Пе ре строй ки. Как начиналась перестройка в ссср

Мы ждем перемен...». Эти слова из песни лидера популярной в 80-х гг. группы «Кино» В. Цоя отражали настроение людей в первые годы политики «перестройки». Она была провозглашена новым генеральным секретарем, 54-летним М. С. Горбачевым, который принял эстафету власти после смерти К. У. Черненко в марте 1985 года. Элегантно одевавшийся, говоривший «без бумажки», генсек завоевывал популярность внешней демократичностью, стремлением к преобразованиям в «застоявшейся» стране и, конечно же, обещаниями (например, каждой семье к 2000 г. была обещана отдельная благоустроенная квартира), никто со времен Хрущева не общался так с народом: Горбачев ездил по стране, запросто выходил к людям, в неформальной обстановке беседовал с рабочими, колхозниками, интеллигенцией. С приходом нового руководителя, воодушевленного планами рывка в экономике и перестройки всей жизни общества, у людей возрождались надежды и энтузиазм.
Был провозглашен курс на «ускорение» социально-экономического развития страны. Предполагалось, что в промышленности сердцевиной этого процесса станет обновление машиностроения. Однако уже в 1986 г. Горбачев и другие члены Политбюро столкнулись с тем, что «ускорения» не происходит. Курс на приоритетное развитие машиностроения проваливался по причине финансовых затруднений. Резко возрос бюджетный дефицит (в 1986 г. в 3 раза по сравнению с 1985 г., когда он составлял 17-18 млрд. руб.). Это явление было вызвано рядом причин: «отложенным» спросом населения на товары (деньги не возвращались в казну, а часть их обращалась на черном рынке), па-дением цен на экспортируемую нефть (поступления в казну сократились на треть), потерей доходов в результате антиалкогольной кампании.
В этой ситуации «верхи» пришли к выводу о том, что все отрасли экономики необходимо перевести на новые методы хозяйствования. Постепенно, в 1986 - 1989 гг., в ходе экономических преобразований были введены госприемка продукции, хозрасчет и самофинансирование, выборы директоров предприятий; вступили в действие законы о государственном предприятии, об индивидуальной трудовой деятельности и кооперативах, а также закон о трудовых конфликтах, предусматривавший право рабочих на забастовку.
Однако все эти меры не только не привели к улучшению экономического положения в стране, но, наоборот, ухудшили его в силу половинчатости, нескоординированности и непродуманности реформ, больших бюджетных расходов, увеличения денежной массы на руках у населения. Нарушались производственные связи между предприятиями по госпоставкам продукции. Усилился дефицит товаров потребления. На рубеже 80-90-х гг. все больше и больше пустели полки магазинов. На местах власти начали вводить талоны на некоторые продукты.
Гласность и эволюция государственного строя. Советское общество охватил процесс демократизации. В идеологической сфере Горбачевым был выдвинут лозунг гласности. Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа. В речах партийных идеологов и публицистике пропагандировалась идея перехода от «казарменного социализма» к социализму «с человеческим лицом». Изменилось отношение властей к диссидентам. Возвратился в Москву из Горького (так назывался Нижний Новгород) академик А. Д. Сахаров, сосланный туда за критические высказывания по поводу войны в Афганистане. Из мест заключения и ссылки были освобождены и другие диссиденты, закрывались лагеря для политзаключенных. В ходе возобновившегося процесса реабилитации жертв сталинских репрессий в нашу историю «вернулись» Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и другие политические фигуры, не удостоившиеся этого при Н. С. Хрущеве.
Процессы гласности и десталинизации ярко проявились в газетных и журнальных публикациях, телепередачах. Огромной популярностью пользовались еженедельник «Московские новости» (редактор Е. В. Яковлев) и журнал «Огонек» (В. А. Коротич). Критика темных сторон советской действительности, стремление найти выход для общества из кризисной ситуации пронизывали многие произведения литературы и искусства, как новые, так и те, которые ранее были запрещены властями, а теперь стали достоянием широкой аудитории. Невероятный по силе общественный резонанс получили романы А. Н. Рыбакова «Дети Арбата», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», изданные на родине произведения А. И. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ» и др.), фильмы Т. Е. Абуладзе «Покаяние», М. Е. Голдовской «Власть соловецкая», С. С. Говорухина «Так жить нельзя».
Раскрепощение общества от партийной опеки, высказывавшиеся в условиях гласности критические оценки советского государственного строя поставили на повестку дня вопрос о политических преобразованиях. Важными событиями внутриполитической жизни стало одобрение участниками XIX Всесоюзной партконференции (июнь 1998 г.) основных положений реформы государственного строя, принятие Верховным Советом поправок к конституции, а также закона о выборах народных депутатов. Суть этих решений сводилась к переходу от выдвижения одного кандидата в депутаты на одно место в органах власти к системе выборов на альтернативной основе. Высшим органом законодательной власти стал Съезд народных депутатов СССР, который из своей среды выдвигал членов Верховного Совета. Однако только две трети депутатов съезда были избраны на основе всеобщего голосования, еще одна треть выдвигалась общественными организациями, в первую очередь КПСС. Выборы Съезда народных депутатов СССР в два тура состоялись весной 1989 г., в конце мая он начал свою работу. В составе съезда сформировалась легальная оппозиция: была создана Межрегиональная депутатская группа. Ее возглавили всемирно известный ученый, лидер право-защитного движения академик А. Д. Сахаров, бывший первый секретарь Московского горкома партии и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б. Н. Ельцин, ученый-экономист Г. X. Попов.
В условиях политического плюрализма одновременно с появлением активной оппозиции в Верховном Совете шло зарождение различных общественно-политических движений, почти все представители которых на первых порах выступали под лозунгами «обновления социализма». Вместе с тем в их деятельности наметились и тревожные для коммунистической власти тенденции. Они в первую очередь были связаны с нарастанием социального недовольства и националистических настроений.
В СССР, как в любом другом многоэтническом государстве, не могли не существовать национальные противоречия, которые всегда наиболее ярко проявляются в условиях экономических и политических кризисов и радикальных перемен. В Советском Союзе эти противоречия обострялись рядом обстоятельств. Во-первых, строя социализм, советская власть не считалась с историческими особенностями народов - происходило разрушение традиционного хозяйства и быта, шло наступление на ислам, буддизм, шаманизм и т. д. Во-вторых, на территориях, которые были присоединены к СССР накануне Великой Отечественной войны и которые дважды (сразу после присоединения и после освобождения от нацистской оккупации) подверглись «чистке» от враждебных элементов, были весьма сильны проявления национализма, распространены антисоветские и антисоциалистические настроения (Прибалтика, Западная Украина, в какой-то степени Молдавия). В-третьих, еще свежи были обиды депортированных в годы Великой Отече-ственной войны народов, возвращенных в родные места (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, калмыки), и тем более не возвращенных (немцы, крымские татары, турки-месхетинцы и др.). В-четвертых, имелись застарелые исторические конфликты и претензии разного рода (так, например, армяне Нагорного Карабаха стремились выйти из состава Азербайджанской ССР, абхазы ратовали за передачу автономии из состава Грузинской ССР в состав РСФСР и др.). В годы «перестройки» возникли массовые национальные и националистические общественные движения, наиболее значительными из которых явились «народные фронты» Литвы, Латвии, Эстонии, армянский комитет «Карабах», «Рух» на Украине, русское общество «Память».
«Новое мышление» и окончание «холодной войны». «Перестройка» была тесно связана с коренным изменением курса советской внешней политики - отказом от конфронтации с Западом, прекращением вмешательства в локальные конфликты и пересмотром отношений с социа-листическими странами. В новом курсе доминировал не «классовый подход», а общечеловеческие ценности. Свое теоретическое обоснование этот подход получил в книге М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». В ней говорилось о необходимости создать новый международный порядок, призванный сменить послевоенные международные отношения. Он должен основываться на соблюдении баланса национальных интересов, свободе выбора странами путей развития, совместной ответственности держав за решение глобальных проблем современности. Горбачев ратовал за концепцию «общеевропейского дома», в котором нашлось бы место и ка-питалистическим, и социалистическим странам.
М. С. Горбачев регулярно встречался с президентами США: с Р. Рейганом (в 1985 - 1988 гг.) и Дж. Бушем (с 1989 г.). На этих встречах были «разморожены» советско-американские отношения, обсуждались вопросы разоружения. Горбачев вел переговоры с позиций разумной достаточности в вопросах обороны и выдвинутой им программы безъядерного мира.
8 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет среднего радиуса действия - советских СС-20 и американских «Першинг-2» и крылатых ракет. Американская и советская стороны обещали соблюдать договор по ПРО в том виде, в каком он был подписан в 1972 году. В 1990 г. был подписан договор о сокращении стратегических вооружений.
С целью укрепления доверия из стран Восточной Европы в одностороннем порядке было вывезено 500 тактических ядерных боеголовок.
9 ноября 1989 г. жители Берлина, уверенные в том, что СССР не вмешается в общегерманские дела, разрушили Берлинскую стену - символ разделенной Германии и Европы. После объединения Германии СССР дал согласие на вступление этого, уже единого государства в НАТО. В 1990 г. участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан договор о сокращении обычных вооружений на территории Европы.
Советское руководство осознало необходимость вывода войск из Афганистана (более 100 тыс.) и в 1988 г. обязалось сделать это в течение 9 месяцев. В середине февраля 1989 г. последние советские воинские части покинули афганскую землю. Кроме Афганистана, советские войска были выведены и из Монголии. После «бархатных революций» в восточноевропейских странах начались переговоры о выводе советских войск из Венгрии и Чехословакии, шел их вывод из ГДР. В 1990-1991 гг. произошел роспуск военных и политических структур Варшавского Договора. Этот военный блок прекратил свое существование. Результатом политики «нового мышления» явилось принципиальное изменение международной обстановки - «холодная война» закончилась. Вместе с тем многие уступки западным государствам, на которые пошел Горбачев, не были достаточно продуманы (главным образом в их конкретной реализации), а это не соответствовало национальным интересам страны.
Кризис власти. После опубликования летом 1988 г. указа о собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях на фоне резкого ухудшения экономического положения в стране начались массовые шахтерские забастовки. Постепенно в обществе нарастало недовольство слишком медленными темпами преобразований; в глазах общества виновником «пробуксовки» реформ представлялось консервативное крыло в руководстве КПСС.
После крушения коммунистических режимов в странах Восточной Европы усилились надежды оппозиции на осуществление радикальных преобразований в Советском Союзе. Если оппозиция «в верхах» состояла из Межрегиональной депутатской группы и демократически настроенных интеллигентских кругов, то в оппозиционное движение «снизу» оказались вовлечены широкие массы жителей крупных городов, население ряда союзных республик в Прибалтике, Закавказье, а Молдавии и на Украине. Политическому пробуждению России способствовали намеченные на март 1990 г. выборы народных депутатов всех уровней. В избирательной кампании четко обозначилось про-тивостояние партийного аппарата и оппозиционных сил. Последние получили организационный центр в лице избирательного блока «Демократическая Россия» (в дальнейшем он преобразовался в общественное движение). Февраль 1990 г. стал месяцем массовых митингов, участники которых требовали ликвидации монополии КПСС на власть.
Выборы народных депутатов РСФСР стали первыми по-настоящему демократическими - после избирательной кампании в Учредительное собрание 1917 года. В результате около трети мест в высшем законодательном органе власти республики получили депутаты демократической ориентации. Результаты выборов в России, на Украине, в Белоруссии продемонстрировали кризис власти партийной верхушки. Под давлением общественного мнения была отменена 6-я статья Конституции СССР, провозглашавшая руководящую роль КПСС в советском обществе, в стране началось становление многопартийной системы. Сторонники реформ Б. Н. Ельцин и Г. X. Попов заняли высокие посты: первый был избран председателем Верховного Совета РСФСР, второй - мэром Москвы.
Важнейшим фактором кризиса «верхов» стало усиление национальных движений, возглавивших борьбу против союзного (в терминологии их представителей - имперского) Центра и власти КПСС. Еще в 1988 г. трагические события развернулись в Нагорном Карабахе и, как тогда говорили, вокруг него. Произошли первые со времен гражданской войны манифестации под националистическими лозунгами, погромы (армян в азербайджанском Сумгаите - февраль 1988 г., турок-месхетинцев в узбекской Фергане - июнь 1989 г.) и вооруженные столкновения (Нагорный Карабах, Абхазия) на национальной почве. Верховный Совет Эстонии провозгласил верховенство республиканских законов над общесоюзными (ноябрь 1988 г.). И в Азербайджане, и в Армении к концу 1989 г. накалились страсти на национальной почве. Верховный Совет Азербайджана декларировал суверенитет своей республики, а в Армении было создано Армянское общественное движение, выступившее за независимость и отделение от СССР. В самом конце 1989 г. компартия Литвы заявила о своей самостоятельности по отношению к КПСС.
В 1990 г. национальные движения развивались по восходящей. В январе в связи с армянскими погромами в Баку были введены войска. Сопровождавшаяся массовыми жертвами военная операция лишь на время сняла с повестки дня вопрос о самостоятельности Азербайджана. Тогда же литовский парламент проголосовал за независимость республики, и в Вильнюс вошли войска. Вслед за Литвой аналогичные решения были вынесены парламентами Эстонии и Латвии, летом декларации о суверенитете приняли Верховные Советы России (12 июня) и Украины (16 июля), после чего «парад суверенитетов» охватил другие республики. В феврале-марте 1991 г. референдумы о независимости были проведены в Литве, Латвии, Эстонии, Грузии.
Два президента. Осенью 1990 г. М. С. Горбачев, избранный Съездом народных депутатов президентом СССР, был вынужден провести реорганизацию органов государственной власти. Исполнительные органы теперь стали подчиняться непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный орган - Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик. Начались разработка и шедшее с большим трудом согласование проекта нового Союзного договора между республиками СССР.
В марте 1991 г. был проведен первый в истории страны референдум - гражданам СССР предстояло высказать свое мнение по вопросу о сохранении Советского Союза как обновленной федерации равных и суверенных республик. Показательно, что 6 (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия) из 15 союзных республик не приняли участия в референдуме. Не менее показательно и то, что 76% участвовавших в голосовании высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился и Всероссийский референдум - большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики.
12 июня 1991 г., ровно год спустя после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, состоялись общенародные выборы первого в истории России президента. Им стал Б. Н. Ельцин, в поддержку которого высказались более 57% принявших участие в голосовании. После этих выборов Москва превратилась в столицу двух президентов - общесоюзного и российского. Позиции двух лидеров согласовать было трудно, а личные отношения между ними не отличались взаиморасположением.
Оба президента выступали за реформы, но при этом они по-разному смотрели на цели и пути преобразований. Один из них, М. С. Горбачев, опирался на коммунистическую партию, которая переживала процесс раскола на консервативную и реформистскую части. К тому же партийные ряды стали таять - КПСС покинуло около трети ее членов. Опорой другого президента, Б. Н. Ельцина, были оппозиционные по отношению к КПСС силы. Закономерно, что в июле 1991 г. Ельцин подписал указ, запрещавший деятельность партийных организаций на государственных предприятиях и в учреждениях. События, разворачивавшиеся в стране, свидетельствовали о том, что процесс ослабления власти КПСС и распада Советского Союза приобретал необратимый характер.
Август 1991 года: революционный поворот истории. К августу 1991 г. были разработаны проекты двух важнейших документов - нового Союзного договора и программы КПСС. Предполагалось, что правящая партия встанет на социал-демократические позиции. Проект Союзного договора предусматривал создание на новых основах Союза Суверенных Государств. Он был одобрен главами 9 республик и президентом СССР Горбачевым. Планировалось, что программа будет утверждена на предстоящем съезде КПСС, а подписание Союзного договора произойдет 20 августа. Однако проект договора не мог удовлетворить ни сторонников замкнутой на Центр федерации, ни сторонников дальнейшей суверенизации республик, в первую очередь российских радикальных демократов.
Представители партийно-государственных верхов, считавшие, что только решительные действия помогут сохранить политические позиции КПСС и остановить распад Советского Союза, прибегли к силовым методам. Они решили воспользоваться отсутствием в Москве президента СССР, который находился на отдыхе в Крыму.
Рано утром 19 августа телевидение и радио сообщили гражданам, что в связи с болезнью М. С. Горбачева исполнение обязанностей президента СССР временно возложено на вице-президента Г. И. Янаева и что «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения» образован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав этого комитета вошли 8 человек, в том числе вице-президент, премьер-министр В. С. Павлов, силовые министры. Горбачев оказался изолированным на государственной даче. В Москву были введены воинские части и танки, объявлен комендантский час.
Центром сопротивления ГКЧП стал Дом Советов РСФСР - так называемый Белый дом. В обращении «К гражданам России» президент РСФСР Б. Н. Ельцин и исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов призвали население не подчиняться незаконным решениям ГКЧП, квалифицировав действия его членов как антиконституционный переворот. Поддержка москвичей придавала стойкости и решимости руководству России. Десятки тысяч жителей столицы и немалое число приезжих граждан пришли к Белому дому, выражая поддержку Ельцину и готовность защищать резиденцию российской государственной власти с оружием в руках.
Противостояние ГКЧП и Белого дома продолжалось три дня. Страшась развязывания гражданской войны, Янаев и его соратники не решились на штурм Дома Советов. На третий день деморализованные представители ГКЧП начали вывод войск из Москвы и вылетели в Крым, надеясь договориться с Горбачевым. Однако президент СССР сумел возвратиться в Москву вместе с прилетевшими «на выручку» вице-президентом РСФСР А. В. Руцким. Члены ГКЧП были арестованы.
Ельцин подписал указы о приостановлении деятельности КПСС и КП РСФСР и издания газет коммунистической ориентации. Горбачев заявил о сложении с себя полномочий генерального секретаря ЦК КПСС, а затем издал указы, фактически прекращавшие деятельность партии и передававшие ее имущество в собственность государства.
Распад СССР и создание СНГ. Последние месяцы 1991 г. стали временем окончательного распада СССР. Был распущен Съезд народных депутатов СССР, радикально реформирован Верховный Совет СССР, ликвидировано большинство союзных министерств, вместо кабинета министров создавался безвластный межреспубликанский экономический комитет. Высшим органом, руководившим внутренней и внешней политикой государства, стал Государственный совет СССР, в который вошли президент СССР и главы союзных республик. Первым решением Госсовета было признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии. Тем временем на местах республиканские власти начали переподчинять себе находившиеся ранее в ведении федерального Центра отрасли народного хозяйства и государственные структуры.
Предполагалось подписать новый Союзный договор и создать уже не федерацию, а конфедерацию суверенных республик. Но и этим планам не суждено было сбыться. 1 декабря на Украине был проведен референдум, и большинство принявших в нем участие (более 80%) высказались за независимость республики. В этих условиях руководство Украины решило не подписывать новый Союзный договор.
7-8 декабря 1991 г. президенты России и Украины Б. Н. Ельцин и Л. М. Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, встретившись в Беловежской пуще, неподалеку от пограничного Бреста, объявили о прекращении существования СССР и образовании в составе трех республик Содружества Независимых Государств (СНГ). В дальнейшем в СНГ вошли все бывшие советские союзные республики, за исключением прибалтийских.

Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

В марте 1985 г. умер генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР Черненко. Генеральным секретарем был избран 54-летний Михаил Сергеевич Горбачев . В борьбе за этот пост поддержку Горбачеву оказал патриарх советской дипломатии Громыко. Вскоре Громыко занял пост председателя Президиума Верховного Совета СССР.

В апреле 1985 г. состоялся пленум ЦК КПСС. Горбачев выступил на нем с программной речью. Состояние общества было оценено как предкризисное. Провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был конкретизирован на 26 съезде КПСС в начале 1986 г. Основные направления курса:

1. ускорение научно-технического прогресса;

2. активизация человеческого фактора;

3. отказ от остаточного принципа в социальной сфере;

4. стержень курса - новая инвестиционная и структурная политика – не строительство новых, а модернизация действующих предприятий; ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. (Идея академика Аганбегяна.)

Предполагалось : увеличить темпы экономического роста и к 2000 г. удвоить промышленный потенциал; производительность труда увеличить в 2,5 раза; обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом; осуществить всеобщую компьютеризацию.

В качестве мер, призванных способствовать ускорению социально-экономического развития, были проведены: антиалкогольная кампания ; введена госприемка . Изменилась кадровая политика : к началу 1987 г. было заменено более половины партийных руководителей «брежневского призыва» на союзном и областном уровнях.

Результаты курса на ускорения оказались плачевными : в 1985 г. бюджетный дефицит составлял 17-18 млрд. рублей, в 1986 г. – в три раза больше.

Причины неудачи курса ускорения:

1. на треть сократились поступления от экспорта нефти в связи с падением мировых цен;

2. из-за массированной антиалкогольной кампании страна за 3 года недополучила 37 млрд. руб.

3. ошибка в выборе экономической стратегии – отдачи от инвестиций в машиностроение не было; эти средства могли быть с большей пользой израсходованы на развитие легкой и продовольственной отраслей промышленности, где отдача быстрее и люди на себе ощущают положительный результат; так называемая госприемка отвлекала квалифицированных специалистов.

Явно несбыточные обещания, расточаемые на фоне ухудшающегося экономического положения, только раздражали людей.

Реформа управления экономикой и причины ее неудачи.

На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС неудачи курса на ускорение были объяснены действием «механизма торможения» и недооценкой глубины кризиса. Вместо прежнего курса был провозглашен новый: перестройка . Суть перестройки: разрушение командно-административной системы , перестройка механизма управления экономикой. Предполагалось демократизировать все сферы государственной и общественной жизни. Заговорили о новой модели социализма – социализме «с человеческим лицом». Важнейшим инструментом перестройки должна была стать гласность .

Была провозглашена новая экономическая стратегия – рыночный социализм (или хозрасчетный социализм). Возможность рыночного социализма отстаивали такие экономисты как Абалкин, Бунич, Шмелев, Богомолов, Попов. Их оппоненты – Пияшева, Пинскер – говорили, что рынок и социализм несовместимы, но к их голосу не прислушивались.

В июне 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии , который вступал в силу с 1 января следующего года. Предприятия получали определенную самостоятельность : до них доводился план госзаказа. Государство гарантировало приобретение продукции, произведенной по госзаказу. Все, что предприятие производило сверх госзаказа, оно могло реализовывать по свободным ценам на рынке. Предприятия сами определяли численность работников, устанавливали зарплату, выбирали хозяйственных партнеров, избирали руководителей и т.д.

Курс на рыночный социализм также оказался несостоятельным . Причины:

1. Отсутствовала инфраструктура рынка: товарно-сырьевые биржи, посреднические организации. Значительная часть предприятий стремилась получить госзаказ по максимуму, в то время как его предполагалось постепенно сокращать и добиваться перевода предприятий на рыночные условия хозяйствования.

2. Только четвертая часть всех предприятий приносила небольшую прибыль. Треть предприятий были убыточными. Их перевод на рыночные условия хозяйствования означал банкротство. Банкротство, безработица, повышение цен – все это не принималось обществом и властью.

3. На тех предприятиях, которые были способны приспособиться к рыночным условиям, восторжествовал так называемый коллективный эгоизм трудовых коллективов. Они «проедали прибыль» (увеличивали зарплату) вместо того, чтобы тратить ее на развитие производства. Сокращался выпуск дешевых товаров и увеличивалось производство дорогих («вымывание дешевого ассортимента»). В руководители нередко выбирали удобных лиц, не всегда способных к управлению.

Наряду с вышеназванными причинами были глубинные причины , которые предопределили неудачу экономической стратегии как ускорения, так и рыночного социализма:

1. Приоритет идеологии и политики над экономикой. Отсюда незавершенность реформ. Власть лавировала между так называемыми консерваторами и демократами.

2. Политическая нестабильность – забастовочное движение, противостояние центра и союзных республик, их стремление к самостоятельности вело к разрыву традиционных хозяйственных связей.

3. Расходы, по крайней мере в первое время, на поддержание дружественных социалистических режимов.

Реформа политической системы: завершение десталинизации общества.

Неудачи в экономике подтолкнули Горбачева к проведению реформы политической системы . О ее несовершенстве говорилось на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС. !9 Всесоюзная партийная конференция , прошедшая летом 1988 г., приняла решение о реформе политической системы.

Два главных направления реформы: переход к альтернативным выборам ; расширение полномочий советов. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов СССР . 2/3 депутатов избирались на альтернативной основе в округах, 1/3 – партийными и общественными организациями, профсоюзами и др. Срок полномочий – 5 лет. В перерывах между съездами высшим законодательным органом был Верховный Совет .

На первом съезде народных депутатов в 1989 г. председателем Верховного Совета на альтернативной основе были избран Горбачев . (Конкурентом был депутат Оболенский.)

На 3 съезде (1990 г.) был учрежден пост президента СССР . Горбачев понимал, что авторитет партии, а соответственно и его как генерального секретаря, снижается. Чтобы укрепить свои позиции, Горбачев выступил инициатором учреждения поста президента. Он же был избран на съезде президентом СССР, правда, на безальтернативной основе. 3 съезд отменил 6 статью Конституции СССР , закреплявшей за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества. Тем самым была открыта дорога к многопартийности в СССР. Обрели законный статус уже существующие партии, начали появляться новые. Наиболее активными были: демократическая, конституционно-демократическая, республиканская, социалистическая, социал-демократическая партии, демократический союз и др.

Благодаря перестройке возобновился процесс десталинизации общества, остановленный в годы застоя. Была образована комиссия Политбюро ЦК КПСС по изучению репрессий 1930-1950-х гг. (во главе с секретарем ЦК КПСС Яковлевым ). Были реабилитированы те, кто не был реабилитирован при Хрущеве. Символами времени стали публикации произведений : Солженицын А. «Архипелаг Гулаг», Дудинцев В. «Белые одежды», Рыбаков А. «Дети Арбата», Пастернак Б. «Доктор Живаго», Платонов А. «Котлован», Приставкин А. «Ночевала тучка золотая» и др. На страницах журналов , прежде всего журнала «Огонек», публиковались материалы о преступлениях сталинского режима.

Серьезным испытанием для политики гласности стала статья преподавательницы химии одного из ленинградских вузов Н.Андреевой «Не могу поступаться принципами», появившаяся в начале марта 1988 г. в газете «Советская Россия». Автор обвинила руководство КПСС в забвении коммунистических принципов и насаждении чуждой идеологии. Только через месяц, в начале апреля, в «Правде» появилась передовая статья, написанная Яковлевым . Сталинизму Нины Андреевой противопоставлялся ленинизм, понимаемый как демократия, социальная справедливость, хозрасчет.

Внешняя политика СССР.

Изменения произошли и во внешней политике. Гонка вооружений была не по силу СССР. В советском руководстве начали подумывать о западных кредитах, что естественно предполагало отказ от конфронтации. Было провозглашено новое политическое мышление . Оно, в частности, предполагало приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми . Основные внешнеполитические акции СССР:

После ряда встреч на высшем уровне СССР и США подписали соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987 г.).

Вывод советских войск из Афганистана (1989 г.).

Отказ от поддержки социалистических режимов в ряде стран и их крах (Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, 1987-1990 гг.).

Согласие на воссоединение Германии (1990 г.).

Итогом улучшения международной обстановки стало окончание «холодной войны». (Горбачев стал лауреатом Нобелевской премии мира.)

Нарастание экономического и политического кризиса.

Внешнеполитические успехи Горбачева не могли компенсировать внутриполитических трудностей. Экономическая ситуация в стране быстро ухудшалась . В 1989 г. прирост промышленного производства был нулевым. В первой половине 1990 г. оно сократилось на 10%. В 1988-1989 гг. бюджетный дефицит превысил 100 млрд. рублей. Инфляция составила 10% в год, что было невиданным для советской экономики.

Экономический кризис дополнялся и усугублялся политическим кризисом . Его составляющими были:

1. Всплеск национального радикализма - армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, деятельность народных фронтов, особенно активно в Эстонии, Латвии, Литве, Грузии, Армении. Радикально настроенные члены народных фронтов требовали выхода из состава СССР.

2. Усиление давления на Горбачева со стороны демократических и консервативных сил. Демократы , во главе которых стояли общественно-политические деятели Сахаров, Ельцин, Афанасьев, Станкевич, Попов, Собчак, выступали за углубление реформ. Они считали, что должны быть демонтированы три главные основы тоталитарного строя: СССР как имперское государство; государственный социализм с нерыночной экономикой; партийная монополия (последнее фактически было осуществлено после отмены 6 статьи Конституции). Консерваторов представляли вице-президент Янаев, глава правительства Павлов, министр обороны Язов, министр внутренних дел Пуго, председатель КГБ Крючков, партийные функционеры Лигачев и Полозков, народные депутаты Алкснис, Петрушенко. Они обвиняли Горбачева в отказе от социалистических ценностей и стремлении развалить СССР.

Горбачев лавировал между демократами и консерваторами. Его положение значительно осложнилось после того как ряд союзных республик, в том числе и Российская Федерация, провозгласили государственный суверенитет. Выход Горбачев видел в том, чтобы остановить развал СССР, заключив новый союзный договор. Его подписание намечалось на 20 августа 1991 г. Но консерваторы не стали ждать. Горбачев нужен был им до тех пор, пока он мог обуздывать демократов. Когда стало ясно, что он не в состоянии этого делать, его эпоха закончилась.

В начале августа 1991 г. Горбачев отправился в Крым, в отпуск. Этим воспользовались его противники. 19 августа 1991 г. они предприняли попытку совершить государственный переворот. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП ). В него вошли, в частности, упоминавшиеся Крючков, Павлов, Пуго, Янаев, некоторые другие лица.

1. Перестройка - период в истории СССР, в ходе которого про­изошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР.

Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева - профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском пленуме ЦК КПСС.

2. Первоначально новая политика называлась не «перестройка», а «ускорение и перестройка», причем термин «ускорение» употреблялся гораздо чаще.

«Ускорение» подразумевало резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия «экономического потенциала социализма». Курс на «ускорение и перестройку» был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале - марте 1986 г. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу - только за 15 лет (1986 - 2000) построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть по объему выпущенной продукции первые пятилетки, военные годы, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпоху - всего за 15 лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл «ускорения».

Если в годы сталинских первых пятилеток вся страна днем и ночью трудилась и «жила» индустриализацией (которая по своим масштабам была гораздо скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70-летний промышленный потенциал), то, объявив об «ускорении», партия вскоре «забыла» о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин «ускорение’ вскоре вышел из оборота и к концу 1986 - 1987 гг. от первоначального «ускорение и перестройка» остался только второй термин - «перестройка».

Перестройка длилась 6 лет (1985 - 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа:

— 1985 — 1988 гг. (до XIX партийной конференции) — поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийно-политической системы;

— 1988 - 1990 гг. - реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма;

— 1990 - 1991 гг. - период дезинтеграции и распада СССР.

3. Перестройка на начальном этапе (1985 - 1988) выражалась в:

— значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более 66% первых секретарей обкомов (руководителей областей), большая часть руководителей союзных республик и членов правительства);

— поисках путей «ускорения» экономического развития (введении хозрасчета на предприятиях, выборах директоров, возрождении кооперации, выдвижении экономических программных целей - например, дать каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году);

— проведении политики гласности - открытом освещении негативных сторон жизни общества, критики деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за «деформации» социализма;

— инициативах во внешней политике, например, односторонний запрет ядерных испытаний, попытки улучшить советско-американские отношения.

К достижениям первого этапа перестройки можно отнести:

— реальное омоложение кадров, смещение наиболее одиозных фигур брежневской эпохи (В. Гришина, Д. Кунаева, Н. Тихонова и др.), выдвижение ряда современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.);

— раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего;

— значительное улучшение советско-американских отношений, снижение напряженности в мире.

В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:

— частое расхождение слова и дела;

отсутствие четкого плана преобразований, размытость целей, «стихийность перестройки»;

— недостаточное понимание руководством менталитета народа и сложившихся традиций, неумение правильно оценить вос­приятие народом тех или иных шагов;

— выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов;

— непоследовательность в проведении реформ;

— чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;

— пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам.

Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г. - краха КПСС и распада СССР. Символами кризиса перестройки стали:

— «дело Ельцина» - смещение с должности и травля в 1987 - 1988 гг. первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987 г. пленуме ЦК КПСС кризис перестройки и призвавшего к большей последовательности и решительности в реформах;

— беспрепятственный перелет в 1987 г. через государственную границу СССР немецкого летчика-любителя М. Руста и его приземление в центре Москвы вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил;

чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала);

— падение нравов молодежи; распространение порнографии, наркомании и проституции;

— межнациональные конфликты (беспорядки в Казахстане в 1986 г., волнения в Прибалтике и местах проживания крымских татар в 1987 г., вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.);

— иные негативные явления.

4. Попыткой выйти из зарождающегося кризиса стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся 28 июня 1 июля 1988 г. в Москве. Фактически (и по составу, и по значимости принятых решений) это был внеочередной съезд партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.). Главным итогом XIX партконференции стало принятие решения о проведении политической реформы в СССР. Политическая реформа заключалась в:

— возрождении и претворении в жизнь лозунга ленинских времен «Вся власть - советам!»;

— превращении советов из номинальных органов - в реальные органы власти на всех уровнях;

— учреждении нового («хорошо забытого старого») политического органа - Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 — 1936 гг.);

— проведении альтернативных выборов съезда народных депутатов СССР, съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней.

XIX партконферениия 1988 г. стала переломным событием всей перестройки, изменившим ее ход:

— до XIX партконференции перестройка проходила на уровне дис­куссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийно-государственной власти;

— после XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа;

— на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии.

Во исполнение решений XIX партконференции осенью 1988 г. были внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности:

— состоял из 2250 депутатов;

— треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов;

— треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований;

— треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования;

— учреждался институт окружных избирательных комиссий, наде­ленных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных «собраний избирателей». Из множества желаюших комиссии «выдвигали» только двух кандидатов (в редких случаях - больше), заранее согласованных с партийными органами;

— имел двухступенчатую структуру - из своего состава съезд избирал Верховный Совет (меньшая часть депутатов), который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений.

Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство избранных депутатов являлись ставленниками КПСС. Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность «прорваться» в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др. Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая - 9 июня 1989 г. в Москве. Историческое значение данного съезда было в том, что:

— был получен первый опыт парламентаризма в СССР;

— был сформирован Верховный Совет СССР (Председателем Верховного Совета избран М.С. Горбачев);

— съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину - будущему Президенту России;

— съезд открыл для советского народа новую плеяду политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х - начале 1990-х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.;

— впервые в истории СССР была сформирована оппозшщя, выступившая с критикой КПСС и советского строя (первоначально - «межрегиональная депутатская группа», сопредседатели - А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм).

Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого ажиотажа, как I съезд. Главный результат выборов и проведения Съезда народных депутатов СССР - зарождение в стране второго центра власти, альтернативного ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения съезда народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент.

Ноябрь 1982- февраль 1984 г. – Лидером страны и партии становится Ю.В. Андропов.

Февраль 1984 г. – Смерть Ю.В. Андропова.

Февраль 1984 г.-10 марта 1985 г. –Лидером партии и страны становится К.У.Черненко.

11 марта 1985 – Внеочередной Пленум ЦК КПСС. Избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС.

23 апреля 1985 г. – Пленум ЦК КПСС. Провозглашение курса на перестройку и ускорение социально-экономического развития страны.

июнь–декабрь 1985 г. – А. А. Громыко избран на пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

– Э. А. Шеварднадзе назначен министром иностранных дел КСР.

– Н. И. Рыжков назначен Председателем Совета Министров СССР.

– Избрание первым секретарем Московского горкома КПСС Б. Н. Ельцина.

25 февраля - 6 марта 1986 г. – Принятие XXVII съездом КПСС новой редакции Программы партии и Устава партии.

16 декабря 1986 г. – Разрешение академику А. Д. Сахарову вернуться из Горького, где он находился в принудительной ссылке, будучи одним из лидеров диссидентского движения.

Январь 1987 г. – Пленум ЦК КПСС провозгласил политику «гласности».

Июнь 1987 г. – Принятие Верховным Советом СССР Закона о всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни.

6 июля 1987 г. – Демонстрация в Москве на Красной площади крымских татар, требовавших восстановления их автономии.

21 октября 1987 г. – Б. Н. Ельцин на пленуме ЦК КПСС. заявил о своей отставке с поста первого секретаря МГК КПСС и кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС.

2 ноября 1987 г. – Выступление М. С. Горбачева с докладом на торжественном заседании в честь 70-летия Октябрьской революции, в котором были пересмотрены многие оценки советской истории и возобновлена резкая критика сталинизма.

11 ноября 1987 г. – Пленум Московского горкома КПСС снял Б. Н. Ельцина с поста первого секретаря МГК КПСС.

12 февраля 1988 г. – Начало митингов за воссоединение с Арменией в Нагорном Карабахе.

27-29 февраля 1988 г. – Погромы и резня армян в Сумгаите (Азербайджан). Начало открытых межнациональных конфликтов на территории СССР.

13 марта 1988 г. – Публикация в газете «Советская Россия» статьи Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», ставшей своеобразным идейным манифестом противников демократизации и гласности и отстаивавшей, по существу, идеологию сталинизма.

5 апреля 1988 г. – Отповедь Н. Андреевой в газете «Правда» о неизменности курса на перестройку.

Февраль-июнь 1988 г. – Реабилитация Верховным судом СССР незаконно осужденных лидеров большевистской партии: Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, X. Г. Раковского, Г. Е. Зиновьева Л. Б. Каменева, Ю. И. Пятакова, К. Б. Радека.

28 июня - 1 июля 1988 г. – XIX Всесоюзная конференция КПСС, приняты решения о реформе политической системы, о демократизации советского общества, о борьбе с бюрократизмом, о межнациональных отношениях, о гласности и правовой реформе.

1 октября 1988 г. – Избрание М. С. Горбачева на заседании Верховного Совета Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

1 декабря 1988 г. – Верховный Совет СССР утвердил поправки к Конституции и новый Закон о выборах. Это ознаменовало собой начало реформы политической системы.

26 марта - 9 апреля 1989 г. – Первые альтернативные выборы на­родных депутатов СССР на основе новой демо­кратической избирательной системы.

4-9 апреля 1989 г. – Митинг у Дома правительства в Тбилиси с требованием ликвидации автономий в составе Грузии и выхода ее из СССР. Разгон митингующих войсками. Жертвы среди мирного населения (19 погибших, сотни раненых).

24 мая - 9 июля 1989 г. – I Съезд народных депутатов СССР. Избрание Верховного Совета СССР из числа депутатов съезда и преобразование его в постоянно дейст­вующий парламент. Избрание М. С. Горбачева Председателем Верховного Совета СССР.

30 июля 1989 г. – Образование Межрегиональной депутатской группы в составе 338 депутатов СССР. Они выступали за ускорение процесса реформ в стране. Лидеры – Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров, Г. X. Попов.

19-20 сентября 1989 г. – Пленум ЦК КПСС по национальным проблемам.

2 января 1990 г. – Начало военных действий между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе.

11 марта 1990 г. – Парламент Литвы принимает решение о восстановлении независимости республики.

12-15 марта 1990 г. – III Внеочередной съезд народных депутат СССР. Принято решение об отмене 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе. В соответствии с дополнениями к Конституции был учрежден пост Президента СССР, на который 14 марта избирается М. С. Горбачев. Председателем Верховного Совета СССР становится А. И. Лукьянов.

30 марта 1990 г. – Эстонский парламент голосует за восстановление независимости республики.

4 мая 1990 г. – Латвийский парламент принимает решение о независимости республики.

14 мая 1990 г. – Указ Президента СССР о признании недействительными деклараций о независимости прибалтийских республик.

16 мая 1990 г. – I Съезд народных депутатов РСФСР.

12 июня 1990 г. – Избрание Б. Н. Ельцина Председателем Bepxoвного Совета РСФСР. Принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

20-23 июня 1990 г. – Учредительный съезд Компартии РСФСР. Руководителем ее стал И. К. Полозков.

2-13 июля 1990 г. – XXVIII съезд КПСС. Создание фракций при сохранении принципа демократического централизма. Генеральным секретарем ЦК КПСС вновь был избран М. С. Горбачев.

16 июля 1990 г. – Провозглашение суверенитета Украины Верховным Советом Республики.

17 ноября 1990 г. – Реорганизация высших органов государственной власти. Образование Совета Федерации в составе руководителей союзных республик.

17-27 декабря 1990 г. – IV Съезд народных депутатов СССР. Углубление реформы политической системы. Реорганизация исполнительной власти. Образование Кабинета министров при Президенте СССР. Введение поста вице-президента.

17 марта 1991 г. – Первый в истории страны Референдум по вопросу о сохранении СССР.

23 апреля 1991 г. – Ново-Огаревская встреча Президента СССР и руководителей девяти союзных республик об условиях сохранения СССР.

1991 г. – На основании результатов городского референдума Ленинграду возвращено историческое имя Санкт-Петербург.

24 августа 1991 г. – М. С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК КПСС и обратился к ЦК с призывом о самороспуске.

2-5 сентября 1991 г. – V Внеочередной съезд народных депутатов СССР. Признание независимости Латвии, Литвы и Эстонии. Совместное заявление М. С. Горбачева и высших руководителей 10 союзных республик с предложением образовать союз по типу конфедерации, форму участия в котором каждая суверенная республика определяет самостоятельно.

28 октября - 13 ноября 1991 г. – V Съезд народных депутатов. Одобрение основных принципов экономической реформы.

6 ноября 1991 г. – Указ Б. Н. Ельцина о запрещении деятельности на территории РСФСР КПСС и роспуске партийных структур.

8 декабря 1991 г. – Подписание в Беловежской Пуще близ Минска договора о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) руководителями Белоруссии (В. Шушкевич), России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и роспуске СССР.

21 декабря 1991 г. – Встреча глав государств в Алма-Ате и присоединение к СНГ Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Туркмении. Принятие Декларации о прекращении существования СССР.

25 декабря 1991 г. – Официальное заявление М. С. Горбачева о своей отставке с поста Президента СССР. Конец перестройки.

Экономическое развитие

23 апреля 1985 г. – Принятие Пленумом ЦК КПСС курса на ускорение социально-экономического развития страны.

7 мая 1985 г. – Постановление Совета Министров СССР о мерах по искоренению пьянства и алкоголизма. Начало антиалкогольной кампании.

19 ноября 1985 г. – Принятие Закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности.

13 января 1987 г. – Принятие высшими органами государственной власти принципов создания в СССР совместных предприятий с участием иностранного капитала.

5 февраля 1987 г. – Решения о создании кооперативов в сфере производства товаров народного потребления, общественного питания и сферы услуг.

25-26 июня 1987 г. – Пленум ЦК КПСС утвердил «Основные положения коренной перестройки управления экономикой» и одобрил Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». Предусматривалось внедрение самоуправленческих начал в управлении предприятиями и перевод их на полный хозрасчет, коренное изменение планирования и др.

24 мая 1990 г. – Представление Председателем Совета Министров И. Рыжковым Верховному Совету СССР плана поэтапного перехода к регулируемой рыночной экономике. Начало паники на потребительском рынке и, как следствие, введение нормативного распределения основных продуктов питания.

11 июня 1990 г. – Шахтерские забастовки в Донбассе с требованиями отставки правительства Н. И. Рыжкова и национализации имущества КПСС.

30 августа 1990 г. – Начало обсуждения в парламенте различных программ перехода к рынку. (Правительственная программа И. Абалкина – Н. И. Рыжкова и «500 дней» С.С. Шаталина–Г.А. Явлинского.) Ни один из вариантов не получил полной поддержки.

19 октября 1990 г. – Верховный Совет СССР принимает «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике».

23 ноября 1990 г. – Верховный Совет СССР принял законы о земельной реформе и о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

2 апреля 1991 г. – Осуществление правительством реформы розничных цен на товары первой необходимости.

Октябрь 1991 г. – Выступление Б. Н. Ельцина на V съезде народных депутатов России с программой экономических реформ.

Ноябрь 1991 г. – Создание Правительства РФ, назначение Е. Т. Гайдара вице-президентом по экономической политике.

3 декабря 1991 г. – Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина «О мерах по либерализации цен».

Внешняя политика

Введение 2

1.Перестройка в СССР. Основные события. 3

2. Россия в период перестройки 3

3.Общественная жизнь и культура в период Перестройки. 8

4. Экономика Сибири в перестроечный период 12

Заключение 18

Библиографический список 21

Введение

Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом “перестройка” как совокуп­ность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событи­ями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России.

Актуальность темы работы: несомненно, тема Перестройки в СССР будет актуальна еще и не год и не два, потому что последствия данного шага правительства, в то время еще советского, сказывается и в настоящее время. До сих пор еще идут дискуссии и споры о том, необходимо было так кардинально менять курс страны: экономический и политический, были ли положительные результаты, или это только негативно сказалось на ситуации в стране.

Целью данной работы явилось изучение Перестройки как исторического этапа в жизни русского народа.

Задачи работы:

Перечислить основные этапы Перестройки;

Проанализировать политическую и экономическую ситуацию в стране;

Рассказать о культурной и общественной жизни того периода;

Рассказать о Сибири в эпоху Перестройки.

1.Перестройка в ссср. Основные события.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, «Сухой закон», в конце 80-х гг. - начало падения производства, инфляция, всеобщий дефицит).

В январе 1987 г. на пленуме ЦК - провозглашение политики «гласности».

1988 г. - по решению Политбюро ЦК КПСС создана Комиссия по изучению сталинских репрессий.

Июнь 1988 г. - XIX конференция КПСС (начало реформы политической системы СССР, закон о кооперации).

Февраль 1989 г. - вывод войск из Афганистана.

Май 1989 г. - I съезд народных депутатов (резкая политическая поляризация, формирование противоборствующих течений).

Март 1990 г. - III съезд Советов (избрание Горбачева президентом СССР, отмена 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС).

Август 1991 г . – путч.

2. Россия в период перестройки

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев, который взял курс на изменение политической и экономической системы СССР.

Отставание от США в гонке космических вооружений, неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно.

Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему (существующая вполне устраивала правящие верхи). Систему эту стремились лишь приспособить к новым международным условиям.

В первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек, которому отводилась непонятная роль “человеческого фактора”.

Причины наступившего кризиса в экономике надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

На XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне Марксистский метод - метод проб и ошибок.

Сначала было “ускорение”- наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к “каждому на своем рабочем месте” заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственные капиталовложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом из-за нехватки производственных площадей. А то, что удалось смонтировать, давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Наконец, поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.

Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. Раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

Потери народного хозяйства от реформ Горбачева росли. Второе дыхание к социализму так и не пришло - началась агония

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономиического рынка (преобладал первый), имели почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализм. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля над народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990 – 1991 гг. экономического кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой.

В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20 %. Дефицит государственного бюджета, превышение государственных расходов над доходами, составлял от 20 % до 30 % валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50 % в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Важным элементом структуры отечественной экономики является завышенный уровень занятости по сравнению с его нормальной величиной. Отсюда искусственное и весьма существенное занижение уровня производительности труда и соответственно еще большая напряженность на потребительском рынке. Ярким примером этого положения служит ситуация, возникшая в 1991году, когда 12% падение ВНП за 9 месяцев практически не сопровождалось сокращением численности занятых, а происходило только за счет снижения производительности труда. Разрыв между фактической эффективной занятостью нарастал и покрывался с помощью единственно возможного средства-инфляции в обеих ее формах - дефицита и роста цен. Дальнейшее нарастание этого разрыва формирует еще один фактор темпа роста инфляции, с которым необходимо считаться.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль над ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25 – 30 % от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

Для чего нужна была перестройка номенклатуре и что в действительности она получила?

Наиболее активной частью либерально-демократической интеллигенции в большинстве своем были люди, связанные с властью.

Массовые отряды собственно номенклатуры вполне спокойно и достаточно сочувственно отнеслись к «антикоммунистической революции». Поэтому она и произошла так легко, бескровно, в то же время осталась «половинчатой», а для многих обернулась обманом их социальных ожиданий и надежд.

Совершенно очевидным стал характер номенклатурно-антиноменклатурной революции, когда все увидели, что именно номенклатура прежде других обогатилась в ходе раздела собственности.

Сегодня налицо последствия выбора, сделанного в начале девяностых годов нынешнего столетия. Страна развалена. Этнические споры, территориальные претензии, вооруженные столкновения и полномасштабные войны стали кошмарной реальностью сегодняшнего дня. Всего же за годы горбачевской «перестройки» и ельцинских реформ (1985 – 1995 гг.) на территории СССР возникло более 240 кровавых конфликтов и войн, общее число жертв которых составило полмиллиона человек.

В 1990 – 1991 годах у нас, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей.

Поделиться: