” .

2. Неофициальные публикации

Есть множество юридических и неюридических изданий, которые публикуют нормативные акты. Всех их просто невозможно перечислить. В качестве примера приведу “Экономическую газету” и журнал “Хозяйство и право”.

Поэтому самый простой способ найти нужный документ - это пойти в библиотеку и взять подшивку официальных или неофициальных изданий. Официальные издания имеют то преимущество, что документы публикуются в них в хронологическом порядке, а в неофициальных печатается только то, что кажется важным издателю и том порядке, который он сочтет наиболее удобным. В то же время в неофициальных изданиях печатаются не только нормативные акты, но и комментарии к ним, которые могут быть очень полезны.

Итак, если вы знаете, где напечатан нужный вам документ, то вам остается только найти этот номер газеты или журнала.

Если вы знаете примерное время, когда он был принят или опубликован, то можно просмотреть все номера официального издания за этот период.

Если вы знаете только тему, по которой хотите найти нормативный акт, то можете воспользоваться алфавитным указателем в последнем номере официального издания. Но в этом случае вам придется просмотреть алфавитные указатели за все последние годы, чтобы убедиться, что вы ничего не пропустили, а также всю подшивку за текущий год, указатель для которого еще не напечатан.

3. Сборники нормативных актов

Это, например, книга “Жилищное законодательство”, в которой есть основные документы по жилищному праву, действующие на момент ее издания. По сравнению с журналами или газетами сборник удобнее в использовании, но имеет тот недостаток, что напечатанные в нем документы могут быстро устареть.

Сегодня различные издательства предлагают огромное количество юридической литературы. Ее можно найти практически в любом месте, но лучше всего обратиться в специализированный магазин, где обычно имеется большой выбор. А жители глубинки могут заказывать книги наложным платежом (т.е. с оплатой на почте при получении) или по предоплате по каталогам издательств.

4. Компьютерные базы данных.

Это лучшее средство для поиска документов, поскольку современное законодательство - это огромный массив информации. Например, правовая база “Гарант-Максимум” на 12 июля 2003 г включала в себя 324 712 документов, среди которых есть документы объемом в одну страницу, а есть и многотомные акты такие, как, например, ГК РФ.

Правовые базы данных специально созданы, чтобы хранить большой объем информации и помогать в ней ориентироваться. Они хороши еще и тем, что при регулярном обновлении дают возможность работать с самыми свежими версиями документов.

Т.е. владельцу правовой базы не нужно носить в суд стопку журналов, в которых напечатан и сам документ и изменения к нему, и постоянно их перелистывать. Вместо этого он может распечатать последнюю редакцию документа.

В хороших базах в тексте любого закона есть комментарии к нему и ссылки на другие акты, которые с ним связаны. Т.е., читая закон, вы сразу можете узнать обо всех документах, которые регулируют тот же самый вопрос, разъясняют или дополняют его, а также мгновенно вывести их на экран и распечатать. Согласитесь, что это намного проще, чем перечитывать гору литературы, рискуя пропустить там самое важное.

Основными базами данных являются: “Ваше право”, “Гарант”, “Консультант+”, “Кодекс”, “Референт” и т.д.

Не буду говорить о том, какая из них лучше, чтобы меня не заподозрили в ее рекламе, но для себя этот вопрос я уже решил. Скажу только, что базы различаются по цене, объему документов, способам поиска и т.д.

Тем, кто серьезно занимается правом, я рекомендую выбирать базу с широкими возможностями поиска (по темам, по ситуациям, по реквизитам документов и т.д.) и с наибольшим количеством комментариев и ссылок на нормативные акты. В хорошей базе должна предусматриваться возможность мгновенного перехода к документу, о котором говорится в тексте закона. Но этого мало. В ней должны быть дополнительные комментарии и ссылки на документы, о которых в тексте не говорится, но которые с ним связаны.

В конце концов, найти документ можно и без правовой базы, но отыскать другие связанные с ним документы без нее будет очень трудно.

Правовые базы стоят дорого, и даже не каждый юрист может позволить себе их приобрести. Еще дороже стоит компьютер, который нужно иметь для того, чтобы они работали, а не лежали в шкафу в виде компакт-дисков.

Поделиться: