Центры занятости населения - цель, задачи, функции. Что такое биржа труда? Чем занимается центр занятости

Под биржей труда в современном обществе обычно подразумевают государственное учреждение, которое осуществляет посредничество между теми, кто занят поисками подходящей работы, и работодателями, заинтересованными в квалифицированной рабочей силе. Биржа труда – часть системы государственного регулирования рынка труда, которая помогает гражданам с трудоустройством и переобучением, а также осуществляет социальную поддержку безработных.

Органы, ведающие вопросами занятости населения, анализируют состояние рынка труда во всех регионах страны и подбирают для соискателей вакансии, соответствующие их уровню профессиональной подготовки.

В настоящее время ситуация на рынке труда настолько сложна и многообразна, что часть функций государственных Центров занятости населения берут на себя коммерческие и общественные биржи труда. В таких организациях соискатель может за приемлемую плату получить данные об актуальных вакансиях, хотя однозначной гарантии трудоустройства, разумеется, никто дать не может.

Государственные Центры занятости населения

Государственная служба занятости занимается более широким кругом вопросов. В ее ведении – проблемы с трудоустройством лиц, временно оставшихся без работы; переподготовка тех, кто желает ; выплаты государственных пособий тем лицам, которые становятся на учет в качестве безработных.

Центры занятости осуществляют также профориентацию и психологическое сопровождение граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Биржа труда имеет в своем распоряжении банки актуальных вакансий, которые востребованы в данном регионе в настоящий момент. Чтобы получить доступ к вакансиям, гражданину требуется подать в учреждение пакет необходимых документов и зарегистрироваться в качестве безработного. Специалисты биржи труда помогут подобрать подходящее место работы, соответствующее склонностям, образованию и уровню подготовки соискателя. Услуги Центров занятости населения бесплатны.

Центры занятости населения создаются по территориальному признаку и имеются в каждом регионе. Любой гражданин России, столкнувшийся с проблемой трудоустройства, вправе обратиться за помощью и поддержкой в то учреждение службы занятости, которое расположено в месте его проживания. Регистрация на бирже труда возможна при наличии паспорта, трудовой книжки и документа об образовании. Тем, кто ранее работал, потребуется также справка о среднем заработке за последние три месяца.

Что такое биржа труда?

Биржа труда – это территориальный орган службы занятости, в который работник вправе обратиться после своего увольнения.

Законодательство РФ не обязывает гражданина, который остался без работы, вставать на биржу труда. Но в некоторых случаях сделать это необходимо. Например, в ст. 178 Трудового кодекса РФ закреплено общее правило, согласно которому при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) увольняемому работнику:

а) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

б) а также за ним сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия);

в) а также в течение 3-го месяца со дня увольнения за ним сохраняется средний месячный заработок (в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в 2-х недельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318 Трудового кодекса РФ).

Именно обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой является основанием для сохранения ему среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обратим внимание на особенность применения ст. 318 Трудового кодекса РФ в отношении пенсионеров, уволенных с работы. Суды приходят к выводу, что назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, - невозможность признания его в качестве безработного. Но при этом признаются несостоятельными доводы о том, что положения ст. 318 Трудового кодекса РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку данная статья не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена. Таким образом, пенсионеры, уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности (штатов) могут обратиться на биржу труда в целях сохранения среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обращение безработного гражданина в территориальный центр занятости населения приведет к следующим последствиям:

во-первых, гражданин будет признан безработным;

во-вторых, ему будет назначено пособие по безработице (п. 2 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1)).

При этом целью биржи труда является содействие гражданам в поиске работы. В этих целях органы службы занятости должны предлагать лицам подходящую им работу (ст. 4 Закона N 1032-1).

Закон N 1032-1 перечисляет лиц, которые не могут обратиться на биржу труда в целях признании их безработными. К ним относятся граждане:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) которым в соответствии с законодательством РФ назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона N 1032-1, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

7) занятые лица, к которым относятся лица:

а) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.

б) индивидуальные предприниматели

в) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей)

г) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

д) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

е) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

ж) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

з) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

к) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

По статистике лишь 1,5% соискателей обращаются в Службу занятости населения. Остальные предпочитают другие способы поиска работы. В чем же причина, в низкой эффективности такого поиска или так сложно встать на учет?

БИРЖА ТРУДА: ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Безработный. Получить такой статус для многих россиян – хуже клейма. Считается, что обращаются в службу занятости только те, кто уже ни на что не годится и не в состоянии найти работу самостоятельно. Согласно майскому онлайн-опросу JOB.RU , лишь 1,5% предпочитают обращаться в службу занятости и на организованные ею ярмарки вакансий. Кому может быть полезна госпомощь и что нужно сделать, чтобы встать на учет?

ПРИЧИНЫ НЕПОПУЛЯРНОСТИ

Многие уверены, что безработный должен встать на учет на биржу труда и страшно удивляются, не находя инстанции с таким названием. Дело в том, что в России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения. Для того, чтобы понять, в чем причина российской нелюбви к государственным биржам труда, достаточно сформулировать, чего хочет получить человек, обращаясь в подобную инстанцию. Правильно, хорошую работу и адекватное пособие на время ее поиска. Что выходит на практике?

Максимум, на что может рассчитывать человек, вставший на учет в качестве безработного – 4 900 рублей в месяц, минимум – 850. В Москве, правда, существуют еще доплата в размере минимального пособия + половина стоимости единого проездного билета, сейчас это 1 190 рублей. Путем нехитрых математических вычислений получаем: максимум 6 940 рублей, минимум – 2 890 рублей. Негусто.

Что касается хорошей работы, здесь ситуация еще хуже. В Москве две трети вакансий службы занятости приходится на рабочие специальности. Предложений работы для высококвалифицированных специалистов практически нет. Кадровые агентства свои вакансии через биржу труда предпочитают не размещать.

Менеджер по подбору персонала в направлении «Маркетинг и продажи» Michael Page International Виктор Киреев : «В процессе поиска кандидатов мы обращаемся к разным источникам. Бирж труда нет в их числе по нескольким причинам: во-первых, конкретно наше агентство занимается подбором высококвалифицированных специалистов, имеющих существенный опыт и экспертизу в своей отрасли, биржи труда же направлены на помощь в поиске работы или переквалификации специалистам начального уровня. Еще одной причиной является тот факт, что обращение граждан в центры занятости связано с определенными сложностями. Человек должен регулярно посещать биржу труда, информировать ее о своих действиях по самостоятельному поиску работы, являться на переговоры с работодателем в кратчайшие сроки и получать отметку о своей встрече с ним. Все это значительно уменьшает количество обратившихся на биржи труда, а соответственно и наших кандидатов ».

В списке наиболее востребованных специалистов топовые позиции занимают инспекторы полиции, охранники и медсестры. Ни о каких финансовых аналитиках, журналистах, юристах нет и речи. Но даже самым востребованным кандидатам гораздо выгоднее искать работу самостоятельно. Для сравнения: самая популярная вакансия в базе данных биржи труда – водитель а/м, средняя заработная плата – 29 тыс. рублей. На портале JOB.RU это практически нижняя граница предложений. На рекрутинговых сайтах всегда можно найти гораздо более выгодные варианты, чем те, которые предлагают Центры занятости.

Конечно, зарплата инспектора полиции – величина постоянная, но чтобы устроиться на эту работу, направления биржи труда не требуется. Не нужна никакая путевка и для того, чтобы устроиться водителем троллейбуса (это, кстати, самая высокооплачиваемая профессия из востребованных – 32 тыс. рублей в месяц).

Неудивительно, что численность официально зарегистрированных безработных составляет в Москве всего 0,56% от экономически активного населения. Безработица по классификации МОТ выше в разы. Впрочем, глава столичного департамента труда и занятости главной задачей службы занятости считает не лечение города от безработицы, а профилактику этого заболевания.

Руководитель Департамента труда и занятости населения г.Москвы Олег Нетеребский : «Надо делать, чтобы служба занятости не была Собесом, это не главная ее функция. Нужно, чтобы она мониторила рынок труда, делала прогнозы на год-два вперед и выстраивала программы так, чтобы люди ими пользовались ».

ПОВОД ПОПРОБОВАТЬ

И все же, есть по меньшей мере три весомых повода, чтобы встать на учет на биржу труда. Во-первых, если вы хотите начать свой бизнес.

Во-вторых, если вы попали под сокращение. По закону в этом случае работодатель должен выплатить вам при увольнении два оклада и еще один, если вы не найдете за два месяца работу. Но только при одном условии – если вы в 14-дневный срок после увольнения встанете на учет в службу занятости. Согласитесь, если вы получали большую зарплату, среднемесячный оклад – довольно весомый повод обратиться на биржу труда.

В-третьих, подав документы в службу занятости, вы получаете право на бесплатное обучение по одной из 70 специальностей на выбор. Вот только некоторые направления:

Автоматизация учета и управления на предприятии;
- Английский язык для делового общения со знанием ПЭВМ;
- Бухгалтерский и налоговый учет;
- Компьютерная верстка и дизайн;
- Международные стандарты финансовой отчетности;
- Проектирование средствами AutoCAD и ArchiCAD;
- Дизайн наращивания и моделирования ногтей;
- Парикмахер широкого профиля.

Конечно, эти курсы полноценного образования не заменят, но повысить квалификацию вполне могут. Некоторые благодаря этой опции решают свои проблемы за государственный счет. Инженер Максим Трубников рассказывает: «В 90-х инженеры оказались никому не нужны, меня сократили. Я встал на учет на биржу труда и сразу пошел на переобучение по специальности «водитель грузовика». Дело в том, что мне по дешевке достался грузовик, а прав категории D и денег на курсы у меня уже не было. Вот так и выкрутился ».

ПУТЬ К СТАТУСУ

Что же делать, если вы все-таки решили встать на учет на биржу труда? Для начала – подготовить все необходимые документы, они перечислены в статье 3 закона «О занятости населения в Российской Федерации»:

Паспорт или документ, его заменяющий;
- документ об образовании;
- трудовую книжку или документ, ее заменяющий;
- справку о среднем заработке за последние три месяца с последнего места работы;
- заявление.

Инвалиды, кроме того, предоставляют индивидуальную программу реабилитации.

Некоторым категориям граждан могут потребоваться дополнительные документы, их перечень можно найти на сайте Департамента труда и занятости населения г.Москвы. В регионах регламент может отличаться от московского, поэтому детали лучше уточнить в вашей службе занятости.

Чтобы не ездить лишний раз на прежнюю работу, не поленитесь сначала заглянуть в свое отделение службы занятости и взять образец необходимой справки. Обратите внимание, это не документ формы 2НДФЛ, который чуть ли не в половине случаев привозят в службу занятости!

Но даже если вы привезете в бухгалтерию готовую форму, это не обезопасит вас от лишних разъездов. Внимательно рассмотрите полученный документ. В угловом штампе или на фирменном бланке организации обязательно должны быть ИНН и юридический адрес компании-работодателя. Еще один нюанс: на справке должны стоять две подписи – руководителя и главного бухгалтера. Если этот человек един в двух лицах, он все равно должен расписаться два раза, а около строки «главный бухгалтер» поставить «и.о.».

Гораздо проще тем, кто хочет трудоустроиться впервые: им достаточно предоставить паспорт и документ об образовании. Имейте в виду: если вам еще нет 16-ти или, напротив, вы – пенсионер по старости, на учет вас не поставят. Не стать официально безработными и приговоренным к исправительным работам или лишению свободы, а также тем, кто предоставил ложные сведения.

Но вот вы подали все необходимые документы. Думаете, вы уже официально безработный? Нет. «У нас по закону о занятости вариант какой: вот человек пришел, он не имеет работы. Мы его первые 10 дней не регистрируем как безработного, мы ему стараемся помочь, предлагаем вакансии и очень многим людям помогаем на этом этапе », – объясняет Олег Нетеребский. Если дважды за эти 10 дней вы откажетесь от подходящей вам по профилю работы, на учет вас не поставят.

Но вот пособие назначено. Получать его вы сможете максимум 24 месяца (если вы не работали более года или были уволены за виновные действия – в 2 раза меньше). При этом для тех, у кого зарплата была ниже 11 тыс. рублей, пособие будет постепенно уменьшаться, но в любом случае вторую половину срока оно будет минимальным. Исключение сделано лишь для обладателей солидного стажа: 20 лет для женщин и 25 – для мужчин. Повышенное пособие они будут получать из расчета 12 месяцев + 2 недели за каждый год свыше указанного стажа. Так, если у женщины стаж 30 лет, то максимальное пособие ей будут платить 12 + 5 месяцев.

Все это время вам будут предлагать работу. Первый год – по профилю (за исключением тех, кто был судим или уволен по виновной статье), второй – любую. Если вы дважды откажетесь, денег вас лишат. Россия – не Америка, годами жить на пособие по безработице не получится.

Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости (СЗ), призванная содействовать найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.
Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены следующие задачи:

  1. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
  2. информирование о возможностях трудоустройства;
  3. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
  4. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
  5. организация общественных работ;
  6. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
  7. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
  8. регистрация безработных;
  9. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
  10. оформление досрочного выхода на пенсию;
  11. разработка программ занятости;
  12. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:
I уровень - федеральная служба занятости;
II уровень - региональные организации службы занятости;
III уровень - местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.
Для решения перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости выполняет как общие, так и частные, присущие только ему функции.
Общими функциями служб занятости всех уровней являются:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
  • оказание помощи в выборе работы;
  • организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:
  • разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
  • поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
  • определение основных направлений профессионального обучения;
  • создание правовой и нормативной базы функционирования;
  • координация работы региональных и местных служб занятости.
Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др.
Основными источниками финансирования служб занятости являются обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования.
В 1991 г. в России была сформирована государственная служба занятости. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек.
Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости.
Деятельность учебных центров служб занятости строится на основе следующих принципов:
  • опережающее обучение;
  • содействие самозанятости населения;
  • формирование социального заказа на обучение;
  • предоставление различных услуг в выборе профессий и специальностей;
  • предоставление преимуществ в обучении для граждан, нуждающихся в социальной защите, т. е. для лиц, долгое время не имеющих работу, молодежи, инвалидов, одиноких, многодетных, беженцев, женщин и др.
Центры оказывают как платные, так и бесплатные услуги, в том числе такие:
  • методическая помощь в организации профессионального обучения;
  • организация обучения и переобучения рабочих и специалистов на предприятиях в районе;
  • подготовка граждан для предпринимательской деятельности;
  • стимулирование деловой активности населения;
  • консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам.
Поделиться: