Императивные и диспозитивные нормы статьи. Диспозитивные и императивные нормы гражданского права

Императивная норма содержит предписание, обязательное для исполнения независимо от воли участников гражданских правоотношений, которое не может быть измене-
но по совместному договору сторон. Например, соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 312 ГК).
Диспозитивная норма - это норма, которая подлежит применению, если участники правоотношений не проявили свою волю и не урегулировали отношения по-иному. О диспозитивном характере правовой нормы свидетельствует, в частности, содержащаяся в ней оговорка: «если иное не предусмотрено договором». Право залогодержателя (право залога) на вещь, являющуюся предметом залога, распространяется на ее принадлежности, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 321 ГК). В условиях рыночной экономики число диспозитивных норм в гражданском праве значительно возросло.
Практическое значение деления норм на виды заключается в том, что оно дает возможность определить инициативу участников правоотношений.
| 2А Аналогия закона и аналогия права
Гражданское право регламентирует наиболее характерные и типичные общественные отношения, относящиеся к предмету данной отрасли права. Однако в правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда определенное правоотношение оказывается прямо не урегулированным отдельными институтами или нормами законодательства. В случае возникновения подобного «пробела» в законодательстве обычно используются специальные приемы: аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходное отношение (п.1 ст. 5 ГК). Три условия применения аналогии закона:
  • имеется норма права, которая регулирует сходные общественные отношения.
Смысл применения аналогии права состоит в том, что права и обязанности лица определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (п.2 ст. 5 ГК). Три условия применения аналогии права:
  • имеет место общественное отношение, которое входит в предмет гражданского права;
  • общественное отношение не урегулировано ни нормой права, ни соглашением сторон;
  • нет нормы права, регулирующей сходные общественные отношения.
Вначале стремятся применить аналогию закона и лишь при невозможности достичь подобным образом результата прибегают к аналогии права.
12.5. Действие гражданского
законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц
Время действия закона начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты им юридической силы. Основные положения о действии гражданского законодательства во времени закреплены в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в редакции от 15 июля 2008 г.).
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие. Иное может быть предусмотрено Конституцией и принятыми в соответствии с ней законодательными актами. Придание обратной силы нормативному акту согласно ст. 67 Конституции возможно, если он смягчает или отменяет ответственность гражданина либо иным образом улучшает положение лиц либо когда в самом нормативном акте прямо предусматривается, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Действие гражданского законодательства в пространстве подчинено правилу о том, что акты гражданского законодательства действуют на территории, подведомственной принявшему их органу. В зависимости от того, каким органом издан акт нормативного характера, он применяется либо на всей территории Республики Беларусь, либо
на определенной ее части (область, район, город). Кроме того, территория действия отдельных нормативных актов может быть ограничена.
По общему правилу гражданско-правовые акты распространяют свое действие на всех субъектов гражданского права Республики Беларусь: граждан, юридических лиц, государство, а также на всех иностранных физических и юридических лиц и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь. В тех случаях, когда действие нормативного акта ограничивается определенной территорией, то акт действует только в отношении лиц, которые находятся на данной территории. В некоторых случаях в самом акте законодательства определяется круг субъектов, на которых он распространяет свое действие (например, Закон «О защите прав потребителей»).
| 2.6. Значение судебной практики
в применении и совершенствовании гражданского законодательства
Под судебной практикой принято понимать единообразные решения и определения судов общей компетенции и хозяйственных судов, вынесенные при разрешении по существу конкретных дел, также постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. В Беларуси судебный прецедент не является источником гражданского права, однако значение судебной практики нельзя недооценивать.
Значение судебной практики в применении и совершенствовании гражданского законодательства состоит в следующем:
  • судебная практика является базой для совершенствования гражданского законодательства;
  • выявляет пробелы в действующем гражданском законодательстве и способствует их устранению.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь и Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и дают судам в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения гражданского законодательства Республики Беларусь, что способствует выработке единообразного понимания и применения гражданского законодательства судебными органами.

Еще по теме | 2.3. Императивные и диспозитивные нормы гражданского права:

  1. § 1 Расширение диспозитивных начал по распоряжению процессуальными средствами защиты права
  2. С этой точки зрения можно сказать, что все остальные нормы составляют Особенную часть гражданского права. Прежде всего,

Важнейшим направлением в процессе реформирования государственно-правовой сферы российского общества считается курс на образование структуры, которая была бы способна обеспечивать верховенство закона во всех областях социальной жизни, укреплять гарантии политических, гражданских, экономических и прочих свобод и прав населения. Для этого предпринимаются разные шаги. Одним из них является разделение юридических актов на диспозитивные и императивные нормы. Примеры таких положений можно найти в законодательстве, уставах и прочих основах.

Общие сведения

Диспозитивные правовые нормы достаточно тесно связаны с вопросами реформирования социальных отношений. Так, законодательное обеспечение российской рыночной экономики предусматривает формирование не только мощного юридического фундамента. В данной области предполагается также значительное усиление роли договора в сфере экономических, многих международных, социально-политических и прочих связей. Он, по юридической своей природе, считается эффективным приемом регламентации отношений, которые складываются в условиях свободного товарообмена и производства.

Проблемы определения

В первую очередь следует отметить, что диспозитивные нормы права на сегодня изучены мало. Не существует в настоящее время ни одного общетеоретического монографического исследования, которое было бы посвящено данной теме. Также не вполне ясной является и природа диспозитивных норм. Не выработано также и единое определение понятия. Сложности возникают и с оценкой позиции, которую занимают диспозитивные нормы права в других системах.

Терминология

В соответствии с методом регулирования выделяют императивные и диспозитивные правовые нормы. Первая категория предполагает строгое, обязательное исполнение. Эта группа носит название императивных норм. Они присутствуют в разнообразных сферах отношений, регулируют поведение в той или иной дисциплине. Поскольку они предполагают строгое исполнение, то стороны отношений не могут отойти по собственной воле от их применения. Этим, собственно, и отличаются императивные и диспозитивные нормы. Вторые предусматривают некоторые отклонения от предписаний. Диспозитивные нормы не строго обязательны.

Общая характеристика

Разделение на императивные и диспозитивные нормы считается давно существующим общим свойством юридических предписаний. Оно имеет немаловажное значение в процессе законотворчества и последующего применения положений. Особое значение имеют диспозитивные нормы гражданского права. Это связано с обширностью данной юридической сферы и необходимостью регулировать многообразие отношений. Также данные положения имеют значение в процессе формирования имущественного оборота в рамках рынка.

Диспозитивные коллизионные нормы

Это понятие предполагает самостоятельный выбор субъектами объема и характеристик своих обязанностей и возможностей. В случае отсутствия договоренности в силу вступает второе предписание, содержащееся в положении. Активно применяются диспозитивные нормы в ГК РФ. Так, в ст. 459, п. 2 говорится, что риск случайного повреждения либо гибели товара, который был продан в ходе его нахождения в пути, с момента заключения договора о купле-продажи переходит на покупателя, в случае если другое не предусматривается таким соглашением либо обычаями коммерческого оборота.

Признаки положений

В гражданском законодательстве установились определенные формулировки, которые достаточно четко либо прямо выражают юридическую силу той или иной нормы либо их группы. М. Брагинский предложил называть их атрибутикой. Такие формулировки могут звучать по-разному. Диспозитивные нормы выражаются посредством следующей формулы: поскольку либо если соглашение или договор не предусматривает иное. Кроме этого, используется и другая атрибутика. Речь идет о такой формулировке: в норме указано, что стороны вправе или могут совершать определенное действие, которое отступает от утвержденного общего правила. Это является относительно новым приемом в законодательной технике.

Придание диспозитивности может касаться определенной группы норм. В этом случае используется прямое указание на возможность отклонения: допускается договор сторон об ином. Тем не менее, большинство положений не имеют четкого указания на то, какие они – императивные либо диспозитивные. Традиционным считается в данном случае взгляд, что при отсутствии каких-нибудь четких ориентиров, позволяющих определить характер акта, его следует выявлять путем толкования положения. В практическом применении это зачастую приводит к неоднозначному пониманию юридического значения ряда важных норм.

Особенности в отдельных институтах

Диспозитивные нормы считаются неотъемлемой частью обязательственных положений. Их необходимость обуславливается рядом важных факторов:

  • Различиями между потребностями и возможностями сторон.
  • Динамикой и разнообразием имущественных взаимоотношений, выступающих в качестве предмета обязательств.
  • Использование соглашений, не имеющих прямого урегулирования со стороны ГК.
  • Стремлением сформировать условия для становления хозяйственной предпринимательской инициативы, которая сдерживается разнообразными запретами.

Последний фактор имеет особое значение в процессе образования рыночных отношений. Отражение приведенных выше обстоятельств представлено в положениях обязательственного права и в общей части (Раздел III), и в главах, раскрывающих суть отдельных его видов (Раздел IV). В данном случае речь идет о большом количестве предписаний, содержащих прямое указание на возможность договора предусматривать иное. Диспозитивные нормы считаются фундаментом ядра обязательственной системы положений – механизма ответственности, основания которой могут варьироваться сторонами отношений. Посредством условий обязательств может вводиться субсидиарная ответственность; участники договора могут ограничивать объем возмещаемых убытков. Также стороны свободно выбирают способы реализации обязательств.

Современные рыночные условия

В качестве выражения начала диспозитивности в обязательственном праве считается установление соответствующего общего правила в Кодексе торгового мореплавания (КТМ). Данный прием законодательной техники, создающий юридическую ясность, может применяться и в прочих областях обязательственной системы. Существенно уменьшилось количество запретов в Транспортном Уставе ЖД. Эти обстоятельства позволяют считать, что в обязательственном праве имеет место диспозитивность при отсутствии прямых указаний на недопустимость договора сторон о другом решении.

Иная юридическая картина

Она отмечается в положениях гражданского права о вещных правах и собственности, лицах, наследовании. В данных сферах регулируемые взаимодействия считаются более типизированными, в юридическом контроле необходимы устойчивость и стабильность. Приведенные выше факторы, имеющие место в области обязательств, здесь проявляются в существенно меньшей степени. Диспозитивность норм достаточно редка, хотя есть области, где она необходима.

Юридические лица

Применительно к этой категории некоторые авторы выдвигают мнение о том, что ГК вводится чрезвычайно важный для обеспечения устойчивости в гражданском обороте, отсутствующий в предыдущем законодательстве принцип о замкнутом перечне юридических лиц. Согласно ему, они имеют возможность формироваться и осуществлять деятельность только в форме, которая предусматривается законом прямо. Договором сторон не могут образовываться новые типы вещных прав, хотя данное обстоятельство недостаточно четко выражено в редакциях ст. 216, п. 1. В качестве особенности положений о юридических лицах выступает наличие предписаний о том, что отступления допускаются не в силу договора между сторонами, а по решениям, которые принимаются в определенной форме:

  • По условию учредительного соглашения (ст. 71, 72, п-ты 1).
  • По уставу юридического лица (ст. 93, п.2, ст. 100, п. 3).
  • По решению, принятому на общем собрании участников (ст. 103, п. 3, ст 101, п.1).

Данные положения существенно ограничивают диспозитивность определенных норм. В связи с этим в рассматриваемых сферах необходимо исходить из презумпции обязательности и строгого исполнения юридических предписаний, в связи с тем, что они не имеют прямого указания на допустимость договора об ином. При толковании нормы вероятен вывод о ее диспозитивности. Но данное заключение в соответствии с природой приведенных институтов будет появляться нечасто.

Прочие области применения

Описываемые положения используются не только в юридической сфере. Достаточно распространенными считаются диспозитивные нормы русского языка. Они допускают нейтральные либо различающиеся стилистически варианты. Среди них можно назвать: коричневый-коришневый, кусочек сыра-кусочек сыру, скирд-скирда, поехало трое-поехали трое, зачетная книжка-зачетка и прочие. Диспозитивные нормы языка предполагают оценку вариантов не запретительного (категорического) характера.

В заключение

Формулировка в учебной и научной литературе общих выводов об абсолютном преобладании диспозитивных либо, напротив, императивных норм должна быть признана неточной. Она не отражает действительного положения и наличия ряда существенных особенностей в данном вопросе в рамках отдельных институтов. В связи с тем, что прямые указания на характер всех либо большинства положений созданы быть не могут практически, юридическая сила должна определяться посредством толкования с учетом всех обстоятельств и факторов, относящихся к определенному акту.

Данный путь непрост, однако он неизбежен. Решающим словом в данном случае является вывод суда. Относительно юридической силы некоторых важных положений ГК желательно иметь разъяснения. Они могут быть представлены в постановлении от высшей судебной инстанции. Разъяснения позволили бы внести некоторое успокоение и ясность в договорную практику, которая испытывает сегодня существенные затруднения при понимании и последующем применении многих важных положений. За счет правильного представления о сущности диспозитивных норм появятся предпосылки для дальнейшего углубления практических и теоретических знаний, касающихся действия механизма юридического урегулирования.

Запрещающие.

Обязывающие

Управомочивающие,

Исключительные, исключающие конкретный вид субъектов из общего регулирования (дипломатический иммунитет для полномочных представителей других государств), и нормы, касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.).

Специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на военнослужащих, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.),

Общие (касаются всех граждан или всех органов и организаций, юридических лиц),

Нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой.

Вступающие в действие автоматически или в определенный указанный в акте срок;

Постоянного действия и временные,

10. По действию норм права по лицам они разделяются на:

11.Имеет большое значение деление правовых норм на :

- Управомочивающие определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом.

-Обязывающие нормы возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения.

- Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу.

В императивных нормах (категорических) правило поведения предписано законом и строго обязательно для исполнения.

Диспозитивные нормы,(вспомогательные) под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности .

Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Так, ч. 2 ст. 134 ГК РФ определяет, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное. Обычно диспозитивные (восполнительные) нормы, характерные в первую очередь для гражданского права, противопоставляются императивным (категорическим) нормам - повелительным, строго обязательным предписаниям.

Вопросы для повторения.

1. Что понимается под нормой права?

2. Чем отличается норма права от правовых актов индивидуального, оперативного характера?

3. Что такое предоставительно-обязывающее содержание нормы права?

4. Из каких частей складывается норма права (структура юридической нормы)?

5. Каковы основания деления правовых норм на отдельные виды?

Тема. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА



План лекции:

1.Понятие и виды источников права.

2.Источник права в РФ.

3.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

1. Понятие и виды источников (форм) права

Право как система общеобязательных правил для того, чтобы стать действительным регулятором общественных отношений, должно получить какое-то внешнее выражение.

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе имеются нормы публично-правового характера, например правила ст. 3, устанавливающие состав гражданского законодательства. В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.

Принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диспозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т.е. имущественного оборота (ср. абз. 2 п. 4 ст. 421 ГК). В них проявляются особенности гражданского (частного) права, которое обычно разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных законом, наделяя их для этого соответствующими правовыми возможностями. Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой "если иное не предусмотрено договором", которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон.

Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав). Более того, в случае сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе гражданско-правового, регулирования .



Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значитель-ный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затруд-няет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.

К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым госу-дарством в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде утвержденного высшими государственными органами единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера, подготовленных их авторами, в том числе и для учебных целей.

Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы. Например, действующий Закон о банках и банковской деятельности заменил собой ряд имевшихся ранее в этой сфере разрозненных актов и отдельных норм как законодательного, так и подзаконного характера. Достоинством консолидации является возможность некоторой расчистки законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.

При большом количестве изменений (новелл), внесенных в закон или иной нормативный акт, используется также возможность его повторной официальной публикации в полном объеме (новеллизации), при которой старая редакция акта теряет силу. Так, в связи с большим количеством изменений в 1996 г. были официально переопубликованы Закон о банках и банковской деятельности, принятый в 1990 г., и Закон о защите прав потребителей, принятый в 1992 г. Такой прием, к сожалению, редко используемый отечественным законодателем, значительно облегчает применение официального текста нормативного акта.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже – подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что, в частности, предопределяет принятие других нормативных актов в данной области, включая законы, в соответствии с его нормами и тем самым – его центральное, системообразующее место в общем комплексе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный (подотраслевой, причем обычно комплексный) характер. В первом случае она выражается в принятии гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права. Во втором – в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т.п.), для которых возможна разработка и некоторых общих положений.

Поделиться: