Закон о полиции 13 пункт 20. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

Статья 13. Права полиции
[Закон РФ «О полиции»] [Глава 3] [Статья 13]

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;

13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;

14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

21) требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших обязательного технического осмотра, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, — со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог;

22) проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса;

23) устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных пунктами 20 и 23 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы; продлевать и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;

24) входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, а также в помещения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

25) требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

26) выдавать руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а в соответствии с законодательством Российской Федерации — руководителям и должностным лицам иных организаций предписания о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан; выдавать в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иное не установлено федеральным законом, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности, в сфере оборота оружия и обеспечении сохранности государственной и муниципальной собственности;

27) проводить при осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности в области гражданской авиации проверки соблюдения правил предполетного досмотра, пропускного и внутриобъектового режимов; запрашивать и получать от руководителей организаций, служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов, авиационных предприятий, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций необходимые документы и информацию; выдавать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний; при наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета; задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушными судами;

28) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации;

29) получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;

30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

31) применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами;

32) получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию;

33) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;

34) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам; поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей; привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы);

35) использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести;

36) беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, — средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;

37) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

2. Право осуществлять действия, предусмотренные пунктами 20 и 21 части 1 настоящей статьи, предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции.

3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).


1 комментарий к записи “Статья 13 Закон о Полиции. Права полиции”

    Статья 13. Права полиции

    Комментарий к статье 13

    Перечисленными в настоящей статье, а равно иными правами полиции в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью пользуются сотрудники полиции.

    Комментарий к пункту 1 настоящей статьи

    1.1. Требование, о котором речь идет в п. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона, может быть как письменным, так и устным.
    1.2. Для обращения к гражданину и (или) должностному лицу с таким требованием достаточно выявления сотрудником полиции признаков объективной стороны преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению законной деятельности указанных в данном пункте органов и должностных лиц.
    1.3. При наличии тому фактических оснований предъявление сотрудником полиции рассматриваемого требования будет законным уже в связи с наличием закрепления здесь полномочия полиции. Нет необходимости в дублировании его в каком-либо ином нормативно-правовом акте.
    1.4. О понятиях «референдум», «избирательная комиссия» и «комиссия референдума» см. комментарий к п. 31 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
    1.5. О содержании понятий «депутат», «член избирательной комиссии», «член комиссии референдума» см. комментарий к п. 36 ст. 12 данного Закона.

    Комментарий к пункту 2 настоящей статьи

    2.1. Употребление законодателем в п. 2 ст. 13 комментируемого Федерального закона термина «граждане» в словосочетании «личность граждан» означает, что при наличии тому законных фактических оснований полиция в лице соответствующих сотрудников уполномочена на проверку документов, удостоверяющих личность, у любого физического лица, вне зависимости от того, является оно гражданином Российской Федерации или нет, осуществляет оно функции представителя власти (выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях) или нет.
    2.2. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, являются:
    — паспорт гражданина Российской Федерации;
    — дипломатический паспорт;
    — служебный паспорт;
    — паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» <193>, п. 1 Указа Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» <194>, п. 1 Постановления Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 «Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» <195>).
    ———————————
    <193> См.: Собр. законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
    <194> См.: Собр. законодательства РФ. 1996. N 52. Ст. 5914.
    <195> См.: Собр. законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1435.

    2.3. Документом, удостоверяющим личность, признается также свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) <196>.
    ———————————
    <196> См.: Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 23 октября 1995 г. N 393 // Российские вести. 1995. N 233; Об утверждении номенклатуры объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации: распоряжение Минтранса РФ от 24 июня 2002 г. N НА-217р.

    2.4. Согласно ч. 2 п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» <197> документом, удостоверяющим личность лица, заявившего ходатайство о признании его беженцем, является свидетельство о рассмотрении по существу данного ходатайства. Документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, признается удостоверение беженца (ч. 2 п. 7 ст. 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах»).
    ———————————
    <197> См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 12. Ст. 425.

    2.5. Документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего (офицеров, прапорщиков, мичманов) Российской Федерации, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации (п. 1 Положения об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации <198>).
    ———————————
    <198> См.: Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 91 // Собр. законодательства РФ. 2003. N 7. Ст. 654.

    2.6. Документом, удостоверяющим личность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту, признается военный билет.
    2.7. Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, рассматриваемым документом следует считать справку об освобождении из мест лишения свободы (п. 1.5 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации <199>).
    ———————————
    <199> См.: Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 23 октября 1995 г. N 393 // Российские вести. 1995. N 233.

    2.8. Документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина в Российской Федерации, является паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
    2.9. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:
    а) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
    б) разрешение на временное проживание;
    в) вид на жительство;
    г) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <200>).
    ———————————
    <200> См.: Собр. законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

    2.10. Приведенный перечень документов, удостоверяющих личность гражданина, не является исчерпывающим.
    2.11. Достаточные основания подозревать гражданина и (или) должностное лицо в совершении преступления нельзя ограничивать лишь перечисленными в ст. 91 УПК РФ основаниями задержания лица по подозрению в совершении преступления. Это более широкое понятие.
    2.12. Верховный Суд РФ поводом к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении считает, в частности, управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП РФ). Причем наличие у водителя временного разрешения на право управления транспортным средством может исключить повод к возбуждению в отношении предъявившего его гражданина дела об административном правонарушении лишь в совокупности с документом, удостоверяющим личность этого гражданина. Рассматриваемое временное разрешение подтверждает только право указанного в нем лица на управление транспортным средством, но не принадлежность документа гражданину, его предъявившему <201>.
    ———————————
    <201> См.: Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим приложения N 1 (образец временного разрешения на право управления транспортным средством) к Приказу МВД России от 1 августа 2002 г. N 720: решение Верховного Суда РФ от 8 ноября 2006 г. N ГКПИ06-1016 // Справочная система «КонсультантПлюс».

    2.13. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.
    2.14. См. также комментарий к п. п. 8, 23 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

    Комментарий к пункту 3 настоящей статьи

    3.1. Полиция вправе вызывать граждан и должностных лиц по любым делам и материалам, находящимся в производстве. Данный вызов может быть как письменным, так и устным. Однако обязанность явиться в полицию у гражданина или должностного лица возникает лишь после того, как им вручено письменное приглашение (вызов) к конкретному сотруднику полиции, в конкретное время и место (с указанием адреса и номера кабинета служебного помещения).
    3.2. Рекомендуется оформлять вызов (письменное уведомление о вызове) в виде повестки. В этом процессуальном документе рекомендуется указывать фамилию, имя, отчество (как минимум инициалы) и адрес места жительства лица, которое вызывается в полицию, в каком качестве лицо вызывается, должность, организацию, фамилию и инициалы сотрудника полиции, который вызывает гражданина или должностное лицо, а также сотрудника полиции, к которому они приглашаются, по какому адресу и в какой кабинет должны прийти гражданин или должностное лицо, день и час (минуты) явки, а также последствия неявки.
    3.3. Если гражданин или должностное лицо вызываются по уголовному делу, в повестке рекомендуется указывать право лица прийти на допрос с адвокатом, если таковое у него имеется.
    3.4. Исходя из редакции п. 3 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона полиция вправе вызывать граждан и должностных лиц не только по находящимся в ее производстве делам (уголовным, делам об административных правонарушениях и др.), но и по находящимся в ее производстве материалам. Поэтому следует признать законным вызов в орган внутренних дел сотрудником полиции гражданина или должностного лица на стадии возбуждения уголовного дела. Уголовного дела на этом этапе уголовного процесса еще нет, но в распоряжении сотрудника полиции может быть зарегистрированное в установленном порядке заявление (сообщение) о преступлении, разрешение которого отнесено к компетенции полиции.
    3.5. И такой вызов должен быть оформлен письменно. Его правовой основой будет п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона, а не какая-либо статья УПК РФ. В УПК РФ отсутствует правовая основа такого вызова. В нем говорится о вызове подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля. А таковые появляются лишь после возбуждения уголовного дела.
    3.6. Отсутствие в УПК РФ правовой основы вызова лица в орган дознания на стадии возбуждения уголовного дела является препятствием для осуществления его последующего привода. Ни с позиций УПК РФ, ни тем более с точки зрения КоАП РФ гражданин (должностное лицо), не явившийся по осуществленному на стадии возбуждения уголовного дела вызову в полицию (в орган внутренних дел), не может быть законно подвергнут приводу.
    3.7. Привод может быть осуществлен по уголовному делу (в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством) и по делу об административном правонарушении (в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях).
    Лицо может быть подвергнуто приводу, только если оно не является по вызову по имеющемуся в производстве уголовному делу либо не является на рассмотрение дела об административном правонарушении. Если нет дела об административном правонарушении и уголовное дело не возбуждено, неявка лица к должностному лицу полиции (следователю и т.п.) не может иметь следствием привод последнего.
    3.8. Порядок осуществления полицией привода регламентирован ст. 113 УПК РФ, ст. 27.15 КоАП РФ и Инструкцией о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 г. N 438 <202>.
    ———————————
    <202> См.: Рос. газета. 2003. 11 июля.

    3.9. В случае несоблюдения сотрудниками полиции предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством или законодательством об административных правонарушениях порядка производства привода, к примеру, осуществления такового на предварительном следствии без постановления следователя (дознавателя и др.) о приводе, привод считается незаконным. Когда же привод законен, неповиновение свидетеля (потерпевшего) законному распоряжению или требованию сотрудника полиции о явке к следователю (дознавателю и др.) может повлечь за собой привлечение гражданина, отказавшегося исполнить требование о приводе, к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ <203>.
    ———————————
    <203> См. об этом: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 г.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 4 апреля 2005 г., 11 мая 2005 г., 18 мая 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 10.

    3.10. В настоящее время сотрудники полиции вправе получать, но не истребовать, в том числе на стадии возбуждения уголовного дела, объяснения, справки и документы. Получить — «взять, приобрести вручаемое, предлагаемое, искомое» <204>. Таким образом, сотрудники полиции лишены возможности, ссылаясь на п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона, требовать дачи показаний и (или) представления им справок и документов при рассмотрении заявлений (сообщений) о преступлении либо ином происшествии. Право полиции запрашивать в искомой ситуации сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию предоставлено следующим пунктом ч. 1 той же статьи настоящего Федерального закона.
    ———————————
    <204> См.: Ожегов С.И. Указ. соч. С. 481.

    3.11. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.
    3.12. См. также комментарий к п. 4 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

    Комментарий к пункту 4 настоящей статьи

    4.1. Редакция п. 4 ст. 13 настоящего Федерального закона наделяет полицию правом запрашивать и получать как письменные документы, так и устную информацию. Законодатель предоставляет данное право полиции только по расследуемым ею уголовным делам и находящимся в ее производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и (или) иных происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.
    4.2. Двумя другими обязательными условиями законности запроса и получения от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведений, справок, документов (их копий), иной необходимой информации, в том числе персональных данных физических лиц, являются мотивированность запроса и оформление его уполномоченным на то должностным лицом.
    4.3. Данная редакция рассматриваемого права лишает оперативных работников полиции запрашивать у юридических лиц справки и документы (необходимую информацию) по не зарегистрированным в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП) сообщениям о происшествии. Они могут, конечно, воспользоваться предоставленным им п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона и ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» правом изымать документы, предметы, материалы. Однако такое изъятие может быть произведено лишь в ходе проведения гласных либо негласных оперативно-розыскных мероприятий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Полномочия запрашивать и получать документы и сведения Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» никаким сотрудникам полиции не предоставляет. Полиция же согласно ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона может осуществлять свою деятельность только в точном соответствии с законом.
    4.3. Законодатель тем самым поставил препону не перед запрашиванием сотрудниками полиции справок, документов и (или) иных сведений, а перед запрашиванием таковых по неизвестно каким материалам, по не зарегистрированным в КУСП сообщениям. В то же время в КУСП подлежат регистрации не только сообщения о преступлениях, но и сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, и иная информация о происшествиях. Иной информацией может быть и та, что является согласно ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» основанием для проведения оперативно-розыскного мероприятия, а равно любая иная информация о происшествии. См. об этом подробнее комментарий к п. 1 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
    4.4. Получение сведений по линии Интерпола в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений международного характера осуществляется с учетом положений, закрепленных в Положении о территориальном подразделении (филиале) Национального центрального бюро Интерпола, утвержденном Приказом МВД России от 3 июня 1997 г. N 333.
    4.5. Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, число и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» <205>).
    ———————————
    <205> См.: Собр. законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

    4.6. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.
    4.7. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.
    4.8. О понятии «телесные повреждения» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.
    4.9. См. также комментарий к п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Задачи этой структуры регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О полиции», положением «О службе в органах внутренних дел», другими федеральными законами и международными договорами.

Общие сведения

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свободы населения и собственности граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Также полезная информация содержится в статье 23 закона о полиции РФ. Ссылка

Федеральный закон N 3-ФЗ «О полиции» был принят Государственной Думой РФ в январе и одобрен Советом Федерации РФ в феврале 2011 года. В первую очередь тот период запомнился обывателю самим фактом переименования прежней милиции в полицию , после — реформированием структуры, переаттестацией и обновлением кадрового состава. Все эти действия производились с той целью, чтобы государственный орган, обеспечивающий безопасность и общественный порядок в России, отвечал требованиям к уровню подготовки — как физической, так и профессиональной.

Основные аспекты, регламентируемые законом о полиции:

  • Назначение, основные направления деятельности и ее правовая основа, а также организация полиции;
  • Принципы: соблюдение прав и свобод, законность, беспристрастность, открытость, взаимодействие и др.;
  • Права и обязанности ;
  • Меры принуждения: задержание, проникновение на частную территорию, оцепление, формирование базы данных о гражданах;
  • Применение физической силы, спецсредств и оружия;
  • Правовое положение: статус полицейского, звания, специальные права, обязанности и ответственность;
  • Гарантии соцзащиты: страховые, оплата труда, медицинское обслуживание;
  • Финансовое и материально-техническое обеспечение;
  • Контроль за деятельностью полиции.

В данной статье мы рассмотрим права сотрудников полиции (прописаны в статье 13 закона) и обязанности сотрудников полиции, а также применение ими отдельных мер, в частности, в части проверки документов, условий досмотра и др.

Ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ 103. Редакция 2018 года

Часть 1 статьи 13 прописывает права полиции, предоставленные для выполнения возложенных обязанностей. Рассмотрим подробно ниже.

В части 2 статьи 13 указано, что права, обозначенные в пунктах 20 и 21 части 1 настоящей статьи могут быть предоставлены только специально уполномоченным сотрудникам полиции. Речь идет о следующих правах:

  • Остановка транспортных средств, проверка документов на право пользования и управления, на сам автомобиль и перевозимый груз (права, ОСАГО, ПТС и др.), задержание ТС, находящегося, к примеру, в розыске, временное ограничение, изменение или запрещение дорожного движения и др.
  • Проведение мероприятий, обеспечивающих дорожную безопасность, ограничение или запрет проведения ремонта дорог и других работ, задержание транспорта и отстранение водителя от управления, запрет эксплуатации транспорта в связи с техническими неисправностями, представляющими опасность и пр.

Часть 3 статьи 13 гласит о том, что порядок реализации прав определяет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, если предоставленные права не являются предметом регулирования федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ или Правительства России.

В части 4 статьи 13 указан перечень требований полиции (в виде запросов, предписаний и пр.), обязательных к исполнению для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан в установленные сроки.

С 1 января 2018 года из этого перечня были исключены требования, прописанные в пунктах 23 и 24 ч. первой 13-ой статьей закона, в связи с признанием тех утратившими силу.

Права сотрудников полиции

Обязанности и права полиции прописаны в статьях 12 и 13 закона соответственно. Рассмотрим подробнее права сотрудника, находящегося при исполнении (ч. 1 статьи 13 закона о полиции).

Сотрудник полиции, будучи при исполнении, вправе:

  • Требовать прекращения противоправных действий от лиц, их совершающих;
  • Проводить проверку документов граждан;
  • В рамках расследуемых преступлений и нарушений, а также на основании заявлений:
    • Вызывать или подвергать приводу граждан в отделение, проводить допросы;
    • Получать по мотивированному запросу требуемые сведения, документы, персональные данные и др. от гос. органов, общественных объединений, организаций и граждан;
    • Беспрепятственно посещать государственные органы, объединения и организации, знакомиться с интересующими документами и материалами, в т.ч. персональными данными лиц, имеющих отношение к расследованию;
  • Патрулировать улицы, публичные места, в случае необходимости — организовывать КПП, посты, заслоны и др. формы охраны порядка;
  • Требовать от граждан покинуть место преступления или происшествия, если это необходимо для обеспечения безопасности или проведения неких следственных или разыскных мероприятий;
  • Составлять протоколы о нарушениях, собирать доказательства;
  • Руководствуясь уголовно-процессуальным законодательством РФ, проводить следственные и иные мероприятия;
  • В процессе оперативно-разыскной деятельности производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений. Объявлять розыск и принимать соответствующие меры;
  • В рамках надзора примерять меры наблюдения за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • Вносить руководству и должностным лицам организаций предложения по устранению факторов, представляющих угрозу безопасности и несущих риск совершения преступлений или нарушений, обязательные к исполнению;
  • Доставлять граждан в полицию в целях решения вопроса о задержании, установления личности, защиты от непосредственной угрозы жизни и здоровью данного гражданина в порядке, предусмотренной частями 14 и 15 статьи 14 закона;
  • Доставлять граждан, которые находятся в общественном месте в сильном алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении в медицинские организации, также доставлять в больницу или полицию гражданина, находящегося в таком состоянии в помещении — по заявлению об угрозе жизни и здоровью от находящихся с ним людей; доставлять или направлять на медобследование граждан, подозреваемых в совершении преступления или нарушения, если заключение необходимо для установления неких существенных обстоятельств;
  • Доставлять лиц, не достигших совершеннолетия, если те совершили преступление, а также беспризорных и безнадзорных детей в центры временного содержания, специализированные учреждения либо отделение полиции;
  • При поступлении данных о наличии у гражданина запрещенных предметов (оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, наркотики, психотропы, яды и др.) — осуществлять досмотр граждан, транспортных средств, вещей, при обнаружении таких предметов и в случае отсутствия соответствующего разрешения на ношение и хранение — изымать. Также сотрудник полиции вправе участвовать в досмотре пассажиров железнодорожного, водного или воздушного транспорта, метрополитена а также досмотре багажа этих граждан в целях изъятия запрещенных к перевозке предметов и веществ;
  • Истребовать у различного рода производителей, организаций и т.д. образцов продукции, каталоги, технологическую документацию и др. информацию, необходимую для производства экспертиз;
  • Исследовать предметы и документы, свидетельствующие о готовящемся или совершенном преступлении или нарушении, документы, изъятые в связи с наличием признаков подделки, а также вещи с ограниченной оборотоспособностью, изъятые по причине отсутствия соответствующего разрешения. В зависимости от результатов проверки, перечисленные предметы возвращаются, приобщаются к материалам дела, передаются другим службам в соответствии с назначением или уничтожаются согласно законодательству РФ;
  • Проводить с применением техсредств (металлодетектеров) личный осмотр посетителей различных массовых и публичных мероприятий при входе на территорию по договоренности с организаторами;
  • Производить аудио-, фото- и видеосъемку, снимать отпечатки пальцев лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления и др. причинам, если установить их личность не удалось;
  • Останавливать транспорт, проверять документы на право пользования и управления а также проверять само транспортное средство и груз (права, ОСАГО, ПТС и др.), задерживать ТС, находящееся, например, в розыске, временно ограничивать, менять или запрещать дорожное движение и др.;
  • Проводить мероприятия по обеспечению безопасности на дорогах,ограничивать или запрещать проведение ремонта дорог и другие работы, задерживать транспорт и отстранять водителя от управления, запрещать эксплуатацию транспорта в связи с техническими неисправностями, представляющими опасность и пр.
  • Проверять места хранения, продажи а также соответствующие коллекции и выставки оружия и его составных частей, проверять документы на владение или пользование оружием;
  • Примечание: пункты 23 и 24 статьи 13-ой закона с 1 января 2018 года утратили свою силу . Однако вкратце следует отметить, что п. 23 прописывал порядок выдачи и аннулирования лицензии на оружие, а п. 24 — право беспрепятственного вхождения по служебному удостоверению в офисы частных детективов и профильные образовательные учреждения;
  • Обеспечивать безопасность в рамках защиты от террористической угрозы, используя специальные техсредства, здания и сооружения МВД, требовать от граждан соблюдения пропускного режима на охраняемых полицией объектах и территориях, осуществлять осмотр граждан, их транспортных средств и вещей при въезде-выезде и т.д.;
  • Участвовать в проверках, организуемых органами госконтроля в области транспортной безопасности;
  • Участвовать по запросу налогового органа или службы социального страхования в проверках, получая в том числе в качестве предупреждения или доказательства совершения преступления сведения, которые составляют налоговую тайну;
  • Применять меры по защите граждан (потерпевших, свидетелей, участников судебного процесса, судей, прокуроров, следователей и др. лиц);
  • В период военного или чрезвычайного положения применять временные ограничения, предусмотренные для таких ситуаций законодательством;
  • Получать, хранить и использовать базу геномной информации и отпечатков пальцев;
  • Использовать аудио-, фото- и видеофиксирующую аппаратуру и др. специальные техсредства, вести базы информации о лицах, проходивших по делам и материалам проверок, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах, в том числе банки данных других государственных органов и организаций и персональные данные граждан, если законодательством не установлено иное;
  • Привлекать граждан в качестве внештатных сотрудников, содействовать с лицами, конфиденциально оказывающими помощь полиции, награждать и поощрять граждан, оказавших содействие в раскрытии преступлений, задержании подозреваемых и т.д., привлекать в качестве консультантов специалистов различного профиля в случае необходимости;
  • Использовать возможности СМИ, сети Интернет и др. источников для размещения информации о розыске и в целях установления определенных обстоятельств;
  • Пользоваться беспрепятственно средствами связи госпредприятий и учреждений, а в случае безотлагательных обстоятельств — принадлежащими негосударственным организациям или гражданам;
  • То же касается транспорта: в случаях, не терпящих отлагательств (в целях пресечения преступлений, преследования лиц, доставления пострадавших в медицинское учреждение, отбуксировки пострадавших в ДТП транспортных средств, проезда к месту совершения преступления и т.д.) сотрудник полиции вправе воспользоваться транспортным средством, принадлежащим как государственному предприятию или учреждению, так и частной компании или гражданскому лицу. Предусмотрено возмещение понесенных расходов или материального ущерба по требованию владельца ТС;
  • Проводить проверку юрлиц и ИП, деятельность которых связана с оборотом наркотических средств или психотропных веществ.Выдавать соответствующие предписания и заключения.

Проверка документов по закону о полиции

Сотрудникам полиции предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан (п. 2 ч. 1 статьи 13 закона), если имеются основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если есть повод к возбуждению в отношении них дела об административном правонарушении, основание для административного задержания (статья 27.3 КоАП РФ) либо задержания в качестве подозреваемого (статья 92 УПК РФ).

В части 4 статьи 5 рассматриваемого нами закона о полиции прописан порядок обращения сотрудника полиции к гражданину. Так, в этой ситуации полицейский обязан:

  • Назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
  • В случае применения мер, ограничивающих права и свободы гражданина, разъяснить ему причину и основания применения этих мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности.

Условия досмотра вещей и багажа

Правовое регулирование проведения досмотров обеспечивается положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ (статья 27.7) и рассматриваемым нами федеральным законом.

Проведение досмотра личных вещей проводится с соблюдением следующих правил:

  • Лицо, осуществляющее проверку, должно быть того же биологического пола, что и досматриваемое;
  • Досмотр должен проводиться в присутствии двоих понятых или фиксироваться на видео. Примечание: если есть подозрения о том, что у досматриваемого лица имеется оружие, взрывчатые вещества и др. опасные предметы, это требование может быть проигнорировано;
  • По факту проведения досмотра в обязательном порядке составляется протокол с указанием всех вещей, подвергавшихся досмотру;
  • Не допускается нарушение целостности (порча) вещей;
  • Протокол обязательно должен быть предоставлен для ознакомления досматриваемому лицу под подпись. Если гражданин отказался подписать документ, — выполняется соответствующая отметка;
  • Гражданин, чьи вещи или багаж были досмотрены, может требовать копию составленного протокола.

Обстоятельства, при которых сотрудники полиции вправе прибегнуть к личному осмотру гражданина:

  • Задержание, связанное с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения;
  • Подозрение в совершении преступления или административного правонарушения без задержания лица в целях обнаружения орудия нарушения или преступления.

Также сотрудники полиции вправе проводить досмотр транспортных средств.

Скачать текст ст 13 ФЗ о полиции

Безусловно, роль полиции в обеспечении общественного порядка и безопасности крайне важна. Однако стоит учитывать человеческий фактор и пристрастие отдельных сотрудников полиции к превышению собственных полномочий.

Чтобы встреча с полицией не обернулась нарушением Ваших прав, предлагаемот 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции» полностью или отдельнозакона, чтобы ознакомиться с правами и обязанностями стражей порядка России.

1. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).

2. В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

2.1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

2.2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

3. Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности) либо территориальным органом страховщика в случаях, указанных в части 4 настоящей статьи.

4. Застрахованным лицам, указанным в "части 3 статьи 2" настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским "кодексом" Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с "пунктом 1 части 2 статьи 3" настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.

5. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж. Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.

5.1. В случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.

6. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи справка (сведения) из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) отца, матери (обоих родителей) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком запрашивается страховщиком в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в распоряжении которого находятся такие сведения. Застрахованное лицо вправе по собственной инициативе представить указанную справку для назначения и выплаты пособия. Межведомственный запрос страховщика о представлении документов (сведений) направляется в течение трех календарных дней со дня поступления заявления о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с частью 4 настоящей статьи. Срок подготовки и направления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ответа на указанный межведомственный запрос не может превышать пять календарных дней со дня поступления межведомственного запроса в указанные органы.

7. Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными частью 6 настоящей статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.

7.1. Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.

7.2. В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в случаях, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи настоящего Федерального закона, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

8. Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений).

9. Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, осуществляется в установленных размерах территориальным органом страховщика, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

10. Информация о назначении и выплате застрахованным лицам в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, ежемесячных пособий по уходу за ребенком размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Федеральный закон «О полиции» вступил в силу 7 февраля 2011 года. В нем описаны принципы работы полиции, ее права и обязанности, и в каких случаях правоохранительным органам разрешено применять крайние меры чтобы обезопасить граждан РФ.

Статья 13 ФЗ-3 «О полиции» регламентирует права, предоставленные полицейским для исполнения своих должностных обязанностей.

Статья 13 пункт 1

Права полиции согласно статье 13:

  • требовать от физических и юридических лиц прекращения действий, нарушающих работу государственных и муниципальных органов;
  • осуществлять проверку личных документов при подозрении в совершении преступлений или на пребывании в розыске;
  • вызывать в отделение полиции подозреваемых в уголовном деле и проходящих по делам административных нарушений;
  • запрашивать от государственных органов данные о подозреваемых в совершении преступлений;
  • посещать расследуемый объект недвижимости при предъявлении удостоверения личности;
  • патрулировать населенные пункты и улицы страны, выставлять стационарные посты для сохранения общественного порядка;
  • требовать от людей покинуть место преступления, если они мешают проводить оперативно-розыскные работы;
  • заполнять протокол в случае административных правонарушений, сбор доказательств и применение мер в отношении нарушителей;
  • проводить поисковые операции;
  • наблюдать за социальной реабилитацией недавно освободившихся граждан;
  • осуществлять принудительное сопровождение граждан в помещения временного размещения для правонарушителей;
  • сопровождать граждан, находящихся под алкогольным опьянением или наркотической зависимостью;
  • согласно законодательству РФ осуществлять личный досмотр граждан;
  • требовать от предприятия продукцию для проведения независимой экспертизы;
  • при наличии веских оснований останавливать транспортное средство для проверки;
  • организовывать мероприятия по объяснению правил дорожного движения;
  • проверять оружейные склады и магазины при подозрении в совершении преступления;
  • проверять достоверность предоставленного пакета документов для получении лицензии;
  • обеспечивать безопасность граждан, предотвращать антитеррористические действия;
  • в случаях необходимости участвовать в налоговых проверках;
  • беспрепятственно использовать возможности СМИ и телекоммуникаций;
  • проводить проверки физических и юридических лиц, занимающихся продажей наркотических средств.

Статья 13 пункт 2

Согласно закону, останавливать транспортные средства и организовывать мероприятия по разъяснению гражданам ППД вправе только специально уполномоченные сотрудники полиции.

Статья 13 пункт 3

Федеральный орган исполнительной власти определяет порядок исполнения полицейскими своих прав. Это возможно в случае, если порядок не регулируется президентом РФ.

Статья 13 пункт 4

Физические и юридические лица обязаны выполнить предписание, протокол или другой документ, выданный полицией, не позднее чем через 1 месяц с момента его получения.

Личный досмотр граждан

Сотрудники правоохранительных органов вправе проводить личный досмотр граждан, а также их личных вещей при наличии информации о перевозимом оружии, наркотиков и других законодательно-запрещенных вещей. Полицейские вправе участвовать в досмотре пассажиров и их багажа на железнодорожном вокзале, аэропорту и других транспортных путях. Сотрудники правоохранительных органов вправе изъять у пассажира предметы, запрещенные для перевозки в ручной клади.

Проверка документов

Согласно статье 13 полицейские вправе потребовать от физического и юридического лица предоставления необходимых для расследования документов. Все запрашиваемые акты предоставляются в оригинале с приложенными к ним копиями.

В случае необходимости сотрудники полиции вправе запросить у государственных органов нужные им документы для расследования уголовного дела или административного нарушения.

Скачать

Федеральный закон №3 «О полиции» включает в себя 11 глав и 56 статей. Основной из них является статья 13, которая описывает права служащих в полиции. Статьей установлен порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам.

Чтобы подробнее ознакомиться с 13 статьей ФЗ-3 скачайте ее .

Если вас заинтересовала 13 статья, то вы можете подробнее ознакомиться с полным текстом Федерального закона, скачав его по . А вот текст закона о гражданстве 182 ждет вас

Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей

1. За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

2. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени) , установленной законом или договором.

3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

4. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

5. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.

6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Вернуться к оглавлению документа: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в действующей редакции с комментариями

Комментарии к статье 13 закона о защите прав потребителей, судебная практика применения

Убытки потребителя

Убытки, причиненные потребителю

Убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности. При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (пункты 2, 3 статьи 13 Закона) (п. 31 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей")

Что является убытками потребителя?

Под убытками в соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ следует понимать расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право потребителя, получило вследствие этого доходы, потребитель вправе требовать возмещения, наряду с другими убытками, упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие доходы (абз. 2 п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

Определение убытков на день вынесения решения судом

При определении причиненных потребителю убытков суду в соответствии с пунктом 3 статьи 393 ГК РФ следует исходить из цен, существующих в том месте, где должно было быть удовлетворено требование потребителя, на день вынесения решения, если Законом или договором не предусмотрено иное (абз. 3 п. 31 Постановления Пленума).

Убытки – разница в цене товара на момент покупки и на момент удовлетворения требований
Учитывая это, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, суд вправе удовлетворить требование потребителя о взыскании разницы между ценой такого товара, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного товара на время удовлетворения требований о взыскании уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы (абз. 4 п. 31 Постановления Пленума).

Возмещение банком убытков за неподключение потребителя к программе страхования при заключении кредитного договора

Суд необоснованно отказал гражданину-потребителю во взыскании убытков с банка, который в нарушение условий договора подключения к программе страхования не включил истца в список застрахованных, что привело к отказу в выплате страхового возмещения (см. подробнее п. 14 "Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг"; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017 года).

Поделиться: