Амнистия и помилование в уголовном праве. Амнистия, помилование и судимость

Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Амнистия есть форма государственного прощения лиц, совершивших преступления.
Амнистия объявляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые положения и термины первого документа. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.
Постановление об объявлении амнистии в соответствии со ст. 169 Регламента подписывается Председателем Государственной Думы и публикуется в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев. Как следует из содержания ст. 84 УК РФ, актом об амнистии лица, совершившие , могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от , либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята .
Амнистия является актом бессрочным, в сферу ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта в силу, независимо от времени привлечения этих лиц к уголовной ответственности.
Если в указанный срок исполнения амнистии истекают сроки давности, применяются не положения акта об амнистии, а положения ст. 78 или ст. 83 УК РФ как более льготные.
Поскольку акт об амнистии является бессрочным, возможны случаи, когда деяние виновного лица подпадает под действие нескольких актов об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться не положениями ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, а принципом справедливости. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться предписания того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления.

Если акт об амнистии вступает в силу до начала дела по существу, то подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, находящегося в производстве органа дознания, органа предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Следует отметить, что в ст. 24 УПК РФ в перечне оснований прекращения уголовного дела такое основание, как акт амнистии, отсутствует. Если (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 2 ст. 27 УПК РФ).
Если акт об амнистии вступает в силу в ходе судебного разбирательства, а обвиняемый возражает против прекращения уголовного преследования, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в обычном порядке до его разрешения по существу. В случае постановления обвинительного приговора и при наличии оснований для применения амнистии суд освобождает осужденного от наказания (ч. 8 ст. 302 УПК РФ). Но наличие обвинительного вряд ли может рассматриваться как освобождение от уголовной ответственности.
Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить вред, причиненный его противоправными действиями.
Если акт об амнистии издан после провозглашения приговора, но до его вступления в законную силу, суд второй инстанции оставляет обвинительный приговор без изменения и освобождает осужденного от отбывания наказания (п. 1 ч. 6 ст. 302 УПК РФ), если приговор не подлежит отмене или изменению по другим основаниям.
Осужденные к смертной казни амнистии не подлежат.
С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. Как сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П, постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом. Принятие Государственной Думой РФ постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности. Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.
Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.
Право просить о помиловании есть конституционное право осужденного (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), обращаться с ходатайством о помиловании может только сам осужденный (или отбывший наказание).
Акт помилования, так же как и акт об амнистии, не устраняет преступность и наказуемость деяния, не отменяет и не подвергает сомнению приговор суда. Помилование, как и амнистия, не является реабилитацией, оно применяется к справедливо осужденному лицу.
Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.
Ходатайство осужденного о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказания, в специальном журнале и направляется в территориальный орган Минюста России. Отказ в направлении ходатайства не допускается. К ходатайству прилагаются: копия приговора; справка о состоянии здоровья; сведения о возмещении ущерба; сведения о рассмотрении предыдущих ходатайств о помиловании; представление администрации учреждения с характеристикой осужденного и другие документы.
Территориальный орган Минюста России, проверив правильность оформления документов, направляет их в Комиссию по вопросам помилования. Комиссия готовит заключение о целесообразности помилования и представляет его высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении ходатайствующего лица.
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, территориальный орган Минюста России, администрации учреждения.
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих значение для применения акта помилования.
Помилование осуществляется в отношении индивидуально-определенного лица (нескольких лиц). При помиловании, в отличие от амнистии, нет постатейных ограничений, т.е. помилование может быть применено к осужденному за совершение любого преступления. Также в отличие от амнистии помилование применяется только к двум категориям лиц: отбывающим наказание (включая тех, кому отбывание наказания отсрочено) и отбывшим наказание. Таким образом, помилование не может быть применено к подозреваемым и обвиняемым, т.е. помилование не является основанием освобождения от уголовной ответственности.
Актом помилования отбывающий наказание может быть освобожден от дальнейшего его отбывания, назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Судимость, амнистия, помилование: Видео

Введение

1.2 Институты амнистии и помилования в системе российского права

2 Правовое регулирование амнистии и помилования

2.1 Характеристика законодательства об амнистии и помиловании в Российской Федерации

2.2 Процедура амнистии и помилования в Российской Федерации

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения


Введение

В последние годы ни один правовой институт в России не привлекал к себе столько внимания, как институты амнистии и помилования.

Это было вызвано Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2007 года. В соответствии с первым из этих Указов была расформирована комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации, возглавляемая А.Н. Приставкиным. Функции комиссии были переданы в субъекты Российской Федерации.

Произошедшие изменения в законодательном регулировании обуславливают интерес к выбранной теме.

Амнистия и помилование являются частью комплекса мер по борьбе с преступностью.

После амнистии в места лишения свободы возвращаются около 40 % бывших осужденных совершают преступления повторно, после помилования – единицы. По статистке только 4 % помилованных осужденных совершают преступления повторно.

Актуальность исследования амнистии и помилования обусловлена следующим:

1) Схожестью;

2) Активным применением в юридической практике;

3) Значительным изменением порядка процедуры помилования.

Изучению вопросом амнистии и помилования посвятили свои исследования многие ученые-правоведы. В частности, Люблинский П.И., Шаргородский М.Д., Исаева М.М., Ветров Н.И., Тычинский В.Ю., Вицин С.Е., Саркисов Э., Антонян Ю.М., Нестеренко И.В., Михайлов А.С., Вырастайкин В., Яковлева Л.В., Дуюнов В.К., Ткачевский Ю.М.

В момент изучения литературы по выбранной теме, была определена цель исследования: изучение понятий «амнистия» и «помилование» в современном уголовном праве России и их соотношение.

Поставленная цель обусловлена решением следующих задач:

Теоретически обосновать понятия амнистии и помилования;

Обосновать место институтов амнистии и помилования в системе российского права;

Рассмотреть правовое регулирование амнистии и помилования, ее процедуру.

Объектом исследования избраны общественные отношения, возникшие в связи с применением амнистии и помилования. В границах определенного объекта предметом исследования является закон в части, касающейся регламентации применения и реализации амнистии и помилования. Указанными задачами определяется структура работы. Она состоит из введения, трех глав, которые включают в себя семь параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы:

изучение и анализ научной литературы;

моделирование, сравнение, анализ, синтез и т.д.

При написании курсовой работы использована вся доступная литература: изучены научные исследования отечественных и зарубежных авторов в области уголовного права, уголовного процесса, общей теории права. Нормативную основу работы составили Конституция России 1993 года, Уголовное законодательство разных лет, Федеральные законы, подзаконные акты, положения уголовного законодательства дореволюционной России, а также изучены статистические данные по различным регионам России.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.


1 Правовая природа амнистии и помилования

1.1 Понятия амнистии и помилования

Законодательного определения понятия амнистии нет. В статье 84 Уголовного кодекса Российской Федерации назван только субъект, принимающий акт об амнистии, лица, к которым она применяется, и последствия ее применения. Поэтому обратимся к толковым словарям и определениям, приводимым в научной литературе.

Согласно толковому словарю современного русского языка под редакцией С.А. Кузнецова, слово амнистия происходит от греческого «amnestia» - прощение, забвение; осуществляемое верховной властью полное или частичное освобождение от наказания осужденных судом лиц.

Проблемам исследования понятия амнистии посвящены работы следующих авторов: Люблинского П.И., Шаргородского М.Д., Исаева М.М., Ткачевского Ю.М., Марогуловой И.Л., Ветрова Н.И., Михлина А.С., Тычинского В.Ю., Селиверстова С.И.

Начиная с 18 века ведутся споры об определении понятия амнистии. В русской литературе имелся большой пробел по этому вопросу, что объяснялось неблагоприятными условиями развития конституционного права.

В начале 20 века Люблинский П.И. определял амнистию как «акт верховно-государственной власти, предусматривающий прекращение судебных и административных действий, направленных к применению мер репрессий по отношению к известной категории запрещенных деяний и издаваемых ради достижения каких-либо более высоких задач государственного властвования».

М.Д. Шаргородский писал, что «амнистией может быть произведено полное или частичное, условное или безусловное освобождение от применения наказания, установленное вступившим в законную силу приговором суда». В комментарии к Уголовному кодексу РСФСР под редакцией В.С. Никифорова содержится определение амнистии как акта, распространяющегося на неопределенное число лиц, отвечающих указанным в акте амнистии признакам.

М.М. Исаев пишет, что «если акт касается отдельного лица, мы говорим о помиловании, если же акт распространяется на неопределенно большое число лиц – мы говорим об амнистии».

Ю.М. Ткачевский отмечает: «Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц».

Мы уже отмечали выше, что вопрос об определении амнистии является дискуссионным. Например, И.Л. Марогулова считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», так как акты амнистии не отменяют и не изменяют норм права и не корректируют их, правила действия уголовного закона во времени не касаются актов амнистии, они не включаются в свод законов. И.Л. Марогулова отмечает, что амнистия выступает «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны».

Своеобразную точку в научной дискуссии поставил Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 05.07.2001 года № 11-П в котором определил, что «постановление Государственной Думы, которым объявляется амнистия, является уникальным нормативно-правовым актом в сравнении с постановлениями Государственной Думы по другим вопросам, принимаемым в форме постановлений. Принятие Государственной Думой постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов…..».

Спецификой актов амнистии является в первую очередь действие их во времени, так как акт амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания.

Термин «помилование» означает прощение, заключающееся в отмене наказания за какую-либо вину, за какой-либо проступок; прощение, пощаду, благодеяние, щедроту, благоволение. Помиловать – отменить или смягчить наказание, к которому приговорили обвиняемого; простить кому-либо вину, проявить снисхождение к кому-либо.

Позиция современных ученых, например Н.И. Ветрова, заключается в следующем: помилование является актом милосердия верховной власти, одним из видов освобождения лица от отбывания наказания, сокращающим его или заменяющим более мягким, либо снимающим судимость.

Точка зрения А.С. Михлина состоит в том, что «помилование – это не только акт милости, это еще и акт доверия. Если мы доверяем осужденному, если мы его освобождаем от наказания, смягчаем его положение, то он должен искупить свою вину честным трудом и уж, по крайней мере, не совершать новых преступлений. А если он совершает новое преступление, значит, мы должны признать, что помилование было ошибочным, и он оказанного доверия не оправдал». В.Ю. Тычинский отмечает: «Помилование – это акт государственного прощения, осуществляемый Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица, совершившего преступление, но раскаявшегося в его совершении или утратившего общественную опасность».

В законодательстве понятие помилования отсутствует. Оно не дается ни в Конституции Российской Федерации, ни в других законодательных актах. В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. раскрывается лишь общий смысл указанного института (ст. 85):

«1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость».

Впервые попытка законодательного определения помилования была предпринята А.С. Михлиным и С.И. Селиверстовым – авторами законопроекта «О помиловании»: «Помилование представляет собой решение Президента Российской Федерации, улучшающее правовое положение индивидуально определяемого лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость».

1. Освобождение от отбытия наказания применяется исключительно судом. Исключения представляют случаи освобождения от наказания, которые применяются в порядке амнистии или помилование.

В статьях 74, 85-87 УК определяется возможность освобождения лица от наказания или смягчение предназначенного наказания в порядке амнистии или помилование. Поскольку и амнистия, и помилования осуществляется не судом, а соответственно субъектами законодательной и исполнительной власти, это разрешает отнести их скорее к государственно-правовому, чем уголовно-правового института.

Согласно ст. 92 Конституции Украины, Закона Украины "О применении амнистии в Украине" (с изменениями и дополнениями) амнистия объявляется специальным законом об амнистии, который принимается Верховной Радой Украины в каждом конкретном случае. К принятию действующей Конституции Украины указы об амнистии выдавал Президент Украины (например, указы Президента Украины "Об амнистии участников войны в Афганистане и военных конфликтов в других зарубежных странах" 1994 г., "Об амнистии по случаю 50-ї годовщины Победы в Великой Отечественной войне" 1995 г., "Об амнистии по случаю пятой годовщины независимости Украины" 1996 г. и др.).

2. Амнистия представляет собой полное или частичное освобождения от уголовной ответственности и наказание определенной категории лиц, виновных в совершении преступлений. Итак, действие закона об амнистии распространяется на преступления, содеянные к дню вступления его в силу, т.е. не только на осужденных, а и на лица, которые совершили общественно опасные действия, которые еще не были предметом судебного разбирательства. Тому акт амнистии может состоять в освобождении от наказания (основного и дополнительного), сокращении срока наказания, освобождении от дополнительного наказания. Как правило, акт амнистии выдается по поводу знаменательных дат и рассматривается в неразрывной связи с правовой и политической ситуацией, выступая как проявление гуманизма государства. Условия и другие обстоятельства, с учетом которых применяется амнистия, в каждом конкретном случае определяются самым актом амнистии.

Закон различает три вида амнистии: полную, когда предполагается полное освобождение указанных в законе лиц от уголовной ответственности или от отбытия наказания; частичную - при частичном освобождении указанных в законе лиц от отбытия предназначенного судом наказания и условную, которая применяется в исключительных случаях, с целью прекращения общественно опасных групповых проявлений, и распространяется на действие, содеянные к определенной дате после объявления амнистии, при условии обязательного выполнения к этой дате требований, предусмотренных в законе об амнистии.

Лица, на которые распространяется амнистия, могут быть уволенные от отбытия как основного, так и дополнительного наказания.

Закон об амнистии может предусматривать замену осужденному наказание или его невідбутої части более мягким наказанием (ч. 3 ст. 86 УК).

Амнистия не освобождает от обязанности возместить вред, причиненный преступлением, положенного на виновное лицо приговором или решением суда. Действие закона об амнистии распространяется на преступления, содеянные к дню обретения им действия включительно, и не распространяется на преступления, которые длятся или продлеваются, если они закончены, прекращенные или прерванные после принятия закона об амнистии.

Судимость не может быть снята по закону об амнистии. Вопрос о погашении или снятии судимости относительно лиц, к которым применена амнистия, решается согласно положениям статей 88-91 УК, исходя из вида и срока фактически відбутого виновным наказание. Законы об амнистии, за исключением законов об условной амнистии, могут приниматься не чаще однажды на протяжении календарного года. Лица, которые согласно закону об амнистии подлежат освобождению от отбытия (дальнейшего отбытия) наказание, освобождаются не позднее трех месяцев после опубликования соответствующего закона.

Лица, относительно которых согласно закону об амнистии применяется сокращение срока наказания, должны быть официально проинформированные о новом исчислении срока наказание и дату истечения отбытия наказания в продолжение месяца после опубликования закона об амнистии.

Не допускается применение амнистии: а) к лицам, которым смертную карюю в порядке помилование заменено на пожизненное лишение свободы, и к лицам, которых осуждено к пожизненному лишению свободы; б) к лицам, которые имеют две и больше судимостей за совершение умышленных тяжелых или особенно тяжелых преступлений; в) к лицам, которых осуждено за особо опасные преступления против государства, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах; г) к лицам, которых осуждено за совершение умышленное тяжелое или особенно тяжелого преступления и которые отбыли меньше половины предназначенного приговором суда основного наказания.

Законом об амнистии могут быть установленные и другие категории лиц, на которые амнистия не распространяется (например, такие, которые раньше освобождались от наказания за актом амнистии, являются злостными нарушителями режима отбытия наказания и др.).

3. Исходя из принципа гуманизации общественного отношения, Конституция Украины (п.27 ст.106), а за ней ст.87 УК отмечают, что Президент Украины осуществляет помилование относительно индивидуально определенного лица.

Помилование - акт главы государства, за которым определенное лицо (или несколько человек) полностью или частично освобождается от наказания, или к ней применяется более мягкое наказание, или же из лица снимается судимость. Порядок осуществления помилования установленный Указом Президента Украины от 12 апреля 2000 г. Согласно нему помилование имеет место относительно индивидуально определенного лица, указанного в акте о помиловании.

Помилования осужденных осуществляется в виде: а) замены пожизненного лишения свободы на лишение свободы на срок не менее двадцати пяти лет (ч. 2 ст. 87); б) полного или частичного освобождения от отбытия как основного, так и дополнительного наказания; в) замены наказания или его невідбутої части более мягким наказанием;

г) снятие судимости. Согласно ст. 44 УК в результате помилования лицо может быть также уволенное от уголовной ответственности. Акт помилования не имеет нормативного характера, поскольку он рассчитан на применение только в одном конкретном случае - относительно конкретного осужденного.

Право на ходатайство о помиловании имеет лицо, которое:

а) осужденная судом Украины и отбывает наказание в Украине;

б) осужденная судом иностранного государства и переданная для отбытия наказания в Украину без условия о неприменении помилования;

в) осужденная в Украине и переданная для отбытия наказания иностранному государству, если соответствующее учреждение этого государства согласилось признать и выполнить принято в Украине решение о помиловании;

г) отбыла наказание в Украине.

4 Кроме того, право на представление ходатайства о помиловании имеют, в частности, защитник, родители, жена (мужчина), дети, законный представитель осужденного, общественные организации и т.п..

Помилования не относится в зависимость ни от степени общественной опасности лица осужденного, ни от тяжести содеянного им преступления и суровости предназначенного ему наказания. Поэтому акты о помиловании могут выдаваться и относительно лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы. При этом, если лицо было осуждено за совершение тяжелого (и особенно тяжелого) преступления к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок, просьба о ее помиловании может быть представлено только после фактического отбытия ею не меньше половины срока предназначенного наказания, а в случае осуждения к пожизненному лишению свободы - лишь после фактического отбытия не меньше пятнадцати лет.

Просьба о помиловании осужденных предварительно рассматривается Комиссией по вопросам помилования, которая образовывается при Президенте Украины. В случае отказа в удовлетворении просьбы о помиловании лица, осужденного за тяжелое или особенно тяжелое преступление, при отсутствии новых обстоятельств, которые заслуживают внимания, данное лицо может обратиться с повторной просьбой, как правило, не раньше чем через год, а лицо, осужденное за другие преступления, - не раньше чем через шесть месяцев со времени отказа в удовлетворении просьбы.

Следует отметить, что различие между понятием “амнистия” и “помилование” утвердилось в СССР только после принятия Конституции 1936 г., до этого времени помилование в законодательстве чаще именовалось “частной амнистией”. В таком понимании оно освещалось и в некоторых теоретических работах. В дальнейшем между ними стали проводить четкое различие, которое сводится не только к количественной стороне, но и к содержанию.

Среди таких различий:

    помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае;

    помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц;

    акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии;

    ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание;

    помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев);

    реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.

Общее же между ними состоит в том, что акты амнистии и помилования являются проявлениями гуманизма: они не колеблют приговора суда, вступившего в законную силу, не являются его корректировкой; по своему содержанию амнистия и помилование прекращают или ограничивают отрицательные правовые последствия преступного поведения лица. В тоже время, как я уже говорил, ни помилование, ни амнистия не являются реабилитацией этого лица, они не отменяют того факта, что лицо совершило преступление, а представляют собой лишь его прощение высшими органами государственной власти.

Глава 4.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 8 г. Москва

судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания"

В связи с вопросами, возникшими у судов при применении законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет дать судам следующие разъяснения:

При решении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания согласно положениям статей 79, 80 и 93 УК РФ судам надлежит обеспечить индивидуальный подход к каждому осужденному. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только к тем осужденным, которые, по признанию суда, для своего исправления не нуждаются в полном отбывании назначенного судом наказания и отбыли предусмотренную законом его часть. При этом время содержания лица под стражей до вынесения приговора и вступления его в законную силу засчитывается в срок фактического отбытия им лишения свободы.

Лицо, в отношении которого ранее условно-досрочное освобождение отменялось по любой из имеющихся у него непогашенных судимостей, может быть условно-досрочно освобождено после фактического отбытия срока наказания, указанного в пункте "в" части 3 статьи 79 УК РФ.

В связи с принятием настоящего постановления признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 октября 1971 г. N 9 "О судебной практике условно-досрочного освобождения осужденных от наказания и замены неотбытой части наказания более мягким", с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 июня 1976 г. N 6, от 21 сентября 1977 г. N 12 и от 21 июня 1985 г. N 11.

Всегда ли виновного ждет суровое наказание, которое установлено законодательством? В России, как и в ряде других стран, человек имеет право на смягчение судебного приговора вплоть до снятия всех обвинений. В чем отличие амнистии от помилования? Это два возможных варианта решения, принимаемых полномочными лицами, которые напрямую влияют на судимость. Пожалуй, это все, что объединяет понятия. Разберемся в вопросе подробнее.

Понятие амнистии

Дословно термин «амнистия» означает "прощение", "забвение". Слово пришло из греческого языка и использовалось еще в античный период. Сегодня, согласно законам РФ, амнистия – освобождение от уголовного преследования и возмездия, назначенного судом. Государство действует по принципам гуманизма, смягчая вынесенный приговор или вовсе отменяя его.

При решении учитываются все обстоятельства, характеризующие личность и содеянное ею преступление. Амнистия рассматривается для каждого человека индивидуально. Необходимо понимать, что процесс никоим образом не изменяет уголовное законодательство. Это своеобразное исключение из правил, которое может быть предоставлено лицу.

Отличие амнистии от помилования в том, что она предоставляется лишь определенному кругу неустановленных лиц, описанных в акте. В результате сотрудниками правопорядка рассматриваются дела всех подходящих под описание осужденных или находящихся под следствием граждан. Амнистию обычно приурочивают к какому-нибудь событию. Например, к юбилею Победы 1945 года.

К кому может быть применена амнистия?

Акт амнистии содержит информацию, определяющую круг лиц, к которым она может быть применена. Зачастую это те граждане, которым требуется социальная защищенность: несовершеннолетние, женщины, инвалиды и пенсионеры, участники боевых действий, осужденные впервые. В документе также могут быть указаны те категории лиц, которые лишаются права на амнистию. Например, совершившие особо тяжкие преступления, заключенные на длительный срок, рецидивисты.

В течение полугода после объявления амнистии ее приводят в исполнение, но сам акт считается бессрочным. Освобождению от уголовного наказания, преследования или смягчению приговора подлежат:

  • граждане, на которых возбуждено уголовное дело;
  • лица, взятые под арест на период расследования;
  • дела, следствие по которым закончено, но в суд они переданы не были;
  • виновные, уже отбывшие срок наказания;
  • заключенные.

На данном этапе выясняется еще одно отличие амнистии от помилования: последнее применяется только к гражданам, уже отбывающим наказание в местах лишения свободы. Стоит также понимать, что амнистия никоим образом не ставит под сомнение факт виновности преступника или подсудимого. Если лицо не признает своей вины, амнистия к нему не может быть применена.

Кто решает вопросы освобождения?

Акт амнистии составляется и утверждается правомочным органом – Государственной Думой РФ. Законная сила решения начинается со дня официальной публикации или сразу после его принятия. Выполнение акта полностью перекладывается на плечи органов исполнительной власти и судов. Все зависит от стадии делопроизводства рассматриваемых лиц, подходящих под условия амнистии. Полномочные органы тщательно изучают материалы дела и при необходимости обращаются за дополнительными документами, решение при этом откладывается до того момента, пока они не будут получены.

После принятия решения Государственная Дума выпускает постановление числом публикации акта. К лицу применяются все перечисленные в содержании амнистии пункты. Решение является окончательным и не подлежит обжалованию.

Правовые последствия амнистии

Заранее установленное решение о прекращении уголовного преследования, подробно указанное в акте, – еще одно отличие амнистии от помилования. Правовые последствия ее четко прописаны и не могут быть изменены. Например, амнистия предусматривает только смягчение наказания путем сокращения его срока или изменения режима или же полное освобождения от заключения и уголовной ответственности. Если акт предусматривает несколько вариантов, то окончательное решение о применении того или иного метода прощения принимается судом или другим органом исполнительной власти.

Как правило, правовые последствия амнистии сводятся:

  • к освобождению от наказания или уголовной ответственности;
  • сокращению срока заключения под стражу;
  • снятию судимости;
  • смягчению наказания;
  • освобождению от дополнительного наказания.

При этом лицо остается виновным, но становится прощенным государством вследствие амнистии. Акт может предполагать применение для виновного одного из перечисленных пунктов или нескольких сразу.

Правовая реабилитация в уголовном процессе

Согласно конституционным правам граждан, каждый имеет право возместить вред, который был нанесен ему государством в связи с незаконным действием или бездействием, исходящим от органов исполнительной власти или иных должностных лиц. УПК РФ создал институт реабилитации, который занимается восстановлением прав незаконно обвиненных и заключенных граждан. Главное отличие амнистии и помилования от правовой реабилитации – доказанный факт невиновности. Прекращение уголовного преследования в этом случае происходит вследствие оправдательного приговора или прекращения дела в связи с отсутствием состава преступления и прочих причин, доказывающих непричастность лица к уголовному деянию.

После признания права на реабилитацию и уведомления об этом невиновного он вправе подать обращение с требованием возместить ущерб, нанесенный несправедливым решением, в судебном порядке. Это еще одно отличие амнистии и помилования от правовой реабилитации: последняя полностью восстанавливает права гражданина, признавая факт невиновности и несправедливого обвинения, а также позволяет добиться материально-имущественной компенсации нанесенного вреда. Амнистия и помилование же являются формами проявления гуманизма по отношению к преступникам, чья виновность не ставится под вопрос.

Помилование

Эта форма милосердия направлена лишь по отношению к тем лицам, которые уже осуждены за совершение уголовного преступления и отбывают наказание. Всплывает вполне очевидное отличие амнистии от помилования: первая распространяется и на подследственных, и на подозреваемых лиц, тогда как вторая применима только к осужденным. Однако они имеют и сходства: помилование также предполагает полное прощение лица без изменения приговора и оспаривания факта виновности. Решение принимается согласно принципам гуманизма, но уже на основании определенных особенностей поведения заключенного. Если акт амнистии рассматривает личностные характеристики косвенно, то решение о помиловании напрямую зависит от них.

Правовые последствия процедуры обычно сводятся:

  • к смягчению наказания;
  • уменьшению срока пребывания в месте заключения;
  • освобождению заключенного;
  • снятию судимости.

Явное отличие между амнистией и помилованием заключается и в целях проведения. Второе в большей степени является способом поощрения смиренного поведения заключенного и его исправления.

Кто уполномочен помиловать?

Принимать решение о прекращении отбывания наказания, его смягчении или снятии непокрытой судимости, согласно Конституции, имеет право лишь президент РФ. Расследует обстоятельства дела и личные характеристики заключенного специальная комиссия, которая регулирует вопросы помилования в каждом из субъектов. После тщательного ознакомления с документами их передают президенту, который издает указ о помиловании в виде досрочного освобождения или смягчения наказания. В случае отрицательного решения лицо, направившее прошение, письменно уведомляют об отказе.

Перед тем как попасть к президенту, документы проделывают путь от территориальных органов юстиции до высшего должностного лица субъекта РФ, который докладывает о целесообразности помилования. Решение направляется в полномочные органы, после чего приводится в исполнение. В случае отказа заключенный имеет право обратиться за актом помилования лишь по прошествии года.

Как получить акт помилования?

Еще одно характерное отличие амнистии от помилования РБ и РФ заключается в причастности к процессу заключенных лиц. Амнистия – инициатива государства, до принятия решения о ее применении заключенный никак не взаимодействует с исполнительными органами власти. О помиловании же, напротив, ходатайствует сам преступник.

Для рассмотрения прошения необходимо составить его в письменном виде и направить на имя президента РФ через орган, исполняющий наказание. К ходатайству прилагается пакет документов, содержащих информацию о заключенном:

  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • копии судебных документов.

Следует понимать, что на помилование могут рассчитывать лишь некоторые лица, поведение которых свидетельствует об их раскаянии о содеянном и исправлении. На положительное решение не стоит рассчитывать злостным нарушителям порядка мест заключения, а также тем, кто уже пользовался привилегией амнистии или смягчения приговора. В остальном акт помилования может быть применен, независимо от тяжести преступления.

Отличие амнистии от помилования: в чем разница?

Чтобы основательно убедиться в том, что понятия «амнистия» и «помилование» не одно и то же, рассмотрим сравнительную таблицу.

Амнистия и помилование: механизм действия
Характеристика акта Амнистия Помилование
Кем назначается Государственной Думой Президентом РФ
Для кого предусмотрена Заключенных, осужденных, подозреваемых, отбывших наказание Заключенных и отбывших наказание
Для кого принимается решение Группы неопределенных лиц Определенного (-ой) лица (группы лиц)
Инициатор создания акта прощения Государство Заключенный (освобожденный)
Тяжесть преступления влияет на решение Да Нет
Поведение влияет на решение В малой степени Полностью
Схожие признаки Не отменяет факта виновности; решение является окончательным и неоспоримым; позволяет погасить неснятую судимость, смягчить наказание или освободить заключенного из-под стражи

Отличие акта амнистии от акта помилования заключается в первую очередь в способах их принятия и рассмотрения. Амнистия случается реже, но затрагивает большое число осужденных (подозреваемых, заключенных, отбывших срок) и при этом применяется по личной инициативе правительства. Помилование же – личное прошение заключенного о смягчении наказания или его прекращения в связи с рядом фактов, которые говорят об исправлении преступника.

Поделиться: